Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Салмина Наталья Сергеевна

Урок русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями" с использованием ЭОР. Технологическая карта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon salmina_natalya_sergeevnatehnolog_karta.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Салмина Наталья Сергеевна,

учитель русского языка

ГБОУ СОШ 1924 ВАО г. Москвы

Технологическая карта

 урока введения нового материала

с применением ЭОР

по теме:

«Слитное и раздельное написание НЕ- с причастиями»

7 класс

Цели и задачи урока для учителя:

Цели урока:

  1. Обучающая: познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания не с причастиями
  1. Развивающая: развивать самостоятельность в выборе способа, режима, условий и организации работы; учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия;
  2. Воспитательная: создать атмосферу эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления при выполнении все более и более сложных заданий.

Задачи урока:

  1. Формировать умение правильно писать не с причастиями;
  2. Научить разграничивать приставку не- и частицу не;
  3. Научить определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием не со словами других частей речи.

Цели и задачи урока для ученика:

Цель урока:

Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями.

Задачи урока:

  1. уметь правильно писать не с причастиями; графически обозначать условия выбора правильных написаний; разграничивать приставку НЕ- и частицу НЕ с причастиями;
  2. уметь определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием не со словами других частей речи.



п/п


Этапы реализации


Задачи этапа


Содержание учебного материала


Формы

организации

работы

Методы обучения

Обратная связь и измерители

Время в минутах

I

Организаци-онный момент

Подготовка учащихся к работе на уроке

Приветствие. Проверка наличия учебного материала: учебник, тетрадь, ручка, карандаш.

Включение компьютеров.

фронтальная

словесный

Наличие на столах учебника, тетради, ручки, карандаша.

1 мин

II

Повторение изученного. Словарная работа

Повторить правописа-ние НЕ с другими частями речи, кроме причастия: глаголом, существи-тельным, прилагатель-ным.

Словарный диктант. 

Записать словосочетания, определить, как пишутся слова с НЕ.

Взаимопроверка и взаимооценка работ учащимися.

Комментарий учеников и учителя к случаям написания, вызвавшим сомнение.

- Какие части речи с не встретились в словарном диктанте? (В последнем словосочетании – причастие.)

фронтальная,

парная

словесный наглядно-иллюстра-тивный

(Учитель читает каждое предложение, затем оно появляется на слайде. Учащиеся выписывают слово и объясняют его правописание).

7 мин

III

Сообщение темы и цели урока

Настроить детей на работу по данной теме.

- Сегодня мы познакомимся с правописанием причастий. Тема нашего урока: «Слитное и раздельное написание причастий с НЕ»

Какова будет цель нашего урока?

- Научиться видеть эту орфограмму и применять правило.

фронтальная

словесный

Ответы на вопросы

(коротко и по существу)

2 мин

IV

Подготовка  к восприятию новой темы

Подготовить учащихся к восприятию новой темы.

Проблемная ситуация.

- Как пишется НЕ со словом в последнем словосочетании?

- Определите часть речи.

- Вспомните, в чем особенность этой части речи?

- Как вы считаете, правилу какой части речи – глагола или прилагательного – будет подчиняться причастие в случае его написания с НЕ?

- Давайте проверим наши выводы, выслушав объяснение учителя в виртуальном классе.

фронтальная

V

Объяснение нового материала

Познакоми-ться с правилом написания НЕ с причастиями

Перейдите на сайт ФЦИОР по ссылке:

ЭОР № 1

http://fcior.edu.ru/card/28740/pravopisanie-ne-s-prichastiyami.html

Ознакомьтесь с инструкцией.

Выполните последовательно задания.

Анализ предложений позволит вам сформулировать правило о правописании НЕ с причастиями.

Для более слабых учеников:

ЭОР № 2

http://fcior.edu.ru/card/28775/pravopisanie-ne-s-prichastiyami.html

индивиду-

альная        

VI

Обобщение нового материала

Повторить и обобщить полученные знания о правописа-нии НЕ с причастием.

Применить полученные знания на практике.

- Те, кто понял тему, могут работать далее самостоятельно. Для этого войдите в программу «Электронный тренажёр» (инструктаж по работе с тренажером проведен заранее.)

Тренажер находится по ссылке (лучше скачать его на компьютеры заранее.):

ЭОР № 3

 http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/e92131e2-85b9-ee62-b9c8-1d8c08dc1b5f/?interface=pupil&class[]=49&subject[]=8 

Инструкция:

Выберите: раздел «Орфография»,

тема «Правописание причастий»,

войдите в «Оглавление» и

выберите упражнения 54-61

«Правописание НЕ с причастиями». 

Выполните задания:

1 уровень сложности: №№ 56, 58.

2 уровень сложности: №№ 54, 55, 57, 59-61.


Остальные работают с учителем, составляя и записывая АЛГОРИТМ применения правила.

Слитно или раздельно?

  1. Смотрю: употребляется ли причастие без не

(Не употребляется – слитно)

  1. Употребляется: определяю, полное оно или краткое.

(Краткое – пишу раздельно)

  1. Полное: смотрю, есть ли противопоставление.

(Есть – пишу раздельно)

  1. Нет: смотрю, есть ли зависимое слово

(Есть –пишу раздельно)

(Нет – пишу слитно)

фронтальная, индивиду-

альная



























словесный наглядно-иллюстра-тивный

5мин

VII

Закрепление нового материала

Закрепить полученные знания о правописа-нии НЕ с причастием.


Формиро-вать умение видеть орфограмму в тексте; определять полную и краткую форму причастий; видеть наличие или отсутствие зависимых слов.


Уметь графически объяснять написание.

- А теперь нам необходимо применить изученное правило.

Теперь уже все учащиеся переходят к выполнению упражнений тренажера.


ЭОР № 3.

Задания 1-го уровня сложности.

- Каждый из вас выбирает то упражнение, которое считает нужным выполнить. Задания 2-го уровня сложности.

 Учащиеся выполняют самопроверку упражнений, используя тренажер.

В случае затруднения обращаются к учителю или ученикам-консультантам.


Слитно или раздельно? Графически объясните написание.

1. Для знающего мир светел, для (не)знающего — темен. 2. (Не)жданный успех голову кружит. 3. (Не)знающий меры будет горевать в богатстве.

Ученики работают, помогая друг другу, объясняя орфографию и пунктуацию.

Спишите, выбирая правильное написание. Укажите причастные обороты, расставьте пропущенные знаки препинания.

Как вы понимаете эти пословицы?

фронтальная






индивидуаль-

ная






работа в

парах










словесный наглядно-иллюстра-тивный

10мин

VIII

Подведение итогов

Подвести итог урока, оценить работу учащихся.

Назовите условия слитного написания причастий с НЕ, проиллюстрировав их примерами.

- Назовите условия раздельного написания причастий с НЕ, проиллюстрировав их примерами.

- Пришло время подвести итоги. У каждого из вас на парте лежит оценочный лист «Мои успехи на уроке». Оцените свою работу на каждом этапе и сами поставьте себе оценку за урок.

фронтальная






Индивиду-

альная

IX

Домашнее задание

Акцентиро-

вать внимание учащихся на данной теме.

Домашнее задание по выбору учащихся:

  1. Выписать из текстов русской художественной литературы 15 предложений, иллюстрирующих правописание НЕ с причастиями.

или

  1. Составить словарный диктант на правописание НЕ с причастиями (20 словосочетаний).

фронтальная

словесный наглядно-иллюстра-тивный


Учащиеся выбирают вариант домашнего задания.

Первый и второй вариант самостоятельно записывают в тетрадь. Третий и четвёртый вариант -  берут карточку.

2мин

Приложение

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Название ресурса


Тип,

вид ресурса

Форма предъявления информации


Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий

доступ к ЭОР

1

Электроный учебный модуль

«Правописание НЕ с причастиями»

Информационный

Анимация-демонстрация с аудиорядом

http://fcior.edu.ru/card/28740/pravopisanie-ne-s-prichastiyami.html

2

Электроный учебный модуль

«Правописание НЕ с причастиями» для учеников, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне

Информационный

Анимация-демонстрация с аудиорядом

http://fcior.edu.ru/card/28775/pravopisanie-ne-s-prichastiyami.html

3

Программа «Электронный тренажер по русскому языку»

Практический

Гипертекст

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/e92131e2-85b9-ee62-b9c8-1d8c08dc1b5f/?interface=pupil&class[]=49&subject[]=8 


Внимание! Для воспроизведения модуля необходимо установить на компьютере пользователя специальное программное обеспечение – проигрыватель ресурсов.

Установить проигрыватель ресурсов версии 1.0.0.91 (8216 Кб) для ОС Windows


Установить проигрыватель ресурсов версии 2.2.2.138 (33673 Кб) для ALT Linux 4.1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе. Тема: "Написание сложных прилагательных".

Цели: Образовательные: организация работы  по усвоению правила правописания сложных прилагательных.  Развивающие: организация деятельности по отработке навыков правописания сложных...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Что такое причастие».

Планируемые образовательные результаты:                         а) умение выступать перед классом, взаимодействовать с другими ученикам...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание н и нн в причастиях"

Тип урока : Урок открытых мыслей.Введение в тему " Правописание н и нн в причастиях".В основе урока - групповая работа учащихся....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Что такое причастие».

1.Предмет:  русский язык2.Класс: 63. Автор учебника: Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. 14-е изд. - М.: 2015.4. Тема урока: "Причастие".5. Тип урока: урок  откр...