РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ 9 КЛАССА
элективный курс по русскому языку на тему
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»
ДЛЯ 9 КЛАССА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_el.kurs_.docx | 27.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
п. ВОСТОЧНЫЙ»
Рассмотрено на МО гуманитарных наук «___» ______ __________________ | Утверждено приказом директора МОУ СОШ п. Восточный № ____ от _____ 2014 ________ |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»
ДЛЯ 9 КЛАССА
(17 часов)
2014-2015 учебный год
Тарасенко Алёна Витальевна
(Ф.И.О. учителя-разработчика)
Восточный, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс русского языка «Содержание и языковой анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Задачи изучения элективного курса:
- обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
- применение обобщённых знаний и умений при анализе текста.
Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
- использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
- анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
- анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
- анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
- тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой гимназии у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Курс рассчитан на 17 часов. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Спецификация второй части экзаменационной работы
Вторая часть экзаменационной работы – содержательный и языковой анализ прочитанного текста. Два типа заданий: задания с выбором ответа (А1 – А7) и задания с кратким ответом (В1 – В14). Задания группы А: глубина и точность понимания содержания, проблематики исходного текста; характер смысловых отношений между частями текста; особенности использования лексических средств и средств выразительности. Задания группы В:уровень лингвистической и языковой компетенции, т.е. уровень владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского зыка. Знакомство с образцами вариантов заданий уровней А и В.
Обучающиеся должны знать:
- основные правила работы с текстом.
Обучающиеся должны уметь:
- различать характер заданий к тексту.
Тема 2. Средства выразительности речи
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические –тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрении использования в нём средств выразительности.
Обучающиеся должны знать:
- основные средства выразительности.
Обучающиеся должны уметь:
- различать средства выразительности;
- находить в тексте средства выразительности;
- анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 3. Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Обучающиеся должны знать:
- основные сведения по стилистике русского языка.
Обучающиеся должны уметь:
- определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
- работать со стилистическими синонимами.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 4. Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание гласных после шипящих и Ц. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Обучающиеся должны знать:
- орфографические правила.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа
Тема 5. Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Обучающиеся должны знать:
- синтаксические и пунктуационные нормы.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
- Тема 1. Спецификация второй части экзаменационной работы - 2
- (Текущий контроль – тренировочные упражнения)
- Тема 2. Средства выразительности речи -2
- (Текущий контроль – тренировочные упражнения)
- Тема 3. Стилистика русского языка -2
- (Текущий контроль – тренировочные упражнения)
- Тема 4. Нормы русской орфографии - 4
- (Текущий контроль – тренировочные упражнения)
- Практическая работа - 1
- Тема 5. Синтаксические и пунктуационные нормы - 5
- (Текущий контроль – тренировочные упражнения)
- Итоговая практическая работа - 1
- Итого: 17
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения элективного курса русского языка «Содержание и языковой анализ текста» ученик должен
знать/понимать
- основные правила работы с текстом;
- основные средства выразительности;
- основные сведения по стилистике русского языка;
- орфографические правила
уметь
- различать средства выразительности;
- находить в тексте средства выразительности;
- анализировать текст с точки зрения средств выразительности;
- определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
- работать со стилистическими синонимами;
- использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста;
- использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
1.Федеральный компонент государственного стандарта основного среднего образования по русскому языку. – //Официальные документы в образовании, 2008, №5.
2.ГИА – 2014-2015: Экзамен в новой форме: Русский зык: 9-ый кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. / авт.-сост. И.П.Цыбулько, Л.С.Степанова. – М., АСТ,2014-15.
3.Греков В.Ф., Крючков Е.В., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы.- М., 2009.
4.Корчагина Е.В. Русский язык: Содержательный и языковой анализ текста: 9-й кл. – М., 2009.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Виды контроля | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
Тема 1. Спецификация второй части экзаменационной работы | 2 | |||
1. | Спецификация второй части экзаменационной работы | 1 | ||
2. | Знакомство с образцами вариантов заданий уровней А и В | 1 | ||
Тема 2 Средства выразительности речи | 2 | |||
3. | Изобразительно-выразительные средства. Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности | 1 | ||
4. | Текущий контроль | Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий уровня А | 1 | |
Тема 3. Стилистика русского языка | 2 | |||
5. | Стили русского литературного языка. Виды стилистической окраски слов | 1 | ||
6. | Текущий контроль | Тренировочные упражнения по стилистике | 1 | |
Тема 4. Нормы русской орфографии | 4 | |||
7. | Правописание корня слова. Правописание гласных после шипящих и Ц | 1 | ||
8. | Правописание приставок. Слитное и раздельное написание НЕ. Правописание суффиксов различных частей речи | 1 | ||
9-10. | Текущий контроль | Тренировочные упражнения по орфографии: текстовые иллюстрации орфографических норм | 2 | |
11. | Практическая работа | Практическая работа по орфографическому анализу текста | 1 | |
Тема 5.Синтаксические и пунктуационные нормы | 5 | |||
12. | Словосочетание. Предложение | 1 | ||
13. | Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении | 1 | ||
14. | Текущий контроль | Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм - тренировочные упражнения | 1 | |
15. | Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении | 1 | ||
16. | Текущий контроль | Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм - тренировочные упражнения | 1 | |
17. | Практическая работа | Итоговая практическая работа | 1 | |
Итого: Практич. работ | 17 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа элективного курса по математике (профильный уровень) «Удивительный мир тригонометрии», 11 класс
Предлагаемый курс содержит совершенно не проработанные в базовом курсе школьной математики вопросы и своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся 10-11 классов, к...
Рабочая учебная программа элективного курса по русскому языку .«Синтаксис. Простое предложение» 8 класс
Элективный курс «Синтаксис. Простое предложение.» составлен на основе авторской программы по русскому языку для 5 – 11 классов (базовый уровень): Разумовская М. М., В. И. КапиносС.И.Львов, Н. Н. Серге...
Рабочая учебная программа элективного курса по русскому языку «Рассуждаем. Пишем.» 9 класс
Элективный курс русского языка «Рассуждаем. Пишем (Содержание и языковой анализ текста)» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенци...
Факультатив русского языка «Содержание и языковой анализ текста»
Факультатив русского языка «Содержание и языковой анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по русскому языку «Содержание и языковой анализ текста»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по русскому языку «Содержание и языковой анализ текста» 9 класс...
Рабочая учебная программа Элективного курса по русскому языку «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку) для обучающихся 8 класса
Курс ориентирован на подготовку к ГИА по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьник...
Рабочая образовательная программа элективного курса по математике (алгебра и начала анализа и геометрия) 10 - 12 класс (базовый уровень) на 2021-2024 учебные года (3 года)
Цели обучения математике в образовательной школе определяются её ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.Практическая полезность математики обусловлена те...