1.Мотивация к учебной деятельности | Цель: 1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке; 2) определить содержательные рамки урока: «Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных» | Учитель приветствует учащихся. – Ребята, у нас сегодня на уроке присутствуют две героини, две принцессы: Буква О и Буква Е. Но они растеряли своих подданных. Мы с вами должны помочь принцессам. Предлагаю игру. 1 команда будет помогать Букве О, 2 команда будет помогать Букве Е. Условия игры: Участники команд становятся спиной друг к другу. Учитель произносит слова по теме урока. Команда Буквы О поворачивается и «ловит слова» с буквой о. Команда Буквы Е поворачивается и «ловит слова» с буквой е. Тех, кого поймали, отводят в сторону. Проигрывает та команда, в которой останется меньше игроков. Игра окончена. – Ребята, возникла путаница и неразбериха. Почему? - Зачем нам сейчас нужно знать, когда писать букву о, а когда е?
|
Учащиеся играют, выполняя условия игры.
- Потому что мы не знаем, когда писать букву о, а когда е. - Чтобы выиграть в этой игре, а вообще, чтобы грамотно писать. | Учащиеся научатся использовать правило: «В окончаниях существительных после шипящих под ударение пишется буква о, без ударения пишется буква е». | Коммуникативные умение слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им. Регулятивные Целеполагание: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Познавательные: постановка проблемы |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии
| Цель: 1) актуализировать правило правописания о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных; 2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; 3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию; 4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока; 5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения; 6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
| Учитель открывает слова на доске: Врачом, борцов, товарищем, юношей, плащом, маршем, этажом, птицей. - Давайте разберёмся, каких подданных поймали команды. Работа на подготовленных карточках в таблице (шапка таблицы не заполнена). - Распределите по столбикам слова. 1. В какой морфеме находятся гласные о и е? Выделите. Поставьте ударение. Что вы наблюдаете? 2. После каких согласных пишутся эти буквы? Подчеркните. Выпишите эти буквы. 3. Какие согласные звуки обозначают эти буквы? 4. Взаимопроверка. Сличение с образцом. Поменяйтесь тетрадями. Оцените работу соседа: Слова выписаны верно, подчеркнули и выделили – 2 балла. Работа выполнена частично – 1 балл. Отметьте баллы в листе оценки.
- Почему происходит затруднение в написании этих слов? Какую ошибку можно допустить?
- Как можно объяснить выбор букв о и е? - Со словами какой части речи мы сегодня работаем? -Какая тема нашего урока?
- Какая закономерность наблюдается? - Какое новое правило мы сегодня открыли?
«Научная» работа: Напишите утверждение, которое вы сейчас сформулировали. Учитель предлагает заготовленные карточки двух цветов). Красные без подсказок, синие с подсказкой ключевых слов: «В окончаниях существительных после_____ под ударением пишем__, без ударения__». - Выберите, в какой карточке вы будете работать. Работа в парах. - Расскажите друг другу, какое утверждение вы написали. –Кто привёл примеры? – Кто составил предложение? Работа с учебником. - Давайте сверим ваши утверждения с правилом в учебнике. - Значит, мы можем сейчас заполнить шапку нашей таблицы. Озаглавить колонки. Оцените свою работу: Написал правило 1 балл. Привёл примеры 2 балла. Составил предложение – 3 балла. Отметьте баллы в листе оценки. |
Учащиеся распределяют слова по графам.
О – под ударением, Е – безударная.
Выписывают: ж, ш, ч, щ и ц
Шипящие и нешипящие
Оценивают
- Окончание в безударном положении. Можно написать в окончании ё вместо о или о вместо е. - В окончании о пишется под ударением, е без ударения. - Имена существительные.
Формулируют тему урока. - Правописание окончаний существительных после шипящих и ц - о под ударением, е без ударения. - Формулируют правило.
- Работают на карточках. Пишут утверждения.
- Проверяют друг у друга в паре. Читают утверждения.
- Читают правило в учебнике.
- Заполняют шапку таблицы. В окончаниях существительных после шипящих и ц под ударением = о | В окончаниях существительных после шипящих и ц без ударения = е |
|
| Познавательные Логические: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - выбор критериев для сравнения; - выдвижение гипотезы и её обоснование? - выделение общего на основе сравнения. Регулятивные Контроль в форме сличения с образцом. Оценка: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные Логические: подведение под понятие, выведение следствий.
Познавательные Логические: подведение под понятие
Коммуникативные умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им
|
4. Выявление места и причины затруднения | Цель: выявить и зафиксировать место и причину затруднения | - Давайте разработаем подсказку для подданных двух принцесс, чтобы они больше не терялись и помнили, около какой буквы-принцессы им жить. Разработаем алгоритм выбора написания гласных о и е в окончаниях существительных после шипящих и ц. У учащихся на полосках бумаги разного цвета вперемешку даны этапы алгоритма. Должны выложить последовательно. Примечание: среди заготовленных на полосках бумаги этапов алгоритма две позиции даны неверно (выдели корень, определи член предложения). - С какой целью вы выполняете это задание? Проверка – сличение с образцом на слайде. Оцените свою работу: Нет ошибок - 2 балла. Есть ошибки – 1 балл. Отметьте баллы в листе оценки. | Пошагово выкладывают алгоритм действий при затруднении написания гласных о и е в окончаниях существительных после шипящих и ц:
Слово – существительное с основой на ж ш ч щ ц |
Выдели окончание |
Гласная ударная? | Гласная безударная? |
|
| Познавательные Логические: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - выбор критериев для сравнения; - синтез –составление целого из частей Регулятивные Планирование: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Регулятивные Контроль в форме сличения с образцом. Оценка: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
5. Построение проекта выхода из затруднения | Цель: построить проект выхода из затруднения
| Работа с учебником. По упражнению №556. Задание: Перепишите. Поставьте имена существительные, данные в скобках, в нужную форму. Обозначьте изучаемую орфограмму. Задание преобразовано: Выпишите имена существительные, данные в скобках, в нужной форме, в таблицу, с которой мы работали. Обозначьте изучаемую орфограмму. | Выполняют задание, подчёркивают орфограмму, комментируют. |
| Регулятивные Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию |
6.Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону | Цель: Организовать самостоятельную творческую работу с последующей взаимопроверкой учащимися умения писать слова на изучаемую орфограмму. | Творческое задание: - Выберите слова из данного упражнения, которые можно использовать в тексте на тему: «Весна наступает». Составьте текст (3-4 предложения). - В какой форме вы будете употреблять слова в предложениях? - Выделите изучаемую орфограмму в словах. – Каким правилом вы воспользовались? Работу оценит учитель: Нет ошибок, орфограмма выделена – 3 балла, 1 ошибка или не выделена орфограмма – 2 балла, 2 ошибки – 1 балл. | Работают самостоятельно.
|
| Познавательные Логические: анализ объектов; синтез – составление целого из частей. Регулятивные Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию |
7.Вкючение в систему знаний и повторение | Цель: организовать повторение пройденного материала. | - Правила написания слов в каком разделе языкознания изучаются? - Изучаемая нами орфограмма с каким разделом языкознания тесно связана? - Почему? - А ещё с каким разделом? - Почему? | Отвечают на вопросы. - В разделе Орфография.
- С Морфемикой. Орфограмма в окончании слов. - С Фонетикой, т.к. орфограмма после шипящих и ц, - а это звуки речи. |
| Познавательные Логические: установление причинно-следственных связей |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
| Цель: 1) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке; 2) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления; 3) оценить собственную деятельность на уроке. | - Какова цель сегодняшнего урока? - Достигли ли цели? Докажите. - Давайте вернемся к шагам учебной деятельности. Кто может сказать, что сумел сделать «открытие». Докажите. - Продолжите предложения: - Сегодня на уроке я научился… - Больше всего мне понравилось… - После урока мне захотелось… - Я оцениваю свою работу на …, потому что… - Посчитайте баллы в листе оценки. Запишите. Оценка «5» - 7 баллов, «4» - 4-6 баллов, «3» - 2-3 балла. Поставьте в маршрутном листе оценку. Вложите лист оценки в тетрадь. Я проверю ваши сочинения. - Если остались затруднения, где можно над ними поработать? | Анализируют свою работу.
-Выполняя домашнее задание. |
| Коммуникативные умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им
|
Комментарии
спасибо
спасибо