Различение частицы НЕ и приставки НЕ
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Урок предназначен для учащихся 7-го класса. На данном занятии  используется модульная технология, которая соответствует требованиям ФГОС. Данная технология позволяет создать педагогические условя для включения каждого учащегося в деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chastitsa_1.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс

ТЕМА : «Различение частицы НЕ и приставки НЕ» . 

ЦЕЛЬ: в процессе работы над учебными элементами учащиеся должны различать частицу НЕ и приставку НЕ-; уметь правильно писать НЕ с разными частями речи;  развивать методический навык (контроль и самоконтроль)

ТИП УРОКА: урок систематизации  знаний.

Педагогическая технология: модульная

Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Объявление темы урока.
  3. Мотивация учебной деятельности: чего вы ждете от сегодняшнего урока? Чему хотите научиться?
  4. Объявление интегрирующей цели данного урока .
  5. Работа по теме урока.

  1. Знакомство учащихся с УЭ-0.
  2. Выполнение учащимися УЭ-1,УЭ-2, УЭ-3.
  3. УЭ-контроль.

Цель: диагностировать и корректировать сформированность навыка правописания НЕ с разными частями речи.

Словарный диктант

(Не)кого. (не)брежно, (не)принес, (не) у кого, (не)чем, (не)прочитанная, (не)чувствовал, (не)пренебрегая, (не)рад, (не)по-товарищески, (не)объятный, (не)жаль, (не)смотря (ни) на что, работа (не)проверена,(не)пропадещь.

Вид проверки: сверяясь с доской, учащиеся проверяют работы друг друга; выборочная проверка работ учителем.

     УЭ-рефлексия.

Цель: обобщить полученные на уроке знания, подвести итоги работы.

Беседа с классом: Чему вы научились на уроке? Для чего вам эти знания? Какие учебные элементы вызывали у вас затруднения?

  1. Домашнее задание : упр.394

Оформление доски.

Знать правила правописания НЕ с разными частями речи

Различение частицы НЕ и приставки НЕ.

Уметь:

  1. применять изученное правило на практике;
  2. подбирать свои примеры;
  3. видеть данную орфограмму;
  4. систематизировать и обобщать полученные знания и навыки;
  5. развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Лист контроля и самоконтроля

Количество допущенных ошибок

Оценка

0

5

1-2

4

3-4

3

5-6

2

7 и более

1

 

УЭ

оценка

УЭ-1

УЭ-2

УЭ-3

УЭ-4

Средний балл

модуль

Различение на письме приставки не- и частицы не

УЭ-0

Интегрирующая цель: привести в систему свои знания о правописании частицы НЕ и приставки НЕ- с различными частями речи.

1.В процессе работы над заданиями вы должны вспомнить следующий материал:

а) правописание НЕ с различными частями речи;

б) роль отрицательных частиц в предложении.

2. В процессе работы над заданиями вы должны показать следующие умения:

а) правильно  писать  частицу НЕ и приставку НЕ-;

б) строить учебное сообщение на тему «Правописание НЕ с разными частями речи»;

в) выполнять орфографические и грамматические задания по теме «Различение частицы НЕ и приставки НЕ-»

Вступительное слово учителя (2 минуты)

УЭ-1

Входной контроль.

Цель:  познакомиться с материалом учебника по новой теме; добиться правильного написания слов с данной орфограммой.

  1. Ознакомиться с теоретической частью учебной статьи (стр.182) и с опорным конспектом;
  2. Задать одноклассникам вопросы по теории, ответить на них;
  3. Выполнить упражнение учебника №393;

4.    Проверить  правильность выполненного упражнения по приложению 1 и выставить оценку в таблицу.

Работа в паре(10 минут)

УЭ-2

Цель: отработать навык написания НЕ с именами прилагательными.

1.Задание: запишите предложения, объяснив, почему наличие союзов а, но не обеспечивает раздельного написания НЕ.

  1. Материал недорогой, но красивый.
  2. Пруд неглубокий, а рыбный.
  3. Река неширокая, но глубокая.
  4. Книга небольшая, а интересная.

2.Приведите и запишите два примера, когда указанные союзы обеспечивают раздельное написание НЕ с именами прилагательными.

3. Проверить правильность выполнения упражнения  по приложению 2 и выставить оценку в таблицу.

Работа в паре (10 минут)

УЭ-3

Цель:  отработать навык написания НЕ  с разными частями речи (в случае затруднения обращайтесь к опорной таблице)

1.Упражнение.

Звеньевому (не)зачем  было бы давать еще одно поручение.

Разве тебе (не) с чем выступить на районном смотре самодеятельности?

Удивляюсь, как это (не)которым ребятам бывает (не)чего делать.

Почему тебе  (не)когда заниматься в спортивной секции?

 (Не)ужели (не) у кого было спросить, что было задано на дом?

2. Проверить правильность выполнения упражнения по приложению 3 и выставить  оценку  в таблицу.

УЭ-4

Цель: сформулируйте ответ на вопрос, какова роль отрицательных частиц в предложении.

  1. Запишите предложенные пословицы и поговорки.

Без труда (не) вытащишь и рыбку из пруда.

Упрямого н…чем (не) убедишь.

Лучше умереть, чем (не)правду терпеть.

Ученый знает, а все-таки спросит, а (не)вежда (не)знает и (не) спрашивает.

(Не)верный друг – опасный враг.

(Не)кирпич, а человек города строит.

  1. Дополните список поговорок собственными примерами.
  2. Ответьте устно на вопрос: С какой целью используется отрицание в речи?

  Помни план рассуждения:

  • Тезис;
  • Доказательства;
  • Вывод.
  1. Проверьте в парах задание, Обсудите, пусть товарищ оценит тебя. (Если возникнет спор, будут сомнения, обратись за помощью к учителю)
  2. Проверить правильность выполнения упражнений по приложению 4 и выставить оценку в таблицу.

УЭ-5

Прочитайте еще раз цели, которые стояли перед вами в начале работы. Самостоятельно оцените, достигли ли вы их. Поставьте средний балл, сложив все баллы, полученные за отдельные элементы и разделив их на количество заданий.

лист самоконтроля (5 минут)

УЭ-6

Цель: диагностировать знания и умения учащихся при изучении модуля.

Словарный диктант.

Индивидуальная работа в тетрадях

УЭ-7

Рефлексия: какие учебные элементы вызвали у вас затруднения?

3 минуты

УЭ-8

Домашнее задание: §68, упражнение 394

2 минуты

Молодцы!

ПАМЯТКА ПО МОДУЛЮ

  1. Помните, что работу с учебным элементом необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь ее в виду во время работы на УЭ и возвращаться к ней в конце каждого УЭ.
  2. У вас есть право на получения консультации из учебника, опорного конспекта, по которым вы работаете на уроке, а также у учителя. Используйте это право!
  3. Работа по модулю требует взаимоуважения, внимания друг к другу, самодисциплины. Не забывайте об этом!

Опорный конспект

Правописание НЕ с различными частями речи

существительное

прилагательное

наречие

причастие

слитно

раздельно

  1. Если слово не употребляется без НЕ

НЕРЯХА

  1. Существительное, прилагательное, наречие может быть заменено синонимами или близкими по значению выражениями

НЕДОБРЫЙ =ЗЛОЙ

  1. Если при причастиях нет зависимых слов  и нет противопоставления с союзом а

НЕЗАКОНЧИВШЕЕСЯ СОБРАНИЕ

  1. В предложении есть противопоставление с союзом А

НЕ ПРАВДА, А ЛОЖЬ

  1. К прилагательному или наречию относятся слова  далеко, вовсе, отнюдь, ничуть, нисколько.

ВОВСЕ НЕ ИНТЕРЕСНЫЙ

  1. С краткими прилагательными, причастиями

НЕ РАД; НЕ ЗАКОНЧЕНО

  1. С наречиями не на –О (-Е)

НЕ ПО-ТОВАРИЩЕСКИ

  1. С полными причастиями, при которых есть зависимые слова или противопоставление с союзом а

НЕ ЗАКОНЧЕНЧЕВШЕЕСЯ ВОВРЕМЯ СОБРАНИЕ

глагол

деепричастие

  1. Если слово не употребляется без НЕ

НЕНАВИДЕТЬ; НЕДОУМЕВАЯ

  1. Во всех остальных случаях

НЕ ПРИШЕЛ; НЕ ЗНАЯ

местоимение

  1. Если нет предлога

НЕЧЕГО

НЕКЕМ

  1. Если после НЕ есть предлог

НЕ ОТ ЧЕГО

НЕ С КЕМ

Со словами, которые пишутся через черточку: не чуть-чуть

Приложение 1

Упражнение  № 393

Ю. Энтин

Ничего на свете лучше нету,

Чем бродить друзьям по белу свету.

Тем, кто дружен не страшны тревоги,

Нам любые дороги дороги.

Мы свое призванье не забудем-

 Смех и радость мы приносим людям,

Нам дворцов заманчивые своды

Не заменят никогда свободы.

Приложение 2

Наличие союзов а, но не обеспечивает раздельного написания НЕ в предложениях, так как отсутствует противопоставление . Примеры:

  1. Материал не дорогой, а дешевый .
  2. Пруд не глубокий, а узкий .
  3. Река не широкая, а узкая.
  4. Книга не большая, а маленькая.

Приложение 3

Упражнение.

Звеньевому незачем  было бы давать еще одно поручение.

Разве тебе не  с чем выступить на районном смотре самодеятельности?

Удивляюсь, как это некоторым ребятам бывает нечего делать.

Почему тебе некогда заниматься в спортивной секции?

 Неужели не у кого было спросить, что было задано на дом?

Приложение 4

  1. Запишите предложенные пословицы и поговорки.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Упрямого ничем не убедишь.

Лучше умереть, чем неправду терпеть.

Ученый знает, а все-таки спросит, а невежда не знает и не спрашивает.

Неверный друг – опасный враг.

Не  кирпич, а человек города строит.

  1. Пословицы с частицей и приставкой не:

      Шило в мешке не утаишь.

       Сердцем копья у недруга не переломишь.

      Деньги девать некуда, кошелька купить не на что.

       Крылья есть, да некуда лететь.

       Всякая неправда грех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку в 7классе "Различение частицы не и приставки не"

Урок-обобщение по русскому языку « Различение на письме частицы не и приставки не-»  в 7 классе построен  с учётом личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Целью урока является обоб...

Урок русского языка "Различение частиц не и ни"

Цели урока:Образовательные:Создать условия для формирования у учащихся умения различать частицы не и ни; отрабатывать орфографические навыки; совершенствовать навыки построения устного высказывания....

Различение частицы не- и приставки не

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):знать условия раздельного и слитного написания не с разными частями речи;уметь правильно писать слова разных частей речи с не; графически о...

Конспект урока по теме: "Различение частицы не с приставкой не-"

Урок-обобщение по русскому языку « Различение на письме частицы не и приставки не-»  в 7 классе построен  с учётом личностно-ориентированного подхода к обучающимся....

Методическая разработка урока по русскому языку "Различение частицы НЕ и приставки НЕ"

В конспекте обозначены цели урока, задачи (обучающие, коррекционно-развивающие, воспитательные). Дан материал на повторение предыдущей темы "Частицы". Представлено подробное объяснение прави...

Урок - закрепление "Различение частицы НЕ и приставки НЕ"

На уроке закрепляется правописание частицы НЕ и приставки НЕ в разных частях речи...