Рабочая программа учебного курса русского языка 6-7, 8-9 классов.
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании МО учителей русского языка и литературы, истории Руководитель МО, учитель русского языка и литературы _______/ ____________/ Протокол № ___ от « ___» __________2011г. | Согласовано Заместитель директора по УВР ______ /_______________/ от « ____»__________2011г. | Утверждаю Директор школы ________ / ____________/ Приказ № _____________ от « ____»__________2011г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса русского языка
в 6-7, 8-9 классе
(программа ускоренного обучения)
учителя русского языка и литературы
Платоновой Елены Владимировны
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Орехово-Зуево, Московская обл.
РРассмотрено на заседании педагогического совета протокол № _____от «_____»__________2011г.
2011-2012 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса русского языка
в 6-7, 8-9 классе
(программа ускоренного обучения)
Классы: _________
Учитель: Платонова Е.В.
Количество часов:
Всего ____ час; в неделю ___ час.
Плановых контрольных уроков - ____
Уроков развития речи - _______
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы». М.: Просвещение, 2007 г. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. и рассчитана на ускоренное двухгодичное (четырехсеместровое) обучение.
I-II семестр (6 -7 класс) – 132 часа (4 часа в неделю).
III-IV семестр (8 – 9 класс) – 99 часов (3 часа в неделю).
Дополнительная литература:
Литература для учащихся:
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: 6 кл.: Учебник. – М.: Просвещение, 2006.
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: 7 кл.: Учебник. – М.: Просвещение, 2006.
- Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык: 8 кл.: Учебник. – М.: Просвещение, 2006.
- Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык: 9 кл.: Учебник. – М.: Просвещение, 2006.
Литература для учителя:
- Тростенцова Л.А., Комиссарова Л.Ю., Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Обучение русскому языку в 6 классе. Методические рекомендации к учебнику 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2003.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс: К учебнику Баранова М.Т. М.: Просвещение, 2006.
- Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Шеховцева И.А. Обучение русскому языку в 8 классе. Методические рекомендации к учебнику 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2006.
- Николина Н.А., Мишина К.И., Федорова В.А. Обучение русскому языку в 8 классе. М.: Просвещение, 2004.
- Николина Н.А., Мишина К.И., Федорова В.А. Обучение русскому языку в 9 классе. М.: Просвещение, 2004.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Русский язык является одним из центральных предметов в общей системе школьного образования. Овладевая русским литературным языком, учащиеся получают возможность успешно изучать все другие учебные предметы и тем самым расширять свои знания об окружающей действительности, осваивать опыт старших поколений.
В процессе преподавания русского языка, осуществляя принцип единства обучения и воспитания, учитель
- формирует у школьников основные представления о языке, его развитии и значении;
- прививает им любовь к русскому языку, бережное отношение к слову, стремление овладеть богатствами языка;
- использует уроки русского языка для нравственного, эстетического воспитания, проводя коррекцию дидактической и социальной запущенности учащихся.
Данная рабочая программа по русскому языку для семестровых классов (6-7 и 8-9 классы) основана на программе общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы». М.: Просвещение, 2007 г. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. и рассчитана на ускоренное двухгодичное (четырехсеместровое) обучение.
I-II семестр (6 -7 класс) – 132 часа (4 часа в неделю).
III-IV семестр (8 – 9 класс) – 99 часов (3 часа в неделю).
Семестровые классы ориентированы на подростков в возрасте 16-17 лет и старше. Учащиеся приходят часто после длительного перерыва в учебе, с разным уровнем знаний и практических навыков по русскому языку, многие из них – педагогически запущенные дети и подростки, относящиеся к «группе риска», поэтому требуется специальная работа по обобщению и систематизации имеющихся знаний.
Цели курса
Цель данной программы – повторение, обобщение и систематизация знаний по русскому языку, формирование языковой и коммуникативной компетентностей обучающихся, определенных государственным Образовательным стандартом общего образования по русскому языку.
Задачи курса
- развитие логического мышления учащихся;
- выработка навыков работы с книгой, словарями, научно-популярной литературой;
- самостоятельное пополнения знаний для дальнейшего продолжения обучения в профессиональных училищах и колледжах;
- совершенствование навыков правильного, осознанного письма.
Задачи преподавания русского языка в семестровых классах вечерней (сменной) общеобразовательной школы.
Основные задачи преподавания русского языка в 6-7 и 8-9 семестрах вечерней (сменной) общеобразовательной школы:
- Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- Овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- Обучение школьников связно, логично и аргументировано излагать свои мысли в устной и письменной форме;.
- Исправление речевых и пунктуационных ошибок;
- Формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний по предмету «русский язык»;
- формирование навыков учебного труда.
Состав и структура курса русского языка в семестровых классах вечерней (сменной) общеобразовательной школы.
Данная программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разными разделами курса.
«Рабочая программа по русскому языку для семестровых классов (6-7 и 8-9 кл.)» содержит:
- сведения о роли языка в жизни общества, показывает язык как развивающееся явление;
- отобранную в соответствии с задачами обучения систему лингвистических понятий;
- перечень орфографических и пунктуационных правил.
Программой предусмотрены уроки по развитию связной речи обучающихся, включающие следующие формы работы: сочинение-описание по картине, рассказ на основе услышанного, сочинение-описание внешности человека, сочинение повествовательного характера, изложение по отдельной главе художественного произведения.
Чтобы обеспечить нормальные условия для усвоения программного материала по предмету «русский язык», в начале курса предусмотрены уроки по повторению и систематизации теоретических сведений по разделам:
- «Фонетика»;
- «Лексика»;
- «Словообразование»;
- «Морфология»;
- «Синтаксис и пунктуация».
В процессе изучения русского языка по данной программе совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения и навыки:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языков в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения); интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение); информационные (умение извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом); организационные (умение осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
В результате обучения по «Рабочей программе по русскому языку для семестровых классов» ученик должен
знать/понимать
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка.
уметь
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
- анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.
Основой данной программы семестрового обучения является:
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений, утвержденный приказом № 322 от 9 февраля 1998 года Минобразования России.
- Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. М.: Просвещение, 2007 г. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.
Тематическое планирование по русскому языку для четырехсеместрового обучения
I - IIсеместр (6 -7 класс)
(132 часа, 4 часа в неделю)
№ п/п | Содержание урока | Кол-во часов |
I семестр | ||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ | 12 | |
1 | Русский язык – один из развитых языков мира. | |
2 | Установочный диктант. | |
3 | Фонетика. Орфография. | |
4 | Части слова. Орфограммы в приставках и корнях слов. | |
5 | Орфограммы в корнях слов. | |
6 | ||
7 | Орфограммы в окончаниях слов. | |
8 | Части речи. | |
9 | ||
10 | Словосочетание. | |
11 | Простое и сложное предложение. | |
12 | ||
Лексика и фразеология | 7 | |
13 | Повторение изученного по лексике в V классе. | |
14 | Р.р. Изложение «Собиратель русских слов». | |
15 | ||
16 | Общеупотребительные, диалектные и профессиональные слова. | |
17 | Заимствованные слова. | |
18 | Устаревшие и новые слова. | |
19 | Фразеологизмы. | |
словообразование | 10 | |
20 | Повторение изученного по словообразованию вV классе. | |
21 | Описание помещения. | |
22 | Буквы О-А в корнях –КОС- -- -КАС-. | |
23 | Буквы О-А в корнях –ГОР- -- -ГАР-. | |
24 | Основные способы образования слов в русском языке. | |
25 | Описание помещения. Сложный план. | |
26 | Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-. Буквы И и Ы после приставок. | |
27 | Разбор слова по составу и словообразовательный разбор. | |
28 | Контрольный диктант № 1 по теме « Повторение пройденного в 5 классе. Лексика и фразеология. Словообразование». | |
29 | Зачет № 1 по теме « Повторение пройденного в 5 классе. Лексика и фразеология. Словообразование». | |
МОРФОЛОГИЯ | 29 | |
Имя существительное | ||
30 | Повторение изученного по теме «Существительное» в V классе. | |
31 | Разносклоняемые существительные. Имена существительные общего рода. | |
32 | Морфологический разбор существительного. | |
33 | НЕ с существительными. | |
34 | Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных –ЧИК- -- -ЩИК- | |
35 | Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-. Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных. | |
Имя прилагательное | ||
36 | Повторение изученного о прилагательном в V классе. | |
37 | Степени сравнения прилагательных. | |
38 | Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. | |
39 | Морфологический разбор прилагательного. | |
40 | НЕ с прилагательными. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | |
41 | Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. Н и НН в суффиксах прилагательных. | |
42 | Сочинение по картине. Описание природы,
| |
43 | ||
Имя числительное | ||
44 | Повторение изученного о числительном в 5 классе. Разряды числительных. | |
45 | Склонение количественных и порядковых числительных. Правописание числительных. | |
местоимение | ||
46 | Повторение изученного о местоимении в 5 классе. Разряды местоимений. Склонение местоимений. | |
47 | Правописание местоимений. | |
48 | Правописание не и ни с местоимениями. | |
глагол | ||
49 | Повторение изученного о глаголе в V классе. | |
50 | Рассказ по рисункам. | |
51 | Изъявительное, условное и повелительное наклонения. | |
52 | Разноспрягаемые глаголы. | |
53 | Морфологический разбор глагола. | |
54 | Правописание суффиксов глаголов. | |
55 | Рассказ на основе услышанного. | |
56 | Контрольный диктант № 2 по теме «Морфология» | |
57 | Анализ диктантов. | |
58 | Зачет № 2 по теме «Морфология» | |
Повторение изученного | 2 | |
59 | Повторение и систематизация изученного. | |
60 | ||
IIсеместр | ||
Повторение изученного в 5 – 6 классе | 10 | |
61 | Русский язык как развивающееся явление. | |
62 | Синтаксис и пунктуация. | |
73 | Лексика и фразеология. | |
64 | Фонетика и графика. | |
65 | Словообразование и орфография. | |
66 | Морфология и орфография. | |
67 | ||
68 | Текст. Стили литературного языка. Публицистический стиль. | |
69 | ||
70 | Диктант с грамматическим заданием. | |
71 | Анализ диктантов. | |
морфология | 55 | |
причастие | ||
72 | Повторение изученного о глаголе. | |
73 | ||
74 | Понятие о причастии. Причастие как особая форма глагола. | |
75 | Понятие о причастном обороте. Знаки препинания при причастном обороте. | |
76 | ||
77 | Склонение причастий. | |
78 | Описание внешности человека. | |
79 | Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий. | |
80 | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. | |
81 | Сочинение. Описание внешности человека. | |
81 | ||
83 | Краткие страдательные причастия. | |
84 | Слитное и раздельное написание не с причастиями. | |
85 | Деепричастие как особая форма глагола. Написание не с деепричастиями. | |
86 | ||
87 | Морфологический разбор причастий. | |
деепричастие | ||
88 | Понятие о деепричастии. Деепричастие как особая форма глагола. | |
89 | Деепричастный оборот. | |
90 | ||
91 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида. | |
92 | ||
93 | Морфологический разбор деепричастий. | |
94 | Отличие деепричастий от причастий и наречий. | |
95 | Контрольный диктант № 3 | |
96 | Зачет № 3 по теме «Причастие. Деепричастие» | |
97 | Описание действий людей. Сочинение по картине С.А.Григорьева "Вратарь". | |
наречие | ||
98 | Наречие как часть речи. | |
99 | Степени сравнения наречий. | |
100 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е. | |
101 | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. | |
102 | Н и НН в наречиях на –О(-Е). | |
103 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | |
104 | ||
105 | Дефис между частями слова в наречиях. | |
106 | ||
107 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | |
108 | ||
109 | Слова категории состояния. | |
110 | ||
111 | Выборочное изложение текста с описанием природы. | |
112 | ||
служебные части речи | ||
113 | Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи. | |
114 | Употребление предлогов. Непроизводные и производные предлоги. | |
115 | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | |
116 | ||
117 | Дефис в предлогах из-за, из-под. | |
118 | Сочинение повествовательного характера по картине О.Д.Яновской "Ждут". | |
119 | Союз как часть речи. | |
120 | Простые и составные союзы. | |
121 | Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами в сложном предложении. | |
122 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато. | |
123 | Частица как часть речи. Разряды частиц. | |
124 | Различение частицы не – ни. | |
125 | Контрольный диктант № 4 по теме «Наречие. Служебные части речи». | |
126 | Зачет № 4 по теме «Наречие. Служебные части речи». | |
127 | Междометие. | |
Повторение изученного в 6-7 классе | 5 | |
128 | Морфология. | |
129 | ||
130 | Синтаксис и пунктуация. | |
131 | ||
132 | Орфография . |
Тематическое планирование по русскому языку для четырехсеместрового обучения
III - IV семестр (8 -9 класс)
(99 часов в год,3 часа в неделю)
№ п/п | Содержание урока | Кол-во часов |
III семестр(8 класс) | ||
Функции русского языка в современном мире. | 1 | |
ПОВТОРЕНИЕ | 6 | |
Фонетика и графика. Орфография. | ||
Лексика и фразеология. | ||
Словообразование. Орфография. | ||
Морфология. | ||
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ | 32 | |
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ | 2 | |
Строение словосочетаний. Связь слов в словосочетании. | ||
Словосочетание и предложение. | ||
СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ | 30 | |
Предложения двусоставные и односоставные. | ||
Изложение публицистического характера «О И.Шишкине» (из кн. «Лицо времени») Л.Волынский. | ||
ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ||
Главные члены предложения. Простое глагольное сказуемое. | ||
Составное глагольное сказуемое. | ||
Составное именное сказуемое. | ||
Тире между подлежащим и сказуемым. | ||
Второстепенные члены предложения. Дополнение. | ||
Определение. Приложение. | ||
Обстоятельство. | ||
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ||
Односоставные предложения с главным членом сказуемым. Определенно-личные предложения. | ||
Неопределенно-личные предложения. | ||
Безличные предложения. | ||
Назывные предложения. | ||
Понятие о неполных предложениях. | ||
Повторение. Двусоставные и односоставные предложения. | ||
Контрольный диктант № 1 по теме «Синтаксис простого предложения». | ||
Анализ диктантов. | ||
Зачет № 1 по теме «Синтаксис простого предложения» | ||
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ | ||
Понятие об однородных членах предложения. | ||
Однородные члены предложения, связанные союзами и интонацией. | ||
Разделительные знаки препинания между однородными членами. | ||
Обобщающие слова при однородных членах предложения. | ||
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ | ||
Понятие об обособлении. Обособленные определения и приложения. | ||
Обособленные определения и приложения. | ||
Обособленные обстоятельства. Уточняющие члены предложения. | ||
Изложение по отдельной главе худ. произведения «О кузнице» (из рассказа Е.Носова «Кузница»). | ||
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ И МЕЖДОМЕТИЯМИ | ||
Обращения. Вводные слова и предложения. Междометия в предложении. | ||
Контрольный диктант № 2 по теме «Предложения с однородными членами, с обособленными членами, с обращениями и вводными словами» | ||
Зачет № 2 по теме «Предложения с однородными членами, с обособленными членами, с обращениями и вводными словами» | ||
СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ | 3 | |
Прямая речь. Косвенная речь. | ||
Диалог. | ||
Цитата. | ||
Повторение и систематизация изученного | 2 | |
Двусоставные предложения. | ||
Односоставные предложения. | ||
IV семестр(9 класс) | ||
Международное значение русского языка. | 1 | |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V - VIII КЛАССАХ | 5 | |
Словосочетание и предложение | ||
Предложения двусоставные и односоставные. | ||
Современные словари русского языка | ||
Предложения с обособленными членами | ||
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. | ||
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | 42 | |
Сложное предложение. Основные виды сложных предложений. | ||
СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ||
Сложносочиненное предложение и его особенности. | ||
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. | ||
Сложносочиненные предложения с разделительными союзами. | ||
Сложносочиненные предложения с противительными союзами. | ||
Сложносочинённые предложения с общим членом. | ||
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений. | ||
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ||
Понятие о сложноподчинённом предложении. Подчинительные союзы и союзные слова в придаточном предложении. | ||
Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. | ||
Сообщение на лингвистическую тему. | ||
Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным. | ||
Сложноподчинённые предложения с придаточным обстоятельственным. | ||
Придаточные предложения образа действия и степени | ||
Придаточные предложения места. | ||
Придаточные предложения времени. | ||
Деловые бумаги (автобиография, заявление) | ||
Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, причины и цели. | ||
Придаточные предложения сравнительные, уступительные, следствия. | ||
Закрепление темы «Сложноподчинённые предложения». | ||
Контрольный диктант № 3 по теме «Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения» | ||
Анализ диктантов. | ||
Зачет № 3 по теме «Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения» | ||
БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ||
Понятие о бессоюзном сложном предложении | ||
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. | ||
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | ||
Тире в бессоюзном сложном предложении | ||
Бессоюзные сложные предложения (закрепление темы) | ||
Р.р. Изложение с элементами сочинения на лингвистическую тему. | ||
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ | ||
Сложные предложения с разными видами связи: союзной и бессоюзной | ||
Р.р. Конспект фрагмента статьи на лингвистическую тему. | ||
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ | 5 | |
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. | ||
Русский литературный язык и его стили. Выразительность русского языка. | ||
Контрольный диктант № 4 по теме «Бессоюзное сложное предложение». | ||
Анализ диктантов. | ||
Зачет № 4 по теме «Бессоюзное сложное предложение». | ||
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ФОНЕТИКЕ, ЛЕКСИКЕ, ОРФОГРАФИИ | 5 | |
Итоговая контрольная работа. | ||
Фонетика. Графика. Орфоэпия. | ||
Лексика и фразеология. | ||
Состав слова и словообразование. Орфография. | ||
Подведение итогов. |
СОДЕРЖАНИЕ
«рабочей программы по русскому языку для семестровых классов (6-7 класс и 8-9 класс)»
Iсеместр (VI класс)
(60 часов)
Русский язык – один из развитых языков мира.
(1 час)
Повторение изученного в V классе
(10 ч+1 ч диктант)
Звук как единица языка.
Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Части слова. Орфограмма.
Место орфограмм в словах. Правописание проверяемы и непроверяемых орфограмм в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные Ъ и Ь.
Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное: склонение, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква Ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род. Падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква Ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание –тся и –ться; раздельное написание не с глаголами.
Предлоги и союзы.
Синтаксис и пунктуация.
Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение, текст. Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.
Словосочетание и предложение. Синтаксический разбор словосочетания.
Простое предложение. Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Синтаксический разбор предложения.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
(5ч+2 ч)
Повторение изученного по лексике в 5 классе.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Устаревшие слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Толковые словари.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
Развитие речи. Сжатый пересказ исходного текста.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
(8ч+2ч)
Повторение изученного по словообразованию в 5 классе.
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) – приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация.
Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –гор- - -гар-,
-кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.
Развитие речи. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Выборочный пересказ исходного текста.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Имя существительное
(6 ч)
Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.
Склонение существительных на –мя. Несклоняемые существительные. Словообразование имен существительных.
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах –ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах –ок(-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе –чик (-щик).
Имя прилагательное
(6 ч + 2 ч)
Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах –ан (-ян)_, -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов –к- и –ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Развитие речи. Описание природы, структура данного текста, его языковые особенности. Выборочный пересказ исходного текста с описание природы.
Имя числительное
(2 ч)
Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные порядковые и количественные. Числительные простые и составные.
Склонение количественных и порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква Ь на конце и в середине числительных.
Местоимение
(4 ч)
Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимения в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква Н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами
–то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
Глагол
(5 ч)+ 2 ч
Повторение сведений о глаголе, полученных в 5 классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы Ь и И в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах –ова(ть), –ева(ть) и –ыова(ть), –ива(ть).
Повторение и систематизация пройденного в 6 классе
(2 ч)
II семестр (VII класс)
(72 часа)
Русский язык как развивающееся явление
(1 ч)
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V - VI КЛАССАХ
(10 ч + 2 ч)
Фонетика и графика. Лексика и фразеология. Словообразование и орфография. Морфология и орфография. Синтаксис и пунктуация.
Развитие речи. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Причастие
(12 ч + 3 ч)
Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах.
Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.
НЕ с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы Н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква Н в кратких причастиях.
Развитие речи. Описание внешности человека: структура текста, его языковые особенности (специальные «портретные» слова). Выборочное изложение текста с описание внешности.
Деепричастие
(10 ч + 1 ч)
Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
НЕ с деепричастиями.
Развитие речи. Рассказ по картине.
Наречие
(10 ч)
Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Словообразование наречий.
Правописание НЕ с наречиями на –о и –е; НЕ- и НИ- в наречиях. Одна и две буквы Н в наречиях на –о и –е.
Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Суффиксы _-о и _-а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква Ь после шипящих на конце наречий.
Категория состояния
(2 ч + 2 ч)
Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
Развитие речи. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Предлог
(5 ч + 1 ч)
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов. Дефис в предлогах из-за, из-под.
Развитие речи. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз
(4 ч)
Союз Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы – соединительные, разделительные, противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов.
Частица
(4 ч)
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме НЕ и НИ. Правописание НЕ и НИ с различными частями речи.
Междометие. Звукоподражательные слова
(1 ч)
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.
Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Повторение и систематизация пройденного в 7 классе
(4 ч)
III семестр (VIII класс)
(45 ч)
Функции русского языка в современном мире
(1 ч)
Повторение изученного в V - VII классах
(6 ч)
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.
Словосочетание
(2 ч)
Повторение пройденного о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам (глагольные, именные, наречные).
Простое предложение
(1 ч + 2 ч)
Повторение пройденного о предложении грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого.
Развитие речи. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности. Публицистическое сочинение о памятнике культуры своей местности.
Простые двусоставные предложения
(7 ч)
Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное и согласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Простые односоставные предложения
(7 ч)
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
Неполные предложения
(2 ч )
Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Однородные члены предложения
(4 ч)
Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Обособленные члены предложения
(3 ч + 2 ч)
Понятие об обособлении. Обособленные определения и приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Развитие речи. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Обращения, вводные слова и междометия
(3 ч)
Повторение изученного об обращении. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Междометия в предложениях.
Прямая и косвенная речь
(3 ч)
Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Повторение и систематизация пройденного в 8 классе
(2 ч)
IV семестр (IX класс)
(54 часа)
Международное значение русского языка.
(1 ч)
Повторение изученного в V - VIII классах
(5 ч)
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(1 ч)
Сложносочиненные предложения
(7 ч)
Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Сложноподчиненные предложения
( 12 ч + 2 ч )
Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточное предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
Развитие речи. Сообщение на лингвистическую тему. Деловые бумаги (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения
(9 ч + 2 ч)
Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
Развитие речи. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему. Изложение с элементами сочинения на лингвистическую тему.
Сложные предложения с различными видами связи
(4 ч + 1ч)
Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
Развитие речи. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Общие сведения о языке
(5 ч )
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского народа.
Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, орфографии
(5 ч)
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Комплект учебников и учебно-методических пособий,
обеспечивающих процесс образования по данной программе:
Литература для учащихся:
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: 6 кл.: Учебник. – М.: Просвещение, 2006.
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: 7 кл.: Учебник. – М.: Просвещение, 2006.
- Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык: 8 кл.: Учебник. – М.: Просвещение, 2006.
- Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык: 9 кл.: Учебник. – М.: Просвещение, 2006.
Литература для учителя:
- Тростенцова Л.А., Комиссарова Л.Ю., Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Обучение русскому языку в 6 классе. Методические рекомендации к учебнику 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2003.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс: К учебнику Баранова М.Т. М.: Просвещение, 2006.
- Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Шеховцева И.А. Обучение русскому языку в 8 классе. Методические рекомендации к учебнику 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2006.
- Николина Н.А., Мишина К.И., Федорова В.А. Обучение русскому языку в 8 классе. М.: Просвещение, 2004.
- Николина Н.А., Мишина К.И., Федорова В.А. Обучение русскому языку в 9 классе. М.: Просвещение, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа учебного курса "Русский язык" для 8 класса
Программа рассчитана на 136 часов в год ( 4 часа в неделю )_________________Контрольных работ ( диктантов ) – 6 ____Программа составлена на основе Федерального компонента Государственного ...
Адаптированные рабочие программы учебных курсов « Русский язык », "Развитие речи" для 9 класса
Адаптированные рабочие программы учебных курсов « Русский язык », "Развитие речи" для 9 класса рассчитаны на учащихся школы-интерната V вида....
Адаптированные рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Развитие речи", "Литература" для 7 класса
Адаптированные рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Развитие речи", "Литература" (с календарно-тематическим планированием) для 7 класса рассчитаны на учащихся школы-интерната V вида....
Рабочая программа учебного курса "Русский язык" в 5 классе
В данном файле содержится рабочая программа по русскому языку для 5 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА РУССКИЙ ЯЗЫК 5-8 КЛАССЫ
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и примерной программы авторов М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской для препод...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Русский язык» ФГОС ООО 5- 9 класс
Адаптированная рабочая программа учебного курса "Русский язык" 5-9 класс ФГОС ООО...
Рабочая программа учебного курса "Русский язык" в 5 классах на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, программы основного общего образования по русскому языку, рекомендованной Министерств...