Урок как основная форма подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку. Модель урока «Это многоликое местоимение» в 10-м классе с использованием УМК Дейкиной А.Д., Пахновой Т.М.
план-конспект урока (10 класс) по теме

Скворцова Ангелина Николаевна

 

Модель предлагаемого читателю урока иллюстрирует, как, используя деятельностный подход в обучении, можно эффективно готовить обучающихся   к ЕГЭ по русскому языку. Тема урока была выбрана неслучайно, поскольку вызывает  у десятиклассников немало затруднений. Урок русского языка для 10 класса построен с опорой на УМК Дейкиной А.Д., Пахновой Т.М., что позволяет учителю в полной мере осуществлять текстоцентрический подход.  Это особенно важно, потому что, как показывает опыт, ученики легко справляются с учебными задачами, когда местоимения уже выделены авторами учебников в тексте упражнений, но испытывают трудности, когда местоимения необходимо опознавать в тексте самостоятельно. Кроме всего, выбранный учебник-практикум обеспечен подуманной системой заданий к текстам, что в полной мере использовано автором-разработчиком урока.    Изучение темы «Местоимение» на старшей ступени носит обобщающий характер, поэтому логика урока такова: на первом этапе учащиеся с помощью учителя активизируют опорные знания о местоимении, работая над текстом лингвистического содержания, проводят небольшой лингвистический эксперимент. На втором этапе они проводят своеобразную экспертизу демоверсии ЕГЭ с целью обнаружить задания, проверяющие степень осведомленности в теме «Местоимение». Это происходит в ходе групповой работы, предполагающей определённую коммуникативную деятельность. Результаты поисков станут основой для составления плана общей и индивидуальной работы по восполнению пробелов в знаниях.  На следующем этапе ученики  систематизируют имеющиеся знания по теме и усваивают новые в ходе лингвистического анализа художественного текста. Это фронтальная работа под руководством учителя и при его непосредственном участии. На этапе закрепления им предстоит  поработать в качестве разработчиков типовых экзаменационных заданий. Используя свои знания и свой опыт, они должны составить  несколько заданий для ЕГЭ, используя незнакомый художественный текст.  Проекты заданий предъявляются классу и совместно решаются.  На этапе обратной связи учащиеся оценивают свою деятельность по заранее предложенным критериям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок как основная форма подготовки выпускников

  к ЕГЭ по русскому языку

 

Скворцова Ангелина Николаевна,

 учитель высшей категории

МОБУ СОШ №5 г. Таганрога

Единый государственный экзамен –  это для выпускника своеобразный рубеж в систематизации знаний по русскому языку, следовательно, каждый урок является  определённой ступенькой к накоплению тех знаний и умений, которые должны проявиться на экзамене и помочь ему в выполнении частей А, В и С. Не секрет, что одни из самых сложных заданий частей А и В те, в основу которых положены знания лингвистической компетенции (термины, понятия). Как сделать каждый урок эффективной формой подготовки к выполнению экзаменационных заданий?

 Основной подход к построению образовательного процесса в условиях ФГОС нового поколения –  деятельностный, и это закономерно.  Он имеет явные преимущества перед знаниево-ориентированным как с точки зрения интеллектуального и личностного развития детей, так и с позиций качества усвоения знаний.  Учебный материал становится не предметом усвоения, а образовательной средой для самостоятельной деятельности ученика. Таким образом, образование становится личностно значимой деятельностью ученика. Тем самым решается глобальная проблема: преодолевается отчуждение ученика (с распространенными негативными проявлениями: шпаргалками, списыванием, скачиванием рефератов из Интернета) от деятельности.

 Однако этой самой деятельности необходимо целенаправленно обучать, и урок русского языка в этом плане открывает огромное пространство для поисков. Прежде всего, обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить старшеклассника самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения,  помогать ему в формировании умений контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Мы не имеем права просто «натренировать» учеников в выполнении каких-то операций (приемов) – они должны быть для него осмыслены, взаимосвязаны, он должен уметь самостоятельно выбрать наиболее подходящий прием решения задачи, а в идеале – найти свои собственные, не встречавшиеся в его опыте приемы решения.  Деятельностный подход предполагает открытие перед учениками всего спектра этих возможностей, являясь лучшей методологической подготовкой к государственному экзамену.

        Модель предлагаемого читателю урока иллюстрирует, как, используя деятельностный подход в обучении, можно эффективно готовить обучающихся   к ЕГЭ по русскому языку. Тема урока была выбрана неслучайно, поскольку вызывает  у десятиклассников немало затруднений. Урок русского языка для 10 класса построен с опорой на УМК Дейкиной А.Д., Пахновой Т.М., что позволяет учителю в полной мере осуществлять текстоцентрический подход.  Это особенно важно, потому что, как показывает опыт, ученики легко справляются с учебными задачами, когда местоимения уже выделены авторами учебников в тексте упражнений, но испытывают трудности, когда местоимения необходимо опознавать в тексте самостоятельно. Кроме всего, выбранный учебник-практикум обеспечен подуманной системой заданий к текстам, что в полной мере использовано автором-разработчиком урока.

        Изучение темы «Местоимение» на старшей ступени носит обобщающий характер, поэтому логика урока такова: на первом этапе учащиеся с помощью учителя активизируют опорные знания о местоимении, работая над текстом лингвистического содержания, проводят небольшой лингвистический эксперимент.

 На втором этапе они проводят своеобразную экспертизу демоверсии ЕГЭ с целью обнаружить задания, проверяющие степень осведомленности в теме «Местоимение». Это происходит в ходе групповой работы, предполагающей определённую коммуникативную деятельность. Результаты поисков станут основой для составления плана общей и индивидуальной работы по восполнению пробелов в знаниях.

На следующем этапе ученики  систематизируют имеющиеся знания по теме и усваивают новые в ходе лингвистического анализа художественного текста. Это фронтальная работа под руководством учителя и при его непосредственном участии.

 На этапе закрепления им предстоит  поработать в качестве разработчиков типовых экзаменационных заданий. Используя свои знания и свой опыт, они должны составить  несколько заданий для ЕГЭ, используя незнакомый художественный текст.  Проекты заданий предъявляются классу и совместно решаются.

        На этапе обратной связи учащиеся оценивают свою деятельность по заранее предложенным критериям.

Таким образом, деятельностный подход осуществляется на всех этапах урока.

Модель урока  «Это многоликое местоимение» в 10-м классе

 с использованием УМК Дейкиной А.Д., Пахновой Т.М.

Цель:

В результате осмысления ценности слова как основы познания внутреннего мира человека  и личностной значимости изучаемого в теме «Местоимение», а также овладения способами решения учебных задач, направленных на развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, учащиеся смогут

- осознавать эстетическую функцию местоимений,

-знать их грамматические признаки и  синтаксическую роль,

-владеть грамматическими нормами употребления местоимений и применять знания о них в речевой практике,

- владеть умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой информации.

Универсальные учебные действия:

личностные: нравственно-эстетическое оценивание содержания поэтических текстов исходя из  личностных ценностей;

коммуникативные: речевое взаимодействие и взаимопонимание в ходе групповой работы, сотрудничество в сборе информации;

регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено по теме «Местоимение», и того, что ещё пока неизвестно или  вызывает затруднение;  контроль и оценка процесса и результата деятельности;

познавательные: выявление существенных видовых признаков изучаемой части речи, исправление ошибок, связанных с употреблением местоимений; составление таблиц; анализ заданий ЕГЭ; вычленение словосочетаний из текста, синтаксический разбор предложения; классификация местоимений по разрядам.

Ход урока:

1. Мотивационный этап

Создание проблемной ситуации. Сегодня разговор пойдет о самой загадочной части речи. Постарайтесь угадать её по моим характеристикам: Эта часть речи может изменяться до неузнаваемости и может не изменяться вовсе, она всегда в маске, всегда скрывает своё истинное лицо, но, несмотря на такую  обманчивость, даже коварство, мы не можем обойтись без неё ни дня. Мы часто не узнаём её в лицо, но в ней узнаём себя.

 Итак, вы догадались, конечно, что речь идёт о местоимении.

Тема нашего урока: «Это многоликое местоимение». Давайте её запишем.

Задание №1. В учебнике Татьяны Михайловны Пахновой приведено весьма любопытное высказывание известного учёного-филолога А.А.Реформатского  (упр. № 251). Давайте ознакомимся с ним и подумаем, о какой особенности местоимений говорит учёный? (Учащийся читают текст  и готовятся отвечать на вопросы):

Местоименные слова в языках независимо от их появления  – слова вторичные,  слова-заместители. Это как бы бумажная валюта, функционирующая ради удобства, благодаря наличию золотого фонда. Золотым фондом для местоимения являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено», как и стоимость бумажных денег без обеспечивающего их стоимость золота.

Фронтальная беседа по вопросам:

- Итак, о какой особенности местоимений говорит Реформатский?

- Местоимения употребляются вместо имен, они заменяют слова именных частей речи, они указывают, но не называют, они почти не имеют особых морфологических признаков, они даже собственных вопросов не имеют, отвечают на вопросы именных частей речи.

-  Давайте опознаем местоимения в этом тексте.

-: это, их,  которых. 

- Какое предложение связано с предыдущим с помощью  местоимения?

-  второе.

Лингвистический эксперимент. А теперь проведём небольшой лингвистический эксперимент: прочитаем текст, но предварительно восстановим те слова, которые были заменены местоимениями. Цель эксперимента: понять, какова функция местоимений в тексте?

Один из учащихся читает «восстановленный» текст:

Местоименные слова в языках независимо от появления местоименных слов – слова вторичные,  слова-заместители. Местоименные слова как бы бумажная валюта, функционирующая ради удобства, благодаря наличию золотого фонда. Золотым фондом для местоимения являются знаменательные слова, без наличия знаменательных слов существование местоимений «обесценено», как и стоимость бумажных денег без обеспечивающего  стоимость бумажных денег золота.

-  Итак, сделаем вывод: какова стилистическая функция местоимений в тексте?  

- Местоимения помогают избежать повторов и объединяют предложения в связный текст.

Учитель резюмирует ответы учеников и переходит к следующему этапу.

2. Основной этап

Экспертиза демоверсии ЕГЭ (работа в группах).  Вы знакомились с этой частью речи в основной школе, поэтому перед нами стоит учебная задача – обобщить наши представления о ней. Цели нашей деятельности вы определите сами, но прежде предлагаю провести небольшое исследование. Вы сегодня будете экспертами демоверсии ЕГЭ. Для этого разделимся на группы и распределим обязанности.

Предмет исследования – задания ЕГЭ.

Цель: какие знания о местоимении проверяет ЕГЭ и в каких заданиях?

Для исследования каждая группа выбирает часть А или В любого варианта.

(учащиеся работают в группах по 4 человека; время, отведённое на выполнение задания – 10-12 минут)

Предъявление результатов экспертизы демоверсии учащимися:

А5 найти грамматические ошибки – нарушение синтаксической нормы (Те, кто читал статью Добролюбова, знаком с оценкой критика.)

А9  местоимение в составе грамматической основы придаточного предложения (которая встречается)

А11 морфологическая характеристика слова  других  (определительное местоимение)

А18  слитное и раздельное написание с не (нечего сказать)

В2 выпишите все местоимения из предложения или местоимение определенного разряда

В7 найти предложение, связанное с предыдущим с помощью местоимения (с указанием разряда)

В3 определить тип связи слов в словосочетании, где  главное или зависимое является местоимением (один из нас, весь мир, его вещи)

Составление программы повторения учебного материала учащимися.

Принимая во внимание характер заданий, давайте определим, что необходимо повторить.

(Ученики обсуждают в группах планы будущей работы по повторению и предъявляют их классу. Учитель готовит варианты учебных заданий к любому плану, оставляя за собой право самому определять их последовательность).

 В итоге определена следующая программы повторения учебного материала для всех учащимися:

Повторить разряды местоимений по значению.

Как различать личные и притяжательные, если форма совпадает?

Местоимение в  словосочетании и предложении (тип связи, синтаксическая роль)

Комплексный анализ текста. Недавно мы знакомились со стихотворением Ф.И.Тютчева «Silentium!» . Кто хотел бы выразительно его прочитать? (Ученик читает стихотворение вслух).

Молчи, скрывайся и таи

 И чувства и мечты свои —

 Пускай в душевной глубине

 Встают и заходят оне

 Безмолвно, как звезды в ночи, —

 Любуйся ими — и молчи.

Как сердцу высказать себя?

 Другому как понять тебя?

 Поймет ли он, чем ты живешь?

 Мысль изреченная есть ложь.

 Взрывая, возмутишь ключи, —

 Питайся ими — и молчи.

Лишь жить в себе самом умей —

 Есть целый мир в душе твоей

 Таинственно-волшебных дум;

 Их оглушит наружный шум,

 Дневные разгонят лучи, —

 Внимай их пенью — и молчи.

 

Беседа по содержанию текста.

- Стихотворение написано человеком, жившим в позапрошлом веке, более 80 лет назад, а по-прежнему задевает за живое. Я думаю, причина в том, что «нам сочувствие дается, как нам даётся благодать». Давайте попробуем словесно определить состояние души лирического героя.

- одиночество,  печаль, недоумение, попытка найти ответ на сложные вопросы жизни, взаимоотношений людей…

- Соглашусь с вами, это и одиночество, и горечь, которую вызывает стена непонимания, и отчаяние, что эту стену невозможно преодолеть. Но есть и утешение: человек не до конца одинок, потому что у него есть … он сам. И эта мысль рождается, благодаря настойчиво повторяющемуся местоимению.

-  Какому? Верно, возвратному.

-  Как вы думаете, какова роль в тексте местоимения оне?  

- Это устаревшая форма личного местоимения они, и она придает стихотворению торжественность звучания.

Составление таблицы «Разряды местоимений». Найдите в тексте стихотворения все местоимения, выпишите их, сгруппировав по разрядам. В итоге должна получиться таблица «Разряды местоимений по значению».

Д/З : дополнить таблицу примерами из других текстов, повторить разряды местоимений.

В последней строфе дважды встречается местоимение их. Определите разряд каждого, вычленив словосочетания, сделайте вывод.

Оглушит кого? Их – личное.

Пенью чьему? Их – притяжательное.

Вывод: чтобы не ошибиться в определении разряда, нужно вычленить словосочетание, найти в нём главное, задать вопрос к зависимому. В этом случае разряд определяем по вопросу.

Составление таблицы «Грамматические особенности местоимений» Среди выделенных местоимений есть те, которые изменяются по падежам, есть неизменяемые, есть те, которые изменяются по падежам, но не имеют формы именительного падежа. Классифицируйте их по этим признакам. На доске – таблица, которую надо заполнить. Сделайте вывод на основе наблюдений.

изменяются по падежам

неизменяемые

изменяются по падежам, но не имеют формы именительного падежа

При склонении изменяются до неузнаваемости (супплетивные формы)

их

себе

Тебя, ими

Вывод: местоимения нужно опознавать в любой падежной форме, для этого потренироваться в склонении местоимений.

Д/З : дополнить таблицу примерами из других текстов, упражняться в склонении местоимений.

Определение синтаксической роли местоимений.  В 1-й строфе найдите словосочетания, в состав которых входит местоимение, определите тип связи.

- Мечты свои. Любуйся ими.

- Определите тип связи в словосочетаниях: их оглушит, их пенью, объясните свой выбор.

- их оглушит - согласование, их пенью -  управление (как притяжательное, их не изменяется по падежам)

-Вычлените все словосочетания в предложении «Поймет ли он, чем ты живешь?» и определите тип связи.

- только одно: чем живёшь

-Найдите в тексте предложения, где местоимение выступает в роли подлежащего.

- Встают и заходят оне

Работа в группах над составлением типовых экзаменационных заданий по  тексту  упр. 253

Анна Ахматова

Музыка

                     Д. Д. Ш.

В ней что-то чудотворное горит,

 И на глазах ее края гранятся.

 Она одна со мною говорит,

 Когда другие подойти боятся.

 Когда последний друг отвел глаза,

 Она была со мной одна в могиле

 И пела словно первая гроза

 Иль будто все цветы заговорили.

Вопросы и задания для фронтальной работы:

  1. что объединяет стихотворения Тютчева и Ахматовой?  Мотив одиночества.
  2. как название стихотворения взаимодействует со всем поэтическим текстом? Какова роль в тексте повторяющегося местоимения она и неопределённого что-то?
  3. какие слова употребляются в переносном значении?
  4. в каком значении употреблено слово чудотворное? Какова его стилистическая окраска?

Задание для групповой работы: вам предстоит поработать в качестве разработчиков типовых экзаменационных заданий. Используя свои знания о местоимениях, составьте несколько заданий, используя текст стихотворения А.Ахматовой  упр. № 253

 (Проекты заданий предъявляются классу и совместно решаются).

3. Этап обобщения и получения обратной связи

Фронтальная беседа. Давайте вернёмся к началу. Тема нашего урока: «Это многоликое местоимение». Кто может обосновать это высказывание тремя аргументами? Кто может обосновать и прочие высказывания о местоимении, прозвучавшие в начале урока? Напомню их:

«Эта часть речи всегда в маске, всегда скрывает своё истинное лицо, может изменяться до неузнаваемости и может не изменяться вовсе, но, несмотря на её коварство, мы не можем обойтись без неё ни дня. Мы часто не узнаём её в лицо, но в ней узнаём себя».

(учащиеся отвечают на вопросы)

Подведение итогов. Заполнение листов рефлексии.

знаю

что…

знаю

как…

знаю

зачем..

Что требует дальнейшего осмысления и повторения? Что можно ещё вынести в домашнее задание? Какие аспекты темы требуют дополнительной работы?

Ученики составляют индивидуальные планы для повторения

 Д/з: повторить тему «Местоимение» по самостоятельно определённому плану.

4. Этап оценивания

Учитель предлагает каждому оценить степень своего участия в работе группы по следующим критериям:

«5»

- узнаю местоимения в тексте, безошибочно определяю их разряд

-вычленяю словосочетания, безошибочно определяю тип связи, нахожу основу предложения

-разграничиваю личные и притяжательные по вопросу

-составляю экзаменационные задания.

«4»

узнаю местоимения в тексте, редко ошибаюсь, определяя их разряд

-вычленяю словосочетания,  определяю тип связи, нахожу основу предложения

-разграничиваю личные и притяжательные по вопросу.

«3»

С трудом узнаю местоимения в тексте, часто ошибаюсь, определяя их разряд

-вычленяю словосочетания, но не всегда определяю тип связи, нахожу основу предложения.

-не разграничиваю личные и притяжательные по вопросу.

«2» не ставится, ученик может взять тайм-аут и пересдать зачёт по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (учебник А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой)

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (учебник А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой) на 2013-2014 учебный год. Рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю)....

Основные особенности подготовки выпускников школы к выполнению заданий по речеведению.

На конкретном примере текста Шукшина В.М. "Родина" учащиеся не только повторяют, но и углубляют свои знания по особенностям жанра эссе, а также свои умения видеть структуру чужого текста, его логическ...

Эффективный урок как основная форма обучения и воспитания обучающихся через использование инновационных дидактических средств, образовательных технологий и методик

Статья  направлена  на  описание  различных  форм и методов   применяемые  на  уроках, использование   различных  приёмов   работы  с ...

Эффективный урок как основная форма обучения и воспитания обучающихся через использование инновационных дидактических средств, образовательных технологий и методик

В презентации  описаны  методы  и  формы  работы  с  обучающимися. Показаны  основные  приёмы  работы  с  обучающимися....

Технологическая карта проведения бинарного урока «Русский язык». Модель «Учитель-Специалист». 2 класс

УМК «Школа России», учебник «Русский язык», В.П. Канакина, В.Г. Горелов (М.: «Просвещение», 2011). Номер урока: Урок № 91 Тип урока: закрепление полученных знаний, продолжительность – 45 минут. Фор...