Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Цель урока:
Образовательная:
· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя существительное” обогатить словарный запас детей,
· учить выполнять группировку существительных по существенному признаку,
· продолжить работу над деформированным текстом.
Воспитательная:
· воспитывать любовь к природе, взаимопомощь,
· умение работать в парах.
Развивающая:
· развивать орфографическую зоркость, умение находить в тексте имена существительные, определять их грамматические признаки,
· развивать монологическую речь.
На уроке использован деятельностный подход к обучению (освоение практических способов деятельности). для этого создавались условия для понимания смысла собственной деятельности на уроке;
Урок способствует приобретению умений принятия решений, выбора поведения;
некоторые задания помогали развитию рефлексии собственной деятельности и ее результата.
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности Слайд1
Минутка релаксации
Какое сейчас время года?
Зима очень загадочна и волшебна. А как красив зимой русский лес! Слайд2
Представьте, что мы входим в зимний лес (встали).
- Свежий ветерок ласкает ваши лица (движения ветерка к лицу)
- Мороз щиплет и румянит щечки (пощипывание щек).
- Пойдем по тропинке, снег очень глубокий (высоко поднимаем ноги).
- Потрогаем белые стволы берёз (потираем руки).
- У берёз очень тонкие веточки (руки вперед, шевелим пальчиками)
-Возвращаемся домой медленнее, мы устали.
-Вот мы и дома, садимся на свое любимое место.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Мы с вами побывали в лесу. Он удивил нас чем?
- Представьте, что я сейчас бы вам дала задание нарисовать тот лес, в котором мы побывали. Постарайтесь мысленно увидеть образ своей «зимней картины».
-С чего бы вы начали работу?
-Чем вы сейчас пользовались в речи?
-А что это такое?
III. Постановка учебной задачи
-попробуйте сами определить тему и цель нашего урока?
-повторим, что такое имя существительное
-закрепим грамматические категории имен существительных
-учиться будем выделять их среди других частей речи
Действительно, мы повторим и обобщим знания об имени существительном
Мы с вами должны ЗНАТЬ:
• что такое имя существительное;
• грамматические категории имени существительного;
должны УМЕТЬ:
• находить имена существительные;
• определять грамматические категории имён существительных;
Оформление тетрадей
Словарная работа.
- Зима приносит нам много развлечений. Об одном из них вы узнаете, отгадав загадку.
По снегу меня будете катить - я буду расти
А на костре начнете греть - я пропаду.
- Да, это снежок. Вы любите играть в снежки? Слайд 3
- Тогда поиграем, но снежки у нас будут необычные, не из снега, а из букв.
-Какие слова принесли нам снежинки?
- Перед вами словарные слова, в которых пропущены буквы, а ниже «снежки» с этими буквами.
- С помощью снежков вспомним словарные слова. Восстановите слова.
- Записывать будем в строчку, через запятую, вставляя пропущенные буквы, ставя ударение.
д… кабрь …нварь
ин… й к… ртина
сев… р
пр … красный
самопроверка
- Вот мы с вами и в «снежки» поиграли и словарные слова повторили. Думаю, что хорошо справились с этим заданием.
Ребята, какое слово здесь лишнее? Почему?
IV. Актуализация знаний об имени существительном.
- Ребята, а чем еще занимаются дети, когда много снега? (лепят снеговика)
- И мы его «вылепим из снега», правда не из настоящего снега, а из ваших правильных ответов.
- Я буду задавать вам вопросы. Из каждого вашего правильного ответа мы будем «лепить».
Слайд № 4
1.Что такое имя существительное?
2.Что оно обозначает?
3.На какие вопросы отвечает имя существительное?
4. Какие бывают существительные?
(Собственные и нарицательные)
5. (одушевленные и неодушевленные)
6. (единственного и множественного числа)
7.что еще имеют существительные?
8.как определить род существительных?
- Кого мы «cлепили»?
- Снеговика.
- Молодцы! Хорошо повторили всё, что знали об имени существительном.
ФИЗМИНУТКА
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок
Улыбнись, давай, дружок.
Еще прыжки: раз, два, три
На соседа посмотри.
И руками сделай взмах.
Приседанье на носках
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
- Наш путь лежит всё дальше, в зимний лес. А сопровождать нас будет…
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни кого – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга до весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
- Кто? Вы догадались? Слайд № 5
- Что вы знаете о декабре?
Декабрь- конец года, начало зимы .В декабре самые короткие дни и самые длинные ночи. Самый тёмный, снежный месяц. Его прозвали «студень».
Задание декабря №1:
Декабрь принёс с собой много зимних слов. Слайд № 6
Работаем по заданию в парах:
1столбик- Существительные м.р.
2столбик - Существительные ж.р.
3 столбик -Существительные с.р
-В чем видите проблему? (не определить род у множественного числа)
-А как это сделать?
серебро, морозы, вьюги, солнце, лыжи, снега, сугробы, узоры. небо, деревья, забавы, кружева,
взаимопроверка
Гимнастика для глаз Слайд № 7
Задание декабря №2:
Достаю из красочного конверта письмо. Такие же письма лежат у ребят на столах. В тексте пропущены имена существительные.
Прочтите тект.
Какая еще проблема? (текст деформированный).
Что нужно сделать?
А детям … .
Наступила морозная … .
Замелькали в воздухе первые … .
Саша и Оля лепят … , строят … .
Тёплым одеялом укроет … землю.
(зима, снежинки, снег, метели, тропы, радость, снеговиков, крепость) Слайд № 8
Слова какой части речи пропущены? Вставить слова, определить род и число.
Самопроверка Слайд №9
Наступила морозная зима .
Замелькали в воздухе первые снежинки.
Тёплым одеялом укроет снег землю.
А детям радость.
Саша и Оля лепят снеговиков, строят крепость.
-Посмотрите как природа благодарит вас за выполненное задание Слайд №10
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
К концу подходит наш урок.
Надо подвести итог.
Какую цель мы ставили с вами вначале урока? Слайд №11
Как думаете мы с ней справились?
Над какой темой мы работали?
Что мы повторили об имени существительном? Слайд 12
Что вам особенно понравилось?
Слайд 13
5. Домашнее задание
Напишите мини – сочинение (3-4 предложения) о том, как вы помогаете птицам в зимнее время года.
Спасибо вам, ребята, за работу!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_5_klass.docx | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка 5 класс
Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Цель урока:
Образовательная:
- обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя существительное” обогатить словарный запас детей,
- учить выполнять группировку существительных по существенному признаку,
- продолжить работу над деформированным текстом.
Воспитательная:
- воспитывать любовь к природе, взаимопомощь,
- умение работать в парах.
Развивающая:
- развивать орфографическую зоркость, умение находить в тексте имена существительные, определять их грамматические признаки,
- развивать монологическую речь.
На уроке использован деятельностный подход к обучению (освоение практических способов деятельности). для этого создавались условия для понимания смысла собственной деятельности на уроке;
Урок способствует приобретению умений принятия решений, выбора поведения;
некоторые задания помогали развитию рефлексии собственной деятельности и ее результата.
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности Слайд1
Минутка релаксации
Какое сейчас время года?
Зима очень загадочна и волшебна. А как красив зимой русский лес! Слайд2
Представьте, что мы входим в зимний лес (встали).
- Свежий ветерок ласкает ваши лица (движения ветерка к лицу)
- Мороз щиплет и румянит щечки (пощипывание щек).
- Пойдем по тропинке, снег очень глубокий (высоко поднимаем ноги).
- Потрогаем белые стволы берёз (потираем руки).
- У берёз очень тонкие веточки (руки вперед, шевелим пальчиками)
-Возвращаемся домой медленнее, мы устали.
-Вот мы и дома, садимся на свое любимое место.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Мы с вами побывали в лесу. Он удивил нас чем?
- Представьте, что я сейчас бы вам дала задание нарисовать тот лес, в котором мы побывали. Постарайтесь мысленно увидеть образ своей «зимней картины».
-С чего бы вы начали работу?
-Чем вы сейчас пользовались в речи?
-А что это такое?
III. Постановка учебной задачи
-попробуйте сами определить тему и цель нашего урока?
-повторим, что такое имя существительное
-закрепим грамматические категории имен существительных
-учиться будем выделять их среди других частей речи
Действительно, мы повторим и обобщим знания об имени существительном
Мы с вами должны ЗНАТЬ:
• что такое имя существительное;
• грамматические категории имени существительного;
должны УМЕТЬ:
• находить имена существительные;
• определять грамматические категории имён существительных;
Оформление тетрадей
Словарная работа.
- Зима приносит нам много развлечений. Об одном из них вы узнаете, отгадав загадку.
По снегу меня будете катить - я буду расти
А на костре начнете греть - я пропаду.
- Да, это снежок. Вы любите играть в снежки? Слайд 3
- Тогда поиграем, но снежки у нас будут необычные, не из снега, а из букв.
-Какие слова принесли нам снежинки?
- Перед вами словарные слова, в которых пропущены буквы, а ниже «снежки» с этими буквами.
- С помощью снежков вспомним словарные слова. Восстановите слова.
- Записывать будем в строчку, через запятую, вставляя пропущенные буквы, ставя ударение.
д… кабрь …нварь
ин… й к… ртина
сев… р
пр … красный
самопроверка
- Вот мы с вами и в «снежки» поиграли и словарные слова повторили. Думаю, что хорошо справились с этим заданием.
Ребята, какое слово здесь лишнее? Почему?
IV. Актуализация знаний об имени существительном.
- Ребята, а чем еще занимаются дети, когда много снега? (лепят снеговика)
- И мы его «вылепим из снега», правда не из настоящего снега, а из ваших правильных ответов.
- Я буду задавать вам вопросы. Из каждого вашего правильного ответа мы будем «лепить».
Слайд № 4
1.Что такое имя существительное?
2.Что оно обозначает?
3.На какие вопросы отвечает имя существительное?
4. Какие бывают существительные?
(Собственные и нарицательные)
5. (одушевленные и неодушевленные)
6. (единственного и множественного числа)
7.что еще имеют существительные?
8.как определить род существительных?
- Кого мы «cлепили»?
- Снеговика.
- Молодцы! Хорошо повторили всё, что знали об имени существительном.
ФИЗМИНУТКА
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок
Улыбнись, давай, дружок.
Еще прыжки: раз, два, три
На соседа посмотри.
И руками сделай взмах.
Приседанье на носках
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
- Наш путь лежит всё дальше, в зимний лес. А сопровождать нас будет…
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни кого – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга до весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
- Кто? Вы догадались? Слайд № 5
- Что вы знаете о декабре?
Декабрь- конец года, начало зимы .В декабре самые короткие дни и самые длинные ночи. Самый тёмный, снежный месяц. Его прозвали «студень».
Задание декабря №1:
Декабрь принёс с собой много зимних слов. Слайд № 6
Работаем по заданию в парах:
1столбик- Существительные м.р.
2столбик - Существительные ж.р.
3 столбик -Существительные с.р
-В чем видите проблему? (не определить род у множественного числа)
-А как это сделать?
серебро, морозы, вьюги, солнце, лыжи, снега, сугробы, узоры. небо, деревья, забавы, кружева,
взаимопроверка
Гимнастика для глаз Слайд № 7
Задание декабря №2:
Достаю из красочного конверта письмо. Такие же письма лежат у ребят на столах. В тексте пропущены имена существительные.
Прочтите тект.
Какая еще проблема? (текст деформированный).
Что нужно сделать?
А детям … .
Наступила морозная … .
Замелькали в воздухе первые … .
Саша и Оля лепят … , строят … .
Тёплым одеялом укроет … землю.
(зима, снежинки, снег, метели, тропы, радость, снеговиков, крепость) Слайд № 8
Слова какой части речи пропущены? Вставить слова, определить род и число.
Самопроверка Слайд №9
Наступила морозная зима .
Замелькали в воздухе первые снежинки.
Тёплым одеялом укроет снег землю.
А детям радость.
Саша и Оля лепят снеговиков, строят крепость.
-Посмотрите как природа благодарит вас за выполненное задание Слайд №10
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
К концу подходит наш урок.
Надо подвести итог.
Какую цель мы ставили с вами вначале урока? Слайд №11
Как думаете мы с ней справились?
Над какой темой мы работали?
Что мы повторили об имени существительном? Слайд 12
Что вам особенно понравилось?
Слайд 13
5. Домашнее задание
Напишите мини – сочинение (3-4 предложения) о том, как вы помогаете птицам в зимнее время года.
Спасибо вам, ребята, за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний о предлоге».
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний о предлоге». Тип урока: обобщение и проверка знаний о предлогах.Цели: 1)...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Обобщение по теме "Имя числительное"
Данный урок представляет собой заочную экскурсию по Санкт-Петербургу. Путешествуя по городу, учащиеся повторяют основные правила, связанные с темой "Имя числительное"....
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе "Повторение и обобщение изученного по теме "Причастие"
Урок - экскурсия в музей Русского языка проводится с целью обобщения, систематизации знаний, умений и навыков по теме "Причастие"Задачи:1. систематизировать знания о причастии как о самостоятельной ча...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"
Предлагается методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"...
Методическая разработка урока русского языка: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».
Тема урока: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».Модуль: практикум «Часть речи – имя существительное. Повторение и обобщение изученного».Тип урока: повторение и системати...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ «Повторение и обобщение изученного материала о служебных частях речи»
laquo;Повторение и обобщение изученного материала о служебных частях речи»...
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе Повторение и обобщение по теме Имя числительное
Урок русского языка с использованием краеведческого материала...