Мультимедийный урок по теме "Правописание о-ё после шипящих и ц в окончаниях имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Это урок изучения нового материала по теме «Буквы о-ё после шипящих и ц в окончаниях имён существительных». На изучение данной темы отводится один урок.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5-ом классе по теме
«Правописание о-е после шипящих и ц в
окончаниях имен существительных»
Цели:
- уч-ся должны быть познакомлены с правилом правописания букв о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных;
- уч-ся должны научиться правильно писать буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных, графически обозначать условия выбора правильных написаний;
- уч-ся должны уметь находить орфограммы-буквы о-е после шипящих и ц в разных частях слова и правильно писать слова с данными орфограммами.
Оборудование: карточки, презентация.
Ход урока.
- Синтаксическая минутка.
Сегодняшний урок начнем с синтаксической минутки. На доске записаны два варианта заданий. Двое уч-ся будут работать у доски, остальные выбирают задания любого варианта и выполняют его в тетради.
I вариант | II вариант |
Подчеркните грамматические основы предложений, составьте схемы. | Составьте предложения по данным схемам. |
| 1.[ ], и [ ]. |
| 2.[ ]: «[ ]». |
- Словарная работа.
А сейчас мы познакомимся с новым словарным словом. Его вам следует узнать, выполнив некоторые задания.
Итак, в слове бей замените букву, обозначающую согласный звонкий, мягкий звук, на букву, обозначающую звук, парный ему по глухости-звонкости, и вы узнаете первую часть слова.
Вторая часть – предлог, который употребляется с творительным падежом и состоит из двух букв, одна из которых обозначает звонкий согласный звук.
Третья часть – орфограмма в слове рубеж.
- Назовите словарное слово. (Пейзаж).
- Каково лексическое значение данного слова?
- Выполните следующие задания:
1 вариант | 2 вариант |
Подберите к слову пейзаж 2-3 однокоренных слова. | Составьте со словом пейзаж 2-3 словосочетания или 1 предложение. |
- Изучение нового материала.
1.Подготовительный этап.
На доске написаны слова:
шёпот врачом
жёлудь полотенцем
жонглёр тучей
шофёр моржом
-Прочитайте написанные на доске слова.
- Найдите в них общее.
- Выделите в этих словах морфемы, в которых находятся гласные
после шипящих и ц.
- Скажите, что такое корень? Окончание?
- Назовите уже известную вам орфограмму в этих словах.
- Установите, с написанием каких гласных, после каких согласных и в какой морфеме мы не знакомились.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Запись темы: «Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных».
- Отталкиваясь от темы и пользуясь опорными словами, сформулируйте цели урока:
Цели урока:
1)познакомиться с …
2)учиться …
2.Рассуждение-поиск.
На доске написаны слова:
врачом товарищем
дворцом полотенцем
межой задачей
борцов горцев
- Прочитайте слова в первом столбике, во втором.
- В какой морфеме подчеркнуты буквы о и е?
- После каких согласных стоят эти буквы?
- Определите ударение в словах.
- Сформулируйте правило правописания букв о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
3.Работа по учебнику.
а) Чтение правила (стр.221).
б) Знакомство с обозначением орфограммы.
IV. Тренировочные упражнения.
- Объяснительный диктант (на доске и в тетрадях).
Крышей, рощей, мячом, улицей, удачей, ключом, дворцов, калачом, моржом, морозцем, плющом, задачей, грушей.
- Работа по вариантам (карточки) с последующей проверкой.
Составить словосочетания и обозначить орфограмму.
1 вариант. 2 вариант.
храбрец врач
гордец живописец
Быть упрямец Стать продавец
мудрец земледелец
ленивец скрипач
- Самостоятельная работа.
1 группа* (слабые уч-ся) – упр. 556.
2 группа ** (сильные уч-ся) – работа по карточке.
Карточка.
Задание: в левый столбик выпишите слова с орфограммой в корне (№ 14) , а в правый – с орфограммой в окончании (№18). Орфограммы обозначьте. 1.Тяж…лый ком снега обрушился на крышу гнезда. 2. Между белыми ш…лковистыми лепестками виднеются ж…лтые тычинки. 3. Пять грач…й летели за одним ястребом. 4. Наступила пора готовить квартиры для скворц…в. 5. Один из косач…й повернул голову. 6. Ветер шуршит камыш…м. 7. Спелый ж…лудь висел на ветке. 8. Ш…колад, купленный мамой, был вкусный. 9. Над старинной пожарной каланч…й летали галки. 10. Герасим стал боком перед дверью, толкнул ее плеч…м и ввалился в дом со своей нош…й. |
V. Итог урока.
- С какой орфограммой познакомились сегодня на уроке ?
- От чего будет зависеть выбор гласной о или е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных ?
Домашнее задание: выучить правило, упр.560.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буквы о и ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных. 5 класс. ФГОС.
Конструктор урока русского языка в 5 классе. Буквы о и ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных...
Проектный урок по русскому языку в 5 классе. Тема: правописание О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных.
Проектным уроком мы называем урок, который проводится в рамках предметной классно-урочной системы, с целью формирования проектной деятельности обучающихся путём осуществления учебного проекта. Он явля...
правописание окончаний имён существительных и имён прилагательных
Дидактический материал по орфографии. И, Е в окончаниях существительных. Правописание окончаний имён прилагательных....
Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе (по УМК под ред. А. Д. Шмелёва)Тема урока: Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных» (5 класс)
Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных"...
«О, Е» после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имён существительных
Урок русского языка в 5 классе с использованием приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)...
Буквы о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных .
Технологическая карта урока...