Пояснительная записка к программе по русскому языку в 5-м классе по учебнику М.М.Разумовской, В.И.Капинос и др.
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Пояснительная записка к программе по русскому языку в 5 классе по учебнику М.М.Разумовской, В.А.Капинос и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_5_klass_russkiy_yazyk.docx | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне и составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 5–9 классов общеобразовательных учреждений М. М. Разумовской, В. И. Капинос, С. И. Львовой, Г. А. Богдановой, В. В. Львова.
Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учебном заведении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения1.
В соответствии с целью обучения в программе усилена речевая направленность курса: расширена понятийная основа обучения связной речи, теория приближена к потребностям практики, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
На основании требований государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в насто-ящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
• приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
• овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
• формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;
• освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой2.
Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка: 5 класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному.
Некоторое изменение традиционной структуры курса объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.
Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве). Обучение строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.
В результате изучения русского языка ученик должен3
знать/понимать
• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• применения родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
В программе усилен семантический аспект подачи лингвистического материала на всех уровнях языка. Процесс постижения языковой семантики и смысла высказываний учитывает реальные возможности школьников и строится в развитии. Учебная нагрузка равномерно распределяется по классам. В 5 классе изучаются части речи, в известной мере знакомые учащимся по начальной школе, но темы эти подаются на семантическом уровне и изучаются в полном объёме.
Лексика и морфемика даются в непривычном для детей интегрированном подходе, с учётом внутрипредметных связей. Лексика, фразеология и словообразование изучаются в полном объёме. Новыми являются разделы: «Синтаксис. Пунктуация», «Речь».
Положительное отношение к учёбе, настрой на изучение родного языка закрепляются на протяжении всего учебного года наличием нетрадиционных заданий, эталонных в речевом отношении текстов, доступных для детей форм подачи лингвистических знаний. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план.
Программа рассчитана на 210 часов, в том числе для проведения:
– контрольных диктантов – 11 часов;
– изложений – 9 часов;
– сочинений – 8 часов.
Тематическое планирование по русскому языку и развитию речи составлено по учебно-методическому комплекту:
1. Разумовская, М. М. Программа по русскому языку к учебникам для 5–9 классов / М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов // Программно-методические материалы. Русский язык, 5–9 классы / сост. Л. М. Рыбченкова. – М. : Дрофа, 2009.
2. Русский язык. 5 кл. : методические рекомендации к учебнику / под ред. М. М. Разумовской. – М. : Дрофа, 2009. – 256 с.
3. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская [и др.] ; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М. : Дрофа, 2010. – 288 с.
Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:
1. Ларионова, Л. Г. Русский язык. 5 класс : рабочая тетрадь / Л. Г. Ларионова. – М. : Дрофа, 2009. – 120 с.
2. Лебедев, Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку : книга для учителя / Н. М. Лебедев. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2000. – 160 с.
3. Львов, В. В. Тетрадь для оценки качества знаний по русскому языку. 5 класс / В. В. Львов. – М. : Дрофа, 2009. – 64 с.
4. Львова, С. И. Самоучитель по орфографии и пунктуации. 5–11 кл. : пособие для учащихся. Ч. 1 : Орфография / С. И. Львова. – М. : Мнемозина, 2002.
5. Львова, С. И. Самоучитель по орфографии и пунктуации. 5–11 кл. : пособие для учащихся. Ч. 2 : Пунктуация / С. И. Львова. – М. : Мнемозина, 2002.
6. Шапиро, Н. А. Учимся понимать и строить текст. 5–9 кл. / Н. А. Шапиро. – М. : Первое сентября, 2002. – 160 с.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
– Русский язык. 5 кл. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта. – М. : Дрофа, 2010. – 37,3 МБ. – (Электронное учебное издание).
– 1С: Школа. Русский язык. 5 кл. – М. : 1С, 2008. – (1С: Школа).
– Интерактивные тесты. Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка и культура речи. – М. : Новый Диск, 2010. – (Интерактивные тесты).
– Крушинская, Т. Ф. Интерактивные плакаты. Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка и культура речи. Программно-методический комплекс / Т. Ф. Крушинская. – М. : Новый Диск, 2008. – (Интерактивные плакаты).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к программе по русскому языку в 5 классе, ФГОС
1) Пояснительная записка к программе содержит место предмета в учебном плане, достижение планируемых результатов, требования к уровню подготовки учащихся, формирование УУД2) Тематическое планирование ...
Рабочая программа по русскому языку для 5-х классов к учебнику Разумовской М.М.
Настоящая программа реализует системно-деятельностный подход и разработана с учетом реализации междисциплинарных учебных программ: «Формирование универсальных учебных действий» (УУД); «Формирование ИК...
Рабочая программа по русскому языку для 5-6 классов по учебнику В. В. Бабайцевой
Рабочая учебная программа по русскому языку в 5 - 9 -м классе составлена на основе Закона РФ «Об образовании»; программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образо...
Учебно-методический комплекс по теме: «Частицы». Русский язык в 7 гимназическом классе по учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львова, В.И. Капинос и других.
Разработка УМК основана на системно-деятельностной образовательной технологии "Достижения прогнозируемых результатов", которая реализует образовательную парадигму- учитель управляет процессом учения ...
Рабочая программа по русскому языку для 6-го класса по учебнику М.М.Разумовской ( ФГОС)
Рабочая программа по русскому языку для 6-го класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования второго поколения на основе авторской Программ...
Рабочая программа по русскому языку для 5-го класса по учебнику М.М.Разумовской ( ФГОС)
Настоящая программа составлена на основе программы по русскому языку 5-9 классы к УМК под редакцией М.М. Разумовской (М., Дрофа, 2013г.)...
Рабочая программа по русскому языку для учеников 9 класса по учебнику Разумовской
1.1 Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы: Изучение русского языка в 9-ом классе направлено на достижение следующих целей:&bull...