Технологическая карта урока на тему: Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Низова Алла Валентиновна

На уроке были использованы   элементы технологии проблемного обучения, технологии РКМЧП  и элементы игровой технологии. Урок направлен на организацию познавательной и регулятивной деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет  Русский язык

Класс 5-В

Дата проведения  19.03.2015

Учитель   Низова А.В.

Тема урока: Правописание о – е после шипящих  и ц в окончаниях существительных

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока:  

1) Образовательная: Сформировать понятие  у учащихся  о правописании о - е после шипящих  и ц в окончаниях  имен существительных;

2) Развивающая: Содействовать формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских умений и навыков учащихся (сопоставлять и анализировать факты, высказывать свою точку зрения);

3) Воспитательная: Воспитывать уважение друг к другу при работе в коллективе и парах; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.                  

Форма проведения урока: академический урок

Формы работы на уроке: индивидуальная, в парах, коллективная

Средства обучения: учебник Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 5 класс. В 2ч. – М.: Просвещение, 2012, раздаточный материал, карточки, презентация, выполненная Рower  Рoint

Используемые технологии: элементы игровой технологии, технологии РКМЧП, технологии проблемного обучения

Этапы

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Цель:

1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке;

2) определить содержательные рамки урока: «Правописание о – е после шипящих  и ц в окончаниях существительных»

 Учитель приветствует учащихся.

– Ребята, у нас сегодня на уроке присутствуют две героини, две принцессы: Буква О и Буква Е. Но они растеряли своих подданных. Мы с вами должны помочь принцессам. Предлагаю игру.          1 команда будет помогать Букве О, 2 команда будет помогать Букве Е.
Условия игры:  Участники команд становятся спиной друг к другу. Учитель произносит слова по теме урока. Команда Буквы О поворачивается и «ловит слова» с буквой о. Команда Буквы Е поворачивается и «ловит слова» с буквой е. Тех, кого поймали, отводят в сторону. Проигрывает та команда, в которой останется меньше игроков.

Игра окончена.

 – Ребята, возникла путаница и неразбериха. Почему?

- Зачем нам сейчас нужно знать, когда писать букву о, а когда е?

Учащиеся играют, выполняя условия игры.

- Потому что мы не знаем, когда писать букву о, а когда е.

- Чтобы выиграть в этой игре, а вообще, чтобы грамотно писать.

Учащиеся научатся использовать правило: «В окончаниях существительных после шипящих под ударение пишется буква о, без ударения пишется буква е».

Коммуникативные

умение слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

Регулятивные

Целеполагание: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Познавательные: постановка проблемы

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии

Цель:

1) актуализировать правило правописания о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных;

2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Учитель открывает слова на доске:

Врачом, борцов, товарищем, юношей, плащом, маршем, этажом, птицей.

- Давайте разберёмся, каких подданных поймали команды.

Работа на подготовленных карточках в таблице (шапка таблицы не заполнена).

- Распределите по столбикам слова.

1. В какой морфеме находятся гласные о и е? Выделите.

Поставьте ударение. Что вы наблюдаете?

2. После каких согласных пишутся эти буквы? Подчеркните. Выпишите эти буквы.

3. Какие согласные звуки обозначают эти буквы?

4. Взаимопроверка. Сличение с образцом. Поменяйтесь тетрадями. Оцените работу соседа: Слова выписаны верно, подчеркнули и выделили – 2 балла. Работа выполнена частично – 1 балл. Отметьте баллы в листе оценки.

- Почему происходит затруднение в написании этих слов? Какую ошибку можно допустить?

- Как можно объяснить выбор букв о и е?

- Со словами какой части речи мы сегодня работаем?

-Какая тема нашего урока?

- Какая закономерность наблюдается?

- Какое новое правило мы сегодня открыли?

«Научная»  работа:

Напишите утверждение, которое вы сейчас сформулировали.

Учитель предлагает заготовленные карточки двух цветов).  Красные без подсказок, синие с подсказкой ключевых слов:  «В окончаниях существительных после_____ под ударением пишем__, без ударения__».

- Выберите, в какой карточке вы будете работать.

Работа в парах.

- Расскажите друг другу, какое утверждение вы  написали.

 –Кто привёл примеры?

– Кто составил предложение?

 Работа с учебником.

- Давайте сверим ваши утверждения с правилом в учебнике.

- Значит, мы можем сейчас заполнить шапку нашей таблицы. Озаглавить колонки.

Оцените свою работу: Написал правило 1 балл. Привёл примеры 2 балла. Составил предложение – 3 балла. Отметьте баллы в листе оценки.

Учащиеся распределяют слова по графам.

О – под ударением, Е – безударная.

Выписывают:  ж, ш, ч, щ и ц

Шипящие и нешипящие

Оценивают 

- Окончание в безударном положении. Можно написать в окончании ё вместо о или о вместо е.

- В окончании о пишется под ударением, е без ударения.

- Имена существительные.

Формулируют тему урока.

- Правописание окончаний существительных после шипящих и ц

- о под ударением, е без ударения.

- Формулируют правило.

- Работают на карточках. Пишут утверждения.

- Проверяют друг у друга в паре. Читают утверждения.

- Читают правило в учебнике.

- Заполняют шапку таблицы.

В окончаниях существительных после шипящих и ц под ударением = о

В окончаниях существительных после шипящих и ц без ударения  

= е

Познавательные

Логические:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- выбор критериев для сравнения;

- выдвижение гипотезы и её обоснование?

- выделение общего на основе сравнения.

Регулятивные

Контроль в форме сличения с образцом.

Оценка: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные Логические: подведение под понятие, выведение следствий.

Познавательные

Логические: подведение под понятие

Коммуникативные умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

3. Физкультминутка

Обеспечить активный отдых

Учитель проговаривает слова. В тех словах, где пишется буква о – поворот вправо, буква е – поворот влево.

Выполняют упражнения

4. Выявление места и причины затруднения

Цель:

выявить и зафиксировать место и причину затруднения

- Давайте разработаем подсказку для подданных двух принцесс, чтобы они больше не терялись и помнили, около какой буквы-принцессы им жить.

Разработаем алгоритм выбора написания гласных о и е в окончаниях существительных после шипящих и ц.

У учащихся на полосках бумаги разного цвета вперемешку даны этапы алгоритма. Должны выложить последовательно. Примечание: среди заготовленных на полосках бумаги этапов алгоритма две позиции даны неверно (выдели корень, определи член предложения).

- С какой целью вы выполняете это задание?

Проверка – сличение с образцом на слайде.

Оцените свою работу: Нет ошибок -  2 балла. Есть ошибки – 1 балл. Отметьте баллы в листе оценки.

Пошагово выкладывают алгоритм действий при затруднении  написания гласных о и е в окончаниях существительных после шипящих и ц:

Определи часть речи

Слово – существительное с основой на ж ш ч щ  ц

 

Выдели окончание

   

Поставь ударение

 

Гласная ударная?

Гласная безударная?

 

Пиши о

Пиши е

Познавательные

Логические:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- выбор критериев для сравнения;

- синтез –составление целого из частей

Регулятивные

Планирование: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Регулятивные

Контроль в форме сличения с образцом.

Оценка: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

5. Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

построить проект выхода из затруднения

Работа с учебником.

По упражнению №556. Задание: Перепишите. Поставьте имена существительные, данные в скобках, в нужную форму. Обозначьте изучаемую орфограмму.

Задание преобразовано: Выпишите имена существительные, данные в скобках, в нужной форме, в таблицу, с которой мы работали. Обозначьте изучаемую орфограмму.

Выполняют задание, подчёркивают орфограмму, комментируют.

Регулятивные

Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию

6.Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону

Цель: 

Организовать самостоятельную творческую работу с последующей взаимопроверкой учащимися умения писать слова на изучаемую орфограмму.

Творческое задание: - Выберите слова из данного упражнения, которые можно использовать в тексте на тему: «Весна наступает». Составьте текст (3-4 предложения).

- В какой форме вы будете употреблять слова в предложениях?

- Выделите изучаемую орфограмму в словах. – Каким правилом вы воспользовались?

Работу оценит учитель: Нет ошибок, орфограмма выделена – 3 балла, 1 ошибка или не выделена орфограмма – 2 балла, 2 ошибки – 1 балл.

Работают самостоятельно.

Познавательные Логические: анализ объектов;

синтез – составление целого из частей.

 Регулятивные

Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию

7.Вкючение в систему знаний и повторение

Цель: 

организовать повторение пройденного материала.

- Правила написания слов в каком разделе языкознания изучаются?

- Изучаемая нами орфограмма с каким разделом языкознания тесно связана?

- Почему?

- А ещё с каким разделом?

- Почему?

Отвечают на вопросы.

- В разделе Орфография.

- С Морфемикой. Орфограмма в окончании слов.

- С Фонетикой, т.к. орфограмма после шипящих и ц, - а это звуки речи.

Познавательные Логические: установление причинно-следственных связей

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: 

1) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке;

2) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;

3) оценить собственную деятельность на уроке.

- Какова цель сегодняшнего урока?

- Достигли ли цели? Докажите.

- Давайте вернемся к шагам учебной деятельности. Кто может сказать, что сумел сделать «открытие». Докажите.

- Продолжите предложения:

- Сегодня на уроке я научился…

- Больше всего мне понравилось…

- После урока мне захотелось…

- Я оцениваю свою работу на …, потому что…

- Посчитайте баллы в листе оценки. Запишите.

Оценка «5» - 7 баллов, «4» - 4-6 баллов, «3» - 2-3 балла. Поставьте в маршрутном листе оценку.

Вложите лист оценки в тетрадь. Я проверю ваши сочинения.

- Если остались затруднения, где можно над ними поработать?

Анализируют свою работу.

-Выполняя домашнее задание.

Коммуникативные умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

9. Домашнее задание

Цель: 

организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Домашнее задание: Написать сказку «Как разбежались буквы О и Е в разные царства – государства». Можно придумать сюжет с принцессами О и Е на другую тему. Орфограммы подчеркнуть и выделить.

Записывают задание. Обсуждают выполнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Правописание О-Е после шипящих и ц в окончаниях существительных". 5 класс

Сегодня на уроке недостаточно дать готовую информацию о литературном процессе, жизни и творчестве писателя, особенности художественного произведения, изложить учащимся свод правил, необхо...

Мультимедийный урок по теме "Правописание о-ё после шипящих и ц в окончаниях имён существительных"

Это урок изучения нового материала  по теме «Буквы о-ё после шипящих и ц в окончаниях имён существительных». На изучение данной темы отводится один урок....

Технологическая карта урока по теме: "Правописание -тся, -ться в глаголах"

Разработка урока по русскому языку в 5 классе с учетом требований ФГОС...

Технологическая карта урока русского языка «Правописание безударных личных окончаний глаголов». 5 класс.

К технологической карте урока прилагается конспект урока, а также 2 слайда....

Технологическая карта урока по теме: «Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных»

Цели: 1. Формирование УУД при изучении темы «Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных».2. Изучение  и закрепление нового материала по теме урока.Планируемые результаты:Предме...

Технологическая карта урока по теме "Правописание ча-ща, чу-щу" 1 класс

Технологическая карта  урока по теме "Правописание ча-ща, чу-щу" 1 класс...

технологическая карта урока русского языка "Правописание о-ё после шипящих и ц"

Технологическая карта урока русского языка, рабочий лист и презентация к уроку...


 

Комментарии