Тема урока: Урок-размышление о счастье. Подготовка к сочинению-рассуждению. 10 класс.
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему
Вид урока: урок – практикум.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ
Формы работы слово учителя, приём мозговой атаки
анализ исходного текста, организация частично – поисковой деятельности, групповая работа, написание чернового варианта сочинения, рефлексивный анализ
Сочинение по прочитанному тексту
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Цель урока:
1. Создание условий для закрепления знаний учащихся по выполнению комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту
2. Способствовать развитию умений и навыков работы с текстом в творческих исследовательских группах.
3. Воспитание личности в условиях партнерства, интереса учащихся к обсуждаемым вопросам текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razmyshlenie_o_schaste-10kl.doc | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Урок-размышление о счастье. Подготовка к сочинению-рассуждению. 10 класс.
Вид урока: урок – практикум.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ
Формы работы слово учителя, приём мозговой атаки
анализ исходного текста, организация частично – поисковой деятельности, групповая работа, написание чернового варианта сочинения, рефлексивный анализ
Сочинение по прочитанному тексту
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Цель урока:
- Создание условий для закрепления знаний учащихся по выполнению комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту
- Способствовать развитию умений и навыков работы с текстом в творческих исследовательских группах.
- Воспитание личности в условиях партнерства, интереса учащихся к обсуждаемым вопросам текста.
Задачи урока: - организация повторения теории написания сочинения-рассуждения путем самовосстановления учащимися предыдущих знаний через систему опорных конспектов-схем;
Актуализируют: знания шаблона написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ; умения правильно определять тему, идею текста, а через них проблему текста; понимание учащимися необходимости целенаправленной творческой подготовки к сдаче ЕГЭ.
Приобретут: умение выполнять различные элементы комплексного анализа, создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту
Закрепят: навыки работы с экзаменационным текстом;
Мотивация учащихся: Мотивация при выполнении заданий по написанию сочинения-рассуждения нацелена на успешное применение полученных знаний в творческой работе ЕГЭ.
Предполагаемый результат - повышение качества подготовки к ЕГЭ по русскому языку, написание сочинения в полном соответствии с критериями оценки, подготовка творческих работ
Оборудование.
Оформление доски. Запись темы урока.
Запись эпиграфа.
Компьютерная презентация.
Мультимедийный проектор.
Текст В. Розова
Карточки – информаторы для групповой работы с текстом, шаблоны написания частей сочинения.
Содержание этапов урока:
1. Оргмомент
2. Мотивация деятельности
3. Активизация знаний и постановка целей
4. Деятельность учащихся по теме урока
5. Итоги урока. Рефлексия.
6. Домашнее задание
7. Заключение урока
Ход урока
1. Оргмомент.
2 Мотивация деятельности. Звучит песня «Птица счастья». (слайд 1)
- Сегодня на уроке развития речи мы продолжим работу над написанием сочинения формата ЕГЭ. Послушайте песню и подумайте, о чем пойдет речь на нашем уроке? Какова его тема?
-Птица счастья завтрашнего дня… Какая красивая метафора! Каким он будет, завтрашний день у вас? Как сделать так, чтобы птица счастья выбрала вас? В чем же счастье заключается? Ответы на эти вопросы постараемся найти сегодня, на нашем уроке, продолжая вести подготовку к написанию сочинения-рассуждения. Мы постараемся проникнуться той высокой нравственной идеей, которую заключает в себе слово «счастье».
3. Знакомство с темой урока. Разговор о счастье...(слайд 2)
3. Словарная работа. Определение слова «счастье» записать в тетрадь(Сообщение ученика) (слайд3 ) Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. Назовите основные составляющие счастья( радость, семья, любовь....).
-Сделайте словообразовательный разбор слова "Счастье". Какова этимология слова? Русское слово счастье имеет тот же корень что слова часть. Счастье - это выпавшая человеку хорошая доля, часть, благоприятный жребий. В славянской мифологии воплощением счастья выступала Доля. Иногда в фольклоре упоминается и Недоля, которая, наоборот, лишает человека удачи. А что же значит приставка с? На этот вопрос помогает ответить древнеиндийский язык санскрит, который, как и русский, произошел от индоевропейского праязыка. В санскрите есть приставка su - «хороший».
4. Активизация деятельности.
Что мы должны знать при работе с текстом? Определите задачи урока: ( слайд 4)
- ЗНАТЬ:
- основные этапы работы с текстом.
- УМЕТЬ:
- выполнять различные элементы комплексного анализа текста;
- создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту по шаблонам в группе
5. Знакомством с автором и текстом для анализа.
а) Что вы знаете об авторе текста? (слайд 5) Информация учащихся
Перед нами текст известного русского драматурга В.С.Розова. Человека с большим жизненным опытом, участника Великой Отечественной войны, который писал остроконфликтные пьесы о молодежи. Его перу принадлежат пьесы "В поисках радости",
"Вечно живые", по которой был снят один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне "Летят журавли".
Познакомьтесь с его размышлениями о том, что такое счастье?
б) Чтение текста о счастье В.С.Розова подготовленным учеником. ( слайд 6)
.6. Анализ текста.( слайд 7)
-Итак, о чем рассказывается в этом тексте? (О том, что такое счастье)
-Определить стиль текста. Докажите. Публицистический (эмоциональность, информативность)
Работа в парах(2 мин) Взаимооценка
-Какие выразительные средства помогают автору передать свое отношение к проблеме? (ответы на слайде 8) (Вопросно-ответная форма изложения (4,7 предложения); (Ряды однородных членов (3,4 предложения); (Разговорные синтаксические конструкции (3,5,8,22 предложения); Риторич вопросы-2,4,7.
(Метафоры "Кроется сердцевина счастья", «Вступить в битву” (22предложение), "Дух был здоров").
- С какой целью автор вводит риторические вопросы, разговорную лексику? (Чтобы создать атмосферу непринужденности, воздействовать на чувства читателя, привлечь внимание к проблеме).
Далее обращаю внимание учащихся на богатство и выразительность речи драматурга:
- Столько красоты в небольшой статье! Это настоящая экспрессия - от разговорной лексики до высоких слов! Это сближает автора и читателя. Розов цитирует и Горького, и Чехова, обращается к Библии. Вот он весь Розов-мастер!
-Определите тип речи данного текста.
Рассуждение. Смысловой тип речи, в котором последовательно излагается ряд мыслей на какую – то тему, приводятся суждения, разъяснения, доказательства. В типичном рассуждении обычно выделяются следующие части:
- тезис - мысль, нуждающуюся в доказательстве;
- аргументы - факты, примеры, высказывания, доказывающие или опровергающие тезис;
- вывод – общий итог, заключение по поводу тезиса.
--Какова проблема текста? В.Розов поднимает проблему естественной потребности людей быть счастливыми и задаётся вопросом: «Где кроется самая сердцевина счастья?»
-В каком предложении содержится основная мысль текста? Найдите предложения, которые отвечают на главный вопрос: "Что такое сердцевина счастья?" ( 14-22)
Счастье кроется в гармонии личности.
-Что такое гармония личности? Слово "ГАРМОНИЯ" (от греческого слова "harmonia") -- означает соразмерность частей
и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. Это личность, которая живет в ладу с САМИМ и МИРОМ вокруг себя.
7) Работа с эпиграфами к сочинению. На доске открываются высказывания известных людей.(слайд 9)
-Прочитайте. Какое из высказываний перекликается с текстом. Какое бы высказывание вы выбрали эпиграфом к своему сочинению? Обоснуйте.
1.Счастье даётся тому, кто умеет и осмеливается жить своим умом».
(Д. Писарев.)
2. «Если хочешь быть счастливым, будь им»! (Козьма Прутков.)
3. «Большая половина счастья – в семье».
(В. Розанов.)
4. «Счастье – есть радость». (Н. Рерих.)
5. «Ибо счастье и есть цель» (Аристотель, философ, 384 год до нашей эры )
8. Актуализация имеющихся знаний по композиции сочинения
Фронтальный опрос
-Какова композиция сочинения-рассуждения? (слайд 10)
- Вступление
- Основная часть.
1) Формулировка основной проблемы
2) Комментарий данной проблемы
3) Определение авторской позиции
4) Изложение собственной позиции:
а) первый аргумент в защиту собственной позиции;
б) второй аргумент;
в) вывод.
III. Заключение
- Что такое проблема?
Проблема — это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, главную, актуальную, злободневную, острую, назревшую, философскую, политическую, идеологическую, социальную, национальную, международную. Проблема имеет свой объект, например, проблемы войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования.
Сформулировать проблему текста можно двумя основными способами:
1) оценить объект проблемы (ответить на вопросы «Чья это проблема?», «Что это за проблема?»);
2) определить проблему в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения). Это более простой путь.
- Что значит «прокомментировать» проблему?
Нужно подумать о том, насколько актуально то, о чем пишет автор; кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой. Если это возможно, то можно коснуться «истории вопроса», т.е. коротко рассказать о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы, есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской. Следует отметить, что в этой части сочинения также возможны как минимум два способа изложения материала:
1) от частных фактов к формулировке проблемы.
2) от формулировки проблемы к комментарию.
- Как выявить позицию автора?
Если проблема текста формулируется в виде вопроса то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Для того чтобы выявить позицию автора, надо ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?»).
- Что такое аргумент? Аргумент – довод, основание (или их совокупность), приводимые в доказательство высказанной мысли. Аргументировать – т.е. приводить доказательства, аргументы.
- Как аргументировать свою позицию?
В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель аргументации — убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.
Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:
• тезис (положение, которое надо доказать);
• аргументация (доказательства, доводы);
• вывод (общий итог).
От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что...». Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» чужого тезиса. Помните важное правило аргументации: аргументы надо приводить в системе — по силе возрастания. Следовательно, конечный аргумент должен быть самым сильным.
9.Физкультминутка. Упражнения для глаз
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы. На счет 1-4 открыть глаза, расслабив глазные мышцы. Посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. Перевести взгляд на 1-6. Повторить 4-5 раз.
Не поворачивая головы посмотреть «вправо - вверх - влево -вниз», а затем на счет 1-6 сделать то же, но «влево - вверх - вправо - вниз» и снова посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
10.Творческая работа в группах с использованием речевых клише и шаблонов (время выполнения 7 мин) 11 слайд
Первая группа
Написать начало сочинения. Сформулировать проблему.
Вторая группа
Написать комментарий по тексту.
Третья группа
Сформулировать позицию автора исходного текста по заявленной им проблеме Аргументировать собственное мнение по проблеме.
11. Отчет групп ( 7 мин). Оценивание групп.
1 группа - (12,13 слайды), 2 группа- 14 слайд, 3 группа - 15,16 слайды
12. Поиск Аргументов (сообщения учащихся - отчет каждой группы)
-Какими бывают аргументы?-17, 18, 19 слайд
1 аргумент (логическое суждение):
Жизнь – это целый путь, целое испытание на пути к счастью. Он сложен и тернист, его дорога полна хитрых ловушек и обманов, что заставляет путника падать, сбиваться с пути, но тот, кто истинно стремится к этой цели, непременно найдет свое счастье, потому что «люди хотят быть счастливыми – это их естественная потребность».
2 аргумент (с опорой на художественное произведение):
… Пьер Безухов ощутил счастье лишь тогда, когда «вступил в битву «за честного малого» в самом себе», когда, отказавшись от праздной и бездуховной жизни, обрел внутреннюю гармонию в любви к Наташе.
3 аргумент Известный публицист В.Леви писал, что «люди с талантом быть счастливыми — солнечные люди. Возле них всегда светло, свободно дышится».
4 аргумент И.А.Бунин в стихотворении «Вечер» писал:
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно...
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.
13. Завершение сочинения
Заключительная часть работы, подводящая итог всему сказанному, может иметь несколько вариантов: в этой части может быть обобщенно выражена позиция автора по отношению к рассматриваемым проблемам; может быть сформулирована собственная позиция выпускника и его оценка точки зрения автора; может быть передано общее впечатление от прочитанного.
Заключительная часть сочинения-рассуждения может быть оформлена как:
1) концовка-вывод (сжатый в несколько строк итог всего сочинения),
2) концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения),
3) концовка-цитата (яркая цитата, содержащая в себе суть идеи сочинения),
В заключение вопрос:
- Как бы вы закончили сочинение? 20-21 слайд
Человечество всегда будет интересоваться вопросом, что же такое счастье. «Битва «за честного малого» в себе, иначе – беда». Может быть, этот текст и конкретно данная фраза заставит посмотреть многих из нас на себя с другой стороны и направит на верный, ведущий к счастью путь…
14. Этап рефлексии (Слайд 22)
-Давайте вспомним, какие цели, задачи мы ставили перед собой в начале урока исходя из темы.
Знать:
- этапы работы с текстом для написания сочинения.
Уметь:
- выполнять различные элементы комплексного анализа текста;
- создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту.
-Что получилось? -Над чем еще необходимо поработать? (Над логическими переходами от одной части сочинения к другой.)
-О ваших впечатлениях, полученных на уроке, выскажитесь, заканчивая эти предложения (учитель раздает карточки с незаконченными предложениями)
Я знаю, как писать…
Я понял(а), как писать…
Я умею определять….
Я задумалась(ся) о …
Я сомневаюсь в определении…
Я не понял(а), как (определять, писать)….
16. Заключение. Итоги урока. Послушайте притчу и свяжите ее с вашей сегодняшней работой.
В старинном городе жил один мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И пошел он на луг, поймал бабочку и посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу–ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет - живая, сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас всех умнее». Так он и сделал. Поймал бабочку и отправился к мудрецу, спросил: «Какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая?» И тогда мудрец, который был действительно мудрым человеком ответил: ________________________
Как думаете, что ответил мудрец? (Ребята могут ответить на этот вопрос).
«Все в твоих руках», - ответил мудрец. Успехов вам в работе над сочинением!..
17. Домашнее задание. слайд 23
Напишите сочинение по данному тексту.
Использованные источники:
- А.Г. Нарушевич. Методика подготовки к ЕГЭ: планирование работы, организация уроков, методика их проведения. (Лекция №8) Москва, Педагогический университет «Первое сентября»
- Материалы сайта «Сеть творческих учителей»
- « Наслаждаться счастьем- величайшее благо, обладать возможностью давать его другим- ещё большее» (Ф. Бэкон)
- « Счастье приходит к тому, кто сам создаёт счастливцев» (К. Делиль)
- «Счастье есть благосостояние, соединенное с добродетелью» (Аристотель)
КАРТОЧКА - ИНФОРМАТОР №1
Функциональные типы речи.
- Описание. Смысловой тип речи, в котором перечисляются признаки, свойства какого – либо предмета или явления.
По объекту описания выделяют описание места. Описание состояния, описание предмета.
- Повествование. Смысловой тип речи, в котором
Рассказывается о событиях, разворачивающихся во времени.
С точки зрения композиции в повествовании выделяют:
1. экспозицию;
2. завязку;
3. развитие действия;
4. развязку.
- Рассуждение. Смысловой тип речи, в котором последовательно излагается ряд мыслей на какую – то тему, приводятся суждения, разъяснения, доказательства.
В типичном рассуждении обычно выделяются следующие части:
- тезис - мысль, нуждающуюся в доказательстве;
- аргументы - факты, примеры, высказывания, доказывающие или опровергающие тезис;
- вывод – общий итог, заключение по поводу тезиса.
Рассуждение бывает трёх типов: доказательство, объяснение, размышление.
КАРТОЧКА - ИНФОРМАТОР №2
Найдите ключевые слова и понятия, которые помогут вам понять смысл исходного текста, прокомментировать позицию автора.
Ключевые слова – слова, повторяющиеся в тексте. Это могут быть контекстуальные синонимы.
КАРТОЧКА – ИНФОРМАТОР №3
Аргументация собственной позиции по выдвинутой автором проблеме.
Аргументация – приведение доказательств, объяснений для обоснования какой-либо мысли перед читателями.
Аргументы могут быть «за» и «против».
1.Ссылка на общезначимый опыт.
2. Свидетельства автора сочинения.
3. Ссылка на авторитет
4. Пословицы и поговорки
5.Примеры из художественной литературы.
КАРТОЧКА – ИНФОРМАТОР №4
НАЧАЛО СОЧИНЕНИЯ
ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ:
- Определение темы текста.
- Формулировка основных проблем, которые поднимает или затрагивает автор исходного текста.
Проблема – это сложный вопрос, практический или теоретический, требующий решения, исследования.
Формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие другие подобные случаи.
Два способа формулировки проблемы:
- Проблема текста какая: автор размышляет над проблемой…, в тексте поднимается проблема…, текст автора заставил меня задуматься над…
- Формулировка в виде вопроса: Каким должно быть…?
- Лирическое размышление, связанное с темой текста или его проблематикой.
- Вступительная часть сочинения может быть связана с идеей текста или основным выводом автора текста. В таком случае она приобретает вид «опрокинутого начала»: (…Так завершается статья…очерк…текст…)
КАРТОЧКА - ИНФОРМАТОР №5
ПОЗИЦИЯ АВТОРА ПО ЗАЯВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЕ
( КАК ПЕРЕДАТЬ ПОЗИЦИЮ АВТОРА?)
Позиция автора – ответ на вопрос, поставленный в тексте.
Способы формулировки позиции автора могут быть такими:
- Позиция автора такова…
- Автор считает, что…
- Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
- Автор убеждает нас в том, что…
Чтобы избежать повтора слова АВТОР или фамилии автора, можно использовать конструкции типа:
- В тексте доказывается мысль о том, что…
- Основная мысль текста заключается в том, что…
КАРТОЧКА – ИНФОРМАТОР №6
ЗАВЕРШЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ
Заключительная часть сочинения – рассуждения может быть оформлена как:
1. Концовка – вывод (сжатый в несколько строк итог всего сочинения);
2. Концовка – ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения);
3. Концовка - цитата ( яркая цитата из текста или дополнительного материала, содержащая в себе суть идеи сочинения.
КАРТОЧКА - ИНФОРМАТОР №1
Функциональные типы речи.
- Описание. Смысловой тип речи, в котором перечисляются признаки, свойства какого – либо предмета или явления.
По объекту описания выделяют описание места. Описание состояния, описание предмета.
- Повествование. Смысловой тип речи, в котором
Рассказывается о событиях, разворачивающихся во времени.
С точки зрения композиции в повествовании выделяют:
1. экспозицию;
2. завязку;
3. развитие действия;
4. развязку.
- Рассуждение. Смысловой тип речи, в котором последовательно излагается ряд мыслей на какую – то тему, приводятся суждения, разъяснения, доказательства.
В типичном рассуждении обычно выделяются следующие части:
- тезис - мысль, нуждающуюся в доказательстве;
- аргументы - факты, примеры, высказывания, доказывающие или опровергающие тезис;
- вывод – общий итог, заключение по поводу тезиса.
Рассуждение бывает трёх типов: доказательство, объяснение, размышление.
КАРТОЧКА - ИНФОРМАТОР №2
Найдите ключевые слова и понятия, которые помогут вам понять смысл исходного текста, прокомментировать позицию автора.
Ключевые слова – слова, повторяющиеся в тексте. Это могут быть контекстуальные синонимы.
КАРТОЧКА – ИНФОРМАТОР №3
Аргументация собственной позиции по выдвинутой автором проблеме.
Аргументация – приведение доказательств, объяснений для обоснования какой-либо мысли перед читателями.
Аргументы могут быть «за» и «против».
1.Ссылка на общезначимый опыт.
2. Свидетельства автора сочинения.
3. Ссылка на авторитет
4. Пословицы и поговорки
5.Примеры из художественной литературы.
КАРТОЧКА – ИНФОРМАТОР №4
НАЧАЛО СОЧИНЕНИЯ
ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ:
- Определение темы текста.
- Формулировка основных проблем, которые поднимает или затрагивает автор исходного текста.
Проблема – это сложный вопрос, практический или теоретический, требующий решения, исследования.
Формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие другие подобные случаи.
Два способа формулировки проблемы:
- Проблема текста какая: автор размышляет над проблемой…, в тексте поднимается проблема…, текст автора заставил меня задуматься над…
- Формулировка в виде вопроса: Каким должно быть…?
- Лирическое размышление, связанное с темой текста или его проблематикой.
- Вступительная часть сочинения может быть связана с идеей текста или основным выводом автора текста. В таком случае она приобретает вид «опрокинутого начала»: (…Так завершается статья…очерк…текст…)
КАРТОЧКА - ИНФОРМАТОР №5
ПОЗИЦИЯ АВТОРА ПО ЗАЯВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЕ
( КАК ПЕРЕДАТЬ ПОЗИЦИЮ АВТОРА?)
Позиция автора – ответ на вопрос, поставленный в тексте.
Способы формулировки позиции автора могут быть такими:
- Позиция автора такова…
- Автор считает, что…
- Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
- Автор убеждает нас в том, что…
Чтобы избежать повтора слова АВТОР или фамилии автора, можно использовать конструкции типа:
- В тексте доказывается мысль о том, что…
- Основная мысль текста заключается в том, что…
КАРТОЧКА – ИНФОРМАТОР №6
ЗАВЕРШЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ
Заключительная часть сочинения – рассуждения может быть оформлена как:
1. Концовка – вывод (сжатый в несколько строк итог всего сочинения);
2. Концовка – ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения);
3. Концовка - цитата ( яркая цитата из текста или дополнительного материала, содержащая в себе суть идеи сочинения.
Комментарий текстуальный
Автор повествует о том, как, пролежав на спине в госпитале почти полгода, был весел, несмотря на боли в ноге. А все потому, что "дух ...был здоров". Драматург уверен: каждый из нас жаждет счастья, которое не всегда заключается в здоровье или материальном благополучии. По его глубокому убеждению, ключ к счастью кроется в устройстве нашего внутреннего мира.
Позицию В. С. Розова понять довольно просто: счастье каждого человека заключается именно в гармонии его личности.
Я полностью разделяю точку зрения автора. Действительно, счастливы те люди, которые живут в согласии со своей душой. Об этом свидетельствуют примеры из классической литературы.
Карточка – информатор для группы №1.
Начало сочинения
Вступительная часть сочинения может быть оформлена по-разному.
В таком случае названная часть экзаменационной работы может представлять собой:
- Лирическое размышление.
- Ряд риторических вопросов, созвучных теме.
- Краткая справка об авторе текста, об основных проблемах, которые он затрагивал в своих произведениях, и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью творчества писателя или публициста;
- Ряд назывных предложений.
5. Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки.
6. Формулировка основных проблем, которые поднимает или затрагивает автор исходного текста;
Типовые конструкции:
1. В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания…(кого?)….. актуальная проблема…….(чего?).
2. Предложенный текст посвящен проблеме…..
3. В тексте рассматривается, исследуется, анализируется проблема….
4. В тексте, предложенном для анализа, автор рассматривает ряд важных вопросов. Особое внимание автор уделяет проблеме….
Вот несколько вариантов работ:
1-вариант. (Сочинение начинается с лирического отступления о счастье).
Счастье.... Весь мир занят поиском ответа на вопрос: " в чем заключается счастье?". Но, увы, люди не могут сойтись на едином мнении, так как каждый человек на определенном этапе жизни понимает счастье по-разному...
2-вариант. (Сочинение начинается с формулировки проблемы).
Проблема, которую освещает автор в этом тексте, древня как мир, но каждый раз открывается с новой силой: где же его искать это счастье? Счастье для меня заключается в здоровье и благополучии моей семьи. Гармония внутри семьи, любовь, взаимопонимание. Что еще нужно для полного счастья?
3-вариант. (Сочинение начинается с цитаты о счастье).
«Тот счастлив, кто счастлив у себя дома» - писал Л.Н.Толстой. Что может сравниться со счастьем в доме?
4-вариант. (Сочинение начинается с собственной позиции).
Кроме самого тебя, никто не сделает твою жизнь счастливой. Ты – творец своего счастья и своей жизни. Чтобы стать счастливым, нужно «вникнуть в самого себя», найти гармонию в себе. Думаю, это и хотел сказать автор.
. Для выражению авторской позиции даем цепочку возможных синтаксических конструкции на экране:
Автор анализирует, подчеркивает, излагает, обращает наше внимание. В тексте содержится, излагается, ставится проблема. Для меня интересным, полезным, неожиданным... было. Не могу не согласиться с автором. С одной стороны..., с другой...
Карточка – информатор для группы №2.
Текстуальный комментарий - объяснение текста, «следование за автором» в раскрытии проблемы
- Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
- • На чем заостряет внимание? Почему?
- • Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего?
- • Какие эмоции автора выражены в тексте?
- • Как выражено отношение автора к изображаемому?
- • Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?
- К какому типу принадлежит эта проблема?
Концепционный комментарии - интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу
• Актуальна ли эта проблема в наши дни?
• Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой?
• Почему эта проблема привлекла внимание автора?
• Какой аспект этой проблемы рассматривает автор?
• К каким выводам автор подводит читателя?
Карточка – информатор для группы №3.
Для передачи позиции автора исходного текста уместными могут быть фразы:
Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит)
мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую) ...
По мнению автора,...
Публицист убежден в том, что...
Автор заставляет задуматься о...
Автор текста доказывает свою точку зрения...
Автор подчеркивает, что именно духовное здоровье, внутренняя гармония, оптимизм и вера в себя делают человека счастливым.
Автор считает, чтобы стать счастливым, нужно найти гармонию в самом себе, найти свое призвание в жизни..
3 гр.устно аргументируют собственное мнение. Наиболее удачные ответы зачитываются. Для аргументации собственного мнения на экране появляются опорные синтаксические конструкции).
Авторская позиция мне (близка, вполне понятна); я полагаю (разделю, не сомневаюсь, утверждаю, каждому понятно, очевидно); ответ прост и сложен, прост, потому что…, сложен, потому что…; в заключении хотелось бы отметить…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка на тему: "Сочинение-рассуждение" 9 класс
Урок развития речи по подготовке к написанию сочинения - рассуждения на морально-этическую тему "О милосердии"....
Урок-практикум как форма подготовки к написанию сочинения - рассуждения в 11 классе
Предложенный урок-практикум предполагает закрепить умения и навыки работы с текстом, а содержательная сторона урока (отрывок из рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма») позволяет в по...
Конспект урока по теме «Высказывания на дискуссионную тему. Сочинение-рассуждение» . 6 класс.
Данная методическая разработка соответствует требованиям, предъявляемым к современному уроку. В технологическую карту урока включён материал с использованием алгоритма написания сочинения ...
Технологическая карта урока по литературе для 6 класса по теме:«А.С.Грин. «Алые паруса». Подготовка к сочинению – рассуждению».
Материал для работы по подготовке к сочинению-рассуждению...
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...
Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...
Презентация по теме "Сочинение-рассуждение", 5 класс
Презентация по теме "Сочинение-рассуждение" и раздаточный материал...