Сценарный план урока в 5 классе Общее грамматическое значение глаголов
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка в 5 классе в соответствии с ФГОС Общее грамматическое значение глагола
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКОУ «Студенокская средняя общеобразовательная школа Железногорского района Курской области»
Учитель русского языка и литературы Миронова Ирина Анатольевна
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по учебнику «Русский язык» С.И.Львовой и В.В.Львова Тема урока: «Общее грамматическое значение глагола» 24.04.2013 Миронова Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Студенокская СОШ Железногорского района Курской области» |
Тема урока | Общее грамматическое значение глаголов | ||
Цель урока |
| ||
Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД | Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, формулирование проблемы, анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные УУД: согласованность усилий по достижению общей цели; осуществление совместной деятельности; речевые действия, служащие средством коммуникации; коммуникативно-речевые действия, направленные на учёт позиции собеседника. Личностные УУД: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что предстоит усвоить.; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия. | ||
Основные понятия | Глагол как часть речи, общее грамматическое значение глагола, фразеологизм. | ||
Межпредметные связи | Литература (устное народное творчество) | ||
Ресурсы | Компьютер, проектор. | ||
Этапы урока | |||
Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |
Мотивация к учебной деятельности Цель этапа: побуждение интереса к получению новой информации | Учебно-познавательная мотивация (Л) Самоопределение (Л) | Настрой Ребята! Как ваше настроение? Готовы вы принять новые знания? Поднимите тот смайлик, который отражает ваше настроение и вашу готовность работать. Я очень рада видеть столько много красных карточек, значит, вы радостны и открыты для знаний. | Поднимают смайлики, настраиваются работать |
Актуализация знаний Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала. | Мотивационная основа учебной деятельности (Л) Смыслообразование (Л) Анализ (П) Построение логической цепи рассуждений (П) Полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами коммуникации (К) Структурирование знаний (П) | Вы закончили тему «Имя прилагательное» и должны начать изучать большую тему «Глагол». Готовилась к уроку и заглянула в Википедию. Знаете, что это такое? И обнаружила вот такую статью. СЛАЙД 1 Значения слова глагол
Я даже остановилась и задумалась: а есть ли тут то, чем мы будем заниматься на уроке русского языка? А вы увидели? Есть? Лингвисты подсчитали, что глагол занимает 2 место по частоте употребления. Это самая сложная и ёмкая часть речи. А что вы знаете о глаголе? Как вы думаете, всё мы вспомнили о глаголе? А где найти недостающую информацию? Что же вы знали, но не вспомнили о глаголе? А какая информация оказалась для вас новой? Посмотрите, сколько нового и интересного вам предстоит узнать! | Включение в работу. (Словарь в Интернете, где можно найти информацию обо всём.) (Есть. Глагол — часть речи.) Ответы детей, актуализация знаний о глаголе. (Что-то вспомнили, а что-то забыли.) (На с.115 учебника.) Анализ статьи учебника. |
Фиксация места затруднения. Цель этапа: выявить место затруднения и найти выход из него, сформулировать тему урока, определить задачи. | Постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р) Учебно-познавательный интерес (Л) Смыслообразование (Л) Выдвижение гипотез и их обоснование (П) Учёт разных мнений в сотрудничестве разных позиций (К) | Сможем ли сегодня поговорить обо всём, что написано о глаголе? С чего же вы предлагаете начать? Сформулируйте тему. Какова же наша задача? Знаете ли вы? Некоторые русские учёные-лингвисты считают, что термин ”глагол“ неудачен, и его лучше бы заменить более подходящим термином - ”имя действия“ или ”имя действенное“». Почему, как вы думаете? НО разве можно сказать, что глаголы БОЛЕТЬ, КРАСНЕТЬ, ЗАДУМАТЬСЯ обозначают действие? | (Обо всём поговорить не успеем.) Формулировка темы урока - Общее грамматическое значение глаголов. Формулировка задачи урока - Мы должны разобраться в том, что обозначает глагол, какое бывает действие глагола и состояние. (Самое главное в глаголе, что он обозначает действие.) Высказывание гипотез о значении данных глаголов. |
Построение проекта выхода из затруднения. Цель этапа: самостоятельное открытие знания с помощью учебника, присвоение знания. Выдвижение гипотез и их обоснование (П) | Самоопределение (Л) Постановка познавательной цели (П) Познавательная инициатива (Р) Построение речевых высказываний (П) Планирование учебного сотрудничества (К) Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К) Сравнение и классификация(П) | Я предлагаю внимательно прочитать рубрику «Обратите внимание!», с. 116, найти ответ на этот вопрос. Расскажите своему соседу по парте, что нового вы узнали. Начните словами: СЛАЙД 2 «Я только что узнал, что, оказывается, действие глагола…» | Самостоятельное изучение §68, работа в парах, проговаривание теоретических сведений соседу по парте. |
Реализация проекта Цель этапа: – применение знания в типовых заданиях, проговаривание новой информации во внешней речи, переосмысление новых знаний. | Осознание ответственности за общее дело (Л) Выдвижение гипотез и их обоснование (П) Познавательная инициатива (Р) Поиск необходимой информации (П) Выполнение инструкции (П) Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К) | Теперь вы знаете, что такое действие и сможете справиться с заданием упр. 660. С какой целью мы будем выполнять это упражнение? Прочтите задание № 1 и 2, расскажите классу, что вы будете делать.
Работать вам предстоит по рядам: 1 ряд - слова под №1 2ряд – слова под №2 3 ряд – слова под №3 Кому трудно выполнить задание по составлению словосочетания, тот может просто списать слова и вставить пропущенные буквы. Кто успел выполнить своё задание, займитесь словами под №4. Справились? Обменяйтесь с соседом по парте, проверьте работу соседа. Какое правило вы вспомнили, вставляя пропущенные буквы? Если возникли вопросы, задайте их мне. Проверим выполнение задания: какое значение объединяет глаголы каждой группы. Какое задание мы ещё не выполнили? Прочитайте. Какое значение имеют глаголы этой группы? Объявляется конкурс на самое интересное предложение. Прочитайте свои предложения. Кто хочет поделиться своим предложением? Чьё предложение тебе понравилось? | Формулировка цели работы на данном этапе - Чтобы закрепить те знания, которые получили из теоретического материала. Пересказ своими словами задания упражнения. Самостоятельное выполнение упражнения Взаимопроверка Чтение представителем ряда своей группы слов, определение значения действия глаголов. Выполнение творческого задания Оценка получившихся предложений |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа: самостоятельное применение на практике теоретических знаний, полученных из параграфа учебника, на практике; самопроверка умения применять новое знание в типовых заданиях. | Анализ, сравнение (П), самостоятельный учёт выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р), осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р), самостоятельная и адекватная оценка правильности результатов действия (Р), подведение под понятие (П), установка на здоровый образ жизни (Л). | А теперь проверьте себя, как вы усвоили, какие значения действия может иметь глагол. Выполните тест. Тест 1.Какое слово является глаголом? 1)значение 2)записи 3)возвышение 4)был 2. Найдите глагол, который можно включить в группу слов со значением «процесс мысли и речи» 1)заболел 2)спорил 3)смеялись 4)уехал 3. Найдите глагол, который можно включить в группу слов со значением «состояние» 1)читать 2)прыгали 3)говорили 4)веселиться Проверка по эталону. 1 – 4 2 – 2 – на доске 3 – 4 Встретились трудности – задайте вопрос классу. | Выполнение теста, самопроверка по эталону |
Включение в систему знаний и повторение Цель этапа: включение нового знания в систему знаний (на основе знания о фразеологизмах) | Поиск и выделение необходимой информации (П) Построение речевых высказываний (П) Анализ, классификация (П), подведение под понятие (П), саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии и преодолению препятствий (Р) , смыслообразование (Л). | Где-то я прочитала, что «за глаголом, как правило, тянется «фразеологический шлейф». Как вы понимаете эту фразу? А что такое фразеологизм? А где найти информацию о нём? Обратите внимание на упр. 662. Ответьте на вопрос задания. Если трудно найти ответ, воспользуйтесь подсказкой из этого же упражнения. Почему получились шутливые рисунки? Мы с вами много поработали и пора немного отдохнуть и поиграть в лингвистическую игру «Подбери словечко». Для этого у нас всё есть:
Правила игры: я читаю фразеологизм, вы быстро заменяете его на глагол и определяете значение этого глагола. Ну, что ж, хорошо поиграли. Кто-то был активнее, кто-то себя сдерживал, не раскрылся. И таким ребятам поможет раскрыться, показать себя домашнее задание - упр. 666 – написать сочинение-миниатюру по картинкам. Кому трудно выполнить такую работу, получает на дом упр. 664. | Глаголы связаны с фразеологизмами, многие фразеологизмы содержат глаголы. В учебнике, с. 49. (Художник изобразил фразеологизм в прямом, а не в переносном значении.) Карта-опора Заблудиться - движение Победить – состояние человека Размышлять - процесс мысли Обмануть – процесс речи обещать – процесс речи обогатиться – состояние человека надоедать – состояние человека остановиться - движение |
Рефлексия деятельности Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке. | Внутренняя позиция школьника (Л) Самооценка на основе критерия успешности (Л) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Формулирование и аргументация собственного мнения (К) | Заканчивая наш урок, хочу поблагодарить вас за активность, умение работать, доброжелательность. А вы довольны своей работой? Поднимите тот смайлик, которым вы оцениваете свою работу. А теперь напишите на нём ответ на вопрос: Чему я научился на уроке? |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Глагол (значения) Материал из Википедии — свободной энциклопедии Глагол — часть речи. « Глагол» — российское издательство. Глагол — вариант языка программирования Оберон , использующий русскоязычные ключевые слова Глагол — Народный театр Санкт-Петербургского государственного голитехнического университета Глагол — творческий псевдоним Александра Глаголева редактора, телеведущего передач Подпольная правда и Икона видеоигр портала Games-TV.ru . Глагол — вариант церковнославянского названия буквы Г « глаголь »
«Я только что узнал, что действие глагола…» движение состояние процесс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причастие.Понятие о причастии:общее грамматическое значение,морфологические и синтаксические признаки.
Урок изучения новой темы, реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой, А. Ю. Купаловой, Е.И Никитиной, А.П. Еремеевой. Урок построен с уч...
Понятие о причастии. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки, с использованием ИКТ и проблемной технологии.
В данной презентации вспоминаются морфологические призеаки глагола и прилагательго. Затем ствятся проблемные вопросы, на которые дети должны ответить, разобравшись в материале....
Презентация к уроку русского языка. Тема: Понятие о причастии: общее грамматическое значение. 7 класс.
Презентация к уроку русского языка. Тема: Понятие о причастии: общее грамматическое значение. 7 класс....
«Сценарные планы уроков музыки/ изобразительного искусства в 5-7 классах (с формулировкой личностных, метапредметных, предметных результатов). Натюрморт - изображение предметного мира.6 класс.»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ» Кафедра методики преподавания дисциплинхудожественно-эстетическо...
Методическая разработка по русскому языку по теме “Понятие о местоимении, общее грамматическое значение. Роль местоимений в речи”. 5 класс
В данном материале представлена разработка урока русского языка по теме ”Понятие о местоимении, общее грамматическое значение. Роль местоимений в речи. ” Урок разработан с использованием техноло...
Имя прилагательное как часть речи, общее грамматическое значение
Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи, общееграмматическое значение" построен с использованием технологии проблемно-диалогового обучения по ппрограмме Е.А.Быст...
Части речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические признаки. 6 класс
Презентация "Части речи. 6 класс" предназначена для знакомства с понятием "морфология" и "грамматика"В презентации даются понятия "самостоятельные" и &quo...