Рабочая программа учебного курса русского языка для 11 класса
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Жильцова Оксана Сергеевна

Рабочая программа учебного курса русского языка для 11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabprogrampo_rus_yaz_11_klass_na_sayt.doc242 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса русского языка для 11 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе Примерной государственной программы по русскому языку и программы курса русского языка для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) авторов Н.Г. Гольцовой, М.А. Мищериной (2008 года). Календарно-тематическое планирование по русскому языку (10 класс) составлено по учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной «Русский язык. 10-11 классы» (20011-2014 гг.).

Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. На изучение русского языка в 11 классе добавлено 2 час в неделю из школьного компонента учебного плана школы. В связи с этим данная рабочая программа рассчитана на 102 часа. При разработке программы использовано примерное планирование при 3-х часах в неделю, предложенное авторами учебной программы курса.

Предлагаемый курс представляет современный русский язык как систему. Особенностью данного курса является то, программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии.

Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста,  а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации. С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и  контрольных работ, включающих задания ЕГЭ, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа.

Основные цели курса:

 1. Повторить и углубить знания по основам науки о русском языке и совершенствовать соответствующие умения в области фонетики, орфограмм, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики, синтаксиса и пунктуации;

 2. Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.

Основные задачи курса в 11 классе по данной программе:

  • закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
  • формировать у учащихся орфографическую зоркость, поэтому на уроках предусматривается попутное повторение орфографических тем;
  • закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;
  • дать общие сведения о языке в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования.

Таким образом, рабочая программа даёт возможность не только повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, но и расширить лингвистический кругозор старшеклассников, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности учащихся.

Содержание программы учебного курса

Базовый уровень (102 часа)

  1. ПОВТОРЕНИЕ

2. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Введение

Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.

Словосочетание

Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.

Синтаксический разбор словосочетания.

Предложение

Понятие о предложении. Классификация предложений.

Предложения простые и сложные.

Простое предложение

Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.

Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения.

Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Распространенные и нераспространенные предложения.

Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения.

Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

Синонимия разных типов простого предложения.

Простое осложненное предложение

Однородные члены предложения

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.

Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях.

Знаки препинания при однородных членах, соединенных  неповторяющимися союзами.

Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.

Обособленные члены предложения

Знаки препинания при обособленных членах предложения.

Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения.

Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения.

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Параллельные синтаксические конструкции.

Знаки препинания при сравнительном обороте.

 Знаки препинания при словах и конструкциях,  грамматически не связанных с предложением

Знаки препинания при обращениях.

Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях.

Знаки препинания при вставных конструкциях

Знаки препинания при междометиях.

Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.

Сложное предложение

Понятие о сложном предложении.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним  придаточным.  

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним    придаточным.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения  с несколькими придаточными.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Тире в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

Сложные предложения с разными видами связи.

Синонимия разных типов сложного предложения.

Предложения с чужой речью

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.

Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.

Употребление знаков препинания. Сочетание знаков препинания.

Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

3. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.

Правильность речи. Норма литературного языка.

Типы норм литературного языка: орфоэпические, акцентологические,

Словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические нормы.

Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.

Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.

4. СТИЛИСТИКА

Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, изобразительно-выразительные средства. Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи.

Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение.

Анализ текстов разных стилей и жанров.

5. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

Система практических и  контрольных работ, включающих задания частей А, В, С, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа.

РЕЗЕРВНЫЕ УРОКИ


Учебно-тематический план (календарно-тематическое планирование)

Тема раздела/ урока

Практические навыки

Дата проведения

Тема 1. ПОВТОРЕНИЕ

Повторение и обобщение пройденного по фонетике, графике, орфоэпии и орфографии. Задание №4 ЕГЭ Орфоэпические нормы  (постановка ударения)

Уроки обобщения и систематизации знаний

Тема 2. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Слово и его значение. Однозначность и многозначность.

Синтаксис. Пунктуация. Основные принципы русской пунктуации.

Пунктуационный анализ предложений

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. Понятие о словосочетании

Порядок синтаксического разбора словосочетаний

Лексические нормы(употребление слова в  соответствии с точным лексическим значением и  требованием лексической  сочетаемости) Задание №3,5 ЕГЭ

Виды синтаксической связи в словосочетании (согласование, управление, примыкание).

Синтаксические нормы  Нормы согласования   Нормы управления Задание №7 ЕГЭ

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. Типы подчинительной связи. Правила употребления прилагательных в количественно-именных словосочетаниях.

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. Информационная обработка

письменных текстов   различных стилей и жанров №1,2021,25 ЕГЭ

Понятия текста, темы , идеи , литературного образа, сюжета, пафоса произведения. Роль ключевых слова в создании собственного текста: хронологический и тематический способ построения сочинения.

Требования к композиции и структуре классического сочинения.

Подготовка к размышлениям о  своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова. Подбор материала для аргументации

•Жанровые особенности исходных  текстов.

особенности лирического героя и проблематики творчества ,

•своеобразие художественного мира и воплощение в нем  авторского мировоззрения  .

Р/Р: Cочинение по темам «Юбилей М.Ю.Лермонтова»

Практические навыки по выбранной теме сочинения:

"Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно..."

Тема одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова

"Лермонтов и Кавказ","Как сладкую песню отчизны моей,люблю я Кавказ..."," То сердце,где кровь кипела..."

"А что такое счастие?" Тема любви в произведении М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

"...Способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить;...

Я думал: жалкий человек

Согласны ли вы с утверждением Печорина: ""Один из друзей всегда раб другого..." ?

"В наш век все чувства лишь на срок". Можно ли оценивать афоризмом М. Ю. Лермонтова эмоциональную жизнь поколения информационного века?

Что в имени тебе моём?

"Большое видится на расстоянье". Антивоенный пафос стихотворения М. Ю. Лермонтова "Валерик"

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Понятие о предложении. Предложение как единица синтаксиса. ) Задание №2,20  ЕГЭ

Порядок синтаксического разбора предложения

Классификация предложений (Типы предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске и др.) Задание №23,24  ЕГЭ

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Двусоставные и односоставные предложения.

Выявление структуры грамматической основы, выявление структуры предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Повторение »Слитное и раздельное написание  слов» задания №13 ЕГЭ

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. Композиционные узлы создаваемого текста. Смысловая цельность и логическая последовательность изложения. Практическая работа: создание текста, отвечающего требованиям логической последовательности и смысловой цельности. Отработка навыков по подбору материала.

Введение: историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, обществоведческое.

•Заключение-выводы и заключение-следствие.

Смысловые и логические особенности абзаца; лексические связи между предложениями.

Применение умений на практике

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. Стили речи и типы речи: требования к стилистической цельности создаваемого текста.

Практикум:  Создание сочинения на основе текста. Подготовка к размышлениям на тему войны. Подбор материала для аргументации.

Отработка навыков  по продолжению текста  в определенной стилевой направленностью

Особенности написания сочинения с использованием текста-повествования:

•динамика развития событий как основа сюжета

•выявление кульминационных моментов для использования в своем сочинении

•Воплощение темы войны в творчестве русских и советских писателей: эволюция восприятия войны писателями.

•Роль личности в истории и на войне: причины и последствия военных действий для мирового сообщества.

•Нравственный выбор человека на войне.

Р/Р: Cочинение по темам «Вопросы, заданные человечеству войной»

Практические навыки по выбранной теме сочинения:

Между жизнью и смертью

Тема любви в произведениях о Великой Отечественной войне

Дети и война

891 день мужества ленинградцев

Мемориал - памятник с особым значением

"По ком звонит колокол"

Художественное произведение о войне: есть ли место вымыслу?

Значение войн для государства и для человека

Распространенные и нераспространенные предложения. Повторение

Выявление структуры грамматической основы, выявление структуры предложения

«Правописание  суффиксов различных частей речи» №10 ЕГЭ

Полные и неполные предложения.

. Выявление структуры грамматической основы, выявление структуры предложения

Повторение »Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий» задания  №11 ЕГЭ

Тире в неполном предложении. Соединительное и интонационное тире.

.Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации Задание №25  ЕГЭ

ПР/Р: Проверочная работа по теме «Постановка тире в простом предложении»

Практикум. Синтаксический разбор простого предложения.

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. Особенности написания сочинения с использованием текста-описания.

Практикум:  Создание сочинения  на основе анализа текста-описания

•функции и роль пейзажа в прозаических произведениях

•художественное своеобразие пейзажной лирики

•рассуждение как способ выявления авторской позиции

•рассуждение как приемы самораскрытия и взаимораскрытия героев

Особенности написания сочинения с использованием текста-рассуждения.

Практикум: Создание сочинения на основе текста-рассуждения Подготовка к размышлениям о взаимосвязи человека и природы.

Эстетическая роль природы в духовном развитии личности

•Экологические проблемы современности

•Различные подходы к проблемам взаимосвязи человека и природы в отечественной и зарубежной литературе.

Подбор материала для аргументации

Р/Р: Cочинение по темам «Человек и природа в отечественной и мировой литературе»

Практические навыки по выбранной теме сочинения:

Мир людей глазами мобильного устройства

"Живая" книга или Интернет!

Техника и человек в творчестве А.Платонова (в произведениях русских писателей)

Человек и космос

Плюсы и минусы бессмертия. "Бессмертная душа" Станислава Лема

ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Задание №15 ЕГЭ

Синтаксический разбор простого осложненного предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.

Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.

Повторение »Правописание корней и приставок» Задание №8,9  ЕГЭ

Однородные и неоднородные определения и приложения, знаки препинания.

Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами.

Повторение »Правописание не и ни» Задания №12 ЕГЭ

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. Работа по тестам.

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста( ход авторской мысли, элементы композиции, принципы компоновки, композиционные приемы. Подготовка к размышлениям о проблемах взаимоотношений между поколениями.

Применение умений на практике

Семейные  ценности как основа духовного развития человека и общества.

•Психологическая, социальная, нравственная  ипостаси взаимоприятия и неприятия друг друга поколениями.

Подбор материала для аргументации.

Р/Р: Cочинение по темам «Спор поколений: вместе и врозь»

Актуализация «вечного» непонимания «отцов и детей» (по роману  И.С.Тургенева» Проблема взаимоотношений ученика и учителя в произведениях писателей 70-х годов 20 века. (А.Алексин, Н.Распутин, Ю.Тендряков»

Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.

Обобщающие слова при однородных членах, пунктуация.

Подготовка к контрольной работе.

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. Работа по тестам.

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. Подготовка к размышлениям на морально-этические темы.

Применение умений на практике

•Сложность выбора нравственного ориентира человека и человечества

•Философские и социальные аспекты духовной жизни человека.

рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).

Подбор материала для аргументации

Р/Р: Cочинение по темам «Чем люди живы?»

Тема ложных  и истинных ценностей в произведениях И.Бунина и К.Паустовского

Актуализация проблем. Поставленых А.Чеховым: чинопочитание, потеря собственног «я». Духовная деградация.

«Обломовщина» как признак душевной пассивности:актуализация проблемы.

Проблемы чинопочитания, духовной и нравственной ограниченности в произведениях Н.В.Гоголя.

Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения и приложения.

Пунктуация. Анализ структуры простого предложения.

Знаки препинания  в предложениях с обособленными членами. Задание №16 ЕГЭ

Обособленные обстоятельства.

Пунктуация. Анализ структуры простого предложения

Обособленные дополнения.

Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения.

Знаки препинания при сравнительных оборотах.

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. Работа по тестам.

Р/Р Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту  . Текст. Как правильно понять исходный текст

Уяснить основные закономерности работы с исходным текстом

Научиться работать с исходным текстом

Р/Р. Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту  . Проблема текста. Способы выявления проблемы и ее формулировки

Уяснить алгоритм работы по выявлению проблем исходного текста и способы формулировки проблемы Научиться выявлять и формулировать проблему исходного текста

Знаки препинания при обращениях.

Пунктуация. Анализ структуры простого предложения

Вводные слова и вставные конструкции

Р/Р. Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту  Комментарий к проблеме исходного текста

Уяснить последовательность работы над комментарием к проблеме Научиться писать комментарий к проблеме исходного текста Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения. Типичные ошибки при комментирован проблемы.

Междометия.

Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова

Р/Р. Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту  Позиция автора и способы ее выражения

Уяснить способы выявления авторской позиции Научиться выявлять и формулировать позицию автора по проблеме исходного текста Средства выражения авторской позиции. Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании позиции автора.

Р/Р. Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту  Аргументация собственной позиции

Уяснить структуру аргументации и типы аргументов Научиться создавать систему доказательств собственного мнения по проблеме.

Структура текста-рассуждения. Аргументация. Аргументы. Виды аргументов. Структура  аргументации. Типичные ошибки аргументации

Сложное предложение. Типы сложных предложений.

Синтаксический разбор сложного предложения. Анализ структуры СП. Типы сочинительных и подчинительных союзов.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Задание №17,18,19 ЕГЭ

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Задание №17,18,19 ЕГЭ

ПР/Р: проверочная работа по теме «Пунктуация в ССП и СПП, типы сочинительных и подчинительных союзов, виды придаточных»

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.

Практикум по теме «Последовательное, однородное, неоднородное, смешанное подчинение в СПП с несколькими придаточными».

Р/Р. Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту  Композиция сочинения и его речевое оформление

Уяснить композицию сочинения и типичные ошибки, встречающиеся в работах  Композиция сочинения. Виды и формы вступления и заключения. Требования к композиционному оформлению сочинения. Типичные речевые и  грамматические ошибки. Логические, фактические, этические ошибки.

Р/Р. Написание сочинения по прочитанному тексту.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксический разбор сложного предложения. Анализ структуры СП.

Синтаксический разбор БСП. Значение частей сложного бессоюзного предложения.

Сложные предложения с разными видами связи.

Анализ структуры СП. Создание текста, отвечающего требованиям ССЦ.

Сложное синтаксическое целое. Абзац. Подготовка к домашнему сочинению.

Способы передачи чужой речи. Чужая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь. Прямая речь, диалог, единицы прямой речи. Повторение: обращение, части речи.

Анализ структуры ПП и СП.

Знаки препинания при цитатах.

Сочетание знаков препинания. Факультативные, альтернативные, вариативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

ПР/Р: Проверочная работа по теме «Способы передачи чужой речи. Знаки препинания в предложениях, включающих чужую речь. Сочетание знаков препинания»

Тема 3. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Культура речи. Нормы речи.

Речевые нормы: орфоэпия, словообразование, лексика, морфология, синтаксис. Практикум

Качества речи хорошей речи. Риторика.

Р/Р: Анализ текста

Тема 4. СТИЛИСТИКА

Функциональные стили речи и их особенности. Повторение: лексика.

Стиль речи, тип речи. Задание №21,22 ЕГЭ

Изобразительно-выразительные средства русского языка.

Р/Р: Анализ текста

Резервные уроки. Проведение тренировочных и диагностических работ в формате ЕГЭ по отдельному плану

Отработка практических навыков  при решении тестовых заданий

Уроки итогового повторения.


Требования к уровню подготовки обучающихся 11 класса

Учащиеся должны:

  • знать теоретические сведения по синтаксису, пунктуации, нормы современного русского языка: фонетические, семантические, лексические, грамматические, синтаксические, производить лингвистический анализ текста, писать сочинения разных жанров, знать особенности текстов разных стилей и типов речи;
  • уметь производить лингвистический анализ текста, уметь строить тексты разных жанров, владеть навыками грамотного письма.

Текущий контроль знаний умений и навыков осуществляется в форме тестов по ЕГЭ, контрольных диктантов. Освоение программы заканчивается итоговой аттестацией. Оценка выставляется в аттестат о среднем (полном) образовании.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ

По окончании 11-го класса учащиеся должны:

иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;

владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;

уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном — в устной и письменной формах;

выявлять подтекст;

владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;

производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;

уметь составлять план, тезисы, конспект художественного, публицистического, научно-популярного текста, устного сообщения, делать необходимые выписки;

пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;

пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;

писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа; писать отзыв о художественном произведении, научно-популярной, публицистической статье;

составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;

участвовать в диспуте, дискуссии;

иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям: учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя; учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме. Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

Направления контроля

Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:

  1. учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
  2. учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
  3. учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.

      

Формы контроля 

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

  1. Контрольные упражнения. Важной составляющей материалов данного курса является система упражнений и заданий к теоретическим материалам учебника. Упражнения делятся на три группы: тренировочные, обобщающие, контрольные. Контрольные упражнения составляют систему проверочных заданий.
  2. Проверочные упражнения включают в себя диктанты (проверочные, объяснительные, контрольные), контрольные задания.
  3. Устные и письменные сообщения (творческие работы).
  4. Тесты в формате ЕГЭ.

Диктант с заданием типа ЕГЭ. 11 класс

1. Диктант

(1)3наете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? (2)Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики — вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.

(3)Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегают к нечестным приемам и уловкам, не допускают резкого тона. (4)Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. (5)Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах.

(6)Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. (7)Главное — наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. (8)3начит, и вам нужно находиться в боевой готовности.

(9)Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. (10)Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или презрительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.

(11)Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения, происходящие в поведении оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре.

(201 слово)

 (По Л. Павловой)

2. Грамматическое задание.

1 вариант

Укажите номера предложений исходного текста (с 1-го по 8-е), в которых есть вводные слова.

Укажите номера предложений исходного текста (с 1-го по 8-е), в которых есть деепричастные обороты.

Укажите номер (-а) неполного (-ых) предложения (-ий) исходного текста.

Укажите номер предложения с глаголом в повелительном наклонении.

Выпишите из 1-го абзаца слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

2 вариант

Укажите номера предложений исходного текста (с 9-го по 11-е), в которых есть вводные слова.

Укажите номера предложений исходного текста (с 6-го по 11-е), в которых есть ряды однородных членов предложения.

Укажите номер (-а) предложения (-ий) исходного текста, в котором        (-ых) есть причастный оборот.

Укажите номер сложного бессоюзного предложения, между частями которого ставится тире.

Выпишите из текста слово, образованное способом сложения слов.

Ответы

1 вариант

2 вариант

1

2, 3, 8

1

9, 10, 11

2

6, 7

2

10, 11

3

7

3

11

4

2

4

2

5

по-разному

5

горе-спорщики

Учебно-методические средства обучения

  1. Гольцова  Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для     общеобразовательных учреждений. –  М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008-2011.  
  2. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя. –  М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.  
  3. Гольцова  Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. 10-11 классы. –  М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.  
  4. Компакт-диски «Уроки русского языка КиМ» (5 – 9 классы)
  5. Компакт-диск «Репетитор по русскому языку КиМ, 2009».
  6. Меркин Б. Г., Смирнова Л. Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: Дидактические и справочные материалы. Тесты. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа учебного курса "Русский язык" для 8 класса

Программа рассчитана на 136 часов в год ( 4 часа в неделю )_________________Контрольных  работ  ( диктантов ) – 6 ____Программа составлена на основе Федерального компонента Государственного ...

Адаптированные рабочие программы учебных курсов « Русский язык », "Развитие речи" для 9 класса

Адаптированные рабочие программы учебных курсов « Русский язык », "Развитие речи" для 9 класса рассчитаны на учащихся школы-интерната V вида....

Адаптированные рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Развитие речи", "Литература" для 7 класса

Адаптированные рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Развитие речи", "Литература" (с календарно-тематическим планированием) для 7 класса рассчитаны на учащихся школы-интерната V вида....

Рабочая программа учебного курса "Русский язык" в 5 классе

В данном файле содержится рабочая программа по русскому языку для 5 класса...

Рабочая программа учебного курса «Русский язык. 6 класс»

Планирование составлено на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897), требо...

Рабочая программа учебного курса "Русский язык" в 5 классах на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, программы основного общего образования по русскому языку, рекомендованной Министерств...