УМК к элективному курсу "Разноаспектный анализ текста" с применением ИКТ
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему
Материал представляет собой разработку тематического планирования,
технологических карт уроков к элективному курсу "Разноаспектный
анализ текста" со ссылками на ресурсы ФЦИОР и ЭОР. Для использования
данных ресурсов необходимо скачать платформы. Презентации из ссылок
есть в свободном доступе в сети Интернет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа к элективному курсу с применением ИКТ | 251.81 КБ |
технологические карты с указанием электронных ресурсов | 164.96 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 11 В КЛАССА МБВ(с)ОУ О(с)ОШ №1
УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ ТАЗИЕВОЙ Л.Ш.
Календарно – тематическое планирование элективного курса «Разноаспектный анализ текста: подготовка к написанию сочинения-рассуждения»
№ п/п | Тема Основное содержание и понятия | Ресурсное обеспечение урока | Планируемый результат | Формы контроля | ||||||||||||
Мультимедий-ные презентации | Цифровые и электронные образовательные ресурсы | Формы работы на уроке | ||||||||||||||
| Раздел 1. Стилистический и типологический анализ текста (9 часов) | |||||||||||||||
Текст. Тема и основная мысль текста | http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk _Grig_ Rus_yaz_EG_C/2.html - ФЦИОР | Фронтальная Работа в группах Индивидуальное тестирование | Знать признаки текста, аргументировано доказывать отнесенность отрывка к тексту, озаглавливать текст, определять его тему и основную мысль, стиль речи и тип текста; составлять связные монологические высказывания | http://fcior.edu.ru/catalog/meta/4/mc/ discipline%20OO/mi/4.01/hps/10/hp /87/p/page.html - модуль Тема текста П и К | ||||||||||||
Средства связи между частями текста Способы связи предложений в тексте | http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig Rus_yaz_EG_C/3.html - ФЦИОР | Групповая Индивидуальная | Уметь строить текст разных типов , избегать речевых ошибок | http://www.prosv.ru/ ebooks/ Zagorovsk Grig _Rus_yaz_ EG_C/4.html - тестовые задания «Связь в тексте» | ||||||||||||
Выделение микротем в тексте | ФЦИОР http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_ Grig_Rus_yaz_EG_C/index.html | Работа в парах, индивидуаль-ная работа | Находить микротемы в тексте, давать их смысловую и грамматическую характеристику, определять особеннос-ти композиции дан-ного текста, анализи-ровать средства языка, выражающие основ-ную мысль текста. | Тестовая работа | ||||||||||||
Лексические средства организации текста | Фронтальная Индивидуаль-ная | Повторить стилистические средства лексики, нормы их употребления в устной и письменной речи. Анализ типа и стиля текста с точки зрения лексики | Интерактивный тест | |||||||||||||
Морфологические средства организации текста | http://school-collection.edu.ru Электронный тренажер «Русленг» | Дифференцирован-ная индивидуальная работа | Анализ типа и стиля текста с точки зрения морфологических средств связи | Интерактивный тест | ||||||||||||
Синтаксические средства организации текста | http://school-collection.edu.ru Электронный тренажер «Русленг» | Умение строить тексты разного типа с учетом требований к их композиции | Создание текстов | |||||||||||||
Стили речи | http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk _Grig_Rus_yaz_EG_C/6.html - | Определять стили речи в тексте по их признакам, знать языковые средства организации текстов разных стилей | http://fcior.edu.ru/catalog/meta/4/mc/discipline%20OO/mi/4.01/hps/10/hp/86/p/page.html - модуль Стили речи П и К | |||||||||||||
Типы речи | Презентация «Типы речи» | http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_ Rus_yaz_EG_C/5.html http://pedsovet.su/load/61-1-0-3043 ФЦИОР | Определять типы речи в тексте по их признакам, знать композиционную схему разных типов речи | Электронный тренажер Работа с модулями | ||||||||||||
Контрольная работа 1 | ФЦИОР | Анализировать текст с точки зрения стиля, типа речи, определять тему и основную мысль, способы связи и средства | ||||||||||||||
Раздел 2. Лингвистический анализ текста (9часов) | ||||||||||||||||
10 | Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение | ФЦИОР | Знать отличительные признаки разных типов речи, уметь употреблять языковые средства при написании сочинения | PP интерактивный тренажер и тест «Средства выразительности | ||||||||||||
11 | Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение | Презентация «Рассуждение как тип речи» | ФЦИОР | Анализировать текст с точки зрения выразительности языка, строить текст-рассуждение с учетом требований к данному типу текста | Написание текста – рассуждения по схеме | |||||||||||
12 | Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм | Презентация «Лексика к ЕГЭ» Ролики «Фразеологизмы» | http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_ Grig_Rus yaz_EG_C/7.html - | Знать отличительные признаки разных видов лексики, нормы их употребления в текстах разного стиля. | Работа с текстами и тестами | |||||||||||
13 | Синонимы. Контекстные синонимы Антонимы. Контекстные антонимы | Презентация «Лексика к ЕГЭ» | http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_ Grig Rus_yaz_EG_C/7.html - упр. 42, 47 – синонимы, контекстные синонимы ФЦИОР | Знать отличительные особенности синонимов и антонимов, употреблять при создании текста | http://www.gramma.ru/ RUS/?id =12.136 – кроссворды с антонимами http://www.gramma.ru/ RUS/?id =12.130 – кроссворды с синонимами | |||||||||||
14 | Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись | http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_ Grig Rus_yaz_EG_C/7.html - | Фронтальная работа индивидуальная | Определять вид фонетического средства, анализировать роль в тексте | упр. 19, 20 – текстовые задания | |||||||||||
15-16 | Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метафора, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы | Презентация «Тропы, их роль в тексте» Презентация «Лексические образные средства, тропы» | http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_ Grig_ Rus_yaz_EG_C/7.html | Знать значение терминов лексических выразительных средств, анализировать их роль в тексте | http://www.prosv.ru/ebooks/ Zagorovsk_Grig _ Rus_yaz_EG_C/7.html – Упр.26, 31 –тропы в тексте, упр.40 -текст | |||||||||||
17 | Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции | презентация «Лексические образные средства, фигуры речи» | http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk _Grig_Rus_yaz EG_C/7.html - – | Работа с терминами стилистических фигур в тексте. Анализ текстов с точки зрения употребления средств с учетом ошибок | Ошибки в речевом оформлении текста упр.68 упр.70 – эллипсис, параллелизм, 71 – градация, 73 – оксюморон | |||||||||||
18 | Промежуточная контрольная работа 2 | http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig Rus_yaz_EG_C/7.html http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk _Grig_Rus_yaz_EG_C/8.html | Индивидуальная дифференциро-ванная работа | Работа по текстам упр. 76 (группа А - слабая) упр.78 (группа Б- сильная) | ||||||||||||
Раздел 3. Анализ текста. (4 часа) | ||||||||||||||||
19 | Содержание исходного текста | Презентация «Критерии оценивания части С» | http://fcior.edu.ru/catalog/meta/4/ mc/ discipline%20OO/mi/4.01/hps/ 10/hp/83/p/page.html ФЦИОР | Групповая работа | Понимать смысл текста, анализировать его тему, проблемы, стиль и тип текста | Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему | ||||||||||
20 | Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, художественного стилей | Презентация «Стили речи и их признаки» | http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk _Grig_Rus_yaz EG_C/10.html - | Фронтальная и работа в парах | Разграничивать тексты разных стилей по их отличительным особенностям | Тестовые и текстовые задания | ||||||||||
21 | Рецензия. Эссе | ФЦИОР | Индивидуальная работа | Уметь создавать текст-рассуждение по схеме | Создание текста эссе | |||||||||||
22 | Промежуточная контрольная работа 3 | Сочинение-рассуждение | ||||||||||||||
| Раздел 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (6 часов) | |||||||||||||||
23 24 | Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция | http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_yaz_EG_C/12.html http://do.gendocs.ru/download/docs-362838/362838.docs - задания для анализа содержания, композиции, языковых средств | Работа в парах | Знать способы выявления и формулирования авторской позиции | Варианты вступлений к текстам разной тематики | |||||||||||
25-26 | Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения | http://school-collection.edu.ru http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/distansionnyi-kurs-pishem-sochinenie-chast-s - дистанционный курс «Пишем сочинение», опорные схемы, банк аргументов | Индивидуаль-ная работа по алгоритму | Умение подбирать аргументы, органично вводить их в текст, создавать связное высказывание, выражая собственное мнение | Оформление аргументов в виде фрагментов сочинения | |||||||||||
27 | Заключительная часть сочинения. | Курс «Всё о части С» | http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/distansionnyi-kurs-pishem-sochinenie-chast-s - дистанционный курс «Пишем сочинение», опорные схемы, банк аргументов | Работа в парах, дифференцированных группах | Умение оформлять заключительную часть сочинения, работать над отработкой композиции | Варианты заключений к тексту сочинений по разным темам | ||||||||||
28 | Редактирование сочинения и работа над ошибками | http://www.gramma.ru/EXM/?id=4.63 – образец сочинения с оценкой эксперта по критериям | Работа в группах с экспертами | Анализировать свою работу с комментированием ошибок | ||||||||||||
29-30 | Тренировочные сочинения | http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_yaz_EG_C/12.html | Написание сочинения, нахождение аргументов, оформление частей согласно критериям оценки | |||||||||||||
31-32 | Итоговая контрольная работа | Сборники КИМов | Сочинение-рассуждение | |||||||||||||
33- 34 | Редактирование работы | Работа в парах Индивидуальная работа | Исправлять речевые, пунктуационные и орфографические ошибки, объясняя причины их появления. | |||||||||||||
Итого -34 часа |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №1
Учебный предмет | Русский язык | ||
Класс | 11 | ||
Тема урока | Текст. Тема и идея текста. | ||
Количество учебного времени | 1 час | ||
Тип урока | Урок повторения и обобщения | ||
Необходимое оборудование | Компьютер, проектор, экран, мультимедийный компьютерный класс | ||
Цель урока | Раскрытие значимости лингворечевых понятий для смысла исходного текста при написании сочинения | ||
Задачи | Образовательная | Развивающая | Воспитательная |
Работа над определением признаков текста, его темы и основной мысли, связь предложений, стилистической и эмоциональной окраски слов в тексте. | Формировать умения выявлять структуру текста, раскрывать межфразовые связи, способствовать формированию коммуникативных умений и навыков | Внимание к красоте русского языка и воспитание культуры смысловой законченности речи |
Ожидаемый результат | |||||
Этапы урока | Время (мин) | Виды ресурсов , ссылки | Содержание ресурса | Цель использования ресурса | |
Актуализация знаний |
8 | Презентация «Критерии оценивания сочинения» | В презентации перечислены требования к сочинению, указаны основные ошибки, допускаемые учащимися, даны рекомендации к началу работы над частью С
| Визуализировать процесс изучения нового материала, активизировать внимание учащихся, побудить к диалогу | Знание требований критериев оценивания сочинения для избежания возможных ошибок |
Обобщение и систематизация изученного | 10
| Презентация «Текст как речевое произведение» Электронное задание: http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_ yaz_EG_C/1.html#1
| Дает информацию о тексте как речевом явлении в теории и упражнения на понимание смысла текста
| Понять содержание используемых лингвистических понятий | Умение аргументировано доказывать отнесенность отрывка к тексту, озаглавливать текст, определять его тему и основную мысль, стиль речи и тип текста; составлять связные монологические высказывания
|
Закрепление изученного материала | 15 | Интерактивные задания : 1.http://fcior.edu.ru/card/12481/tekst-tema-teksta-p.html 2. http://fcior.edu.ru/card/11428/tekst-kak-rechevoe-proizvedenie.html
| Модуль – практическое задание на определение темы и основной мысли текста.
| Позволяет работать дифференцированно с учащимися разного уровня | |
Домашнее задание | 3 | http://fcior.edu.ru/card/9892/tekst-kak-rechevoe-proizvedenie.html -
| Модуль - итоговый контроль по теме «Текст и его признаки»
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
комплексный анализ текста .Применение национально-регионального компонента
Применение национально-регионального компонента на примере комплексного анализа текста...
Урок по алгебре и началам анализа с применение ОЭР в 11 классе по теме: Число е. Производная показательной функции.
Данный урок - урок объяснения и первичного закрепления материала с применением ОЭР.Цели данного урока - ознакомиться с понятием числа "экспоненты", "натурального логарифма", вывести формулу производно...
Анализ эффективности применения педагогических технологий.
В помощь учителю-предметнику о применении педагогических технологий....
Разработка урока алгебры и начала математического анализа с применением ЭОР "Производная многочлена"
1. Тема и номер урока в теме: Производная многочлена . (урок № 2).2. Базовый учебник: С.М. Никольский, М.К. Потапов и др. Учебник для общеоб...
Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».
Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....
Анализ возможности применения на уроках ОБЖ опыта взаимодействия детских патриотических организаций морской направленности в г. Санкт-Петербург.
В настоящее время в Санкт-Петербурге заявлено несколько координационных центров различного уровня, ведущие деятельность по организации совместной деятельности в направлении детского морского образован...