Пояснительная записка по русскому языку для 5 класса.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) по теме
Пояснительная записка по русскому языку для 5 класса (татарских школ) состоит из 6 разделов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska._5_rus_kldoc.doc | 242 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗДЕЛ I. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основании следующих документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения.
2. Программы средней общеобразовательной школы « Русский язык. 5-11 классы татарских школ». Авторы – составители: Л.З. Шакирова, Н.Н.Фаттахова, Р.Ю. Закирова, З.Ф.Юсупова. Программа допущено МО РТ.
Издательство «Магариф», Казань, 2003 г.
3. Учебного плана МБОУ «Бурдинская СОШ».
Количество часов -140, в неделю - 4 часа. (35 уч. нед.)
Согласно учебному плану для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы общего образования, на изучение русского языка в 5 классе отводится 105 часов , то есть 3 часа в неделю.
В программе средней школы “Русский язык. 5-11 классы татарских школ” на изучение русского языка в 5 классе отводится 170 часов , то есть 5 часов в неделю.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Бурдинская СОШ» рабочая программа рассчитана на 140 часов (4 часа в неделю), т.к. 1 час в неделю (35 ч. в год) выделен из компонента образовательного учреждения. В календарно-тематическом плане данные часы отводятся для изучения программного материала.
Распределение часов по разделам курса произведено самостоятельно. При составлении рабочей программы в последовательность изучения тем внутри раздела «Фонетика. Графика. Культура речи», «Текст» внесены незначительные изменения в соответствии с учебником.
Раздел «Текст» рассредоточен в соответствии с изучаемым языковым материалом.
В программе соблюдены принципы преемственности и системности. В 5 классе учащиеся, опираясь на знания, полученные в 1-4 классах, совершенствуют навыки и умения по разделам «Текст», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика», «Фонетика. Графика», «Орфоэпия и орфография», «Морфемика. Словообразование», «Морфология». При изучении материалов учитывается особенности родного языка школьников и возможности учащихся.
РАЗДЕЛ II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Цели и задачи:
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах ,основных нормах русского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной,языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся.
Языковая и лингвистическая компетенция – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, общих сведений о лингвистике, овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения, национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета.
Рабочей программой предусмотрено изучение следующих разделов:
(распределение часов по темам)
№ | Содержание | Кол-во часов по программе общ. школ. | Кол-во часов по рабочей программе | Примечание |
1 | Язык – важнейшее средство человеческого общения. Общение. Язык и речь. | 2 ч. | 1ч. | -1 Объединение тем. |
2 | Повторение изученного в 1-4 классах. | 4 ч. | 2ч. | -2 ч. Объединение тем. (имя существительное, имя прилагательное, глагол – 1 ч.) |
3 | Текст. | 26 ч. | 23 ч. | -3 ч. Объединение тем. Часы рассредоточены в соответствии с изучаемым материалом. |
4 | Синтаксис и пунктуация. Культура речи. + Текст. (15 ч.) | 18 ч. | 18 ч. | Изменен порядок (по учеб.) изучения некоторых тем в разделе «Текст». Это дает возможность повторить и закрепить знания по разделу. |
5 | Лексика. Культура речи + Текст (1 ч.). | 5 ч. | 5 ч. | - |
6 | Фонетика. Графика. Культура речи. | 8 ч. | 8 ч. | - |
7 | Орфоэпия и орфография. Культура речи. | 8 ч. | 8 ч. | - |
8 | Морфемика. Словообразование. Орфография. Культура речи. | 8 ч. | 8 ч. | - |
9 | Морфология. Орфография. Части речи. Культура речи. Имя существительное и его употребление в речи. + Текст (1ч.) | 14 ч. | 10 ч. | -4 ч. Объединение тем. |
10 | Глагол и его употребление в речи. + Текст (5) | 36 ч. | 26 ч. | -10 ч. Объединение тем. |
11 | Практическое усвоение основных значений падежей. + Текст (1 ч.) | 16 ч. | 13 ч. | -3 Объединение тем. |
13 | Местоимение и его употребление в речи. | 5 ч. | 3 ч. | -2 ч. Объединение тем. |
14 | Имя прилагательное и его употребление в речи. | 10 ч. | 6 ч. | -4 Объединение тем. |
15 | Наречие и его употребление в речи. | 5 ч. | 4 ч. | -1 Объединение тем. |
16 | Повторение изученного за год. | 5 ч. | 5 ч. | - |
всего | 170 ч. | 140 ч. | 30 ч. |
РАЗДЕЛ III. Основное содержание программы
Язык - важнейшее средство человеческого общения. Общение (устное и письменное). Язык и речь. (1 ч.)
I. Роль языка в жизни человека и общества. Язык- важнейшее средство общения людей, средство передачи мысли, переработки и хранения информации.
Речь как способ общения людей. Формы речевого общения (устная и письменная речь).
Речь диалогическая и монологическая. Речь разговорная и книжная.
II. Умения:
- обосновывать значение языка как важнейшего средства общения;
- раскрывать особенности устной и письменной форм речи;
- разграничивать диалогическую и монологическую речь;
- создавать короткие диалоги и монологи в целях решения коммуникативной задачи (по заданной теме и ситуации);
- воспроизводить содержание прослушанного и прочитанного.
Повторение изученного в I- IV классах. (2 ч.)
I. Звуки и буквы. Произношение и правописание слов с безударными гласными в корне. Произношение и правописание слов с звонкими и глухими согласными. Произношение и правописание слов с мягкими и твердыми согласными. Произношение слов с согласными ж, ш, ч, щ.
II. Совершенствование:
- произношения трудных для учащихся- татар звуков в составе слов и предложений;
- правописания слов с проверяемыми гласными и согласными.
I. Состав слова. Основа и окончание. Корень, приставка, суффикс.
II. Умение выделять в словах окончание и основу; корень, приставку и суффикс.
Часть речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.
Умения определять основные признаки имен существительных, прилагательных, глаголов и пользоваться этими знаниями при построении предложений и связной речи.
Текст. (23 ч.)
Текст как речевое произведение. Признаки текста ( смысловая законченность ( целостность) и информативность, грамматическая завершенность (связность).
Тема и основная мысль текста. Заголовок текста. Членение текста на основные части. Микротемы. Простой план текста. Средства связи предложений в тексте (повтор слов, синонимы, местоимения).
Умения:
- определять тему и основную мысль текста;
- подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль;
- членить текст на смысловые части и составлять простой план в форме повествовательных и вопросительных предложений;
- определять средства связи предложений в тексте.
I. Типы речи. Различие типов речи в зависимости от содержания текста: повествование, описание, их основные признаки.
II. Умения:
- определять в тексте тип речи;
- устанавливать композиционные особенности текстов повествование и описание;
- сжато пересказывать текст, сохраняя его строение и используя простейшие способы связи предложений;
-конструировать концовку текста;
-писать повествовательные и описательные изложения по данной теме.
I.Понятие о рассказе, об особенностях его структуры.
II. Умение составлять рассказ по теме, сюжетным картинкам.
Формулы этикета: приглашение, приветствие, поздравление и благодарность.
Умения использовать в устной и письменной речи формулы этикета.
Синтаксис и пунктуация. Культура речи. (18 ч.)
I. Слово и словосочетание. Главная и зависимая часть словосочетания. Связь слов в словосочетании: связь зависимой части с главной.
II. Умения:
- вычленять словосочетания из предложений;
- ставить вопросы от главного слова к зависимому;
- устанавливать смысловую и грамматическую связь между главным и зависимым словами;
- составлять и употреблять в речи именные, глагольные и наречные словосочетания в составе предложения;
- производить синонимическую замену словосочетаний (листья осени - осенние листья)
I. Предложение. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказываний: повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Восклицательные и невосклицательные предложения. Интонация и порядок слов в восклицательных предложениях. Логическое ударение. Восклицательный знак в конце повествовательных и побудительных предложений.
II. Умения:
- правильно интонировать повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения;
- употреблять в речи предложения, различные по цели высказывания, выделяя логическим ударением нужные по смыслу слова.
I. Предложения нераспространенные и распространенные. Главные члены предложения. Подлежащее. Выражение подлежащего существительным или местоимением. Связь зависимых слов с подлежащим.
Сказуемое. Выражение сказуемого глаголом, существительным. Согласование сказуемого с подлежащим в числе, лице и роде.
Умения:
- устанавливать грамматическую основу предложений;
- употреблять в устной и письменной речи предложения с подлежащими, выраженными собственными, нарицательными существительными мужского, женского, среднего рода и местоимениями (в единственном и множественном числе);
- употреблять предложения со сказуемыми- глаголами в настоящем, прошедшем и будущем времени;
I. Второстепенные члены предложения. Определение, обстоятельства, дополнение.
II. Умения:
- находить в предложении второстепенные члены, ставить к ним вопросы;
- употреблять в устной и письменной речи распространенные предложения с дополнениями, выраженными существительными и личными местоимениями в разных падежных формах ( с предлогом и без предлога);
- употреблять в устной и письменной речи распространенные предложения с обстоятельствами, выраженными наречиями и существительными с предлогами;
- употреблять в устной и письменной речи распространенные предложения с определениями, выраженными прилагательными и местоимениями(притяжательными, указательными);
I. Предложения с однородными членами( с союзами и без союзов). Сказуемые – глагол при однородных подлежащих . Запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и.
II. Умения:
- интонационно правильно употреблять в устной речи предложения с однородными членами и ставить знаки препинания на письме;
- правильно согласовывать сказуемое – глагол с однородными подлежащими;
- переводить с родного на русский язык предложения со сказуемым – глагол при однородных подлежащих;
I. Обращение. Знаки препинания при обращениях. Интонация и пунктуация предложений с обращениями
II. Умения:
- употреблять в устной и письменной речи предложения с обращениями;
- соблюдать речевой этикет в разговоре с собеседником.
I. Простые и сложные предложения. Связь простых предложений в составе сложного. Наличие двух или нескольких грамматических основ как признак сложного предложения. Запятая между простыми предложениями в сложном предложении и, а, но, что, чтобы, где, когда, который.
II. Умения:
- различать простое предложение с однородными членами, соединенными одиночным союзом и, и сложное предложение с союзом и ;
- ставить запятую в сложных предложениях с союзами и, а, но;
- составлять простейшие сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
- употреблять в правильной форме который(Картина, которая ….Рассказ, который….).
I.Предложения с прямой речью. Их интонация. Знаки препинания в предложениях со словами автора перед прямой речью и после неё.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II.Умения:
- правильно произносить и интонировать предложения с прямой речью, стоящей перед словами автора и после них;
- ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью;
- переводить с родного на русский язык предложения с прямой речью, правильно расставляя знаки препинания.
Лексика. Культура речи.
I.Лексика как раздел науки о языке. Словарное богатство русского языка. Словари: толковые, двуязычные (русско-татарский, татарско-русский). Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.
II.Умения:
- пользоваться толковыми и двуязычными словарями;
- определять лексическое и грамматическое значение слова;
- находить в словарях однозначные и многозначные слова;
- определять значение многозначного слова в контексте;
- употреблять в речи в свойственном им значении.
I. Синонимы ( языковые и контекстуальные). Словари синонимов. Синонимы как средство связи предложений в тексте.
II.Умения:
- использовать в связной речи синонимы для более точного и образного выражения мыслей;
Раскрывать оттенки значения синонимов с помощью словосочетаний и предложений;
- пользоваться словарем синонимов;
- использовать синонимы как средство межфразовой связи в тексте.
I. Антонимы(языковые и контекстуальные). Роль антонимов в художественном произведении, в пословицах, загадках.
II.Умения:
- подбирать и использовать антонимы в связной речи;
- пользоваться словарем антонимов.
Повторение и систематизация изученного.
Фонетика. Графика. Культура речи.
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи, их смыслоразличительная функция. Гласные и согласные звуки.
II. Умения:
- устанавливать значение звуков в образовании слов;
- различать гласные и согласные звуки.
I. Гласные звуки, их произношение.
II. Умения:
- различать на слух и правильно произносить гласные звуки в составе слов, словосочетаний и предложений;
- различать звуки [ы] -[и ] ( был – бил), [у] -[о] (поле – пуля).
1. Согласные звуки, их произношение
II. Умения:
- различать на слух и правильно произносить согласные звуки в составе слов, словосочетаний и предложений;
- различать согласные звуки [б] и [в], правильно произносить [с] и [ц] ( свет,ц[ы]ркуль, скворец);
- правильно произносить звуки[ч]- [ча]й, [ш]- ш[ы]л, [ш'] - [ч'аш'а].
I. Графика как раздел науки о языке. Звуки и буквы. Алфавит. Правильное название букв алфавита.
II. Умения:
- правильно соотносить в словах звуки и буквы;
- пользоваться порядком букв в алфавите и правильно называть гласные и согласные буквы при графическом анализе слов, в составе сложносокращенных слов.
I.Слог. Неслоговой звук. [й](са-ра-и – са-рай).
II. Умение выделять слоги в словах.
Ударение. Ударные и безударные слоги. Разноместность и подвижность ударения в русском языке (на´чал – начала´- на´чали) Ударение как средство различения слов (за´мок- замо´к) и форм одного слова (смотри´те – смо´трите).Буква Ё под ударением (ёлка, идём )
Умения:
- определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении слова в пределах парадигмы;
- употреблять в речи формы слов в соответствии с акцентными нормами русского языка.
Звуковые значения букв е,ё,ю,я. Буквы е,ё,ю,я для обозначения двух звуков в начале слова и после гласных (ель- [йэ ]ль, ёжик- [йо ]жик, юрта-[йу ]рта, яма - [йа ]ма; змея - зме[йа ],поел- [йэ ]л, поём - по[йо]м, поют - по[йо ]т.
Умения:
- правильно читать произносить слова с буквами е,ё,ю,я.
-обозначать на письме сочетания звука [й] с гласными звуками [э],[о],[у],[а]одной буквой е,ё,ю,я.
I. Звонкие и глухие согласные. Согласные парные и непарные по глухости – звонкости.
II. Умение различать на слух и правильно произносить звонкие и глухие согласные в составе слов, словочетаний и предложений.
Твёрдые и мягкие согласные. Парные твердые и мягкие согласные. Твёрдые [ж],[ш],[ц]и мягкие [ч],[ш],[й], не имеющие парных звуков.
Умения:
- различать на слух и правильно произносить твёрдые и мягкие согласные в составе слов, словосочетаний и предложений
-пользоваться орфографическим и орфоэпическим сло варем.
Орфоэпия и орфография. Культура речи.
I. Правописание гласных после шипящих (жир, щука, шить, чудо).
II. Умение произносить и обозначать на письме гласные а, и, у после шипящих ж, ш, ч, щ и употреблять их в речи.
I. Безударные гласные в корне слова, проверяемые (приме
рять — мерить) и не проверяемые ударением (винегрет, пес
карь), их правописание.
II. Умения:
-произносить и писать слова с безударными гласными в корне слова;
- подбирать проверочные слова (однокоренные) или изме нять форму слова;
- пользоваться орфографическим словарем.
I. Обозначение мягкости согласных на письме. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных (конь — [кон']). Буквы е, ё, к», я для обозначения мягкости согласных (мяч — [м'ач], люк — [л'ук].
II. Умения:
- правильно писать слова с мягкими согласными и обо значать их мягкость при помощи букв ь и е, ё, ю, я;
- различать двойную роль букв е, ё, ю, я (для обозначения двух звуков и мягкости согласных).
I. Произношение и правописание сочетаний согласных чк, чн, нч, нщ, рщ.
II. Умение правильно произносить и писать слова с сочета ниями чк, чн, нч, нщ, рщ (ночка, ночной, кончить, каменщик, сварщик).
I. Произношение и правописание звонких и глухих соглас ных. Озвончение (косьба — ко[з']ба, вокзал — во[г\зал) и оглу шение (зуб — зу[п], ложка — ло[ш]ка, варежка — варе[ш]ка) согласных.
П. Умения:
- произносить и правильно писать слова со звонкими и глухими согласными (проверяемыми и непроверяемыми);
-подбирать проверочное (однокоренное) слово или изме нять форму слова.
Буквы и и ы после ц.
II. Умения:
-произносить и правильно писать буквы и и ы после ц;
-соотносить правописание букв и и ы с морфемным стро ением слова.
I. Непроизносимые согласные.
II. Умение правильно произносить и писать слова с непроиз носимыми согласными.
I. Удвоенные согласные.
II. Умение правильно произносить и писать слова с удвоенными согласными (дрожжи, металл, программа, тонна, терраса, шассе).
I. Буквы ъ и ь, не обозначающие звуков.
II. Умения:
-правильно произносить и писать слова с разделительным ь (семья, вьюга, платье, ружье, соловей соловьи) и ъ (съел, объ единение, изъян);
-соотносить правописание ъ с морфемным строением слова.
I. Фонетический разбор слова.
II. Умение производить устный и письменный фонетиче ский разбор слов.
Повторение: звуко-буквенный анализ слов; воспроизведение орфографических правил; нахождение в словах орфограмм; уме ние правильно писать слова с изученными видами орфограмм; умение находить и исправлять орфографические ошибки.
Морфемика. Словообразование. Орфография. Культура речи.
I. Морфемное строение слова. Морфема - минимальная значимая часть слова (приставка, корень, суффикс, окончание). Изменение и образование слов (формы одного и того же слова и однокоренные сл.).
Основа и окончание. Основа слова как выразитель лекси ческого значения слова. Окончание как изменяемая морфема и как средство для образования форм слова и связи между сло нами в словосочетании и предложении. Нулевое окончание.
II. Умения:
-находить в словах морфемы;
-выделять в слове окончание и основу;
-определять, какое грамматическое значение выражает окончание.
Корень - главная и обязательная часть слова. Смысловая общность однокоренных (родственных) слов.
II. Умения:
- выделять в слове корень;
различать однокоренные слова и формы одного и того же олова. Умение подбирать к данным словам однокоренные;
- различать слова с корнями, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное значение
(вода, водитель)
I. Буквы о и ё после шипящих в корнях слов (шорох — шо рохи, шёпот — шептать).
II. Умение правильно писать буквы о и ё после шипящих в корнях слов.
I. Правописание безударных гласных в корнях слов (повто рение).
П. Умение правильно писать в корне слова безударные глас ные (проверяемые и непроверяемые).
I. Приставка. Образование слов с помощью приставок. Смысловое значение приставок. Одинаковые по звучанию при ставки и предлоги.
П. Умения:
-выделять в словах приставки;
-определять смысловое значение приставки и подбирать слова с такой же приставкой;
-образовывать слова с приставками и переводить их на родной язык;
-разграничивать приставки и предлоги (пошел и прошел по улице);
-употреблять антонимичные приставки (приехал — уе хал);
-переводить с русского на родной язык слова с антонимичными приставками (вошел — керде, вышел — чыкты).
I. Правописание гласных и согласных в приставках, не из меняющихся на письме в зависимости от произношения (за, над- (надо-), под- (подо-), на-, в- (во-), до-, про- и др.). Буквы з и с на конце приставок (взлететь, вспомнить).
П. Умения:
-правильно произносить и писать слова с приставками;
-произносить и писать слова с сочетаниями согласных на стыке морфем: сш (сшивать), сч (считка, разносчик).
I. Суффикс. Образование слов с помощью суффиксов. Смыс ловое значение наиболее употребительных суффиксов: обозна чение людей по роду занятий, по профессии (-чик, -щик, -ник, -тель), обозначение лиц женского пола (-к, -ниц, -иц), обозна чение лиц по месту жительства (-ич, -ец), уменьшительно-лас кательные (-к-, -ик, -ок, -оньк-, -еньк-, -ышк-, -чик).
II. Умения:
-выделять в словах суффиксы;
-определять смысловое значение суффикса и подбирать слова с таким же суффиксом;
-образовывать слова с помощью указанных суффиксов и употреблять их в речи.
Морфемный разбор слова. Морфемные словари.
II. Умения:
- производить устный и письменный морфемный разбор слова;
- пользоваться словообразовательными словарями.
Морфология и орфография. Части речи. Культура речи
Имя существительное н его употребление в речи.
I. Имя существительное как часть речи. Значение, основные грамматические признаки и синтаксическая роль имени су ществительного.
П. Умения:
-употреблять существительные в предложении в роли подлежащего, сказуемого, дополнения, обстоятельства и обращения;
-использовать лексический повтор существительного для связи предложений в тексте.
I. Существительные, обозначающие одушевленные (названия людей и животных) и неодушевленные предметы (повторение).
II.Умения:
- различать одушевленные и неодушевленные существительные по семантическим и грамматическим признакам(по форме винительного падежа множественного числа и винительного падежа единственного числа существительных мужского рода);
- ставить вопросы к существительным, обозначающим животных, птиц, насекомых.
I. Существительные собственные и нарицательные. Боль шая буква в именах собственных.
II. Умения:
- правильно употреблять в письменной речи собственные имена существительные: в географических (материков, гор, океанов, морей, рек, стран), астрономических (Марс, Сатурн, Венера) названиях; в названиях улиц, площадей, исторических событий, праздников; в названиях журналов, газет, книг, картин, кино фильмов, литературных и музыкальных произведений;
-использовать кавычки в собственных наименованиях;
-правильно произносить русские фамилии, имена, отчества.
I. Род имен существительных. Существительные женского рода на -а (-я) и с нулевым окончанием (с основой на мягкий согласный): вода, земля, речь, тетрадь.
Существительные мужского рода с нулевым окончанием (с основой на твердый, мягкий согласный, а также на -й): ко лос, ячмень, урожай. Существительные мужского рода с оконча ниями -а (-я): папа, дядя.
Существительные среднего рода на -о (-е). Существительные женского и мужского рода с нулевым окончанием (с основой на мягкий согласный и твердые ж, ш). Разграничение существительных типа ночь и луч, вещь и борщ. Буква ь после шипящих в конце существительных.
II. Умения:
-определять род существительных по значению, форме именительного и родительного падежей, по суффиксам: -арь, -тель — муж. рода; -ость — жен. рода; -ство — ср. рода;
-употреблять существительные всех трех родов в сочета нии с прилагательными, глаголами прошедшего времени;
-правильно писать и произносить существительные типа дочь, луч;
-активизировать в речи употребление существительных мужского рода с суффиксами -тель, -чик, -щик, -ник, ец, -ист и соотносительных слов женского рода с суффиксами -ниц(а), -иц(а), -к(а) со значением лица.
I. Число имен существительных. Образование множественного числа существительных мужского и женского рода с по мощью окончания -и (-ы): ученик-ученики, книга книги, газета газеты; мужского и среднего рода с помощью окончаний -и (-ы), -а (-я): словарь — словари, алфавит — алфавиты, лес — леса, учитель — учителя, озеро — озера, море — моря. Произ ношение и правописание окончаний -и (-ы) у существительных множественного числа после шипящих и. ц: врач — врачи, вещь — вещи, боец — бойцы. Образование форм множественного числа существительных типа сын — сыновья, муравей — муравьи.
II. Умение образовывать формы множественного числа су ществительных и употреблять их в устной и письменной речи. Повторение и систематизация изученного.
Глагол и его употребление в речи.
I. Глагол как часть речи. Значение, морфологические при знаки, синтаксическая роль.
II. Умение употреблять глаголы с учетом их смыслового зна чения (глаголы речи, мысли, называющие трудовые процессы и т. д.) в роли сказуемого, согласуя их с подлежащим в лице и числе, а в прошедшем времени и в роде.
I. Неопределенная форма глагола (инфинитив). Суффиксы инфинитива -ть, -ти. Глаголы, оканчивающиеся на -чь. Основа инфинитива. Правописание -ться (-чься) в инфинитиве.
Возвратные глаголы. Добавочные смысловые оттенки возвратных глаголов.
II. Умения:
-определять инфинитив по форме и вопросам;
-устанавливать связь глагола в инфинитиве с другими сло вами в предложении;
-составлять словосочетания и предложения с глаголами и форме инфинитива;
-употреблять словосочетания с глаголом в неопределен ной форме для выражения значений: начала — продолже ния — конца действия (начал, продолжил, кончил писать), желательности, необходимости, долженствования {надо, нужно, должен писать), возможности / невозможности действий (можно, нельзя писать), желания (хотел, мечтал писать), просьбы, совета (просил, велел писать);
-различать возвратные глаголы и употреблять их в речи,
Значение, грамматические признаки и употребление гла голов движения.
II. Умения:
-устанавливать основные лексические значения глаголов движения и дифференцировать их по способу перемещения;
-употреблять бесприставочные глаголы движения в составе предложений и текстов.
I. Глаголы с приставками. Основные лексические значении однокоренных глаголов с разными приставками. Группировка глаголов, имеющих одинаковые приставки, по лексико-семан тическому признаку (например, глаголы совершенного вида, обозначающие начало действия: закричал, затрещал, заплакал, замахал, зазеленел).
II. Умения:
- образовывать глаголы с различными приставками и объ яснять их лексическое значение;
- употреблять глаголы с приставками, вносящими в них новое лексическое значение.
I. Виды глагола. Общее значение вида. Глаголы совершен ного вида, показывающие, что действие доведено до качествен ного предела (его невозможно продолжить), до результата, и
глаголы несовершенного вида, показывающие действие в его
течении, повторяемости.
Понятие о видовой паре. Глаголы совершенного вида с при ставками, вносящими лишь видовое значение (делал — сделал). Глаголы несовершенного вида с суффиксами -ыва- (-ива-).
II. Умения:
- употреблять глаголы совершенного вида в предложениях и текстах для выражения действий, доведенных до предела (Я прочитал книгу и решил задачу);
- употреблять глаголы несовершенного вида в предложени ях и текстах для выражения действий в их течении, длитель ности и регулярной повторяемости.
I. Сочетаемость глаголов несовершенного вида с обстоятель ствами, указывающими на процесс, длительность, повторяе мость его действия (всегда, весь день, все утро, каждый час). Сочетаемость глаголов совершенного вида, показывающих дове дение действия до качественного предела, с обстоятельствен ными словами (вдруг, сразу, неожиданно).
И. Умение сочетать глаголы несовершенного и совершен ного вида с обстоятельствами в предложениях и тексте.
1. Глаголы несовершенного вида для выражения одновременности действия. Глаголы совершенного вида для выраже ния последовательности действия.
II. Умение соотносить видо-временные формы глаголов-ска зуемых как средство межфразовой связи.
I. Времена глагола. Настоящее время. Изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам.
II. Умение образовывать и употреблять в предложениях и текстах глаголы настоящего времени единственного и множест венного числа.
Будущее время. Разграничение форм будущего сложного несовершенного и будущего простого совершенного вида. Образование форм будущего времени. Противопоставление основ в формах настоящего времени несовершенного и будущего про стого совершенного вида.
II. Умения:
- употреблять в предложениях и текстах глаголы будущего сложного несовершенного вида и
будущего простого совершен ного вида, согласуя их с подлежащим в лице и числе;
- переводить с русского на родной язык предложения с глаголами настоящего и будущего (простого) времени, соотно сительными по виду ( делаю — сделаю, решаю — решу).
I, Спряжение глаголов. Противопоставление основ в формах настоящего времени несовершенного вида и будущего простого совершенного вида. Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжений. Образование личных форм от не определенной формы глаголов несовершенного и совершенного вида. Правописание мягкого знака в глаголах настоящего и будущего простого времени во 2-м лице единственного числа.
Чередование согласных при спряжении глаголов (писать — пишу, возить — вожу).
II. Умение произносить и писать личные окончания глаголов I и II спряжения, составлять предложения и тексты, упо требляя глаголы настоящего и будущего времени во всех лицах единственного и множественного числа.
- Прошедшее время. Изменение глагола прошедшего вре мени по родам и числам. Противопоставление в неопределен ной форме основ несовершенного и совершенного вида, обра зование от них форм прошедшего времени. Глаголы прошед шего времени мужского рода без суффикса -л (нести — нес, чеши — вез).
- Умения:
-согласовывать глаголы-сказуемые в прошедшем времени с подлежащими, выраженными существительными мужского, женского и среднего рода, личными местоимениями 3-го лица;
-образовывать и правильно писать глаголы прошедшего времени (решить — решил, решила, решило, решили; реша ть - решал, решала, решало, решали);
-употреблять в предложении и тексте глаголы прошед шего времени несовершенного и сов. вида;
-уместно использовать повтор глаголов-сказуемых для связи предложений в тексте;
-соотносить в тексте видо-временные формы глаголов-сказуемых как средство межфразовой связи;
-образовывать и правильно писать глаголы прошедшего времени;
-употреблять в речи глаголы-синонимы (шел, шагал, брел; объяснил, разъяснил, пояснил) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов;
-соблюдать правильное ударение в глаголах типа: на-чать — начал, начала; понять — понял, поняли.
I. Не с глаголами.
II. Умение употреблять не с глаголами в устной и пись менной речи (раздельное и слитное написание в случаях, когда глаголы без не не употребляются). Повторение и систематизация изученного.
Практическое усвоение основных значений падежей.
- Именительный падеж.
II. Умения:
-употреблять в тексте существительные в именительном падеже в роли подлежащего, сказуемого и обращения;
-использовать повтор существительных при построении текста.
Предложный падеж с предлогами о (об), в, на.
II. Умение употреблять в тексте существительные в пред ложном падеже с предлогом на для обозначения места (на теплоходе), с предлогом в для обозначения места (в трамвае), с предлогом о (об) для обозначения предмета речи и мысли (о герое, об отце).
I. Винительный падеж без предлога и с предлогами в, на, за, под, через.
II. Умение употреблять в тексте существительные в вини тельном падеже: без предлога для обозначения предмета, на который направлено действие (Я читаю книгу); с предлогом в для обозначения места (поехал в город); с предлогом на для обозначения места (на площадь); с предлогами за, под, через для обозначения места (сел за стол, встал под навес, переехал через реку),
I. Дательный падеж без предлогов и с предлогами к, по.
II. Умение употреблять в тексте существительные в датель ном падеже: без предлога для обозначения лица или предмета, для которого совершается действие (Грамоту вручили учите лю); с предлогами к, по для обозначения места (подошел к памятнику, идет по дороге).
I. Творительный падеж без предлога и с предлогами с (со), под, над, за, перед.
ности (жить с братом); с предлогами под, над, за и, перед для обозначения места (под окном, над морем, за домом, перед шкафом).
I. Родительный падеж без предлога и с предлогами от, с, из, до, около, у.
II. Умение употреблять существительные в родительном же: без предлога для обозначения принадлежности (книга, сёcтры), отсутствия предмета (нет ежа); с предлогами от, с, из, до для обозначения места (отъехали от вокзала, скатились с горы, вышел из школы, доехал до города); с предлогами около, у для обозначения места (стоит около сада, постоял у дерева).
I. Имена существительные множественного числа в тех же падежных значениях, в которых выступают существительные единственного числа.
II. Умение употреблять в тексте имена существительные в различных падежах единственного и множественного числа без предлогов и с предлогами. Повторение и систематизация изученного.
Местоимение и его употребление в речи. (3 ч.)
I. Личные местоимения. Роль личных местоимений в пред ложении. Изменение местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. Изменение местоимений3 - го лица единственного и множественного числа. Буква н в местоимениях 3-го лица после предлогов. Личное местоиме ние как средство связи предложений в тексте.
II. Умения:
-употреблять личные местоимения в именительном падеже в роли подлежащего, в косвенных падежах - в роли дополнения;
-согласовывать в роде и числе глаголы-сказуемые в про шедшем времени с подлежащими, выраженными личными местоимениями 3-го лица;
- употреблять личные местоимения 3-го лица ед. и мн.
числа как средство межфразовой связи,
Повторение и систематизация изученного.
Имя прилагательное и его употребление в речи. (6 ч.)
I. Имя прилагательное как часть речи. Значение, основные морфологические признаки и синтаксическая функция прила гательных в предложении (повторение).
II. Умение употреблять прилагательные в предложении в ро ли определения и сказуемого.
Изменение имен прилагательных по родам и числам. Склонение имен прилагательных с твердой и мягкой основой. Прилагательные в связной речи.
II. Умения:
- согласовывать в тексте прилагательные с существитель ными в роде, числе и падеже;
- правильно писать гласные в падежных окончаниях при лагательных;
- использовать прилагательные в связной речи.
Наречие и его употребление в речи. (4 ч.)
I. Понятие о наречии. Синтаксическая функция наречия в предложении. Произношение и правописание наиболее упо требительных наречий. Наречие как средство связи предло жений в тексте.
II. Умения:
-употреблять в речи словосочетания и предложения с об стоятельствами, выраженными наречиями, отвечающими на вопросы где? куда? откуда?;
-произносить и писать наиболее употребительные наречия;
-употреблять наречие как средство межфразовой связи в качестве общего второстепенного члена для нескольких предложений.
Повторение и систематизация изученного.
Повторение изученного за год. (5 ч.)
РАЗДЕЛ IV. Планирование контроля на учебный год
№ | Тема раздела | Кол-во часов | Типы контроля | |||
Контр. диктанты | сочинения | изложения | тестирование | |||
1 | Язык – важнейшее средство человеческого общения. Общение. Язык и речь. | 1ч. | - | - | - | - |
2 | Повторение изученного в 1-4 классах. | 2ч. | - | - | - | - |
3 | Текст. | 23 ч. | ||||
4 | Синтаксис и пунктуация. Культура речи. + Текст. (15 ч.) | 18 ч. | 1 | 2 | 3 | 3 |
5 | Лексика. Культура речи + Текст (1 ч.). | 5 ч. | 1 Контрольная работа | |||
6 | Фонетика. Графика. Культура речи. | 8 ч. | 1 | 1 | ||
7 | Орфоэпия и орфография. Культура речи. | 8 ч. | 1 | |||
8 | Морфемика. Словообразование. Орфография. Культура речи. | 8 ч. | 1 | |||
9 | Морфология. Орфография. Части речи. Культура речи. Имя существительное и его употребление в речи. + Текст (1ч.) | 10 ч. | 1 | 1 | ||
Глагол и его употребление в речи. + Текст (5) | 26 ч. | 1 | 2 | 1 | 4 | |
Практическое усвоение основных значений падежей. + Текст (1 ч.) | 13 ч. | 1 | 2 | |||
Местоимение и его употребление в речи. | 3 ч. | |||||
Имя прилагательное и его употребление в речи. | 6 ч. | 1 Зачёт. | ||||
Наречие и его употребление в речи. | 4 ч. | 1 | ||||
Повторение изученного за год. | 5 ч. | 1 | 3 | |||
всего | 140 ч. | 5 | 5 | 5 | 18 |
По четвертям:
Виды контроля | В год | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Тесты | 18 | 3 | 3 | 5 | 7 |
Контр. диктанты | 5 | 1 | 1 | 1 | 2 |
Сочинения | 5 | 2 | - | 1 | 2 |
Изложения | 5 | 2 | 1 | 2 | - |
Контрольные работы
№ | № урока | Тема | Кол-во часов | Дата |
Диктанты. | ||||
1 | 24 | Контрольный диктант по теме "Главные и второстепенные члены предложения". | 1 | 12.10 |
2 | 50 | Контрольный диктант по теме «Фонетика». | 1 | 06.12 |
3 | 66 | Контрольный диктант по теме «Орфоэпия и орфография». | 1 | 17.01 |
4 | 107 | Контрольный диктант по теме «Глагол». | 1 | 04.04 |
5 | 137 | Итоговый контрольный диктант. | 1 | 30.05 |
Контрольные работы | ||||
1 | 41 | Контрольная работа по теме «Лексика». | 1 | 21.11 |
2 | 131 | Зачёт по теме « Имя прилагательное». | 1 | 21.05 |
Сочинения. | ||||
1 | 9 | №1 Сочинение-описание картины И.И.Левитана «Золотая осень» | 1 | 16.09 |
2 | 29 30 | №2 Сочинение-описание картины А.А.Пластова «Первый снег» | 2 | 21.10 24.10 |
3 | 91 92 | №3 Сочинение по картине художника Ф.П.Решетникова «Опять двойка». | 2 | 29.02 02.03 |
4 | 105 106 | №4 Сочинение-описание по репродукции картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели». | 2 | 02.04 03.04 |
5 | 114 | №5 Устное сочинение-описание интерьера. | 1 | 17.04 |
Изложения. | ||||
1 | 16 | №1 Изложение. (упр. 122.) | 1 | 28.09 |
2 | 27 | №2 Изложение. (упр. 151) | 1 | 18.10 |
3 | 35 | №3 Изложение. «Догадливая белка» (упр. 165) | 1 | 09.11 |
4 | 77 | №4 Изложение (сборник изложений) | 1 | 06.02 |
5 | 101 | № 5 Изложение. (упр.549) | 1 | 19.03 |
РАЗДЕЛ V. Требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
- основные единицы языка и их признаки;
- смысл понятий: речь устная и письменная, диалог и монолог, ситуация речевого общения, стили языка, текст;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;
- основные особенности фонетической, лексической системы и грамматического строя русского языка.
К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- опознавать основные единицы языка,определять их особенности;
- различать разговорную речь,стили речи;
- определять тему,основную мысль текста,его структуру и языковые особенности;
- выявлять и исправлять ошибки в произношении и употреблении слов и словосочетаний, предложений, вызванные влиянием родного языка;
- соблюдать орфоэпические, лексические, стилистические,правописные нормы русского литературного языка, нормы русского речевого этикета;
- разбирать слова фонетически, по составу, морфологически, а предложения – синтаксически;
- составлять простые и сложные предложения;
- разъяснять значение известных слов и правильно употреблять их;
- пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного.
ПО ОРФОГРАФИИ: находить в словах изученные орфограммы, находить орфографические ошибки и исправлять их, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
- ПО ПУНКТУАЦИИ: находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать свой выбор.
аудирование и чтение
- понимать информацию, предъявляемую на слух в нормальном темпе;
- читать тексты разных стилей и жанров, использовать разные виды чтения.
говорение и письмо
- пересказывать прочитанный или прослушанный текст;
- создавать в соответствии с темой, целью, сферой и ситуацией общения устные и письменные тексты в форме монолога-описания, повествования, рассуждения, различные по стилю и жанру;
- вести диалог на бытовые , учебные, социокультурные темы, диалог-дискуссию с аргументацией своей точки зрения;
- осуществлять основные виды информационной переработки текста (план,конспект);
- переводить на русский язык фрагменты из произведений родной литературы.
Использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли русского языка в жизни человека и общества, роли русского языка как национального языка русского языка ,как государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения
- приобщения к русской и мировой культуре
- получения знаний по другим учебным предметам
- развития навыков речевого самоконтроля, оценки своей речи с точки зрения правильности
- официального и неофициального межличностного и межкультурного общения в социально-культурной, бытовой и учебной сферах, социальной адаптации
РАЗДЕЛ VI Учебно-методические обеспечение.
Учебник:
Л.З. Шакирова, Л.Д.Умарова.
«Русский язык», 5 класс
Казань, изд. «Магариф», 2005 г.
Для учителя:
1. Л.З. Шакирова,
«Русский язык в 5 классе»
Казань, изд. «Магариф», 2008 г.
2. Шакирова Л.З., Сабаткоев Р.Б.
“Методика преподавания русского языка.”
С.-Петербург:филиал изд-ва “Просвещение” (Казань,Магариф), 2003
3. Г.А.Богданова
«Уроки русского языка в 5 классе»
Москва, «ГенжерВАКО», 2006 г.
4. М.К.Бакеева
«Преподавание русского языка в нерусских общеобразовательных учреждениях»
Казань, изд. «Раннур», 2000 г.
5. Книги «Подготовка к ГИА»
Для учащихся дополнительно:
1. Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян.
«Русский язык. 5 класс.»
Москва, «Просвещение», 2008 г.
2. М.Т. Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова
«Русский язык» справочные материалы
Москва, «Просвещение», 1987 г.
3. Л.З. Шакирова.
“Русская речь. 5 класс.”
Казань, изд. «Магариф», 2005 г.
Электронные средства обучения
1. «Фраза»
2. Дидактические и раздаточные материалы по русскому языку.
3. Репетитор по русскому языку.
Развернутый тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса:
1. Сборники диктантов для 5–7 классов.
2. Тексты изложений.
3. Таблицы, схемы.
4. Сборник тестов для 7 класса.
5. Справочники и словари.
6. Книги по подготовке к ЕГЭ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка и рабочая программа. Русский язык. 5 класс
Рабочая программа по русскомй языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами углубления....
Пояснительная записка по русскому языку для 7 класса татарских школ.. школы).
Пояснительная записка по русскому языку для 7 класса татарских школ. Состоит из 6 частей....
Пояснительная записка по русскому языку для 11 класса. По учебнику Н.А.Андрамоновой.
Рабочая программа по русскому языку для 11класса составлена на основании следующих документов: 1. Федерального компонента государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучени...
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 10 класс. Учебник Гольцовой Н.Г.
Профильный и образовательный уровень....
Пояснительная записка. Русский язык. 5 класс.
Учебник Ладыженской Т. А....
пояснительная записка по русскому языку в 8,9 классах
Пояснительная записка по русскому языку в 8,9 классах в коррекционной школе...
Пояснительная записка по русскому языку в 5 классе
Данная рабочая программа предназначена для учителей, работающих по ФГОС (учебник Т.А. Ладыженской)...