УМК к элективному курсу "Разноаспектный анализ текста" с применением ИКТ
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Тазиева Ландыш Шагалиевна

Материал представляет собой разработку тематического планирования,

технологических карт уроков к элективному курсу "Разноаспектный 

анализ текста" со ссылками на ресурсы ФЦИОР и ЭОР. Для использования

данных ресурсов необходимо скачать платформы. Презентации из ссылок 

есть в свободном доступе в сети Интернет.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 11 В КЛАССА МБВ(с)ОУ О(с)ОШ №1

УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ ТАЗИЕВОЙ Л.Ш.

Календарно – тематическое планирование элективного курса «Разноаспектный анализ текста: подготовка к написанию сочинения-рассуждения»

№ п/п

Тема

Основное содержание и понятия

Ресурсное обеспечение урока

Планируемый результат

Формы контроля

Мультимедий-ные презентации

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

Формы работы на уроке

 

Раздел 1. Стилистический и типологический анализ текста

 (9 часов)

1

Текст.

Тема и основная мысль текста

PP«Критерии оценивания сочинения»

ПДФ «Теория сочинения»

http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk _Grig_ Rus_yaz_EG_C/2.html -

ФЦИОР

Фронтальная

Работа в группах

Индивидуальное тестирование

 Знать признаки текста,

аргументировано доказывать отнесенность отрывка к тексту, озаглавливать текст, определять его тему и основную мысль, стиль речи и тип текста; составлять связные монологические высказывания

http://fcior.edu.ru/catalog/meta/4/mc/ discipline%20OO/mi/4.01/hps/10/hp                                                   /87/p/page.html -                                                                модуль Тема текста П и К

2

Средства связи между частями текста

Способы связи предложений в тексте

PP«Способы связи в тексте»

http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig    Rus_yaz_EG_C/3.html  -

ФЦИОР

Групповая

Индивидуальная

Уметь строить текст разных типов , избегать речевых ошибок

http://www.prosv.ru/                                                 ebooks/  Zagorovsk    Grig                        _Rus_yaz_ EG_C/4.html -                                                                                   тестовые задания

 «Связь в тексте»

3

Выделение микротем в тексте

http://www.gramma.ru

ФЦИОР

http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_ Grig_Rus_yaz_EG_C/index.html

Работа в парах, индивидуаль-ная работа

Находить микротемы в тексте, давать их смысловую и грамматическую характеристику, определять особеннос-ти композиции дан-ного текста, анализи-ровать средства языка, выражающие основ-ную мысль текста.

Тестовая работа

4

Лексические средства организации текста

PP«Нормы лексики, ошибки»

http://www.gramma.ru

Тренажеры для ИД по теме «Лексика»

Фронтальная

Индивидуаль-ная

Повторить стилистические средства лексики, нормы их употребления  в устной и письменной речи. Анализ типа и стиля  текста с точки зрения лексики

Интерактивный тест

5

Морфологические средства организации текста

http://school-collection.edu.ru

Электронный тренажер «Русленг»                              

Дифференцирован-ная индивидуальная работа

Анализ типа и стиля текста с точки зрения морфологических средств связи

Интерактивный тест

6

Синтаксические средства организации текста

http://school-collection.edu.ru

Электронный тренажер «Русленг»                             

Умение строить тексты разного типа с учетом требований к их композиции

Создание текстов

7

Стили речи

PP«Признаки функциональных стилей»

http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk                              _Grig_Rus_yaz_EG_C/6.html -

http://pedsovet.su/load/28-1-0-1626 -

http://www.gramma.ru

Определять стили речи в тексте по их признакам, знать языковые средства организации текстов разных стилей

http://fcior.edu.ru/catalog/meta/4/mc/discipline%20OO/mi/4.01/hps/10/hp/86/p/page.html - модуль Стили речи П  и К

8

Типы речи

Презентация «Типы речи»

http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_  Rus_yaz_EG_C/5.html 

http://pedsovet.su/load/61-1-0-3043 

ФЦИОР

Определять типы речи в тексте по их признакам, знать композиционную схему разных типов речи

Электронный тренажер

Работа с модулями

9

Контрольная работа 1

ФЦИОР

Анализировать текст с точки зрения стиля, типа речи, определять тему и основную мысль, способы связи и средства

Раздел 2. Лингвистический анализ текста (9часов)

10

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение

ФЦИОР

Электронный тренажер

Знать отличительные признаки разных типов речи, уметь употреблять языковые средства при написании сочинения

PP интерактивный тренажер и тест «Средства выразительности 

 11

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение

Презентация «Рассуждение как тип речи»

ФЦИОР

http://www.gramma.ru

Анализировать текст с точки зрения выразительности языка, строить текст-рассуждение с учетом требований к данному типу текста

Написание текста – рассуждения по схеме

12

Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм

Презентация «Лексика к ЕГЭ»

Ролики «Фразеологизмы»

http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_                                                                      Grig_Rus   yaz_EG_C/7.html -  

Знать отличительные признаки разных видов лексики, нормы их употребления в текстах разного стиля.

Работа с текстами и тестами

13

Синонимы. Контекстные синонимы Антонимы. Контекстные антонимы

Презентация «Лексика к ЕГЭ»

http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_                                                                      Grig Rus_yaz_EG_C/7.html - упр. 42, 47 –

синонимы, контекстные синонимы

ФЦИОР

Знать отличительные особенности синонимов и антонимов, употреблять при создании текста

http://www.gramma.ru/                             RUS/?id     =12.136 

– кроссворды                                                   с антонимами

http://www.gramma.ru/                        RUS/?id        =12.130 

– кроссворды                                                   с синонимами

14

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись

http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_ Grig  Rus_yaz_EG_C/7.html -  

Фронтальная работа

индивидуальная

Определять вид фонетического средства, анализировать роль в тексте

упр. 19, 20 – текстовые задания

15-16

Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метафора, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы

Презентация «Тропы, их роль в тексте»

Презентация «Лексические образные средства, тропы»

http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_                                                                  Grig_ Rus_yaz_EG_C/7.html

Знать значение терминов лексических выразительных средств, анализировать их роль в тексте

http://www.prosv.ru/ebooks/                                     Zagorovsk_Grig            _                           Rus_yaz_EG_C/7.html –

Упр.26, 31 –тропы  в тексте,

 упр.40 -текст

17

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции

презентация  «Лексические образные средства, фигуры речи»

http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk                                                                  _Grig_Rus_yaz   EG_C/7.html -    

Работа с терминами стилистических фигур в тексте.

Анализ текстов с точки зрения употребления средств с учетом ошибок

Ошибки

в речевом оформлении текста упр.68

упр.70 – эллипсис, параллелизм,

71 – градация,

73 – оксюморон

18

Промежуточная контрольная работа 2

http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig Rus_yaz_EG_C/7.html 

http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk                      _Grig_Rus_yaz_EG_C/8.html 

Индивидуальная дифференциро-ванная работа

Работа по текстам упр. 76 (группа А - слабая)     упр.78   (группа Б- сильная)

Раздел 3. Анализ текста. (4 часа)

19

Содержание исходного текста

Презентация «Критерии оценивания части С»

http://fcior.edu.ru/catalog/meta/4/ mc/                                       discipline%20OO/mi/4.01/hps/                                                                    10/hp/83/p/page.html 

ФЦИОР

Групповая работа

Понимать смысл текста, анализировать его тему, проблемы, стиль и тип текста

Сочинение-рассуждение на                                                                                         морально-этическую  тему

20

Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, художественного стилей

Презентация «Стили речи и их признаки»

http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk                                                                  _Grig_Rus_yaz   EG_C/10.html -    

Фронтальная и работа в парах

Разграничивать тексты разных стилей по их отличительным особенностям

Тестовые и текстовые задания

21

Рецензия. Эссе

PP«Критерии оценивания части С»

Сборник «Тексты и проблемы»

ФЦИОР

Индивидуальная работа

Уметь создавать текст-рассуждение по схеме

Создание текста эссе

22

Промежуточная контрольная работа 3

Сборник «Тексты и проблемы»

Сочинение-рассуждение

 

Раздел 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (6 часов)

23

24

Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.

Авторская позиция

PP«Композиция как ключ к постижению авторской позиции»

http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_yaz_EG_C/12.html

http://do.gendocs.ru/download/docs-362838/362838.docs  - задания для анализа содержания, композиции, языковых средств

Работа в парах

Знать способы выявления и формулирования авторской позиции

Варианты вступлений к текстам разной тематики

25-26

Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения

PP«Комментарий и аргументация»

http://school-collection.edu.ru

http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/distansionnyi-kurs-pishem-sochinenie-chast-s  - дистанционный курс «Пишем сочинение», опорные схемы, банк аргументов

Индивидуаль-ная работа по алгоритму

Умение подбирать аргументы, органично вводить их в текст, создавать связное высказывание, выражая собственное мнение

Оформление аргументов в виде фрагментов сочинения

27

Заключительная часть сочинения.

Курс «Всё о части С»

Сборник «Тексты и проблемы»,

http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/distansionnyi-kurs-pishem-sochinenie-chast-s  - дистанционный курс «Пишем сочинение», опорные схемы, банк аргументов

Работа в парах, дифференцированных группах

Умение оформлять заключительную часть сочинения, работать над отработкой композиции

Варианты заключений к тексту сочинений по разным темам

28

Редактирование сочинения и работа над ошибками

PP«Критерии оценивания части С»

http://www.gramma.ru/EXM/?id=4.63 – образец сочинения с оценкой эксперта по критериям

Работа в группах с экспертами

Анализировать свою работу с комментированием ошибок

29-30

Тренировочные сочинения

http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_yaz_EG_C/12.html

Сборник «Тексты и проблемы»

Написание сочинения, нахождение аргументов, оформление частей согласно критериям оценки

31-32

Итоговая контрольная работа

Сборники КИМов

Сочинение-рассуждение

33- 34

Редактирование работы

Работа в парах

Индивидуальная работа

Исправлять речевые, пунктуационные и орфографические ошибки, объясняя причины их появления.

Итого -34 часа



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №1

Учебный предмет

Русский язык

Класс

11

Тема урока

Текст. Тема и идея текста.

Количество учебного времени

1 час

Тип урока

Урок повторения и обобщения

Необходимое оборудование

Компьютер, проектор, экран, мультимедийный компьютерный класс

Цель урока

Раскрытие значимости лингворечевых понятий для смысла исходного текста при написании сочинения

Задачи

Образовательная

Развивающая

Воспитательная

Работа над определением признаков текста, его темы и основной мысли, связь предложений, стилистической и эмоциональной окраски слов в тексте.

Формировать умения выявлять  структуру текста, раскрывать межфразовые связи, способствовать формированию коммуникативных умений и навыков

Внимание к красоте русского языка и воспитание

культуры смысловой законченности речи

Ожидаемый результат

Этапы урока

Время (мин)

Виды ресурсов ,

 ссылки

Содержание ресурса

 Цель использования

 ресурса

Актуализация знаний

 

 8

 Презентация «Критерии оценивания сочинения»

 В презентации перечислены требования к сочинению, указаны основные ошибки, допускаемые учащимися, даны рекомендации к началу работы над частью С

 

  Визуализировать процесс изучения нового материала,

  активизировать внимание учащихся,

  побудить к диалогу

Знание требований критериев оценивания сочинения для избежания возможных ошибок

Обобщение и систематизация изученного

 10

 

 Презентация «Текст как речевое произведение»

Электронное задание:                                                  

http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_    yaz_EG_C/1.html#1

 

  Дает информацию о тексте как речевом явлении в теории и упражнения на понимание смысла текста

 

 Понять  содержание   используемых лингвистических понятий

 Умение аргументировано доказывать отнесенность отрывка к тексту, озаглавливать текст, определять его тему и основную мысль, стиль речи и тип текста; составлять связные монологические высказывания

 

Закрепление изученного материала

 15

 Интерактивные задания : 1.http://fcior.edu.ru/card/12481/tekst-tema-teksta-p.html 

2. http://fcior.edu.ru/card/11428/tekst-kak-rechevoe-proizvedenie.html 

 

 Модуль – практическое задание на  определение темы и основной мысли текста.

 

   Позволяет работать дифференцированно с учащимися разного уровня

Домашнее задание

 3

http://fcior.edu.ru/card/9892/tekst-kak-rechevoe-proizvedenie.html -

 

 

 Модуль - итоговый контроль по теме «Текст и его признаки»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплексный анализ текста .Применение национально-регионального компонента

Применение  национально-регионального компонента на примере комплексного анализа текста...

Урок по алгебре и началам анализа с применение ОЭР в 11 классе по теме: Число е. Производная показательной функции.

Данный урок - урок объяснения и первичного закрепления материала с применением ОЭР.Цели данного урока - ознакомиться с понятием числа "экспоненты", "натурального логарифма", вывести формулу производно...

Анализ эффективности применения педагогических технологий.

В помощь учителю-предметнику о применении педагогических технологий....

Разработка урока алгебры и начала математического анализа с применением ЭОР "Производная многочлена"

1.      Тема и номер урока в теме: Производная многочлена . (урок № 2).2.      Базовый учебник: С.М. Никольский, М.К. Потапов и др. Учебник для общеоб...

Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».

Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....

Анализ возможности применения на уроках ОБЖ опыта взаимодействия детских патриотических организаций морской направленности в г. Санкт-Петербург.

В настоящее время в Санкт-Петербурге заявлено несколько координационных центров различного уровня, ведущие деятельность по организации совместной деятельности в направлении детского морского образован...