урок алгебры и начала анализа с применением ОЭР в 11 классе по теме "Число е. Производная показательной функции".
план-конспект урока по алгебре (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Учитель математики МОУ
«Мултановская СОШ»
Маханова Самига Галимжановна
с. М у л т а н о в о
Февраль 2011г.
Тема урока: «Число е. Производная показательной функции».
Цель: Ввести понятие «экспоненты» , «натурального логарифма», сформировать понятие о производной показательной функции у = ех , первообразной показательной функции.
Образовательная:
Повторить и углубить знания по теме «Показательная функция. Свойства показательной функции»;
Повторить правила дифференцирования функции;
Познакомить учащихся с понятием «экспоненты» (числа е);
Познакомить учащихся с формулами производной показательной функции у = ах и у = акх +b;
Познакомить с формулой первообразной показательной функции;
Формировать навыки вычисления производной показательной функции, пользуясь правилами и формулами дифференцирования.
Развивающая:
Развивать и совершенствовать применение правил дифференцирования
для показательной функции;
Научить учащихся применять электронные информационные технологии при обучении и подготовке к урокам математики.
Повышать графическую культуру учащихся;
Содействовать развитию умений осуществлять самооценку учебной деятельности.
Воспитательная:
Создавать для учащихся положительную мотивацию к уроку математики путем вовлечения каждого в активную деятельность;
Воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
Помочь осознать ценности совместной работы;
Воспитывать у учащихся аккуратность, культуру математической речи.
Оборудование к уроку :
Компьютерный класс (8 ноутбуков +1ноутбук для демонстрации), проектор, презентация, раздаточный материал.
Ход урока:
Организация урока, объявление темы и цели урока:
Сегодня на уроке мы изучаем новую тему «Производная показательной функции». Наша цель: (Слайд2.) познакомиться с понятием «экспоненты», «натурального логарифма», с теоремой о дифференцировании показательной функции и научиться выполнять дифференцирование показательной функции.
Эпиграфом к нашему уроку я выбрала стихи Б. Слуцкого: (слайд 3.)
…Показательная функция
Не случайно родилась,
В жизнь органически влилась
И движением прогресса занялась.
Б. Слуцкий
I.Актуализация опорных знаний:
Устная фронтальная работа с классом:
Сформулируйте определение показательной функции (Слайд 5.)
Перечислите по графику основные свойства показательной функции.
(Слайд 6)
Свойства показательной функции: (слайд 4)
Область определения функции
Область значений показательной функции
График функции с осью ОУ пересекается в точке (0;1) и не пересекается с осью ОХ.
Показательная функция принимает положительные значения на всей числовой прямой.
Перечислите свойства показательной функции при а 1.
Перечислите свойства показательной функции при 0 .
Дайте определение производной функции в точке х0 . (слайд 7)
Сформулируйте геометрический смысл производной. (слайд 8)
А сейчас вспомним правила дифференцирования функций:
2) Игра «Найди пары». (слайд 9.)
Для формул из первого столбика найдите правильные ответы из второго столбика и прочитайте слово из третьего столбика. Устно, с комментированием.
(u +v)' | cos x | E |
(u • v)' | n• xn-1 | П |
( u / v)' | -1 / sin 2 x | А |
(x n )' | Sin x | Н |
C' | u' v + u v' | К |
(Cu)' | 1 / cos 2 x | Т |
(sin x)' | ( u 'v - u v') / v2 | С |
(cos x)' | 0 | О |
(tg x)' | u' + v' | Э |
(ctg x)' | C u' | Н |
Э | u' + v' | (u +v)' |
К | u' v + u v' | (u • v)' |
С | ( u 'v - u v') / v2 | ( u / v)' |
П | n• xn-1 | (x n )' |
О | 0 | C' |
Н | C u' | (Cu)' |
Е | Cos x | (sin x)' |
Н | -Sin x | (cos x)' |
Т | 1 / cos 2 x | (tg x)' |
А | -1 / sin 2 x | (ctg x)' |
Проверьте свой ответ по таблице: (слайд 10)
II.Изучение новой темы:
1)Исследовательская работа с помощью ЭОР ресурсов за ноутбуками. Работа в паре.
Откройте в Интернете Цифровые образовательные ресурсы по алгебре и началам анализа 11 класс тема: «Производные показательной функции, числа е и натурального логарифма.» модуль И1
Внимательно ознакомьтесь с каждым элементом Модуля, запишите в тетрадях основные формулы , ознакомьтесь с их доказательствами.
Выполните задания для самоконтроля. Проверьте итог своих работ по «Статистике» (С).
План работы по модулю:
Показательная функция с основанием е. – (Знакомство с экспонентой)
Формула производной показательной функции. – (Вывод формулы производной функции у = е х)
Задание для самоконтроля. – (тест с выбором ответа)
Определение натурального логарифма ln. – ( ln x = log e x)
Формула производной показательной функции. – ( вывод формулы производной показательной формулы)
Задание для самоконтроля. – (Задание с кратким ответом)
Первообразная показательной функции – (вывод формулы производной показательной функции)
Задание для самоконтроля – (тест с выбором ответа)
2) Cл. 15-18 Фронтальный опрос, по изученному материалу. Первичное закрепление материала. Применение формул производной показательной функции.
( eх )' = eх ;
( e кх + b )' = k • e kx +b ;
( ax )' = ax ∙ ln a ;
( akx + b )' = k • aKx +b ∙ ln a
F(ax) = +C; F(ex ) = ex +C.
Примеры: Найти производные функций: 4 ученика решают у доски по одному примеру.
(3 ех)' = 3еx; (е 5х )' = е 5х • (5х)' = 5•е 5х ; ( 4 х)' = 4 х • ln 4; ( 2 -7x)' = (-7) • 2-7x •ln2
Сл. 18 (проверка решений)
III.Закрепление изученного материала:
Ученики решают у доски с комментированием:
1) № 538(в,г) Найти производные функций: в) у'= (3 - е х ) ' = - ех .
г) у' = (5 е – х – х2 )' = 5 ( -х)' е –х -2х = -5е –х – 2х.
2) №543 б) у'= tg 3x) ' = ( 7 x/2) ' • tg 3x + (7 x/2 ) • ( tg3x)' = •7 x/2 • ln7 •tg3x +
+ 7 x/2 •1/cos2 x•(3x)' = 7 x/2 ( ½ ln7•tg3 + 3/cos2 x).
3)№542 (г)Вычислить интеграл:
.
4) Исследуйте функцию на экстремумы: f(x) = x2 * 2-x
Ученик работает самостоятельно у доски:
Решение: f(x) = x2 * 2 –x; D(f) = R; f ' = 2x * 2 –x – x2 * 2-x ln2, D(f) =R ,
2x * 2 –x – x2 * 2 –xln2 = 0;
X * 2-x (2 – x * ln 2) = 0; - min + max - f ' (x)
X * 2 –x = 0 ; 2 – x * ln x = 0 2 – x > 0, x = 0; 2 – x * ln2 = 0 0 2/ln2 f(x)
x= 2 / ln2
Ответ: хmax = 2 / ln2; xmin = 0
Самостоятельная работа обучающего характера:
Самостоятельная работа в паре за ноутбуками. Интерактивный модуль П1 «производная показательной функции. Число е. Натуральный логарифм». – тест из 5 заданий. При открытии модуля на каждом компьютере выходят разные задания.
V.Итог урока: Что нового вы узнали на уроке?
Какие моменты урока для вас были наиболее интересными?
Кто доволен своей работой на уроке?
VI. Домашнее задание: п. 41 ; № 539(а,б,г); 540(в); 542(а,б); 544(б).
Интерактивный тест с компьютером. Свойства показательной функции К1.
На рабочем столе каждого компьютера откройте Модуль Cл. 11
«Свойства показательной функции К1». Нажмите «мышкой» на «воспроизвести модуль». Вам выйдет тест из 5 заданий.
Выполните 1 -задание Модуля , нажмите «мышкой» на номер верного ответа или запишите ответ в тесте. Нажмите «мышкой » на «ответить» и переходите к другому заданию.
Если выполнили задание неверно, откройте подсказку,
найдите ошибку в своем решении.
Проверьте итог своих работ по «Статистике» (С).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки к уроку "Алгебра и начала анализа" по теме: "Исследования функции с помощью производной" 11 класс
Урок-практикум с использованием компьютера (презентация).Цели: Совершенствовать умения в исследовании функции, построение ее графика;Развивать навыки самоконтроля....
Методическая разработка урока алгебры и начал анализа в 11 классе по теме "решение нестандартных показательных уравнений"
Урок способствует формированию умений применять приемы сравнения, обобщения, переноса знаний в новую ситуацию; развитию творческих способностей учеников при решении заданий, содержащих параметры; углу...
План – конспект урока алгебры и начала анализа в 11 классе по теме "Применения производной".
Обобщить и закрепить материал по теме "Производная и ее применение»....
Конспект урока алгебры и начал анализа в 10 классе по теме «Производные тригонометрических функций»
Новый материал...
конспект урока, алгебра и начала анализа, 10 класс, Применение производной
Конспект урока по алгебре и началам анализа к учебнику Колмагорова 10 класс по теме Применение производной...
Урок алгебры и начала анализа в 12 классе по теме " Определение показательной функции, ее свойства и график"
цели: образовательные: обеспечитьусвоение учащимися знаний о показательной функции,ее свойствах.развивающие: развитие умений сравнивать , обобщать,правильно формулировать и излагать мысли,развити...
Урок алгебры и начал анализа в 11-м классе "Применение производной к исследованию функций"
Урок алгебры и начал анализа в 11-м классе "Применение производной к исследованию функций" для повторения, обобщения и систематизации знаний учащихся по теме, помогает выявить и устранить пр...