Урок в 10 классе по подготовке к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) на тему
Повторение умения употреблять части речи; повторение словообразования, паронимов; отработка выполнения заданий ЕГЭ;
развитие мышления учащихся; воспитание культуры чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_10_klasse_po_podgotovke_k_ege.docx | 25.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Готовимся к ЕГЭ.
Цели: Повторение умения употреблять части речи; повторение словообразования, паронимов; отработка выполнения заданий ЕГЭ; развитие мышления учащихся; воспитание культуры чтения.
Ход урока
1.Проверка домашнего задания. (Выполнить задания из сборника ЕГЭ, касающиеся деепричастия.) Вариант 12.
- Это задания А4. По законам русского языка действие, выраженное глаголом – сказуемым, и дополнительное действие, обозначенное деепричастием, должно совершать одно лицо. В.12.Ответ – 4).
- Задание А10. Укажите верную характеристику (морфологическую принадлежность)слова.(Смотри вариант 8).
- А 20.Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
-В2. Выпишите либо причастие, либо деепричастие. Например, вариант 26: стараясь.
-В5.Среди предложений 12 – 18 найдите предложение(-я) с обособленным обстоятельством: 13.
2. Сопоставление двух предложений, в одном из которых – деепричастие, в другом – наречие, образованное от деепричастия.
Первый слайд :
Смеясь и шутя, мы побежали к реке. Задачу я решил шутя.
- Во втором предложении слово шутя является наречием .
- Как можно это определить? (Можно заменить другим наречием).
- Каким? (Задачу я решил легко.)
3.Оформление тетрадей. Запись предложений в тетради.
4.Определение роли инфинитива в предложении.
- Что такое инфинитив? (Начальная форма).
- Что вы о нём знаете?
- Показатели инфинитива – суффиксы –ть, -ти, -чь.
- В предложении глагол в спрягаемых формах выступает в роли …(простого глагольного сказуемого: Старики умилялись, вспоминая подробности давней встречи.).
-Гораздо разнообразнее роль глагола в форме инфинитива. Он может быть: …
Второй слайд:
- Я пришёл к тебе (зачем?) биться не на жизнь, а на смерть. (Биться – обстоятельство цели).
- Я хочу с тобой биться не на жизнь, а на смерть. (Хочу биться – составное глагольное сказуемое.)
- Царь велел мне биться с ним не на жизнь а на смерть. (Велел что? биться – дополнение).
-Я буду с тобой биться. (Буду биться – сказуемое, форма сложного будущего времени.)
- Вот и пришёл час биться. (Час какой? биться – несогласованное определение.)
- Жить – Родине служить. (Подлежащее.)
Каждому раздаю карточки, в которые записаны по 2 предложения. Записывают в тетрадях и определяют роль инфинитива:
Нам этого случая никогда не забыть.
Она попыталась о чём-нибудь подумать, что-нибудь вспомнить и не смогла.
Сделать шаг навстречу другому человеку всегда трудно.
В нашем деле главное – умение терпеть.
Умоляю вас, позвольте мне поехать с вами.
Лиза побежала помогать бабушке печь пирог.
-В заданиях ЕГЭ есть задания на определение роли инфинитива?
(Конкретно такого задания нет, но это знание может понадобиться при выполнении задания А8: Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?) Вариант 12 – 2).
5.Разыгрывание ситуации:
- На парте разложены карточки с написанными темами для повторения. Каждый по очереди будет выходить и выбирать, что хотелось бы ему повторить на этом уроке.
Карточки:
1. Словообразование
2. Паронимы
3. Определение морфологической принадлежности слова
4. Работа с текстом (расставить предложения в нужном порядке, чтобы получился текст.
5. Образование форм числительных и употребление их в речи.
6. Словообразование.
Третий слайд:
- От какого слова и каким способом образованы следующие слова?
поломка – от поломать, суффиксальным способом, суффикс-к-;
вооружение – от вооружать суффиксальным способом, суффикс-ениj-;
запальчиво – от запальчивый суффиксальным способом, суффикс-о;
незаметно – от незаметный суффиксальным способом, суффикс-о;
бессмысленный – от смысл приставочно-суффиксальным способом, приставка бес-, суффикс-енн-;
по-французски – от французский приставочно-суффиксальным способом, приставка по-,суффикс-и-;
зелень – от слова зелёный бессуфиксный или безаффиксный или способ нулевой суффиксации;
синь – от синий;
перелёт – от перелететь
- На что следует обратить внимание при словообразовательном разборе?
1.Определить часть речи.
2. Вспомнить, из какой части речи образуется обычно данное слово:
- прилагательное от существительного, от глагола
-глагол от другого глагола, от существительных(газ-газифицировать), от прилагательных (красный – краснеть)
-существительное от глагола со значением деятеля и процесса(строитель от строить, борьба от бороться)
В сборнике ЕГЭ (работаем над 12 вариантом) найдите задание по словообразованию и выполните его письменно.(В1:переходов от переходить)
- Прочитайте задание. Выпишите слово,образованное бессуфиксным способом. Обратите внимание на слова, которые мы разобрали: обычно слова какой части речи и от какой части речи образуются бессуфиксным способом? (существительное от прилагательного или глагола).
7. Паронимы.
- Что называют паронимами? (Слова, имеющие сходство в морфологическом составе (т.е. в звучании), но различающиеся по значению).
Четвёртый слайд:
- К каждому из паронимов подберите синоним (они даны в скобках).
длинный – длительный (протяжённый, продолжительный)
гневливый – гневный (рассерженный, вспыльчивый)
деловой – деловитый (толковый, озабоченный, служебный, рабочий)
единичный – единый (сплочённый, нетипичный)
запасный –запасливый (предусмотрительный, дополнительный)
оборотливый – оборотный (предприимчивый,противоположный)
явный – явственный (бесспорный, чёткий)
- Найдите подобное задание в сборнике ЕГЭ. (А2).Выполните его.
(Гарантийный знак, гарантированный –заверенный).
8.Определение морфологической принадлежности слова.
Пятый слайд:
а).Раз уж на то пошло, слушайте.
раз – союз, можно заменить другим союзом (если)
уж –1) наречие (он уже (уж) давно пришёл) Наречие – сам-я часть речи,обозначает признак действия или прзнак другого признака.
2)частица (уж если делать, то делать хорошо) Частица –служебная часть речи,которая придаёт различные оттенки значений (уж – усиление).
то – указательное местоимение
б). И чего ты привязался?
и – частица (Функции союза? Частица и – выражает полноту и категоричность отрицания, выделяя в нём главное: Ты и не проси. И копейки не даст.
чего – местоимённое наречие, можно заменить наречием - зачем
в). Я должен признаться, что виноват перед тобой.
должен – краткое прилагательное (должный, обратите внимание, что относится к местоимению)
виноват – кр. прил.
что – относительное местоимение
г).Ветра не было, но в саду всё падали и падали листья.
Всё – обычно это определительное местоимение, но в данном случае, это частица (усиление), можно убрать из предложения, смысл предложения сохраниться, в предложении не является самостоятельным членом предложения, нельзя задать вопрос.
В сборнике (В2) найдёте и выполните дома.
9.Работа с текстом. Расставить предложения в нужном порядке, чтобы получился текст.
Слайд шестой:
1.(5). А в этот самый час Пашка по приказу Чичкина собрал всех воробьёв, какие жили поблизости, и воробьи всей стаей напали на ларёк, где был спрятан стеклянный букет.
2.(2). Они думали,что она разозлится и улетит из ларька.
3.(4). Но ворона была учёная, знала воробьиные хитрости и из ларька не вылезала.
4.(1). Сразу воробьи не ререшились, конечно, напасть на ларёк, а расселись на соседних крышах и часа два дразнили ворону.
5.(3). Тогда можно будетустроить бой на улице, где не так тесно, как в ларьке, и где на ворону можно навалиться всем сразу.
(К.Г. Паустовский)
В сборнике (А6) найдёте и выполните дома.
10. Образование форм числительных и употребление их в речи.
Слайд седьмой:
1.Засовы сменили у обоих (обеих) ворот.
2.Четверо девочек (четыре девочки) из нашего класса занимаются латиноамериканскими танцами и часто выступают в концертах.
3.Избирательная комиссия зарегистрировала уже пятьдесят четырёх кандидатов (пятьдесят четыре кандидата).
4. На билет из Одессы не хватило двести пятьдесят (двухсот пятидесяти) рублей.
5. На практику в Сибирь послали двадцать трёх студентов (двадцать три студента), остальные семьдесят семь моих однокурсников остались работать в Москве.
6. Впервые игра в гольф была описана в китайской книге, созданной между девятисот шестидесятым и тысячу двести семьдесят девятым годами.
11.Работа с текстом.
- Прочитайте текст (Вариант 12).
- Попробуйте сформулировать проблему.(а).Автор обращается к актуальной теме – чтению. Каким оно должно быть? б).В чём состоит секрет образованности – вот тема, к которой обращается автор текста.)
12.Д.з.:Написать сочинение – рассуждение. Выполнить задания из сборника ЕГЭ (Вариант 13) те задания , о которых мы сегодня говорили.
13.Рефлексия:
- Что вам понравилось сегодня делать?
- Что для вас оказалось новым?
Оценки …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока 7 класс. Тема: Подготовка выкройки к раскрою.
Тема: Подготовка выкройки к раскрою.Цель: Научить правильно, сделать выкройку, выполняя практическую работу по подготовке выкройки к раскрою. Ход урока:Организационный момент...
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 9 КЛАССЕ Тема урока: «Знакомьтесь: Феликс Кривин!» (подготовка к сочинению).
Презентация к уроку развития речи в 9 классе по теме: «Знакомьтесь: Феликс Кривин!» (подготовка к сочинению)....
Урок как основная форма подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку. Модель урока «Это многоликое местоимение» в 10-м классе с использованием УМК Дейкиной А.Д., Пахновой Т.М.
Модель предлагаемого читателю урока иллюстрирует, как, используя деятельностный подход в обучении, можно эффективно готовить обучающихся к ЕГЭ по русскому языку. Тема урока была выбрана н...
Презентация к уроку "Проценты" в 5 классе. Материал полезен и для повторения темы проценты и 6 классе и в 9 классе по подготовке к ГИА. Разобраны все типы задач. Приведены образцы решения двумя способами.
Материал подготовлен для учащихся 5 класса для изучения темы "Проценты". Так же эти слайды будут полезны для повторения этой темы в 6 классе, и для подготовки к ГИА в 9 классе. Здесь разобраны все тип...
Тема урока: Урок-размышление о счастье. Подготовка к сочинению-рассуждению. 10 класс.
Вид урока: урок – практикум.Тип урока: комбинированный с использованием ИКТФормы работы слово учителя, приём мозговой атаки анализ исходного текста, организация частично – поиск...
Конспект урока по технологии "Обслуживающий труд" 5 класс (девочки). "Подготовка деталей кроя фартука к обработке" и технологическая карта к уроку.
Методические разработки уроков. Конспект урока по технологии "Обслуживающий труд" 5 класс (девочки).Тема : "Подготовка деталей кроя фартука к обработке". (1 учебный час)...
План-конспект урока 7 класс, лыжная подготовка.
Обучение одновременному одношажному ходу, повороту на месте махом....