Сценарный план урока обществознания 11 класс, тема : "Политическая сфера современного общества"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)

В ходе урока использованы приемы ТРКМ, что позволяет учащимся активо работать и усваивать материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл senarnyy_plan_uroka.docx42.16 КБ
Файл pril_1_1_gruppa.docx13.23 КБ
Файл pril_1_2_gruppa.docx13.27 КБ
Файл pril_1_3_gruppa.docx13.31 КБ
Файл pril_1_4_gruppa.docx13.3 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к сценарному плану урока обществознания 11 класс.

Одним из признаков правовой культуры является готовность гражданина лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня. Социологические исследования показывают, что молодое поколение россиян плохо информировано о своих правах, политических партиях и молодёжных организациях, а также о том, кто может выражать её интересы, представлять во власти и каковы её обязанности.  Поэтому, вопрос вовлечения молодёжи в политический процесс важен не только с позиции количественных показателей, но и его качественного уровня. Данный урок рассчитан на тех, кому сегодня 17 - 18 лет, будущих избирателей, участников политического процесса.  В условиях становления демократического государства возрастает необходимость в подготовке молодого поколения к сознательному выбору. Современное общество ставит перед молодежью определенные цели и задачи, для реализации которых необходимы многие знания и умения, в том числе умение защищать и отстаивать свои права, интересы, выполнять обязанности; проявлять чувство толерантности в межкультурном социо-пространстве. Данный урок способствует развитию подобных компетенций.

Формирование ключевых компетенций:

  1. Социальных компетенций:

 - умение получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;

- приобретение опыта совместной работы в коллективе, ориентированной на достижение заявленного и ожидаемого результата;

- умение делать ответственный выбор на основе анализа ситуации;

- приобретение навыков осуществления рефлексивной  деятельности, адекватной самооценки.

  1. Компетенций, необходимых для жизни в поликультурном обществе (толерантность, правовая культура, гражданственность, социальная активность, гражданское самосознание).
  2. Коммуникативных компетенций (владеть монологической и диалогической речью, навыками беглого чтения текстов).
  3. Компетенций, связанных с возникновением информационного общества (владение информационно-коммуникативными технологиями, критическим мышлением).
  4. Когнитивных компетенций (готовность учиться всю жизнь).

Формы, методы и приемы  работы, используемые на уроке:

Работа ученического коллектива построена фронтально,  в группах и индивидуально.

На уроке используются информационные технологии, приемы ТРКМ  

Организованный диалог, моделирование ситуаций. Анализ, синтез, интерпретация, сопоставление, самостоятельная работа с различными источниками, обобщение.

Используемые  методы, приемы организации учебной деятельности позволяют создать атмосферу «включенности» каждого ученика в работу, проявить активность, самостоятельность, способствуют развитию организационно-познавательных учебных умений: ведение познавательной деятельности в коллективе, сотрудничество при решении учебных задач.

Урок обобщающего повторения

по теме: «Политическая сфера современного общества»

Цель: Систематизировать знания и умения учащихся по теме «Политическая сфера общества», закрепить полученный уровень знаний, умений и диагностировать их уровень.

Задачи:

  • актуализация знаний учащихся по теме урока, воспитывать  сознательное отношение  к участию  гражданина в политической жизни общества;
  • развивать политическое мышление, устную речь, умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • совершенствовать  общеучебные умения и навыки старшеклассников, способствующих успешной подготовке к ЕГЭ;
  • способствовать воспитанию правовой культуры учащихся, активной жизненной позиции.

Оборудование урока:

  • информационные ресурсы сайтов Интернет (видеосюжетРИА Новости. Шествие и митинг "За честные выборы" на  Болотной. Хронология событий 4 февраля 2012г. http://ria.ru/tv_politics/20120204/556376398.html);
  • видеоотрывок из художественного фильма «Женитьба Фигаро».
  • мультимедиа проектор, экран, компьютер;
  • раздаточные материалы.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: Урок-практикум.  Работа ученического коллектива построена на фронтальной работе, в группах и индивидуально.

Ход урока

1.Организационный момент: внешняя и внутренняя подготовка учащихся к уроку.

                 2.Актуализация знаний. Мотивационная часть.

                 (Просмотр  отрывка  из фильма «Женитьба Фигаро» ).

Мне порой кажется, что герои фильма правы.  От нее, от политики, сплошные проблемы : революции ,войны, коррупция.

Вопрос 5. А что для вас политика?  

Вопрос 6. Может ли современное общество обойтись без политики?

Вывод: Что бы мы не  думали и не говорили о политике, ясно одно,

люди,  живущие  в современном обществе, неизбежно включаются в политическую жизнь страны. Как тут не вспомнить «если вы не займетесь политикой, то…»

Я надеюсь, что сегодняшний   урок-

 Во –первых , станет  полезным учебным тренажером при подготовке к экзамену, во- вторых,  наша совместная работа на уроке  будет способствовать повышению уровня вашей политической культуры.

Предлагаю для начала поработать с политическими понятиями.

3.Этап повторения и систематизации ранее приобретенных знаний.

Задание № 1

«Лингвистический конструктор» Из приведённых слов и словосочетаний составьте определения обществоведческих понятий. Назовите их.

Для 1 группы (Государство.) Политико-территориальная суверенная организация  публичной власти,  располагающая специальным аппаратом в целях осуществления  властных функций для населения всей страны

(Политико-территориальная,  публичной, организация власти, целях осуществления функций, специальным, аппаратом, для  населения, всей суверенная, располагающая, в  властных, страны (Приложение  1.1)

 Для 2 группы (Политические идеологии) Систематизированная совокупность идейных воззрений, выражающих интересы различных социальных групп по поводу власти: её завоевания, защиты и использования.

(Систематизированная, идейных, выражающих, интересы, социальных групп, воззрений, еёзавоевания, защиты и использования по  поводу, власти, совокупность, различных.(Приложение 1.2 )

  Для 3  группы (Политическая система) Разветвлённая совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, и взаимоотношений между ними, реализуемых через политическую власть

(Совокупность, политических, социально-политических общностей, различных, взаимоотношений, между, ними, политическую, власть разветвлённая,  институтов,  и ,реализуемых через .(Приложени1.3. )

Для 4 группы (Гражданское общество).Совокупность  негосударственных общественных отношений, выражающих разнообразные  частные и групповые интересы и потребности граждан в различных сферах жизни.

(Интересы,  общественных отношений, негосударственных, совокупность, частные и групповые, и,  потребности, в, жизни, сферах, различных, граждан, разнообразные, выражающих. (Приложение1.4)

Задание № 2.

Познакомьтесь с предложенными цитатами,

определите проблему о которой говорят авторы и выразите свое отношение к позиции автора

1группа

«В нынешние времена – все политика». (С. Къеркегор)

(проблема политизации всех сторон жизни человека не только в отдельно взятой стране, но и в мире)

2.группа

«Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство»  (Дж. Адамс)

(проблема важности демократических выборов для гарантии прав человека).

3группа.

 «Политика слишком серьёзное дело, чтобы доверять ее политикам». (Шарль де Голль).

(проблема политического участия граждан  )

4 группа

«Демократия — это право делать неправильный выбор» (Дж. Патрик)

 ( проблема плюсы и минусы демократического режима)

Еще английский поэт Оскар Уайльд заметил: «Демократия есть одурачивание народа при помощи народа ради блага народа». Но лучшего политического режима, чем демократия, люди пока не придумали.

Задание №3 Характеризуем политический процесс  современной России»

А теперь нам предстоит дать оценку политическому процессу современной России.

Я подготовила для вас  небольшой видеосюжет, просмотрев который:

1 группа(теоретики) даст определение понятию политический процесс.

2 группа(оппоненты-оптимисты) даст  позитивную оценку событиям сюжета.

3 группа(оппоненты-пессимисты) даст  негативную оценку событиям сюжета.

 4 группа(аналитики) ответит на вопрос: «Отличается ли  политический процесс России начала 20 века от  политического процесса начала 21 века и чем? »

В конце 19 начале 20 века, когда Российская империя еще только стояла на пороге будущих революционных потрясений,  в среде российских интеллигентов пользовались популярностью шутливые стихи Б.Н. Алмазова.

По причинам органическим, мы совсем не снабжены

Здравым смыслом юридическим, сим исчадьем сатаны.

Широки натуры русские, нашей правды идеалне влезает в формы узкие юридических начал…

Просмотр сюжета РИА Новости. Шествие и митинг "За честные выборы" на  Болотной. Хронология событий 4 февраля 2012г. http://ria.ru/tv_politics/20120204/556376398.html

Продолжительность - 2.17.

Вывод: Ход политического процесса убеждает в том, что модель демократического процесса не может быть навязана нам сверху. Она должна расти снизу, и многое зависит от нас самих, от вас ребята, ведь вскоре, именно  вы пополните ряды избирателей Росси

Задание № 4.

« Закон об обязательном участии в выборах»  (8 мин.)

 Сейчас мы с вами смоделируем следующую ситуацию: Группа депутатов ГД разработала закон об обязательном участии граждан РФ в выборах в центральные и местные органы власти. Текст закона раздается каждой группе

Приложение к 4 заданию.

« Закон об обязательном участии в выборах»( текст)

«Все граждане РФ, дееспособные и не находящиеся под интенсивным наблюдением врачей, обязаны принимать участие в выборах органов власти всех уровней. Реализация активного избирательного права является важной характеристикой гражданственности.

В случае предполагаемых обстоятельств невозможности участия в выборах следует обращаться в избирательные комиссии, которые выносят определенное решение после рассмотрения сути дела и представленных документов.

За неучастие без уважительных причин в выборах первый раз выносится общественное порицание (в виде письма на место работы или учебы, а также публикации фамилий и фотографий нарушителей в СМИ), второй раз – штраф в размере 3-х минимальных зарплат, третий раз – общественные работы (от 10 до 90 дней)».

Задание группам № 1, 2.

Вы являетесь депутатами, предложившими закон на рассмотрение. Предложите свои аргументы за то, чтобы закон был принят.

Задание группам № 3, 4.

Вы являетесь парламентской оппозицией и должны предложить аргументы против принятия предлагаемого закона.

Всего от 2-х до 4-х аргументов.

4.Этап рефлексии и  информирования о домашнем задании

Проведём экспресс-анкетирование. Вам необходимо ответить на вопросы:   «Волнует ли вас судьба вашей страны? Хотели бы вы принимать участие в её судьбе?»

 Ответы односложны: «да» или «нет», (перед вами стикеры красного и зеленого цвета, на красный – «ДА», зеленый - «НЕТ», (приклеивают к планшету учителя ) и мы наглядно увидим, что  вы политикой интересуетесь  или нет !

ВЫВОД ПОСЛЕ АНКЕТИРОВАНИЯ:

Политическая активность масс и каждого отдельного человека определяет развитие общества. Гражданская пассивность, потребительское отношение к окружающим, не должны стать социальными ценностями молодых людей XXI века.

Рефлексия :составить синквейн по теме урока.

Домашнее задание: составить интеллект-карту «Политика как сфера в жизни общества»



Предварительный просмотр:

Задание № 1.  

1 группа

Политико-территориальная,  публичной, организация власти, целях осуществления функций, специальным, аппаратом, для  населения, всей суверенная, располагающая, в  властных, страны.



Предварительный просмотр:

Задание № 1.

 2 группа

Систематизированная, идейных, выражающих,  интересы, социальных групп, воззрений, её завоевания, защиты и использования по  поводу, власти, совокупность, различных



Предварительный просмотр:

Задание № 1.

 3 группа

Совокупность, политических, социально-политических общностей, различных, взаимоотношений, между, ними, политическую, власть разветвлённая,  институтов,  и ,реализуемых через



Предварительный просмотр:

Задание № 1.

 4 группа

Интересы,  общественных отношений, негосударственных, совокупность, частные и групповые, и,  потребности, в, жизни, сферах, различных, граждан, разнообразные, выражающих


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ по теме "Политическая сфера жизн общества" часть А

Данные тестовые задание составлены на основе типовых тестовых заданий  обществознание 2013 под редакцией А.Ю.Лазебниковой, Е.Л.Рутковской, Е.С.Корольковой....

Повторительно-обобщающий урок "Политическая сфера современного общества" 11 класс

Тема повторительно-обобщающего урока «Политическая сфера современного общества» направлена на систематизацию знаний и умений учащихся по теме «Политическая сфера общества», закрепление полученного уро...

Тест по теме "Политическая сфера жизни общества".

Подготовка к ГИА по обществознанию. Тест по теме "Политическая сфера жизни общества"....

Тест по обществознанию. Тема: "Политическая сфера жизни общества"

Тест содержит вопросы по теме: "Политическая сфера жизни общества"...

Тест по теме "Политическая сфера жизни общества"

Данные тесты предназначены для подготовки к ЕГЭ по истории и по обществознанию....

НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК, 9 КЛАСС, ТЕМА :"Политическая сфера общества"

Урок разработан по типу телевизионной игры "Своя игра". Ребята делятся на команды. Условия: В каждом секторе -карман с вопросом.На некоторых карточках стоят значки-"Кот в мешке" и "Вопрос -аукцио...

Презентация : "Политическая сфера современного общества"

Представленная  презентация является  приложением к  уроку обществознания в 11 классе "Политическая сфера современного общества"...