Урок - закрепление "Различение частицы НЕ и приставки НЕ"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Царёва Мария Ермиловна

На уроке закрепляется правописание частицы НЕ и приставки НЕ в разных частях речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Различение  частицы  НЕ - и  приставки  - НЕ» - 7 класс

Тема урока:            

Различение  частицы  НЕ - и  приставки  - НЕ

Базовый учебник:  

Русский язык. 7 класс - М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.                                   

Цели

Предметные

знать условия раздельного и слитного написания не с разными частями речи;

уметь правильно писать слова разных частей речи с не; графически объяснять условия выбора правильных написаний;

Метапредметные:

Умение самостоятельно определять цели своего обучения,

ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,

развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками;

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению ипознанию;

Тип урока.                

Урок- закрепление

Формы работы учащихся.        

Парная и индивидуальная  работа, фронтальный опрос.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне

Приветствует учеников.

Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим»,  - говорил Сократ


Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности

Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

Коммуникативные:общение и взаимодействие,планирование учебного процесса

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Давайте сегодня убедимся в том, что мы хотим быть много- знающими, т.к. мы все любознательны.

Итак, (запись на доске)

 Дидактический сундучок.
- Отгадайте загадки и подумайте, какое слово для нас сегодня является главным?
1. (Не)огонь, а жгусь ретиво, как зовут меня? (Крапива.)
2. На себе везет (не)прытко домик собственный... (Улитка.)
3. Какая еда самая (не)питательная? (Пирог, который едят глазами – французская загадка).

Тема: Правописание частицы НЕ, приставки НЕ

Целеполагание:

  1. Знать правописание НЕ с различными частями речи
  2. Уметь объяснять правописание частицы НЕ, приставки НЕ
  3. НЕ – часть корня

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

3. Закрепление

1.     Диктант «Будь начеку» ППС

Задание: перед вами текст с орфографическими и пунктуационными ошибками, найти их, исправить и объяснить.

1. Бушует в поле не_погода.

2.По небу стелються низкие тяжелые облока.

3.Но это непугает партизан..

4.Не_ нависть к фашистам собрала их в глухом лесу.

5.Коля Зайко участвовал во многих сражениях.

6.Сейчас он незамеченным  никем пребежал из деревни и докладывает командиру, что видел на дороги.

2.   ВПЗ в ПСС  - карточки  

                 15 минут

Учащиеся работают в ППС: находят орфограммы

1. НЕ частица и

2. НЕ приставка

3. другие виды орфограмм

4. Запятые

Вывод: (8 орфографических и 3пунктуационные)

-Объяснить правописание.

1.Учащиеся самостоятельно выполняют задания

2.Проверяют в ПСС.

Познавательные: самостоятельный поиск  проблем правописания.

Коммуникативные:  аргументация своего мнения.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Личностные:действия  оценивания усваиваемого содержания.

Коммуникативные умения: слушают ответы товарищей, доказывают свою току зрения.

4.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

.

3. Диктант «Молчанка».

Задание: определите, слитно или раздельно пишется слово, определите часть речи.

1.Говорил (не)правду(сущ.)

2. дома (не) освещены ( кр.прич.)

3. (не)навистный враг (прил.)

4. (не)глубокая речонка (прил.)

5. (не)решенный вопрос (прич.)

6.( не) решенный мною вопрос (прич.)

7. (не)когда поговорить (нар.)

8. (не) к кому обратиться (местоимение)

9. (не)дотепа (сущ.)

10. работе (не) написана (крат. прич.)

11. (не) законченная к сроку работа (прич.)

12.( не) широкая, а глубокая речка(прил.)

13 (не) о чем беспокоиться (мест.)

14. (не) боясь правды (деепр.)

15. (не)плохая погода (прил.)

16. (не)взрачный человек (прил.)

Учащиеся работают самостоятельно

Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: способность самооценки своих действий.

5.   Рефлексия.    

А) Проверка знаний.

«Верные и неверные утверждения»

1.  Чтобы правильно написать слово с НЕ, нужно определить часть речи.

2.  Не с глаголами пишется всегда раздельно.

3.  Не с причастиями пишется так же, как и не с прилагательными.

4.  Не с деепричастиями пишется так же, как и не с глаголами.

5.  Не с наречиями пишется раздельно, если наречие не заканчивается на -о, -е

6. На раздельное написание не с прилагательными не влияют слова ЕЩЁ, ВЕСЬМА

7. Не со всеми местоимениями пишется раздельно.

8. В предложении Девочка (не)тактична сказуемое выражено кратким прилагательным, НЕ с ним пишется слитно.    Обсуждение ответов.

Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

«Сегодня на уроке я узнал…»

«Сегодня на уроке я научился…»

«Сегодня на уроке мне было сложно…»

«Сегодня на уроке мне было легко…»

«Сегодня на уроке мне понравилось…»

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

8. Итог урока

- Итак, сегодня на уроке мы вспомнили одно из самых непростых тем в русском языке «Различение частицы и приставки не».

-Но, как известно, отрицательных частиц в русском языке две. На следующем уроке мы с вами узнаем о различении этих частиц на письме.

-А самые любознательные могут дома уже ознакомиться с материалом учебника по этой теме.

9. Домашнее задание

Создать миниатюру, в котором бы употреблялись слова различных частей речи с НЕ по любой интересующей вас теме.

-  Всего вам доброго. Успехов! Будьте  любознательными, и вы станете много знающими.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока русского языка. Понятие о приставке.

Данная мини-презентация дает понятие учащимся 5 класса коррекционной школы VIII вида о приставке, о её роли в нашей речи...

Разработка урока по русскому языку в 7классе "Различение частицы не и приставки не"

Урок-обобщение по русскому языку « Различение на письме частицы не и приставки не-»  в 7 классе построен  с учётом личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Целью урока является обоб...

Различие частицы НЕ и приставки НЕ

урок русского языка в 7 классе  (1 час)...

Различение частицы НЕ и приставки НЕ

Урок предназначен для учащихся 7-го класса. На данном занятии  используется модульная технология, которая соответствует требованиям ФГОС. Данная технология позволяет создать педагогические условя...

Различение частицы не- и приставки не

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):знать условия раздельного и слитного написания не с разными частями речи;уметь правильно писать слова разных частей речи с не; графически о...

Конспект урока по теме: "Различение частицы не с приставкой не-"

Урок-обобщение по русскому языку « Различение на письме частицы не и приставки не-»  в 7 классе построен  с учётом личностно-ориентированного подхода к обучающимся....

Методическая разработка урока по русскому языку "Различение частицы НЕ и приставки НЕ"

В конспекте обозначены цели урока, задачи (обучающие, коррекционно-развивающие, воспитательные). Дан материал на повторение предыдущей темы "Частицы". Представлено подробное объяснение прави...