Рабочая программа учебного курса "Русский язык" в 5 классе
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

Чиранова Татьяна Сергеевна

В данном файле содержится рабочая программа по русскому языку для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2013_russkiy_yazyk_5_klass_chts.docx100.18 КБ

Предварительный просмотр:

 

Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин.

Протокол №1 от 30.08.2013

Руководитель кафедры

________________ Т. Н. Разумова

30 августа 2013 г.

Утверждаю

Директор МОУ «Большеелховская СОШ» Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия

__________________ А. М. Афроськин

Приказ № 36/4-Д от 31.08.2013

Рабочая программа

учебного курса «Русский язык» в 5 классе

Составитель:

учитель русского языка и литературы

Чиранова Т.С.

2013 г.

                                                                                                                                                                                                                                                               Пояснительная записка

  1. Цель изучения:
  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе решения задач по формированию и развитию коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Курс русского языка в 5 классе общеобразовательной школы рассчитан на 204 учебных часа (6 часов в неделю). 

Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы по русскому языку Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М., рекомендованной Министерством образования и науки РФ, содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы по русскому языку для основной школы. В рабочей программе в целом сохранено предусмотренное автором программы количество часов на изучение теории языка и проведение работ по развитию речи. Немного увеличено количество часов на изучение раздела «Синтаксис» за счет раздела «Фонетика», которому уделялось большое внимание в начальной школе.

  1. Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 5 классе в объеме 204 часов.

  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Курс направлен на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, таким образом, создавая условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию

  1. Результаты освоения курса:

Личностные результаты:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
  1. применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
  2. коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  4. освоение базовых основ лингвистики;
  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,  лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
  6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
  7. проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Тематическое планирование по дисциплине «Русский язык» 5 класс

                                                                                                 

Наименование

разделов и тем

Максималь- ная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теорети-ческое обучение, ч.

Развитие речи,

ч.

Контроль-ная работа, ч.

1

Язык – важнейшее средство общения

3

2

1

2

Вспоминаем, повторяем, изучаем

30

22

5

3

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

34

27

3

4

4

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

16

11

4

1

5

Лексика. Культура речи

12

9

2

1

6

Морфемика. Орфография. Культура речи

29

22

4

3

Морфология. Орфография. Культура речи:

7

Имя существительное

23

18

4

1

8

Имя прилагательное

15

10

3

2

9

Глагол

32

22

7

3

10

Повторение и систематизация изученного в 5 классе

10

8

 

2

Итого

204

151

33

20

 

Содержание дисциплины (204 ч.)

Язык — важнейшее средство общения (2 ч. + 1  ч.)

Язык, речь, функции языка.

Учащиеся должны знать:

  • функции языка в жизни человека, общества.

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться основными единицами языка.

Вспоминаем, повторяем, изучаем (25 ч. + 5 ч.)

I.        Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения  1, 2 и 3-го лица.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление).

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

II.        Текст. Тема текста. Стили.

Учащиеся должны знать:

  • морфема – значимая часть слова, передающая определенные языковые значения;
  • что такое орфограмма;
  • способы проверки написания безударных гласных корня;
  • виды орфограмм (гласных и согласных) в корне слова;
  • о написании гласных после шипящих;
  • условия выбора разделительных ъ и ь;
  • в чем отличие предлога от приставки;
  • определение частей речи;
  • основные признаки текста, стилей речи.

Учащиеся должны уметь:

  • находить морфемы в слове, отличать слова с одинаковыми по звучанию корнями от однокоренных;
  • находить орфограммы в различных морфемах;
  • подбирать однокоренные слова;
  • определять вид орфограммы в слове, применять правило, обеспечивающее безошибочный выбор написания;
  • объяснять орфограмму в слове;
  • распознавать на письме ъ и ь;
  • различать орфограммы-буквы от орфограммы-пробела;
  • различать части речи;
  • строить текст и различать стили речи.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (31 ч. + 3 ч.)

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом н; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении.

Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом  предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II.        Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III.        Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Учащиеся должны знать:

  • что изучают синтаксис и пунктуация, отличие словосочетания от слова и предложения, строение словосочетания;
  • способы выражения грамматической связи в словосочетании;
  • виды словосочетаний, схему разбора словосочетания;
  • основные признаки предложения, грамматическую основу предложения;
  • виды предложений по цели высказывания и интонации;
  • способы выражения главных членов предложения, условия постановки тире между подлежащим и сказуемым;
  • отличие между нераспространенными и распространенными предложениями;
  • определение второстепенных членов и способов их выражения;
  • опознавательные признаки однородных членов предложения;
  • что такое обобщающие слова и их роль в речи;
  • что такое обращение и его роль в речи;
  • порядок разбора простого предложения;
  • структурные различия между простыми и сложными предложениями;
  • виды сложных предложений по способу связи простых в составе сложных;
  • определение понятий «прямая речь», «слова автора», «диалог», «реплика».

В результате изучения вводного курса синтаксиса в V классе учащиеся должны уметь (базовый уровень обученности):

  • выделять словосочетания из предложения;
  • составлять словосочетания изученных видов;
  • использовать точные, выразительные словосочетания для достижения ясности, образности речи, связи частей текста;
  • находить грамматическую основу предложения, где подлежащее выражено именем существительным или личным местоимением, а сказуемое — глаголом в одной из личных форм, именем существительным, полным или кратким прилагательным (типа Москва — столица России; Вода прозрачна);
  • знать, на какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения;
  • находить в предложении определение, выраженное прилагательным; дополнение, выраженное именем существительным или личным местоимением; обстоятельство, выраженное существительным;
  • распространять предложение второстепенными членами;
  • определять количество грамматических основ в предложении с одиночным союзом и;
  • определять количество предложений в составе сложного (с союзами и, а, но или без союзов, а также со словами что, который, потому что, где, когда) при наличии двух составов главных членов в каждой части сложного предложения;
  • составлять схемы предложений: сложносочиненных с союзами и, а, но, сложноподчиненных со словами что, который, потому что, где, когда при наличии двух составов главных членов в каждой части сложного;
  • определять вид предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, количеству грамматических основ.

Ученик может («продвинутый» уровень):

  • определять грамматические значения словосочетаний изученных видов;
  • находить грамматическую основу предложения, где подлежащее выражено сочетанием слов, показывающим, о ком или о чем говорится в предложении, и отвечающим на вопросы кто? что? (типа На ветке сидели две белки);
  • находить в предложении обстоятельство, выраженное наречием;
  • определять вид предложения по количеству главных членов (двусоставное, односоставное) на примере предложения со сказуемым, выраженным глаголом в форме 1-го — 2-го лица настоящего или будущего времени;
  • владеть терминами «сложносочиненное» и «сложноподчиненное» предложения;
  • различать по значению и структуре сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
  • составлять простые и сложные предложения изученных видов по заданным схемам.

В результате изучения пунктуации  в V классе ученик должен (обязательный   уровень) безошибочно ставить:

  • знаки препинания в конце предложения (точку, вопросительный и восклицательный знаки);
  • запятую при однородных членах (без союзов и с союзами и, а, но), при одиночном обращении, между частями сложного предложения с разными видами связи (при наличии двух составов главных членов в каждой части сложного предложения);
  • тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже; перед репликой диалога;
  • двоеточие после обобщающего слова при однородных членах;
  • знаки препинания при прямой речи (после слов автора и перед ними).

Ученик может («продвинутый» уровень) ставить запятую между частями сложноподчиненного предложения, в состав которого входят неполные предложения.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (12 ч. + 4 ч.)

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова.

Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II.        Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III.        Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Учащиеся должны знать:

  • о различии букв и звуков, гласных и согласных;
  • об ударении, слоге, ударных и безударных гласных;
  • о делении согласных по мягкости и твердости;
  • о парных глухих и звонких согласных;
  • алфавит, названия букв.

Учащиеся должны уметь:

  • различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки;
  • различать сильные и слабые позиции гласных и согласных с целью правильного выбора орфограммы в корне;
  • различать твердые и мягкие согласные, обозначать мягкость согласных при фонетической записи слова, соблюдать нормы произношения;
  • различать звонкие и глухие согласные;
  • правильно называть буквы алфавита, пользоваться алфавитом, каллиграфически правильно писать буквы;
  • выбирать орфограмму для обозначения мягкости согласных на письме;
  • называть звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я;
  • записывать звуки слова;
  • различать буквы и звуки.

Лексика. Культура речи (10 ч. + 2 ч.)

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II.        Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и др. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

III.        Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Учащиеся должны знать:

  • определение понятий «лексика», «лексическое и грамматическое значение слова», важность обогащения словарного запаса;
  • о многозначных и однозначных словах;
  • о прямом и переносном значении слова;
  • определение понятий «омонимы», «синонимы», «антонимы», о роли их в речи.

Учащиеся должны уметь:

  • различать лексическое и грамматическое значение слова;
  • пользоваться толковым словарем;
  • определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово;
  • находить справки в толковом словаре при определении лексического значения многозначного слова;
  • различать прямое и переносное значение слова;
  • находить и определять роль олицетворения;
  • находить в толковом словаре омонимы;
  • отличать омонимы от многозначных слов;
  • подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
  • использовать синонимы в речи в соответствии с их стилистическими особенностями;
  • пользоваться словарями омонимов, синонимов, антонимов.

Морфемика. Орфография. Культура речи. (25 ч. + 4 ч.)

I.        Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –лож– – – лаг-, -рос– – – раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II.        Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III.        Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Учащиеся должны знать:

  • чем отличаются формы одного и того же слова, об образовании однородных слов с помощью приставок и суффиксов;
  • определение значимых частей слова;
  • способы образования однокоренных слов, способы проверки слов с орфограммами в корне;
  • роль суффиксов и приставок как средств словообразования;
  • о чередовании гласных и согласных звуков, о беглых гласных;
  • о неизменяемых приставках, о способах действия при выборе з-с на конце приставок;
  • правила выбора букв о-а в корнях с чередованием;
  • способы выбора о-ё в корнях после ц.

Учащиеся должны уметь:

  • отличать однокоренные слова и формы слова, подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
  • определять грамматическое значение окончаний в различных формах существительного, прилагательного, глагола;
  • выделять основу в слове; находить, подбирать и образовывать однокоренные слова; находить корень;
  • выделять суффиксы и приставки существительных, определять их значение;
  • образовывать слова с разными суффиксами и приставками;
  • выделять корни с чередованием;
  • выделять части слов с беглыми гласными;
  • различать варианты морфем;
  • выполнять морфемный разбор;
  • находить орфограммы и владеть способом выбора о-а в корнях с чередованием, о-ё после шипящих и ы-и после ц.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Имя существительное (19 ч. + 4 ч.)

I.        Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов.

Буквы o и e после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II.        Умение согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного падежей множественного числа (чулок, мест и т. д.).

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III.        Доказательства  и объяснения в рассуждении.

Учащиеся должны знать:

  • морфологические признаки существительного, его роль в речи;
  • о существительных одушевленных и неодушевленных, собственных и нарицательных;
  • о принадлежности существительных к одному из трех родов;
  • о существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа;
  • правило выбора е-и в безударных падежных окончаниях существительных;
  • особенности написания и употребления форм множественного числа существительных;
  • способ действия при выборе написания о-е в окончаниях существительных после шипящих и ц;
  • о зависимости выбора написания о-е-ё после шипящих в существительных от морфемы.

Учащиеся должны уметь:

  • опознавать существительные среди других частей речи;
  • различать одушевленные и неодушевленные существительные, собственные и нарицательные;
  • правильно определять морфологические признаки имени существительного;
  • определять род имени существительного, согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с именем существительным;
  • владеть способом действия при выборе гласных в падежных окончаниях;
  • применять правило написания о-е-ё после шипящих и ц.

Имя прилагательное (12 ч. + 3 ч.)

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на   конце   кратких   прилагательных   с   основой   на   шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а  кратких – по родам и числам.

П. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи, прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Учащиеся должны знать:

  • морфологические признаки прилагательного, роль прилагательного в речи, синтаксическую функцию;
  • о согласовании прилагательных с существительным;
  • условия выбора о-е в окончаниях прилагательных;
  • грамматические особенности кратких прилагательных;
  • план морфологического разбора прилагательного.

Учащиеся должны уметь:

  • употреблять прилагательные в речи, определять морфологические признаки прилагательного и его синтаксическую роль;
  • правильно писать окончания прилагательных, используя вопросы от определенного слова;
  • правильно писать окончания прилагательных после шипящих и ц;
  • различать полное и краткие прилагательные, определять их роль в предложении, правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящую;
  • выполнять морфологический разбор полного и краткого прилагательных.

Глагол (25 ч. + 7 ч.)

I.        Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола впредложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов  -бер- -бир-,  -дер- -дир-,  -мер- -мир-,  -пер- -пир-, -тер- -тир-,   -стел- -стил-.   Правописание  не   с   глаголами.

II.        Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном  падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повторения слов.

III.        Понятие о рассказе, особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Учащиеся должны знать:

  • о неопределенной форме как начальной форме глагола;
  • правило написания не с глаголами;
  • условия выбора написания -тся, -ться в глаголах;
  • способы образования видовых пар глагола;
  • способы действия при выборе орфограммы е:
  • как образуются временные формы от глаголов совершенного и несовершенного видов;
  • способ образования и изменения глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени;
  • способ определения спряжения глаголов;
  • выбор орфограмм в написании безударных личных окончаний глагола;
  • морфологические признаки глагола;
  • о написании ь на конце глаголов 2 лица.

Учащиеся должны уметь:

  • различать глаголы в личной и неопределенной формах;
  • применять правило написания не с глаголами;
  • правильно писать окончания глаголов неопределенной формы;
  • употреблять в речи глаголы в начальной форме;
  • находить слово, к которому относится глагол, правильно произносить и писать глаголы на -тся, -ться;
  • владеть способом действия по распознаванию видов глагола;
  • определять временные формы глагола;
  • выбирать орфограмму перед суффиксом -л-, употреблять в речи глаголы прошедшего времени;
  • образовывать простую и сложную формы будущего времени, различать их;
  • владеть способом определения спряжения, правильно писать личные глагольные окончания;
  • определять морфологические признаки глагола;
  • употреблять глаголы в речи.

Повторение и систематизация изученного в 5 классе(10 ч.)

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид

занятия

Кол-во

часов

Виды

самостоятельной

работы

Дата

План

Факт.

1

Язык – важнейшее средство общения

3

1.1

Язык и человек

Урок «открытия» нового знания

1

Работа с орфограммами, анализ текста

1.2

Общение устное и письменное

Урок «открытия» нового знания

1

Текущий контроль

1.3

Стили речи

Развитие речи

1

Работа с текстом

2

Вспоминаем, повторяем, изучаем

30

2.1

Звуки и буквы. Произношение и правописание

Урок рефлексии

1

Текущий контроль

Фонетический разбор

2.2

Орфограмма

Урок общеметодической направленности

1

Словарный диктант

Орфографический разбор

2.3

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

Урок общеметодической направленности

1

Проверочный диктант

Работа с перфокартой

2.4

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

Урок общеметодической направленности

1

Словарно-орфографическая работа

2.5

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова

Урок рефлексии

1

Объяснительный диктант

Работа с орфографическим словарем

2.6

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова

Урок рефлексии

1

Проверочный диктант

Морфемный разбор

2.7

Правописание проверяемых согласных в корне слова

Урок рефлексии

1

Словарный диктант

Работа по карточкам

2.8

Правописание непроверяемых согласных в корне слова

Урок рефлексии

1

Объяснительный диктант

Морфемный разбор

2.9

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Урок «открытия» нового знания

1

Словарный диктант

Фонетический разбор

2.10

Буквы и, у, а после шипящих

Урок общеметодической направленности

1

Текущий контроль

Работа по карточкам

2.11

Разделительные ъ и ь

Урок общеметодической направленности

1

Текущий контроль

Буквенный диктант

2.12

Разделительное написание предлога с другими словами

Урок общеметодической направленности

1

Проверочный диктант с дополнительным заданием

2.13

Проверочная работа по итогам повторения

Урок развивающего контроля

1

Тест

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид

занятия

Кол-во

часов

Виды

самостоятельной

работы

Дата

План

Факт.

2.14

Что мы знаем о тексте

Развитие речи

1

Творческая работа

2.15

Обучающее изложение

Развитие речи

1

Изложение

2.16

Части речи

Урок «открытия» нового знания

1

Текущий контроль

Работа с текстом

2.17

Части речи

Урок «открытия» нового знания

1

Работа с текстом

2.18

Глагол

Урок общеметодической направленности

1

Морфологический разбор глаголов. Объяснительный диктант

2.19

Написание –тся и –ться в глаголах.

Урок рефлексии

1

Предупредительный диктант

2.20

Тема текста

Развитие речи

1

Сочинение-миниатюра

2.21

Личные окончания глаголов

Урок общеметодической направленности

1

Проверочный диктант

Работа по карточкам

2.22

Проверочная работа по итога повторения

Урок развивающего контроля

1

Тест

2.23

Имя существительное

Урок общеметодической направленности

1

Выборочный диктант

Морфологический разбор

2.24

Падежные окончания существительных

Урок рефлексии

1

Тест

2.25

Имя прилагательное

Урок «открытия» нового знания

1

Творческая работа

2.26

Устное сочинение по картине А. Пластова "Летом"

Развитие речи

1

Словарно-орфографическая работа

2.27

Местоимение

Урок «открытия» нового знания

1

Предупредительный диктант

2.28

Основная мысль текста

Развитие речи

1

Сочинение по данному началу

2.29

Стартовый контрольный диктант с грамматическим заданием

Урок развивающего контроля

1

Диктант с грамматическим заданием

2.30

Работа над ошибками, допущенными в стартовом контрольном диктанте

Урок коррекции знаний

1

Работа над ошибками

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

34

3.1

Синтаксис и пунктуация

Урок «открытия» нового знания

1

Работа с текстом

3.2

Словосочетание.

Урок «открытия» нового знания

1

Предупредительный диктант. Разбор словосочетаний

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид

занятия

Кол-во

часов

Виды

самостоятельной

работы

Дата

План

Факт.

3.3

Словосочетание

Урок общеметодической направленности

1

Объяснительный диктант

Синтаксический разбор

3.4

Разбор словосочетания

Урок общеметодической направленности

1

Самодиктант с грамматическим заданием

3.5

Предложение

Урок «открытия» нового знания

1

Творческая работа

3.6

Сжатое изложение

Развитие речи

1

Работа с текстом

3.7

Виды предложений по цели высказывания 

Урок «открытия» нового знания

1

Словарный диктант

Работа стекстом

3.8

Восклицательное предложение

Урок «открытия» нового знания

1

Объяснительный диктант

3.9

Сочинение на тему «Памятный день в школе»

Развитие речи

1

Словарно-орфографическая работа

3.10

Тест по теме «Словосочетание и предложение»

Урок развивающего контроля

1

Тест

3.11

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее

Урок общеметодической направленности

1

Текущий контроль

Синтаксический разбор

3.12

Сказуемое

Урок общеметодической направленности

1

Практическая работа

Работа с таблицей

3.13

Тире между подлежащим и сказуемым. Олимпийский урок

Урок «открытия» нового знания

1

Предупредительный диктант

3.14

Нераспространенные и распространенные предложения.

Урок общеметодической направленности

1

Текущий контроль

Синтаксический разбор

3.15

Второстепенные члены предложения. Дополнение

Урок общеметодической направленности

1

Предупредительный диктант. Работа с таблицей

3.16

Определение

Урок общеметодической направленности

1

Анализ предложений, тест

3.17

Обстоятельство

Урок общеметодической направленности

1

Проверочный диктант с дополнительным заданием

3.18

Закрепление темы «Второстепенные члены предложения»

Урок рефлексии

1

Индивидуальная работа по карточкам

3.19

Предложения с однородными членами

Урок общеметодической направленности

1

Словарно-орфографическая работа

3.20

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Урок общеметодической направленности

1

Синтаксический разбор предложений

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид

занятия

Кол-во

часов

Виды

самостоятельной

работы

Дата

План

Факт.

3.21

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Урок «открытия» нового знания

1

Объяснительный диктант

Работа со схемами

3.22

Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения»

Урок развивающего контроля

1

Тест

3.23

Предложения с обращениями

Урок «открытия» нового знания

1

Анализ предложений

3.24

Письмо

Развитие речи

1

Творческая работа

3.25

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения

Урок общеметодической направленности

1

Работа с раздаточным материалом

3.26

Простые и сложные предложения

Урок общеметодической направленности

1

Комментированный диктант. Синтаксический разбор

3.27

Простые и сложные предложения

Урок общеметодической направленности

1

Комментированное письмо с частичным разбором предложения

3.28

Синтаксический разбор сложного предложения

Урок общеметодической направленности

1

Индивидуальная работа по теме учебного исследования

3.29

Контрольная работа по теме «Простые и сложные предложения»

Урок развивающего контроля

1

Тест

3.30

Прямая речь

Урок «открытия» нового знания

1

Предупредительный диктант. Работа со схемами

3.31

Диалог

Урок «открытия» нового знания

1

Текущий контроль

Работа с текстом

3.32

Проверочная работа по темам «Простые и сложные предложения», «Прямая речь»

Урок развивающего контроля

1

Тест

3.33

Повторение темы «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

Урок рефлексии

1

Работа с текстом

3.34

Итоговый урок по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»                                            

Урок развивающего контроля

1

Тест

4

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

16

4.1

Фонетика. Гласные звуки

Урок общеметодической направленности

1

Практическая работа

Составление таблицы

4.2

Согласные звуки

Урок общеметодической направленности

1

Проверочный диктант

Работа по карточкам

4.3

Изменение звуков в потоке речи. Согласные твердые и мягкие

Урок «открытия» нового знания

1

Творческое списывание текста

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид

занятия

Кол-во

часов

Виды

самостоятельной

работы

Дата

План

Факт.

4.4

Повествование. Сжатое изложение

Развитие речи

1

Комплексный анализ текста

4.5

Сжатое изложение

Развитие речи

1

Работа с текстом

4.6

Согласные звонкие и глухие

Урок общеметодической направленности

1

Словарный диктант

Фонетический разбор

4.7

Графика. Алфавит

Урок общеметодической направленности

1

Работа со словарями

Творческая работа

4.8

Описание предмета

Развитие речи

1

Сочинение-миниатюра

4.9

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

Урок рефлексии

1

Словарный диктант

Фонетический разбор

4.10

Двойная роль букв е, ё, ю, я

Урок «открытия» нового знания

1

Тест (тематический контроль)

4.11

Орфоэпия

Урок общеметодической направленности

1

Словарно-орфоэпическая работа

4.12

Фонетический разбор слова

Урок рефлексии

1

Фонетический разбор слова

4.13

Повторение темы «Фонетика»

Урок рефлексии

1

Практическая работа

4.14

Контрольный диктант по теме «Фонетика»

Урок развивающего контроля

1

Диктант с грамматическим заданием

4.15

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте

Урок коррекции знаний

Работа над ошибками

4.16

Описание картины Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица»

Развитие речи

1

Словарно-орфографическая работа

5

Лексика. Культура речи

12

5.1

Слово и его лексическое значение

Урок общеметодической направленности

1

Текущий контроль

Работа со словарями

5.2

Способы выражения лексических значений слов

Урок общеметодической направленности

1

Словарная работа

Работа со словарями

5.3

Однозначные и многозначные слова

Урок «открытия» нового знания

1

Словарная работа, объяснительный диктант

5.4

Прямое и переносное значение слова

Урок «открытия» нового знания

1

Творческая работа

5.5

Омонимы

Урок «открытия» нового знания

1

Выборочный диктант

Работа со словарями

5.6

Синонимы

Урок «открытия» нового знания

1

Самодиктант

Работа со словарями

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид

занятия

Кол-во

часов

Виды

самостоятельной

работы

Дата

План

Факт.

5.7

Синонимы

Урок общеметодической направленности

1

Объяснительный диктант

Творческая работа

5.8

Сочинение по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"

Развитие речи

1

Словарно-орфографическая работа

5.9

Антонимы

Урок общеметодической направленности

1

Творческий диктант

Работа со словарями

5.10

Изложение

Развитие речи

1

Работа с текстом

5.11

Повторение темы «Лексика»

Урок рефлексии

1

Словарный диктант, самодиктант

5.12

Проверочная работа по теме «Лексика»

Урок развивающего контроля

1

Индивидуальная работа по карточкам

6

Морфемика. Орфография. Культура речи

29

6.1

Понятие о морфеме. Изменение и образование слов

Урок «открытия» нового знания

1

Текущий контроль

Объяснительный диктант

6.2

Окончание

Урок общеметодической направленности

1

Текущий контроль

Работа со схемами

6.3

Основа слова

Урок общеметодической направленности

1

Текущий контроль

Морфемный разбор

6.4

Сочинение-письмо

Развитие речи

Творческая работа

6.5

Корень слова 

Урок общеметодической направленности

1

Словарный диктант

Работа со словарями

6.6

Рассуждение

Развитие речи

1

Словарно-орфографическая работа

6.7

Суффикс – значимая часть слова

Урок общеметодической направленности

1

Предупредительный диктант. Работа со схемами

6.8

Суффикс – значимая часть слова

Урок рефлексии

1

Индивидуальная работа по карточкам

6.9

Приставка

Урок рефлексии

1

Проверочная работа

6.10

Выборочное изложение

Развитие речи

1

Работа с текстом

6.11

Закрепление тем «Корень», «Суффикс», «Приставка»

Урок рефлексии

1

Тест

6.12

Чередование звуков

Урок общеметодической направленности

1

Словарно-орфографическая работа

6.13

Беглые гласные

Урок «открытия» нового знания

1

Текущий контроль

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид

занятия

Кол-во

часов

Виды

самостоятельной

работы

Дата

План

Факт.

6.14

Варианты морфем.

Урок общеметодической направленности

1

Объяснительный диктант

Работа с таблицей

6.15

Морфемный разбор слова

Урок рефлексии

1

Морфемный разбор

Объяснительный диктант

6.16

Проверочная работа по теме «Варианты морфем»

Урок коррекции знаний

1

Тест

6.17

Правописание гласных и согласных в приставках

Урок «открытия» нового знания

1

Работа с перфокартой

Проверочный диктант

6.18

Буквы з – с на конце приставок

Урок «открытия» нового знания

1

Текущий контроль

Буквенный диктант

6.19

Буквы з – с на конце приставок

Урок общеметодической направленности                                                              

1

Предупредительный диктант. Работа по карточкам

6.20

Буквы а – о в корнях -лаг – -лож

Урок «открытия» нового знания

1

Текущий контроль

Работа с перфокартой

6.21

Буквы а – о в корнях -раст – -ращ -рос

Урок «открытия» нового знания

1

Объяснительный диктант

Работа с перфокартой

6.22

Буквы ёо после шипящих в корне

Урок «открытия» нового знания

1

Перфокартный диктант

Проверочный диктант

6.23

Буквы ыи после ц

Урок «открытия» нового знания

1

Проверочный диктант

Составление таблицы

6.24

Повторение темы «Морфемика. Орфография. Культура речи»

Урок рефлексии

1

Распределительный диктант. Работа по карточкам

6.25

Проверочная работа по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»

Урок развивающего контроля

1

Тест

6.26

Сочинение по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине»

Развитие речи

1

Словарно-орфографическая работа

6.27

Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»

Урок развивающего контроля

1

Диктант с грамматическим заданием

6.28

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте

Урок коррекции знаний

1

Работа над ошибками

6.29

Заключительный урок по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»

Урок рефлексии

1

Словарный диктант с взаимопроверкой

Морфология. Орфография. Культура речи

70

7

Имя существительное

23

                                                               

7.1

Имя существительное как часть речи

Урок общеметодической направленности                                                                                                   

1

Комплексный анализ текста

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид

занятия

Кол-во

часов

Виды

самостоятельной

работы

Дата

План

Факт.

7.2

Имя существительное как часть речи

Урок общеметодической направленности

1

Объяснительный диктант

Составление таблицы

                                                                                    7.3

Доказательства в рассуждении                                                                                                                

Развитие речи

1

Сочинение-рассуждение

7.4

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Урок «открытия» нового знания

1

Буквенный диктант

Работа по карточкам

                                             

7.5

Имена существительные собственные и нарицательные

Урок «открытия» нового знания

1

Словарный диктант

Морфологический разбор

7.6

Род имен существительных

Урок общеметодической направленности

1

Практическая работа

Текущий контроль

7.7

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

Урок «открытия» нового знания

1

Работа с дидактическим материалом

7.8

Сжатое изложение

Развитие речи

1

Работа с текстом

7.9

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

Урок «открытия» нового знания

1

Текущий контроль

Составление таблицы

7.10

Три склонения имен существительных.

Урок общеметодической направленности

1

Комментированное письмо. Объяснительный диктант

7.11

Падеж имен существительных

Урок общеметодической направленности

1

Выборочный диктант

Работа по карточкам

7.12

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

Урок общеметодической направленности

1

Работа с раздаточным материалом. Морфологический разбор

7.13

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

Урок рефлексии

1

Работа с перфокартой

Объяснительный диктант

7.14

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

Урок рефлексии

1

Проверочный диктант

Объяснительный диктант

7.15

Изложение

Развитие речи

Работа с текстом

7.16

Множественное число имен существительных

Урок рефлексии

1

Проверочный диктант

Работа с таблицей

7.17

Множественное число имен существительных

Урок рефлексии

1

Комментированное письмо. Морфологический разбор

7.18

Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных 

Урок рефлексии

1

Предупредительный диктант.

7.19

Повторение темы «Имя существительное»

Урок рефлексии

1

Индивидуальная работа по карточкам

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид

занятия

Кол-во

часов

Виды

самостоятельной

работы

Дата

План

Факт.

7.20

Морфологический разбор имени существительного

Урок рефлексии

1

Объяснительный диктант

Морфологический разбор

7.21

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Урок развивающего контроля

1

Диктант с грамматическим заданием

7.22

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте

Урок коррекции знаний

1

Работа над ошибками

7.23

Подготовка к сочинению по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»

Развитие речи

1

Словарно-орфографическая работа

8

Имя прилагательное

15

8.1

Имя прилагательное как часть речи

Урок общеметодической направленности

 1

Текущий контроль

Составление таблицы

8.2

Имя прилагательное как часть речи

Урок общеметодической направленности

1

Комплексный анализ текста

8.3

Имя прилагательное как часть речи

Урок рефлексии

1

Словарная работа. Морфологический разбор

8.4

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

Урок общеметодической направленности

1

Творческое списывание

Составление таблицы

8.5

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

Урок рефлексии

1

Объяснительный диктант

Работа с перфокартой

8.6

Описание животного

Развитие речи

1

Устное сочинение — описание животного

8.7

Изложение «Ю-ю»

Развитие речи

1

Изложение-миниатюра

8.8

Прилагательные полные и краткие

Урок общеметодической направленности

1

Объяснительный диктант

Работа по карточкам

8.9

Прилагательные полные и краткие

Урок рефлексии

1

Текущий контроль

Диктант «Проверь себя»

8.10

Описание картины А.Н.Комарова «Наводнение»

Развитие речи

1

Словарно-орфографическая работа

8.11

Морфологический разбор имени прилагательного

Урок рефлексии

1

Морфологический разбор

Выборочный диктант

8.12

Повторение темы «Имя прилагательное»

Урок рефлексии

1

Индивидуальная работа по карточкам

8.13

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»

Урок развивающего контроля

1

Тест

8.14

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Урок развивающего контроля

1

Диктант с грамматическим заданием

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид

занятия

Кол-во

часов

Виды

самостоятельной

работы

Дата

План

Факт.

8.15

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте

Урок коррекции знаний

1

Работа над ошибками

9

Глагол

32

9.1

Глагол как часть речи

Урок общеметодической направленности

1

Текущий контроль

Составление таблицы

9.2

Не с глаголами

Урок рефлексии

1

Объяснительный диктант

Работа с текстом

9.3

Рассказ. Олимпийский урок

Развитие речи

1

Устный рассказ по серии картинок

9.4

Неопределенная форма глагола

Урок общеметодической направленности

1

Словарный диктант

Морфемный разбор

9.5

Неопределенная форма глагола

Урок рефлексии

1

Текущий контроль

Предупредительный диктант

9.6

Устное изложение

Развитие речи

1

Работа с текстом

9.7

Правописание –тся и –ться в глаголах

Урок общеметодической направленности

1

Работа с дидактическим материалом

9.8

Правописание –тся и –ться в глаголах

Урок рефлексии

1

Распределительный диктант. Творческая работа

9.9

Виды глагола

Урок «открытия» нового знания

1

Выборочный диктант

Работа с перфокартой

9.10

Виды глагола

Урок рефлексии

1

Предупредительный диктант. Работа по карточкам

9.11

Буквы е и и в корнях с чередованием

Урок «открытия» нового знания

1

Работа с перфокартой

Объяснительный диктант

9.12

Редактирование текста

Развитие речи

1

Сочинение-миниатюра

9.13

Время глагола. Прошедшее время

Урок «открытия» нового знания

1

Текущий контроль

Составление таблицы

9.14

Настоящее время

Урок «открытия» нового знания

1

Работа с текстом

9.15

Будущее время

Урок «открытия» нового знания

1

Выборочный диктант

Творческая работа

9.16

Спряжение глагола

Урок общеметодической направленности

1

Объяснительный диктант

Составление таблицы

9.17

Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием

Урок общеметодической направленности

1

Комментированное письмо. Работа с текстом

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид

занятия

Кол-во

часов

Виды

самостоятельной

работы

Дата

План

Факт.

9.18

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Урок общеметодической направленности

1

Текущий контроль

Работа с перфокартой

9.19

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Урок рефлексии

1

Работа с дидактическим материалом

9.20

Составление описаний и диалогов с использованием глаголов настоящего времени

Развитие речи

1

Творческая работа

9.21

Морфологический разбор глагола

Урок рефлексии                                                                                                                                                     

1

Морфологический разбор

9.22

Сжатое изложение

Развитие речи

1

Работа с текстом

9.23

Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа

Урок общеметодической направленности

1

Объяснительный диктант

Работа по карточкам

9.24

Употребление времени

Урок общеметодической направленности

1

Текущий контроль

Предупредительный диктант

9.25

Употребление времен в устных и письменных рассказах

Развитие речи

1

Рассказ по серии картинок

9.26

Обобщение по теме  «Глагол»

Урок общеметодической направленности

1

Работа с дидактическим материалом

9.27

Обобщение по теме  «Глагол»

Урок рефлексии                                                                                                                                                     

1

Тест

9.28

Сочинение-рассказ по рисунку

Развитие речи

1

Работа с текстом

9.29

Контрольная работа по теме «Глагол»

Урок развивающего контроля

1

Тест

9.30

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Урок развивающего контроля

1

Диктант с грамматическим заданием

9.31

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и контрольной работе

Урок коррекции знаний

1

Работа над ошибками

9.32

Итоговое тестирование по теме «Морфология. Орфография. Культура речи»

Урок развивающего контроля

1

Тест

10

Повторение и систематизация изученного в 5 классе

10

10.1

Разделы науки о языке

Урок рефлексии                                                                                                                                                     

1

Текущий контроль

Морфологический разбор

10.2

Разделы науки о языке

Урок рефлексии                                                                                                                                                     

1

Объяснительный диктант

Морфемный разбор

10.3

Орфограммы в приставках и корнях слов

Урок рефлексии                                                                                                                                                     

1

Работа с перфокартой

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид

занятия

Кол-во

часов

Виды

самостоятельной

работы

Дата

План

Факт.

10.4

Итоговый контрольный диктант

Урок развивающего контроля

1

Диктант с грамматическим заданием

10.5

Орфограммы в приставках и корнях слов

Урок рефлексии                                                                                                                                                     

1

Выборочный диктант

Фонетический разбор

10.6

Итоговое тестирование  по программе 5 класса

Урок развивающего контроля

1

Тест

10.7

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте

Урок коррекции знаний

1

Работа над ошибками

10.8

Орфограммы в окончаниях

Урок рефлексии                                                                                                                                                     

1

Распределительный диктант. Работа по карточкам

10.9

Употребление букв ъ и ь

Урок рефлексии                                                                                                                                                     

1

Объяснительный диктант

Морфемный разбор

10.10

Знаки препинания в простом и сложном предложениях

Урок рефлексии                                                                                                                                                     

1

Синтаксический разбор предложений

Итого

204

 Материально -техническое обеспечение учебного предмета

Технические средства обучения

  1. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
  2. Колонки (рабочее место учителя).
  3. Проектор.
  4. Интерактивная доска.

Программные средства

  1. Операционная система Windows ХР.
  2. Офисное приложение Microsoft Office 2007, включающее программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint.

Наглядные и дидактические материалы

  • таблицы по русскому языку для 5 класса,
  • раздаточный материал,
  • Русский язык. 5 класс. Электронное приложение к учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. (1 CD). ЗАО «Образование-Медиа», 2013.
  • 1С: Школа. Русский язык, 5-6 кл. Морфология. Орфография. ЗАО «1С», 2006.
  • 1С: Школа. Русский язык, 5-6 кл. Морфемика. Словообразование. ЗАО «1С», 2006.

Учебно-методическое обеспечение предмета

Основная учебно-методическая литература

1. Стандарт основного общего образования по русскому языку. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/08.doc (дата обращения: 06.08.13).

2. Примерные программы основного общего образования. Русский язык для образовательных учреждений с русским языком обучения. URL:

http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/02-1-o.doc (дата обращения: 06.08.13).

3. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2011.

4. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2007.

5. Ладыженская Т.А., Баранова М.Т., Тростенцова Л.А. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013.

6. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2010.

7. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс / Сост. Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2012.

8. Никитина Е.И. Уроки русского языка в 5 классе: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2012.

9. Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2012.

Дополнительная литература:

1. Бройде М.Г.  Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.

2. Граник Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.

3. Ладыженская Т. А. Развивайте дар слова / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. - М., 1990.

4. Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л. А.Тростенцова, М. М. Стракевич. - М.: Просвещение, 2010.

5. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для V класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2008.

Интернет-ресурсы

  1. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
  2. http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
  3. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
  4. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
  5. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
  6. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
  7. http://www.gramma.ru - Культура письменной речи
  8. http://www.imena.org - Имена.org – популярно об именах и фамилиях
  9. http://slova.ndo.ru - Крылатые слова и выражения
  10. http://www.rusword.org - Мир слова русского
  11. http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/ - Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник
  12. http://learning-russian.gramota.ru - Электронные пособия по русскому языку для школьников

                                                                                                                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,

Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс  3,...

Рабочая программа учебного предмета «Математика» Класс 7

Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (учебный предмет «Математика» 7 класс )...

Рабочая программа учебного курса 6 класс

quot;Пространственные виды искусства" учебный курс по изобразительного искусству...

Рабочая программа учебного курса 8 класс

quot;Мир искусства", рабочая программа 8 класс...

Рабочая программу учебного курса 9 класс

Рабочая программа учебного курса "Алгебра модуля". 9 класс. ФГОС. Тематическое планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный предмет: Геометрия Класс: 7 Количество часов в год по учебному плану: 68 Количество часов в неделю: 2

Рабочая программа расчитана на 2 часа . В программе указаны задачи, цела и конечный  результат изучения курса геометрии....

Рабочая программа учебного курса 5 класса "Занимательная математика"

Мною представлена рабочая программа учебного курса по мтематике для 5 класса по внеурочной деятельности по предмету...