Рабочая программа "Развитие интеллектуальных способностей" 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие интеллектуальных способностей" 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Черниговская основная общеобразовательная школа»

Рассмотрена на заседании МО учителей-предметников

Протокол

от «___» ____ 2014г.

№ _____

Согласована

ЗДУВР школы

_____________

Артёменко А.А.

Утверждена Педагогическим советом

Протокол

от «___» ____ 2014г.

№ _____

Утверждена Приказом директора МОУ «Черниговская ООШ» __________

Лещенко А.Н.

от «___» ____ 2014г.

№ _____

Рабочая программа

внеурочной научно-познавательной деятельности

«Развитие интеллектуальных способностей»

для 5  класса

на 2014 – 2015 учебный год

Программа составлена

учителем русского языка и литературы

Рожковой Татьяной Николаевной

с. Черниговка

2014

Пояснительная записка

        Рабочая программа внеурочной научно-познавательной деятельности  «Развитие интеллектуальных способностей»  для 5 класса разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС),  Базисного учебного плана.

     За основу взята авторская программа Криволаповой Н.А. «Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5 – 8 классы».

Цель данной программы – сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

Основными задачами курса является:

- развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у учащихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;

- формирование учебно-интеллектуальных способностей, приёмов мыследеятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей;

- формирование собственного стиля мышления;

- формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;

- освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач.

     Программа направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

    Каждое занятие ориентировано на формирование определённых учебно-интеллектуальных способностей. Учитель совместно с учениками составляет план действий и организует индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся, включающую разминку, мозговую гимнастику, тренинги, задачи на смекалку, логико-поисковые задания, развивающие игры.

       Теоретические вопросы практически не изучаются. Содержанием занятий являются задачи и упражнения, связанные с учебным материалом изучаемых в основной школе предметов.

      Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга. Это способствует развитию мотивации умственного труда школьников и представляет достаточно широкие возможности для развития их познавательного интереса.

      Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы. При этом очень важная роль отводится ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

     Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенции, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

     Для достижения наилучшего эффекта при организации и проведении занятий соблюдаются принципы:

- использование доступного и знакомого для учащихся предметного материала, для того чтобы при отработке основных приёмов мыслительной деятельности не возникало препятствия в виде непонимания содержания научных понятий;

- проведение занятий на уровне повышенного интереса, что позволяет сделать учащихся активными участниками интеллектуального тренинга, создать положительный эмоциональный фон занятий;

- рефлексия выполняемых интеллектуально- познавательных действий;

- оптимальное использование различных методов при поиске и обсуждении решения задач, что способствует формированию коммуникативной культуры и обеспечивает взаимообмен различными подходами к выполнению заданий.

   В соответствии с Учебным планом, Годовым календарным учебным графиком программа занятий внеурочной деятельности рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Авторская программа (Криволапова Н.А.) также рассчитана на 34 часа.

Содержание рабочей программы

Человек и его интеллект. Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Различные виды интеллекта.

Диагностическое тестирование.

Обобщение и ограничение понятий. Интеллектуальная разминка. Понятие. Отношения между понятиями: род – вид. Обобщение понятий. Тренинг внимания. Ограничение понятий.

Выделение существенных признаков. Интеллектуальная разминка. Что такое признак.

Выделение существенного признака.

Обобщение понятий при построении определений. Обобщение понятий и формулирование определений.

Отношение между понятиями: рядоположности, часть – целое. Функциональные отношения между понятиями: часть – целое, последовательности, рядоположности.

Сравнение понятий. Установление сходства и различий. Тренинг зрительной памяти. Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть – целое, последовательности, рядоположности.

Сравнение понятий. Отношения противоположности. Тренинг внимания. Сравнение понятий. Отношение противоположности.

Установление причинно-следственных связей. Тренинг внимания. Функциональные отношения между понятиями: причины и следствия. Установление причинно-следственных связей.

Логические задачи. Установление связей между понятиями.

Классификация понятий. Правила классификации.

Классификация понятий. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам.

Сравнение понятий. Аналогия. Сравнение понятий и смысловых словосочетаний.

Поиск закономерностей. Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Решение логических задач.

Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах.

Выделение существенных признаков предметов. Существенные и несущественные признаки.

Поиск закономерностей.

Объяснение понятий в зависимости от контекста. Объяснение значений слов. Подбор и объяснение значений слов в зависимости от контекста. Составление предложений. Уяснение смысла предложений.

Логические задачи. Повторение: отношения между понятиями. Классификация.

Итоговое тестирование.

Проекты:

№ 1 – Составление заданий для интеллектуальной разминки.

№ 2 – Составление логических задач. «Задачи Робинзона».

№ 3 – «Чёрный ящик».

Планируемые результаты (УУД)

Личностные:

- развитие мотивации на познавательный интерес;

- развитие активности и самостоятельности;

- развитие памяти, внимания, воображения;

- формирование стремления к размышлению и поиску;

- вызвать чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Метапредметные:

- развитие умения слушать и слышать;

- умение участвовать в диалоге;

- умение сотрудничать с учителем и одноклассниками;

- осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности;

- умение ставить цель и определять задачи;

- развитие монологической и диалогической речи, обогащение словарного запаса;

- умение оценивать свои результаты и результаты одноклассников.

Предметные:

- умение решать логические и познавательные задачи;

- умение сравнивать, обобщать, анализировать, выделять существенные и несущественные признаки предметов;

- умение классифицировать, искать причинно-следственные связи и закономерности;

- умение строить определения;

- умение устанавливать сходства и различия;

- умение объяснять понятия в зависимости от контекста.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Человек и его интеллект

1

2

Диагностическое тестирование

1

3-4

Обобщение и ограничение понятий

2

5-6

Обобщение и ограничение понятий

2

7-8

Выделение существенных признаков

2

9

Обобщение понятий при построении определений

1

10

Отношения между понятиями: рядоположности, часть - целое

1

11-12

Сравнение понятий. Установление сходства и различий

2

13

Сравнение понятий. Отношение противоположности

1

14-15

Установление причинно-следственных связей

2

16-17

Логические задачи

2

18-19

Классификация понятий

2

20

Классификация понятий. Проект № 1

1

21-22

Сравнение понятий. Аналогия

2

23-24

Поиск закономерностей

2

25-26

Поиск закономерностей. Закон

2

27

Поиск закономерностей. Проект № 2

1

28

Выделение существенных признаков предметов

1

29

Поиск закономерностей. Проект № 3

1

30-31

Объяснение понятий в зависимости от контекста

2

32-33

Логические задачи

2

34

Итоговое тестирование

1

Итого часов за год

34

Система оценки планируемых результатов

    Занятия направлены на развитие приёмов и способов мыслительной деятельности и рассчитаны на работу всего класса. Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные.

    Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер.

    Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.

    Каждое занятие предусматривает проведение практических занятий и развивающих игр.

    С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий.

    В течение учебного года дважды  проводится тестирование: в начале учебного года (диагностический тест) и в конце (итоговый тест). Тестирование позволяет проверить наблюдательность, сообразительность, аналитические и методологические умения, навыки поиска закономерностей, абстрактное мышление, логику, осведомлённость.

    Данная программа предусматривает выполнение проектов. В течение года учащиеся выполняют 3 учебных проекта.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия

1.Н.А. Криволапова. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5 – 8 классы. – М.: просвещение, 2012.

2.Н.А. Криволапова. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5 – 8 классы. – М.: Просвещение, 2012.

Технические средства обучения

Ноутбук.

Мультимедийный проектор.

Экспозиционный экран.

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления иллюстраций.

Планируемые результаты изучения курса

В результате изучения курса учащиеся должны:

Знать:

- понятия, изучаемые в курсе;

- правила конструирования предложений;

- правила классификации и сравнения;

- способы планирования и проведения наблюдений и исследований;

- правила поиска информации;

- правила сохранения информации, приёмы запоминания;

- методы решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного, мозговой штурм, преобразование свойств.

Уметь:

- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;

- слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с разными источниками информации, предъявлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;

- проводить наблюдения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;

- владеть монологической и диалогической речью, описывать рисунки, модели, схемы, задавать прямые вопросы и отвечать на них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Интеллектуальные игры"

Данный курс предполагается реализовать в 8 классе, но вариативное содержание позволяет легко адаптировать его для другого возраста учащихся....

Рабочая программа для 2 класса (с интеллектуальными нарушениями)

Аннотация к рабочей программе  «Музыка и пение» для 2 класса специального (коррекционного) уровня           разработана на основе:- т...

Рабочая программа для 2 класса (с интеллектуальными нарушениями)

Аннотация к рабочей программе  «Музыка и пение» для 2 класса специального (коррекционного) уровня           разработана на основе:- т...

Рабочая программа для 3 класса (с интеллектуальными нарушениями)

Аннотация к рабочей программе  «Музыка и пение» для 3 класса специального (коррекционного) уровня           разработана на основе:- т...

Рабочая программа для 4 класса (с интеллектуальными нарушениями)

Аннотация к рабочей программе  «Музыка и пение» для 4 класса специального (коррекционного) уровня           разработана на основе:- т...

Рабочая программа интеллектуального клуба "Что? Где? Когда?" 5 класс

Рабочая программа интеллектуального клуба "Что? Где? Когда?" 5 класс...