Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Урок объяснения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obyasneniya_novogo_materiala._7_klass.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок объяснения нового материала.

7 класс.

Тема. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Цели:

1) познакомить уч-ся с правилами слитного и раздельного  написания НЕ с причастиями;

2) научить применять данное правило на практике;

3) учить сопоставлять ранее изученный материал с новым и делать обобщения;

4) развивать умения работать с алгоритмами рассуждений;

5) развивать навыки самостоятельной работы;

6) формировать навык обозначения новой орфограммы и условия её выбора;

7) воспитывать внимание к русскому слову; любовь к родному языку;

8) развивать интерес к познанию тайн родного языка;

9) воспитывать чувства ответственности, объективной самооценки.

Раздаточный материал: перфокарты, карточки контроля (разноуровневые).

 

Ход урока.

I. Орг. момент. Цель: проверить готовность уч-ся к уроку, помочь им настроиться на серьёзную работу.

II. Подготовительная работа. Цель: подготовить ребят к восприятию нового материала, повторив ранее изученный.

  1. Устная разминка

Цель: обобщить знания уч-ся о морфологических признаках причастия и его синтаксической роли; развивать умение детей быстро находить причастие в предложении.

На доске предложение.

Нелёгким кажется путь не пройденный тобой.

  1. Уч-ся дают характеристику предложения.
  2. Находят причастие и делают его морфологический разбор.
  3. Определяют наличие причастного оборота и доказывают его обособленность.

2) Проблемная ситуация. Цель: подвести детей к выводу о теме урока.

  1. Какая орфограмма дважды встречается в предложении?
  2. Написание какого слова вы можете объяснить?
  3. Знаете ли вы, как пишется НЕ с причастиями?
  4. Так о чём мы будем сегодня говорить на уроке?
  5. Какую же цель мы должны достигнуть?

(Уч-ся записывают тему урока в тетради)

3) Выборочное письмо. Работа в парах. (По следам д/з)

Цель: помочь уч-ся восстановить алгоритм рассуждения написания НЕ с сущ-ыми, прилаг-ыми, глаголами;

Развивать навык применения этого алгоритма на практике.

На доске слова и словосочетания:

(Не)взрачный вид; (не)приятель, а враг; (не)приехал; далеко (не)весёлая история; (не)настье; (не)лёгкая, а трудная задача; (не)верное решение; (не)навидеть; (не)правда; лицо (не)красиво.

  1. Записать слова и словосочетания, распределив их по пунктам алгоритма.

4) Проверочная самостоятельная работа на перфокартах.

     Цель: проверить качество знаний по данной орфограмме.

                        + (не пишется слитно);  - (пишется раздельно)

1)Недотрога; 2) небольшое озеро; 3) не успеть; 4) нелепый случай; 5) неистовствовать;     6) ничуть не трудный пример; 7) неглубокий, но большой пруд; 8) не торопливая, а медленная речь; 9) негодовать; 10) не приятель, а враг; 11) не запомнит; 12) негромкий звук; 13) невзгоды; 14) ненастный; 15) клён невысок.

III. Основная работа.

  1. Сопоставительный анализ. Фронтальная работа.

Цель: путём сопоставления подвести уч-ся к самостоятельному выводу о написании НЕ с причастиями.

На доске запись:

Ощибка не замечена                                                                    Негодующий взгляд

Не замеченная, а пропущенная ощибка                                    Незамеченная ошибка

Не замеченная учеником ошибка

  1. Найти написание НЕ с причастием, знакомое всем по прилагательному.
  2. Почему напротив причастия негодующий записано причастие не замечена? Какое это причастие?
  3. В остальных трёх случаях записано полное причастие.  Но почему в левом столбике НЕ – раздельно, а в правом – слитно?

  1. Формулировка алгоритма.

 Цель: закрепить знания уч-ся в порядке условий выбора новой орфограммы.

  1. Объяснительный диктант.

      Цель: помочь уч-ся при помощи алгоритма правильно выбирать условия написания

      НЕ с причастиями, закрепить правило на практике, проверить степень осознанности.

На доске запись:

(Не)собранные грибы; никем (не)собранные грибы; грибы (не)собраны; (не)пойманная рыба; (не)пришитая, а оторванная пуговица; мясо (не)поджарено; (не)пройденный путь; (не)мигающие на небе звёзды; книги (не)сложены; (не)слышимый шорох.

       4) Комментированное письмо.

       Один из уч-ся работает на доске, остальные – в тетрадях.

  1. На столе лежали неубранные книги.
  2. Вдали раздавались не смолкаемые ни на минуту звуки.
  3. Наброски в альбоме не закрашены.
  4. В руках Митя держал не зажжённую, а погасшую свечу.

 

 5) Самостоятельная индивидуальная работа по карточкам (разноуровневым).

 Цель: проверить степень осознанности данного правила, умения применять его на практике.

IV. Подведение итогов.

Цель: обобщить изученное на уроке, подвести итоги.

V. Д/з. §24 упр. 95, 136


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Урок русского языка в 7 классе, урок усвоения новых знаний....

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

Урок по русскому языку в 7 классе по теме "Слитное и раздельное написанипе не с  причастиями"....

"Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями" (урок-презентация)

Методическая разработка урока-презентации по теме "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями". Третий урок по теме....

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Повсеместное распространение компьютерной техники и связанных с ней информационных и телекоммуникационных технологий порождает новые направления информатизации деятельности человека практически в любо...

Учебная презентация к теме "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

В презентации в табличной форме отражён компактно материал по правописанию НЕ с причастиями....

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Урок русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями" с использованием ЭОР. Технологическая карта урока....

Зачетное задание по теме: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями, Н-НН в суффиксах причастий".

Итоговое задание, проверяющее знания по теме: "Правописание причастий"....