Рабочая программа интеллектуального клуба "Что? Где? Когда?" 5 класс
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа интеллектуального клуба "Что? Где? Когда?" 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5kl.chgk_pokalyuk_dorabotano_2.docx | 30.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Лицей г. Истры
«Утверждаю»
Директор ОУ Оличева О.А.
«____» 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет _Курс внеурочных занятий по развитию познавательных и интеллектуальных способностей «Что? Где? Когда?»
Учебный год ______2016 — 2017__________________________________________ _________
Класс ______5_а_;_5__б ;__5_в;__5_г;_5 д.___________________________________ ____
Количество часов в год _34________________________________________ _____
Количество часов в неделю _____1___________________ ____ ____________________
Учитель Покалюк С.А.
Пояснительная записка
Курс занятий по развитию познавательных и интеллектуальных способностей с учащимися 5класса рассматривается как самостоятельный предмет в учебно-воспитательном процессе. Он включён в учебный план (один час в неделю – 34 ч) и рассчитан на регулярную работу с детьми.
Данная программа построена с учетом идей и рекомендаций ученых и практиков, работающих с одаренными детьми: Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружиниа, Ю.Н. Белехова, А.И. Савенкова, а так же в программе А.З.Зака, В. Стрениной и др. За основу рабочей программы взята авторская программа по развитию познавательных способностей О. А. Холодовой и Е.А. Моренко «Умникам и умницам. Гений. Интеллектуал. Аналитик».
Данная программа культурологического направления деятельности предназначена для развития интеллектуальных способностей детей с использованием естественных для них игровых форм обучения и ориентирована на детей с начальным уровнем развития.
Сейчас, когда происходит лавинообразное увеличение объема знаний, на переднем плане должно стоять умение творчески подходить к самому процессу поиска и усвоения нового знания. Следует уделять больше внимания развивающим функциям обучения и делать это с самого начала учебы ребенка в школе. Известно, что процесс мышления включается только тогда, когда человек сталкивается с новой для себя задачей. Для развития навыков эффективного мышления, требуется специально отработанная целенаправленная практика. «Подобно тому, как нужно научиться плавать до того, как начнешь тонуть, - говорил известный психолог Эдуард де Боно, - нужно чаще прибегать к нашему мышлению, развивать навыки нестандартного подхода к решению старых и новых задач».
К настоящему времени накоплен значительный опыт развития творческого мышления при помощи различных программ, составленных известными психологами и педагогами. Однако, как мудро заметил когда-то Марк Твен: «Работа есть то, что мы обязаны делать, а игра есть то, что мы не обязаны делать». Наиболее ярко это проявляется при работе с детьми младшего школьного возраста. Игра для них является наиболее привычным, приятным и понятным способом овладения приемами, навыками системного мышления. Гибкие рамки правил, многообразие форм проведения интеллектуальных игр дают простор детскому воображению. Эффект усиливается еще и тем, что в игре присутствует главный фактор успешного обучения – активность обучающегося.
Очень важно вовремя научить ребенка не только ориентироваться в потоке информации, но и сохранить долговременный интерес (мотивацию) к самостоятельному поиску необходимых знаний, к самообразованию. Для этого следует ознакомить детей с методами эффективного мышления, способствующими развитию природных способностей, «окультурить» интеллект.
Задания и тренинги в игровой форме не только способствуют созданию условий для развития психических функций интеллекта и повышению эрудиции. При умелом руководстве командная игра позволяет детям проявить лидерские качества, привить им навыки коммуникации и социальной толерантности, научить прислушиваться к высказываниям других.
Цель состоит в развитии мышления природных способностей детей к интеллектуальной творческой деятельности, формировании устойчивой мотивации к самообразованию.
Задачи конкретизируют цель и подразделяются на обучающие, воспитательные и развивающие.
Развивающие:
- увеличить активный словарь обучающихся и на этой основе улучшить вербальные способности детей;
- расширить аппарат понятийного и проблемного мышления;
- развить логическое мышление;
Обучающие:
- научить детей пользоваться методами, позволяющими отойти от шаблонности мышления;
- ознакомить обучающихся с элементами системного подхода;
- ознакомить детей с приемами эффективного запоминания информации.
Воспитательные:
- сформировать у обучающихся навыки конструктивного коллективного обсуждения проблемных вопросов и ситуаций;
- повысить мотивацию к обучению, получению новых знаний;
- воспитать позитивные личностные качества: терпение, самоорганизованность, толерантность, лидерские качества.
В программе предусмотрено использование игр и тренингов, стимулирующих развитие широкого спектра интеллектуальных способностей, формирование целостного взгляда на мир, которым отличаются широко образованные люди. Основной упор делается на развитие интеллектуальных базовых способностей: внимания, восприятия, памяти, фантазии и воображения, вербальных и способностей. В то же время у нее есть ряд особенностей, к которым можно отнести:
- - широкое использование тренингов, прошедших апробацию в психологической практике, которые после формализации правилами превращены в игры;
- - использование игр на основе викторин различного типа с обновляемым банком вопросов и заданий, гибкие правила и содержание которых позволяет подобрать задания, соответствующие возрасту и способностям детей;
- - активное участие обучающихся в соревнованиях по интеллектуальным играм различного уровня, вплоть до чемпионата мира, их участие в подготовке массовых мероприятий, проводимых на базе общеобразовательного учреждения, где они учатся;
- - привлечение обучающихся к поиску интересной для них информации или информации на заданную тему, к работе с литературой;
- - активное сотрудничество с родителями.
Постоянно обновляемый банк вопросов, ориентация на способности ребенка определили широту учебно-тематического плана программы: педагог вправе выбирать задания, соответствующие уровню знаний и способностям детей конкретной группы, делать упор на развитие тех или иных граней интеллекта детей.
Основные формы занятий - групповая, индивидуальные консультации и выполнение заданий, участие в соревнованиях по интеллектуальным играм различного ранга, участие в массовых мероприятиях, праздниках, проводимых учебным заведением, предусматривается посещение музеев, экскурсии на природу.
Основу программы составляют интеллектуальные упражнения и тренинги, логические задания, головоломки различного типа, проблемные вопросы, интеллектуальные игры. Упражнения, тренинги задаются в игровой, состязательной форме.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся предлагаемые задания.
Каждое занятие на чинается с «Мозговой гимнастики» (2-3 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения. Всередине занятия обязательно проводятся упражнения для снятия глазного напряжения (1-2 минуты). Эти упражнения укрепляют мышцы век, способствуют улучшению кровообращения и расслабления мышц глаза, улучшают циркуляцию внутризлазной жидкости.
Обязательным условием для успешного выполнения Программы является тесная работа с родителями детей. Педагог обучает родителей, как правильно помочь ребенку найти нужную информацию, сообщает родителям об успехах и трудностях детей, составляет с ними планы совместных мероприятий (экскурсий, праздников и др.).
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
- целенаправленная работа по тренировке основных интеллектуальных компонентов, непосредственно влияющих на успешность учебной деятельности: психических качеств, а также понятийного аппарата;
- формирование умения рассуждать как компонента логической граммотности;
- освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Главный девиз курса: РАЗВИВАЮСЬ — ИГРАЮ — ОБУЧАЮСЬ — СООБРАЖАЮ — ДОСТИГАЮ.
Личностными результатами изучения курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Распределение учебного времени в течение учебного года
Триместр | Количество недель в триместр | Количество часов в неделю
| Количество часов в триместре | Количество практических работ | Количество лабораторных работ |
I триместр | 10 | 1 | 10 | 2 | |
II триместр | 12 | 1 | 11 | 2 | 1 |
III триместр | 12 | 1 | 13 | 3 | 1 |
Итого в год | 34 | - | 34 | 7 | 2 |
Ожидаемые результаты и требования к уровню подготовки учащихся
1. Улучшатся вербальные способности. Дети на слух понимают объяснения, реже нуждаются в пояснениях, легко подбирают и оперируют словами, используют понятия, отвечающие заданным условиям, умеют объяснять слова и понятия.
2. Улучшится память. Дети осваивают методы ассоциативного запоминания списков, улучшают слуховую память, привыкают к широкому «сканированию» своей памяти, извлекая необходимые сведения из самых различных областей знаний.
3. Развивается фантазия и воображение. Дети способны придумать несуществующее слово, понятие, дать им толкование, сочинить загадку, поговорку, сказку.
4. Развивается логическое мышление. Дети могут объяснить разницу и сходство между предметами, их существенные и несущественные признаки, сгруппировать предметы в соответствии с самостоятельно установленной закономерностью, дать объяснение своего решения, объяснить выбор варианта, найти понятие, аналогичное или противоположное заданному, подхватить и развить мысль товарища.
5. Улучшаются личностно - социальные характеристики детей. Дети приобретают навыки совместной работы в небольших группах, делятся друг с другом интересной информацией, вносят предложения по проведению игр, мероприятий и др.
Критерии оценки и формы контроля
Оценка результатов работы каждого ребенка в конце года производится в соответствии с таблицей критериев результатов обучения и личностного развития ребенка. Таблица приведена в разделе «Методическое обеспечение программы».
Оценка результатов работы детей на занятиях проводится с помощью рейтинговой системы накопления очков. Дети заполняют свои таблицы сами в конце урока. Каждый тип задания имеет свой рейтинг (очки). Педагог может добавить баллы за оригинальность, образность, количество и скорость выполнения заданий, размер (длину цепочки слов, объем рассказа и т.д.).
Результаты тестирования в начале и конце года (при отсутствии профессионального психолога в учреждении) помогают сделать вывод о динамике изменения способностей детей, соответствии параметрам таблиц критериев результатов обучения и критериев личностного развития ребенка. Используются тесты, оценивающие вербальное, знаковое, образное мышление детей, их внимание, сосредоточенность, объем памяти и др.
Внешней экспертной оценкой достижений детей является участие в конкурсах, фестивалях интеллектуальных игр, проводимых другими организациями. Каждое достижение в соревнованиях, конкурсах, фестивалях также оценивается в определенной сумме баллов. Подготовка и проведение мероприятий и соревнований в своем образовательном учреждении является способом практического приложения знаний и умений детей.
Описание
программно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников* | авторская программа по развитию познавательных способностей О. А. Холодовой и Е.А. Моренко «Умникам и умницам. Гений. Интеллектуал. Аналитик». |
Рабочая тетрадь для обучающихся* |
|
Материалы для контроля (тесты и т.п.)* |
|
Методическое пособие с поурочными разработками* |
|
Список используемой литературы* |
|
Цифровые и электронные образовательные ресурсы | Интернет-ресурсы
|
Технические средства обучения | Мультимедийная установка |
Психолого-педагогической характеристики классов
класс | Количество обучающихся |
5а | 15 |
5б | 15 |
5в | 15 |
5г | 15 |
5д | 15 |
- Общая оценка уровня успеваемости : средний.
- Уровень познавательной активности и работоспособности обучающихся: средний.
- Уровень сформированности универсальных учебных действий: средний.
Учебно-методическое планирование занятий «Что? Где? Когда?» в 5 классе на 2016-2017 уч. год
Календарно-тематический план
(альбомный формат)
№ п/п | Наименование разделов и тем урока, используемые ресурсы* | Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) | |
Дата | |||
1 триместр | |||
1 | За тридевять земель, в тридесятое царство | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления у пятиклассников в начале учебного года | |
2 | От альфы до омеги | Развитие концентрации внимания. Формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных. | |
3 | Не боги горшки обжигают. | Тренировка внимания. Формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы | |
4 | Не попадись на удочку | Тренировка смысловой и слуховой памяти. Формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности | |
5 | Брать быка за рога. | Тренировка зрительной памяти. Освоение эвристических приемов рассуждений. Формирование умения моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задачи. | |
6 | Зри в корень | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Формирование умения доказывать выбор способа действия при заданном условии. | |
7 | Кот в мешке. | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Формирование пространственных представлений и пространственного воображения. | |
8 | В два счета. | Развитие быстрой реакции. Совершенствование мыслительных операций. Формирование умения выбирать наиболее эффективный способ решения. | |
9 | Метод проб и ошибок | Развитие концентрации внимания. Формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных. Формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности. | |
10 | Кто ищет, тот всегда найдет. | Тренировка внимания. Формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы. | |
2 триместр | |||
11 | Завязать узелок. | Тренировка смысловой и слуховой памяти. Формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности | |
12 | Видеть насквозь | Тренировка зрительной памяти. Освоение эвристических приемов рассуждений. Формирование умения моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задачи. | |
13 | Крепкий орешек | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Формирование умения доказывать выбор способа действия при заданном условии. | |
14 | Да здравствует абракадабра | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Формирование пространственных представлений и пространственного воображения. | |
15 | Бей прямо в цель. | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Формирование умения выбирать наиболее эффективный способ решения. | |
16 | Путеводная нить. | Развитие концентрации внимания. Формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных. Формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности. | |
17 | А ларчик просто открывался. | Тренировка смысловой и слуховой памяти. Формирование умения расуждать как компонента логической грамотности | |
18 | Без сучка и без задоринки | Тренировка зрительной памяти. Освоение эвристических приемов рассуждений. Формирование умения моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задачи. | |
19 | Семи пядей во лбу | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Формирование умения доказывать выбор способа действия при заданном условии. | |
20 | Арабские сказки | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Формирование пространственных представлений и пространственного воображения. | |
21 | Интеллектуальное ассорти. | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Формирование умения выбирать наиболее эффективный способ решения. | |
22 | Попасть в самую точку. | Развитие концентрации внимания. Формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных. Формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности | |
3 триместр | |||
23 | Не лыком шиты | Тренировка внимания. Формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы | |
24 | Ушки на макушке | Тренировка смысловой и слуховой памяти. Формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности | |
25 | Не в бровь, а в глаз. | Тренировка зрительной памяти. Освоение эвристических приемов рассуждений. Формирование умения моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задачи | |
26 | Калейдоскоп головоломок | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Формирование пространственных представлений и пространственного воображения. | |
27 | Поставить точки над i. | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Формирование умения выбирать наиболее эффективный способ решения. | |
28 | Разделать под орех. | Развитие концентрации внимания. Формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных | |
29 | Пришел, увидел, победил | Тренировка внимания. Формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы. | |
30 | Что и требовалось доказать! | Тренировка смысловой и слуховой памяти. Формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности | |
31 | Глаз наметан. | Тренировка зрительной памяти. Освоение эвристических приемов рассуждений. Формирование умения моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задачи. | |
32 | Ума палата | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Формирование умения доказывать выбор способа действия при заданном условии. | |
33 | Для стреляных воробьев. | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Формирование пространственных представлений и пространственного воображения. | |
34 | Пожинать плоды | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления у пятиклассников в конце учебного года. |
.
Рассмотрено на заседании кафедры Согласовано
Зав кафедрой Заместитель директора по УВР
Смирнова Л.Ф. Гордеева С. А.
Протокол № « » 2016г. « » 2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для учащихся 3 "Б" класса с легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений
Рабочая программа для учащихся 3 класса с легкой и умеренной степенью интеллектуального нарушения. Программа включает в себя следующие предметы: русский язык, устная речь, чтение, математика, жив...
Рабочая программа для учащихся 3 "Б" класса с легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений
Рабочая программа для учащихся 3 класса с нарушением интеллекта включает в себя следующие предметы: русский язык, чтение, устная речь, математика, живой мир, занимательный труд, изобразительное искусс...
Рабочая программа по Социальной коммуникации 7 класс (для учащихся с нарушением интеллектуального развития)
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Социальная коммуникация» (7 класс) Рабочая программа по учебному предмету «Социальная коммуникация» образовательной области «Коррекционные технологии»...
Рабочая программа по Социальной коммуникации 6 класс (для учащихся с нарушением интеллектуального развития)
Рабочая программа по учебному предмету «Социальная коммуникация» образовательной области «Коррекционные технологии» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2014-2015 учебный год.Програм...
Рабочая программа "Мир растений" (5-9 классы) для учащихся с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности
Рабочая программа "Мир растений" (5-9 классы) для учащихся с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности разработана в 2017 году учителем Е. Н. Гамольской и испо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по экономическому практикуму 10 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))
Рабочая программа по Экономическому практикуму для 10 класса составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными ...
Рабочая программа по математике (факультатив) 6а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного класса)
Рабочая программа по математике (факультатив) 6а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного ...