Урок русского языка "Различение частиц не и ни"
план-конспект урока по русскому языку по теме
Цели урока:
Образовательные:
Создать условия для формирования у учащихся умения различать частицы не и ни; отрабатывать орфографические навыки; совершенствовать навыки построения устного высказывания.
Развивающие:
Содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся, навыков самостоятельной работы с текстом.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к предмету, к слову, к традициям русской культуры.
Знать: условие выбора частиц НЕ - НИ.
Попутное повторение: знаки препинания в СП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_ne_i_ni.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Различение частиц не и ни" (1 слайд)
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Образовательные:
Создать условия для формирования у учащихся умения различать частицы не и ни; отрабатывать орфографические навыки; совершенствовать навыки построения устного высказывания.
Развивающие:
Содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся, навыков самостоятельной работы с текстом.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к предмету, к слову, к традициям русской культуры.
Знать: условие выбора частиц НЕ - НИ.
Попутное повторение: знаки препинания в СП.
Оборудование: фрагмент таблицы, индивидуальные карточки, компьютер с презентацией учебного материала.
ХОД УРОКА
1. Определение темы урока.
- Здравствуйте. Послушайте шуточное стихотворение и попытайтесь определить тему урока.
НЕ и НИ у нас частицы,
Нам их нужно уважать.
И при этом не лениться
И ни часу не терять.
- Итак, какова тема урока? (Различение отрицательных частиц НЕ и НИ)
2. Повторение
1). Вы уже должны знать правила употребления не и ни. Расскажите:
- В каких случаях пишется не?
- Когда употребляется ни?
2). Давайте проверим, как вы усвоили эти правила. Для этого выполните тест.
Тест.
- Найдите предложения, которым частица не придаёт положительный смысл.
А. Ветер не утихал.
Б. Я не мог не ответить на это письмо.
В. Где он только не бывал!
Г. Где он не бывал, так это на Кавказе.
2. В каких предложениях частица ни служит для выражения утверждения?
А. Куда ни посмотри, всюду колосится рожь.
Б. Как волка ни корми, он всё в лес смотрит.
В. Дождь не прекращался ни на час.
Г. В воздухе ни звуков, ни движения.
3. В каких предложениях не – частица?
А. Трава (не)скошена.
Б. Это было письмо, (не)прочитанное мною.
В. Мне (не)(от)куда позвонить по телефону.
Г. Дневник (не)был заполнен.
4. Найдите предложения, в которых частица не служит для отрицания.
А. Товарищ не мог не помочь мне.
Б. Когда я не зайду к нему, он беспокоится и звонит.
В. Я никак не мог определить, откуда доносится шум.
Г. Какой же русский не любит быстрой езды!
Проверим, как вы справились с тестом. (2 слайд).
3). Вновь послушайте шуточное стихотворение, найдите устойчивые сочетания с НЕ и НИ и выпишите их.
Светило солнце в вышине
Ни бледно и ни ярко.
И в результате было мне
Ни холодно ни жарко.
К доске я вышел отвечать,
Стоял я перед классом.
Ни дать ни взять, ни сесть ни встать,
Ни рыба и ни мясо.
- Какие вы нашли устойчивые словосочетания? С какой частицей написали?
Проверьте (3 слайд)
- Назовите ещё устойчивые сочетания с не и ни, которые вы знаете (ни встать ни сесть, ни к селу ни к городу, ни много ни мало, ни свет ни заря…)
- Давайте подумаем, в какой ситуации, в каком стиле употребляются эти сочетания?
- Конечно. В разговорном стиле. Народ придумывает традиции, обряды и слова, которыми их можно обозначить. Одна из таких традиций – празднование Масленицы.
- Что вы знаете об этом празднике?
4). Рассмотрите цветную вклейку учебника № 15. (4 слайд) Придумайте предложение, описывающее данную иллюстрацию, и постарайтесь употребить в нём частицу не или ни.
Разбор предложений у доски:
Не морозами, не метелями славится Масленица, а вкусными блинами, играми и забавами, пришедшими к нам из далёких веков, и неожиданными чудесами.
На свете чудеса рассеяны повсюду, да не везде их всякий примечал.
3. Физкультминутка: отдыхаем, но не расслабляемся – считаем частицы:
Вы сегодня не устали?
Сели-встали, сели- встали!
Вам неймётся на уроке?
Так уприте руки в боки!
Поворот туда-сюда!
Не болят ваши бока?
Вы не дёргайтесь, не надо!
Расслаблять нам руки надо!
Никогда не бойтесь сами
Вы подпрыгивать с хлопками!
Ни слова, ни жеста, ни взгляда!
Мы делаем вдох – выдыхаем!
- Сколько частиц встретилось? 8: 5 не, 3 ни.
4. Работа с текстом.
- Возьмите карточку. Прочитайте текст.
Словарная работа : маска (5 слайд)
- Определите тему, основную мысль, придумайте заголовок.
- Какое устойчивое сочетание вы встретили?
- Что оно обозначает?
5. Выполнение практического задания. У каждого на парте – таблица-подсказка.
Цель: формирование умения различать и правильно писать НЕ-НИ (с использованием дифференцированного обучения). Повторить знаки препинания в сложном предложении.
Различение НЕ и НИ
НЕ | НИ |
Если опустить частицу, смысл изменится на противоположный. (Не выучил- выучил) | Если опустить частицу, смысл не изменится. (Его не остановят ни горы ни реки- Его не остановят горы, реки) |
В вопросительных и восклицательных предложениях. (Кто не слышал об этом?- Куда он только не обращался!) | В сложных предложениях с уступительным оттенком значения для усиления утвердительного смысла. (Сколько ни смотри на море, оно никогда не надоест. ) Придаточная часть начинается словами Что ни…, кто ни…, чего ни…, сколько ни…, куда ни…, о чём ни…, где ни… С существительными в родительном падеже. (На небе ни облачка. Не слышно ни шороха. ) |
В устойчивых выражениях (не по себе, не в духе и т. д. ) | В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера, и т. д. ) |
- Для выполнения работы выберите карточку в соответствии с уровнем усвоения темы.
(дифференцированное обучение)
Карточка №5 для тех, кто считает, что достаточно хорошо усвоил тему и помнит пунктуацию в сложном предложении.
Карточка №4 содержит подсказку: расставить знаки препинания , ориентируясь на подчёркнутые сказуемые.
Для кого тема оказалась трудной, можно использовать карточку-подсказку.
Карточка № 5
- Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях.
Иногда люди хотят чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи, (н. . ) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.
Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. . ) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.
МАСКА – французское masgue восходит к арабскому mashara - “шутка, насмешка”.
Карточка № 4
- Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях, ориентируясь на подчёркнутые сказуемые.
Иногда люди хотят чтобы их не узнавали (н…)соседи, (н. . )чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.
Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…)приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. . ) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.
Карточка № 3
- Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей и подсказками.
Иногда люди хотят , чтобы их (н…) узнавали(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) (н…)соседи, (н. . )чужие(частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай , согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…)свет (н…)заря(фразеологизм), отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.
Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! (простое восклицательное предложение) Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение. (предложение сложное, частицу можно опустить). Но как (н…) старался (предложение сложное, частицу можно опустить) этот скромный труженик ,(н…) одна(-ничто) из его работ (н…)доживала(Если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) до следующего праздника ,потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз (= много раз )обижался мастер на эту традиции, но (н. . ) разу (= никогда) никому (н…) жаловался(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) ведь он дарил людям радость.
Проверка самостоятельной работы по группам.
7. Подведение итогов урока
- Итак, подведём итог урока. Сегодня мы не только тренировались в различении частиц НЕ и НИ, но и побывали на праздновании Масленицы, заглянули в мастерскую чешского мастера, узнали о происхождении слова «маска».
Оценки.
Домашнее задание: составить тест из двух вопросов на различение частиц «не» и «ни». (6 слайд)
Рефлексия: проанализируйте свои знания: если остались какие-то вопросы, что-то неясно, оставьте у доски для меня сигнал в виде «?», если же вам теперь всё понятно, оставьте «!». (7 слайд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Обобщающе-повторительный урок по теме "Частицы"""
В данной презентации представлены слайды для каждого этапа урока....
Урок русского языка по теме "Правописание частиц. Частица НИ"
Урок по русскому языку в 7 классе по теме "Правописание частиц" (учебное пособие Разумовской)....
Конспект урока русского языка "Частица как служебная часть речи"
Цели: Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций. Задачи: Показать отличие частицы о...
Урок русского языка "Частица" (7 класс)
Урок объяснение нового материала....
Урок русского языка в 7 классе "Отрицательные частицы. Различение на письме частиц НЕ и НИ"
Тема урока: Отрицательные частицы. Различение на письме частиц НЕ и НИЦель: сформулировать правило разграничения на письме частиц НЕ и НИ и составить алгоритм рассуждения для решения данной орфографич...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей); также (союз) – так же (местоимение с частицей); чтобы (союз) – что бы (местоимение с частицей) и др.»
Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру...
Урок русского языка в 7 классе. Тема урока: «Систематизация и обобщение знаний по теме «Частицы»
Цели урока: Систематизировать знания учащихся о частицах; обобщить материал, изученный на уроках по теме «Разряды час...