Разработка урока по русскому языку в 7классе "Различение частицы не и приставки не"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Урок-обобщение по русскому языку « Различение на письме частицы не и приставки не-» в 7 классе построен с учётом личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Целью урока является обобщение и закрепление правил правописания не с различными частями речи; формирование умения систематизировать изученные правила. Содержание урока построено на произведении И.С.Тургенева «Записки охотника». На уроке предполагаются разные формы деятельности обучающихся: работа с карточкой, самоконтроль, взаимопроверка, решение проблемной задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по русскому языку в 7 классе
Тема урока: « Различение частицы не и приставки не-»
( Урок- обобщение)
Эпиграф: «С русским языком можно творить чудеса»
И. С. Тургенев
Цель - обучающая: 1)обобщение и закрепление правил правописания не
с различными частями речи;
2)формирование умения систематизировать
изученные правила;
- развивающая: 1) развитие устной речи учащихся;
2) обогащение словарного запаса;
3) умение анализировать, сопоставлять;
- воспитательная: обеспечение тесной связи обучения с
жизнью.
Оборудование: учебник, тексты И.С.Тургенева «Записки охотника»; схема- алгоритм «Приставка не - и частица не», иллюстрации с изображением природы.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Подготовка к восприятию.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех такими бодрыми, здоровыми. Поскольку этот урок требует большей нагрузки, давайте сделаем небольшую зарядку для глаз. Пожалуйста, осторожно закройте глаза, прислушайтесь к себе..., теперь широко распахните их. Медленно поведём глаза влево, вправо.
Круговые движения глазами выполняем по часовой стрелке и против. Спасибо.
П. Слово учителя.
На прошлом уроке мы повторили правописание не с различными частями речи, и в домашнем упражнении №387 вы отметили слова с этой орфограммой, определили, слитно или раздельно пишется не с этими словами.
(проверяем д/з путем самопроверки)
В это 1 ученик работает с карточкой у доски (см. «Приложение»).
(Работу у доски проверяет сильный ученик).
Класс отвечает на вопросы:
1.Что общего между частицами, союзами, предлогами? В чем разница?
2.Назовите разряды частиц. Для чего служат формообразующие частицы? Привести примеры.
II. Сообщение темы и цели урока.
Ребята, мы повторили правописание не с различными частями речи, а сегодня будем учиться различать приставку не - и частицу не. Работа сегодня на уроке не совсем обычная. Мы будем работать с текстами И.С.Тургенева, постараемся увидеть мастерство писателя, умеющего словом создавать картины мира природы и человека. Поэтому эпиграфом к нашему уроку я взяла слова И.С.Тургенева: «С русским языком можно творить чудеса». Итак, нам предстоит новая встреча с И.С.Тургеневым.
Запишите, пожалуйста, число и тему урока.
III. Закрепление темы.
Учитель читает предложение, записанное на доске.
Утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем.
Вопрос классу: Когда можно наблюдать такое явление в природе, в какое время года?
-Да, ребята, это лето, июльское лето. Приходилось ли вам видеть самое раннее утро летом? Видеть, как поднимается солнце? Расскажите, как меняется мир, трава, кусты, речка, озеро, деревья?
(2 ученика рассказывают).
-Писатель И.С.Тургенев в нескольких словах так ярко и образно нарисовал картину летнего восхода солнца. Благодаря чему, каким выразительным языковым средствам мы увидели картину июльского утра.
(Ученик отвечает. Эпитет - кротким румянцем; метафора - не пылает пожаром.
-Какая же орфограмма связана с темой нашего урока? Как пишется не с глаголами, деепричастиями? Какую роль играет частица не? (Придает отрицательное значение всему предложению).
-Видите, ребята, какое большое значение имеет такая маленькая частица не,
-А всегда ли не может быть частицей? (Нет, она может быть и приставкой, и частью корня).
-Прочитаем ещё одно предложение, в котором есть слова с не.
2) Мне стало грустно: сквозь (не) весёлую, хотя свежую улыбку увядающей природы, казалось, прокрадывался унылый страх (не)далёкой зимы.
-Чем является не в этом предложении? Докажите. ( Приставкой. Слова с не можно заменить словами - синонимами без не).
- Хорошо. Сегодня на уроке, на произведениях И.С.Тургенева, мы проследим, как работает частица не и приставка не-.
Откроем «Записки охотника», рассказ «Свидание».
(Его ребята прочитали дома, отметили предложения с не-).
-Смогли ли вы в этом рассказе найти предложения с частицей не и приставкой не - ?
(Ученики читают предложения. 2 предложения записаны заранее на доске. Работаем над ними у доски, а затем переписываем в тетрадь).
1) То был (не) веселый, смеющийся трепет весны, (не) мягкое шушуканье, (не) долгий говор лета, (не)робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная дремотная болтовня.
-Не забываем, ребята, что сегодня у нас не совсем обычная работа на уроке. Мы говорим не только об орфограммах, но и отмечаем мастерство писателя. Отметим выразительные средства в этом предложении.
(Ребята называют метафоры: шушуканье-шушукать-шептать, говорить по секрету (прост.); лепетанье осени-лепетать-несвязно, неразборчиво говорить;болтовня-болтать-вести легкий, непринужденный разговор).
-Как называются такие слова с общим лексическим значением? (Синонимы).
-Объясним правописание не в этом предложении. Как вы думаете, с какой целью Тургенев использует частицу, так часто употребляющуюся в этом предложении? (Для того, чтобы, отрицая, противопоставляя природные явления, мы ярче увидели картину раннего осеннего утра).
Обозначаем условия выбора данной орфограммы.
-Расскажите о слитном и раздельном правописании не с прилагательными. (Фронтальный опрос)
-Продолжим работу над текстом из сборника «Записки охотника».
-Ребята, я прочитаю вам предложение, а вы постарайтесь вспомнить, откуда оно, из какого произведения?
( Я читаю предложение из текста, потом открываю доску, где записано это
предложение со скобками).
3) Жара (не) много спала, или, как говорят у нас, (не) задача моя продолжалась, и я, с одним коростелём, вернулся в Выселки («Бежин луг».)
(Ученик выходит к доске, раскрывает скобки, объясняет правописание не - в
словах).
-Раскроем скобки и объясним, чем является не - в этом предложении.
-Как вы понимаете значение слова незадача? (Мнения учащихся).
В словаре Ожегова незадача(разг.)- неудачное стечение обстоятельств, незадача.А всегда ли слово незадача пишется слитно? Можете ли вы придумать предложение, в котором /не задача/ надо писать раздельно? (Не задача была трудной в контрольной работе, а примеры). Молодцы!
Проблемный вопрос: - Каков же алгоритм рассуждения при решении этой орфографической задачи: слитно или раздельно писать не? Что является общим положением для правописания существительных, прилагательных, наречий на – о, -е?
Ученик рассказывает:
1.Смотрим, употребляется ли слово без не. (Не употребляется - пишу слитно).
2.Если употребляется - решаю, какая это часть речи.
3.Вспоминаю правило.
-Хорошо. Да, ребята, главное условие правильного выбора написания не – определение части речи. Только после этого можно применять следующий этап-правило о написании не.
-Проверим правильность нашего рассуждения по алгоритму.( см. «Приложение»).
III. Практическое занятие.
-А теперь попробуем применить свои знания на практике, и я предлагаю вам выборочно-распределительный диктант.
Частица не / приставка не-
-Выписывать только слова с не.
1.Я невольно полюбовался Павлушей. Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой. Горело смелой удалью и твердой решимостью. Без хворостинки в руке, ночью, он, не колеблясь, поскакал один на волка (р. «Бежин луг»).
-Из 2-го и 3-го предложений выписать словосочетания с главным словом существительным, а зависимое слово должно быть связано с темой нашего урока.
2.Там не было никакой дороги; какие-то некошеные низкие кусты расстилались передо мною.
3.Но уже вечерняя заря погасла, и в воздухе, ещё светлом, хотя не озаренном более лучами солнца, начинали густеть и разливаться холодные тени.
-Какими частями речи являются выписанные слова? ( Ребята называют).
Правописание не с существительными, прилагательными, наречиями мы повторили, а о правописании какой части речи с не мы ещё не сказали? (О причастии).
Словосочетания с причастиями выписываем на доске, объясняем правописание.
Некошеные кусты
Не озаренном лучами
-Каково же особое условие написания не с полным причастием? (Ученик отвечает). А теперь обратимся к алгоритму. (см приложение).
IV.Графический ( кодовый диктант). (Слабоуспевающие ученики выполняют упражнение на усмотрение учителя)
-Ну, а теперь - на практике проверить можно точно,
кто смог теорию усвоить прочно.
Я читаю предложения (либо они на слайде) из произведений Тургенева, а ученики ставят только цифры:1-раздельно 2-слитно
1.Поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак.
2.Чистая мелкая трава изумрудного цвета, без золотых отливов, не колыхалась; высокие стебельки стояли, как очарованные.
3.Справа от нас, не далеко, а где-то близко, журчал ручей.
4.Алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землёй.
5.Я остановился в недоумении.
6...то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь. ( «Муму»).
7.Гром грохотал, не переставая.
8.Он смотрел на неё сонными, ничего не выражающими глазами.
9.Небольшая ночная птица, низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону.
Ученики обмениваются листочками и проверяют выполнение этого задания друг у друга. (Работа в парах)
1 2 3 4 5 6 7 8 9
2 1 1 2 2 2 1 1 2
V. Рефлексия
«Сегодня на уроке я узнал…»
«Сегодня на уроке я научился…»
«Сегодня на уроке мне было сложно…»
«Сегодня на уроке мне было легко…»
«Сегодня на уроке мне понравилось…»
VI. Итог урока.
-Что же мы повторили сегодня на уроке?
-Мы не только повторили правописание не с различными частями речи, но и систематизировали ваши знания в написании приставки не - и частицы не на примерах из произведений Тургенева убедились в том, что русский язык неисчерпаемо богат, с ним можно творить чудеса. Предложения из произведений Тургенева подарили нам возможность увидеть, что даёт языку такая маленькая - и такая важная! - частица не и приставка не.
VI. Домашнее задание.
Чтобы упрочить ваши знания,
Даю домашнее задание.
Упр.№399(обязательно); Желательно - выписать из сборника «Записки охотника»
5 предложений с частицами не и ни.
Приложение № 1.
Карточка.
Списать, раскрыть скобки. Графические обозначить орфограмму .Определить часть речи над каждым словом.
(Не) настный день; (не) счастье; (не)знакомый, а чужой человек;(не)давно позвонил;(не)большие деревья; (не)сделал (не, ни)чего;(не)говоря мне; дома (не)освещены;(не)ослабевающий интерес;(не)годовать; (не)поясняя задания.
Приложение № 2.
Алгоритм-рассуждение.
Не с существительными, прилагательными, наречиями на –о (-е):
1)Смотрим, может ли слово употребляться без не. Если не может – пишем не слитно: неряха, несуразный, небрежно.
2)Если слово может употребляться без не, смотрим, есть ли противопоставление признаков, оценок или слова далеко не, вовсе не, ничуть не, чуть не, отнюдь не.
Есть одно из указанных условий - пишем не раздельно: не широкий, а узкий пруд; вовсе не интересный рассказ; ничуть не красиво..
3)Если нет указанных выше условий, подбираем к слову синоним и пишем не слитно: говорил неправду (ложь).
Запомнить: не пиши раздельно с относительными, притяжательными прилагательными, с прилагательными со значением цвета, с прилагательными и наречиями в сравнительной степени: не кожаный портфель, не синее небо, не менее; с наречиями, которые пишутся через дефис: поступил не по-товарищески.
Приложение №3.
Алгоритм «Не с причастиями».
Краткая или полная форма причастия?
Краткая полная
Есть противопоставление или
Не пишем раздельно зависимые к причастию слова?
( не написано, не прочитан)
да нет
Список используемой литературы.
1.Иванова В.Ф.Моисеев А.И. Орфография, пунктуация и методика их преподавания. РЯШ-1995-№1.
2.Соколова Г.П. Ещё раз про не и ни -. РЯШ-2003-№6.
3.Соколова Г.П. «Драгоценные» частицы. РЯШ-1995-№2.
4.Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. М. «Просвещение» 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»
Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...
Методическая разработка урока по русскому языку на тему"Приставки- труженицы"
Данный урок проводится с учащимися 1 курса профессионального училища. Программа русского языка изучена ими в общеобразовательной школе. Поэтому в училище уроки строятся как уроки повторения изуч...
Разработка уроков по русскому языку (приставки)
Урок по русскому языку в 5 классе. "Правописание приставок пре-, при-".Учитель Молоканцева Людмила Ивановна...
Разработка урока по русскому языку в 7 классе "Правописание частиц НЕ и НИ"
на уроке используются следующие материалы: презентация, тесты, фрагмнт мультфильма "В стране невыученных уроков", текст. Разработка урока создана к учебнику В. В.Львова....
Разработка урока по русскому языку "Правописание гласных и согласных в приставках" 5 класс
Разработка урока по русскому языку "Правописание гласных и согласных в приставках" 5 класс...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Частица как часть речи"для 7 класса
Объяснение нового материала "Частица как часть речи"...
Методическая разработка урока по русскому языку "Различение частицы НЕ и приставки НЕ"
В конспекте обозначены цели урока, задачи (обучающие, коррекционно-развивающие, воспитательные). Дан материал на повторение предыдущей темы "Частицы". Представлено подробное объяснение прави...