Языковой анализ текста. Средства выразительности в тексте.
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) на тему
материалы для урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sredstva_vyrazitelnosti_v_tekste_10_klass.docx | 16.94 КБ |
sredstva_vyrazitelnosti_v_tekste_10_klass.pptx | 225.4 КБ |
tekst_1.docx | 13.67 КБ |
tekst_2.docx | 12.99 КБ |
Предварительный просмотр:
10 класс
Языковой анализ текста.
Средства выразительности в тексте.
(Выполнение задания 24)
Склоцкая Ярослава Владимировна
МБОУ СОШ с/п Снежный
Цель: Научить алгоритму выполнения задания 24.
Задачи:
-Систематизировать сведения о средствах выразительности.
-Совершенствование умения разграничивать группы средств выразительности
-Совершенствование умения определять средства выразительности, используемые в тексте.
Ход урока:
1. Оргмомент. Сообщение темы, целей урока, актуальность темы.
Составить таблицу (самооценка):
Знаю | Хочу узнать | Узнал новое | Вопрос |
Заполнить 2 первые колонки таблицы.
2. Теоретические сведения:
Рассмотрим пример задания 24
Вопрос к учащимся: какими знаниями нужно обладать, чтобы выполнить данное задание?
- Знать средства выразительности.
В рецензии содержится подсказка - в ней очень часто указано, к какой группе относится средство выразительности.
Группы средств выразительности видны на слайде.
Попробуем назвать признаки, которые положены в основу такой классификации.
Тропы: обобщенное название стилистических приёмов, употребленных в переносном значении.
Лексические средства: особенности заключены в непосредственном значении слова, сфере его употребления, стиле.
Синтаксические средства: особенности построения предложений, словосочетаний, частей текста.
Задание №1.
Распределим средства выразительности по группам:
1 ученик - тропы, 2 ученик - лексические, 3,4 ученик - синтаксические.
- развернутая метафора
- назывное предложение
- эпитет
- синтаксический параллелизм
- градация
- гипербола
- инверсия
- эпитеты
- сравнение
- однородные члены
- неполные предложения
Запишите свой ответ.
Проверка (слайд). Кто оказался прав?
Остановимся на каждой группе средств выразительности.
1. Тропы.
Вспомним основные тропы.
Выполним задания. Вы можете воспользоваться подсказкой.
2. Лексические средства.
Рассмотрим известные лексические средства.
3. Вспомним основные синтаксические средства.
Физминутка:
Задание: "Верны ли утверждения"
Если утверждение верно - хлопаем. Неверно - топаем)
- Эпитет - лексическое средство
- Антонимы - это тропы
+ Парцелляция - это синтаксическое средство
- Однородные члены - лексическое средство
+ Инверсия - синтаксическое средство
+ Фразеологизм - лексическое средство
- Метафора - лексическое средство
+ Просторечные слова - лексическое средство
Закрепление:
Вернемся к заданию 24.
В задании 24, как и сказано было ранее, есть подсказка.
Прочитайте список терминов. Отметьте, к какой группе принадлежит каждый термин. (Т, Л, С)
Проверим себя. Таким образом, мы увидели, что в списке есть 3 тропа, следовательно, они и будут первыми тремя ответами. Распределяем их в нужном порядке.
Находим 4 средство выразительности, обязательно обращаясь к тексту.
Ответ: 2836
Алгоритм:
1. Прочитать рецензию.
2. Найти в тексте рецензии слова: тропы, лексические средства, синтаксические средства.
3. Прочитать список терминов.
4. Сгруппировать понятия.
5. Вспомнить определения этих понятий, сопоставить с примерами.
6. Расположить цифры в нужном порядке.
Контроль:
В качестве контрольного задания выполняем задание 24 из демоверсии 2014 года.
Озвучить ответы. 6351
Важная информация по заполнению:
В задании 24 очень важен порядок ответов. Будьте внимательны. А также внимательно прочитайте, как записывается ответ в бланк.
По демоверсии 2014 года:
Последовательность цифр запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии
с приведёнными в бланке образцами.
Рефлексия:
Вернемся к таблице, приведенной в начале занятия.
Заполните оставшиеся 2 колонки.
Задайте вопросы, если они возникли.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Заполните 2 первые колонки таблицы Знаю Хочу узнать Узнал новое Вопросы
Группы языковых средств Тропы Лексические средства Синтаксические средства
Распределите средства выразительности на 3 группы развернутая метафора назывное предложение эпитет синтаксический параллелизм градация гипербола инверсия сравнение однородные члены неполные предложения
Распределите средства выразительности на 3 группы Тропы Лексические Синтаксические Разв . метафора Назывное предл Эпитет Синтаксич . параллелизм Гипербола Градация Сравнение Инверсия Однор . члены Неполн . предлож
Тропы Эпитет Метафора Олицетворение Метонимия Синекдоха Перифраза Антономасия Аллегория Гипербола Литота Оксюморон Ирония Антитеза
Определите троп: 1. Колесом за сини горы солнце красное скатилось 2. И звезда с звездою говорит 3. Золотой свет от заката Справка
Определите троп: Черные фраки носились врозь и кучами там и там. Траурный Моцарт зазвучал под сводами собора Справка
Определите троп: Два светильника небесных В жизни каждого однажды наступает осень В нашей стране хватает чичиковых Справка
Определите троп: Россия поражена тяжелейшей идеологической болезнью, которая более тяжела ,чем водородная бомба 20 века. Имя это болезни –ксенофобия Мы со своими амбициями – меньше муравьев лесных Сладостные мучения испытал он , изгнанник , вернувшись в Россию Справка
Определите троп: 1. Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой 2.Посмотрите на него: каков Геракл! Справка
ЭП И ТЕТ – образное определение предмета или действия. Например: На берегу пустынных волн Стоял он дум великих полн. МЕТ А ФОРА - вид иносказания, перенос значения с одного слова на другое по сходству признаков, скрытое сравнение, в котором отсутствует сравнительный оборот. Например: Сыплет черёмуха снегом. (снег подобен цветущим кистям черёмухи) . ОЛИЦЕТВОР Е НИЕ - разновидность метафоры, перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия. Например: Вечер синею свечкой звезду Над дорогой моей засветил.
Метонимия. Синекдоха. МЕТОН И МИЯ - замена одного слова или понятия другим, имеющим с первым причинную или иную связь. Например: Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам. (метонимия "все флаги" заменяет многословное выражение "корабли всех стран под различными флагами") СИН Е КДОХА (обобщение) - частный случай метонимии, обозначение целого через его часть. Например: Швед, русский колет, рубит, режет.
Перифраза. Антономасия . Аллегория ПЕРИФР А ЗА или ПЕРИФР А З (описательное выражение) – стилистический приём, состоящий в замене обычного однословного названия какого-либо предмета или явления описательным выражением. Например: Лев – царь зверей. АЛЛЕГ О РИЯ –Выражение отвлечённого понятия или идеи в конкретном художественном образе. Например: в баснях, сказках глупость, упрямство воплощаются в образе Осла АНТОНОМАС И Я (переименование) – троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного, вид метонимии. Например: Донкихот, донжуан, ловелас и др.
Гипербола. Литота. Оксюморон ГИП Е РБОЛА (преувеличение) - образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты и т.п. Например: ...дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни. ЛИТ О ТА (простота) - образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого предмета или явления. Например: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка. Оксюморон – прием, когда одно понятие определяется через свою невозможность. Например : Горячий снег
Ирония. Антитеза ИР О НИЯ (притворство) - употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. Например: Ай, Моська, знать она сильна, Что лает на слона. Значение: создание комического эффекта . Антитеза – резкое противопоставление чего-либо, подчеркнутое синтаксически. Например : Как динамична Цветаева и как статична Ахматова !
Синонимы. Антонимы СИНОНИМЫ - это слова одной и той же части речи, близкие друг другу по значению . Например: испытывать страх, бояться, опасаться, пугаться, страшиться и т.д. АНТОНИМЫ - это слова одной и той же части речи, противоположные по значению. Например, рано - поздно, уснуть - проснуться, белый - чёрный. Контекстные синонимы/ антонимы: слова, обладающие сходством/ противоположностью значения только в пределах данного текста
Диалектизмы. Разговорная лексика. Просторечные слова ДИАЛЕКТИЗМЫ - это слова, принадлежащие к определенному диалекту. Например: кочет - петух, гутарить – разговаривать. РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА - это слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи, имеют характер непринуждённости и поэтому не всегда уместны в письменной и книжной речи. Например: газировка (газированная вода), белобрысый (блондин) ПРОСТОРЕЧНЫЕ СЛОВА - слова . выражения, характеризующиеся упрощённостью, оттенком грубости и служащие обычно для выражения резких оценок. Например: башка (голова), муторный (неприятный), втемяшиться (укрепиться в сознании).
ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ - это слова, которые используются в различных сферах производства, техники и т.д. и которые не стали общеупотребительными. Например : баранка – руль ТЕРМИНЫ - слова или сочетания слов, обозначающие специальные понятия, употребляемые в науке, технике, искусстве. Например: катет, гипотенуза, морфология, спряжение, глагол. КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА - слова, которые употребляются прежде всего в письменной речи, используются в научных работах, официальных и деловых документах, публицистике. Например: гипотеза (научное предположение), генезис (происхождение), адресат (лицо, которому послано письмо).
ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННЫЕ СЛОВА - слова , выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т.д. Например: кляча (не просто лошадь, а плохая лошадь), врать (не просто говорить неправду, а говорить её нагло), жаждать (не просто желать, а желать страстно). ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНАЯ ЛЕКСИКА - слова, которые носят оценочный характер (в отличие от нейтральной лексики). Например: слова с положительной окраской - доблестный, лучезарный; слова с отрицательной окраской - выскочка, брехня .
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - устойчивые сочетания слов, обладающие обычно целостным значением. Например: работать засучив рукава, беречь как зеницу ока, ставить палки в колёса. КРЫЛАТЫЕ СЛОВА - яркие и меткие выражения писателей, учёных, общественных деятелей, а также народные пословицы и поговорки. Например: Не в коня корм. Как мало прожито, как много пережито. Пословицы, поговорки
АРХАИЗМЫ - устаревшие слова, у которых есть современные синонимы, заменившие их в языке. Например: младой - молодой, злато - золото; око - глаз, уста - губы, узреть - увидеть. ИСТОРИЗМЫ - слова, служившие названием исчезнувших предметов. понятий, явлений. Например: тивун - должностное лицо в древней Руси, гривна - денежная единица Киевской Руси, лакей - человек, служивший в богатых домах. НЕОЛОГИЗМЫ - новые слова, возникающие в языке. Например: видеотелефон, аэробус, Интернет.
«Фрагмент из романа Л. Леонова «Русский лес» подтверждает мысль о том, что даже о сложных философских проблемах можно говорить доступно. Достигается это с помощью тропов: _____ («купель зрелости» в предложении 24), _____ («пытливые, вопросительные глаза» в предложении 21), _____ («на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть» в предложении 21). Усиливает эффект от прочитанного _______ («отступаем» в предложении 12, «я не трус» в предложении 21). Этот приём фиксирует внимание читателя на главном, подчеркивает важнейшие мысли автора. Список терминов: 1) анафора 2) метафора 3) гипербола 4) профессиональная лексика 5) парцелляция 6) лексический повтор 7) противопоставление 8) эпитеты 9) контекстные синонимы
Список терминов: 1) анафора -С 2) метафора - Т 3) гипербола - Т 4) профессиональная лексика - Л 5) парцелляция - С 6) лексический повтор - С 7) противопоставление - С 8) эпитеты - Т 9) контекстные синонимы - Л
«Фрагмент из романа Л. Леонова «Русский лес» подтверждает мысль о том, что даже о сложных философских проблемах можно говорить доступно. Достигается это с помощью тропов: метафора 2 («купель зрелости» в предложении 24), эпитеты 8 («пытливые, вопросительные глаза» в предложении 21), гипербола 3 («на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть» в предложении 21). Усиливает эффект от прочитанного лексический повтор 6 («отступаем» в предложении 12, «я не трус» в предложении 21). Этот приём фиксирует внимание читателя на главном, подчеркивает важнейшие мысли автора. Список терминов: 1) анафора 2) метафора 3) гипербола 4) профессиональная лексика 5) парцелляция 6) лексический повтор 7) противопоставление 8) эпитеты 9) контекстные синонимы ОТВЕТ: 2, 8, 3, 6
Алгоритм 1. Прочитать рецензию. 2. Найти в тексте рецензии слова: тропы, лексические средства, синтаксические средства. 3. Прочитать список терминов. 4. Сгруппировать понятия. 5. Вспомнить определения этих понятий, сопоставить с примерами. 6. Расположить цифры в нужном порядке.
Автор заставляет читателя задуматься о важных для каждого человека понятиях. С этой целью уже в первом абзаце он использует _____ («разъединяет» – «объединяет»). Синтаксическое средство – _____ (в предложениях 4, 13), троп – _____ («они – две колонны, поддерживающие крышу одного храма» в предложении 16) и лексическое средство – _____ («делать первый шаг» в предложении 9) помогают автору выразить своё отношение к сущности рассматриваемых понятий». Список терминов: 1) фразеологизм 2) литота 3) ряды однородных членов 4) ирония 5) метафора 6) антонимы 7) синтаксический параллелизм 8) экспрессивный повтор 9) восклицательные предложения
Автор заставляет читателя задуматься о важных для каждого человека понятиях. С этой целью уже в первом абзаце он использует антонимы 6 («разъединяет» – «объединяет»). Синтаксическое средство – однородные члены 3 (в предложениях 4, 13), троп – метафора 5 («они – две колонны, поддерживающие крышу одного храма» в предложении 16) и лексическое средство – фразеологизм 1 («делать первый шаг» в предложении 9) помогают автору выразить своё отношение к сущности рассматриваемых понятий». Список терминов: 1) фразеологизм 2) литота 3) ряды однородных членов 4) ирония 5) метафора 6) антонимы 7) синтаксический параллелизм 8) экспрессивный повтор 9) восклицательные предложения ОТВЕТ: 6, 3, 5, 1
Внесение ответов в бланк Демоверсия 2016 года: Последовательность цифр запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Заполните 2 оставшиеся колонки таблицы Знаю Хочу узнать Узнал новое Вопросы
Спасибо за внимание!
Риторический вопрос – вопросительное предложение, не требующее ответа Риторическое восклицание – восклицательное предложение, усиливающее эмоциональное восприятие художественной речи. Риторическое обращение – слово или сочетание слов, называющее адресата в художественной речи ! Не путать с вопросно-ответной формой и обращением в диалоге!
Анафора – единоначатие, повторение слов в начале предложения, строфы. Эпифора – повторение в конце строк слова или словосочетания. Лексический повтор – повторение слова или словосочетания в предложении или тексте, усиливающее эмоциональность, значение ключевого слова. Синтаксический параллелизм – одинаковая структура предложений, сходное расположение элементов, однотипное построение предложений или отрезков текста.
Парцелляция- разделение фразы, предложения на части, является средством интонационной экспрессии. Инверсия- перестановка, изменение установленного грамматикой порядка слов в целях усиления выразительности. Градация – приём расположения слов и выражений в порядке их возрастающего значения.
Цитирование – чужие слова, используемые в тексте без изменения. Цитата заключается в кавычки, кроме случаев употребления в эпиграфе или при цитировании стихотворной строфы.
Синонимы Антонимы Диалектизмы Профессионализмы Жаргонизмы Эмоционально-окрашенные слова Архаизмы Неологизмы Историзмы Разговорная лексика Просторечные слова Термины Фразеологизмы Крылатые выражения Эмоционально-экспрессивная лексика
Риторический вопрос Риторическое восклицание Риторическое обращение Вопросно-ответная форма Лексический повтор Ряды однородных членов Инверсия Цитирование Анафора Эпифора Вводные слова Градация Синтаксический параллелизм Парцелляция Противопоставление
Предварительный просмотр:
(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение. (2)– Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек. (3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?.. (6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки. (10)Варя сразу наткнулась на главное место. (11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. – (12) Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку. (16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага... (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! – (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...» (27)– Да, он очень вырос, твой Родион, ты права... – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок. (28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.
«Фрагмент из романа Л. Леонова «Русский лес» подтверждает мысль о том, что даже о сложных философских проблемах можно говорить доступно. Достигается это с помощью тропов: _____ («купель зрелости» в предложении 24), _____ («пытливые, вопросительные глаза» в предложении 21), _____ («на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть» в предложении 21). Усиливает эффект от прочитанного _______ («отступаем» в предложении 12, «я не трус» в предложении 21). Этот приём фиксирует внимание читателя на главном, подчеркивает важнейшие мысли автора.
Список терминов:
1) анафора
2) метафора
3) гипербола
4) профессиональная лексика
5) парцелляция
6) лексический повтор
7) противопоставление
8) эпитеты
9) контекстные синонимы
Предварительный просмотр:
(1)Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения, кропотливо и пристально проанализировать то, что нас разъединяет. (2)Основным всё-таки является другой вопрос, на который мы должны найти ответ, если хотим улучшить или спасти наши отношения: «Что нас объединяет?». (3)Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что нас объединяет. (4)Если нас связывают дом, дача, деньги, внешняя привлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере будут поставлены под угрозу и наши взаимоотношения. (5)Связи, в которых людей уже ничего не объединяет, похожи на потёмкинские деревни, где внешне всё нормально, но за красивым фасадом – одни проблемы и пустота. (6)Часто такие формальные связи хуже одиночества. (7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты. (8)Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше, это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты и направляющие развитие событий в совсем иное русло. (9)Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя и своего внутреннего достоинства. (10)Для взаимоотношений нужны двое, и любой наш шаг должен вызвать резонанс, отклик другого человека, за которым последует его реакция, его ответные шаги нам навстречу. (11)Если после наших продолжительных усилий такого не случается, то напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно и искусственно.(12)Для успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны пытались преодолеть чувство собственничества и эгоизма. (13)Очень часто мы не видим индивидуальности, уникальности людей, которых любим, и продолжаем рассматривать их как отражение наших собственных взглядов, требований, представлений о том, какими они должны быть. (14)Мы не должны пытаться воспитывать и переделывать людей по своему образу и подобию. (15)Любовь требует ощущения воздуха и свободы души. (16)Люди, любящие друг друга, не растворяются друг в друге и не теряют своей индивидуальности; они – две колонны, поддерживающие крышу одного храма.
(По Е. Сикирич*)
Автор заставляет читателя задуматься о важных для каждого человека понятиях. С этой целью уже в первом абзаце он использует _____ («разъединяет» – «объединяет»). Синтаксическое средство – _____ (в предложениях 4, 13), троп – _____ («они – две колонны, поддерживающие крышу одного храма» в предложении 16) и лексическое средство – _____ («делать первый шаг» в предложении 9) помогают автору выразить своё отношение к сущности рассматриваемых понятий».
Список терминов:
1) фразеологизм
2) литота
3) ряды однородных членов
4) ирония
5) метафора
6) антонимы
7) синтаксический параллелизм
8) экспрессивный повтор
9) восклицательные предложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка, истории и литературы в 10 классе «Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале».
Целью урока является обучение содержательно-языковому анализу текста, формирование у учащихся понятия значимости роли личности в историческом процессе, систематизация материала об исторических личност...
Программа элективного курса "Содержание и языковой анализ текста"
Рабочая программа элективного курса "Содержание и языковой анализ текста" рассчитана на 17 часов и ориентирована на преподавание в 9 классе...
Интегрированный урок русского языка, литературы и истории в 10 классе"Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале".
Интегрированные уроки - одна из инновационных педагогических технологий в современном образовании. Эффективность интегрированный уроков проявляется в том, что даже слабые ученики с интересом участвуют...
Учебное пособие "Средства выразительности в тексте"
Пособие содержит перечень средств выразительности , определение понятий и их функций в тексте, примеры. Предназначено для подготовки к ГИА по русскому языку и литературе в 9 и 11 классах, а также для ...
Доклад "Совершенствование языкового анализа текста на уроках русского языка.
Анализ текста в старших классах на уроках русского языка....
Комплексный анализ текста. Языковые средства выразительности.
Презентацию к уроку подготовила Шиндина Татьяна Ивановна, учитель русского языка МБОУ «Потьминская средняя общеобразовательная школа»...
Средства выразительности в тексте
Средства художественной выразительности – это тропы, фигуры речи и другие литературные приемы, используемые поэтами, писателями и драматургами для создания уникальных эффектов в своих произведен...