Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Цель урока:
1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях;
2)научить различать двусоставные и односоставные предложения;
3)дать понятие об определенно-личных предложениях;
4) научить находить определенно-личные предложения;
5)показать роль и назначение определенно-личных предложений в тексте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г.Ершова Саратовской области»
Методическая разработка урока по русскому языку. 8 класс
Тема. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.
Цель урока:
1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях;
2)научить различать двусоставные и односоставные предложения;
3)дать понятие об определенно-личных предложениях;
4) научить находить определенно-личные предложения;
5)показать роль и назначение определенно-личных предложений в тексте.
Оборудование: презентация «Односоставные предложения. Определенно-личные предложения», ПК, мультимедийная установка, раздаточный материал.
Тип учебного занятия | Урок открытия новых знаний и первичного закрепления знаний учащихся |
Дидактическая цель | Создать условия для осознания и осмысления понятия об односоставных предложениях и определенно-личных предложений. |
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Самоопределение к деятельности (оргмомент). | Включение в деловой ритм. Вступительное слово. | Мотивация класса к работе. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. | Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции, учебные навыки. |
3. Постановка учебной задачи. | Активизирует знания учащихся. | Ставят цели, уточняют тему урока. |
4. Первичное усвоение материала. | Организует учащихся на усвоение материала. | Решают поставленные задачи. |
5. Осознание и осмысление предложенной информации. | Организует учащихся на осмысление материала. | Строят логическую цепь рассуждений. |
6.Первичное закрепление предложенной информации. | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. | Выполняют упражнения, рассуждают, доказывают. |
7.Самостоятельная работа. | Организует деятельность по применению новых знаний. | Самостоятельная работа самопроверкой. |
8.Информация о домашнем задании. Рефлексия. | Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. |
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Синтаксическая пятиминутка.
По нивам, по лугам, уставленным стогами, брожу в прохладной полутьме, и песнь сама слагается в уме.
- Объяснить орфограммы, пунктограммы, выполнить синтаксический разбор предложения.
- В чем же отличие односоставных предложений от двусоставных? (В односоставных предложениях только один главный член предложения).
3.Объяснение новой темы. Работа с презентацией.
Слайд №2
Односоставные предложения
Определенно-личные: Люблю зимний лес. (о/л)
Неопределенно-личные: В поселке строят новую школу. (н/л)
Безличные: Светает. Меня знобит. Мне холодно. Попить бы чаю! (б/л)
Назывные: Зима. Вот и снег. (н)
- Посмотрев на эти примеры, мы легко можем увидеть особенности строения односоставных предложений. Обратите внимание на виды односоставных предложений. Они бывают определенно-личными, неопределенно-личными, безличными и назывными.
Первые три вида называют глагольными, потому что у них один главный член предложения – сказуемое, а в назывном предложении один главный член – подлежащее. Посмотрим, как же отличаются эти предложения по смыслу. В первом предложении действующее лицо – сам говорящий, следовательно, лицо определенное, деятель мыслится как определенное лицо. В следующем предложении действие совершается ограниченным числом лиц, которые мыслятся неопределенно, поэтому и называются такие предложения неопределенно-личными. А в безличном предложении вообще нет указания на лицо, в них нет и не может быть деятеля. В назывных предложениях указывается на наличие предмета или явления. Попробуем вставить в глагольные предложения подходящие по смыслу подлежащие и посмотрим, что изменится.
(Слайд №3) (Устно во всех предложениях находим грамматические основы).
О/Л. Найди себе идеал мужества и неотступно следуй ему. (В.Сухомлинский)
(Ты) найди себе идеал мужества и (ты) неотступно следуй ему.
Во-первых, получили по числу главных членов – двусоставное предложение, во-вторых, снизилось смысловое значение действия – сказуемого (внимание сосредоточено на деятеле).
(Слайд №4)
Н/Л. Целый букет принесут роз из оранжереи. (А.Ахматова)
Целый букет (садовники) принесут роз из оранжереи.
Деятель не назван, но мыслится как неопределенное лицо. Добавили подлежащее - исчезла неопределенность.
(Слайд №5)
Б/Л. Багряной метелью нам листвы на крыльцо намело. (С.А.Есенин)
При вас мне грустно. (А.С.Пушкин)
Взглянуть бы на письмо своими глазами! (Л.Андреев)
В эти предложения вообще невозможно вставить подлежащие. Действие и состояние не создаются деятелем, то есть деятель не мыслится.
(Слайд №6)
Н. Темнота. Мерцающие вдалеке огни.
Двадцать первое. Ночь. Понедельник. (А.Ахматова)
В назывных предложениях один главный член – подлежащее, которое может распространяться только определениями (согласованными или несогласованными). В них утверждается наличие предмета или явления.
- В чем же главная особенность односоставных предложений? (Они понятны без второго главного члена.)
- Верно, краткость, способность привлечь внимание к наиболее важному в сообщении и создают особые свойства односоставных предложений, отличающие их от синонимичных двусоставных.
4.Работа с учебником. (Русский язык. Практика. 8 класс.)
- Открываем учебник на стр. 84 упр.192, читаем задание. Предлагается записать только простые предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена.
Рассвело. На небе нет ни облачка. Собирались в дорогу весело, дружно, без суеты. Мелколесье. Степь и дали.
- Нужен ли второй главный член для понимания смысла односоставных предложений?
- Найдите предложения, в которых указывается на наличие предмета или явления. Объясните выделенные орфограммы.
5.Работа с презентацией.
(Слайд №7)
Определенно-личные предложения
Читаю (-ем) много. – 1-е л., ед. и мн. ч., изъяв. накл.
Много читаешь (-ете)? – 2-е л., ед. и мн. ч., изъяв. накл.
Читай (-те) больше! - 2-е л., ед. и мн. ч., повел. накл.
- Переходим непосредственно к о/л предложениям. Как их выделить из группы односоставных?
- Определенно-личными называются односоставные предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как определенное лицо. Сказуемое в о/л предложении может быть выражено формами 1-го и 2-го лица ед. и мн. числа изъявит. и повел. наклонения.
- А теперь давайте посмотрим упр. 195 и, опираясь на эту таблицу, докажем, что в нем даны о/л предложения.
Записываем предложения, а у доски учащиеся выполняют мини-морфологический разбор глаголов.
Люблю – изъяв. накл., наст. вр., 1 л., ед.ч.
Вставайте – повел. накл., 2 л., мн.ч.
Трудимся – изъяв. накл., наст вр., 1 л., мн. ч.
- Как мыслится в этих предложениях деятель? Можно ли вставить в о/л предложение подлежащее? Чем оно при этом может быть выражено? Объясните знаки препинания во втором предложении.
6.Работа с раздаточным материалом.
Надо сказать, что этот тип односоставных предложений ценят поэты: Люблю тебя, Петра творенье… (А.С.Пушкин), Всюду родимую Русь узнаю… (Н.А.Некрасов)… - используется в художественном стиле. Определенно-
личные предложения часто встречаются в публицистическом стиле в газетных заголовках, в рекламе. У вас на столах вырезки из газетных статей, найдите в них о/л предложения, запишите их в тетради. В научном стиле также используются о/л предложения.
7. Работа с учебником геометрии. (Шарыгин И.Ф. Геометрия. 7-9 класс.)
Задание. Откройте любую страницу учебника и найдите о/л предложения. Докажите. Скажите, почему при описании хода математического доказательства нецелесообразно включать в предложение подлежащее-местоимение? (В таких предложениях внимание сосредоточено на действии безотносительно к его производителю.)
8.Решение тестовых заданий. (мультимедийная установка,ПК)
Тесты прилагаются.
9.Рефлексия. Составление синквейна.
- первая строка – название темы (одно существительное);
- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
Синквейн ученика:
Предложения
Односоставные, двусоставные
Отсутствует, усиливает, позволяет избежать
Определенно-личные предложения динамичны, лаконичны
Интересно!
В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.
10. Комментирование оценок. Домашнее задание.
Литература для учителя:
- Быкова Л.А. 555 упражнений по русскому языку. Москва. ООО «Издат-Школа», 1997.
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. М., «Просвещение», 1986.
- Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. 8 класс. М., «Просвещение», 1999.
- Пичугова Ю.С. Русский язык. Практика. 8 класс. Пособие для общеобразовательных учреждений. 6-е издание, стереотипное. М., «Дрофа», 2000.
- Шарыгин И.Ф. Геометрия. 7-9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 9- издание. М., «Дрофа», 2009.
- http://sch945.edusite.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в 8 классе по теме «Односоставные предложения»(обобщение)
Цели: развивать навык самостоятельной работы, закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Односоставное предложение», научить видеть художественные особенности односоставных предложений в поэт...
Методическая разработка урока русского языка по теме «Уточняющие члены предложения и их обособление» , 8 класс.
Урок "Уточняющие члены предложения и их обособление" является вторым в рамках данной темы, его дидактическая цель - закрепление умения опознавать уточняющие члены предлож...
Методическая разработка урока русского языка в 8 классе по теме: "Назывные предложения. Роль назывных предложений в художественной литературе".
Методическая разработка для учащихся 8-го класса....
Методическая разработка урока русского языка в 8 классе по теме: "Назывные предложения. Роль назывных предложений в художественной литературе".
Методическая разработка для учащихся 8-го класса....
Методическая разработка урока русского языка "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" 9 класс
Разрешите предложить Вашему вниманию урок для 9 класса. Этот урок проводился в цикле уроков по теме «Бессоюзное сложное предложение», а идею подсказала «Б...
Методическая разработка урока русского языка "Односоставные предложения"
Методическая разработка предназначена для проведения урока русского языка по теме "Односоставные предложения"....
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Виды сложных предложений. Подготовка к ОГЭ» 9 класс.
Данная методическая разработка урока имеет большую практическую значимость для учителей русского языка и литературы. Материал прошел апробацию на открытом уроке в рамках районного семинара "...