Факультатив русского языка «Содержание и языковой анализ текста»
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Сумина Светлана Юрьевна

Факультатив русского языка «Содержание и языковой анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon f_rya_9_kl.doc167 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультатива по  русскому языку «Содержание и языковой анализ текста»

(9 класс)

Суминой Светланы Юрьевны,

учителя  I  квалификационной категории

г. Мегион

2015 - 2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

               Русский язык-язык русского народа. Он служит ему средством общения во всех сферах жизни; для хранения и передачи информации; для связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.

Русский язык - один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием  словаря, словообразовательных и грамматических средств, неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и науки, имеющие мировое значение.

          Факультатив русского языка «Содержание и языковой анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса.

         Цель изучения курса факультатива – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.  

Задачи изучения курса факультатива:

  • обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;  
  • применение  обобщённых знаний и умений  при анализе текста.

Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.  

Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.  

Механизм формирования  лингворечевой компетенции:  

  • использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
  • анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
  • анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
  • анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
  • тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку.  Таким образом,  программа создает условия для реализации   деятельностного подхода к изучению русского языка в  9 классе.  

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.  

В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой гимназии  у обучающихся в процессе изучения русского языка  совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.  

 

 Для изучения факультативного курса используется пособие  Корчагиной Е.В. (Корчагина Е.В. Русский язык: Содержательный и языковой анализ текста: 9-й кл. – М., 2009).

Место курса в образовательном процессе.

Большинство ребят испытывают трудности при подготовке к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить экзамен по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может факультативный курс.

Курс «СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ  АНАЛИЗ ТЕКСТА» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Данный курс позволит выпускникам подготовиться к экзамену, объективно оценить свои  знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание. Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики. Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников. Поэтому элективный курс, на мой взгляд, является необходимым для успешной сдачи экзамена.

Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия  позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.

В материалах экзамена по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по прежнему остается актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.

Курс рассчитан на 35 часов. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ОГЭ – основной результат изучения данного курса.    

Основные компоненты содержания курса.

В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных ребятами в 5-9 классах. Повторение проводится по основным разделам русского языка:

  • лексика;
  • фонетика;
  • морфемика и словообразование;
  • орфография и морфология;
  • синтаксис;
  • пунктуация;
  • языковые нормы.

Методы и формы обучения.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность). Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения:

  • Репродуктивный
  • Продуктивный.

 Методы обучения реализуются в следующих формах работы:

  • Рассказ учителя 
  • Беседа 
  • Работа со словарями 
  • Анализ таблицы 

При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д. Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п.

Результаты изучения курса.

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения тестовой работы, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.

В результате изучения курса обучающиеся будут психологически подготовлены к экзамену. То есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков, знать свои права и систему оценивания тестовых работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе и повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзаменов.

Формы контроля достижений учащихся.

Основной формой контроля достижений учащихся является выполнение тестовых заданий. Так, в конце каждого занятия проводится небольшая тестовая работа (работы сдаются на проверку).  В конце каждого занятия ребята получают домашнее задание по рабочим тетрадям. Эти задания  проверяются учителем выборочно. На первом занятии ребятам объясняется принцип оценивания: на каждого ученика  заводится лист контроля, где  указывается количество выполненных работ, набранные баллы и т.д.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

   Программа курса предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учащихся курса «СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»   является сравнение объектов, анализ, оценка, классификация полученных знаний, поиск информации в различных источниках.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1.  Спецификация второй части экзаменационной работы

Вторая часть экзаменационной работы – содержательный и языковой анализ прочитанного текста. Два типа заданий: задания с выбором ответа (Ч 2, 2) и задания с кратким ответом (Ч 2, 3-14). Задания группы Ч 2, 2 : глубина и точность понимания содержания, проблематики исходного текста; характер смысловых отношений между частями текста; особенности использования лексических средств и средств выразительности. Задания группы Ч 2, 3-14: уровень лингвистической и языковой компетенции, т.е. уровень владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского зыка. Знакомство с образцами вариантов заданий уровней  Ч 2.

Обучающиеся должны знать:

  • основные правила работы с текстом.  

Обучающиеся должны уметь:

  • различать характер заданий к тексту.  

 

Тема 2. Средства выразительности речи

Богатые  возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические –тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрении использования в нём средств выразительности.  

Обучающиеся должны знать:

  • основные средства выразительности.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать средства выразительности;
  • находить в тексте средства выразительности;
  • анализировать текст с точки зрения средств выразительности.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.  

Тема 3. Стилистика русского языка

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.  

  Обучающиеся должны знать:

  • основные сведения по стилистике русского языка.  

Обучающиеся должны уметь:

  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
  • работать со стилистическими синонимами.

Контроль знаний:  тренировочные упражнения.  

        

Тема 4.  Нормы русской орфографии

Правописание корня слова. Правописание гласных после шипящих и Ц. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

 Обучающиеся должны знать:

  • орфографические правила.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа  

Тема 5.  Синтаксические и пунктуационные нормы

Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.  

Обучающиеся должны знать:

  • синтаксические и пунктуационные нормы.  

Обучающиеся должны уметь:

  •  использовать знания по синтаксису и пунктуации  при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.  

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Тема

Кол-во

часов

Формы контроля

Тема 1. Спецификация второй части экзаменационной работы

4

Текущий контроль – тренировочные упражнения

Тема 2.   Средства выразительности речи

5

Текущий контроль – тренировочные упражнения

Тема 3. Стилистика русского языка

5

Текущий контроль – тренировочные упражнения

Тема 4. Нормы русской орфографии

9

Текущий контроль – тренировочные упражнения

Практическая работа.

Тема 5. Синтаксические и пунктуационные нормы

12

Текущий контроль – тренировочные упражнения

Итоговая  практическая работа.

Итого:

35 ч.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  •  

В результате изучения факультативного курса  русского языка «Содержание и языковой анализ текста» ученик должен

знать/понимать

  • основные правила работы с текстом;
  • основные средства выразительности;
  • основные сведения по стилистике русского языка;
  • орфографические правила; синтаксические и пунктуационные нормы;

                      уметь

  • различать средства выразительности;
  • находить в тексте средства выразительности;
  • анализировать текст с точки зрения средств выразительности;
  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
  • работать со стилистическими синонимами;
  • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста;
  • использовать знания по синтаксису и пунктуации  при анализе предложенного текста;

                        использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
  • совершенствования коммуникативных способностей;
  • развития интеллектуальных способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.

Требования к уровню подготовки выпускников

  В результате изучения русского языка учащийся должен

    знать/понимать

  • общие сведения о русском языке;
  •  определения основных изучаемых единиц языка и категорий;
  •  орфографические и пунктуационные правила;
  •  осмысленно обосновывать свой ответ, приводя и анализируя соответствующие примеры.

       Учащиеся, применяя полученные знания, должны

          уметь

  • словообразовательные, морфологические, синтаксические и речеведческие);
  • опознавать языковые единицы (фонетические, лексические, морфемные, группировать языковые явления по определённым признакам;
  • давать анализ и характеристику изученных языковых единиц;
  • правильно произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами;
  • правильно образовывать формы слов;
  • правильно и уместно употреблять слова и фразеологизмы, грамотно строить предложения разных структур и уместно их применять в речи;
  • владеть современным речевым этикетом;
  • адекватно воспринимать устную и письменную речь;
  • пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст;
  • собирать и систематизировать собранные материалы к сочинению на определённую тему, с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
  • создавать тексты разных типов и стилей речи и использовать в них соответствующие языковые средства;
  • совершенствовать и редактировать тексты, находить содержательные и языковые ошибки и недочёты и исправлять их;
  • находить в слове орфограммы, а в предложении - смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания;
  • правильно писать слова в соответствии с изученными орфографическими правилами и пунктуационно правильно оформлять предложения  и текст;
  • правильно писать слова, отобранные для специального заучивания;
  • пользоваться различными словарями русского языка.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№  п/п

Виды контроля

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Основные теоретические

понятия

Тема 1. Спецификация первой, второй части экзаменационной работы  

4

1

Спецификация первой части экзаменационной работы  

1

1.09

3.09

2

Спецификация первой части экзаменационной работы  

1

8.09

10.09

3

Знакомство с образцами вариантов заданий Ч 2

1

15.0017.09

4

Знакомство с образцами вариантов заданий уровней Ч 2

1

22.0224.09

Тема 2 Средства выразительности речи  

5

5

 Изобразительно-выразительные средства. Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности

1

29.01.1.10

Изобразительно-выразительные средства

6

Изобразительно-выразительные средства. Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности

1

6.10

8.10

Изобразительно-выразительные средства

7

Текущий контроль

Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий уровня Ч 3

1

13.10

15.10

8

Текущий контроль

Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий уровня Ч 3

1

20.10

22.10

9

Текущий контроль

Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий уровня Ч 3

1

27.10

29.10

Тема 3.  Стилистика русского языка

5

10

Стили русского литературного языка. Виды стилистической окраски слов  

1

10.11

12.11

Стили русского языка

11

Стили русского литературного языка. Виды стилистической окраски слов  

1

17.11

19.11

Стили русского языка

12

Текущий контроль

Тренировочные упражнения по стилистике

1

24.11

26.11

Стилистика

13

Текущий контроль

Тренировочные упражнения по стилистике

1

1.12

3.12

Стилистика

14

Текущий контроль

Тренировочные упражнения по стилистике

1

8.12

10.12

Стилистика

Тема 4. Нормы русской орфографии

9

15

Правописание корня слова. Правописание гласных после шипящих и Ц

1

15.12

17.12

Корень слова

16

Правописание корня слова. Правописание гласных после шипящих и Ц

1

22.12

24.12

Корень слова

17

Правописание приставок. Слитное и раздельное написание НЕ. Правописание суффиксов различных частей речи

1

12.01

14.01

Приставка

18

Правописание приставок. Слитное и раздельное написание НЕ. Правописание суффиксов различных частей речи

1

19.01

21.01

Приставка

19

Текущий контроль

Тренировочные упражнения по орфографии: текстовые иллюстрации орфографических норм

1

26.01

28.01

Орфография

20

Текущий контроль

Тренировочные упражнения по орфографии: текстовые иллюстрации орфографических норм

1

2.02

4.02

Орфография

21

Текущий контроль

Тренировочные упражнения по орфографии: текстовые иллюстрации орфографических норм

1

9.02

11.02

Орфография

22

Практическая работа

Практическая работа по орфографическому анализу текста

1

16.02

18.02

Орфография

23

Практическая работа

Практическая работа по орфографическому анализу текста

1

25.02

1.03

Орфография

Тема 5. Синтаксические и пунктуационные нормы

12

24

Словосочетание. Предложение

1

1.03

4.03

Словосочетание

25

Словосочетание. Предложение

1

10.03

15.03

Предложение

26

Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении

1

17.03

29.03

Простое осложнённое предложение

27

Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении

1

31. 03

5.04

Простое осложнённое предложение

28

Текущий контроль

Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм –тренировочные упражнения

1

12.04

14.04

Синтаксис и пунктуация

29

Текущий контроль

Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм –тренировочные упражнения

1

19.04

21.04

Синтаксис и пунктуация

30

Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении

1

26.04

28.04

Сложное предложение

31

Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении

1

3.05

5.05

Сложное предложение

32

Сложное предложение. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

1

10.05

12.05

Сложное предложение

33

Сложное предложение. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

1

17.05

19.05

Сложное предложение

34

Текущий контроль

Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм –тренировочные упражнения

1

24.05

26.05

Синтаксис и пунктуация

35

Практическая работа

Итоговая практическая работа

1

31 .05

2.06

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный компонент государственного стандарта  основного среднего образования по русскому языку. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5.
  2. Корчагина Е.В. Русский язык: Содержательный и языковой анализ текста: 9-й кл. – М., 2009.  
  3. Греков В.Ф., Крючков Е.В., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы.- М., 2009.
  4. ОГЭ – 2015: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-ый кл.: Тренировочные тестовые задания. / авт.-сост. Г. Т. Егораева. – М.: «Экзамен», 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Содержание и языковой анализ текста"

Рабочая программа элективного курса "Содержание и языковой анализ текста" рассчитана на 17 часов и ориентирована на преподавание в 9 классе...

Открытый урок русского языка в 9 классе "Анализ текста. Сложные предложения"

Урок построен в форме презентации групповой работы учащихся над текстом статьи из Россйской газеты "Неделя семейной любви" о потомках Л.Н.Толстого. На уроке показано, как можно организовать работу над...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ 9 КЛАССА

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАЭЛЕКТИВНОГО КУРСАПО  РУССКОМУ ЯЗЫКУ«СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»ДЛЯ 9 КЛАССА...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по русскому языку «Содержание и языковой анализ текста»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   факультатива по  русскому языку «Содержание и языковой анализ текста» 9 класс...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 23. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

В данной презентации представлен теоретический блок: таблица по стилям речи.  Алгоритм работы над заданием, а также практика по текстам, разобранным в презентации "ЕГЭ по русскому языку. Зад...

Рабочая программа факультативного курса «Содержание и языковой анализ текста»

   Элективный курс предполагает углубленное изучение теоретического материала по темам «Текст. Типы речи. Стили речи. Языковой анализ текста» с целью подготовки учащихся к...