Рабочая программа "Развитие интеллектуальных способностей" 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие интеллектуальных способностей" 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_razvitie_intellektualnyh_sposobnostey_5_klass.docx | 27.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Черниговская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрена на заседании МО учителей-предметников Протокол от «___» ____ 2014г. № _____ | Согласована ЗДУВР школы _____________ Артёменко А.А. | Утверждена Педагогическим советом Протокол от «___» ____ 2014г. № _____ | Утверждена Приказом директора МОУ «Черниговская ООШ» __________ Лещенко А.Н. от «___» ____ 2014г. № _____ |
Рабочая программа
внеурочной научно-познавательной деятельности
«Развитие интеллектуальных способностей»
для 5 класса
на 2014 – 2015 учебный год
Программа составлена
учителем русского языка и литературы
Рожковой Татьяной Николаевной
с. Черниговка
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной научно-познавательной деятельности «Развитие интеллектуальных способностей» для 5 класса разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Базисного учебного плана.
За основу взята авторская программа Криволаповой Н.А. «Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5 – 8 классы».
Цель данной программы – сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.
Основными задачами курса является:
- развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у учащихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;
- формирование учебно-интеллектуальных способностей, приёмов мыследеятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей;
- формирование собственного стиля мышления;
- формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;
- освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач.
Программа направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов.
Каждое занятие ориентировано на формирование определённых учебно-интеллектуальных способностей. Учитель совместно с учениками составляет план действий и организует индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся, включающую разминку, мозговую гимнастику, тренинги, задачи на смекалку, логико-поисковые задания, развивающие игры.
Теоретические вопросы практически не изучаются. Содержанием занятий являются задачи и упражнения, связанные с учебным материалом изучаемых в основной школе предметов.
Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга. Это способствует развитию мотивации умственного труда школьников и представляет достаточно широкие возможности для развития их познавательного интереса.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы. При этом очень важная роль отводится ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов.
Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенции, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Для достижения наилучшего эффекта при организации и проведении занятий соблюдаются принципы:
- использование доступного и знакомого для учащихся предметного материала, для того чтобы при отработке основных приёмов мыслительной деятельности не возникало препятствия в виде непонимания содержания научных понятий;
- проведение занятий на уровне повышенного интереса, что позволяет сделать учащихся активными участниками интеллектуального тренинга, создать положительный эмоциональный фон занятий;
- рефлексия выполняемых интеллектуально- познавательных действий;
- оптимальное использование различных методов при поиске и обсуждении решения задач, что способствует формированию коммуникативной культуры и обеспечивает взаимообмен различными подходами к выполнению заданий.
В соответствии с Учебным планом, Годовым календарным учебным графиком программа занятий внеурочной деятельности рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Авторская программа (Криволапова Н.А.) также рассчитана на 34 часа.
Содержание рабочей программы
Человек и его интеллект. Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Различные виды интеллекта.
Диагностическое тестирование.
Обобщение и ограничение понятий. Интеллектуальная разминка. Понятие. Отношения между понятиями: род – вид. Обобщение понятий. Тренинг внимания. Ограничение понятий.
Выделение существенных признаков. Интеллектуальная разминка. Что такое признак.
Выделение существенного признака.
Обобщение понятий при построении определений. Обобщение понятий и формулирование определений.
Отношение между понятиями: рядоположности, часть – целое. Функциональные отношения между понятиями: часть – целое, последовательности, рядоположности.
Сравнение понятий. Установление сходства и различий. Тренинг зрительной памяти. Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть – целое, последовательности, рядоположности.
Сравнение понятий. Отношения противоположности. Тренинг внимания. Сравнение понятий. Отношение противоположности.
Установление причинно-следственных связей. Тренинг внимания. Функциональные отношения между понятиями: причины и следствия. Установление причинно-следственных связей.
Логические задачи. Установление связей между понятиями.
Классификация понятий. Правила классификации.
Классификация понятий. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам.
Сравнение понятий. Аналогия. Сравнение понятий и смысловых словосочетаний.
Поиск закономерностей. Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Решение логических задач.
Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах.
Выделение существенных признаков предметов. Существенные и несущественные признаки.
Поиск закономерностей.
Объяснение понятий в зависимости от контекста. Объяснение значений слов. Подбор и объяснение значений слов в зависимости от контекста. Составление предложений. Уяснение смысла предложений.
Логические задачи. Повторение: отношения между понятиями. Классификация.
Итоговое тестирование.
Проекты:
№ 1 – Составление заданий для интеллектуальной разминки.
№ 2 – Составление логических задач. «Задачи Робинзона».
№ 3 – «Чёрный ящик».
Планируемые результаты (УУД)
Личностные:
- развитие мотивации на познавательный интерес;
- развитие активности и самостоятельности;
- развитие памяти, внимания, воображения;
- формирование стремления к размышлению и поиску;
- вызвать чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Метапредметные:
- развитие умения слушать и слышать;
- умение участвовать в диалоге;
- умение сотрудничать с учителем и одноклассниками;
- осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности;
- умение ставить цель и определять задачи;
- развитие монологической и диалогической речи, обогащение словарного запаса;
- умение оценивать свои результаты и результаты одноклассников.
Предметные:
- умение решать логические и познавательные задачи;
- умение сравнивать, обобщать, анализировать, выделять существенные и несущественные признаки предметов;
- умение классифицировать, искать причинно-следственные связи и закономерности;
- умение строить определения;
- умение устанавливать сходства и различия;
- умение объяснять понятия в зависимости от контекста.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Человек и его интеллект | 1 |
2 | Диагностическое тестирование | 1 |
3-4 | Обобщение и ограничение понятий | 2 |
5-6 | Обобщение и ограничение понятий | 2 |
7-8 | Выделение существенных признаков | 2 |
9 | Обобщение понятий при построении определений | 1 |
10 | Отношения между понятиями: рядоположности, часть - целое | 1 |
11-12 | Сравнение понятий. Установление сходства и различий | 2 |
13 | Сравнение понятий. Отношение противоположности | 1 |
14-15 | Установление причинно-следственных связей | 2 |
16-17 | Логические задачи | 2 |
18-19 | Классификация понятий | 2 |
20 | Классификация понятий. Проект № 1 | 1 |
21-22 | Сравнение понятий. Аналогия | 2 |
23-24 | Поиск закономерностей | 2 |
25-26 | Поиск закономерностей. Закон | 2 |
27 | Поиск закономерностей. Проект № 2 | 1 |
28 | Выделение существенных признаков предметов | 1 |
29 | Поиск закономерностей. Проект № 3 | 1 |
30-31 | Объяснение понятий в зависимости от контекста | 2 |
32-33 | Логические задачи | 2 |
34 | Итоговое тестирование | 1 |
Итого часов за год | 34 |
Система оценки планируемых результатов
Занятия направлены на развитие приёмов и способов мыслительной деятельности и рассчитаны на работу всего класса. Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные.
Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.
Каждое занятие предусматривает проведение практических занятий и развивающих игр.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий.
В течение учебного года дважды проводится тестирование: в начале учебного года (диагностический тест) и в конце (итоговый тест). Тестирование позволяет проверить наблюдательность, сообразительность, аналитические и методологические умения, навыки поиска закономерностей, абстрактное мышление, логику, осведомлённость.
Данная программа предусматривает выполнение проектов. В течение года учащиеся выполняют 3 учебных проекта.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия
1.Н.А. Криволапова. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5 – 8 классы. – М.: просвещение, 2012.
2.Н.А. Криволапова. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5 – 8 классы. – М.: Просвещение, 2012.
Технические средства обучения
Ноутбук.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления иллюстраций.
Планируемые результаты изучения курса
В результате изучения курса учащиеся должны:
Знать:
- понятия, изучаемые в курсе;
- правила конструирования предложений;
- правила классификации и сравнения;
- способы планирования и проведения наблюдений и исследований;
- правила поиска информации;
- правила сохранения информации, приёмы запоминания;
- методы решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного, мозговой штурм, преобразование свойств.
Уметь:
- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;
- слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с разными источниками информации, предъявлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;
- проводить наблюдения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;
- владеть монологической и диалогической речью, описывать рисунки, модели, схемы, задавать прямые вопросы и отвечать на них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Интеллектуальные игры"
Данный курс предполагается реализовать в 8 классе, но вариативное содержание позволяет легко адаптировать его для другого возраста учащихся....
Рабочая программа для 2 класса (с интеллектуальными нарушениями)
Аннотация к рабочей программе «Музыка и пение» для 2 класса специального (коррекционного) уровня разработана на основе:- т...
Рабочая программа для 2 класса (с интеллектуальными нарушениями)
Аннотация к рабочей программе «Музыка и пение» для 2 класса специального (коррекционного) уровня разработана на основе:- т...
Рабочая программа для 3 класса (с интеллектуальными нарушениями)
Аннотация к рабочей программе «Музыка и пение» для 3 класса специального (коррекционного) уровня разработана на основе:- т...
Рабочая программа для 4 класса (с интеллектуальными нарушениями)
Аннотация к рабочей программе «Музыка и пение» для 4 класса специального (коррекционного) уровня разработана на основе:- т...
Рабочая программа интеллектуального клуба "Что? Где? Когда?" 5 класс
Рабочая программа интеллектуального клуба "Что? Где? Когда?" 5 класс...
Рабочая программа "Домоводство". 7 класс. 68 часов, разработанная на основеАдаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) на период 2020-2021гг
Рабочая программа "Домоводство" 7 класс. 136 часов...