Конспект урока по технологии "Обслуживающий труд" 5 класс (девочки). "Подготовка деталей кроя фартука к обработке" и технологическая карта к уроку.
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Кузьмичева Галина Павловна

Методические разработки уроков. Конспект урока по технологии "Обслуживающий труд" 5 класс (девочки).

Тема : "Подготовка деталей кроя фартука к обработке".  (1 учебный час)

 Тип урока : комбинированный,закрепление знаний, умений при выполнении практической работы.

Задачи: закрепить материал предыдущего урока, ппривыкать к самостоятельности при выполнении практической работы, фомировать умения по самоконтролю и взаимоконтролю, развивать логическое мышление, совершенствовать мелкую моторику.

Технологическая карта урока "Подготовка деталей кроя к обработке" содержит структуру урока в виде таблицы с указанием деятельности усителя, деятельности обучающихся, методов, приемов, форм обучения, прогнозируемые результаты. Так же формируемые предметные результаты, метапредметные результаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические разработки уроков.

Конспект урока по технологии «Обслуживающий труд»

(девочки 5 класс)

Тема: «Подготовка деталей кроя фартука к обработке»

 Материал подготовила Кузьмичева Г.П. учитель технологии

 МОУ лицей г. Фрязино.

Тип урока: закрепление знаний, умений, навыков при выполнении практической работы; комбинированный.

Педагогические технологии:

-объяснительно – иллюстративные;

- личностно – ориентированное развивающее;

-игровые; интерактивные;

-здоровье - сберегающие.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Ознакомить учащихся с правилами подготовки деталей кроя к сметыванию, сформировать навыки по подготовке деталей к сметыванию;

 Метапредметные:

Вырабатывать точность и аккуратность в работе, умение работать самостоятельно по инструкционным картам; развивать умение планировать работу поэтапно.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Воспитывающие:

Воспитывать трудолюбие, бережливость, предприимчивость, аккуратность и эстетический вкус.

Задачи урока :

Закрепить материал предыдущего урока, приучать к самостоятельности при выполнении практической работы, формировать умения по самоконтролю и взаимоконтролю; совершенствовать мелкую моторику.

 Оборудование, инструменты и приспособления: Булавки портновские, резец, копировальная бумага, линейка.

 Образовательные ресурсы: УМК по технологии 5 класс, инструкционные карты, контрольный тест, образцы работ.

Ход урока.

 Организация урока:

 Приветствие. Проверка посещаемости.

Проверка готовности учащихся к уроку. Организация рабочего места.

Проверка усвоения пройденного материала (опрос – игра):

Ребята! Скажите, пожалуйста, какую тему мы начали изучать на прошлых занятиях? (изготовление фартука с нагрудником, крой изделия)

 Молодцы! А теперь, давайте повторим и закрепим изученное. Как говорится в русской пословице: «Повторение - мать учения».

Вопросы к учащимся:

  1.  Мы изучили, как правильно  разложить выкройку на ткани. Что будет с кроем, если выкройку положить не вплотную к сгибу ткани?

(крой получается неточным, исказятся размеры деталей)

  1. Почему перед раскроем деталей изделия необходимо проверять правильность раскладки? («Семь раз отмерь – один раз отрежь»)
  2.  Для чего, перед раскроем важно определить  направление долевой нити в ткани? (Чтобы правильно разложить детали выкройки, на которой стрелкой указано направление основной нити в ткани)
  3.  Какую отделку можно применить для украшения фартука? (кружевом, вышивкой, аппликацией, тесьмой, обтачкой)

Молодцы! А теперь, прежде чем приступить к изучению новой темы, вспомним план работы по изготовлению фартука.

Для этого заполните таблицу, указав буквы, соответствующие последовательности изготовления фартука.

Если вы выполнили задание верно, то из полученных букв можно прочесть слово (фартук)

Последовательность изготовления фартука

Разложение деталей выкройки на ткани

Р

Изготовление швейного изделия

К

Крой деталей изделия

Т

Подготовка деталей кроя к обработке

У

Подготовка выкройки к раскрою

А

Подготовка ткани к раскрою

Ф

Подводим итоги. У кого быстрее получилось?

Изложение нового материала и задач.

Сегодня мы будем готовить детали кроя к обработке.  Из №24 учебника вы прочитали как подготовить детали кроя к обработке:

-перевести контурные линии;

-проложить контрольные линии.

Сегодня мы выполним первый этап. Перевести контурные линии можно тремя способами:

- Копировальная строчка. По линиям контура деталей прокладывают копировальные стежки – это те же прямые стежки, но при прокладывании их нитки не затягивают, а оставляют петельки высотой 8-10мм. Длина стежков 5-10мм. После того, как стежки будут проложены, детали кроя раздвигают, при этом нитки стежков натягиваются. Нитки разрезают между двумя деталями. Контур выкройки получается сразу на двух деталях. Применяют на небольших  отрезках. Копировальные строчки прокладывают штопальными или катушечными нитками.

 ( образец)

- Перевод при помощи резца. Для перевода используют копировальную бумагу, которую подкладывают под ткань. По контурным линиям верхней детали проводят резцом, а на нижней детали отпечатывается линия в виде точек.

( образец)

- Перевод при помощи булавок. Детали скалывают булавками по контурным линиям. После переворачивают деталь кроя обратной стороной вверх и проводят мелом или карандашом линии, обозначенные булавками.

(образец)

Выполнение практической работы:

А теперь подготовьте рабочее место, уберите все лишнее и приступайте к работе, согласно инструкционной карте.

 (организация рабочих мест)

 Инструкционная карта.

Инструменты и материалы: детали кроя, резец, копировальная бумага, линейка, карандаш.

Ход работы:

         Перевести контурные линии на всех деталях  кроя при помощи резца и копировальной бумаги

 Копировальную бумагу подложить под ткань (пачкающей стороной к ткани).

По контурным линиям верхней детали проводят резцом, используя линейку. На нижних деталях должны отпечататься линии в виде точек.

 Самоконтроль: проверьте - все контурные линии должны быть переведены правильно и должны быть ровные.

Вводный инструктаж.

Перед началом работы нужно внимательно ознакомиться с инструкцией и повторить правила  техники безопасности с режущими и колющими инструментами.

         Есть ли у вас вопросы по выполнению практической работы?  Если вопросов нет, приступаем к выполнению задания, не забываем контролировать свои действия и технические условия. Работаем, пользуясь инструкционной картой.

 Самостоятельная работа учащихся. Текущий инструктаж.  В ходе работы  учащимся оказывается помощь, исправляются недочеты.

 Физкультминутка:

 Отложим на несколько минут работу, проведем физкультминутку, чтоб глаза и руки отдохнули.

 А сейчас, всерьез и в шутку

Проведем …физкультминутку.

Шили, резали, писали,

Видишь, пальцы как устали?

Руки вверх, теперь вперед,

В стороны и наоборот…

Посмотрели вправо, влево…

Дальше делаем за мной.

Потянулись, улыбнулись,

Сели и к труду вернулись.

 Подведение итогов занятия.

 Вопросы к учащимся:

-Что такое копировальные строчки?  Зачем они нужны?

 По мере завершения работы принимать и оценивать  выполненную работу. Проанализировать типичные ошибки учащихся при выполнении работы.

Оценка результатов работы учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, вызвавших их.

 Домашнее задание: повторить план работы по пошиву фартука с нагрудником.

 Уборка рабочих мест.

Урок окончен. Спасибо за урок. Проверяем рабочие места.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока технологии в 5 классе

( «Подготовка деталей кроя фартука к обработке»)

 Кузьмичева Галина Павловна

МОУ Лицей г.Фрязино, учитель технологии

Тема урока №21 «Подготовка деталей кроя фартука к обработке», 1час

 Базовый учебник: О.А. Кожина, Е.Н Кудакова, С.Э.Маруцкая  «Технология «Обслуживающий труд» 5 класс»

Цель урока: - Ознакомить учащихся с правилами подготовки деталей кроя к обработке;

Формируемые предметные результаты:- сформировать навыки по подготовке деталей к сметыванию

-вырабатывать точность и аккуратность в работе;

-умение работать самостоятельно по инструкционным картам;

-развивать умение планировать работу поэтапно.

Формируемые  метапредметные результаты:

Личностные - связь между целью учения и мотивом

Регулятивные  – планирование своей деятельности, самоконтроль.

Познавательные – самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 Тип урока: Комбинированный.

Необходимое техническое оборудование: ножницы, булавки, резец, копировальная бумага, линейка.

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

     Методы, приемы, формы обучения.

Прогнозируемый результат образовательной деятельности.

Учебно – методическое обеспечение.

Организационный момент (5 мин.)

Приветствие, организация рабочего места. Проверка присутствия.

Приветствие учителя. Раппорт  дежурного. Подготовка рабочего места

Словесный прием

Личностные: способствовать развитию доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Актуализация опорных знаний

(5мин)

Актуализация знаний и умений учащихся для изучения нового материала. Краткий обзор прошлого занятия. Обобщение знаний.

Ответ на вопросы, работа с тестом

Работа с тестом

Регулятивные: учиться работать по предложенному плану. Выделять и осознавать, что усвоено, уровень усвоения.

Тесты.

Подготовка к изучению новых знаний, постановка учебной задачи.(2мин.)

Сообщение темы и цели урока.

Работа с тетрадями. Запись темы урока, целей.

Учащиеся записывают тему урока, слушают учителя.

Личностные: мотивация учебной деятельности.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе изученного.

Познавательные: ставить и формулировать задачу.

Тетрадь, учебник

Работа над новой темой, открытие нового знания.(10 мин)

Информация о способах перевода контурных линий (копировальная строчка, перевод при помощи резца, булавок). Информация сопровождается показом образцов. Объяснение хода работы по подготовке деталей кроя фартука к обработке.

Учащиеся слушают объяснения учителя

Регулятивные: умение работать по намеченному алгоритму.

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Образцы задания.

 Инструкционные карты

Самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму, выполнение практической работы, инструктаж, проверка работ учащихся.(20мин)

Инструктаж по ТБ при работе со швейными инструментами.

Текущий инструктаж во время работы.

Помощь учащимся, испытывающим затруднения.

Физкультминутка.

 Самостоятельное выполнение практической работы.

 Подготовка к практической работе-проговаривают ПТБ

Практическая работа.

Личностные: Оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные:

Внесение необходимых дополнений и корректив в план своей работы.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач, рефлексия способов и условий действий.

Работа с тканью. Инструменты для работы.

Рефлексия. Итог урока.(5мин)

Прием и оценивание работы. Анализ типичных ошибок при выполнении работы. Задание на дом.

Учащиеся проверяют качество обработки по инструкции. Запись домашней работы.

Контроль, самоконтроль.

Уборка рабочих мест.

Личностные: умение давать верную оценку своей деятельности.

Регулятивные: оценивание детьми собственной деятельности. Познавательные: анализ деятельности

на уроке.

Инструкционные карты.

Приложения:

Проверочный тест.

Ход работы

Разложение выкройки на ткани

Р

Подготовка выкройки к раскрою

А

Изготовление швейного изделия

К

Крой изделия

Т

Подготовка деталей кроя к обработке

У

Подготовка ткани к раскрою

Ф

Инструкционная карта.

Инструменты и материалы: детали кроя, резец, копировальная бумага, линейка, карандаш.

Ход работы:

         Перевести контурные линии на всех деталях  кроя при помощи резца и копировальной бумаги

         Копировальную бумагу подложить под ткань (пачкающей стороной к ткани).

По контурным линиям верхней детали проводят резцом, используя линейку. На нижних деталях должны отпечататься линии в виде точек.

 Самоконтроль: проверьте - все контурные линии должны быть переведены правильно и должны быть ровные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта к уроку технологии в 5 классе."Проект в технике пэчворк"

Одной из инновационных технологий, применяемых мной., является метод творческого проектирования. Данная разработка- сембиоз двух модулей : лоскутная пластика и проект....

Конспект урока по теме "Подготовка деталей кроя фартука к обработке"

Конспект урока по теме "Подготовка деталей кроя фартука к обработке"...

Технологическая карта к уроку математики в 5 классе "Координатный луч"

Технологическая карта к уроку математики в 5 классе "Координатный луч", тип урока - урок первичного усвоения новых знаний.Задачи урока: 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:1. Познакомить с понятиями: единичный от...

Конспект и технологическая карта обобщающего урока естествознания в 5 классе по теме "Жизнь на земле" с применением игровых технологий

Материал может быть использован как на уроке, так и для проведения внеклассного мероприятия. Играть с детьми лучше на улице, потому что нужно много места. Следует иметь ввиду, что игры, приведённые в ...

Технологическая карта к уроку по технологии 5 класс. Тема урока: Графическое изображение деталей и изделий.

Интегрированный урок черчения и технологии.Тема урока: Графическое изображение деталей и изделий....

Технологическая карта открытого урока географии в 8 классе «Особо охраняемые территории России», урок № 38

УМКУчебник «Географии  России. Природа. Население. Хозяйство». 8 класс. Авторы: Дронов В.П., И.И.Баринова, В.Я.Ром. М., «Дрофа», 2016.Тема урока «Особо охраняем...