Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_elektiv.docx | 30.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».
Цель: Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы.
Оборудование: памятки, материалы для собеседования.
Класс делится на 3 группы. Назначаются эксперты.
Ход занятия:
- Вступительное слово учителя:
- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на занятии, думаю, что нам сегодня будет вместе интересно.
- Вряд ли кто из вас станет отрицать, что говорить правильно, образно очень важно, ведь по речи человека можно судить не только о его интеллектуальном уровне, но и о духовном и нравственном развитии. Помните, в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина богатыри возвратились домой и обнаружили там заблудившуюся гостью? Как они определили, кто эта незнакомка?
- «Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали».
- Именно поэтому каждому необходимо научиться ясно и грамматически правильно говорить, выражая свои эмоции различными интонационными средствами, грамотно и понятно излагать свои мысли, свободно общаться с окружающими. Это важно для вашей будущей жизни, ведь способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми поможет и в карьере, и в личной жизни. Поэтому на сегодняшнем занятии мы будем учиться выстраивать устное высказывание в зависимости от целей высказывания, в соответствии с определённым типом речи, будем учиться вступать в диалог с собеседником, соблюдая нормы и правила общения.
- Чтение.
- А начнём мы сегодня с вами, ребята, с задания на чтение текста. У вас на столе карточка с заданием номер один. Похожее задание у вас будет на собеседовании в феврале. Я предлагаю вам ознакомиться с текстом. У вас две минуты.
Учащиеся читают текст про себя.
- А теперь давайте вспомним, о чем мы должны помнить, читая текст?
- Умение выдерживать паузы, делать логические ударения, передающие замысел автора, выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски, чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков, достаточная громкость, темп.
- Какие трудности вы испытывали, читая этот текст?
- Чтение имён собственных, числительных.
- А сейчас мы прослушаем, как нужно примерно прочитать данный текст на собеседовании, чтобы интонация соответствовала пунктуационному оформлению, а темп речи коммуникативной задаче.
Слушание фонограммы.
- Пересказ текста.
- Следующим заданием на устном собеседовании у вас будет пересказ текста с включением в него приведённого высказывания. Я вам предлагаю прослушать пересказ прочитанного текста и побывать всем в роли экспертов. У вас на столе лежат для каждого листочки с критериями оценивания пересказа текста, потом вы обсудите в группе и расскажите о результате вашей оценки пересказа. Баллы стараемся выставлять во время прослушивания.
Учащиеся слушают, оценивают, обсуждают, выставляют свои баллы, потом делают свои замечания по поводу пересказа.
- Почему поставили такие баллы? Какие ошибки заметили?
- А где вы бы определили место высказывания?
- Монологическое высказывание, диалог.
- Дальше, ребята, я предлагаю вам поработать над составлением монологического высказывания, а затем принять участие в диалоге. Эксперты внутри групп распределяют задания, учитывая пожелания ребят. Кто будет отвечать, потом определим по жребию. В диалоге примет эксперт другой группы. Готовимся к высказыванию 1 минуту. Эксперты раздайте ребятам задание, приготовьтесь выслушать их, оценить по критериям.
Выслушивание монологических высказываний по группам, учитель задаёт вопросы, эксперты оценивают работы, говорят о результатах.
- Рефлексия.
- Это были последние задания на сегодняшнем занятии.
- Было ли оно полезным? Чему учились? Какое задание показалось самым трудным? Сложно ли было выступать в роли эксперта?
- Учились создавать высказывание, грамотно выстраивать монологи, вступать в диалог с собеседником, соблюдая правила и нормы общения, оценивать чужие ответы.
- Я думаю, что всё это поможет вам не только подготовиться к успешной сдаче устного экзамена по русскому языку, но и вы теперь сможете искуснее владеть устной речью.
9ф
Распределение на группы.
1 группа.
- Бритоусова Яна – эксперт
- Винокурова Виктория
- Повареха Полина
- Рубцова Тамара
2 группа.
- Гавриш Екатерина – эксперт
- Хирная Дарья
- Смирнов Матвей
- Трушин Олег
3 группа.
- Рыженкова Екатерина – эксперт
- Шагиев Владислав
- Баранова Виктория
- Чернышов Илья
Памятки.
- Правила выразительного чтения.
1. Скорость чтения – примерно 120 слов в минуту.
2. Чётко проговаривайте слова, окончания слов, правильно ставьте ударение.
- Выделите графически ключевые слова и предложения в тексте, при чтении выделяйте их логически (интонацией, голосом.).
- Обязательно соблюдайте паузы после каждого предложения.
- После абзаца пауза должна быть более длительной.
- Правила пересказа текста.
1. Перечитываю про себя произведение.
2. Отмечаю галочкой (или выписываю на черновик) ключевые слова, которые мне помогут при пересказе текста.
3. Определяю, о чём говорится в каждом абзаце.
4. Составляю план текста к каждому абзацу.
5. Продумываю последовательность своего рассказа, ещё раз перечитываю отмеченные ключевые слова.
6. Составляю рассказ (мысленно).
7. Проверяю по тексту, не упустил ли что-нибудь важное.
8. Пересказываю, пользуясь своими записями.
Образцы введения цитаты.
1) Предложения с прямой речью: Пушкин писал своему другу Чаадаеву: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!»
2) Предложения с косвенной речью: А. П. Чехов подчёркивал, что «...праздная жизнь не может быть чистою».
3) Предложениями с вводными словами: По словам А. М. Горького, «искусство должно облагораживать людей».
3. Описание фотографии.
1. Внимательно прочитайте задание и рассмотрите фотографию.
2. Составьте предложения на предложенную тему.
3. Назовите признаки предметов, изображённых на картине (цвет, форма, размер).
4. Опишите предметы, которые Вы видите на переднем плане, в центре фотографии, слева, справа.
5. Опишите людей, запечатлённых на фотографии, их внешний облик, лица, волосы, одежду, позы, состояние.
Составьте описание фотографии по опорным словам.
- Схема построения повествовательного текста.
- Сообщить о действующем лице или лицах.
- Охарактеризовать место и время события. (Когда и где это произошло?)
- Перечислить действия с указанием их последовательности и особенностей. (Кто участвовал? Что важного было в этом событии?)
- Указать на итог действия и завершить повествование. Сделать вывод. (Как к событию отнеслись вы и другие его участники?)
- Схема построения текста-рассуждения.
Определите, все ли понятно в предложенном вопросе, потом действуйте в соответствии со структурой рассуждения:
- сформулируйте тезис (мысль для обоснования), 2) подберите доказательства (подходящие примеры), 3) сделайте вывод. В ответе используйте вводные конструкции: «я думаю», «мне кажется», «я уверен», «возможно», «по-видимому», «следовательно» и другие.
- Участие в диалоге. Алгоритм выполнения.
- Выслушайте вопрос.
- Определите ключевое слово вопроса.
- Исключите односложный ответ. Сформулируйте развернутый ответ, используя сложноподчиненные предложения. Не забывайте вводные слова, которые помогают «движению мысли» участников диалога («во-первых», «во-вторых», «таким образом» и другие).
№ | Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания | Баллы | Баллы эксперта |
П1 | Сохранение при пересказе микротем текста | ||
Все основные микротемы исходного текста сохранены | 1 | ||
Упущена или добавлена одна и более микротем. | 0 | ||
П2 | Соблюдение фактологической точности при пересказе | ||
Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет. | 1 | ||
Допущены фактические ошибки (одна и более) | 0 | ||
П3 | Работа с высказыванием | ||
Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично. | 1 | ||
Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа не уместно и/или не логично, или приведенное высказывание не включено в текст во время пересказа. | 0 | ||
П4 | Способы цитирования | ||
Ошибок нет | 1 | ||
Допущены ошибки при цитировании (одна и больше) | 0 | ||
Максимальное количество баллов за всё задание | 4 | ||
Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (Р1) | |||
Г | Соблюдение грамматических норм | ||
Грамматических ошибок нет | 1 | ||
Допущена грамматическая ошибка (одна и более) | 0 | ||
О | Соблюдение орфоэпических норм | ||
Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением) | 1 | ||
Допущены орфоэпические ошибки (две и более) (исключая слово в тексте с поставленным ударением) | 0 | ||
Р | Соблюдение речевых норм | ||
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок. | 1 | ||
Допущены речевые ошибки (две и более) | 0 | ||
Иск. | Искажения слов | ||
Искажений слов нет | 1 | ||
Допущены искажения слов (одна и более) | 0 | ||
Максимальное количество баллов | 4 |
1
2
3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...
Элективный курс "Анализ текста" 9-10 класс
Данное планирование может использоваться при подготовке учащихся 9-10 классов к ГИА и ЕГЭ...
Программа элективного курса по русскому языку "Культура создания письменного текста"
Данный элективный курс был создан для реализации профильного обучения в 10-11 классах, расширяет содержние основго курса русского языка и помзвляет осуществлять подготовку к ЕГЭ по русскому языку....
Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"
В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...
Элективный курс по русскому языку для 10 класса : "Текст: от замысла к созданию"
Элективный курс разработан мной для учащихся 10 класса. Рассчитан на 1 час в неделю, итого 34 часа в год. Готовит учащихся к написанию сочинений и части С В ЕГЭ....
Рабочая программа по элективному курсу "Анализ текста"
Рабочая программа по элективному курсу «Анализ текста» разработана на основе авторской программы Кусяпкуловой В.А. МОУ «СОШ с. Вязовка» Татищевского района и адресована учащимся 9 класса....
Элективный курс «АНАЛИЗ ТЕКСТА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА» 11 класс
Элективный курс адресован учащимся 10-11 классов средних учебных заведений филологического профиля.Задачи курса:Обобщение, углубление и систематизация знаний о тексте.Формирование практических навыков...