Программа кружка "Проба пера"
учебно-методический материал по русскому языку на тему

 

Данная авторская программа разработана с целью реализации внеклассной работы по предмету, дополнения к урокам литературы, не позволяющим в рамках урока заниматься творческой поэтической деятельностью учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                   ПРОГРАММА КРУЖКА

                                              «Проба пера»

Пояснительная записка.

Количество часов 40 (занятия проводятся 1 раз в неделю)

Программа предназначена для учащихся среднего и старшего звена.

Цель: создание системы творческого развития учащихся через уроки литературы и внеклассную деятельность по предмету.

         Задачи:

Обучающие задачи

- приобщение учащихся к лучшим образцам лирики отечественных и           зарубежных поэтов;

- развитие навыков и приемов анализа лирического произведения;

воспитательные задачи

- формирование общественной активности личности, культуры общения и поведения в социуме;

развивающие задачи

- актуализация личностных качеств школьников, помогающих раскрытию их творческих способностей;

-  формирование у школьников положительной мотивации к обучению.

- знакомство с поэтами Крыма.

Данная авторская программа разработана с целью реализации внеклассной работы по предмету, дополнения к урокам литературы, не позволяющим в рамках урока заниматься творческой поэтической деятельностью учащихся.

Занятия по программе позволят ученикам, проявившим склонность к поэтическому творчеству, учиться создавать стихотворения на примере образцов знаменитых поэтов Украины и зарубежья. Школьники  познакомятся с теоретическими знаниями стихосложения: стихотворным размером, рифмой, строфой и т.д.

В кружке предусмотрено  объединение разных возрастных групп школьников (5-11 классы), что позволит осуществлять преемственность и реализовать технологию метода обучения в сотрудничестве в небольших гетерогенных группах учащихся.

Программой также предусматривается индивидуальный подход к каждому ребенку, суть которого заключается в том, чтобы идти не от учебного предмета к ученику, а от ученика к учебному предмету. Развивать те творческие возможности, которыми располагает ребенок. Обучать его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо совершенствовать, обогащать.

В современных условиях гуманитаризации образования, поиска личностно-ориентированных подходов в обучении растет интерес учащихся к поэтическому творчеству, теоретическим знаниям литературоведческих понятий, что ведет к раскрытию внутреннего «Я» ребенка, самопознанию личности.

В результате реализации программы учащиеся должны:

Знать:

- основные сведения о жизни и творчестве некоторых великих поэтов, а также поэтов, чье творчество связано с нашим краем.

Уметь:

- анализировать поэтические художественные произведения;

- создавать самостоятельно стихотворные художественные тексты;

- развивать в себе потребность к самопознанию и самосовершенствованию.

        Продуктом деятельности кружка является Литературный альманах «Поэтическая мозаика», создание макетов собственных сборников стихов, а также участие школьников в творческих конкурсах разного уровня.

Содержание программы

                                                             1 час

Введение.  Значение поэзии в литературе и культуре.

                                                1 час

Влияние западной поэзии на творчество русских поэтов. Байрон и Пушкин, Лермонтов. Подражательные ранние стихотворения и становление реализма в творчестве великих писателей.

                                                2 час

Краеведение. «Кто передаст потомкам нашу повесть?» Крым1917-1920-х годов в русской поэзии

                                                4 часа

Основы стихосложения.  Законы создания поэтического произведения.

Стихотворный размер. Понятие о ямбе, хорее, анапесте, гекзаметре, амфибрахии. Понятие о рифме, Рифма мужская и женская, полная, неполная. Рифма парная, перекрестная, окольцовка.

Понятие о строфе. Разновидность строф. Онегинская строфа.

                                                4 часа

Средства художественной выразительности. Понятие о тропах и стилистических фигурах. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, оксюморон.

Стилистические фигуры: сравнительный оборот, инверсия, риторические вопрос и восклицание.

                                                2 часа

Жанры лирических произведений: поэма, баллада, ода, басня, послание, эпиграмма, эпитафия, элегия, стансы, песня, сонет, рубаи.

                                                6 часов

Практическая работа по отработке теоретических  литературоведческих понятий.

                                                6 часов

Проведение праздников, литературных гостиных, посвященных поэтам-юбилярам.

                                                8 часов

Проведение читательских  конференций:

 «Поэты Нижнего Прикамья» -2 часа

«Поэт - земляк» (Владимир Леушин) – 2 часа

«Судьба Стахеевых» – 2 часа

«Творчество поэтов – членов литературного  объединения «Данко» – 2 часа

                                        

А также программа включает:

 экскурсии в музеи Нижнекамска;

- на Красный Ключ;

- в усадьбу Стахеевых;

организацию конкурсов

- на лучшее тематическое стихотворение;

- на лучшего чтеца собственного стихотворения;

- на лучшее посвящение к юбилею поэта;

- на лучший макет собственных сборников стихов;

- на звание «Мисс-поэзия»

- на лучшую стенгазету, посвященную творчеству поэта.

Календарно-тематическое планирование

пп

Тема занятия

Дата проведения

1

Место и значение поэзии в русской литературе и культуре.

2

Влияние западной поэзии на творчество русских поэтов. Байрон и Пушкин, Лермонтов.

Подражательные ранние стихотворения и становление реализма в творчестве великих поэтов.  

3

Краеведение. Литературное объединение «Данко».

4

Поэт и художник Максимилиан Волошин, воспевший Коктебель

5

Основы стихосложения. По каким законам создаются поэтические произведения. Каковы основные темы стихотворений.

6

Подготовка к презентации проекта «Поэты-юбиляры года»

7

Презентация проекта «Поэты-юбиляры года»

8

Стихотворный  размер. Понятие о ямбе, хорее, гекзаметре, амфибрахии, анапесте.

9

Практическая работа. Анализ стихотворений  по определению стихотворного размера.

10

Читательская конференция «Черноморское побережье»

11

Понятие о рифме. Рифма мужская и женская. Рифма парная, перекрестная, окольцовка.

12

Практическая работа. Анализ стихотворений по определению рифмы.

13

Читательская конференция «Поэты Нижнего Прикамья»

14

Строфа. Разновидности строфы. Онегинская строфа.

15

Средства художественной выразительности. Тропы. Эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, оксюморон.

16

Поэтические фигуры. Инверсия, сравнительный оборот, риторический вопрос, восклицание.

17

Практическая работа. Анализ стихотворения по определению средств художественной выразительности.

18

Читательская конференция «По следам Стахеевых»

19

Жанры лирических произведений. Поэма, баллада, басня, элегия, ода, ноктюрн, стансы, песня, эпитафия, эпиграмма, рубаи, сонет.

20

Практическая работа. Определение жанров лирических произведений разных авторов.

21

Исследовательская работа. Определение стиля поэта, жанровое своеобразие, своеобразие языка (по выбору учащихся)

22

Читательская конференция.

23

Литературная гостиная. Проект. Презентация собственного творчества.

10 часов отводится на экскурсии по музеям и достопримечательностям города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа факультатива по литературе «Проба пера»

Данная авторская программа факультатива «Проба пера» разработана с целью дополнения к урокам литературы, не позволяющим в рамках урока заниматься творческой поэтической деятельностью учащихся.В ...

Программа работы кружка "Золотое перо"

Программа работы кружка юных журналистов...

Программа секции «Проба пера: творческие работы разных жанров и литературоведческие исследования» (Малая академия наук)

Программа предназначена для занятий с разновозрастным коллективом школьников, проявляющих интерес к исследовательской и творческой работе, а потому предполагает вариативность и индивидуальный по...

Программа элективного «Золотое перо»(для 9 классов профильной школы)

Элективный курс «Золотое перо» является ориентационным и предполагает выход за рамки традиционных школьных предметов. Выбор данного курса определен тем, что занятия журналистикой решает одну из главны...

5 нче сыйныфның рус төркемендә татар теленнән “Салават күпере – дуслык күпере” дәресенә технологик карта

5 нче сыйныфның рус төркемендә укучы балалар өчен “Салават күпере – дуслык күпере” (“Балачак – хәтердә мәңге калачак...” циклының йомгаклау дәресеннән соңгы 9 нчы дәресе ) дәресенә технологик карта...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Проба пера"

Программа разработана для обеспечения профильной подготовки школьников...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Проба пера". Автор-разработчик Абдуллина А.А.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Проба пера» социально-педагогической направленности, способствует формированию коммуникативной компетентности и языковой культ...