Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте
методическая разработка по русскому языку (8, 9 класс) на тему
Урок разработан в технологии модульного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 175 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока:
.
1. Организационный момент
Здравствуйте! Все себя хорошо чувствуют? Готовы к уроку? Построим нашу работу следующим образом:
вначале общий этап урока,
далее каждый движется по индивидуальным маршрутам,
затем вновь работаем вместе.
2. Работа с текстом
Прочитайте текст, выполните задания.
(1) Лес всегда шумит. (2) Только шумит он по-разному. (3) Зимней порой, когда вьется в падях, в щелях утёсов злой ветер, оголенный, безлистый березняк жмется вершинами к высоким иззябшим соснам. (4) На опушках пляшет бешеная пурга. (5) Пустынно, безрадостно. (6) И ветви деревьев, сплетясь жесткими, застывшими концами, звенят печально и зло. (7) А как ласково шепчутся молодые листочки весной, тянутся к свету, солнцу, трепещут. (8) Не бывает в эту пору суровых ветров. (9) Все смягчает весна. (10) Плеском широкой волны катятся летние ветры в вершинах деревьев, с прибоем спускаются к нижним ветвям. (11) Шумно. (12) Слышна в этом шуме гордость своей красотой, величием, мудростью, силой. (13) В летние ночи неподвижно стоят деревья, подняв к небу кроны. (14) Тихий свет редких звезд струится между ветвей, серебряными бликами ложится на листья. (15) Тихо, проникновенно.
( По С.Сартакову)
- В предложении 4 найдите эпитет.
- Из предложения 3 выпишите слова, правописание приставки в которых зависит от глухости – звонкости последующего согласного.
- Из предложения 3 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
- Выпишите грамматическую основу предложения 8.
- Среди предложений 10-15 найдите предложения с обособленным распространенным обстоятельством, выпишите номер этого предложения.
Подведем итог общего этапа работы на уроке.
- Чем мы сейчас занимались?
- Подготовкой к итоговой аттестации по предмету.
- Кто не испытал затруднений? Кто пока не чувствует уверенности? Продолжим на последующих уроках готовиться к ОГЭ.
3. Этап актуализации и целеполагания
- Каждый из вас получает индивидуальный план-маршрут (технологическую карту урока), который составлен с учетом вашей программы, вашего учебника и темы, на которой вы остановились.
- Откройте рабочие тетради, запишите число, тему вашего урока (у каждого своя), подумайте и сформулируйте цель работы, исходя из вашей темы, запишите её в тетрадь.
- Внимательно прочитайте интегрированную цель вашего урока, указанную в технологической карте, сравните с той, которую вы сформулировали самостоятельно, внесите коррективы.
- Теперь работайте самостоятельно или по желанию в паре, если темы совпали, внимательно читайте задания, инструкции по их выполнению, за помощью обращайтесь к учителю, примерное время, отведенное на выполнение того или иного задания, указано в левом столбце. По мере необходимости в ходе урока будут выданы ключи-ответы для осуществления самопроверки.
4. Самостоятельная работа учащихся
Урок по теме: «Второстепенные члены предложения. Определения»
Урок по теме: «Сложноподчиненные предложения. Придаточные предложения места»
№ учебного элемента, время выполнения работы. | Учебный материал с указанием целей и задания | Рекомендации по выполнению задания. | ||||||
УЭ-0. 1 мин. | Интегрированная цель урока: - знать особенности сложноподчиненных предложений с придаточными места; - уметь конструировать предложения данного вида; - уметь отличать придаточные места от других видов придаточных, связанных с главным теми же средствами связи. | Внимательно прочитайте цель УЭ-0 сравните с той, которую формулировали самостоятельно, внесите коррективы, если это необходимо. | ||||||
УЭ-1. 8 мин. | Цель: - наблюдая над языковым материалом, сделать выводы о сходстве и различиях между сложноподчиненными предложениями с придаточными определительными, изъяснительными и места; - наблюдать за особенностями придаточных места. | Внимательно прочитайте цель УЭ-1. | ||||||
Дополните главные предложения придаточными с союзным словом где. Запишите полученные предложения. Графически обозначьте основы, границы главного и придаточного. Какие это придаточные? Работая с каким предложением, вы испытали затруднения. Почему?
| Выполните задание в паре, при затруднении обращайтесь за консультацией к учителю. | |||||||
УЭ- 2. 10 мин. | Цель: - изучить теоретический материал по теме, составить опорную схему-кластер. Опираясь на теоретический материал, представленный на странице 57-58 вашего учебника, составьте опорную схему-кластер. Пользуясь схемой, расскажите друг другу о сложноподчиненных предложениях с придаточными места. Схема-кластер «Придаточные места» Вид придаточного На какой вопрос отвечает К чему относится Чем прикрепляется Место придаточного | Внимательно почитайте цель УЭ-2. Выполните задание. Работайте в паре. | ||||||
УЭ- 3. 10 мин. | Цель: - закрепить полученные знания по теме; - отработать умение отличать придаточные места от придаточных определительных и изъяснительных. Работайте с предложениями упражнения 135. Заполните таблицу, вписывая только номера предложений.
| Внимательно прочитайте цель УЭ-3. Выполните задание. | ||||||
2 мин. | Дифференцированное домашнее задание На выбор:
Выполнить упражнение 138.
Описать с помощью сложноподчиненных предложений с придаточными места географическое положение вашего города или села (5-6 предложений), составить схемы предложений. | Выберете вариант домашнего задания, за пояснениями обращайтесь к учителю. | ||||||
УЭ-4. 4 мин. | Цель: - подвести итоги работы на уроке. Анализируя свою работу на уроке, подумайте и ответьте на вопросы: - что нового узнал? - где испытал затруднения? - за что могу себя похвалить? - что необходимо доработать? | Ответьте на вопросы задания, дайте оценку своей работе. | ||||||
1 мин. | Ключи УЭ-2 схема-кластер: Вид придаточного - придаточные места На какой вопрос отвечает – где? куда? откуда? К чему относится – ко всему главному предл. Чем прикрепляется – союзные слова где, куда, откуда Место придаточного - свободное УЭ-3
| Проверьте себя, выставьте оценку. |
Урок по теме: «Понятие о сложноподчиненном предложении»
№ Учебного элемента, время выполнения работы. | Учебный материал с указанием целей и задания | Рекомендации по выполнению задания. | ||
УЭ-0 1 минута | Интегрированная цель урока: - изучить особенности сложноподчиненного предложения, его строения, значения и средств связи главного и придаточного; - совершенствовать умение ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | Внимательно прочитайте цель УЭ-0 сравните с той, которую формулировали самостоятельно, внесите коррективы, если это необходимо. | ||
УЭ-1 4 минуты | Цель: - наблюдая за языковым материалом, вспомнить о видах сложного предложения; - определив особенности каждого, выяснить отличительные черты сложноподчиненного предложения. Внимательно рассмотрите предложения, составьте их схемы, сравните их. Укажите сходство и различие смысловых отношений между частями данных сложных предложений. Сделайте вывод.
Вывод: | Внимательно прочитайте цель УЭ-1. Выполните задание, при затруднении обращайтесь за консультацией к учителю. | ||
УЭ-2 15 минут | Цель: - познакомиться с теоретическим материалом учебника по теме; - сопоставить имеющиеся знания о сложноподчиненном предложении с новой для вас информацией. Внимательно прочитайте лингвистический текст учебника на страницах 67-70, заполните таблицу:
| Внимательно прочитайте цель УЭ-1. Выполните задание, при затруднении обращайтесь за консультацией к учителю. | ||
УЭ-3 15 минут | Цель: - применять новые знания о сложноподчиненном предложении на практике. 1.В каком сложноподчиненном предложении простые предложения связаны союзным словом? Покажите графически. 1) В предисловии к своим законам древний правитель обязательно указывал, что они существовали вечно и дарованы богами. 2) Чтобы много знать, необходимо много читать. 3) Когда одно племя покоряло другое, то заставляло его забыть свои законы и жить по чужим. 4) Бунин одинаково остро и тонко видел все, что привелось ему наблюдать в жизни. 2.В каком сложноподчиненном предложении простые связаны двойным союзом? Докажите графически. 1) Никогда не говори того, чего не знаешь. 2) Если президент избирается прямым голосованием всего народа, то он должен заручиться всех или самых крупных электоратов. 3) О Байкале есть древняя легенда, которую знает в тех краях и стар и млад. 4) Приведите примеры слов, которые считаются устаревшими. 3.В каком сложноподчиненном предложении место придаточного нельзя изменить? 1) Там, где небо сходится с землей, пламенела полоса заката. 2) Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. 3) Диктант, который мы только что написали, был необычный. 4) Если останется время, посмотрим фильм. 4.В каком предложении нет речевых ошибок? Поясните и отредактируйте эти предложения. 1) Несмотря на то что наш спортсмен еще не восстановился после травмы, однако он сумел занять призовое место. 2) Встречаются среди нас такие, кто хотят жить за чужой счет. 3) Всё, о чём мы говорили, должно остаться между нами. 4) Мне кажется то, что ты преувеличиваешь. 5.В каком предложении есть пунктуационная ошибка? Поясните и отредактируйте предложение. 1) Маятник, время качания которого равно одной секунде, называется секундным. 2) Чтобы определить пройденный путь, надо скорость тела умножить на время его движения. 3) Линия, по которой движется тело, называется траекторией движения. 4) Хорошо смеётся тот кто смеётся последним. | Внимательно прочитайте цель УЭ-1. Выполните задание, при затруднении обращайтесь за консультацией к учителю. | ||
4 мин. | Цель: -подвести итоги работы на уроке. Анализируя свою работу на уроке, подумайте и ответьте на вопросы: - что нового узнал? - где испытал затруднения? - за что могу себя похвалить? - что необходимо доработать? | Ответьте на вопросы задания, дайте оценку своей работе. | ||
1 мин. | Дифференцированное домашнее задание На выбор:
Выполнить упражнение 95.
Выписать из текста художественного произведения 10 сложноподчиненных предложений. | Выберете вариант домашнего задания, за пояснениями обращайтесь к учителю. | ||
Ключи УЭ- 3 1. 4), 2. 2), 3. 1), 4. 3), 5. 4). | Проверьте себя, выставьте оценку. |
Урок по теме: «Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными»
№ учебного элемента,время выполнения работы. | Учебный материал с указанием целей и задания | Рекомендации по выполнению задания. |
УЭ-0 1 минута | Интегрированная цель урока: - знать особенности сложноподчиненных предложений с придаточными определительными; - уметь конструировать предложения данного вида; - уметь отличать придаточные определительные от других видов придаточных, связанных с главным теми же средствами связи. | Внимательно прочитайте цель УЭ-0 сравните с той, которую формулировали самостоятельно, внесите коррективы, если это необходимо. |
УЭ-1 4 мин. | Цель: - наблюдая над языковым материалом, сделать выводы о значении, строении и средствах связи главного и придаточного в сложноподчиненном с определительным придаточным. Прочитайте предложения, составьте их схемы. Что общего в строении и значении этих предложений? В чем различия? Мы ночевали в той гостинице, в которой уже останавливались.
Мы ночевали в гостинице, в которой уже останавливались.
Мы ночевали в той гостинице, где уже останавливались. | Внимательно прочитайте цель УЭ-1. Выполните задание, при затруднении обращайтесь за консультацией к учителю. |
УЭ-2 15 мин. | Цель: - изучить теоретический материал по теме, составить опорную схему-кластер. Опираясь на теоретический материал, представленный на странице 44-45 вашего учебника, составьте опорную схему-кластер. Пользуясь схемой, расскажите о придаточных определительных. Схема-кластер «Придаточные определительные» Вид придаточного На какой вопрос отвечает К чему относится Чем прикрепляется Место придаточного | Внимательно прочитайте цель УЭ-2. Выполните задание, при затруднении обращайтесь за консультацией к учителю. |
УЭ-3 10 мин. | Цель: - закрепить полученные знания по теме. Работайте по заданию упражнения 91 (1), составьте схемы предложений. | Внимательно прочитайте цель УЭ-3. Выполните задание, при затруднении обращайтесь за консультацией к учителю. |
1 мин. | Дифференцированное домашнее задание На выбор:
Выполнить упражнение 91 (2).
Выписать из текста художественного произведения 10 сложноподчиненных предложений с придаточным определительным. | Выберете вариант домашнего задания, за пояснениями обращайтесь к учителю. |
4 мин. | Цель: - подвести итоги работы на уроке. Анализируя свою работу на уроке, подумайте и ответьте на вопросы: - что нового узнал? - где испытал затруднения? - за что могу себя похвалить? - что необходимо доработать? | Ответьте на вопросы задания, дайте оценку своей работе. |
Ключи. УЭ-2. Схема- кластер. Вид придаточного - определительное На какой вопрос отвечает – какой? К чему относится - к сущ. в главном предл. Чем прикрепляется – союзными словами который, что, где и др. Место придаточного – после определяемого слова УЭ-3. схемы предложений. | Проверьте себя, выставьте оценку. |
5.Рефлексия
- Подведем итоги работы.
- Ответьте на вопросы учебного элемента «Рефлексия» в ваших картах.
- Как вы считаете, достигли вы целей, поставленных в начале урока? Если нет, почему? Что необходимо доработать?
- Определитесь с выбором домашнего задания, все ли вам понятно?
- Выставьте себе оценку, возможно, в ходе проверки ваших работ я с ней соглашусь.
- Благодарю за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/20/picture-470812-1408480457.png)
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе Ъ и Ь и их функции в современном языке
Урок повторения роли Ъ и Ь в русском языке...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/22/picture-555185-1419280686.jpg)
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)
Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/22/picture-555185-1419280686.jpg)
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)
Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком, литературой, ИЗО и музыкой. При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)
Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....
Методическая разработка урока русского языка "Жемчужины" русского языка"
Предлагаемый урок по теме «Жемчужины» русского языка» разработан для учащихся 6 класса (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык» 6 класс). Урок рассчитан на 1 академический час. Данный...
Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)
В разработке представлен опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/05/picture-1296026-1607196958.jpg)
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Международное значение русского языка"
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Международное значение русского языка"...