РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ 9 КЛАССА
элективный курс по русскому языку на тему

Тарасенко Алёна Витальевна

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО  РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»

ДЛЯ 9 КЛАССА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_el.kurs_.docx27.16 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

п. ВОСТОЧНЫЙ»

Рассмотрено на МО

гуманитарных наук

«___»   ______

__________________

Утверждено приказом

директора МОУ СОШ

п. Восточный

№ ____ от _____ 2014

________

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО  РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»

ДЛЯ 9 КЛАССА

 (17 часов)

2014-2015 учебный год

Тарасенко Алёна Витальевна

(Ф.И.О. учителя-разработчика)

Восточный, 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс русского языка «Содержание и языковой анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.  

Задачи изучения элективного курса:

  • обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;  
  • применение  обобщённых знаний и умений  при анализе текста.

Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.  

Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.  

Механизм формирования  лингворечевой компетенции:  

  • использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
  • анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
  • анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
  • анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
  • тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку.  Таким образом,  программа создает условия для реализации   деятельностного подхода к изучению русского языка в  9 классе.  

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.  

В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой гимназии  у обучающихся в процессе изучения русского языка  совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.  

  Курс рассчитан на 17 часов. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.    

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1.  Спецификация второй части экзаменационной работы

Вторая часть экзаменационной работы – содержательный и языковой анализ прочитанного текста. Два типа заданий: задания с выбором ответа (А1 – А7) и задания с кратким ответом (В1 – В14). Задания группы А: глубина и точность понимания содержания, проблематики исходного текста; характер смысловых отношений между частями текста; особенности использования лексических средств и средств выразительности. Задания группы В:уровень лингвистической и языковой компетенции, т.е. уровень владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского зыка. Знакомство с образцами вариантов заданий уровней А и В.

Обучающиеся должны знать:

  • основные правила работы с текстом.  

Обучающиеся должны уметь:

  • различать характер заданий к тексту.  

 

Тема 2. Средства выразительности речи

Богатые  возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические –тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрении использования в нём средств выразительности.  

Обучающиеся должны знать:

  • основные средства выразительности.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать средства выразительности;
  • находить в тексте средства выразительности;
  • анализировать текст с точки зрения средств выразительности.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.  

Тема 3. Стилистика русского языка

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.  

  Обучающиеся должны знать:

  • основные сведения по стилистике русского языка.  

Обучающиеся должны уметь:

  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
  • работать со стилистическими синонимами.

Контроль знаний:  тренировочные упражнения.  

        

Тема 4.  Нормы русской орфографии

Правописание корня слова. Правописание гласных после шипящих и Ц. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

 Обучающиеся должны знать:

  • орфографические правила.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа  

Тема 5.  Синтаксические и пунктуационные нормы

Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.  

Обучающиеся должны знать:

  • синтаксические и пунктуационные нормы.  

Обучающиеся должны уметь:

  •  использовать знания по синтаксису и пунктуации  при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.  

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

  • Тема 1. Спецификация второй части экзаменационной работы - 2
  • (Текущий контроль – тренировочные упражнения)
  • Тема 2.   Средства выразительности речи -2
  • (Текущий контроль – тренировочные упражнения)
  • Тема 3. Стилистика русского языка -2
  • (Текущий контроль – тренировочные упражнения)
  • Тема 4. Нормы русской орфографии - 4
  • (Текущий контроль – тренировочные упражнения)
  • Практическая работа - 1
  • Тема 5. Синтаксические и пунктуационные нормы  - 5
  • (Текущий контроль – тренировочные упражнения)
  • Итоговая  практическая работа - 1
  • Итого: 17

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения элективного курса  русского языка «Содержание и языковой анализ текста» ученик должен

знать/понимать

  • основные правила работы с текстом;
  • основные средства выразительности;
  • основные сведения по стилистике русского языка;
  • орфографические правила

 уметь

  • различать средства выразительности;
  • находить в тексте средства выразительности;
  • анализировать текст с точки зрения средств выразительности;
  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
  • работать со стилистическими синонимами;
  • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста;
  • использовать знания по синтаксису и пунктуации  при анализе предложенного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

1.Федеральный компонент государственного стандарта  основного среднего образования по русскому языку. – //Официальные документы в образовании, 2008, №5.

2.ГИА – 2014-2015: Экзамен в новой форме: Русский зык: 9-ый кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. / авт.-сост. И.П.Цыбулько, Л.С.Степанова. – М., АСТ,2014-15.

3.Греков В.Ф., Крючков Е.В., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы.- М., 2009.

4.Корчагина Е.В. Русский язык: Содержательный и языковой анализ текста: 9-й кл. – М., 2009.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№  п/п

Виды контроля

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Тема 1. Спецификация второй части экзаменационной работы  

2

1.

Спецификация второй части экзаменационной работы  

1

2.

Знакомство с образцами вариантов заданий уровней А и В

1

Тема 2 Средства выразительности речи  

2

3.

 Изобразительно-выразительные средства. Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности

1

4.

Текущий контроль

Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий уровня А

1

Тема 3. Стилистика русского языка

2

5.

Стили русского литературного языка. Виды стилистической окраски слов  

1

6.

Текущий контроль

Тренировочные упражнения по стилистике

1

Тема 4. Нормы русской орфографии

4

7.

Правописание корня слова. Правописание гласных после шипящих и Ц

1

8.

Правописание приставок. Слитное и раздельное написание НЕ. Правописание суффиксов различных частей речи

1

9-10.

Текущий контроль

Тренировочные упражнения по орфографии: текстовые иллюстрации орфографических норм

2

11.

Практическая работа

Практическая работа по орфографическому анализу текста

1

Тема 5.Синтаксические и пунктуационные нормы

5

12.

Словосочетание. Предложение

1

13.

Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении

1

14.

Текущий контроль

Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм - тренировочные упражнения

1

15.

Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении

1

16.

Текущий контроль

Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм - тренировочные упражнения

1

17.

Практическая работа

Итоговая практическая работа

1

Итого:

Практич. работ

17

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа элективного курса по математике (профильный уровень) «Удивительный мир тригонометрии», 11 класс

Предлагаемый курс содержит совершенно не проработанные в базовом курсе школьной математики вопросы и своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся 10-11 классов, к...

Рабочая учебная программа элективного курса по русскому языку .«Синтаксис. Простое предложение» 8 класс

Элективный курс «Синтаксис. Простое предложение.» составлен на основе авторской программы по русскому языку для 5 – 11 классов (базовый уровень): Разумовская М. М., В. И. КапиносС.И.Львов, Н. Н. Серге...

Рабочая учебная программа элективного курса по русскому языку «Рассуждаем. Пишем.» 9 класс

Элективный курс русского языка «Рассуждаем. Пишем (Содержание и языковой анализ текста)» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенци...

Факультатив русского языка «Содержание и языковой анализ текста»

Факультатив русского языка «Содержание и языковой анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по русскому языку «Содержание и языковой анализ текста»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   факультатива по  русскому языку «Содержание и языковой анализ текста» 9 класс...

Рабочая учебная программа Элективного курса по русскому языку «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку) для обучающихся 8 класса

Курс ориентирован на  подготовку к ГИА по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьник...

Рабочая образовательная программа элективного курса по математике (алгебра и начала анализа и геометрия) 10 - 12 класс (базовый уровень) на 2021-2024 учебные года (3 года)

Цели обучения математике в образовательной школе определяются её ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.Практическая полезность математики обусловлена те...