Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.

Цель урока:

Образовательная:

·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя существительное” обогатить словарный запас детей,

·         учить выполнять группировку существительных по существенному признаку,

·         продолжить работу над деформированным текстом.

Воспитательная:

·         воспитывать любовь к природе,  взаимопомощь,

·         умение работать в парах.

Развивающая:

·         развивать орфографическую зоркость, умение находить в тексте имена существительные, определять их грамматические признаки,

·         развивать монологическую речь.

 

На уроке использован  деятельностный   подход к обучению (освоение практических способов деятельности). для этого создавались условия для понимания смысла собственной деятельности на уроке;

Урок способствует  приобретению умений принятия решений, выбора поведения;

некоторые задания помогали  развитию рефлексии собственной деятельности и ее результата.

 

                                               Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности                                             Слайд1                                                               

Минутка релаксации

Какое сейчас время года?

Зима очень загадочна и волшебна. А как красив зимой русский лес!      Слайд2                                                                                                                                                        

 Представьте, что мы входим в зимний лес (встали).

- Свежий ветерок ласкает ваши лица (движения ветерка к лицу)

- Мороз щиплет и румянит щечки (пощипывание щек).

- Пойдем по тропинке, снег очень глубокий (высоко поднимаем ноги).

- Потрогаем белые стволы берёз (потираем руки).

- У берёз очень тонкие веточки (руки вперед, шевелим пальчиками)

-Возвращаемся домой медленнее, мы устали.

-Вот мы и дома, садимся на свое любимое место.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

 

Мы с вами побывали в лесу. Он  удивил  нас  чем?  

- Представьте, что я сейчас бы вам дала задание нарисовать тот лес, в котором мы побывали. Постарайтесь мысленно увидеть образ своей «зимней картины».

-С чего бы вы начали работу?

-Чем вы сейчас пользовались в речи?

-А что это такое?

III. Постановка учебной задачи

-попробуйте сами определить тему и  цель нашего урока?

-повторим, что такое имя существительное

-закрепим грамматические категории имен существительных

-учиться будем выделять их среди других частей речи

Действительно, мы повторим и обобщим знания об имени существительном

Мы с вами должны ЗНАТЬ:

•  что такое имя существительное;

•  грамматические категории имени существительного;

должны УМЕТЬ:

•  находить имена существительные;

•  определять грамматические категории имён существительных;

Оформление тетрадей

Словарная работа.

- Зима приносит нам много развлечений. Об одном из них вы узнаете, отгадав загадку.

    По снегу меня будете катить -   я буду расти

    А на костре  начнете  греть -  я пропаду.

- Да, это снежок.  Вы любите играть в снежки?                                            Слайд 3                                                        

- Тогда поиграем, но снежки у нас будут необычные, не из снега, а из букв.

-Какие слова принесли нам снежинки?

- Перед вами  словарные слова,  в которых  пропущены  буквы, а ниже  «снежки» с этими буквами.

-  С помощью снежков вспомним словарные слова. Восстановите слова.

- Записывать будем в строчку, через запятую, вставляя пропущенные буквы, ставя ударение.

д…  кабрь           …нварь

ин…  й                 к…  ртина                        

сев… р                

пр … красный

самопроверка

- Вот мы с вами и в «снежки» поиграли и словарные слова повторили. Думаю, что хорошо справились с этим заданием.

Ребята, какое слово здесь лишнее? Почему?

IV. Актуализация знаний об имени существительном.

- Ребята, а чем еще занимаются дети, когда много снега? (лепят снеговика)

 - И  мы его «вылепим из снега», правда не из настоящего снега, а из ваших правильных ответов.

- Я буду задавать вам вопросы. Из каждого вашего правильного ответа мы будем «лепить».

                                                                                                                                Слайд № 4                                                  

1.Что такое имя существительное?

2.Что оно обозначает?

3.На какие вопросы отвечает имя существительное?

4. Какие   бывают существительные?

(Собственные и нарицательные)

5. (одушевленные и неодушевленные)

6. (единственного и множественного числа)

7.что еще имеют существительные?

8.как определить род существительных?

- Кого мы  «cлепили»?

- Снеговика.

- Молодцы! Хорошо повторили всё, что знали об имени существительном.

ФИЗМИНУТКА

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку.

Поворот, наклон, прыжок

Улыбнись, давай, дружок.

Еще прыжки: раз, два, три

На соседа посмотри.

И руками сделай взмах.

Приседанье на носках

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

 

V. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу  

 - Наш путь лежит всё дальше, в зимний лес. А сопровождать нас будет…

                                     Назовите-ка, ребятки,
                                     Месяц в этой вот загадке:
                                    Дни кого – всех дней короче,
                                     Всех ночей длиннее ночи.
                                     На поля и на луга  до весны легли снега.
                                     Только месяц наш пройдет,
                                    Мы встречаем Новый год. (Декабрь)                  

  - Кто? Вы догадались?                                                                                 Слайд № 5                                                

  - Что вы знаете о  декабре?   

  Декабрь- конец года, начало зимы .В декабре самые короткие дни и самые длинные ночи. Самый тёмный, снежный месяц. Его прозвали «студень».

Задание декабря №1:

Декабрь принёс с собой много зимних слов.                                                 Слайд № 6                                                   

Работаем по заданию в парах:

1столбик- Существительные м.р.

2столбик - Существительные ж.р.

3 столбик -Существительные с.р

-В чем видите проблему? (не определить род у множественного числа)

-А как это сделать?

 серебро, морозы,  вьюги, солнце, лыжи, снега, сугробы, узоры. небо, деревья, забавы, кружева,

взаимопроверка

Гимнастика для глаз                                                                                      Слайд № 7                                                  

                                                                           

Задание декабря №2:

Достаю из красочного конверта письмо. Такие же письма лежат у ребят на столах. В тексте пропущены имена существительные.

Прочтите тект.

 Какая еще проблема? (текст деформированный).

Что нужно сделать?

А детям … .

Наступила морозная … .

Замелькали в воздухе первые … .

Саша и Оля лепят … , строят … .

Тёплым одеялом укроет … землю.

(зима, снежинки, снег, метели, тропы, радость, снеговиков, крепость)  Слайд № 8                                               

                                                                      

Слова какой части речи пропущены? Вставить слова, определить род и число.

Самопроверка                                                                                                       Слайд №9

Наступила морозная зима .

Замелькали в воздухе первые снежинки.

Тёплым одеялом укроет снег землю.

А детям радость.

Саша и Оля лепят снеговиков, строят крепость.

-Посмотрите как природа благодарит вас за выполненное задание                   Слайд №10

 

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

     К концу подходит наш урок.

     Надо подвести итог.

Какую цель мы ставили с вами вначале урока?                                              Слайд №11

Как  думаете мы с ней справились?

Над какой темой мы работали?

Что мы повторили об имени существительном?                                                    Слайд 12

Что вам особенно понравилось?

                                                                                                                                       Слайд 13

5. Домашнее задание

Напишите мини – сочинение (3-4 предложения) о том, как вы помогаете птицам в зимнее время года.

     Спасибо вам, ребята, за работу!

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_5_klass.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка 5  класс

Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна 

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.

Цель урока:

Образовательная:

  • обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя существительное” обогатить словарный запас детей,
  • учить выполнять группировку существительных по существенному признаку,
  • продолжить работу над деформированным текстом.

Воспитательная:

  • воспитывать любовь к природе,  взаимопомощь,
  • умение работать в парах.

Развивающая:

  • развивать орфографическую зоркость, умение находить в тексте имена существительные, определять их грамматические признаки,
  • развивать монологическую речь.

На уроке использован  деятельностный   подход к обучению (освоение практических способов деятельности). для этого создавались условия для понимания смысла собственной деятельности на уроке;

Урок способствует  приобретению умений принятия решений, выбора поведения;

некоторые задания помогали  развитию рефлексии собственной деятельности и ее результата.

                                               Ход урока 

I. Мотивирование к учебной деятельности                                             Слайд1                                                                

Минутка релаксации

Какое сейчас время года?

Зима очень загадочна и волшебна. А как красив зимой русский лес!      Слайд2                                                                                                                                                        

 Представьте, что мы входим в зимний лес (встали).

- Свежий ветерок ласкает ваши лица (движения ветерка к лицу)

- Мороз щиплет и румянит щечки (пощипывание щек).

- Пойдем по тропинке, снег очень глубокий (высоко поднимаем ноги).

- Потрогаем белые стволы берёз (потираем руки).

- У берёз очень тонкие веточки (руки вперед, шевелим пальчиками)

-Возвращаемся домой медленнее, мы устали.

-Вот мы и дома, садимся на свое любимое место. 

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

 

Мы с вами побывали в лесу. Он  удивил  нас  чем?  

- Представьте, что я сейчас бы вам дала задание нарисовать тот лес, в котором мы побывали. Постарайтесь мысленно увидеть образ своей «зимней картины».

-С чего бы вы начали работу?

-Чем вы сейчас пользовались в речи?

-А что это такое?

III. Постановка учебной задачи

-попробуйте сами определить тему и  цель нашего урока?

-повторим, что такое имя существительное

-закрепим грамматические категории имен существительных

-учиться будем выделять их среди других частей речи

Действительно, мы повторим и обобщим знания об имени существительном

Мы с вами должны ЗНАТЬ:

•  что такое имя существительное;

•  грамматические категории имени существительного;

должны УМЕТЬ:

•  находить имена существительные;

•  определять грамматические категории имён существительных;

Оформление тетрадей

Словарная работа.

- Зима приносит нам много развлечений. Об одном из них вы узнаете, отгадав загадку.

    По снегу меня будете катить -   я буду расти

    А на костре  начнете  греть -  я пропаду.

- Да, это снежок.  Вы любите играть в снежки?                                            Слайд 3                                                        

- Тогда поиграем, но снежки у нас будут необычные, не из снега, а из букв.

-Какие слова принесли нам снежинки?

- Перед вами  словарные слова,  в которых  пропущены  буквы, а ниже  «снежки» с этими буквами.

-  С помощью снежков вспомним словарные слова. Восстановите слова.

- Записывать будем в строчку, через запятую, вставляя пропущенные буквы, ставя ударение.

д…  кабрь           …нварь

ин…  й                 к…  ртина                        

сев… р                

пр … красный

самопроверка

- Вот мы с вами и в «снежки» поиграли и словарные слова повторили. Думаю, что хорошо справились с этим заданием.

Ребята, какое слово здесь лишнее? Почему?

IV. Актуализация знаний об имени существительном.

- Ребята, а чем еще занимаются дети, когда много снега? (лепят снеговика)

 - И  мы его «вылепим из снега», правда не из настоящего снега, а из ваших правильных ответов.

- Я буду задавать вам вопросы. Из каждого вашего правильного ответа мы будем «лепить».

                                                                                                                                Слайд № 4                                                  

1.Что такое имя существительное?

2.Что оно обозначает?

3.На какие вопросы отвечает имя существительное?

4. Какие   бывают существительные?

(Собственные и нарицательные)

5. (одушевленные и неодушевленные)

6. (единственного и множественного числа)

7.что еще имеют существительные?

8.как определить род существительных?

- Кого мы  «cлепили»?

- Снеговика.

- Молодцы! Хорошо повторили всё, что знали об имени существительном.

ФИЗМИНУТКА

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку.

Поворот, наклон, прыжок

Улыбнись, давай, дружок.

Еще прыжки: раз, два, три

На соседа посмотри.

И руками сделай взмах.

Приседанье на носках

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

V. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу  

 - Наш путь лежит всё дальше, в зимний лес. А сопровождать нас будет…

                                     Назовите-ка, ребятки,
                                    Месяц в этой вот загадке:
                                   Дни кого – всех дней короче,
                                    Всех ночей длиннее ночи.
                                    На поля и на луга  до весны легли снега.
                                    Только месяц наш пройдет,
                                   Мы встречаем Новый год. (Декабрь
)                  

  - Кто? Вы догадались?                                                                                 Слайд № 5                                                

  - Что вы знаете о  декабре?    

  Декабрь- конец года, начало зимы .В декабре самые короткие дни и самые длинные ночи. Самый тёмный, снежный месяц. Его прозвали «студень».

Задание декабря №1:

Декабрь принёс с собой много зимних слов.                                                 Слайд № 6                                                  

Работаем по заданию в парах:

1столбик- Существительные м.р.

2столбик - Существительные ж.р.

3 столбик -Существительные с.р

-В чем видите проблему? (не определить род у множественного числа)

-А как это сделать?

 серебро, морозы,  вьюги, солнце, лыжи, снега, сугробы, узоры. небо, деревья, забавы, кружева,

взаимопроверка

Гимнастика для глаз                                                                                      Слайд № 7                                                  

                                                                           

Задание декабря №2:

Достаю из красочного конверта письмо. Такие же письма лежат у ребят на столах. В тексте пропущены имена существительные.

Прочтите тект.

 Какая еще проблема? (текст деформированный).

Что нужно сделать?

А детям … .

Наступила морозная … .

Замелькали в воздухе первые … .

Саша и Оля лепят … , строят … .

Тёплым одеялом укроет … землю.

(зима, снежинки, снег, метели, тропы, радость, снеговиков, крепость)  Слайд № 8                                                

                                                                       

Слова какой части речи пропущены? Вставить слова, определить род и число.

Самопроверка                                                                                                       Слайд №9

Наступила морозная зима .

Замелькали в воздухе первые снежинки.

Тёплым одеялом укроет снег землю.

А детям радость.

Саша и Оля лепят снеговиков, строят крепость.

-Посмотрите как природа благодарит вас за выполненное задание                   Слайд №10

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

     К концу подходит наш урок.

     Надо подвести итог.

Какую цель мы ставили с вами вначале урока?                                              Слайд №11

Как  думаете мы с ней справились?

Над какой темой мы работали?

Что мы повторили об имени существительном?                                                    Слайд 12

Что вам особенно понравилось?

                                                                                                                                       Слайд 13

5. Домашнее задание

Напишите мини – сочинение (3-4 предложения) о том, как вы помогаете птицам в зимнее время года.

     Спасибо вам, ребята, за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний о предлоге».

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний о предлоге».  Тип урока: обобщение и проверка знаний о предлогах.Цели: 1)...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Обобщение по теме "Имя числительное"

Данный урок представляет собой заочную экскурсию по Санкт-Петербургу. Путешествуя по городу, учащиеся повторяют основные правила, связанные с темой "Имя числительное"....

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе "Повторение и обобщение изученного по теме "Причастие"

Урок - экскурсия в музей Русского языка проводится с целью обобщения, систематизации знаний, умений и навыков по теме "Причастие"Задачи:1. систематизировать знания о причастии как о самостоятельной ча...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"

Предлагается методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"...

Методическая разработка урока русского языка: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».

Тема урока: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».Модуль: практикум «Часть речи – имя существительное. Повторение и обобщение изученного».Тип урока: повторение и системати...