Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrbotka_uroka_po_russkomu_yazyku.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗРБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЯ
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА
ВИНОГРАДОВА АННА МИХАЙЛОВНА
ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЯ
Цели: закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи.
Методические приемы: беседа по вопросам; элементы анализа текста; работа над исправлением речевых ошибок: работа над планом; письменное описание порядка действий в научном эксперименте.
Оборудование урока: глубокая тарелка; свеча; стеклянная узкая мерная банка высотой больше свечи; вода, подкрашенная в синий цвет; спички; пластилин.
Доска: число, классная работа, тема урока: «Описание действия»
Ход урока
I.Беседа о типах речи
- С какими типами речи вы знакомы? (Рассуждение, повествование, описание)
- Какова композиция этих типов сочинений?
- С какими видами описаний вы встречались?
- Сегодня нам предстоит поучиться, как описывать действия.
.Как вы думаете, в каких стилях речи уместно описание действия? (Разговорный стиль ( описание похода), официально-деловой стиль (инструкции и др.), публицистический стиль (репортаж, интервью), художественный стиль (описание листопада), научный стиль ( описание порядка действий ( лабораторная работа, эксперимент). А как вы думаете, какие части речи нам помогут в описание действия? (деепричастия, наречия) У всех типов описания есть общая композиция построения текста, но есть и что-то присущее только данному типу (описание помещения, портрета, местности), а что же присуще описанию действий?
Записывают. Тексты о трудовых процессах обычно включают в себя следующие части:
Подготовка того или другого человека к работе (рабочий костюм, рабочее место, необходимые инструменты, материалы, поза, внутренняя собранность и т.д.);
Ход работы (последовательное описание всех операций – от начала до конца)
Результаты работы, вывод.
II.Работа с учебником.
1.Упражнение 237, стр. 112 (устно): чтение обсуждение, вопросов, определение роли наречий
А как бы вы озаглавили текст?( «Работа мастера», «Мастерство плотника»)
Наречия, с помощью которых автор рисует мастерство плотника: .лучше всех, быстро, ровно;
Наречия, с помощью, которых автор указывает на последовательность: сначала, потом.
2.Упражнение 238, стр.112 (устно): работа по исправлению речевых ошибок.
В отрывке из сочинений неоправданный повтор наречия потом. Можно использовать синонимы затем, после, наконец.
Прочитайте еще раз 1, 2, 3 предложения. Найдите подлежащее.( В 1 – папа, во 2 и 3 нет подлежащего, оно опущено)
Записывают. В описании действий одного и того же лица( или группы лиц) могут быть предложения с опущенным подлежащим. Это позволяет избегать неоправданного повторения слов и усиливает связь предложений в тексте.
Слова, помогающие описать действие:
Во-первых, во-вторых, потом, затем, после этого, дальше, вслед за этим, , весело, неторопливо, спокойно, четко, уверенно, аккуратно, решительно, быстро, медленно, не спеша, торопливо, старательно,
III.Игра «Кто?Что?Как?»
А знаете ли вы что воздух состоит (запись на доске)
Из кислорода 21%
Азота 78%
Других газов 1%
Когда что-нибудь горит, происходит химическая реакция горения, которая так и называется – горение. Горение возможно только при наличии трех элементов: тепла, горючего и окислителя ( вещества поддерживающего горения). В отсутствии одного из компонентов пламя гаснет. Когда мы с помощью спички зажигаем свечу, мы производим тепло, необходимое кислороду(окислителю), чтобы зажечь воск, которым пропитан фитиль(горючее).
Сейчас мы попробуем доказать, что содержание кислорода в воздухе 21%. Смотрите внимательно, что будет происходить, соблюдая полную тишину. Ваша задача после моих слов «все» записать, что и как делал учитель, помня, что в первой части вашей работы вы должны описать подготовку к работе, во второй- ход работы, в третьей – вывод, результат работы. Думаю, вам такая работа знакома, так как вы подобную работу выполняли на уроках физики, а план описания действия мы записали в тетрадь.
(Учитель закрепляет на дне тарелки свечу с помощью пластилина, наливает в тарелку подкрашенную воду, зажигает свечку и закрывает свечку банкой. Через несколько секунд пламя свечи погаснет. А вода из тарелки войдет в банку, заняв примерно одну пятую часть ее высоты).
После выполнения задания, зачитываются несколько работ.
Делается вывод об особенностях описания действия (Сохранение последовательности в описании, четкости, точности описания, о роли наречий.
Домашнее задание: упр239,240. Учитель предупреждает, что описание не должно быть деловым, похожим на инструкцию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе
Урок по теме «Собирательные числительные» относится к типу уроков объяснения нового материала. В его структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент, повторен...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)
Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных ...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)
Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком, литературой, ИЗО и музыкой. При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)
Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....
Методическая разработка урока русского языка "Жемчужины" русского языка"
Предлагаемый урок по теме «Жемчужины» русского языка» разработан для учащихся 6 класса (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык» 6 класс). Урок рассчитан на 1 академический час. Данный...
Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)
В разработке представлен опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Международное значение русского языка"
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Международное значение русского языка"...