Пояснительная записка по русскому языку для 11 класса. По учебнику Н.А.Андрамоновой.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (11 класс) по теме

Чернова Энзе Асгатовна

 

Рабочая программа по русскому языку для 11класса составлена на основании следующих документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения

2.  Программы средней общеобразовательной школы « Русский язык.  5-11 классы татарских школ».

Авторы - составители Л.З. Шакирова, Н.Н.Фаттахова, Р.Ю. Закирова, З.Ф.Юсупова. Программа допущено МО РТ.

Издательство «Магариф», Казань.

3. Учебного плана школы.      Количество часов-68, в неделю-2 часа.

         По программе средней школы “Русский язык.  5-11 классы татарских школ” на изучение русского языка в 11 классе отводится 34 часа в год (1час в неделю). Программа рассчитана на 68 ч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska._11_rus_kldoc.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ I.  Пояснительная записка

      Рабочая программа по русскому языку для 11класса составлена на основании следующих документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения

2.  Программы средней общеобразовательной школы « Русский язык.  5-11 классы татарских школ».

Авторы - составители Л.З. Шакирова, Н.Н.Фаттахова, Р.Ю. Закирова, З.Ф.Юсупова. Программа допущено МО РТ.

Издательство «Магариф», Казань.

3. Учебного плана МБОУ «Бурдинская СОШ».      

      Количество часов-68, в неделю-2 часа.

         По программе средней школы “Русский язык.  5-11 классы татарских школ” на изучение русского языка в 11 классе отводится 34 часа в год (1час в неделю).

     С учетом возрастающей роли русского языка в многонациональном федеративном государстве и обязательности экзамена по этому предмету при поступлении в учебные заведения 1 час из школьного компонента в 11 классе отведен в учебный предмет «Русский язык». В соответствии с учебным планом школы рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

         Уроки компонента в 11 классе использованы для уроков развития речи, проверочных работ, изучения сложных тем, работы с текстом, повторения.

В рабочей программе часы компонента указаны отдельно и подчеркнуты.

      В последовательность изучения тем и разделов изменения не внесены. Увеличение времени изучения курса достигается путем дополнения учебного материала из других источников. (В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. «Русский язык. 10-11 классы». Л.Д.Беднарская. «Трудные вопросы изучения синтаксиса»).

   Курс русского языка в 11 классе предполагает не только углубленное повторение сведений о русском языке, полученных в предыдущих классах, но и обогащение учащихся функционально-коммуникативного плана. В 11 классе с целью углубления знаний по синтаксису рассматриваются синонимические соотносительные конструкции, их стилистические варианты и сфера употребления, что будет способствовать обогащению речи учащихся параллельными конструкциями.

    Изучение синтаксиса и пунктуации направлено на развитие у учащихся пунктуационной зоркости, умение обосновывать выбор знаков препинании.  
   Рабочая программа предусматривает самостоятельную работу учащихся со справочной литературой, что особенно важно при подготовке к ЕГЭ.

   


РАЗДЕЛ II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Цели и задачи:

  1. систематизация общих сведений о языке, о системе современного русского языка, о языковых единицах разных уровней;
  2. расширение и систематизация знаний учащихся о стилистических ресурсах языка в прямой связи с изученными лексико-грамматическими темами, что должно обеспечить единство подхода к изучению программного материала по уровням языка и создать предпосылки для систематической работы по совершенствованию устной и письменной речи;
  3. обобщающее повторение орфографии и пунктуации;
  4.  воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  5.  развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии;
  6. овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
  7.  применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Рабочей программой предусмотрено изучение следующих разделов:

Содержание

Кол-во часов

по программе

Компонент

Всего

уроков

Примечание.

1

Введение. Культура речи – часть общей культуры

1 ч.

-

1

2

Синтаксис.

1 ч.

-

1

3

Текст.

4 ч.

1 ч

5

Компонент отведен на урок развития р.

4

Словосочетания.

2 ч.

-

2

5

Простое предложение.

8 ч.

9 ч.

17

5 ч. на развитие речи,

1 ч. контр. диктант,

3 ч. на изуч. сложных тем.

6

Простое предложение осложненного состава.

4 ч.

10 ч.

14

2 ч. на развитие речи,

2 ч. на урок контроля,

6 ч. на повторение и на изучение сложных тем.

7

Сложное предложение.

10 ч.

11 ч.

21

2 ч. на развитие речи,

1 ч. на урок контроля,

8 ч. на повторение и на изучение сложных тем.

8

Способы передачи чужой речи.

2 ч.

1 ч.

3

1 ч. на повторение

9

Повторение изученного за год.  

2 ч.

2 ч.

4

Всего

34 ч.

34 ч.

68


РАЗДЕЛ III. Основное содержание программы

Культура речи — часть общей культуры человека. (1 ч.)

Синтаксис. (1 ч.)

 Синтаксис и его связи с лексикой и морфологией. Син таксические связи: союзные (сочинительные и подчинитель ные), бессоюзные. Основные единицы синтаксиса: словосоче тание, простое предложение, сложное предложение, текст.

Умения:

 - определять синтаксические связи и отношения;

-  разграничивать сочинительные и подчинительные свя зи в словосочетании, предложении и тексте.

Текст. (5 ч.)

 Текст как речевое произведение. Основные признаки тек ста: смысловая и композиционная целостность, формальная связность, относительная завершенность высказывания.

Содержательно-композиционный анализ текста.

Развитие мысли в тексте. Актуальное членение предложе ний в тексте. Тема и рема в предложении. Способы сцепления предложений — цепная и параллельная связь. Средства связи предложений.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повество вание, рассуждение.

Стили речи: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный.

 Умения:

—  указывать признаки текста, определять тему, основную мысль, озаглавливать текст;

—  выделять микротемы, составлять план,  определять тип речи, стиль, жанр;

—  выявлять стилевые признаки текста; лексические, мор фологические, синтаксические, композиционные.

Сложное синтаксическое целое и абзац. Композиционно-стилистическая роль абзаца. Роль абзаца в тексте.

Умения:

—  разграничивать сложное синтаксическое целое и абзац;

—  разделять текст на абзацы;

—  обозначать на письме красной строкой начало абзаца.

Словосочетание. (2 ч.)        

Словосочетание. Отличие словосочетания от предложе ния. Виды, способы и средства подчинительной связи. Основ ные типы словосочетаний. Нечленимые словосочетания.

Умения:

—  различать словосочетания и предложения;

—  определять виды, способы и средства подчинительной связи в словосочетании;

—  анализировать словосочетания по морфологическому выражению главного слова, выражаемому грамматическому значению, типу связи между главным и зависимым сло вами;

—  устанавливать границы свободных и нечленимых слово сочетаний;

—  правильно подбирать синонимы к словосочетаниям, переводить словосочетания.

Простое предложение. (17 ч.)

 Простое предложение. Строение простого предложения. Грамматическое значение простого предложения. Интонация простого предложения. Смысловой центр предложения. Поря док слов в предложении.

Умения:

— выделять грамматическую (предикативную) основу пред ложения;

—  определять порядок слов в предложении (прямой и об ратный);

—  находить средства логической связи выделения слова, словосочетания в предложении;

— использовать порядок слов как стилистическое средство.

Виды предложений по цели высказывания.

 Умения:

—  правильно произносить повествовательные, вопроситель ные, побудительные, восклицательные предложения; правильно употреблять в письменной и устной речи ри торические вопросы;

— определять текстовую функцию вопросительных, побу дительных и восклицательных предложений.  

   Двусоставные предложения. Главные члены предложения. Подлежащее как главный член предложения. Способы выражения подлежащего.

Умения:

— употреблять в речи предложения с подлежащими, выра женными различными частями речи;

—  определять роль подлежащего в тексте.

   Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глаголь ное и составное именное сказуемые. Способы выражения лексиче ского и грамматического значения в простом и составном сказу емых. Выразительные возможности неизменяемых простых гла гольных сказуемых. Стилистические качества составных сказуемых. Синонимия простых глагольных и составных сказуемых. Способы выражения именной части. Нулевая связка. Тире между подлежа щим и сказуемым. Синонимия составных именных сказуемых.

Умения:

— согласовывать простое глагольное сказуемое с подлежащим; выделять несогласованные сказуемые;

—  употреблять в устной и письменной речи составные глагольные сказуемые;

— разграничивать составные глагольные сказуемые и прос тые глагольные со второстепенными членами, выраженными инфинитивом;

— определять роль составных глагольных сказуемых в тексте;

—  использовать в устной и письменной речи предложения с составными именными сказуемыми;

—  заменять простые глагольные сказуемые составными именными;

— определять роль составных именных сказуемых в тексте.

Сложные сказуемые. Способы морфологического выра жения.

     Второстепенные члены предложения. Грамматические значения, выражаемые второстепенными членами (дополне нием, определением, обстоятельством). Многозначные второсте пенные члены. Второстепенные члены в тексте. Выражение пространственных и временных отношений в тексте. Выра жение в тексте значений причины, условия, цели.

Умения:

—  разграничивать дополнения и несогласованные опреде ления;

—  употреблять в письменной и устной речи второстепен ные члены;

—  использовать второстепенные члены как средство связи предложений в тексте.

    Односоставные предложения. Основные группы односос тавных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-, неопределенно-, обобщенно-личные). Односоставные предложения с главным членом под лежащим (назывные). Синонимия односоставных предложе ний. Роль односоставных предложений в текстах описание, повествование и рассуждение. Стилистическая характеристика односоставных предложений.

Умения:

— использовать односоставные предложения в устной и пись менной речи;

—  определять роль односоставных предложений в тексте, использовать  в текстах раз ного стиля;

— производить синонимическую замену односоставных пред ложений другими типами односоставных и двусоставными;

— переводить односоставные предложения с родного языка на русский.

Неполные предложения. 

Умения:

—  интонировать в тексте неполные предложения;

—  употреблять неполные предложения в диалоге и слож ном предложении.

 Нечленимые предложения.

Умения:

—  интонировать в тексте нечленимые предложения; употреблять в устной и пись менной речи.

Простое предложение осложненного состава. (14 ч.)

Однородные члены предложения. Осложнение простого предложения однородными членами. Роль однородных членов в предложении. Средства связи однородных членов: союзы, ин тонация перечисления. Обобщение сведений о пунктуации в предложениях с однородными членами.

Умения:

—  интонировать предложения с однородными членами;

— употреблять в связной речи предложения с однородными членами;

—  разграничивать видовые и родовые понятия в предло жениях с обобщающими словами.

    Обращение. Функции обращения в различных стилях ли тературного языка и художественной речи. Пунктуация при обращении.

Умения:

— правильно интонировать предложения с обращениями;

— употреблять обращения в диалогической и монологиче ской речи, в текстах разных стилей.

     Вводные слова и словосочетания как средство выражения отношения говорящего к своему сообщению. Основные разряды вводных слов и словосочетаний. Вводные предложения. Роль вводных конструкций в тексте.

Умения:

— употреблять вводные слова и вводные предложения в раз ных стилях и типах речи;

—  употреблять вводные слова как средство межфразовой связи предложений и частей высказываний.

      Обособленные члены предложения. Интонационно-смысловая природа обособления. Синтаксическое своеобразие обособленных членов (обособленные члены как добавочные ска зуемые в как уточняющие члены). Обобщение сведений о пунктуации в предложениях с обособленными членами. Роль обособленных членов в текстах разного стиля. Синонимия обособленных членов с необособленными и сложными предло жениями.

     Синтаксический разбор простого предложения.

Умения:

—  правильно интонировать предложения с обособленными членами;

—  определять роль обособленных членов в тексте;

— производить синонимическую замену предложений с обо собленными членами простыми предложениями без обособле ния я сложными предложениями.

Сложное предложение.

     Строение и грамматическое значение сложного предложения. Типы сложных предложений по видам связи: союзные (сложно сочиненные и сложноподчиненные), бессоюзные. Синонимия слож ных предложений разных типов с простыми предложениями.

Умения:

— различать сложные предложения с разными видами связи;

—  использовать их в устной и письменной речи.

     Сложносочиненные предложения с союзами. Обобщение сведений о пунктуации в сложносочиненных предложениях. Синонимия сложносочиненных предложений с бессоюзными сложными предложениями разных типов.

Умения:

—  правильно интонировать сложносочиненные предложе ния и ставить в них знаки препинания;

— определять роль сложносочиненных предложений в тексте.

    Сложноподчиненные предложения. Виды сложноподчи ненных предложений по значению. Обобщение сведений о зна ках препинания в сложноподчиненных предложениях. Сино нимия сложноподчиненных предложений с. простыми и бес союзными сложными предложениями. Стилистические качест ва сложноподчиненных предложений с составными союзами.

Умения:

— правильно определять виды придаточных предложений;

— преобразовывать простые предложения в сложноподчиненные;

— определять роль сложноподчиненных предложений в тексте;

—  переводить сложноподчиненные предложения с родного языка на русский.

    Сложноподчиненные предложения с несколькими прида точными. Обобщение сведений о знаках препинания в них.

Умения:

—  различать последовательное и параллельное подчинение придаточных предложений;

—  правильно ставить знаки препинания в сложных пред ложениях с несколькими придаточными и составлять струк турные схемы таких предложений.

     Бессоюзные сложные предложения. Обобщение сведений о знаках препинания в них. Синонимия бессоюзных и союзных (сложносочиненных и сложноподчиненных) предложений.

Умения:

— выражать различные смысловые отношения с помощью бессоюзных сложных предложений;

—  преобразовывать союзные сложные предложения в бес союзные;

— правильно их интонировать и ставить знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

    Сложные предложения с различными видами связи. Обобщение правил пунктуации в разных типах сложных пред ложений. Период как особая риторическая фигура речи.

Умение: правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи и составлять их струк турные схемы.

Способы передачи чужой речи.

 Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Различия между ними по форме и значению. Синони мия конструкций с прямой и косвенной речью.

   Способы передачи чужой речи в художественном тексте.

Диалог. Цитирование.

Обобщение сведений о пунктуации в конструкциях с пря мой речью, косвенной речью, цитатами.

Умения:

—  правильно интонировать предложения с прямой речью и ставить в них знаки препинания;

—  использовать цитаты в устной и письменной речи.

Повторение изученного за год.


РАЗДЕЛ IV. Планирование контроля на учебный год

Тема раздела

Кол-во часов

Типы контроля

Контр. диктанты

сочинения

изложения

тестирование

1

Введение. Культура речи – часть общей культуры

1 ч.

2

Синтаксис.

1 ч.

1

3

Текст.

5 ч.

1

4

Словосочетания.

2 ч.

1

5

Простое предложение.

17 ч.

1

1

1

4

6

Простое предложение осложненного состава.

14 ч.

1

1

3 + 1 контрольный урок

7

Сложное предложение.

21 ч.

2

6 + 1 контрольный урок

8

Способы передачи чужой речи.

3 ч.

9

Повторение изученного за год.  

4 ч.

1

1

68ч.

3

3

2

19

По полугодиям:

Виды контроля

В год

1 полугодие

2 полугодие

Тесты

19

7

12 (из них 2 ч. контрольный урок)

Контр. диктанты

3

1

2

Сочинения

3

1

2

Изложения

2

1

1


Контрольные работы

№ урока

Тема

Количество часов

Дата

Контрольные диктанты

1

20

Контрольный диктант по теме «Синтаксис простого предложения».          

1

15.11

2

40

Контрольный диктант по теме «Простое предложение».

1

07.02

3

67

Итоговый контрольный диктант  

1

22.05

Контрольные работы

1

39

Урок –зачёт по теме «Простое предложение осложненного состава».

1

04.02

2

48

Тематический контроль по теме «Сложносочиненные предложения».

1

06.03

Сочинения

1

23

24

Сочинение на тему «Проблема справедливого отношения к людям- проблема вечная».

2

26.11

29.11

2

47

Сочинение на морально-этическую тему: «Благородство».

1

03.03

3

61

Анализ текста при подготовке к написанию сочинения-рассуждения.

1

28.04

Изложения

1

12

13

Изложение с  творческим заданием (текст по сб. ЕГЭ).

2

11.10

15.10

2

34

35

Изложение (текст по сб. ЕГЭ).

2

17.01

21.01


РАЗДЕЛ V. Требования к знаниям и умениям учащихся 11 класса

 

 В результате  изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

 производить все виды разбора: фонетический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический, составлять сложные предложения разных типов, определять стиль и тип речи, соблюдать основные нормы литературного языка;

•   находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами находить и исправлять орфографические ошибки;

•   владеть читательскими умениями, уметь передавать прочитанное близко к тексту, сжато, выборочно, выявлять подтекст;

•   владеть пунктуационной зоркостью, речевой грамотностью;

•   составлять план тезисы, конспект художественного, публицистического научно - популярного стиля;

•  анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, тосности уместности их употребления;

•   пользоваться общественно — политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;

•   писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа.

•   писать отзыв о художественном произведении;

•   составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, участвовать в диспуте, дискуссии;

•   иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками;

- осознавать национальное своеобразие русского и родного языков, различия их лексической и грамматической систем;

- вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации;

- переводить тексты.

Уметь: аудирование и чтение:

- использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

- извлекать необходимую информацию из различных источников:

- свободно понимать устную русскую речь, звучащую по телевизору, радио, с трибуны и
т.д.;

- читать бегло, просматривать текст с целью общего ознакомления с текстом, книгой;

- анализировать структуру текста: вычленять сложные синтаксические целые, абзацы;

- определять стили, типы, жанры речи;

 говорение и письмо:

- создавать устные  и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

-   отбирать языковые  средства (термины,  фразеологические  обороты,  лексические  и грамматические синонимы) с учетом целей, содержания, адресата высказывания, условий общения;-

- вести запись лекций, рассказа учителя в форме плана, тезисов, конспекта.


РАЗДЕЛ VI Учебно-методическое обеспечение.

Учебник:

Н.А.Андрамонова, Н.Н.Фаттахова

 «Русский язык», 11 класс

Казань, изд. «Магариф», 2007 г.

Для учителя:

1. Н.А.Андрамонова, Н.Н.Фаттахова

 «Русский язык в 11 классе»

  Казань, изд. «Магариф», 2003 г.

2. И.В.Золотарева, Л.П.Дмитриева, Н.В.Егорова

 «Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс»

  Москва, «ВАКО», 2004 г.

3. Н.А.Сенина

  «Русский язык» 11 класс

  Издательство «Легион», Ростов-на -Дону, 2011г.

4. Г.Т.Егораева

  «Русский язык», часть С

  Москва, изд. «Экзамен», 2009 г.

5. «Русский язык» ЕГЭ – 2009

  Казань, изд. «Магариф», 2009 г.

Для учащихся дополнительно:

1. 1. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко

«Русский язык. 10-11 классы»

Москва, «Просвещение», 2008


2. Л.З. Шакирова, Л.С.Андреева

«Русская речь» 10-11 кл.

Казань, изд. «Магариф», 2005 г.

3. М.Т. Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова

«Русский язык» справочные материалы

Москва, «Просвещение», 1987 г.

4. Л.Д. Беднарская

«Трудные вопросы изучения синтаксиса».

Москва, «Дрофа», 2009 г.

Электронные средства обучения

1. «Фраза»

2. Дидактические и раздаточные материалы по русскому языку. 8-9 класс

3. Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ

4. Репетитор по русскому языку.

5. Пробные ЕГЭ

Развернутый тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса:

1. Сборники диктантов для 8–11 классов.

2. Тексты изложений.

3. Таблицы, схемы.

4. Сборник тестов, 10-11 классы

         5. Справочники и словари.

6. Книги по подготовке к ЕГЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка по русскому языку для 5 класса.

Пояснительная записка по русскому языку для 5 класса (татарских школ) состоит из 6 разделов....

Пояснительная записка по русскому языку для 7 класса татарских школ.. школы).

Пояснительная записка по русскому языку для 7 класса татарских школ. Состоит из 6 частей....

Рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. "Русский язык 6 класс"

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, Л.Т. Григорян «Русский язык 6 класс», Москва, «Просвещение», 2012 г....

Рабочая программа по русскому языку 11 класс к учебнику Грекова В. Ф., Крючкова С. Е., Чешко Л. А. Русский язык. 10-11 классы.

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе "Программы по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень)" к учебнику Грекова В.Ф., КрючковаС.Е., Чешко Л.А. Русский язык 10-11...

пояснительная записка по русскому языку в 8,9 классах

Пояснительная записка по русскому языку в 8,9 классах в коррекционной школе...

Пояснительная записка по русскому языку в 5 классе

Данная рабочая программа предназначена для учителей, работающих по ФГОС (учебник Т.А. Ладыженской)...