Программа элективного курса "Содержание и языковой анализ текста"
элективный курс (русский язык, 9 класс) по теме
Рабочая программа элективного курса "Содержание и языковой анализ текста" рассчитана на 17 часов и ориентирована на преподавание в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_9_klass.docx | 30.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
РАССМОТРЕНО на заседании МО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
учителей русского языка, литературы, риторики Зам. директора по УВР приказом
Протокол № 1 от 03.09.2011 г. ___________ И.А.Краля по МОУ «СОШ №1»
Руководитель МО _________ Рязанова А.Я. 03.09.2011 г №_____ от __________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»
ДЛЯ 9 Б КЛАССА
Составитель
Кучеренко Г.В.
учитель русского языка,
литературы, риторики
2011 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс русского языка «Содержание и языковой анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Задачи изучения элективного курса:
- обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
- применение обобщённых знаний и умений при анализе текста.
Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
- использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
- анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
- анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
- анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
- тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой гимназии у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Курс рассчитан на 17 часов. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.
Для изучения элективного курса используется пособие Корчагиной Е.В. (Корчагина Е.В. Русский язык: Содержательный и языковой анализ текста: 9-й кл. – М., 2009).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Спецификация второй части экзаменационной работы
Вторая часть экзаменационной работы – содержательный и языковой анализ прочитанного текста. Два типа заданий: задания с выбором ответа (А1 – А7) и задания с кратким ответом (В1 – В14). Задания группы А: глубина и точность понимания содержания, проблематики исходного текста; характер смысловых отношений между частями текста; особенности использования лексических средств и средств выразительности. Задания группы В:уровень лингвистической и языковой компетенции, т.е. уровень владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского зыка. Знакомство с образцами вариантов заданий уровней А и В.
Обучающиеся должны знать:
- основные правила работы с текстом.
Обучающиеся должны уметь:
- различать характер заданий к тексту.
Тема 2. Средства выразительности речи
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические –тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрении использования в нём средств выразительности.
Обучающиеся должны знать:
- основные средства выразительности.
Обучающиеся должны уметь:
- различать средства выразительности;
- находить в тексте средства выразительности;
- анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 3. Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Обучающиеся должны знать:
- основные сведения по стилистике русского языка.
Обучающиеся должны уметь:
- определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
- работать со стилистическими синонимами.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 4. Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание гласных после шипящих и Ц. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Обучающиеся должны знать:
- орфографические правила.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа
Тема 5. Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Обучающиеся должны знать:
- синтаксические и пунктуационные нормы.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Кол-во часов | Формы контроля |
Тема 1. Спецификация второй части экзаменационной работы | 2 | Текущий контроль – тренировочные упражнения |
Тема 2. Средства выразительности речи | 2 | Текущий контроль – тренировочные упражнения |
Тема 3. Стилистика русского языка | 2 | Текущий контроль – тренировочные упражнения |
Тема 4. Нормы русской орфографии | 4 | Текущий контроль – тренировочные упражнения Практическая работа - 1 |
Тема 5. Синтаксические и пунктуационные нормы | 7 | Текущий контроль – тренировочные упражнения Итоговая практическая работа - 1 |
Итого: | 17 часов |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения элективного курса русского языка «Содержание и языковой анализ текста» ученик должен
знать/понимать
- основные правила работы с текстом;
- основные средства выразительности;
- основные сведения по стилистике русского языка;
- орфографические правила; синтаксические и пунктуационные нормы;
уметь
- различать средства выразительности;
- находить в тексте средства выразительности;
- анализировать текст с точки зрения средств выразительности;
- определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
- работать со стилистическими синонимами;
- использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста;
- использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- совершенствования коммуникативных способностей;
- развития интеллектуальных способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный компонент государственного стандарта основного среднего образования по русскому языку. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5.
- Корчагина Е.В. Русский язык: Содержательный и языковой анализ текста: 9-й кл. – М., 2009.
- Греков В.Ф., Крючков Е.В., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы.- М., 2005.
- ГИА – 2010: Экзамен в новой форме: Русский зык: 9-ый кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. / авт.-сост. И.П.Цыбулько, Л.С.Степанова. – М., АСТ,2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Совершенствование языкового анализа текста на уроках русского языка.
Анализ текста в старших классах на уроках русского языка....
«Здесь, верно, ошибка какая-то» (Языковой анализ текстов мультипликационных фильмов).
Исследовательская работа на тему:"Языковой анализ текстов мультипликационных фильмов"....
Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции
Понимать текст, разбираться в авторском замысле – непростая задача для школьника. Помочь понять проблему в художественном тексте, найти точку зрения автора – задача этого урока. Я постаралась по...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ 9 КЛАССА
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАЭЛЕКТИВНОГО КУРСАПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ«СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»ДЛЯ 9 КЛАССА...
Языковой анализ текста. Средства выразительности в тексте.
материалы для урока...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по русскому языку «Содержание и языковой анализ текста»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по русскому языку «Содержание и языковой анализ текста» 9 класс...
Рабочая программа факультативного курса «Содержание и языковой анализ текста»
Элективный курс предполагает углубленное изучение теоретического материала по темам «Текст. Типы речи. Стили речи. Языковой анализ текста» с целью подготовки учащихся к...