Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Повсеместное распространение компьютерной техники и связанных с ней информационных и телекоммуникационных технологий порождает новые направления информатизации деятельности человека практически в любой сфере общественной жизни. В частности, средства информатизации применяются как в собственно подготовке школьников, так и при решении различных вопросов, связанных с организацией обучения. Электронные средства обучения существенно повышают качество визуальной и аудиоинформации. Огромными возможностями обладают в этом плане современные технологии мультимедиа.Наиболее часто используемый тип мультимедийных технологий - компьютерные презентации - позволяют интересно, красочно оформить любой этап урока, начиная с актуализации знаний, заканчивая закреплением изученного материала. Кроме того, появилась возможность повысить эффективность самостоятельной, индивидуальной работы, не нарушая при этом традиционные формы обучения.
Использование на уроках информационных и телекоммуникационных технологий повышают интерес к предмету, формируют навыки самостоятельной, индивидуальной, групповой работы, самоконтроля, умения сформулировать проблему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок_no2.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование компьютерных и информационных технологий
на уроках русского языка
Хафизова Гюзель Фоатовна,
учитель русского языка и литературы I квалификационной категории
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 54 с углубленным изучением отдельных предметов» Авиастроительного района города Казани РТ
Повсеместное распространение компьютерной техники и связанных с ней информационных и телекоммуникационных технологий порождает новые направления информатизации деятельности человека практически в любой сфере общественной жизни. В частности, средства информатизации применяются как в собственно подготовке школьников, так и при решении различных вопросов, связанных с организацией обучения. Электронные средства обучения существенно повышают качество визуальной и аудиоинформации. Огромными возможностями обладают в этом плане современные технологии мультимедиа. Наиболее часто используемый тип мультимедийных технологий - компьютерные презентации - позволяют интересно, красочно оформить любой этап урока, начиная с актуализации знаний, заканчивая закреплением изученного материала. Кроме того, появилась возможность повысить эффективность самостоятельной, индивидуальной работы, не нарушая при этом традиционные формы обучения.
Использование на уроках информационных и телекоммуникационных технологий повышают интерес к предмету, формируют навыки самостоятельной, индивидуальной, групповой работы, самоконтроля, умения сформулировать проблему. В качестве примера хочу представить урок, при разработке которого использовала следующие интернет ресурсы:
- Про школу. ru
- Mioo. ru
- Edu. tatar. ru
- Openklass. ru
- Pedsovet. ru
- ITN (сеть творчества учителя)
- Завуч-инфо
- http: 1 september. ru и др.
Урок русского языка в 7 классе. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
Цели урока. Повторить правила слитного и раздельного написания НЕ с существительными, прилагательными, местоимениями, глаголами; познакомить с правилами написания НЕ с причастиями; формирование навыка правильного использования орфограммы и условий ее выбора
Оборудование. Карточки с заданиями, сборники таблиц, мультимедийная установка, слайды
Ход урока.
I. Актуализация знаний
1) Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Начинаем урок со знакомого вам стихотворения. Помните,
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ…
Продолжает ученица.
- Ребята, назовите главное действующее лицо этого стихотворения? О каком маленьком слове мы сегодня будем говорить? (Частице НЕ)
- А как пишется НЕ со словами? (Слитно и раздельно)
- В каком случае НЕ пишется слитно? (Когда НЕ является частью корня и приставкой)
- Раздельно? (Когда НЕ является частицей)
- Вот об этом вы должны были вспомнить дома и подготовиться к небольшой проверочной работе.
2) Проверка домашней работы
Перед вами книжечкой лежат карточки.
В карточке № 1 даны словосочетания. Ученики I ряда должны выписать в тетрадь словосочетания, в которых НЕ является частью корня, II ряда – НЕ - приставка, III ряда –НЕ – частица.
Одолел (не)дуг; (не)ряшливый вид; долго (не)годовала; (не)кого бояться; окружил (не)приятель; (не)большая полянка; (не)выполнили работу; (не)о чем беспокоиться; (не)друг, а просто знакомый; (не)громкая, а тихая мелодия; вовсе (не) строгий учитель
Проверка
- Ученик 1 ряда читает словосочетания: одолел недуг, неряшливый вид, долго негодовала
- Почему эти слова являются частью корня? (Потому что они без не употребляются).
- К словам каких частей речи относятся эти правила? (Сущ., прил., глаголам)
Слайд № 1
одолел недуг неряшливый вид долго негодовала
- Ученик 2 ряда читает словосочетания: некого бояться, окружил неприятель, небольшая полянка.
-Объяснение каждого слова. (У местоимения правило особое, но мы его хорошо знаем – если между НЕ и местоимением нет предлога, то с НЕ оно пишется слитно; к словам неприятель и небольшая можно подобрать синонимы – враг, маленькая)
Слайд №2
некого бояться окружил неприятель небольшая полянка
- Ученик 3 ряда читает словосочетания: не выполнили работу; не о чем беспокоиться; не друг, а просто знакомый; не громкая, а тихая мелодия; вовсе не строгий учитель
Слайд №3
не выполнили работу не о чем беспокоиться
не друг, а просто знакомый вовсе не строгий учитель
Слайд № 4
нескошенная трава не скошенная, а срезанная трава
трава не скошена не скошенная вовремя трава
- Что объединяет эти словосочетания? (НЕ дано с причастиями)
- Докажите, что эти слова причастия.
- Образованы от глаголов скосить, срезать, СВ, прошедшего времени
- Какие есть различия в написании НЕ с причастием? (Пишется слитно и раздельно)
- А когда слитно, когда раздельно? Не знаете. Мы ведь еще не изучали тему.
II. Основная часть
Слайд № 5
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
- Ребята, вы видели, что есть несколько правил на слитное и раздельное написание НЕ со словами. В причастии их тоже несколько. Первые два вы уже знаете. Даны причастия. Сформулируйте правило
1 правило Слайд № 6
ненавидевший недоумевающий
Правило – НЕ с причастиями пишется слитно, если слово без НЕ не употребляется
Задание – образуйте от данных глаголов причастия
невзлюбить – невзлюбивший негодовать – негодующий
2 правило основано на использовании союза А. Берем знакомое словосочетание – нескошенная трава
Слайд № 7
нескошенная трава
не скошенная, а срезанная трава
Правило: если в предложении есть противопоставление с союзом А, то НЕ с причастием пишется раздельно
Задание – переделайте словосочетания. Употребите союз А (я диктую – вы пишете готовые причастия):
Непрочитанная книга – не прочитанная, а просмотренная книга Незаконченное собрание – не законченное, а начатое собрание.
3 правило для вас новое. Понять его помогут примеры
Слайд №8
нескошенная трава
не скошенная вовремя трава
- Чем отличаются эти словосочетания?
- В первом словосочетании причастие не имеет зависимого слова – оно одиночное, а во втором имеет, значит образует причастный оборот.
Слайд № 9
Правило: если при причастии есть зависимое слово, то с НЕ оно пишется раздельно
Карточка № 2
Задание – переделайте словосочетания, подберите к причастию зависимое слово, напишите НЕ с причастием правильно
1 вариант – необозначенное озеро, незамеченная ошибка
2 вариант – непроветренная комната, неотправленная телеграмма
Имейте в виду! Можно к причастиям подбирать любые зависимые слова, которые отвечают на вопросы
Слайд № 10
кем? когда? где? как? куда?
Проверка: не обозначенное на карте озеро, не замеченная в тетради ошибка, хорошо не проветренная комната, не отправленная в Москву телеграмма
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!
- А сейчас посмотрим в учебнике, все ли правила по написанию НЕ с причастиями сегодня прозвучали (стр. 65)
- Нет. Оказывается, с краткими причастиями НЕ всегда пишется раздельно.
- Образуйте и запишите краткие формы от данных в предыдущем задании причастий.
(озеро не обозначено…)
- Итак, если привести в порядок все правила по написанию НЕ с причастиями, получится такой алгоритм
III. Закрепление
1) Работа над предложениями по вариантам
Карточка № 3
Задание: спишите предложения, раскрывая скобки, расставляя запятые. Подготовьтесь объяснить орфограмму этого урока и постановку запятых.
1 вариант
Лошадь Муромского (не)бывавшая никогда на охоте испугалась и понесла.
2 вариант
Воспоминания – это (не)пожелтевшие письма (не)засохшие цветы а живой, трепещущий мир.
Индивидуально – все задания + полный синтаксический разбор предложения
Кирилла Петрович отроду (не)удостаивавший никого своим посещением заезжал запросто в домишко своего старого товарища.
- Проверка
1 вариант
Лошадь Муромского, не бывавшая никогда (зависимое слово) на охоте, испугалась и понесла.
2 вариант
Воспоминания – это не пожелтевшие письма, не засохшие цветы, а (противопоставление) живой, трепещущий мир.
Индивидуально – все задания + полный синтаксический разбор предложения
Кирилла Петрович, отроду (зависимое слово) не удостаивавший никого своим посещением, запросто заезжал в домишко своего старого товарища.
2) Думаю, сейчас вы готовы к небольшой тестовой работе
Карточка №4
Задание. Даны словосочетания с причастиями с НЕ
1 вариант выписывает только номера словосочетаний, в которых НЕ с причастиями надо писать слитно
2 вариант – раздельно
1) (не)законченная работа 6) (не)взлюбивший давно
2) (не)отправленная бандероль 7) (не)купленные, а свои ягоды
3) давно (не)штукатурены 8) (не)обозначенное озеро
4) двери (не)заперты 9) (не)сшитые, а связанные вещи
5) (не)навидящий взгляд 10) (не)закрытое тучей небо
Проверка. Самооценка.
Слайд № 11 Правильные ответы
1 вариант – 1) 2) 5) 6) 8) 2 вариант – 3) 4) 7) 9) 10)
Критерии оценивания
«5» - 0 ошибок; «4» - 1 ошибка; «3» - 2 ошибки; «2» - более 2 ошибок
-Какие слова соответствуют 1 правилу – 5, 6; 2 –7, 9; 3 – 1, 2 (нет зависимого слова), 10 (есть зав. слово); 4 – 3, 4
4) Попробуем полученные знания применить на практике
Творческая работа по группам. Всего 6 групп
Карточка № 5
Опорные слова
1, 4 – не проветрена, неубранная постель, не убранная вовремя постель…
2, 5 – необдуманные слова, невнимательное отношение, поступок не осознан
3, 6 – стены не штукатурены, нечищеные полы, не крашенные до конца стены, окна
1 – 4 группы составляют небольшое описание комнаты неряхи
2 – 5 группы описывают речь невежи
3 - 6 группы описывают работу нерадивого строителя
Каждая группа старается в своей работе использовать причастия в НЕ
Слайд № 12
Словарная работа
Неряха – неаккуратный, лишенный опрятности человек
Невежа – грубый, невоспитанный человек
Нерадивый – небрежно относящийся к своим обязанностям, небрежный
IV. Подведение итогов. Оценки. Цели на следующий урок
V. Д\З – выучить правило по написанию НЕ с причастиями наизусть, упр. 137 или написать лингвистическую сказку о правописании не с причастиями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
Урок русского языка в 7 классе, урок усвоения новых знаний....
Слитное и раздельное написание не с причастиями.
Урок по русскому языку в 7 классе по теме "Слитное и раздельное написанипе не с причастиями"....
"Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями" (урок-презентация)
Методическая разработка урока-презентации по теме "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями". Третий урок по теме....
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.
Урок объяснения нового материала...
Учебная презентация к теме "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"
В презентации в табличной форме отражён компактно материал по правописанию НЕ с причастиями....
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"
Урок русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями" с использованием ЭОР. Технологическая карта урока....
Зачетное задание по теме: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями, Н-НН в суффиксах причастий".
Итоговое задание, проверяющее знания по теме: "Правописание причастий"....