Урок в 10 классе по подготовке к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) на тему

Пидиксеева Валентина Викторовна

Повторение  умения употреблять части  речи; повторение  словообразования, паронимов; отработка выполнения заданий   ЕГЭ;

развитие мышления учащихся; воспитание культуры чтения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_10_klasse_po_podgotovke_k_ege.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Готовимся к ЕГЭ.

Цели: Повторение  умения употреблять части  речи; повторение  словообразования, паронимов; отработка выполнения заданий   ЕГЭ; развитие мышления учащихся; воспитание культуры чтения.

                                            Ход  урока

 

   1.Проверка  домашнего  задания.  (Выполнить  задания  из сборника ЕГЭ,  касающиеся деепричастия.) Вариант 12.

  - Это задания   А4. По законам русского языка действие, выраженное глаголом – сказуемым, и дополнительное действие, обозначенное деепричастием,  должно  совершать одно лицо. В.12.Ответ – 4).

  - Задание  А10. Укажите верную характеристику (морфологическую принадлежность)слова.(Смотри вариант 8).

  - А 20.Знаки препинания в простом осложнённом предложении.

  -В2. Выпишите либо причастие, либо деепричастие. Например, вариант 26: стараясь.

   -В5.Среди предложений 12 – 18 найдите предложение(-я) с обособленным обстоятельством: 13.

   

   2. Сопоставление двух предложений, в одном из которых – деепричастие, в другом – наречие, образованное  от  деепричастия.

   Первый слайд :

   Смеясь и шутя, мы побежали к реке. Задачу я решил шутя.

   - Во втором предложении слово шутя является наречием .

   - Как можно это определить? (Можно заменить другим наречием).

   - Каким? (Задачу я решил легко.)

   

   3.Оформление тетрадей. Запись предложений в тетради.

   4.Определение роли инфинитива в предложении.

   - Что такое инфинитив? (Начальная форма).

   - Что вы о нём знаете?

   - Показатели инфинитива – суффиксы –ть, -ти, -чь.

   - В предложении глагол в спрягаемых формах выступает в роли …(простого глагольного сказуемого: Старики умилялись, вспоминая подробности давней встречи.).

   -Гораздо разнообразнее роль глагола в форме инфинитива. Он может быть:  …

   

   Второй слайд:

   - Я пришёл к тебе (зачем?) биться  не на жизнь, а на смерть. (Биться – обстоятельство цели).

   - Я хочу с тобой биться не на жизнь, а на смерть. (Хочу биться – составное глагольное сказуемое.)

   - Царь велел мне биться с ним не на жизнь а на смерть. (Велел что? биться – дополнение).

   -Я буду с тобой биться. (Буду биться – сказуемое, форма сложного будущего времени.)

   - Вот и пришёл час биться. (Час какой? биться – несогласованное определение.)

   -  Жить – Родине служить. (Подлежащее.)

   Каждому раздаю карточки, в которые записаны по 2 предложения. Записывают в тетрадях и определяют роль инфинитива:

   Нам этого случая никогда не забыть.

   Она попыталась о чём-нибудь подумать, что-нибудь вспомнить и не смогла.

   Сделать шаг навстречу другому человеку всегда трудно.

   В нашем деле главное – умение терпеть.

   Умоляю вас, позвольте мне поехать с вами.

   Лиза побежала помогать бабушке печь пирог.

   -В заданиях ЕГЭ есть задания на определение роли инфинитива?

   (Конкретно такого задания нет, но это знание может понадобиться при выполнении задания А8: Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?) Вариант 12 – 2).

   5.Разыгрывание ситуации:

   - На парте разложены карточки с написанными темами для повторения. Каждый по очереди будет выходить и выбирать, что хотелось бы ему повторить на этом уроке.

   Карточки:

  1. Словообразование

  2. Паронимы

  3. Определение морфологической принадлежности слова

  4. Работа с текстом (расставить предложения в нужном порядке, чтобы получился текст.

  5. Образование форм числительных и употребление их в речи.

   6. Словообразование.

   Третий слайд:

   - От какого слова и каким способом образованы следующие слова?

   поломка – от поломать, суффиксальным способом, суффикс-к-;

   вооружение – от вооружать суффиксальным способом, суффикс-ениj-;

   запальчиво – от запальчивый суффиксальным способом, суффикс-о;

   незаметно – от незаметный суффиксальным способом, суффикс-о;

   бессмысленный – от смысл приставочно-суффиксальным способом, приставка бес-, суффикс-енн-;

   по-французски – от французский приставочно-суффиксальным способом, приставка по-,суффикс-и-;

   

   зелень – от слова зелёный  бессуфиксный или безаффиксный или способ нулевой суффиксации;

   синь – от синий;

   перелёт – от перелететь

   

   - На что следует обратить внимание при словообразовательном разборе?

   1.Определить часть речи.

   2. Вспомнить, из какой части речи образуется обычно данное слово:

      - прилагательное от  существительного, от глагола

      -глагол от другого глагола, от существительных(газ-газифицировать), от прилагательных (красный – краснеть)

      -существительное от глагола со значением деятеля и процесса(строитель от строить, борьба от бороться)

   

   В сборнике ЕГЭ (работаем над 12 вариантом) найдите задание по словообразованию и выполните его письменно.(В1:переходов от переходить)

  - Прочитайте задание. Выпишите  слово,образованное бессуфиксным способом. Обратите внимание на слова, которые мы разобрали: обычно слова какой части речи и от какой части речи образуются бессуфиксным способом? (существительное от прилагательного или глагола).

   7. Паронимы.

   - Что называют паронимами? (Слова, имеющие сходство в морфологическом составе (т.е. в звучании), но различающиеся по значению).

   Четвёртый слайд:

   - К каждому из паронимов подберите синоним (они даны в скобках).

     длинный – длительный (протяжённый, продолжительный)

     гневливый – гневный (рассерженный, вспыльчивый)

     деловой – деловитый (толковый, озабоченный, служебный, рабочий)

     единичный – единый (сплочённый, нетипичный)

     запасный –запасливый (предусмотрительный, дополнительный)

     оборотливый – оборотный (предприимчивый,противоположный)

     явный – явственный (бесспорный, чёткий)

   

   - Найдите подобное  задание  в сборнике ЕГЭ. (А2).Выполните его.

   (Гарантийный  знак,  гарантированный –заверенный).

   8.Определение морфологической принадлежности слова.

   Пятый слайд:

 

   а).Раз уж на то пошло, слушайте.

       раз – союз, можно заменить другим союзом (если)

       уж –1) наречие (он уже (уж) давно пришёл)  Наречие – сам-я часть         речи,обозначает признак действия или прзнак другого признака.

              2)частица (уж если делать, то делать хорошо)  Частица –служебная часть речи,которая придаёт различные оттенки значений (уж – усиление).

      то – указательное местоимение

   б). И чего ты привязался?

      и – частица (Функции союза? Частица и – выражает полноту и категоричность отрицания, выделяя в нём главное: Ты и не проси. И копейки не даст.

      чего – местоимённое наречие, можно заменить наречием - зачем

   в). Я должен признаться, что виноват перед тобой.

      должен – краткое прилагательное (должный, обратите внимание, что относится к местоимению)

     виноват – кр. прил.

     что – относительное местоимение

   г).Ветра не было, но в саду всё падали и падали листья.

     Всё – обычно это определительное местоимение, но в данном случае, это частица (усиление), можно убрать из предложения, смысл предложения сохраниться, в предложении не является самостоятельным членом предложения, нельзя задать вопрос.

   

   В сборнике (В2) найдёте и выполните дома.

   9.Работа с текстом. Расставить предложения в нужном порядке, чтобы получился текст.

   Слайд шестой:

   1.(5). А в этот самый час Пашка по приказу Чичкина собрал всех воробьёв, какие жили поблизости, и воробьи всей стаей напали на ларёк, где был спрятан стеклянный букет.

   2.(2). Они думали,что она разозлится и улетит из ларька.

   3.(4). Но ворона была учёная, знала воробьиные хитрости и из ларька не вылезала.

   4.(1). Сразу воробьи не ререшились, конечно, напасть на ларёк, а расселись на соседних крышах и часа два дразнили ворону.

   5.(3). Тогда можно будетустроить бой на улице, где не так тесно, как в ларьке, и где на ворону можно навалиться всем сразу.

                                                                         (К.Г. Паустовский)

   В сборнике (А6) найдёте и выполните дома.

   10. Образование форм числительных и употребление их в речи.

 

    Слайд  седьмой:

    1.Засовы сменили у обоих (обеих) ворот.

    2.Четверо девочек (четыре девочки) из нашего класса занимаются латиноамериканскими танцами и часто выступают в концертах.

    3.Избирательная комиссия зарегистрировала уже пятьдесят четырёх  кандидатов (пятьдесят четыре кандидата).

    4. На билет из Одессы не хватило двести пятьдесят (двухсот пятидесяти) рублей.

    5. На практику в Сибирь послали двадцать трёх студентов (двадцать три студента), остальные семьдесят семь моих однокурсников остались работать в Москве.

   6. Впервые игра в гольф была описана в китайской книге, созданной между девятисот шестидесятым и тысячу двести семьдесят девятым годами.

   11.Работа с текстом.

   - Прочитайте текст (Вариант 12).

   - Попробуйте сформулировать проблему.(а).Автор обращается к актуальной теме – чтению. Каким оно должно быть?  б).В чём состоит секрет образованности – вот тема, к которой обращается автор текста.)

   12.Д.з.:Написать сочинение – рассуждение. Выполнить задания из сборника ЕГЭ (Вариант 13) те задания , о которых мы сегодня говорили.

   13.Рефлексия:

   - Что вам понравилось сегодня делать?

   - Что для вас оказалось новым?

   Оценки …

 

   

       

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока 7 класс. Тема: Подготовка выкройки к раскрою.

Тема: Подготовка выкройки к раскрою.Цель: Научить правильно,  сделать выкройку, выполняя практическую работу по подготовке выкройки к раскрою. Ход урока:Организационный момент...

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 9 КЛАССЕ Тема урока: «Знакомьтесь: Феликс Кривин!» (подготовка к сочинению).

Презентация к уроку развития речи в 9 классе по  теме:  «Знакомьтесь: Феликс Кривин!»  (подготовка к сочинению)....

Урок как основная форма подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку. Модель урока «Это многоликое местоимение» в 10-м классе с использованием УМК Дейкиной А.Д., Пахновой Т.М.

Модель предлагаемого читателю урока иллюстрирует, как, используя деятельностный подход в обучении, можно эффективно готовить обучающихся   к ЕГЭ по русскому языку. Тема урока была выбрана н...

Презентация к уроку "Проценты" в 5 классе. Материал полезен и для повторения темы проценты и 6 классе и в 9 классе по подготовке к ГИА. Разобраны все типы задач. Приведены образцы решения двумя способами.

Материал подготовлен для учащихся 5 класса для изучения темы "Проценты". Так же эти слайды будут полезны для повторения этой темы в 6 классе, и для подготовки к ГИА в 9 классе. Здесь разобраны все тип...

Тема урока: Урок-размышление о счастье. Подготовка к сочинению-рассуждению. 10 класс.

Вид урока: урок – практикум.Тип урока: комбинированный с использованием ИКТФормы работы слово учителя, приём мозговой атаки анализ исходного текста, организация частично – поиск...

Конспект урока по технологии "Обслуживающий труд" 5 класс (девочки). "Подготовка деталей кроя фартука к обработке" и технологическая карта к уроку.

Методические разработки уроков. Конспект урока по технологии "Обслуживающий труд" 5 класс (девочки).Тема : "Подготовка деталей кроя фартука к обработке".  (1 учебный час)...

План-конспект урока 7 класс, лыжная подготовка.

Обучение одновременному одношажному ходу, повороту на месте махом....