Сценарный план урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Татьяна Михайловна Климова

Сценарный план урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenarnyy_plan_uroka_literatury_v_8_klasse.odt35.99 КБ

Предварительный просмотр:


Сценарный план урока литературы в 8 классе

Тема: Стихи и песни о Великой Отечественной войне (слайд 1)

Цели:

  • обучающая – познакомить старшеклассников с историей создания художественных и музыкальных произведений о Великой Отечественной войне; рассмотреть роль поэзии и ее влияние на события военной поры; помочь осознать истоки нашей Великой Победы;
  • развивающая – развивать у обучающихся интерес к творчеству поэтов ХХ века, композиторов и авторов песен военных лет; развивать активность и самостоятельность мышления;
  • воспитательная – воспитывать чувство патриотизма, уважения к людям старшего поколения; снять психоэмоциональное напряжение через музыкально-поэтическое восприятие.

Задачи:

  • приобщение к литературно-музыкальному творчеству;
  • формирование нравственно-гражданской позиции;
  • расширение знаний об истории Отечества;
  • развитие кругозора, активности, воспитанности.

Оборудование:

  • мультимедийная презентация;
  • музыкальные композиции «Музыка войны»;
  • выставка художественной литературы «В книжной памяти мгновений войны».

Тип: комбинированный.

Форма: литературно-музыкальная гостиная.

Ход урока:

  1. Орг. момент. Настрой обучающихся, создание атмосферы психологической комфортности в классном коллективе.

На фоне музыки звучат строки стихотворения (читает  __________________ )

Июнь. Россия. Воскресенье.

Рассвет в объятьях тишины.

Осталось хрупкое мгновенье

До первых выстрелов войны.

Через секунду мир взорвётся,

Смерть поведёт парад-алле,

И навсегда погаснет солнце

Для миллионов на земле.

Безумный шквал огня и стали

Не повернётся сам назад.

Два «супербога»: Гитлер – Сталин,

А между ними страшный ад.

Июнь. Россия. Воскресенье.

Страна на грани: быть не быть…

И это жуткое мгновенье

Нам никогда не позабыть…

(Д. Попов)

 

Слово учителя.

Память… Она имеет своё начало, но не имеет конца. 78 лет прошло с того дня, как отгремели последние залпы Второй Мировой войны. А родные всё ещё бережно хранят пожелтевшие фотографии, треугольники писем с фронта, перечитывают их детям и внукам.

(Слайд 2) Был Сорок первый? Был.  Но только был.

                 А есть и вечно будет только  Сорок пятый!

  1. Приобщение старшеклассников к истории создания стихов и песен военных лет происходит в форме литературно-музыкальной гостиной.

Ученица (                         ):

Сердце словно опалило –
           Седина в висках.
           Прошлое рекой уплыло,
           Но душа в слезах.

В бой за Родину солдаты,
          Шли за шагом шаг.

Ученица (                          ):
           Верили в Победу свято –
          Не сломил их враг.

Всем солдатам воевавшим
           Низкий наш поклон...
           По солдатам, в битве павшим, –
           Колокольный звон...

- Ребята, вы прослушали стихотворения, которые определяют тему нашего сегодняшнего  урока. Какова она? («Стихи и песни о Великой Отечественной войне»). (Слайд 3)

- Напишите её в тетрадь.

- Какую цель мы поставим сегодня уроке?

- Война… Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До стихов и песен ли в такое время, когда вокруг взрывы, боль, страдания?

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «война»? Составим кластер с этим словом. И в этом мне поможет… Остальные работают в своих тетрадях.

- Давайте обратимся к толковому словарю. (Слайд 4)

- Война и поэзия… Казалось бы, нет более противоречивых понятий. Но вопреки старинной поговорке «Когда говорят пушки, музы молчат», как ни странно, в первые дни Великой Отечественной войны, когда враг наступал на наши земли, они не молчали, а стали своеобразным оружием.

- 26 июня 1941 года перед отправляющимися на фронт бойцами на московском Белорусском вокзале впервые прозвучала песня «Священная война», ставшая в годы Великой Отечественной войны настоящим гимном борьбы советского народа с фашистскими захватчиками. Оркестр под руководством Александра Александрова исполнял ее пять или шесть раз подряд под несмолкающие аплодисменты солдат и офицеров.

- Как могучий призыв, как торжественная клятва разнеслись по просторам нашей отчизны слова:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой... (слайд 5)

- Давайте сейчас послушаем песню «Священная война» (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. В. Александрова).

Звучит песня «Священная война»

- Какова цель и содержание этой песни? (Содержанием и целью песни является призыв к народу на битву с врагом)

- В какой форме употреблён глагол в 1 строфе? (Глагол в форме повелительного наклонения может выражать разнообразные оттенки императивности – приказ, просьбу, приглашение, мольбу. В песне это – призыв, клич)

- Какое обращение здесь используется? Что оно обозначает? (Страна (т.е. народ, люди). Собирательный способ при обозначении большого количества людей)

- Как в песне представлен враг? (Враг в песне тоже представлен обобщенно: собирательными существительными нечисть, отребье, словом орда)

- Какое значение имеет слово орда? (Кочующее племя и их становище, часть кочевого народа, под правлением хана (султана)

- Эта песня оказала большое влияние на всю поэзию военных лет. Она действительно пророчески и точно во многом отразила дух народа, вдохновленного несокрушимой верой в победу.

- Песни войны... Как необходимы они были воинам, они согревали сердца бойцов.   Каждый композитор и поэт, который вкладывал в свою творческую работу все душевные силы, все свое страстное стремление служить общему делу, ощущал и себя воином! Сегодня на уроке вы прослушали песни военных лет. Это известные, популярные песни в годы войны и не теряющие своей свежести и выразительной силы по сей день. Каждая из этих песен несет на себе неповторимую атмосферу тех далеких лет, каждая связана с теми чувствами высокого патриотического подъема, непреклонной решимости, устремленности к победе.

- Как много замечательных строк родилось во время Великой Отечественной войны. Кто может назвать самых известных писателей и поэтов того времени? (Муса Джалиль «Варварство», Константин Дмитриевич Воробьёв «У кого поселяются аисты», Константин Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…»)

- Выставка художественной литературы  «В книжной памяти мгновений войны» представлена вашему вниманию.

Кто сказал, что надо бросить

Песни на войне.

После боя сердце просит

Музыки вдвойне.

Песни Великой Отечественной войны занимают особое место в русском музыкальном творчестве. Написанные в годы тяжёлых испытаний, они звали народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории, овеянные романтикой героизма. Они не утратили своего эстетического воздействия, трогают наши сердца величием подвига. Много песен было посвящено столице нашей Родины — Москве. Одна из них стала в наше время гимном Москвы. Это песня «Моя Москва» (сл. М. Лисянского, муз. И. Дунаевского).

И врагу никогда не добиться,

Чтоб склонилась твоя голова,

Дорогая моя столица,

Золотая моя Москва! (слайд 6)

Эти знакомые всем слова высечены на гранитном постаменте памятника героическим защитникам Москвы на 23-м километре Ленинградского шоссе — том самом рубеже, где суровой осенью 1941 года был остановлен враг. Отсюда его погнали обратно, прочь от нашей столицы. Этот памятник был поставлен в ознаменование 25-летия разгрома гитлеровских войск под Москвой.  А как была создана песня, ставшая гимном великому городу-герою?

Сообщение _____________об истории создания песни «Моя Москва» (см. приложение 1)

  • Послушайте песню «Моя Москва» (сл. М. Лисянского и С. Агроняна, муз. И. Дунаевского).
  • О какой суровой осени идет речь в строке: «Мы запомним суровую осень»?
  • Как в стихотворении передается любовь поэта к родной Москве?
  • Какие образы создаёт автор? (Образ Москвы-столицы нашей Родины)
  • Почему именно о Москве написал автор?

- Между кровопролитными боями, в минуты тишины, солдаты писали письма, читали стихи, пели песни, отдыхали. В песне военных лет замечательно выразилась полнота и многообразие духовного мира советского человека. Алексей Сурков написал ставшую одной из самых известных песен тех лет, задушевную, глубоко лирическую - «В землянке». (Слайд 7)

  • Послушаем песню «В землянке» (сл. А. Суркова, муз. К. Листова).
  • Поделитесь своим отношением к прослушанной песне.
  • Какие незнакомые слова встречаются в песне?
  • Что такое землянка? (Земля́нка — углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое в плане, с перекрытием засыпанных землёй.)

Сообщение_____________________«В землянке» (см. приложение 1)

  • Мгновенный и всеобщий успех таких лирических стихотворений, как «В землянке», «Темная ночь», «Жди меня», показал, насколько велика была в народе потребность в задушевном лирическом слове. Эти стихотворения переписывались из газет, их посылали вместо писем. Глубокие сокровенные чувства позволили сохранить в себе подлинно человеческое в самых страшных, казалось бы, безысходных обстоятельствах. Много прекрасных строк посвятили наши поэты суровой солдатской дружбе. Они звучат как призыв к пробуждению добрых человеческих чувств сострадания, душевной отзывчивости и участия. Одна из самых ярких песен о солдатской дружбе - «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», написанная замечательным советским поэтом Алексеем Фатьяновым уже после войны. (Слайд 8)

Сообщение _____________________ (см. приложение 1)

Послушаем песню «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» (сл. А. Фатьянова, муз. В. Соловьева-Седого)

- Какова тема этого стихотворения?

- С помощью каких тропов автор передаёт основную мысль текста? («Чтоб склонилась твоя голова…», «Похоронен был дважды заживо…» - метафора, «Золотая моя Москва…», «Суровую осень…» - эпитеты.

- Не только написаны стихи и сложены песни о войне, снято много и кинофильмов. Ребята, кто из вас может назвать известные песни из кинофильмов о войне, фронтовом братстве, беззаветной любви и преданности? («Двадцать второго июня, ровно в 4 часа», «На поле танки грохотали», «Десятый наш десантный батальон»).

- На защиту Отечества встал весь народ: и стар и млад, семнадцатилетние юноши и девушки со школьной скамьи добровольцами уходили на фронт защищать Родину.  С 1941 года юная поэтесса Юлия Друнина окунулась в кровавый ужас войны. Она добровольно ушла в санитарный взвод медицинской сестрой, спасая на своих хрупких плечах с поля боя раненых солдат. Прочитайте строки стихотворения, принадлежащие юной поэтессе. (Слайд 9)

Ученик:

Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу — во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

4. Подведение учащихся к концу мероприятия

- Мы привыкли, что воинами являются мужчины. Но во время ВОВ было и много женщин-военных. Огромную роль сыграли женщины, которые находились во время войны в тылу – они работали на заводах, не покладая рук.

- Сегодня мы с вами узнали значение слова война, а сейчас постараемся определить значение слова мир. Составим кластер.

-Как же хрупок он бывает порой. Ребята, мы живём как раз в такое время, когда рядом с нами гибнут люди, молодые парни уходят на фронт, берут в руки оружие. И всё это ради нашей жизни. Счастливой… Мирной… Каждый считает себя частью огромной силы, которая должна остановить фашизм, поднявший голову и сегодня.

- Мне кажется, написанная совсем  недавно сразу же после начала спец. военной операции молодым российским поэтом и композитором Ярославом Дроновым, вы его знаете под псевдонимом Шаман,   замечательная песня, объединяющая всех нас, перекликающаяся с темой ВОВ. Я говорю о песне «Встанем». Она о современных страшных событиях.

Просмотр видеоролика «Встанем»

- Мы знаем, что против нашей страны многие направили пушки, но народ силён, когда встаёт единым фронтом против врага, о чём мы и услышали в замечательной песне нашего патриота. И пусть слова песни проникнут в ваши сердца.

  1. Итог урока. Рефлексия

- В начале урока мы определили задачу. Какую? Мы выполнили  её?

- Мы сделали сегодня на уроке больше, мы увидели связь поколений. Современное поколение, так же как и в годы ВОВ, встало мощной силой на защиту правды, света, мира, добра.

 

  1. Оценки. Ребята, я хочу поблагодарить вас за сегодняшний урок.
  2. Домашнее задание (слайд 10)

На выбор:

–выучить наизусть стихотворение любимого поэта о Великой Отечественной войне и письменно его проанализировать;

– написать мини-сочинение «След войны в моей семье».

Приложение 1

  1. Сообщение обучающегося об истории создания песни «Священная война».

Стихи были опубликованы 24 июня 1941 года в газетах «Известия» и «Красная звезда». А чуть позже была исполнена песня «Священная война» Краснознаменным ансамблем под руководством А. В. Александрова. Прозвучавшая могучим призывом, с чеканной простотой и силой выразившая общее настроение и чувство, эта песня-присяга, песня-гимн сразу была взята на вооружение армией и народом и в течение четырех лет бессменно служила делу борьбы и победы.

В статье «Как вошла в мою жизнь композитора Отечественная война» А. В. Александров писал: «... «Священная война» вошла в быт армии и всего народа как гимн мести и проклятия фашизму, когда группа Краснознаменного ансамбля выступала на вокзалах и в других местах перед бойцами, идущими непосредственно на фронт, то эту песню всегда слушали стоя, с каким-то особенным порывом, святым настроением и не только бойцы, но и мы — исполнители — нередко плакали».

  1. Сообщение обучающегося.

           «Я считаю, что если песня понесла в массы какой-то политический, нужный нам, народу, стране, государству, лозунг, - это колоссальное дело. Нужно учесть силу этого влияния и воздействия. Должны быть всяческие песни. Но песни широкого народного звучания, несущие в себе большие лозунги, большие призывы, выражающие чаяния народа, предвосхищающие их, - самое большое, что нам рисуется в песенном творчестве и что нам предстоит сделать по линии песен Победы...»

  1. Сообщение обучающегося об истории создания песни «Катюша».

Родилась песня «Катюша» в 1938 году. Однажды композитора Матвея Блантера пригласили в редакцию одного журнала. Известный литератор Василий Регинин познакомил его там с поэтом Михаилом Исаковским и попросил написать песню для будущего первого номера. «И вообще, мне кажется, что вы должны работать вместе!» - заявил Василий Александрович.

        Когда Исаковский прочитал Блантеру:

        Расцветали яблони и груши,

        Поплыли туманы над рекой…

        Выходила на берег Катюша,

        На высокий берег на крутой…,

сразу родилась мелодия, но стихов, кроме первых восьми строчек, не было. Тогда поэт и композитор решили, что речь в песне пойдёт о пограничнике и о верной Катюшиной любви к нему…

Договорились и уехали отдыхать – Исаковский в Ялту, Блантер в Мисхор. А песня очень была нужна для программы джаз-оркестра, поэтому Блантер приезжал в Ялту и приставал к Исаковскому до тех пор, пока он не отдал ему большой лист бумаги, весь исписанный вариантами стихов. Из них и выбрали строчки, ставшие «Катюшей».

Премьера песни состоялась в Колонном зале Дома союзов. «Катюша» имела огромный успех, первой её исполнительнице, молодой певице Валентине Батищевой пришлось исполнять песню трижды!

Когда началась Великая Отечественная война, «Катюша» встала в боевой строй. Ласковым песенным именем называли советские солдаты в суровую военную годину грозное оружие. Складывались всё новые и новые варианты песни, в них рассказывалось о Катюше-партизанке, Катюше-бойце, Катюше-медицинской сестре.

  1. Сообщение обучающегося об истории создания песни «Моя Москва».

История создания этого стихотворения, ставшего песней, такова: «Впервые стихотворение мало кому тогда известного молодого поэта-фронтовика Марка Лисянского «Моя Москва» было опубликовано в журнале «Новый мир» в 1941 году. Оно включало в себя две строфы, но именно они послужили основой будущей песни. А весной 1942 года композитор И.О. Дунаевский, художественный руководитель ансамбля песни и пляски, прочитал это стихотворение в вагоне агитпоезда и тут же, прямо на полях журнальной страницы, записал мелодию, навеянную подсказанной первой строфой: «Я по свету немало хаживал...» Но для рождения песни нужна была еще одна строфа, и написал ее режиссер ансамбля С. И. Агранян. Именно ему принадлежат остальные строфы о любви к прекрасному городу, без которых представить эту песню невозможно. Первое исполнение песни состоялось на станции Дивизионная, недалеко от Читы, и спела ее солистка ансамбля Марина Бабьяло».

  1. Сообщение обучающегося об истории создания «Песни защитников Москвы».

             Стихотворение было напечатано в газете «Вечерняя Москва» 11 ноября 1941 года. Автором музыки к этой песне стал композитор Борис Мокроусов. Песня эта впервые прозвучала в документальном фильме «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». С экрана песня ушла в жизнь, в бой и прошла с нашими воинами от стен столицы до поверженного Рейхстага.

  1. Сообщение обучающегося об истории создания песни «В землянке».

Проникновенный, искренний, тоскующий голос поэта слился в ту трудную, суровую пору с голосами всех разлученных войной. «Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно, - вспоминал Сурков. - Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать «домашних» строк из письма жене, Софье Антоновне. Письмо это было написано в конце ноября, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью после тяжелого боя пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков...» Глубоко личные, прочувствованные стихи

А. Суркова вдохновили композитора Константина Листова. Он написал к ней музыку и, аккомпанируя на гитаре, спел ее. А впервые песня «В землянке» была опубликована в газете «Комсомольская правда» 25 марта 1942 года. Первыми ее исполнителями были замечательные советские мастера песни Леонид Утёсов и Лидия Русланова. (Пластинка с этой песней в неповторимой руслановской трактовке выпущена фирмой «Мелодия»).

В наши дни эта песня остается одной из самых дорогих и любимых, она звучит у походного костра, на солдатском привале.

  1. Сообщение обучающегося о создании песни «Темная ночь».

             Вначале была написана мелодия к фильму Льва Славина «Мои земляки» о фронтовой дружбе двух солдат, роли которых исполняли Борис Андреев и Марк Бернес. Фильм снимался в Ташкенте весной 1942 года. Сцена в землянке, проникновенная мелодия помогли поэту Агатову создать песню, которая спустя десятилетия никого не оставляет равнодушным.

  1. Сообщение обучающегося о рождении песни «Где же вы теперь, друзья-однополчане?»

Всю войну, от первого до последнего, победного дня, прошел он рядовым, служил в Краснознаменном ансамбле, награжден боевым орденом Красной Звезды. В ту пору встретился с композитором Василием Соловьёвым-Седым. Их творческое содружество подарило нам много удивительных песен: «На солнечной поляночке», «Соловьи», «Давно мы дома не были» и другие. Строки будущей песни «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» родились на родине поэта — в Вязниках Владимирской области. Своей популярностью и широким распространением песня обязана Краснознаменному академическому ансамблю песни и пляски имени А. В. Александрова.

Приложение 2

Поэтическая викторина, посвящённая 78-й годовщине Великой Победы в Отечественной войне 1941-1945 гг.

«Строки, опалённые войной…»

Назовите автора этих строк и произведение.

1. «Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой…»          

                  

  1. «…Ой ты, песня, песенка девичья,

Ты лети за ясным солнцем вслед…»

  1. «…Ты сейчас далеко-далеко,

 Между нами снега и снега.

 До тебя мне дойти нелегко,

 А до смерти - четыре шага…»

  1. «Темная ночь, только пули свистят по степи,

Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают…»

  1. «…Я хожу в хороший час заката
    У тесовых новеньких ворот;
    Может, к нам сюда знакомого солдата
    Ветерок попутный занесет…»

  1. «Белеет ли в поле пороша,
    Пороша, пороша,
    Белеет ли в поле пороша
    Иль гулкие ливни шумят …»

  1. «Здесь птицы не поют,

 Деревья не растут.

И только мы к плечу плечо

Врастаем в землю тут.

Горит и рушится планета,

Над нашей  Родиною дым…»

  1. «…Дни и ночи у мартеновских печей

 Не смыкала наша Родина очей.

Дни и ночи битву трудную вели —

Это день мы приближали как могли…»

  1. «Иди, любимый мой, иди, родной!

Суровый день принес разлуку...

Враг бешеный на нас пошел войной,

Жестокий враг на наше счастье поднял руку…»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итегрированный урок литературы и истории "Бологое в годы Великой Отечественной войны"

Урок разработан на основе  поэтического творчества Матусовского "Горит Бологое" и  краеведческого материала. В результате выполнен проект "Письмо ветерану"....

Урок литературы в 6 классе "Поэты о Великой Отечественной войне"

Данный материал содержит разработку урока литературы в 6 классе на тему "Поэты о Великой Отечественной войне". Охватывается творчество К.Симонова, Д.Самойлова, А Суркова. Материал включает стихи ...

Урок литературы в 6 классе "Поэты о Великой Отечественной войне"

Материал содержит разработку урока по литературе в 6 классе при изучении темы "Поэты о Великой Отечественной войне"...

Открыты урок по теме«Стихи и песни о Великой Отечественной войне» 8 класс

Урок расссчитан на воспитание без заветной любви к родене , гордости за свою страну....

Конспект урока литературы в 5 классе "Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста".

Разработка урока литературе в 5 классе не тему "Поэтическая летопись Великой Отечественной войны". Стихотворение А.Т.Твардовского "Рассказ танкиста". Дан анализ стихотворения. Испо...

Конспект урока литературы (внеклассного чтения) в 7 классе. . Великая Отечественная война в стихах русских поэтов.

Конспект урока литературы (внеклассного чтения) в 7 классе. .  Великая Отечественная война в стихах русских поэтов. Творческая мастерская....