Рабочая программа "Домоводство". 7 класс. 68 часов, разработанная на основеАдаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) на период 2020-2021гг
рабочая программа
Рабочая программа "Домоводство" 7 класс. 136 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domovodstvo._na_132_chas.docx | 36.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение г. Хабаровска
«Средняя школа № 27»
РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол №____ от ______ 2020г. __________ Т. П. Ильина руководитель ШМО | СОГЛАСОВАНО зам.директора по УВР __________ С.С. Корсунская ________ 2020г. |
Рабочая программа
домашнего обучения
Орловой Марии,
ученицы 7Е класса
по Домоводству
кол-во часов: 4 ч. в неделю
всего: 132 часа
Составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) на период 2020-2021гг. (протокол пед. совета от ____________ № ___, утверждена приказом директора от ____________ № ____)
Составила:
Ильина Татьяна Павловна,
учитель технологии
.
г. Хабаровск
2020г.
1.Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа предмета « Домоводство» для обучающихся 7 класса составлена на основе Адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) .
Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Обучение на уроках домоводства опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных бытовых приёмов самообслуживания, выполнение хозяйственно-бытовых работ и формирование доступных норм социализации в обществе.
Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.
Основные задачи:
формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами; освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.
развитие интереса к хозяйственно-бытовой деятельности;
формирование навыков самообслуживания и организации быта;
освоение отдельных видов работ с использованием бытовой химии;
соблюдение необходимые правил техники безопасности.
Реализация рабочей программы предмета « Домоводство» для 7 класса рассчитана на 33 недели, 4 часов в неделю. Всего 132 часов.
Критерии оценки
С учётом современных требований к оценочной деятельности для обучающихся 7 года обучения, выставляются оценки (отметки) соответствующие оценочным суждениям, следующим образом:
Оценочное суждение | Оценка (отметка) | Содержание |
Усвоил | 5 | Знает хорошо, может применить на практике самостоятельно |
4 | Знает, усваивает и применяет с помощью. | |
3 | Знает фрагментарно, усваивает с трудом, помощь принимает частично. | |
Отметка «2» не ставится. |
Требования к уровню подготовки обучающихся
-Умение принимать посильное участие в повседневных делах в семье и в школе.
- Умение выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой, уходом за вещами, участием в покупке продуктов и приготовлением пищи и др.
- Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени и оценивать полученный результат, радоваться достижениям.
- Умение взаимодействовать с окружающими людьми в соответствии с общепринятыми нормами поведения, в доступной форме оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать и эмоционально реагировать на различные ситуации в семье и в школе.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
3. Планируемые результаты освоения программы (предметные, БУД, личностные)
Для детей с умеренной умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития применительно к варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Предметные:
- организовывать свою работу по устной инструкции учителя;
- называть операции последовательного выполнения изделия по элементам предметной инструкционной карты;
- составлять простейшую композицию макета и делать аппликацию по образцу;
- давать простейшие отчеты о выполненной работе(называть изделие и материалы, из которых оно выполнено, определять назначение изделия);
- названия и основные свойства материалов;
- названия и назначение инструментов, указанных в программе;
- правила безопасной работы с инструментами.
Минимальный:
- знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы,(рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
- знание видов трудовых работ;
- знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
- знание приёмов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия),используемые на уроках ручного труда;
- анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;
- пользование доступными технологическими(инструкционными)картами;
- составление стандартного плана работы по пунктам;
- владение некоторыми технологическими приёмами ручной обработки материалов;
- использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой).
- Выполнение несложного ремонта одежды.
Достаточный:
- знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
- знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
- знание видов художественных ремёсел;
- знание и пользование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;
- осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
- экономное расходование материалов;
- оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- выполнение общественных поручений по уборке класса после уроков трудового обучения.
Базовые:
- использовать знаково-символические средства;
- строить коммуникативные отношения (вербальные, невербальные);
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- выделять информацию из художественных текстов;
- осуществлять анализ объектов с выделением признаков;
- составлять целое из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах;
- устанавливать аналогии.
Личностные:
- управление своими эмоциями в различных ситуациях;
- развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие мотивов учебной деятельности;
- проявлять любознательность, желание узнавать новое;
- принятие и освоение роли обучающейся;
- ориентироваться на общение и взаимодействие с учителем;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
4.Содержание программы
Содержание программы «Домоводство» как учебного предмета на I этапе обучения представлено в программе следующими разделами: «Работа с пластилином", «Работа с природными материалами», «Работа с бумагой», «Работа с текстильными материалами», «Работа с древесными материалами», «Работа с металлом», «Комбинированные работы». Учебный материал, в предложенных разделах, располагается «от простого к сложному» и, в достаточной степени, представляет основы ручного труда необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.
Работа с пластилином
Элементарные знания о пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Приемы работы: разминание, отщипывание, размазывание, раскатывание, скатывание, вытягивание, сплющивание, прищипывание, примазывание. Лепка из пластилина изделий, имеющих различную форму.
Работа с природными материалами
Элементарные понятия о природных материалах. Заготовка природных материалов. Организация рабочего места при работе с природными материалами. Инструменты, используемые при работе с природными материалами, правила работы с ними. Работа с засушенными листьями, веточками, желудями, ягодам и рябины, черноплодки, шишками.
Работа с бумагой
Элементарные сведения о бумаге. Организация рабочего места при работе с бумагой. Инструменты и материалы для работы с бумагой.
Виды работы с бумагой:
Обрывание бумаги: отрывание мелких кусочков от листа бумаги, обрывание по контуру, разрывание бумаги по линии сгиба;
сминание и скатывание бумаги;
соединение деталей с помощью клея;
конструирование из плоских деталей различной формы.
Разметка бумаги: Понятие «шаблон», правила работы с ним.
Работа с текстильными материалами
Элементарные сведения о нитках/вате. Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Инструменты для работы с
текстильными материалами.
Виды работы с нитками: наматывание; связывание в пучок.
Виды работы с ватой: скручивание; разрывание; разминание; скатывание.
Работа с металлом
Элементарные сведения об алюминиевой фольге, проволоке. Организация рабочего места при работе с проволокой.
Приемы обработки алюминиевой фольги: сминание, сгибание, сжимание, скручивание, скатывание, разрывание.
Приемы работы с проволокой: сгибание, сгибание волной, в кольцо, спираль, в несколько раз, намотка на карандаш, сгибание под прямым углом.
Получение контуров геометрических фигур, букв.
Виды работы с бумагой:
Обрывание бумаги: отрывание мелких кусочков от листа бумаги, обрывание по контуру, разрывание бумаги по линии сгиба;
сминание и скатывание бумаги;
соединение деталей с помощью клея;
конструирование из плоских деталей различной формы.
Разметка бумаги:
Понятие «шаблон», правила работы с ним.
Работа с металлом.
Элементарные сведения об
алюминиевой фольге. Приемы обработки алюминиевой фольги: сминание, сгибание, сжимание, скручивание, скатывание, разрывание.
Выполнение аппликаций из алюминевой фольги.
Элементарные сведения о проволоке. Сгибание волной, в кольцо.
Приемы работы с проволокой:, намотка на карандаш.
Выполнение объёмной фигуры.
Вырезание ножницами из бумаги:
Ножницы - инструмент для резания бумаги, правила работы с ними. Приемы вырезания ножницами.
Работа с текстильными материалами
Элементарные сведения о нитках/вате. Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Инструменты для работы с текстильными материалами.
Виды работы с нитками: наматывание; связывание в пучок.
Виды работы с ватой: скручивание; разрывание; разминание; скатывание.
Работа с металлом
Элементарные сведения об алюминиевой фольге, проволоке. Организация рабочего места при работе с проволокой.
Приемы обработки алюминиевой фольги: сминание, сгибание, сжимание, скручивание, скатывание, разрывание.
Приемы работы с проволокой: сгибание, сгибание волной, в кольцо, спираль, в несколько раз, намотка на карандаш, сгибание под прямым углом.Получение контуров геометрических фигур, букв.
Комбинированные работы
Виды работ по комбинированию разных материалов: пластилин и природные материалы, бумага и пластилин, бумага и нитки и т.д.
6. Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса.
Основные технологии обучения:
В условиях реализации программы актуальными становятся следующие технологии:
Личностно-ориентированные, деятельностный подход, уровневая дифференциация, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, игровые.
Методы и приёмы обучения:
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные методы: показ, иллюстрация, демонстрации.
Практические методы: упражнения, практические работы, дидактические игры, экскурсии.
Виды деятельности учащихся на уроке:
- игровая;
- предметно-практическая;
- трудовая;
- элементарная учебная деятельность
Оборудование: природный материал, бумага цветная, картон цветной и белый, клей, ножницы, проволока, опилки, деревянные колышки, нож, шило, буравчик, молоток, отвёртка, клещи, металлоконструктор, нитки, окантовка, иголки, наперстки, ткань.
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию и проведение экскурсий, бесед, моделирование реальных ситуаций, дидактических, сюжетно-ролевых, имитирующих игр, упражнений, проблемных ситуации, учебных заданий.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства.
Литература.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки Рос.Федерации.-М.:Просвещение,2017.
- Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционных школ VIII вида. Учебное пособие. Т.С.Жидкина. М.: Академия, 2005.
- А. Кикбуш. Поделки из природных материалов, М: «РОСМЕН», 2007.
- Л.А.Кузнецова. Методические рекомендации. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и родителей. М.: Просвещение, 2011.
- С.Ю. Раделов . Лепим сами.. М.: Кристалл,2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по факультативному курсу «Ритмика» для обучающихся 2 класса Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по факультативному курсу «Ритмика» для обучающихся 2 класса...
Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся.Система оценки достижения пла...
Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Математика. Математические представления
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни....
Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Язык и речевая практика. Речь и альтернативная коммуникация учителя высшей квалифик
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия....
Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Окружающий мир
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе...
Рабочая пронрамма Профельный труд. 7 класс. 68 часов, разработанная на основеАдаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) на период 2020-2021гг
Рабочая прогнамма. Профильный труд.7 класс.68 часов...
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) для обучающихся 5 – 9 классов
Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нар...