Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Урок изучения новой темы «Корень слова. Однокоренные слова» по русскому языку в 5 классе.
На этом уроке учащиеся узнают, что слово «корень» выполняет важную функцию не только в морфемике, но и в обществе. Работа со словарями, художественными текстами доказывает практическую значимость урока.
Работа в парах и группах развивает у учащихся коммуникабельность и чувство ответственности за принятое решение. Умения договариваться, находить альтернативные решения, уважать иную точку зрения, преодолевая эгоцентрические наклонности, формируются в ходе работы на уроке.
Позитивный настрой на работу, благоприятные условия для речевых ситуаций. Раскованность, активность учащихся, эффект новизны позволяют ученику перейти от уровня «я - ученик» к уровню «я - исследователь» в непринужденной обстановке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_po_teme_koren_slova_.odnokorennye_slova.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
Урок изучения новой темы «Корень слова. Однокоренные слова» по русскому языку в 5 классе.
На этом уроке учащиеся узнают, что слово «корень» выполняет важную функцию не только в морфемике, но и в обществе. Работа со словарями, художественными текстами доказывает практическую значимость урока.
Работа в парах и группах развивает у учащихся коммуникабельность и чувство ответственности за принятое решение. Умения договариваться, находить альтернативные решения, уважать иную точку зрения, преодолевая эгоцентрические наклонности, формируются в ходе работы на уроке.
Позитивный настрой на работу, благоприятные условия для речевых ситуаций. Раскованность, активность учащихся, эффект новизны позволяют ученику перейти от уровня «я - ученик» к уровню «я - исследователь» в непринужденной обстановке.
Методический конструктор учебного занятия
Название УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.,Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык 5 класс»/Научный редактор акад.РАО Н.М. Шанский Предмет русский язык Класс 5
Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»
Место и роль урока в изучаемой теме четвертый урок в разделе «Морфемика. Словообразование. Культура речи»
Тип урока: изучение новой темы
Цель урока: сформировать осознанное понятие корня слова и однокоренных слов
Задачи урока:
учить сравнивать данные, анализировать, систематизировать знания о морфемах, устанавливать аналогии, соотносить полученные знания о корневой морфеме с уже имеющимися , понимать позицию других людей, умению аргументировать своё мнение при решении лингвистических задач; сохранять доброжелательное отношение друг к другу;
формировать нравственно-эмоциональную отзывчивость, умение учиться и способность к организации своей деятельности, умение планировать свою деятельность и действовать по плану, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, готовность к определению трудностей;
развивать познавательные интересы, учебную мотивацию, любознательность, умение выделять главное, существенное.
Этап урока | Время, мин. | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | Формы организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование универсальных учебных действий |
1.Организационный момент | 1 мин | - | - | - | Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата. Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности | Приветствуют учителя | |
2. Проверка домашнего задания | 2,5 мин. | 1. Морфемика – раздел науки о языке, изучающий части слова. 2. Морфема – наименьшая значимая часть слова. 3. Окончание – значимая часть слова, служащая для образования новых слов. 4. Основа слова – морфема. 5. Если изменить окончание в слове, то слово не изменится. | Прием «Да-нет» | Индивидуальная работа на отпечатанных листах с заданиями | Учитель объясняет задание и дает возможность учащимся сделать осознанный самостоятельный выбор ответа | Пишут около каждого вопроса в соответствии со своими знаниями «Да -нет» Сверяют свои ответы с учебником, выставляя один балл за каждый правильный ответ | Логические УУД: анализ, синтез, причинно-следственные связи |
3. Целеполагание | 2 мин. | Вы помните: тема - это не просто слова. Эти слова – всему голова. Задумайтесь над темой сегодняшнего урока. О чем, по-вашему, пойдет речь сегодня на уроке? Поставьте собственные цели обучения. (слайд №1) | Проблемный | фронтальная | Пробуждает интерес к получению информации | Определяет тему, ставят цели урока, делают записи в тетрадях. | 1.Общеучебные УУД: а) самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; б) поиск и выделение необходимой информации; в) структурирование знаний. 2. Личностные УУД: а) знание моральных норм и умение выделять нравственный аспект поведения; б)самоопределение ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. 3.Регулятивные УУД: целеполагание |
4. Воспроизведение и коррекция опорных знаний | 3,5 мин. | Все на свете состоит из чего-то : лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек, вещества состоят из атомов, атомы – из более мелких частиц. Есть даже шуточная песенка на стихи С.Я. Маршака, в которой рассказывается «из чего сделаны мальчики и девочки» Из чего только сделаны мальчики? Из чего только сделаны мальчики? Из колючек, ракушек И зеленых лягушек Вот из этого сделаны мальчики. Из чего только сделаны девочки? Из чего только сделаны девочки? Из конфет и пирожных, И сластей всевозможных. Вот из этого сделаны девочки. (С.Я.Маршак) (слайд №2) Я надеюсь, что мальчики понимают шутки и не обижаются. - А из чего сделаны слова? (Слова сделаны из своего строительного материала. «Строительные блоки» для слов и есть морфемы, о которых мы уже говорили) - Сколько же этих «строительных блоков»?(четыре) Вот, например, морфема - Ш - -Вам понятно, что она обозначает? Придумайте слова с этой морфемой. (шла, прошли, шедший…) Вдумайтесь в их смысл. - Что обозначает общая часть этих слов?(Движение человека пешком) В одиночку эта часть ничего выразить не может. Правда, многие другие общие части слова и в одиночку могут справиться с выражением смысла, например, - слон - , - дом-. Как вы думаете , для чего мы взяли такую «беспомощную» морфему? (Чтобы было видно , как хорошо морфемы работают вместе. Каждая из них вносит в слово свою часть смысла – «смыслиночку». И получаются интересные и выразительные слова. Морфемы строят их дружно, общими усилиями создавая такое количество слов, что из них складывается весь язык) | Объяснительно-иллюстративный метод | Фронтальная | Актуализирует имеющиеся знания детей , направляя на поиск новой информации. | Активно отвечают на вопросы, чувствуя себя исследователем | 1. Коммуникативные УУД: а) формирование социальной компетентности; б) умение слушать в) умение строить продуктивные взаимоотношения со сверстниками. Познавательные УУД: -структурирование знаний; - рефлексия способов и условий действий; - осмысленное использование полученных знаний. Метапредметная связь |
5. Работа над нестандартными заданиями, применение их в анализе других явлений | 4,5 мин. | Когда говорят о важном, о главном, иногда употребляют слово КОРЕНЬ . Например, если речь идет о причине чего-то плохого, скажут КОРЕНЬ ЗЛА ; о серьезных ошибках – ЭТО В КОРНЕ НЕПРАВИЛЬНО. Если что-то надо основательно переделать, говорят О КОРЕННОЙ ПЕРЕРАБОТКЕ , КОРЕННОЙ ПЕРЕСТРОЙКЕ. СМОТРИ В КОРЕНЬ или ЗРИ В КОРЕНЬ- значит : выдели самое главное. А такие устойчивые сочетания слов называются фразеологизмами. Спишите эти фразеологизмы себе в тетрадь. (слайд №3) | Объяснительно-иллюстративный | Практическая деятельность | Корректирующая деятельность | Подготовленный ученик рассказывает о фразеологизмах, дает понятие фразеологии; работа в тетрадях. | 1. Коммуникативные УУД: а) формирование социальной компетентности; б) умение слушать в) умение строить продуктивные взаимоотношения со сверстниками. Регулятивные УУД: - планирование - контроль - коррекция - оценка - волевая саморегуляция Логические УУД: - анализ полученной информации; - построение алгоритма рассуждения. - выдвижение гипотез и их обоснование - практическая значимость |
6. Воспроизведение знаний на новом уровне. | 2,5 мин. | Какая главная часть у слова? (Ответы учащихся) Помните, когда речь шла о морфемах, мы говорили, что каждая из этих частей слова несет часть его смысла – «смыслинку». Ну, а корень – это главная часть слова , которая несет самый главный смысл. Корень берет на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем называются родственными или однокоренными - Так что такое корень слова? (дети пробуют сформулировать правило) Проверьте свои предположения по учебнику § 74, стр. 158. | Проблемный | Фронтальная, индивидуальная работа | Корректирующая | Активное высказывание своих суждений, самопроверка, работа с учебником. | Логические действия: подведение под понятия, выведение следствий. |
7. Первая стадия рефлексии | 3,5 мин. | «Жил- был корень –уч- , но так как одному тоскливо жить на свете, то призвал он приставки и суффиксы, объединился с ними и превратился в корень большого семейства. Его родственниками стали слова… (глядя на слайд образуйте эти слова- ученик, обучение, переучивать и др.) Проверим у кого «хвост» оказался длиннее. (слайд № 4) | Исследовательский | Работа в группах | Делит класс на три группы, следит за выполнением задания | Подготовленный ученик рассказывает сказку, на основе которой учащиеся подбирают «родственников», записывая в тетрадь. Выбирают ученика, который будет защищать интересы группы. Оценивание по баллам (3,2,1) | Знаково-символические УУД: - преобразование учебного материала; -выделение существенного; - отзыв о конкретных ситуативных значений; - формирование обобщенных знаний |
8. Работа над нестандартными заданиями, применение их в анализе других явлений. | 3,5 мин. | В одном из произведений писателя К.Г.Паустовского описан лесник, который любил «разбирать слова». Вот , например, как он размышлял над словом РОДНИК: «Родник родит реку, а река льется – течет через… всю родину, кормит народ. И все эти слова как бы родня между собой». Присмотритесь к словам РОДНИК, РОДИНА, РОДНЯ. (слайд №5) - Что у них общего? На этот вопрос есть два правильных ответа, и вам нужно найти оба. (первый подсказал лесник: у них есть общий, объединяющий их смысл. А второй ответ : общая часть – род- . Она и есть корень всех этих слов.) | Исследовательский | Работа в парах с использованием словообразовательного и этимологического словаря | Направляющая | Учащиеся работают в парах со словарями, находят ответ на проблемный вопрос и дают полный ответ (выслушиваем 2,3 учеников). Самоконтроль: каждый приплюсовывает по 1 баллу за верный ответ. | Логические УУД: - анализ полученной информации; - построение алгоритма рассуждения. - выдвижение гипотез и их обоснование Коммуникативные УУД: а) формирование социальной компетентности; б) умение слушать в) умение строить продуктивные взаимоотношения со сверстниками |
9. Решение лингвистических задач | 4,5 мин. | Одна девочка попыталась в слове СТРЯПУХА выделить корень – тряп - , как в слове ТРЯПКА (СЛАЙД №6) - На что обратила внимание девочка, а о чем забыла? (Обратила внимание на сходство звуков и букв, а о смысле не подумала). Другая решила, что в слове ЖИДКОСТЬ, корень , должно быть, -вод - ,(слайд№7). - В чем ее ошибка?(она искала его по смыслу и совсем забыла о «внешнем виде»: звуках и буквах корня.) - Что же такое однокоренные слова? (учащиеся формулируют правило) Проверьте себя по слайду №8) | Исследовательский | Работа в группах | Направляющая | Класс делится на три группы. Первой группе даются карточки со словами, в которых нужно выделить корень. Второй группе нужно доказать, являются ли слова на карточке однокоренными. Третья группа являются экспертами. Проверка с использованием слайдов №6,7. | Логические УУД: - анализ полученной информации; - построение алгоритма рассуждения. - выдвижение гипотез и их обоснование Коммуникативные УУД: а) формирование социальной компетентности; б) умение слушать в) умение строить продуктивные взаимоотношения со сверстниками |
10. Физминутка | 1 мин. | Отдых наш – физкультминутка, Занимай свои места, Раз – присели, два – привстали. Руки кверху все подняли Сели, встали, сели, встали, Ванькой –встанькой словно стали А потом пустись вскачь Будто мой упругий мяч. (слайд №9) | Здоровьесбережение | Физические упражнения | Эмоциональный настрой и выполнение вместе с учениками | Под руководством физорга выполняют упражнения | Личностные УУД: установка на здоровый и безопасный образ жизни |
11.Корректировка целей | 1 мин. | проблемный | фронтальная | Направляющая: ребята, анализируя проделанную работу, не хотели бы вы внести коррективы в ранее поставленные цели? | Корректирующая | Познавательные УУД: моделирование, структурирование учебной цели | |
12. Воспроизведение знаний на новом уровне | 4,5 мин. | Секреты родственных слов. 1 группа: - Учительница дала задание подобрать «родню» к слову УГОЛОК. Одна девочка ответила: УГОЛ, ГОЛ, ГОЛЫШ. (слайд №10) - Как вы думаете, правильно ли она ответила? - В чем ее ошибка? Вы разгадали первый секрет корня. (слайд №11) 2 группа: - Игра «третий лишний». В каждой тройке слов одно не родственное, обнаружьте его. (слайд №12)
Третья группа: Найдите в примерах родственные слова и выпишите их в тетрадь 1.Проблесковый маяк мигнул и погас . Белые ночи полны бесцветного блеска (К.Паустовский) 2.Когда свежий снег выпадет и ровным слоем ляжет, это называется пороша, потому что снег, как белый порошок, все поле запорошил . (С.Образцов) 3.Кристофер Робин рассказал Винни-Пуху о том, как в старину посвящали Рыцарей. И вдруг Вини-Пух спросил: «А это очень хорошо, когда тебя посвищут?» (слайд №13) 4 группа: Один грамотей подобрал к слову АКВАЛАНГ родственное слово ВОДОЛАЗ, а другой породнил слово ПЕРЕПИСКА со словом КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ. -В чем ошибка ребят? - На основании сказанного выведите второй секрет корня. (слайд № 14) Пятая группа: «3 лишний» (слайд №15)
Проверьте свою память! (слайд №16) Назовите два секрета корня. | Исследовательско -поисковый | Работа в группах | После выступления каждой группы в нужное время показывать необходимый слайд, чтобы остальным учащимся было легче ориентироваться в деятельности данной группы. | Решают задания в группах, выбирают ученика, который будет защищать позицию группы, за правильный ответ добавляют 1 балл. | Коммуникативные УУД: а) формирование социальной компетентности; б) умение слушать в) умение строить продуктивные взаимоотношения со сверстниками Знаково-символические УУД: - преобразование учебного материала; -выделение существенного; - отзыв о конкретных ситуативных значений; - формирование обобщенных знаний Логические УУД: - анализ полученной информации; - построение алгоритма рассуждения. - выдвижение гипотез и их обоснование |
13. Работа по развитию речи | 4 мин. | Прочитайте выразительно стихотворение о прогульщиках. Найдите в нем все родственные слова к слову ПРОГУЛЬЩИК и выделите в них корень. (слайд №17) Шел Прогульщик на прогулку, Шел и песенку свистел. Захотел Прогульщик булку И баранку захотел. Захотел он шоколадку, Пососал бы леденцов… Но прогуливал буфетчик, И не видно продавцов. И гулял киномеханик – Не показывал кино, Футболисты и артисты Прогуляли заодно… И обиделся Прогульщик! И Прогульщик не смолчал! И прогульщикам Прогульщик «Вы – прогульщики!» - кричал. (Э.Мошковская) - Почему вы не выписали прогульщикам и прогульщики? Попробуйте догадаться, в чем состоит третий секрет корня. (слайд №18) | Частично-поисковый | Работа в парах | Направляющая, показ слайдов | Учащиеся выразительно читают стихотворение друг другу, выписывают однокоренные слова. Озвучивают свои гипотезы и предположения | Коммуникативные УУД: а) формирование социальной компетентности; б) умение слушать в) умение строить продуктивные взаимоотношения со сверстниками Логические УУД: выход на причинно-следственные связи, обоснование, постановка , решение проблемы, творческое действие. |
14. Практическая работа | 2 мин. | Перепишите отрывок из стихотворной сказки . Выпишите из него родственные слова. У ручья стояла Ива, Год за годом зеленела. Подрастала год от года,- Не спеша растут деревья, А какие вырастают! (Б.Заходер) (слайд №19) | Поисковый | Индивидуальная работа | Направляющая, показ слайда | Списывают отрывок из стихотворной сказки, выписывая из него родственные слова, сравнивают свои выводы с эталоном. | Регулятивные УУД: умение учиться и способность к организации своей деятельности. |
15. Решение лингвистической задачи | 1 мин. | Теперь поиграем в родственные слова. Дается два «родственника» с приставками, а вы подберите к ним слово без приставки или с другой приставкой и найдите корень.
(слайд №20) | Проблемный | Работа в парах | Направляющая, показ слайда | Решение задачи, ответы, самоконтроль, самооценивание (1 балл за правильный ответ) | Познавательные УУД: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач; выбор наиболее эффективного способа решения задачи. Коммуникативные УУД: Уметь договариваться, находить общее решение. |
16. Вторая стадия рефлексии | 2 мин. | Итак, вы знаете три секрета корня. Проверьте вашу память: повторите все три. (слайд №21) Составьте опорный конспект, который поможет вам воспроизвести все, что вы изучили на сегодняшнем уроке. Это может быть синквейн, таблица, схема , научное высказывание. | Формулирование выводов по теме | Индивидуальная | Корректирующая | Составляют опорный конспект, проверяют себя по слайду №21 | Регулятивные УУД: готовность к преодолению трудностей Познавательные УУД: умение выделять главное, существенное. Коммуникативные УУД: уважать иную точку зрения. |
17. Подведение итогов | 1,5 мин. | Подведение итогов. - Достигли ли вы целей, поставленных в ходе урока? - Понравилась ли вам работа? - Оцените свою работу на уроке. | Учебный диалог | фронтальная | Спрашивает, корректирует, ставит оценки. | Высказывают свое отношение к работе на уроке, говорят о эмоциональном состоянии. | Регулятивные УУД: умение адекватно оценивать свою деятельность, основываться на оптимистическое восприятие мира, установка на улучшение результата в своей деятельности, учебное сотрудничество учителя и ученика. |
18. Домашнее задание | 0,5 мин. | 1. § 74, упр.383
| Исследовательский | Самостоятельная работа | Направляющая | Поиск нужной информации в Интернете, текстах художественной литературы. Самостоятельное составление текстов художественного стиля речи. | Личностные УУД: формирование чувства гордости за свою Родину, народ, историю; Регулятивные УУД: самостоятельное составление монологического текста в письменной форме. |
Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Алмалинская средняя общеобразовательная школа», Тюльганский район
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия
Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе по теме "Деление слов на слоги"
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе по теме "Деление слов на слоги" в коррекционной школе VIII вида...
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...
Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.
Цель урока: 1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...
Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте
Урок разработан в технологии модульного обучения....
Методическая разработка урока русского языка для 8 класса "Вводные слова"
Урок-практикум "Вводные слова" с использованием краеведческого материала о Монгун-Тайге (Серебряной Горе). В материалах урока имеется краеведческий текст о наивысшей точке Восточной Сибири-Монгун-Тайг...
Урок русского языка в 5 классе "Корень слова. Однокоренные слова"
Конспект урока русского языка в 5 классе "Корень слова" (ФГОС)...