Слитное и раздельное написание не с причастиями.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Стогова Ирина Николаевна

 

 Урок открытия нового знания.

 

Цели урока.

Познавательные:

- совместно с учащимися открыть правило правописания не с причастиями

Практические:

- научиться находить орфограмму в причастиях

- научиться применять правило, полюзуясь правилом и алгоритмом

- уметь пользоваться причастием в речи

Общепредметные:

- развитие логического мышления

- развитие творческий способностей учащихся

Оборудование:

- электронная презентация

- раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_ne_sprichastiyami_2013.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

Урок открытия нового знания.

Слайд №1. I Актуализация изученного.

Карточка №1. Чтение текста.

Хорошо идти по земле ранним утром. Солнце, еще (не)вошедшее в силу, греет бережно и ласково. Под косыми лучами неяркого утреннего света все кажется рельефнее, выпуклее: и мостик через (не)широкую, но полную водой канаву, и деревья, подножия которых еще затоплены тенью, и (не)высокие, но сплошь покрытые бессчетным количеством листьев кусты. Даже (не)большие (не)ровности на дороге и по сторонам ее бросают свои маленькие тени, чего уже (не) будет в жаркий полдень.

 В лесу то и дело попадаются болотца, черные и глянцевитые. Тем зеленее кажется (не)кошеная трава, растущая возле них.

По В. Солоухину.

1. Тема текста, идея.

2.  Стиль, тип текста.

3. Расставьте знаки препинания во 2 и последнем предложении. Что вы выделили? (причастные обороты)

4. Что такое причастный оборот? (причастие с зависимыми словами)

5. А теперь посмотрите на выделенные слова текста.

- С каким правилом они связаны? (не с разными частями речи)

- Запишите выделенные слова, раскрывая скобки,  в тетрадь в три столбика. По какому принципу вы их классифицируете? (часть речи)

Вспомним правила правописания не с данными частями речи.

Проверка. Слайд.

Дополните таблицу своими примерами. (2 примера)

Слайд. Таблицы с правилом.

II Создание проблемной ситуации.

Но в данном тексте есть еще слова с орфограммой не. Посмотрите на них.  Какой частью речи являются данные слова? (причастия)

Как вы думаете, как будут писаться данные слова?

-  Все согласны? А у кого не так?

***   - Итак, задание было одно? Да

- А выполнили вы его как? (по-разному, осознание противоречия)

- Почему так получилось? Чего мы пока не знаем?  ***  (правописания не спричастиями))

Какова тема нашего урока? Запись. Слитное и раздельное написание не с причастиями.

Какими могут быть цели нашего урока? Сформулируйте их, используя опорные слова.

1 познакомиться с правилом правописания не с причастиями

2. учиться применять данное правило на письме

Каким способом мы можем достигнуть поставленных целей. Составим план действий.

1. выдвинуть версии

2. посмотреть правило в учебнике;

2. с помощью различных упражнений  постараться самим сформулировать правило правописания не с причастиями.

Выдвижение гипотез.

Как вы думаете в каких случаях Не с причастиями будет писаться слитно, а когда раздельно?

Проанализируйте данные примеры ( слайд) слитного и раздельного написания не с причастиями. И выдвините свои версии.

Запись версий (противопоставление, без НЕ не употребляется...)

Итак, версии мы записали, теперь давайте проверим наши гипотезы по учебнику.

V Открытие нового знания.

Учебник стр. 271. Прочитайте информационный текст в рамке (про себя).

- Что нового узнали из правила?

Какое условие является общим для глаголов и причастий? (не употребляется без не)

- Какие условия выбора являются новыми? (краткие причастия, зависимые слова)

Итак, мини итог. Слайд.

Для того, чтобы легче было запомнить правило. Авторы учебника предлагают вам алгорит рассуждений. Восстановите первые два "шага" в рассуждении.

Какое условие является главным? На что мы в первую очередь должны обратить внимание? (краткое или полное)

Восстановите порядок рассуждений, пользуясь алгоритмом. (Слайд)

 

VI Развитие умений – применение нового знания.

1. упр. 645 (устно) с опорой на алгоритм.

2. упр. 646, 647  (письменно по вариантам) Проверка в парах, одну пару проверяем вместе (2 словосочетания)

3. Возвращаемся к тексту.  Устно на листочках объясняем правописание причастий. Расставляем цифры, соответствующие алгоритму.

4. Творческое задание.

Восстановите текст, употребляя причастия с частицей НЕ.

На берегу Лены

Горы, еще не освещенные солнцем, выделялись на посветлевшем небе. На темном фоне гор, покрытых непроходимыми лесами, проносились клочья тумана, а внизу стояли непроницаемые сумерки. Река Лена, еще не скованная льдом, мрачно катила свинцовые воды. Холодный ветер, не прогнавший остатки ночного тумана, забирался под одежду. Вдруг на вершине утеса вспыхнули и засветились верхушки лиственници, еще не потерявших игл. Первый луч еще не взошедшего для нас солнца коснулся утеса. Невидимое солнце посылало нам свои лучи. Наконец оно появилось. На несколько мгновений засветилась даже темная река, а затем дно долины опять стало холодным и синим.

(По И. Соколову-Микитову)

5. Тест.

1. Верно ли утверждение:

еще (не) прочитанная — не следует писать отдельно, так как при полном причастии есть зависимое слово.

2. В каком примере не пишется слитно?

1) еще (не)скошенное поле

2) (не)решенная по физике задача

3) (не) продуманное до конца решение

4) ответы (не)проверены

3. Верно ли утверждение:

дорожки (не) расчищены — причастие, краткое, не пишется раздельно.

4. В каком ряду все слова с не пишутся раздельно?

1. еще (не) решенная задача; (не)глубокая,но широкая речка; статья (не)написана.

2. (не)исправленная вовремя; вовсе (не)спавший; (не)потревоженные утки

3. (не)исследованная геологами; дорожки (не)расчищены; (не)скошенная, а вытоптанная трава.

4. очень (не)красивый поступок; книга (не)прочитана; далеко (не)легкое дело

5. Верно ли утверждение:

(не)распечатанный, а заклеенный конверт- не следует писать отдельно, так как есть противопоставление с союзом а.

Ключ.

1 да.

 2. 2.

3. да

4. 3

5. да

VII. Подведение итогов урока.

Вспомните, какие цели мы ставили перед собой в начале урока?

Достигли ли мы этих целей?

Слайд № 14.  - Назовите ключевые слова урока.

Домашнее задание (на выбор).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Урок русского языка в 7 классе, урок усвоения новых знаний....

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

Урок по русскому языку в 7 классе по теме "Слитное и раздельное написанипе не с  причастиями"....

"Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями" (урок-презентация)

Методическая разработка урока-презентации по теме "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями". Третий урок по теме....

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Повсеместное распространение компьютерной техники и связанных с ней информационных и телекоммуникационных технологий порождает новые направления информатизации деятельности человека практически в любо...

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Урок объяснения нового материала...

Учебная презентация к теме "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

В презентации в табличной форме отражён компактно материал по правописанию НЕ с причастиями....

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Урок русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями" с использованием ЭОР. Технологическая карта урока....