Рабочая программа учебного курса "Русский язык" в 5 классе
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
В данном файле содержится рабочая программа по русскому языку для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2013_russkiy_yazyk_5_klass_chts.docx | 100.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин. Протокол №1 от 30.08.2013 Руководитель кафедры ________________ Т. Н. Разумова 30 августа 2013 г. | Утверждаю Директор МОУ «Большеелховская СОШ» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия __________________ А. М. Афроськин Приказ № 36/4-Д от 31.08.2013 |
Рабочая программа
учебного курса «Русский язык» в 5 классе
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Чиранова Т.С.
2013 г.
Пояснительная записка
- Цель изучения:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе решения задач по формированию и развитию коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
- Общая характеристика учебного предмета
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Курс русского языка в 5 классе общеобразовательной школы рассчитан на 204 учебных часа (6 часов в неделю).
Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы по русскому языку Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М., рекомендованной Министерством образования и науки РФ, содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы по русскому языку для основной школы. В рабочей программе в целом сохранено предусмотренное автором программы количество часов на изучение теории языка и проведение работ по развитию речи. Немного увеличено количество часов на изучение раздела «Синтаксис» за счет раздела «Фонетика», которому уделялось большое внимание в начальной школе.
- Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 5 классе в объеме 204 часов.
- Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Курс направлен на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, таким образом, создавая условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию
- Результаты освоения курса:
Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
- владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
- применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых основ лингвистики;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
- проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Тематическое планирование по дисциплине «Русский язык» 5 класс
| Наименование разделов и тем | Максималь- ная нагрузка учащегося, ч. | Из них | ||
Теорети-ческое обучение, ч. | Развитие речи, ч. | Контроль-ная работа, ч. | |||
1 | Язык – важнейшее средство общения | 3 | 2 | 1 | |
2 | Вспоминаем, повторяем, изучаем | 30 | 22 | 5 | 3 |
3 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 34 | 27 | 3 | 4 |
4 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи | 16 | 11 | 4 | 1 |
5 | Лексика. Культура речи | 12 | 9 | 2 | 1 |
6 | Морфемика. Орфография. Культура речи | 29 | 22 | 4 | 3 |
Морфология. Орфография. Культура речи: | |||||
7 | Имя существительное | 23 | 18 | 4 | 1 |
8 | Имя прилагательное | 15 | 10 | 3 | 2 |
9 | Глагол | 32 | 22 | 7 | 3 |
10 | Повторение и систематизация изученного в 5 классе | 10 | 8 |
| 2 |
Итого | 204 | 151 | 33 | 20 |
Содержание дисциплины (204 ч.)
Язык — важнейшее средство общения (2 ч. + 1 ч.)
Язык, речь, функции языка.
Учащиеся должны знать:
- функции языка в жизни человека, общества.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться основными единицами языка.
Вспоминаем, повторяем, изучаем (25 ч. + 5 ч.)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II. Текст. Тема текста. Стили.
Учащиеся должны знать:
- морфема – значимая часть слова, передающая определенные языковые значения;
- что такое орфограмма;
- способы проверки написания безударных гласных корня;
- виды орфограмм (гласных и согласных) в корне слова;
- о написании гласных после шипящих;
- условия выбора разделительных ъ и ь;
- в чем отличие предлога от приставки;
- определение частей речи;
- основные признаки текста, стилей речи.
Учащиеся должны уметь:
- находить морфемы в слове, отличать слова с одинаковыми по звучанию корнями от однокоренных;
- находить орфограммы в различных морфемах;
- подбирать однокоренные слова;
- определять вид орфограммы в слове, применять правило, обеспечивающее безошибочный выбор написания;
- объяснять орфограмму в слове;
- распознавать на письме ъ и ь;
- различать орфограммы-буквы от орфограммы-пробела;
- различать части речи;
- строить текст и различать стили речи.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (31 ч. + 3 ч.)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом н; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении.
Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Учащиеся должны знать:
- что изучают синтаксис и пунктуация, отличие словосочетания от слова и предложения, строение словосочетания;
- способы выражения грамматической связи в словосочетании;
- виды словосочетаний, схему разбора словосочетания;
- основные признаки предложения, грамматическую основу предложения;
- виды предложений по цели высказывания и интонации;
- способы выражения главных членов предложения, условия постановки тире между подлежащим и сказуемым;
- отличие между нераспространенными и распространенными предложениями;
- определение второстепенных членов и способов их выражения;
- опознавательные признаки однородных членов предложения;
- что такое обобщающие слова и их роль в речи;
- что такое обращение и его роль в речи;
- порядок разбора простого предложения;
- структурные различия между простыми и сложными предложениями;
- виды сложных предложений по способу связи простых в составе сложных;
- определение понятий «прямая речь», «слова автора», «диалог», «реплика».
В результате изучения вводного курса синтаксиса в V классе учащиеся должны уметь (базовый уровень обученности):
- выделять словосочетания из предложения;
- составлять словосочетания изученных видов;
- использовать точные, выразительные словосочетания для достижения ясности, образности речи, связи частей текста;
- находить грамматическую основу предложения, где подлежащее выражено именем существительным или личным местоимением, а сказуемое — глаголом в одной из личных форм, именем существительным, полным или кратким прилагательным (типа Москва — столица России; Вода прозрачна);
- знать, на какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения;
- находить в предложении определение, выраженное прилагательным; дополнение, выраженное именем существительным или личным местоимением; обстоятельство, выраженное существительным;
- распространять предложение второстепенными членами;
- определять количество грамматических основ в предложении с одиночным союзом и;
- определять количество предложений в составе сложного (с союзами и, а, но или без союзов, а также со словами что, который, потому что, где, когда) при наличии двух составов главных членов в каждой части сложного предложения;
- составлять схемы предложений: сложносочиненных с союзами и, а, но, сложноподчиненных со словами что, который, потому что, где, когда при наличии двух составов главных членов в каждой части сложного;
- определять вид предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, количеству грамматических основ.
Ученик может («продвинутый» уровень):
- определять грамматические значения словосочетаний изученных видов;
- находить грамматическую основу предложения, где подлежащее выражено сочетанием слов, показывающим, о ком или о чем говорится в предложении, и отвечающим на вопросы кто? что? (типа На ветке сидели две белки);
- находить в предложении обстоятельство, выраженное наречием;
- определять вид предложения по количеству главных членов (двусоставное, односоставное) на примере предложения со сказуемым, выраженным глаголом в форме 1-го — 2-го лица настоящего или будущего времени;
- владеть терминами «сложносочиненное» и «сложноподчиненное» предложения;
- различать по значению и структуре сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов по заданным схемам.
В результате изучения пунктуации в V классе ученик должен (обязательный уровень) безошибочно ставить:
- знаки препинания в конце предложения (точку, вопросительный и восклицательный знаки);
- запятую при однородных членах (без союзов и с союзами и, а, но), при одиночном обращении, между частями сложного предложения с разными видами связи (при наличии двух составов главных членов в каждой части сложного предложения);
- тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже; перед репликой диалога;
- двоеточие после обобщающего слова при однородных членах;
- знаки препинания при прямой речи (после слов автора и перед ними).
Ученик может («продвинутый» уровень) ставить запятую между частями сложноподчиненного предложения, в состав которого входят неполные предложения.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (12 ч. + 4 ч.)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова.
Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Учащиеся должны знать:
- о различии букв и звуков, гласных и согласных;
- об ударении, слоге, ударных и безударных гласных;
- о делении согласных по мягкости и твердости;
- о парных глухих и звонких согласных;
- алфавит, названия букв.
Учащиеся должны уметь:
- различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки;
- различать сильные и слабые позиции гласных и согласных с целью правильного выбора орфограммы в корне;
- различать твердые и мягкие согласные, обозначать мягкость согласных при фонетической записи слова, соблюдать нормы произношения;
- различать звонкие и глухие согласные;
- правильно называть буквы алфавита, пользоваться алфавитом, каллиграфически правильно писать буквы;
- выбирать орфограмму для обозначения мягкости согласных на письме;
- называть звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я;
- записывать звуки слова;
- различать буквы и звуки.
Лексика. Культура речи (10 ч. + 2 ч.)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и др. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
III. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Учащиеся должны знать:
- определение понятий «лексика», «лексическое и грамматическое значение слова», важность обогащения словарного запаса;
- о многозначных и однозначных словах;
- о прямом и переносном значении слова;
- определение понятий «омонимы», «синонимы», «антонимы», о роли их в речи.
Учащиеся должны уметь:
- различать лексическое и грамматическое значение слова;
- пользоваться толковым словарем;
- определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово;
- находить справки в толковом словаре при определении лексического значения многозначного слова;
- различать прямое и переносное значение слова;
- находить и определять роль олицетворения;
- находить в толковом словаре омонимы;
- отличать омонимы от многозначных слов;
- подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
- использовать синонимы в речи в соответствии с их стилистическими особенностями;
- пользоваться словарями омонимов, синонимов, антонимов.
Морфемика. Орфография. Культура речи. (25 ч. + 4 ч.)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –лож– – – лаг-, -рос– – – раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Учащиеся должны знать:
- чем отличаются формы одного и того же слова, об образовании однородных слов с помощью приставок и суффиксов;
- определение значимых частей слова;
- способы образования однокоренных слов, способы проверки слов с орфограммами в корне;
- роль суффиксов и приставок как средств словообразования;
- о чередовании гласных и согласных звуков, о беглых гласных;
- о неизменяемых приставках, о способах действия при выборе з-с на конце приставок;
- правила выбора букв о-а в корнях с чередованием;
- способы выбора о-ё в корнях после ц.
Учащиеся должны уметь:
- отличать однокоренные слова и формы слова, подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
- определять грамматическое значение окончаний в различных формах существительного, прилагательного, глагола;
- выделять основу в слове; находить, подбирать и образовывать однокоренные слова; находить корень;
- выделять суффиксы и приставки существительных, определять их значение;
- образовывать слова с разными суффиксами и приставками;
- выделять корни с чередованием;
- выделять части слов с беглыми гласными;
- различать варианты морфем;
- выполнять морфемный разбор;
- находить орфограммы и владеть способом выбора о-а в корнях с чередованием, о-ё после шипящих и ы-и после ц.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Имя существительное (19 ч. + 4 ч.)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов.
Буквы o и e после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного падежей множественного числа (чулок, мест и т. д.).
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Учащиеся должны знать:
- морфологические признаки существительного, его роль в речи;
- о существительных одушевленных и неодушевленных, собственных и нарицательных;
- о принадлежности существительных к одному из трех родов;
- о существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа;
- правило выбора е-и в безударных падежных окончаниях существительных;
- особенности написания и употребления форм множественного числа существительных;
- способ действия при выборе написания о-е в окончаниях существительных после шипящих и ц;
- о зависимости выбора написания о-е-ё после шипящих в существительных от морфемы.
Учащиеся должны уметь:
- опознавать существительные среди других частей речи;
- различать одушевленные и неодушевленные существительные, собственные и нарицательные;
- правильно определять морфологические признаки имени существительного;
- определять род имени существительного, согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с именем существительным;
- владеть способом действия при выборе гласных в падежных окончаниях;
- применять правило написания о-е-ё после шипящих и ц.
Имя прилагательное (12 ч. + 3 ч.)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких – по родам и числам.
П. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи, прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Учащиеся должны знать:
- морфологические признаки прилагательного, роль прилагательного в речи, синтаксическую функцию;
- о согласовании прилагательных с существительным;
- условия выбора о-е в окончаниях прилагательных;
- грамматические особенности кратких прилагательных;
- план морфологического разбора прилагательного.
Учащиеся должны уметь:
- употреблять прилагательные в речи, определять морфологические признаки прилагательного и его синтаксическую роль;
- правильно писать окончания прилагательных, используя вопросы от определенного слова;
- правильно писать окончания прилагательных после шипящих и ц;
- различать полное и краткие прилагательные, определять их роль в предложении, правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящую;
- выполнять морфологический разбор полного и краткого прилагательных.
Глагол (25 ч. + 7 ч.)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола впредложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- – -бир-, -дер- – -дир-, -мер- – -мир-, -пер- – -пир-, -тер- – -тир-, -стел- – -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повторения слов.
III. Понятие о рассказе, особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Учащиеся должны знать:
- о неопределенной форме как начальной форме глагола;
- правило написания не с глаголами;
- условия выбора написания -тся, -ться в глаголах;
- способы образования видовых пар глагола;
- способы действия при выборе орфограммы е-и:
- как образуются временные формы от глаголов совершенного и несовершенного видов;
- способ образования и изменения глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени;
- способ определения спряжения глаголов;
- выбор орфограмм в написании безударных личных окончаний глагола;
- морфологические признаки глагола;
- о написании ь на конце глаголов 2 лица.
Учащиеся должны уметь:
- различать глаголы в личной и неопределенной формах;
- применять правило написания не с глаголами;
- правильно писать окончания глаголов неопределенной формы;
- употреблять в речи глаголы в начальной форме;
- находить слово, к которому относится глагол, правильно произносить и писать глаголы на -тся, -ться;
- владеть способом действия по распознаванию видов глагола;
- определять временные формы глагола;
- выбирать орфограмму перед суффиксом -л-, употреблять в речи глаголы прошедшего времени;
- образовывать простую и сложную формы будущего времени, различать их;
- владеть способом определения спряжения, правильно писать личные глагольные окончания;
- определять морфологические признаки глагола;
- употреблять глаголы в речи.
Повторение и систематизация изученного в 5 классе(10 ч.)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Виды самостоятельной работы | Дата | |
План | Факт. | |||||
1 | Язык – важнейшее средство общения | 3 | ||||
1.1 | Язык и человек | Урок «открытия» нового знания | 1 | Работа с орфограммами, анализ текста | ||
1.2 | Общение устное и письменное | Урок «открытия» нового знания | 1 | Текущий контроль | ||
1.3 | Стили речи | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
2 | Вспоминаем, повторяем, изучаем | 30 | ||||
2.1 | Звуки и буквы. Произношение и правописание | Урок рефлексии | 1 | Текущий контроль Фонетический разбор | ||
2.2 | Орфограмма | Урок общеметодической направленности | 1 | Словарный диктант Орфографический разбор | ||
2.3 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | Урок общеметодической направленности | 1 | Проверочный диктант Работа с перфокартой | ||
2.4 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | Урок общеметодической направленности | 1 | Словарно-орфографическая работа | ||
2.5 | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова | Урок рефлексии | 1 | Объяснительный диктант Работа с орфографическим словарем | ||
2.6 | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова | Урок рефлексии | 1 | Проверочный диктант Морфемный разбор | ||
2.7 | Правописание проверяемых согласных в корне слова | Урок рефлексии | 1 | Словарный диктант Работа по карточкам | ||
2.8 | Правописание непроверяемых согласных в корне слова | Урок рефлексии | 1 | Объяснительный диктант Морфемный разбор | ||
2.9 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | Урок «открытия» нового знания | 1 | Словарный диктант Фонетический разбор | ||
2.10 | Буквы и, у, а после шипящих | Урок общеметодической направленности | 1 | Текущий контроль Работа по карточкам | ||
2.11 | Разделительные ъ и ь | Урок общеметодической направленности | 1 | Текущий контроль Буквенный диктант | ||
2.12 | Разделительное написание предлога с другими словами | Урок общеметодической направленности | 1 | Проверочный диктант с дополнительным заданием | ||
2.13 | Проверочная работа по итогам повторения | Урок развивающего контроля | 1 | Тест | ||
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Виды самостоятельной работы | Дата | |
План | Факт. | |||||
2.14 | Что мы знаем о тексте | Развитие речи | 1 | Творческая работа | ||
2.15 | Обучающее изложение | Развитие речи | 1 | Изложение | ||
2.16 | Части речи | Урок «открытия» нового знания | 1 | Текущий контроль Работа с текстом | ||
2.17 | Части речи | Урок «открытия» нового знания | 1 | Работа с текстом | ||
2.18 | Глагол | Урок общеметодической направленности | 1 | Морфологический разбор глаголов. Объяснительный диктант | ||
2.19 | Написание –тся и –ться в глаголах. | Урок рефлексии | 1 | Предупредительный диктант | ||
2.20 | Тема текста | Развитие речи | 1 | Сочинение-миниатюра | ||
2.21 | Личные окончания глаголов | Урок общеметодической направленности | 1 | Проверочный диктант Работа по карточкам | ||
2.22 | Проверочная работа по итога повторения | Урок развивающего контроля | 1 | Тест | ||
2.23 | Имя существительное | Урок общеметодической направленности | 1 | Выборочный диктант Морфологический разбор | ||
2.24 | Падежные окончания существительных | Урок рефлексии | 1 | Тест | ||
2.25 | Имя прилагательное | Урок «открытия» нового знания | 1 | Творческая работа | ||
2.26 | Устное сочинение по картине А. Пластова "Летом" | Развитие речи | 1 | Словарно-орфографическая работа | ||
2.27 | Местоимение | Урок «открытия» нового знания | 1 | Предупредительный диктант | ||
2.28 | Основная мысль текста | Развитие речи | 1 | Сочинение по данному началу | ||
2.29 | Стартовый контрольный диктант с грамматическим заданием | Урок развивающего контроля | 1 | Диктант с грамматическим заданием | ||
2.30 | Работа над ошибками, допущенными в стартовом контрольном диктанте | Урок коррекции знаний | 1 | Работа над ошибками | ||
3 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 34 | ||||
3.1 | Синтаксис и пунктуация | Урок «открытия» нового знания | 1 | Работа с текстом | ||
3.2 | Словосочетание. | Урок «открытия» нового знания | 1 | Предупредительный диктант. Разбор словосочетаний | ||
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Виды самостоятельной работы | Дата | |
План | Факт. | |||||
3.3 | Словосочетание | Урок общеметодической направленности | 1 | Объяснительный диктант Синтаксический разбор | ||
3.4 | Разбор словосочетания | Урок общеметодической направленности | 1 | Самодиктант с грамматическим заданием | ||
3.5 | Предложение | Урок «открытия» нового знания | 1 | Творческая работа | ||
3.6 | Сжатое изложение | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
3.7 | Виды предложений по цели высказывания | Урок «открытия» нового знания | 1 | Словарный диктант Работа стекстом | ||
3.8 | Восклицательное предложение | Урок «открытия» нового знания | 1 | Объяснительный диктант | ||
3.9 | Сочинение на тему «Памятный день в школе» | Развитие речи | 1 | Словарно-орфографическая работа | ||
3.10 | Тест по теме «Словосочетание и предложение» | Урок развивающего контроля | 1 | Тест | ||
3.11 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее | Урок общеметодической направленности | 1 | Текущий контроль Синтаксический разбор | ||
3.12 | Сказуемое | Урок общеметодической направленности | 1 | Практическая работа Работа с таблицей | ||
3.13 | Тире между подлежащим и сказуемым. Олимпийский урок | Урок «открытия» нового знания | 1 | Предупредительный диктант | ||
3.14 | Нераспространенные и распространенные предложения. | Урок общеметодической направленности | 1 | Текущий контроль Синтаксический разбор | ||
3.15 | Второстепенные члены предложения. Дополнение | Урок общеметодической направленности | 1 | Предупредительный диктант. Работа с таблицей | ||
3.16 | Определение | Урок общеметодической направленности | 1 | Анализ предложений, тест | ||
3.17 | Обстоятельство | Урок общеметодической направленности | 1 | Проверочный диктант с дополнительным заданием | ||
3.18 | Закрепление темы «Второстепенные члены предложения» | Урок рефлексии | 1 | Индивидуальная работа по карточкам | ||
3.19 | Предложения с однородными членами | Урок общеметодической направленности | 1 | Словарно-орфографическая работа | ||
3.20 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | Урок общеметодической направленности | 1 | Синтаксический разбор предложений | ||
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Виды самостоятельной работы | Дата | |
План | Факт. | |||||
3.21 | Обобщающие слова при однородных членах предложения | Урок «открытия» нового знания | 1 | Объяснительный диктант Работа со схемами | ||
3.22 | Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения» | Урок развивающего контроля | 1 | Тест | ||
3.23 | Предложения с обращениями | Урок «открытия» нового знания | 1 | Анализ предложений | ||
3.24 | Письмо | Развитие речи | 1 | Творческая работа | ||
3.25 | Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения | Урок общеметодической направленности | 1 | Работа с раздаточным материалом | ||
3.26 | Простые и сложные предложения | Урок общеметодической направленности | 1 | Комментированный диктант. Синтаксический разбор | ||
3.27 | Простые и сложные предложения | Урок общеметодической направленности | 1 | Комментированное письмо с частичным разбором предложения | ||
3.28 | Синтаксический разбор сложного предложения | Урок общеметодической направленности | 1 | Индивидуальная работа по теме учебного исследования | ||
3.29 | Контрольная работа по теме «Простые и сложные предложения» | Урок развивающего контроля | 1 | Тест | ||
3.30 | Прямая речь | Урок «открытия» нового знания | 1 | Предупредительный диктант. Работа со схемами | ||
3.31 | Диалог | Урок «открытия» нового знания | 1 | Текущий контроль Работа с текстом | ||
3.32 | Проверочная работа по темам «Простые и сложные предложения», «Прямая речь» | Урок развивающего контроля | 1 | Тест | ||
3.33 | Повторение темы «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | Урок рефлексии | 1 | Работа с текстом | ||
3.34 | Итоговый урок по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | Урок развивающего контроля | 1 | Тест | ||
4 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи | 16 | ||||
4.1 | Фонетика. Гласные звуки | Урок общеметодической направленности | 1 | Практическая работа Составление таблицы | ||
4.2 | Согласные звуки | Урок общеметодической направленности | 1 | Проверочный диктант Работа по карточкам | ||
4.3 | Изменение звуков в потоке речи. Согласные твердые и мягкие | Урок «открытия» нового знания | 1 | Творческое списывание текста | ||
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Виды самостоятельной работы | Дата | |
План | Факт. | |||||
4.4 | Повествование. Сжатое изложение | Развитие речи | 1 | Комплексный анализ текста | ||
4.5 | Сжатое изложение | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
4.6 | Согласные звонкие и глухие | Урок общеметодической направленности | 1 | Словарный диктант Фонетический разбор | ||
4.7 | Графика. Алфавит | Урок общеметодической направленности | 1 | Работа со словарями Творческая работа | ||
4.8 | Описание предмета | Развитие речи | 1 | Сочинение-миниатюра | ||
4.9 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | Урок рефлексии | 1 | Словарный диктант Фонетический разбор | ||
4.10 | Двойная роль букв е, ё, ю, я | Урок «открытия» нового знания | 1 | Тест (тематический контроль) | ||
4.11 | Орфоэпия | Урок общеметодической направленности | 1 | Словарно-орфоэпическая работа | ||
4.12 | Фонетический разбор слова | Урок рефлексии | 1 | Фонетический разбор слова | ||
4.13 | Повторение темы «Фонетика» | Урок рефлексии | 1 | Практическая работа | ||
4.14 | Контрольный диктант по теме «Фонетика» | Урок развивающего контроля | 1 | Диктант с грамматическим заданием | ||
4.15 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте | Урок коррекции знаний | Работа над ошибками | |||
4.16 | Описание картины Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица» | Развитие речи | 1 | Словарно-орфографическая работа | ||
5 | Лексика. Культура речи | 12 | ||||
5.1 | Слово и его лексическое значение | Урок общеметодической направленности | 1 | Текущий контроль Работа со словарями | ||
5.2 | Способы выражения лексических значений слов | Урок общеметодической направленности | 1 | Словарная работа Работа со словарями | ||
5.3 | Однозначные и многозначные слова | Урок «открытия» нового знания | 1 | Словарная работа, объяснительный диктант | ||
5.4 | Прямое и переносное значение слова | Урок «открытия» нового знания | 1 | Творческая работа | ||
5.5 | Омонимы | Урок «открытия» нового знания | 1 | Выборочный диктант Работа со словарями | ||
5.6 | Синонимы | Урок «открытия» нового знания | 1 | Самодиктант Работа со словарями | ||
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Виды самостоятельной работы | Дата | |
План | Факт. | |||||
5.7 | Синонимы | Урок общеметодической направленности | 1 | Объяснительный диктант Творческая работа | ||
5.8 | Сочинение по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь" | Развитие речи | 1 | Словарно-орфографическая работа | ||
5.9 | Антонимы | Урок общеметодической направленности | 1 | Творческий диктант Работа со словарями | ||
5.10 | Изложение | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
5.11 | Повторение темы «Лексика» | Урок рефлексии | 1 | Словарный диктант, самодиктант | ||
5.12 | Проверочная работа по теме «Лексика» | Урок развивающего контроля | 1 | Индивидуальная работа по карточкам | ||
6 | Морфемика. Орфография. Культура речи | 29 | ||||
6.1 | Понятие о морфеме. Изменение и образование слов | Урок «открытия» нового знания | 1 | Текущий контроль Объяснительный диктант | ||
6.2 | Окончание | Урок общеметодической направленности | 1 | Текущий контроль Работа со схемами | ||
6.3 | Основа слова | Урок общеметодической направленности | 1 | Текущий контроль Морфемный разбор | ||
6.4 | Сочинение-письмо | Развитие речи | Творческая работа | |||
6.5 | Корень слова | Урок общеметодической направленности | 1 | Словарный диктант Работа со словарями | ||
6.6 | Рассуждение | Развитие речи | 1 | Словарно-орфографическая работа | ||
6.7 | Суффикс – значимая часть слова | Урок общеметодической направленности | 1 | Предупредительный диктант. Работа со схемами | ||
6.8 | Суффикс – значимая часть слова | Урок рефлексии | 1 | Индивидуальная работа по карточкам | ||
6.9 | Приставка | Урок рефлексии | 1 | Проверочная работа | ||
6.10 | Выборочное изложение | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
6.11 | Закрепление тем «Корень», «Суффикс», «Приставка» | Урок рефлексии | 1 | Тест | ||
6.12 | Чередование звуков | Урок общеметодической направленности | 1 | Словарно-орфографическая работа | ||
6.13 | Беглые гласные | Урок «открытия» нового знания | 1 | Текущий контроль | ||
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Виды самостоятельной работы | Дата | |
План | Факт. | |||||
6.14 | Варианты морфем. | Урок общеметодической направленности | 1 | Объяснительный диктант Работа с таблицей | ||
6.15 | Морфемный разбор слова | Урок рефлексии | 1 | Морфемный разбор Объяснительный диктант | ||
6.16 | Проверочная работа по теме «Варианты морфем» | Урок коррекции знаний | 1 | Тест | ||
6.17 | Правописание гласных и согласных в приставках | Урок «открытия» нового знания | 1 | Работа с перфокартой Проверочный диктант | ||
6.18 | Буквы з – с на конце приставок | Урок «открытия» нового знания | 1 | Текущий контроль Буквенный диктант | ||
6.19 | Буквы з – с на конце приставок | Урок общеметодической направленности | 1 | Предупредительный диктант. Работа по карточкам | ||
6.20 | Буквы а – о в корнях -лаг – -лож | Урок «открытия» нового знания | 1 | Текущий контроль Работа с перфокартой | ||
6.21 | Буквы а – о в корнях -раст – -ращ – -рос | Урок «открытия» нового знания | 1 | Объяснительный диктант Работа с перфокартой | ||
6.22 | Буквы ё–о после шипящих в корне | Урок «открытия» нового знания | 1 | Перфокартный диктант Проверочный диктант | ||
6.23 | Буквы ы–и после ц | Урок «открытия» нового знания | 1 | Проверочный диктант Составление таблицы | ||
6.24 | Повторение темы «Морфемика. Орфография. Культура речи» | Урок рефлексии | 1 | Распределительный диктант. Работа по карточкам | ||
6.25 | Проверочная работа по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» | Урок развивающего контроля | 1 | Тест | ||
6.26 | Сочинение по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине» | Развитие речи | 1 | Словарно-орфографическая работа | ||
6.27 | Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» | Урок развивающего контроля | 1 | Диктант с грамматическим заданием | ||
6.28 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте | Урок коррекции знаний | 1 | Работа над ошибками | ||
6.29 | Заключительный урок по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» | Урок рефлексии | 1 | Словарный диктант с взаимопроверкой | ||
Морфология. Орфография. Культура речи | 70 | |||||
7 | Имя существительное | 23 |
| |||
7.1 | Имя существительное как часть речи | Урок общеметодической направленности | 1 | Комплексный анализ текста | ||
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Виды самостоятельной работы | Дата | |
План | Факт. | |||||
7.2 | Имя существительное как часть речи | Урок общеметодической направленности | 1 | Объяснительный диктант Составление таблицы | ||
7.3 | Доказательства в рассуждении | Развитие речи | 1 | Сочинение-рассуждение | ||
7.4 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | Урок «открытия» нового знания | 1 | Буквенный диктант Работа по карточкам |
| |
7.5 | Имена существительные собственные и нарицательные | Урок «открытия» нового знания | 1 | Словарный диктант Морфологический разбор | ||
7.6 | Род имен существительных | Урок общеметодической направленности | 1 | Практическая работа Текущий контроль | ||
7.7 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | Урок «открытия» нового знания | 1 | Работа с дидактическим материалом | ||
7.8 | Сжатое изложение | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
7.9 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | Урок «открытия» нового знания | 1 | Текущий контроль Составление таблицы | ||
7.10 | Три склонения имен существительных. | Урок общеметодической направленности | 1 | Комментированное письмо. Объяснительный диктант | ||
7.11 | Падеж имен существительных | Урок общеметодической направленности | 1 | Выборочный диктант Работа по карточкам | ||
7.12 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | Урок общеметодической направленности | 1 | Работа с раздаточным материалом. Морфологический разбор | ||
7.13 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | Урок рефлексии | 1 | Работа с перфокартой Объяснительный диктант | ||
7.14 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | Урок рефлексии | 1 | Проверочный диктант Объяснительный диктант | ||
7.15 | Изложение | Развитие речи | Работа с текстом | |||
7.16 | Множественное число имен существительных | Урок рефлексии | 1 | Проверочный диктант Работа с таблицей | ||
7.17 | Множественное число имен существительных | Урок рефлексии | 1 | Комментированное письмо. Морфологический разбор | ||
7.18 | Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных | Урок рефлексии | 1 | Предупредительный диктант. | ||
7.19 | Повторение темы «Имя существительное» | Урок рефлексии | 1 | Индивидуальная работа по карточкам | ||
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Виды самостоятельной работы | Дата | |
План | Факт. | |||||
7.20 | Морфологический разбор имени существительного | Урок рефлексии | 1 | Объяснительный диктант Морфологический разбор | ||
7.21 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | Урок развивающего контроля | 1 | Диктант с грамматическим заданием | ||
7.22 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте | Урок коррекции знаний | 1 | Работа над ошибками | ||
7.23 | Подготовка к сочинению по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» | Развитие речи | 1 | Словарно-орфографическая работа | ||
8 | Имя прилагательное | 15 | ||||
8.1 | Имя прилагательное как часть речи | Урок общеметодической направленности | 1 | Текущий контроль Составление таблицы | ||
8.2 | Имя прилагательное как часть речи | Урок общеметодической направленности | 1 | Комплексный анализ текста | ||
8.3 | Имя прилагательное как часть речи | Урок рефлексии | 1 | Словарная работа. Морфологический разбор | ||
8.4 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | Урок общеметодической направленности | 1 | Творческое списывание Составление таблицы | ||
8.5 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | Урок рефлексии | 1 | Объяснительный диктант Работа с перфокартой | ||
8.6 | Описание животного | Развитие речи | 1 | Устное сочинение — описание животного | ||
8.7 | Изложение «Ю-ю» | Развитие речи | 1 | Изложение-миниатюра | ||
8.8 | Прилагательные полные и краткие | Урок общеметодической направленности | 1 | Объяснительный диктант Работа по карточкам | ||
8.9 | Прилагательные полные и краткие | Урок рефлексии | 1 | Текущий контроль Диктант «Проверь себя» | ||
8.10 | Описание картины А.Н.Комарова «Наводнение» | Развитие речи | 1 | Словарно-орфографическая работа | ||
8.11 | Морфологический разбор имени прилагательного | Урок рефлексии | 1 | Морфологический разбор Выборочный диктант | ||
8.12 | Повторение темы «Имя прилагательное» | Урок рефлексии | 1 | Индивидуальная работа по карточкам | ||
8.13 | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» | Урок развивающего контроля | 1 | Тест | ||
8.14 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | Урок развивающего контроля | 1 | Диктант с грамматическим заданием | ||
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Виды самостоятельной работы | Дата | |
План | Факт. | |||||
8.15 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте | Урок коррекции знаний | 1 | Работа над ошибками | ||
9 | Глагол | 32 | ||||
9.1 | Глагол как часть речи | Урок общеметодической направленности | 1 | Текущий контроль Составление таблицы | ||
9.2 | Не с глаголами | Урок рефлексии | 1 | Объяснительный диктант Работа с текстом | ||
9.3 | Рассказ. Олимпийский урок | Развитие речи | 1 | Устный рассказ по серии картинок | ||
9.4 | Неопределенная форма глагола | Урок общеметодической направленности | 1 | Словарный диктант Морфемный разбор | ||
9.5 | Неопределенная форма глагола | Урок рефлексии | 1 | Текущий контроль Предупредительный диктант | ||
9.6 | Устное изложение | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
9.7 | Правописание –тся и –ться в глаголах | Урок общеметодической направленности | 1 | Работа с дидактическим материалом | ||
9.8 | Правописание –тся и –ться в глаголах | Урок рефлексии | 1 | Распределительный диктант. Творческая работа | ||
9.9 | Виды глагола | Урок «открытия» нового знания | 1 | Выборочный диктант Работа с перфокартой | ||
9.10 | Виды глагола | Урок рефлексии | 1 | Предупредительный диктант. Работа по карточкам | ||
9.11 | Буквы е и и в корнях с чередованием | Урок «открытия» нового знания | 1 | Работа с перфокартой Объяснительный диктант | ||
9.12 | Редактирование текста | Развитие речи | 1 | Сочинение-миниатюра | ||
9.13 | Время глагола. Прошедшее время | Урок «открытия» нового знания | 1 | Текущий контроль Составление таблицы | ||
9.14 | Настоящее время | Урок «открытия» нового знания | 1 | Работа с текстом | ||
9.15 | Будущее время | Урок «открытия» нового знания | 1 | Выборочный диктант Творческая работа | ||
9.16 | Спряжение глагола | Урок общеметодической направленности | 1 | Объяснительный диктант Составление таблицы | ||
9.17 | Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием | Урок общеметодической направленности | 1 | Комментированное письмо. Работа с текстом | ||
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Виды самостоятельной работы | Дата | |
План | Факт. | |||||
9.18 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | Урок общеметодической направленности | 1 | Текущий контроль Работа с перфокартой | ||
9.19 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | Урок рефлексии | 1 | Работа с дидактическим материалом | ||
9.20 | Составление описаний и диалогов с использованием глаголов настоящего времени | Развитие речи | 1 | Творческая работа | ||
9.21 | Морфологический разбор глагола | Урок рефлексии | 1 | Морфологический разбор | ||
9.22 | Сжатое изложение | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
9.23 | Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа | Урок общеметодической направленности | 1 | Объяснительный диктант Работа по карточкам | ||
9.24 | Употребление времени | Урок общеметодической направленности | 1 | Текущий контроль Предупредительный диктант | ||
9.25 | Употребление времен в устных и письменных рассказах | Развитие речи | 1 | Рассказ по серии картинок | ||
9.26 | Обобщение по теме «Глагол» | Урок общеметодической направленности | 1 | Работа с дидактическим материалом | ||
9.27 | Обобщение по теме «Глагол» | Урок рефлексии | 1 | Тест | ||
9.28 | Сочинение-рассказ по рисунку | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
9.29 | Контрольная работа по теме «Глагол» | Урок развивающего контроля | 1 | Тест | ||
9.30 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | Урок развивающего контроля | 1 | Диктант с грамматическим заданием | ||
9.31 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и контрольной работе | Урок коррекции знаний | 1 | Работа над ошибками | ||
9.32 | Итоговое тестирование по теме «Морфология. Орфография. Культура речи» | Урок развивающего контроля | 1 | Тест | ||
10 | Повторение и систематизация изученного в 5 классе | 10 | ||||
10.1 | Разделы науки о языке | Урок рефлексии | 1 | Текущий контроль Морфологический разбор | ||
10.2 | Разделы науки о языке | Урок рефлексии | 1 | Объяснительный диктант Морфемный разбор | ||
10.3 | Орфограммы в приставках и корнях слов | Урок рефлексии | 1 | Работа с перфокартой | ||
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Виды самостоятельной работы | Дата | |
План | Факт. | |||||
10.4 | Итоговый контрольный диктант | Урок развивающего контроля | 1 | Диктант с грамматическим заданием | ||
10.5 | Орфограммы в приставках и корнях слов | Урок рефлексии | 1 | Выборочный диктант Фонетический разбор | ||
10.6 | Итоговое тестирование по программе 5 класса | Урок развивающего контроля | 1 | Тест | ||
10.7 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте | Урок коррекции знаний | 1 | Работа над ошибками | ||
10.8 | Орфограммы в окончаниях | Урок рефлексии | 1 | Распределительный диктант. Работа по карточкам | ||
10.9 | Употребление букв ъ и ь | Урок рефлексии | 1 | Объяснительный диктант Морфемный разбор | ||
10.10 | Знаки препинания в простом и сложном предложениях | Урок рефлексии | 1 | Синтаксический разбор предложений | ||
Итого | 204 |
Материально -техническое обеспечение учебного предмета
Технические средства обучения
- Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
- Колонки (рабочее место учителя).
- Проектор.
- Интерактивная доска.
Программные средства
- Операционная система Windows ХР.
- Офисное приложение Microsoft Office 2007, включающее программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint.
Наглядные и дидактические материалы
- таблицы по русскому языку для 5 класса,
- раздаточный материал,
- Русский язык. 5 класс. Электронное приложение к учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. (1 CD). ЗАО «Образование-Медиа», 2013.
- 1С: Школа. Русский язык, 5-6 кл. Морфология. Орфография. ЗАО «1С», 2006.
- 1С: Школа. Русский язык, 5-6 кл. Морфемика. Словообразование. ЗАО «1С», 2006.
Учебно-методическое обеспечение предмета
Основная учебно-методическая литература
1. Стандарт основного общего образования по русскому языку. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/08.doc (дата обращения: 06.08.13).
2. Примерные программы основного общего образования. Русский язык для образовательных учреждений с русским языком обучения. URL:
http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/02-1-o.doc (дата обращения: 06.08.13).
3. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2011.
4. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2007.
5. Ладыженская Т.А., Баранова М.Т., Тростенцова Л.А. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013.
6. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
7. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс / Сост. Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2012.
8. Никитина Е.И. Уроки русского языка в 5 классе: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2012.
9. Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
Дополнительная литература:
1. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.
2. Граник Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.
3. Ладыженская Т. А. Развивайте дар слова / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. - М., 1990.
4. Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л. А.Тростенцова, М. М. Стракевич. - М.: Просвещение, 2010.
5. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для V класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2008.
Интернет-ресурсы
- http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
- http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
- http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
- http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
- http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
- http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
- http://www.gramma.ru - Культура письменной речи
- http://www.imena.org - Имена.org – популярно об именах и фамилиях
- http://slova.ndo.ru - Крылатые слова и выражения
- http://www.rusword.org - Мир слова русского
- http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/ - Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник
- http://learning-russian.gramota.ru - Электронные пособия по русскому языку для школьников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,
Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,...
Рабочая программа учебного предмета «Математика» Класс 7
Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (учебный предмет «Математика» 7 класс )...
Рабочая программа учебного курса 6 класс
quot;Пространственные виды искусства" учебный курс по изобразительного искусству...
Рабочая программа учебного курса 8 класс
quot;Мир искусства", рабочая программа 8 класс...
Рабочая программу учебного курса 9 класс
Рабочая программа учебного курса "Алгебра модуля". 9 класс. ФГОС. Тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный предмет: Геометрия Класс: 7 Количество часов в год по учебному плану: 68 Количество часов в неделю: 2
Рабочая программа расчитана на 2 часа . В программе указаны задачи, цела и конечный результат изучения курса геометрии....
Рабочая программа учебного курса 5 класса "Занимательная математика"
Мною представлена рабочая программа учебного курса по мтематике для 5 класса по внеурочной деятельности по предмету...