Пояснительная записка по русскому языку для 7 класса татарских школ.. школы).
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс) по теме
Пояснительная записка по русскому языку для 7 класса татарских школ. Состоит из 6 частей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska._7_rus_kldoc.doc | 213.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗДЕЛ I. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основании следующих документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения.
2. Программы средней общеобразовательной школы « Русский язык. 5-11 классы татарских школ». Авторы - составители Л.З. Шакирова, Н.Н.Фаттахова, Р.Ю. Закирова, З.Ф.Юсупова. Программа допущено МО РТ.
Издательство «Магариф», Казань.
3. Учебного плана МБОУ «Бурдинская СОШ».
Количество часов-105, в неделю-3 часа.
Необходимость разработки рабочей программы заключается в том, что по программе общеобразовательных школ на изучение русского языка в 7 классе отводится 4 часа в неделю (136 часов в год). В соответствии с БУП и учебным планом МБОУ «Бурдинская СОШ» рабочая программа рассчитана на 3 часа в неделю
(105 часов в год).
Распределение часов по разделам курса произведено самостоятельно. Темы объединены по целевому и смысловому содержанию.
При составлении рабочей программы в последовательность изучения разделов программы внесены следующие изменения в соответствии с учебником:
- раздел «Местоимение и его употребление» изучается перед разделом «Имя числительное и его употребление»;
- при изучении служебных частей речи раздел «Частицы» дается перед разделом «Союз».
- раздел «Текст» рассредоточен в соответствии с изучаемым языковым материалом.
В 7 классе ученики продолжают изучать разделы «Текст», «Лексика. Фразеология», «Словообразование», «Морфология». В разделе «Морфология» учащиеся впервые знакомятся с причастиями и деепричастиями, рассматривают синтаксические конструкции с причастными и деепричастными оборотами.
При обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене.
Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
РАЗДЕЛ II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Цели и задачи:
- овладение системой русского языка (знаниями по лексике, фонетике, морфемике, словообразованию, морфологии, синтаксису, стилистике);
- сформировать навыки конструирования функционально-смысловых типов речи (повествования, описания, рассуждения) в устной и письменной форме и использования их с учетом целей и условий языковой коммуникации, речевого этикета;
- выработать орфоэпические, интонационные, орфографические и пунктуационные навыки;
- привить навыки выразительного чтения;
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах русского языка; основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной,языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся.
Языковая и лингвистическая компетенция – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, общих сведений о лингвистике, овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения, национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета.
Рабочей программой предусмотрено изучение следующих разделов:
(распределение часов по темам)
№ | Содержание | Кол. час. по программе общ. школ. | Кол. часов по рабочей программе | Примечание |
1 | Введение. Русский и родной языки как явление национальной культуры. | 1 ч. | 1ч. | - |
2 | Повторение и систематизация изученного 6 классе. + Текст (2 ч.) | 3 ч. | 1ч. | -2 ч. Объединение тем. Недостаточно часов на изучение программного материала. |
3 | Текст. | 18 ч. | 14 ч. | -4ч. Кол. час. на р.р. сокращено в связи с тем, что недостаточно часов на изучение программного материала. |
4 | Лексика. Фразеология. Культура речи. + Текст (1 ч.) | 5 ч. | 4 ч. | -1 ч. Объединение тем. |
5 | Словообразование. Культура речи. | 4 ч. | 2 ч. | -2 ч. Объединяются темы «Морфологические способы образования слов в русском языке»,т.к. способы образования слов рассматриваются в каждом разделе. |
6 | Морфология и орфография. Имя существительное и его употребление в речи. + Текст. (1 ч.) | 10 ч. | 7 ч. | -3 ч. Объединение тем. |
7 | Имя прилагательное и его употребление в речи. + Текст. (1 ч.) | 11 ч. | 10 ч. | -1 ч. Объединение тем: «Переход имён прилагательных в существительные» и «Повторение прилагательного». |
8 | Местоимение и его употребление в речи. + Текст. (2 ч.) | 9 ч. | 5 ч. | -4 Объединение тем. |
9 | Имя числительное и его употребление в речи. + Текст (1 ч.) | 14 ч. | 10 ч. | -4 ч. Объединение тем. |
10 | Глагол и его употребление в речи. + Текст. (3 ч.) | 16 ч. | 11 ч. | -5 ч. Объединение тем. |
11 | Причастие и его употребление в речи. + Текст (1 ч.) | 13 ч. | 13 ч. | - Новый материал |
12 | Деепричастие и его употребление в речи. | 6 ч. | 7 ч. | +1 взят из раздела «Текст», учитывая сложность материала. |
13 | Наречие и его употребление в речи. | 11 ч. | 10 ч. | -1 ч. Объединение тем. |
14 | Служебные части речи и их употребление в речи. Предлог. | 1 ч. 3 ч. | - 3 ч. | -1 ч. Объединение тем. |
15 | Частицы. + Текст. (1 ч.) | 3 ч. | 2 ч. | -1 Объединение тем. |
16 | Союзы. + Текст. (1 ч.) | 2 ч. | 2 ч. | Новый материал |
17 | Междометие и его употребление в речи. | 2 ч. | 1 ч. | -1 Объединение тем. |
18 | Повторение. | 4 ч. | 2 ч. | Повторение. |
всего | 136 ч. | 105ч. |
РАЗДЕЛ III. Основное содержание программы
Русский и родной языки как явление национальной культуры. (1 ч.)
Повторение и систематизация изученного в VI классе. (1 ч.)
Прямое и переносное значение слова. Переносное значение слова — основа образно-выразительных средств языка.
Основные способы образования слов в русском языке. Спо собы образования сложных слов.
Правописание морфем (правописание чередующихся глас ных и согласных в корне, правописание гласных и согласных в приставках, правописание приставок пре- и при-).
Существительные общего рода. Правописание существитель ных на -ии, -ия, -ие.
Вид глагола. Вид глагола в инфинитиве. Вид; глагола в изъявительном наклонении. Вид глагола в повелительном наклонении. Текстообразующая роль видо-временных форм глагола.
Правописание окончаний глаголов I и II спряжения.
Правописание кратких прилагательных.
Количественные и порядковые числительные, их правопи сание.
Правописание падежных окончаний личных, вопроситель ных, притяжательных, указательных, определительных место имений. Относительные местоимения.
Текст (14 ч.)
Типы речи: повествование, описание, рассуждение, их ком позиционные особенности. Сложный план.
Стили речи. Разговорный и книжные (научный, официально-деловой) стили. Сфера их употребления и жанровые разновид ности. Стиль художественной литературы.
Публицистический стиль речи, его основные призна ки, сфера употребления, лексические и грамматические особен ности. Жанровые разновидности текстов публицистическо го стиля (заметка, репортаж, интервью, рекламное сообщение).
Умения:
— определять принадлежность текста к публицистическому стилю;
— устанавливать лексические и грамматические особеннос ти публицистического стиля;
— создавать тексты в публицистическом стиле речи;
— создавать тексты определенного жанра.
Стилевая принадлежность типов речи: повествование -разговорный и художественный, описание — любой стиль ре чи, рассуждение — научный и публицистический стиль.
Характер смысловых связей предложений в различных ти пах речи: цепная и параллельная . Наличие цеп ной и параллельной связи в одном тексте.
Микротема как логическая основа текста.
Абзац, его роль в тексте. Абзацное членение текста. Струк тура абзаца: зачин (начало), разработка или развитие мысли, концовка (конец). Средства связи между предложениями в аб заце и между абзацами в тексте. Выделение абзаца при чтении и на письме.
Умения:
— анализировать и определять тип речи;
— анализировать композиционную структуру высказыва ния;
— определять стиль текста и его языковые особенности;
— определять тип связи предложений в тексте;
— устанавливать зависимость между типом и стилем речи;
— устанавливать зависимость типа речи и характера смыс ловых связей между предложениями;
— членить текст на абзацы, строить абзац, устанавливать связь между абзацами;
— строить высказывание любой композиционной струк туры;
— строить высказывание в научном, официально-деловом, художественном, публицистическом стилях;
— описывать в научном и художественном стиле отдель ные предметы, животных, растения, местность.
Лексика. Фразеология. Культура речи. (4 ч.)
Многозначные слова и омонимы. Синонимы и антонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы. Синонимические ряды.
Умение:
- использовать названные лексические пласты с уче том знания сферы их употребления и стиля речи (повторение).
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Причины появления заимствованных слов в русском языке.
Неологизмы. Устаревшие слова (архаизмы и историзмы). Причины устаревания слов в языке. Стилистическое исполь зование устаревших слов и неологизмов. Словари иностранных слов.
Умения:
— устанавливать заимствованные слова и подбирать к ним синонимы, уместно употреблять заимствованные слова в речи;
— определять по этимологическому словарю или словарю иностранных слов, из какого языка заимствовано слово; объяснять значения заимствованных слов, появившихся в последнее время;
— находить неологизмы, появившиеся в связи с развитием науки, техники, искусства, общества;
— определять, по образцу каких слов, имеющихся в языке, образованы неологизмы;
— находить устаревшие слова; разграничивать историзмы и архаизмы;
— подбирать синонимы к архаизмам.
Общеупотребительные слова. Профессиональные слова. Ис пользование профессиональных слов в художественной лите ратуре. Терминологическая лексика, сфера ее использования.
Умения:
— устанавливать профессиональные слова, разграничивать общеупотребительные и профессиональные слова;
— устанавливать зависимость между употреблением терми нологической лексики и стилем речи.
Фразеологизмы, их значение и грамматическое строение. Синтаксическая роль фразеологизмов. Фразеологизмы-синони мы и фразеологизмы-антонимы, Многозначность и омонимия фразеологизмов. Фразеологизмы разговорные и книжные. Сти листически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Исто ки фразеологизмов. Фразеологические словари.
Умения:
— уместно употреблять фразеологизмы в устной и пись менной речи;
— подбирать к фразеологизмам синонимы и антонимы, пользоваться фразеологическим словарем.
Словообразование. Культура речи.(2 ч.)
Морфологические и неморфологический способы образования слов в русском язы ке (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение). Морфемный и словообразовательный анализ слова (повторение).
Умения:
— устанавливать случаи перехода слов из одних частей ре чи в другие;
— разграничивать морфологические и неморфологический способы образования слов.
Морфология и орфография. Культура речи
Имя существительное и его употребление в речи. (7 ч.)
Определение рода существительных с помощью разных средств: морфологических, синтаксических, словообразовательных. Падежи существительных, Текстообразующая роль существительных (повторение).
Основные способы образования имен существительных. Образование существительных с помощью суффиксов , приставок , при ставки и суффикса; сложения пол ных или сокращенных слов. Слитное и дефисное написание сложных существительных.
Умения:
— образовывать существительные различными способа ми и правильно употреблять их в устной и письменной речи; правильно писать (слитно и раздельно) сложные су ществительные.
Имя прилагательное и его употребление в речи.(10 ч.)
Роль прилагательных в речи.
Качественные, относительные и притяжательные прилага тельные.
Степени сравнения имен прилагательных, их образование и изменение.
Склонение полных прилагательных в единственном и мно жественном числе. Правописание падежных окончаний при лагательных. Правописание букв о и е в окончаниях прилага тельных после шипящих (повторение).
Образование качественных прилагательных с помощью суффиксов -н-, -к-; приставок пре-, без-, не.
Суффиксы прилагательных -оньк-, -еньк-.
Умения:
— образовывать качественные прилагательные с помощью указанных суффиксов и приставок;
— правильно произносить и писать слова, образованные при помощи суффиксов -н-, -к- и приставок пре-, без-, не.
Образование относительных прилагательных при помощи суффиксов -и-, -ов-, -ск-, -ан- (-ян-), -онн-
(-енн-); приставок пред-, при-. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.
Умения:
— образовывать относительные прилагательные с помощью указанных суффиксов и приставок;
— правильно произносить и писать слова с суффиксами -н-, -ов-, -ск-, -ая- (-ян-), -они- (-енн-) и приставками пред-, при-.
Образование притяжательных прилагательных от оду шевленных существительных при помощи суффиксов -ин/-ын, -ов/-ев, -ий. Правописание притяжа тельных прилагательных, образованных от имен собственных. Правописание не с прилагательными. Сложные имена прилагательные, их образование и пра вописание. Переход имен прилагательных в существительные.
Умения:
— образовывать притяжательные прилагательные от су ществительных - названий животных и птиц, употреблять их в устной и письменной речи в прямом и переносном значе ниях в различных падежных формах; правильно писать притяжательные прилагательные, обра зованные от имен собственных.
Правописание не с прилагательными.
Умение:
- употреблять в речи прилагательные с не и прилагательные без не для выражения про тивопоставления.
Сложные имена прилагательные, их образование и пра вописание
Умение правильно произносить и писать сложные прила гательные (слитно или через дефис) в связной речи.
Переход имен прилагательных в существительные.
Умение: распознавать и употреблять омонимичные прила гательные и существительные с учетом синтаксической функ ции слов.
Местоимение и его употребление в речи.(5 ч.)
Значение и морфологические признаки местоимений. Син таксическая роль местоимений. Склонение местоимений: мес тоимения, изменяющиеся как существительные (личные, воз вратное, вопросительные), как прилагательные (притяжатель ные, указательные, относительные, определительные) и чис лительные (повторение).
Неопределенные местоимения (некто, нечто, кто-то, что-то, чей-то, какой-то, кто-нибудь, чей-нибудь, какой-нибудь, кое-что), их значение, изменение и роль в предложении.
Отрицательные местоимения (никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего), их значение, изменение и роль в пред ложении. Приставки ни- и не- в отрицательных местоимениях никого, некого; ни в чём, ни от кого, не с кем, не на кого.
Умения:
— образовывать отрицательные и неопределенные местоимения;
— правильно употреблять падежные формы местоимений в устной и письменной речи;
— пользоваться местоименной заменой как средством меж фразовой связи;
— переводить предложения с местоиме ниями с приставками не- и ни- с русского на родной язык.
— производить синонимическую замену.
Морфологический разбор местоимения.
Умение: производить устный и письменный разбор мес тоимения
Имя числительное и его употребление в речи.(10 ч.)
Роль числительных в речи. Сочетание количественных числительных, обозначающих целые числа, с существительными. Сочетание порядковых чис лительных с существительными.
Прописные буквы в датах, обозначающих праздники. Склонение числительных сорок, девяносто, сто. Скло нение числительных от 50 до 80, от 200 до 900. Склонение составных количественных числительных.
Собирательные числительные, их образование с помощью суффиксов -ер-, -ой-. Собирательные числи тельные оба (обе). Сочетание собирательных числительных с существительными и их склонение.
Дробные числительные, их значение и изменение. Составные порядковые числительные, их склонение.
Умения:
- правильно произносить, писать числительные в нуж ной форме;
- употреблять в устной и письменной речи чис лительные в различных падежных формах, правильно сочетая их с существительными.
Морфологический разбор имени числительного.
Умение: производить устный и письменный разбор име ни числительного.
Глагол и его употребление в речи.(11 ч.)
Инфинитив. Видовые формы в инфинитиве. Их сочетатель ные особенности.
Видо-временные формы глагола и их роль в организации текста.
Переходные и непереходные глаголы.
Правописание безударных окончаний глаголов I и II спря жения. Разноспрягаемые глаголы.
Две основы глагола.
Умение:
- выделять у глагола основу неопределенной фор мы и основу настоящего (буду щего простого) времени и обра зовывать от них соответствующие глагольные формы.
Ударение и чередование звуков как дополнительные средства выражения видовых раз личий, сопровождающие суффиксацию. Правописание гласных в суффиксах -ова- (-ева-), -ыва-(-ива-).
Умения:
- правильно произносить и писать глаголы с чередующи мися гласными и согласными;
- разграничивать и правильно произносить видовые фор мы глаголов, различающиеся ударным суффиксом -а- (-я-).
Безличные глаголы. Их значение и употребление в пред ложениях с одним главным членом.
Умения:
— употреблять предложения с безличными глаголами в уст ной и письменной речи;
— заменять личные предложения безличными.
Морфологический разбор глагола.
Умения:
— производить устный и письменный разбор глагола;
— устанавливать взаимосвязь между отдельными категориями глагола (вид и время, время и наклонение, время и лицо или род).
Причастие и его употребление в речи.
Причастие. Значение и грамматические признаки при частия (общие с глаголом и прилагательным). Синтаксическая роль причастия.
Умения:
— определять глагольные признаки у причастий, определять в причастиях признаки прилагательных;
— устанавливать связь причастий с определяемыми сущест вительными.
Причастия действительные и страдательные, зависимость их образования от переходности-непереходности глагола. Причас тия настоящего и прошедшего времени, зависимость их обра зования от вида глагола.
Умения:
- разграничивать действительные и страдательные при частия;
- устанавливать взаимосвязь образования причастий с ви дом и переходностью-непереходностью глагола.
Образование действительных и страдательных причастий настоящего времени.
Умения:
— определять глагол (его вид), от которого образовано причастие;
— выделять в глаголах настоящего времени основу и обра зовывать от нее действительные и страдательные причастия настоящего времени;
— правильно писать гласные у(ю) и а(я) в суффиксах при частий настоящего времени;
— правильно писать гласные е и и в суффиксах страдатель ных причастий настоящего времени;
— устанавливать взаимосвязь правописания суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего време ни со спряжением глагола.
Образование действительных и страдательных причастий прошедшего времени. Чередование звуков при образовании стра дательных причастий прошедшего времени. Изменение места уда рения в причастиях, образованных от глагола с ударной глас ной.
Умения:
— определять глагол (его вид), от которого образовано при частие;
— выделять в глаголах несовершенного и совершенного ви да основу неопределенной формы и образовывать от нее дейст вительные и страдательные причастия прошедшего времени;
— правильно писать гласные перед суффиксом -вш- (решав ший, решивший);
— правильно писать гласные перед нн;
— производить морфемный анализ действительных и стра дательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Полные и краткие страдательные причастия. Морфоло гические и синтаксические признаки кратких причастий. Правописание нн в полных и н в кратких страдательных при частиях.
Умения:
— образовывать краткие формы страдательных причас тий;
— употреблять краткие формы страдательных причастий прошедшего вр. в устной и письменной речи;
— правильно писать одну и две буквы н в суффиксах крат ких и полных страдательных причастий прошедшего времени.
Склонение причастий. Правописание падежных окон чаний.
Умения:
— устанавливать зависимость падежного окончания при частия от рода, числа и падежа существительного;
— употреблять падежные формы причастия в устной и письменной речи.
Причастный оборот. Порядок слов в причастном оборо те. Порядок слов в предложениях с причастным оборотом. Зна ки препинания в предложении с причастным оборотом.
Умения:
— отличать причастный оборот от одиночного причас тия;
— определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову, границы причастного оборота в пред ложении;
— строить предложения с причастными оборотами в роли обособленного и необособленного определения, правильно их интонировать и выделять запятыми на письме;
— заменять причастный оборот, стоящий после определя емого слова, придаточным предложением.
Правописание не с причастиями.
Правописание н и нн в причастиях и прилагательных, образованных от глагола.
Умения:
— разграничивать совпадающие по форме причастия и при лагательные;
— правильно писать одну и две буквы н в суффиксах при частий и прилагательных.
Переход причастий в имена существительные и прила гательные.
Синтаксическая роль причастий. Использование причас тий для лаконичного, сжатого изложения мысли. Причастия как принадлежность письменной речи. Стилис тическое употребление причастий.
Умение распознавать и употреблять омонимичные при частия и прилагательные (блестящие способности — блестя щие бусы), причастия и существительные (присутствующие в классе ученики — присутствующие в классе).
Умения:
— использовать причастие в роли согласованного определения;
— использовать причастный оборот в роли согласованного обособленного определения;
— соблюдать видо-временную соотнесенность употребляемых в предложении причастий с формой глагола-сказуемого;
— использовать причастия для лаконичного, сжатого изло жения мысли.
Морфологический разбор причастия.
Деепричастие и его употребление в речи.
Деепричастие. Значение и грамматические признаки дее причастий (общие с глаголом и наречием). Синтаксическая роль деепричастий.
Умения:
— определять глагольные признаки деепричастий; дока зывать отсутствие у них форм словоизменения;
— устанавливать в предложениях и в тексте связь деепри частия с подлежащим;
— заменять сочетание глагола с деепричастием однородными глаголами-сказуемыми.
Образование деепричастий несовершенного и совершенного вида.
Умения:
- устанавливать вид глагола, от которого образовано дее причастие;
- выделять в глаголе настоящего времени основу и обра зовывать от нее деепричастия несов-го вида;
- выделять в неопределенной форме глагола основу и обра зовывать от нее деепричастия совер-ого вида.
Деепричастный оборот. Порядок слов в деепричастном обороте. Место деепричастного оборота в предложении. Знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
Умения:
— выделять деепричастия и деепричастные обороты;
— строить предложения с деепричастиями и деепричаст ными оборотами в роли обособленного обстоятельства, правиль но их интонировать и выделять запятыми на письме;
— использовать деепричастные обороты как синонимы к придаточным предложениям.
Правописание частицы не с деепричастием.
Синтаксическая функция деепричастий. Особенности употребления деепричастий в речи. Деепричастия несовершен ного вида, указывающие на то, что действия, обозначенные деепричастием и глаголом-сказуемым, происходят одновре менно. Деепричастия совер шенного вида, обозначающие действие, предшествующее дейст вию глагола-сказуемого.
Умения:
- правильно употреблять частицу не с деепричас тиями в письменной речи, отличать частицу не с дее причастием от предлогов;
— использовать деепричастие и деепричастный оборот в ро ли обособленного второстепенного члена предложения;
— соотносить видо-временные формы глагола-сказуемого и деепричастия для обозначения одновременности или раз новременности действий;
— употреблять в письменной речи деепричастия несовер шенного и совершенного вида;
— использовать деепричастия и деепричастные обороты как синонимы к придаточным предложениям.
Морфологический разбор деепричастия.
Наречие и его употребление в речи.
Наречие. Значение и основные морфологические признаки наречий. Синтаксическая роль наречий. Роль наречий в речи. Смысловые группы наречий. Обстоятельственные наре чия: времени, места, причины, цели. Определительные наре чия: образа действия, меры и степени. Местоименные наречия.
Умения:
— правильно ставить вопросы к наречиям, определять их значение и роль в предложении;
— употреблять разные по смысловому значению наречия в устной и письменной речи;
— разграничивать одинаковые по звучанию и написанию наре чия и существительные (пошла утром — наречие, ранним ут ром — существительное) по значению и синтаксической функции.
Степени сравнения наречий. Образование сравнительной и превосходной степени наречий. Различение простой срав нительной степени наречия и прилагательного.
Умения:
— образовывать степени сравнения наречий, различать прос тые формы сравнительной степени наречий и прилагательных;
— правильно употреблять наречия в форме сравнительной и превосходной степени в устной и письменной речи.
Способы образования наречий. Образование их с помо щью суффиксов , приставок, приставок и суффиксов , сложением.
Умения:
— устанавливать способы образования наречий, правильно соотнося наречия с другими частями речи, с наречиями;
— определять морфемный состав наречий.
Правописание наречий. Не и ни с наречиями. Суффиксы о я а в конце наречий. О и е в конце наречий после шипящих. Буква ь в конце наречий после шипящих. Де фис в наречиях. Одна и две буквы я в на речиях на -о, -е .. Не с наречиями на о.
Умения:
— правильно произносить и писать наиболее употребитель ные наречия в составе предложений;
— разграничивать наречия с приставками не- и ни- по зна чению и произношению;
— переводить наречия с не- и ни- с русского на родной язык.
Синтаксическая функция наречий. Текстообразующая роль наречий. Морфологический разбор наречий.
Умения:
— употреблять наречия в роли обстоятельств и несогласо ванных определений;
— подбирать к наречиям синонимы и антонимы;
— составлять с наречиями словосочетания и употреблять их в связной речи;
— употреблять наречия как средство межфразовой связи в качестве общего второстепенного члена для нескольких пред ложений.
Служебные части речи и их употребление в речи.
Служебные части речи: предлог, союз, частица, назна чение их в речи. Особенности служебных частей речи, отличие их от знаменательных частей речи. Отличие служебных час тей речи друг от друга. Частотность служебных частей речи.
Предлог. (3 ч.)
Предлог как служебная часть речи. Назначение пред логов в речи.
Разряды предлогов: пространственные (в, на, под, около, у, к и др.); временные (к, до, перед, через, в течение и др.);причинные (от, из-за); целевые (на, для). Многозначность предлогов, употребление их с разными падежными формами. Синонимия и антонимия предлогов.
Умения:
- отличать служебные части речи от знаменатель ных и распознавать их в тексте.
- опознавать предлоги, определять их значение и функ цию как служебной части речи, выражающей зависимость существительного, местоимения или числительного от других слов в словосочетании;
- употреблять в речи предлоги с именами существитель ными, местоимениями в различных падежах;
- правильно произносить и раздельно писать предлоги с доследующими словами;
- разграничивать предлоги и омонимичные им приставки;
- употреблять предлоги-синонимы и предлоги-автонимы.
Разряды предлогов по происхождению: непроизводные и производные. Переход других частей речи в предлоги (в те чение, в продолжение, вследствие, несмотря на, благодаря и др.).
Умение: разграничивать предлоги и омонимичные им час ти речи с учетом их смыслового значения (временные, про странственные, причинные, целевые и др.).
Раздельное и слитное написание производных предлогов. Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вслед ствие. Дефисное написание двойных предлогов из-за, из-под, по-над.
Текстообразующая роль предлогов. Морфологический разбор предлога.
Умения:
- правильно писать производные предлоги; писать двойные предлоги;
- использовать предлоги как средство межфразовой связи в тексте;
- переводить предложения и тексты-миниатюры, содержа щие разные по значению и написанию предлоги, с русского на родной язык и обратно.
- производить устный и письменный разбор пред лога.
Частицы. (2 ч.)
I. Частицы как служебная часть речи. Разряды частиц по значению: отрицательные, модальные. Частицы формообразующие.
Умения:
— опознавать частицы и их значение в предложениях и текстах;
— выразительно читать предложения с модальными части цами.
Правописание частиц не и ни.
Умения:
— разграничивать значение и написание частиц не и ни;
— переводить с русского на родной язык предложения с частицами не и ни;
— правильно писать частицу ие с разными частями речи.
Текстообразующая роль частиц. Повторение и систематизация изученного.
Умения:
— использовать частицы как средство межфразовой связи предложений;
— употреблять частицы в речи для выражения различных смысловых оттенков.
Союз (2ч.)
Союз как служебная часть речи. Значение и роль союзов в предложении. Деление союзов по функции: сочинительные и подчинительные.
Разряды сочинительных союзов: соединительные, противительные, разделительные.
Разряды подчинительных союзов: изъяснительные, причин ные, целевые, временные, условные, сравнительные, уступи тельные.
Одиночные и повторяющиеся союзы, знаки препинания перед ними.
Умения:
— опознавать и употреблять сочинительные союзы в пред ложениях с однородными членами и в сложносочиненных предложениях;
— опознавать и употреблять подчинительные союзы в слож ноподчиненных предложениях;
— использовать подчинительные союзы для выражения вре менных, условных, целевых, причинных, изъяснительных отно шений;
— правильно ставить знаки препинания перед одиночными и повторяющимися союзами;
— ставить запятые между однородными членами предложе ния, связанными союзами;
— ставить запятые в сложносочиненном и сложноподчи ненном предложениях.
Деление союзов по составу: простые и составные. Пра вописание составных союзов. Отличие составных союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами, союза также от наречия с частицей.
Умения:
— правильно писать составные союзы;
— разграничивать при письме составные союзы и сходные с ними сочетания местоимений и наречий с частицами;
— пользоваться в речи союзами-синонимами.
- Текстообразующая роль союзов.
Умения:
— употреблять сочинительные союзы в начале сложного синтаксического целого;
— употреблять союзы для связи предложений в тексте.
Морфологический разбор союза. Повторение и систематизация изученного.
Умение: производить устный и письменный разбор союза.
Междометие и его употребление в речи. (1ч.)
Значение междометий и их роль в речи. Интонационное выделение междометий. Дефис в междометиях. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.
Умения:
— опознавать междометия в текстах разных стилей и упо треблять их в устной и письменной речи;
— выразительно читать предложения и тексты с междометиями;
— ставить знаки препинания в предложениях с междометиями;
— разграничивать междометия и звукоподражательные слова.
Повторение изученного за год. (2 ч.)
РАЗДЕЛ IV. Планирование контроля на учебный год
№ | Тема раздела | Кол-во часов | Типы контроля | |||
Контр. диктанты | сочинения | изложения | тестирование | |||
1 | Введение. Русский и родной языки как явление национальной культуры. | 1ч. | - | - | - | - |
2 | Повторение и систематизация изученного 6 классе. + Текст (2 ч.) | 1ч. | - | - | - | - |
3 | Текст. | 14 ч. | ||||
4 | Лексика. Фразеология. Культура речи. + Текст (1 ч.) | 4 ч. | 1 | |||
5 | Словообразование. Культура речи. | 2 ч. | 1 | |||
6 | Имя существительное и его употребление в речи. + Текст. (1 ч.) | 7 ч. | 1 | 1 | 1 | |
7 | Имя прилагательное и его употребление в речи. + Текст. (1 ч.) | 10 ч. | 1 | 1 | 2 | |
8 | Местоимение и его употребление в речи. + Текст. (2 ч.) | 5 ч. | 1 | 1 | ||
9 | Имя числительное и его употребление в речи. + Текст (1 ч.) | 10 ч. | 1 | 1 | ||
Глагол и его употребление в речи. + Текст. (3 ч.) | 11 ч. | 1 | 1 | 1 | ||
Причастие и его употребление в речи. + Текст (1 ч.) | 13 ч. | 2 | 1 | |||
Деепричастие и его употребление в речи. | 7 ч. | 1 | 1 | |||
Наречие и его употребление в речи. | 10 ч. | 1 | ||||
Предлог. | 3 ч. | 1 | ||||
Частицы. + Текст. (1 ч.) | 2 ч. | |||||
Союзы. + Текст. (1 ч.) | 2 ч. | 1 | ||||
Междометие и его употребление в речи. | 1 ч. | |||||
Повторение. | 2 ч. | 1 | 1 | |||
105ч. | 6 | 5 | 2 | 13 |
По четвертям:
Виды контроля | В год | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Тесты | 13 | 3 | 3 | 2 | 5 |
Контр. диктанты | 6 | 1 | 2 | 1 | 2 |
Сочинения | 5 | 1 | 1 | 3 | |
Изложения | 2 | 1 | 1 |
Контрольные работы.
№ | № урока | Тема | Кол-во часов | Число |
Контрольные диктанты. | ||||
1 | 17 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | 1 | 07.10 |
2 | 29 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | 1 | 14.11 |
3 | 47 | Контрольный диктант по теме «Имя числительное». | 1 | 26.12 |
4 | 59 | Контрольный диктант по теме «Глагол». | 1 | 03.02 |
5 | 83 | Контрольный диктант по теме «Деепричастие». | 1 | 12.04 |
6 | 104 | Итоговый контрольный диктант. | 1 | 29.05 |
Сочинения. | ||||
1 | 19 | Репортаж. | 1 | 13.10 |
2 | 34 | Интервью. | 1 | 25.11 |
3 | 61 62 | Сочинение по картине А.А.Фаттахова «Пока мама не видит». | 2 | 09.02. 10.02 |
4 | 68 | Сочинение по картине К.Е.Маковского «Дети бегущие от грозы». | 1 | 27.02 |
5 | 71 | Домашнее сочинение по картине К.Е.Максимова «Пионы». | 1 | 05.03 |
Изложения. | ||||
1 | 23 | №1 Изложение. «Во поле берёза стояла». | 1 | 21.10 |
2 | 36 | №2 Изложение. «Лучшие стихи» | 1 | 01.12 |
РАЗДЕЛ V. Требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса
В результате изучения русского языка в 7 классе ученик должен знать и понимать:
- определение основных изученных в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил;
- роль языка как национального языка русского народа, государственного языка РФ;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог;
- основные признаки стилей;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки.
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;
- проводить лексический разбор слова;
- выделять морфемы, указать способы словообразования.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты, (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Определять и формулировать основную мысль текста. Разбивать текст на смысловые части и составлять план. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как устно, так и письменно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о происшедших событиях, аргументировать свои выводы.
РАЗДЕЛ VI Учебно-методическое обеспечение.
Учебник:
Г.Х.Ахбарова, Ф.С Камалова, Т.О.Скиргайло, Н.Н.Фаттахова
«Русский язык», 7 класс
Казань, изд. «Магариф», 2007 г.
Для учителя:
1. Р.Б.Гарифьянова, Ф.С.Камалова, Г.Х.Ахбарова, Т.О.Скиргайло
«Русский язык в 7 классе»
Казань, изд. «Магариф».
2. М.К.Бакеева
«Преподавание русского языка в нерусских общеобразовательных учреждениях»
Казань, изд. «Раннур», 2000 г.
3. Н.В.Егорова
«Поурочные разработки по русскому языку» 7 класс
Москва, «ВАКО», 2006 г.
4. М.В.Федорова.
«Уроки русского языка в 7 классе»
Москва, издательство «Просвещение».
5. Книги «Подготовка к ГИА»
6. Шакирова Л.З., Сабаткоев Р.Б.
“Методика преподавания русского языка.”
С.-Петербург:филиал изд-ва “Просвещение” (Казань,Магариф), 2003
Для учащихся дополнительно:
1.А.Б.Малюшкин, Л.Н.Иконницкая
«Тестовые задания для проверки знаний учащихся». 7 кл
Москва, Творческий центр, 2011 г.
2. М.Т. Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова
«Русский язык» справочные материалы
Москва, «Просвещение», 1987 г.
3. Л.З. Шакирова, Л.С.Андреева
«Русская речь» 7кл.
Казань, изд. «Магариф», 2005 г.
Электронные средства обучения
1. «Фраза»
2. Дидактические и раздаточные материалы по русскому языку.
3. Репетитор по русскому языку.
Развернутый тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса:
1. Сборники диктантов для 5–7 классов.
2. Тексты изложений.
3. Таблицы, схемы.
4. Сборник тестов для 7 класса.
5. Справочники и словари.
6. Книги по подготовке к ГИА и ЕГЭ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка по русскому языку для 5 класса.
Пояснительная записка по русскому языку для 5 класса (татарских школ) состоит из 6 разделов....
Пояснительная записка по русскому языку для 11 класса. По учебнику Н.А.Андрамоновой.
Рабочая программа по русскому языку для 11класса составлена на основании следующих документов: 1. Федерального компонента государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучени...
Сравнительный психолингводидактический анализ учебников русского языка по программам «Начальная школа 21 века» и «Школа России» по изучению проблемы развития саморегуляции учебной деятельности младших школьников
Анализ целей и задач программ начальной школы гласит о том, что необходимо научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, сист...
КТП для 2-3 кл. Пояснительная записка ФГОС английский язык
Календарно-тематическое планирование 2-3 кл. ФГОС Английский язык...
пояснительная записка по русскому языку в 8,9 классах
Пояснительная записка по русскому языку в 8,9 классах в коррекционной школе...
Пояснительная записка по русскому языку в 5 классе
Данная рабочая программа предназначена для учителей, работающих по ФГОС (учебник Т.А. Ладыженской)...
Внедрение предметного обучения в начальной школе посредством привлечения педагогов основной и старшей школы. (русский язык с учителем старшей школы)
Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. В 2018-2019 учебном году в связи с уходом основного учителя начальной школы в...