пояснительная записка по русскому языку в 8,9 классах
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Пояснительная записка по русскому языку в 8,9 классах в коррекционной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_po_russkomu_yazyku_89_kl.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предусмотрена для обучающихся ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
В коррекционной (специальной) школе для учащихся с ОВЗ программа по русскому языку учитывает особенности познавательной деятельности детей. Обучение направлено на разностороннее развитие личности учащихся, носит элементарно-практический характер, способствует их умственному развитию, социальной адаптации и интеграции в жизнь.
Согласно Учебному плану 2014 – 2015 учебного года на изучение русского языка отводится следующее количество часов:
Период | Количество часов | |
8 класс | 9 класс | |
Неделя | 4ч. | 3ч. |
1 четверть | 32ч. | 24ч. |
2 четверть | 30ч. | 23ч. |
3 четверть | 38ч. | 30ч. |
4 четверть | 30ч. | 24ч. |
Год | 130ч. | 101ч. |
Продолжительность занятия 40 минут. Курс имеет оценочную (5-балльную) систему прохождения материала.
Рабочая программа составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов под редакцией В. В. Воронковой.
Содержательный минимум образования
в 8, 9 классе
Звуки и буквы. Овладение учащимися правописанием значимых частей слова и различных частей речи.
Слово. Формирование навыков правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке).
Части речи. Формирование навыков грамотного письма. Выработка практических навыков устной и письменной речи – обогащение и активизация словаря.
Предложение. Формирование у школьников навыков построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения; закрепление орфографических и пунктуационных навыков.
Связная речь. Формирование навыков связной письменной речи, а именно, развитие фонематического слуха и правильного произношения, обогащение и уточнение словаря. Формирование умений и навыков работы с деформированным текстом, с изложением и сочинением, а также навыков чёткого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении заявления, расписки и др.).
Цель обучения: развитие речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности обучающихся для дальнейшей их интеграции в общество.
Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно – информационную, коммуникативно – деятельностную, ценностно – ориентационную).
СОСТАВЛЯЮЩИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
1.Предметно - информационная:
-обобщение знаний учащихся о частях речи, их значение; главных и второстепенных членах предложения;
-систематизация знаний о наиболее распространённых правилах правописания слов;
-коррекция умений правописания значимых частей слова и различных частей речи;
-актуализация умений и навыков правильного произношения;
-формирование умений и навыков работы с деформированным текстом;
-систематизация умений и навыков построения простого и сложного предложения.
-формирование умений правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2.Деятельностно - коммуникативная:
- развитие коммуникативно - деятельностных качеств (умение вести монолог, диалог);
-коррекция словесно-логического мышления (умение анализировать, синтезировать, сравнивать, классифицировать, обобщать);
- формирование умений и навыков владения звукобуквенным анализом;
- развитие навыков связной устной и письменной речи;
-коррекция высших психических функций учащихся.
3.Ценностно - ориентационная:
-формирование осознанного понимания роли русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
-формирование эмоциональной отзывчивости;
-воспитание нравственно-эстетических, этических качеств личности;
-воспитание гуманного отношения к человеческой личности;
-развитие способности осознавать своё место, роль и предназначение в жизни.
-формирование осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
-воспитание нравственно-патриотических и гражданских качеств личности.
Специальной задачей обучения является коррекция речи и мышления обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Компетенции:
- Предметные
1.1. Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения практических задач:
-овладение учащимися основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом и основами культуры устной и письменной речи;
- формирование умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся;
- овладение учениками различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета, в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
- совершенствование умений и навыков создания текстов различного характера в соответствии с основными требованиями программы.
1.2.Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции реализуются в процессе решения познавательных и практических задач:
- освоение учащимися знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
-овладение учащимися основными нормами русского литературного языка;
- обогащение лексического запаса и грамматического строя речи учащихся;
- формирование у учащихся способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов;
- обучение учащихся умению пользоваться орфографическим словарем.
1.3.Культуроведческая компетенция:
- осознание учащимися языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка;
- владение нормами русского речевого этикета, культурой общения.
2.Общепредметные:
-воспитание учащихся средствами данной учебной дисциплины;
-развитие и коррекция высших психических функций;
-обучение умению самостоятельно использовать язык как средство общения;
-формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и общения;
-повышение уровня культуры коммуникации при взаимодействии с окружающими;
-формирование умения самостоятельно получать и передавать информацию.
3. Ключевые
3.1. Деятельностно-коммуникативные – способность ученика выполнять устную и письменную коммуникацию с целью быть понятным, умение сотрудничать, работать в группе, идти на компромисс.
3.2. Социальные – способность, готовность ученика брать на себя ответственность, быть активным в принятии решения и урегулировании конфликтов.
А) Социально-трудовая:
-продуктивно сотрудничать;
-действовать в социуме;
-осознание себя и своего места в обществе.
Б) Культура личностного самосовершенствования:
- способность к ценностно-смысловой ориентации;
- способность к рефлексии (самопознание, оценка, контроль, эмоциональная регуляция, развитие).
В) Ценностно-смысловая:
-понимать и воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль;
-способность принимать человека как высшую ценность;
- способность к освоению механизмов самоопределения в разных ситуациях учебной и иных видов деятельности;
-целевая и смысловая установка своим поступкам и действиям;
-принимать решение.
3.3.Информационно-методологические:
А) Учебно-управленческая: умение внимательно слушать и воспринимать информацию.
В) Учебно-логическая: критически относиться к развитию общества, занимать сторону в дискуссиях, умение высказывать свою точку зрения.
Содержательные линии:
1.Культурно-историческая (человек и история, человек и культура)
2.Социально-правовая (человек и общество, человек- человек):
-демократический стиль общения учителя с учащимся;
-развитие чувства ответственности за сохранение духовного, культурного потенциала России и региона;
-развитие чувства ответственности за сохранение книг;
-воспитание чувства гордости за родной язык, культуру речи;
- воспитание чувства патриотизма за Родину и др.;
3. Информационно-методологическая (человек и информация): знания на уроке, словарная работа и др.
4. Экологическая (человек и природа).
5. Культура здоровья (человек и здоровье):
А)Валеологический подход (физический и психический уровень):
-Благоприятный климат в кабинете (требования СанПиН).
-Физическое состояние учащихся (здоровье).
-Доброжелательная психологическая обстановка, которая во многом зависит от демократического стиля общения педагога с учащимися и реализации принципов гуманизации.
Б) Пропаганда ЗОЖ.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
8 КЛАСС
Учащиеся должны знать:
-части речи, использовать их в речи;
-наиболее распространенные правила правописания слов.
Учащиеся должны уметь:
-писать текст под диктовку, применять правила проверки написания слов;
-разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
-различать части речи;
-строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
-писать изложение;
-оформлять деловые бумаги;
-пользоваться словарем;
-адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему, основную мысль);
-читать тексты разных стилей и жанров;
-извлекать информацию из различных источников, включая СМИ; пользоваться словарями, справочной литературой;
-воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, изложение);
-создавать тексты различных стилей и жанров (реферат, письмо, расписку, заявление);
-владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
-свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
-адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
-соблюдать в практике речевого общения основные, элементарные, произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
-соблюдать нормы русского речевого этикета.
9 КЛАСС
Учащиеся должны знать:
- части речи, использовать их в речи;
- наиболее распространенные правила правописания слов.
Учащиеся должны уметь:
- писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
-разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов; - различать части речи; - строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение; - писать изложение, сочинение; - оформлять деловые бумаги; - пользоваться школьным орфографическим словарем;
-адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему, основную мысль);
-читать тексты разных стилей и жанров;
-извлекать информацию из различных источников, включая СМИ;
-воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, изложение);
-создавать тексты различных стилей и жанров (реферат, письмо, расписку, заявление);
-владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
-свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
-соблюдать в практике речевого общения основные, элементарные, произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
-соблюдать нормы русского речевого этикета.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
-развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
-удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
-увеличения словарного запаса;
-использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА
РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТА
Технологии обучения
- Современное традиционное обучение (классно –урочное, лекции, зачёты).
- Дифференцированное обучение.
- Педагогика сотрудничества.
- Проблемное обучение.
- Личностно – ориентированное обучение.
- Игровое обучение.
Принципы обучения
- Общепедагогические:
Принципы гуманизации:
-принцип индивидуализации – построение содержания и выбор методов обучения и воспитания, которые являются адекватными возрастным и индивидуальным (личностным) особенностям и возможностям всех учащихся;
-принцип персонификации – отказ от ролевых «масок». Адекватное включение элементов личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций и соответствующих им действий), высказывание своей точки зрения и принятие чужой;
-принцип проблематизации – актуализация и стимулирование тенденции ученика к личностному росту. Создание условий для совершенствования ребёнком нравственных поступков для самостоятельной постановки и разрешение учащимися познавательных проблем и задач;
-принцип диалогизации – личностно-равноправные позиции педагога и учащегося (позиция сотрудничающих людей).
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
2. Специальные принципы изучения русского языка:
Общеметодические принципы:
-экстралингвистический;
-функциональный;
-структурно – семантический;
-межуровневых и внутриуровневых связей;
-нормативно – стилистический;
-исторический.
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку используются следующие принципы:
Принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Виды и формы контроля
Виды:
- Вводный
- Тематический
- Рубежный
- Итоговый
Формы:
1.Зачёт.
2.Контрольная работа. Проверочная работа. Самостоятельная работа.
3.Тест.
4.Кроссворд.
5.Сочинение.
6.Изложение.
7.Сообщение.
8. Деловое письмо.
ПРОГРАММНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа:
Программа по русскому языку для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната 8 вида под редакцией В. В. Воронковой. – М.: Владос , 2011. – С. 223.
Учебники:
1. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык 8 класс. – М.: Просвещение, 2010. – С. 263.
2. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык 9 класс. – М.: Просвещение, 2006. – С. 263.
Методические пособия:
1.Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе – М.: Владос, 1999. - С. 198.
- Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. – М.: Просвещение, 2002. - С. 115.
- Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи – М.: Астрель, 2006. - С. 122.
- Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Новая школа, 2006. С. 178.
- Зикеев А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ. – М.: Академия. – 2002. - С. 101.
- Комарова С.В. Формирование речевой коммуникации учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида на уроках развития речи. – М.: Просвещение, 2005. - С. 98.
- Комарова С.В. К вопросу о коммуникативном подходе в развитии речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью //Коррекционная педагогика. – 2005. – № 1.
- Комарова С.В., Якубовская Э.В. Ступеньки к грамоте. Альбом. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2004. - С. 118.
- Кудрявцева Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида 5-7 классы. – М.: Владос, 2003. – С. 150.
Дополнительная литература
- Богданова Г. А. Уроки русского языка. – М.: Просвещение, 2002. – С.89.
- Бойнова Н.И. Творческие игры на уроках русского языка // Начальная школа. 2005. - №10.
- Пилипчук Л.В. К урокам письма // Начальная школа. 2005. - №10.
- Рудакова В.П. Работа над ошибками – важное звено в системе обучения русскому языку // Начальная школа. 2006. - №6.
- Тяжелова М. Г. Приёмы личной заинтересованности школьников в изучении русского языка // Начальная школа. 2007. - №11.
- Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Практическое пособие по развитию речи. – М: Просвещение, 2007. – С. 175.
- Якубовская Э.В., Аксенова А.К. Дидактические игры на уроках русского языка вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 2005. – С. 127.
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ».
- Закон Свердловской области от 15. 07. 2013 г. № 78 –ОЗ «Об образовании в Свердловской области».
- Федеральный закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании). (Принят государственной Думой 16.10.2012г. № 273).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.13. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Устав государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат», 2011г.
- Учебный план ОУ.
- Годовой учебный календарный график.
- Расписание уроков.
ОБОРУДОВАНИЕ
1.Дидактический материал:
-таблицы и плакаты по основным разделам грамматики; - карточки с грамматическими заданиями; -карточки со словарными словами; -карточки с алгоритмами правил; -карточки для обратной связи; -раздаточные тексты для контрольного списывания; -карточки с индивидуальными заданиями по работе над фонемами; -раздаточный материал для работы над связной речью; -карты-схемы работы над текстом; -карточки для логопедической зарядки; -карточки с кроссвордами; - коррекционные упражнения; - задания и упражнения на развитие высших психических функций; - упражнения на здоровьесбережение; -задания и упражнения на развитие артикуляционного аппарата; -занимательный материал по орфографии и синтаксису; -электронные носители с уроками русского языка; -репродукции с картин русских художников; -сюжетные картины;
-иллюстрации; - фонограммы музыкальных произведений для творческих работ;
- персональный компьютер, интерактивная доска, медиатека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка по русскому языку для 5 класса.
Пояснительная записка по русскому языку для 5 класса (татарских школ) состоит из 6 разделов....
Пояснительная записка по русскому языку для 7 класса татарских школ.. школы).
Пояснительная записка по русскому языку для 7 класса татарских школ. Состоит из 6 частей....
Пояснительная записка по русскому языку для 11 класса. По учебнику Н.А.Андрамоновой.
Рабочая программа по русскому языку для 11класса составлена на основании следующих документов: 1. Федерального компонента государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучени...
КТП для 2-3 кл. Пояснительная записка ФГОС английский язык
Календарно-тематическое планирование 2-3 кл. ФГОС Английский язык...
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к курсу «Проектно-исследовательская деятельность» 10 класс Обучение в 10 классе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ...
Пояснительная записка по русскому языку в 5 классе
Данная рабочая программа предназначена для учителей, работающих по ФГОС (учебник Т.А. Ладыженской)...
Пояснительная записка к программе по русскому языку в 5-м классе по учебнику М.М.Разумовской, В.И.Капинос и др.
Пояснительная записка к программе по русскому языку в 5 классе по учебнику М.М.Разумовской, В.А.Капинос и др....