комплексный анализ текста .Применение национально-регионального компонента
тест по русскому языку (8 класс) по теме
Применение национально-регионального компонента на примере комплексного анализа текста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nacionalno.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Национально – региональный компонент.
Комплексный анализ текста
А ж.ву я в сказоч?ной стран.. Называет?ся она (Б,б)умба.
Всё что окружа.т человека у нас бу(д,т)то создано для улы .ки.Даже название месяцев . десь звучит (по) особому месяц (З,з) айца месяц (Д,д) ракона (О,о)вцы… И месяц (Л,л)ошади есть.Как обойтись без такого месяца в степной стране (Б,б)умба где (не)меря(н,нн)ый простор – иной раз хочет?ся ра.б.жат?ся и взлететь птицей.
Лошадь это апрель.Степь в апрел. Пр.вращает?ся в п.хучий ж.вой к.вёр разнотравья.Особую пр.лесть этому к.вру пр.дают нежные к.локольчики из л.пестков разных оттенков красные розовые оранжевые белые…Это тюльпаны! Но встр.ча.т?ся ещё один цвет – ч.рный.
Нет,сам по себе ч.рный цв.ток (не)встретит?ся.Ч.рный тюльпан нужно от.скать.Говорят он пр.носит счастье! Найти цв.ток очень трудно потому что ра.пуска.т?ся он в десять лет один раз.
(по А.Балакаеву «Танец журавлей»)
Выполнить задания:
1Вставить пропущенные орфограммы, знаки препинания.
2.Определить тип речи_____________ стиль____________ средства связи ___________________
Способ связи предложений ____________________________________________________________
3.Определить количество простых предложений_______________,сложных___________________
4.Выполнить все разборы:
1Фонетический (счастье)_______________________
2 морфемный сказочная)___________________
3.словобразовательный разнотравья)____________________________________________________
_________________________________________________________________________________
4Синтаксический анализ предложения1. (Найти цв.ток очень трудно потому что ра.пуска.т?ся он в десять лет один раз.) _____________________________________________________________________________________Лошадь это апрель. ____________________________________________________________________________________
5Выписать словосочетания (по одному на каждый вид)_______________________________________________________________________________-
№2 Комплексный анализ текста.
(1)Ст.яли дни «скулящих собак».(2)Так пр.звали калмыки знойную середину лета.
(3)В эту пору даже собаки (не)выносят жары жалобно скулят и повизгивают.
(4)Б.сиком на землю в такое время (не)ступиш..(5) Пасти стадо в такой зной (не)возможно.(6)Люди отлёж.вают?ся в кибитк.. или под каким (нибудь)кустиком. (7)Но где укрыт?ся от п.лящих лучей бедным ж.вотным? (8)Утром чуть подымет?ся сол.це быки и коровы зад.рают хвосты и бегают как ошалелые на них напада.т «бзык».(9) Овцы наоборот скуч.(н,нн)о стоят на месте уткнув голову друг в друга. (10)В такие дни они теряют всё что нагуляли на благодатных весе(н,нн)их пас.бищах.
(11)До синевы нагретый воздух тяжёлым дымным маревом висит над степью и чуть пр.метные бугорки зы.ко покачивают?ся словно волны на море.
(по К.Эрендженову «Сын охотника»)
Выполнить задания:
1. Вставить пропущенные орфограммы, знаки препинания.
2.Определить тип речи_____________ стиль____________ средства связи ___________________
Способ связи предложений ____________________________________________________________
3.Определить количество простых предложений_______________,сложных___________________
4.Из предложения 5 выписать подчинительное словосочетание со связью примыкание__________________________________________________________________________
5.Найти предложение с обособленным обстоятельством и написать его номер______________
6.Из предложения №3 выпишите все частицы___________________________________
7.Выполнить все разборы 1 фонетический (укрыться) _____________________________________
___________________________________________________________________________________
2.морфемный (отлеживаются);________________________________________________________
3.морфологический ( тяжёлым); _______________________________________________________
4синтаксический 11 предложение;_______________________________________________________
____________________________________________________________________________________
8.Выписать все причастия______________________________________________________________
9.Определить средства выразительности _____________________________________________________________________________________
10. Из предложений выпишите слова, образованные способом сложения____________________________________________________________________________
№3. Комплексный анализ текста
1. Я с.брала последние с .лёнки отчая(н,нн)о дёрнула ведро и п.валилась на спину.2.Ведро вылетело из проруб.3. И обрушило на меня поток ледя (н,нн)ой в.ды. 4.Моё лицо обожгло ледя(н,нн)ым плам.нем. 5.Я толкнула от себя ведро но ду (ж,ш)ка уже пр.мёрзла в варе (ж,ш)к.. 6.Хотела вск.чить на ноги но пром.кнувшие полы пальто уже вр.сли в лё..
7.Закричала забила рукаи и ногами но моро. постепе(н,нн)о пр.п.чатывал меня к льду сжимая грудь в своих ледя(н,нн)ых об(ь,ъ)ятиях.
8.С берега донёсся чей (то) топот. 9.Кто (то) б.жал по улиц. и кричал Человек замёрза.т! На помощ..!
10.А я уже (не)чувствовала н. м.роза н. тела меня тянуло в сладкую дрёму.
11.Погасли огни и звуки.
(по А.Балакаеву «Судите меня сами»)
Выполнить задания:
1. Вставить пропущенные орфограммы, знаки препинания.
2.Определить тип речи_____________ стиль____________ средства связи ___________________
Способ связи предложений ____________________________________________________________
3.Определить количество простых предложений_______________,сложных___________________
4.Из предложения 5 выписать подчинительное словосочетание со связью управление__________________________________________________________________________
5.Найти предложение с обособленным обстоятельством и написать его номер______________
6.Из предложения №3 выпишите все местоимения__________________________________
7.Выполнить все разборы 1 фонетический (объятия) _____________________________________
___________________________________________________________________________________
2.морфемный (припечатывал);________________________________________________________
3.морфологический ( помощь); _______________________________________________________
4синтаксический 10 предложение;_______________________________________________________
____________________________________________________________________________________
8.Выписать все причастия______________________________________________________________
9.Определить средства выразительности _____________________________________________________________________________________
10. Из предложений выпишите слова, образованные приставочным способом ___________________________________________________________________________
№4. Комплексный анализ текста
1. В «Джангаре» богатыри и их подвиги всегда связа(н,нн)ы с боевыми к.нями.
2.Богатырь без коня что птица без крыльев гласит народная пословица.
3.Всюду богатыря с.провожда.т богатырский конь в свадебном путешестви. в г.роических сражениях.
4.Богатырь очень бережно относит?ся к коню. 5.Во (время) трудного похода он дает отдых своему ск.куну кормит. 6.Если конь пада.т от бе. силия то герой на спин. п.р.носит его в безопасное место и продолжает битву с (не)другами.
7.В определении достоинств коня имеет значение его возр.ст. 8.Качества б.евого коня в «Джангаре» выявляют?ся по различным пр.метам в г.довалом возр.сте.
9.Хорошо показано в эпос. заботливое отношение богатыря к своему коню.10.Нет н. одного случая что (бы) он истязал его за (не)послушание.
Выполнить задания:
1. Вставить пропущенные орфограммы, знаки препинания.
2.Определить тип речи_____________ стиль____________ средства связи ___________________
Способ связи предложений ____________________________________________________________
3.Определить количество простых предложений_______________,сложных___________________
4.Из предложения 5 выписать подчинительное словосочетание со связью
согласование_________________________________________________________________________
5.Найти предложение с приложением и написать его номер______________
6.Из предложения №6 выпишите все союзы_________________________________
7.Выполнить все разборы 1 фонетический (бессилие) _____________________________________
___________________________________________________________________________________
2.морфемный (возраст);________________________________________________________
3.морфологический ( чтобы); _______________________________________________________
4синтаксический 8 предложение;_______________________________________________________
____________________________________________________________________________________
8.Выписать все причастия______________________________________________________________
9.Объясни правописание слов «недругами, бессилия» _____________________________________________________________________________________
10. Определить способ образования слова «путешествие» ___________________________________________________________________________
№5. Комплексный анализ текста.
1.Ру(с,сс)кому языку я в школе (не)выучился сведений почти (ни)каких (не)пр.обрёл но всё (таки)запомнил буквы и научился по (д,т)писывать свою фамилию.
2.Главная б.да была в том что н.кто н.чего (не)об(ъ,ь)яснял а картинки в букваре были далеки от нашей калмыцкой жизни.3.Я их соверше (н,нн)о (не)понимал. 4.Например около буквы «П» был нарисован пень. 5.Вероятно там где сост.вляли азбуку это было очень простое и понятное всем слово но кругом меня была степь и н.каких пней я (не)знал. 6.А около буквы «Э»были изображены эполеты а что такое эполеты для калмыка?7. Едят ли пол ими подм.тают понять было (не)возможно.
8.Меня научили буквам и слогам.9.Я вн.мательно пр.сматривался к странным очертаниям русских букв.10.Вслушивался в их звуки и думал Что же это такое? 11.Буква «А» к.залась мне розового цвета «О» белого «Р» ч.рного и в ней чу.ствовалось что (то)злое «Б» ш.шкой «В» бледной и нахальной «М»хорошей «Н» беспомощной а букву «Ы» я (не)навидел.12.Она к.залась мне какой (то) и(с,сс)ку(с,сс)тве(н,нн)о собра (н,нн)ой, фальшивой буквой.
(по А.Амур –Санану «Мудрёшкин сын»)
Выполнить задания:
1. Вставить пропущенные орфограммы, знаки препинания.
2.Определить тип речи_____________ стиль____________ средства связи ___________________
Способ связи предложений ____________________________________________________________
3.Определить количество простых предложений_______________,сложных___________________
4.Из предложения 5 выписать подчинительное словосочетание со связью Управление________________________________________________________
5.Найти предложение с однородными членами предложенияи написать его номер______________
6.Из предложения №6 выпишите все союзы_________________________________
7.Выполнить все разборы 1 фонетический (русский) _____________________________________
___________________________________________________________________________________
2.морфемный (возраст);________________________________________________________
3.морфологический ( совершенно); _______________________________________________________
4синтаксический 8 предложение;_______________________________________________________
8.Выписать все краткие причастия______________________________________________________________
9. Определить способ образования слова «никаких» ___________________________________________________________________________
Ключ.
А живу я в сказочной стране. Называется она Бумба.
Всё, что окружает человека у нас будто создано для улыбки. Даже название месяцев здесь звучит по- особому: месяц Зайца, месяц Дракона, Овцы… И месяц Лошади есть. Как обойтись без такого месяца в степной стране Бумба, где немерянный простор – иной раз хочется разбежаться и взлететь птицей.
Лошадь- это апрель. Степь в апреле превращается в пахучий живой ковёр разнотравья.
Особую прелесть этому ковру придают нежные колокольчики из лепестков разных оттенков: красные, розовые, оранжевые, белые… Это тюльпаны! Но встречается ещё один цвет – чёрный.
Нет, сам по себе чёрный цветок не встретится. Чёрный тюльпан нужно отыскать. Говорят, он приносит счастье! Найти цветок очень трудно, потому что распускается он в десять лет один раз.
(по А.Балакаеву «Танец журавлей»)
(1)Стояли дни «скулящих собак».(2)Так прозвали калмыки знойную середину лета.
(3)В эту пору даже собаки не выносят жары - жалобно скулят и повизгивают.
(4)Босиком на землю в такое время не ступишь..(5) Пасти стадо в такой зной невозможно.(6)Люди отлёживаются в кибитке или под каким-нибудь кустиком. (7)Но где укрыться от палящих лучей бедным животным? (8)Утром, чуть подымется солнце, быки и коровы задирают хвосты и бегают, как ошалелые, на них нападает «бзык».(9) Овцы ,наоборот, скученно стоят на месте, уткнув голову друг в друга. (10)В такие дни они теряют всё ,что нагуляли на благодатных весенних пастбищах.
(11)До синевы нагретый воздух тяжёлым дымным маревом висит над степью ,и чуть приметные бугорки зыбко покачиваются словно волны на море.
№3. Комплексный анализ текста
1. Я собрала последние силёнки, отчаянно дёрнула ведро и повалилась на спину.2.Ведро вылетело из проруби 3. И обрушило на меня поток ледяной воды. 4.Моё лицо обожгло ледяным пламенем. 5.Я толкнула от себя ведро, но дужка уже примёрзла в варежке. 6.Хотела вскочить на ноги ,но промокнувшие полы пальто уже вросли в лёд.
7.Закричала, забила руками и ногами ,но мороз постепенно припечатывал меня к льду ,сжимая грудь в своих ледяных объятиях.
8.С берега донёсся чей-то топот. 9.Кто –т о бежал по улице и кричал: «Человек замёрзает! На помощь!»
10.А я уже не чувствовала ни м.роза, ни тела, меня тянуло в сладкую дрёму.
11.Погасли огни и звуки.
(по А.Балакаеву «Судите меня сами»)
№4. Комплексный анализ текста
1. В «Джангаре» богатыри и их подвиги всегда связаны с боевыми конями.
2. «Богатырь без коня - что птица без крыльев» -гласит народная пословица.
3.Всюду богатыря сопровождает богатырский конь: в свадебном путешествии, в героических сражениях.
4.Богатырь очень бережно относится к коню. 5.Во время трудного похода он дает отдых своему скакуну ,кормит. 6.Если конь падает от бессилия , то герой на спине переносит его в безопасное место и продолжает битву с недругами.
7.В определении достоинств коня имеет значение его возраст. 8.Качества боевого коня в «Джангаре» выявляются по различным приметам в годовалом возрасте.
9.Хорошо показано в эпосе заботливое отношение богатыря к своему коню.10.Нет ни одного случая, чтобы он истязал его за непослушание.
№5. Комплексный анализ текста.
1.Русскому языку я в школе не выучился сведений почти никаких не приобрёл, но всё- таки запомнил буквы и научился подписывать свою фамилию.
2.Главная беда была в том, что никто ничего не объяснял ,а картинки в букваре были далеки от нашей калмыцкой жизни.3.Я их совершенно не понимал. 4.Например, около буквы «П» был нарисован пень. 5.Вероятно, там, где составляли азбуку, это было очень простое и понятное всем слово, но кругом меня была степь, и никаких пней я не знал. 6.А около буквы «Э» были изображены эполеты, а что такое эполеты для калмыка?7. Едят ли пол ими подметают ,понять было невозможно.
8.Меня научили буквам и слогам.9.Я внимательно присматривался к странным очертаниям русских букв.10.Вслушивался в их звуки и думал: « Что же это такое?» 11.Буква «А» казалась мне розового цвета, «О»- белого, «Р»- чёрного, и в ней чувствовалось что –то злое, «Б»- шишкой, «В»- бледной и нахальной, «М»-хорошей, «Н»- беспомощной, а букву «Ы» я ненавидел.12.Она казалась мне какой -то искусственно собранной, фальшивой буквой.
(по А.Амур –Санану «Мудрёшкин сын»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный анализ текста как средство обучения и контроля на уроках русского языка (на материале рег. компонента)
Комплексный анализ текста как вид исследовательской работы помогает учащимся сформировать знания о системе языка, развивать орфографические и пунктуационные навыки, коммуникативные умения....
Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)
Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость Изучение русского...
Развитие коммуникативных навыков учащихся посредством лингвистического комплексного анализа текста с этнокультурным русским компонентом.
Уже в 5 классе начинаю подготовительную работу с текстом, приучая пятиклассников к первичным основам лингвистического комплексного анализа. В средних классах (6—8) мною целенаправленно и планомерно пр...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Доклад "Морфологический аспект как один из структурных компонентов комплексного анализа текста на уроках русского языка в 9 классе при подготовке к ОГЭ"
ull;Комплексный анализ текста – это вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с...
ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.
Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...