Программа элективного «Золотое перо»(для 9 классов профильной школы)
элективный курс (9 класс) по теме
Элективный курс «Золотое перо» является ориентационным и предполагает выход за рамки традиционных школьных предметов. Выбор данного курса определен тем, что занятия журналистикой решает одну из главных задач воспитания – формирования социально-активной личности. При организации курса сначала целесообразно опираться на работу учащихся на уроках татарского языка и литературы. На этих уроках школьники учатся писать сочинения, в которых рассуждают на различные темы, опираясь на свой жизненный опыт и прочитанные произведения. Задача руководителя заключается в том, чтобы написанные сочинения не оставались забытыми, а выполняли роль тренировочных упражнений на определенном этапе обучения. Особенностью методики проведения занятий является объединение теоретической и практической частей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа элективного
курса
«Золотое перо»
(для 9 классов профильной школы)
Подготовила: Ситдикова Гулия Нургаязовна
учитель высшей
квалификационной категории
МБОУ «Гимназия №3»
Чистополь, 2007 год
Пояснительная записка
Элективный курс «Алтын каләм» является ориентационным и предполагает выход за рамки традиционных школьных предметов. Выбор данного курса определен тем, что занятия журналистикой решает одну из главных задач воспитания – формирования социально-активной личности. При организации курса сначала целесообразно опираться на работу учащихся на уроках татарского языка и литературы. На этих уроках школьники учатся писать сочинения, в которых рассуждают на различные темы, опираясь на свой жизненный опыт и прочитанные произведения. Задача руководителя заключается в том, чтобы написанные сочинения не оставались забытыми, а выполняли роль тренировочных упражнений на определенном этапе обучения. Особенностью методики проведения занятий является объединение теоретической и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным:
- доклад- сообщение о каком- либо из газетных жанров;
- анализ работ учащихся, связанные с изучаемой темой;
- практические занятия, анализ газетной публикации;
- теоретический материал.
Необходимо учитывать, что при организации работы учащихся над сочинениями в жанре газетных публикаций важную роль играет умение писать на заданную тему и, собирать и систематизировать материал, редактировать написанное.
Достижению поставленных целей поможет использование записных книжек, блокнотов корреспондента. Помимо накопления необходимых фактов, следует записывать слова, фразеологизмы, которые могут понадобиться для раскрытия темы.
Большое значение для самостоятельности учащихся имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Необходимо вырабатывать у них привычку обращаться к словарям, справочникам в трудных случаях написания слов, их произношения, раскрытия значения.
Цель предложенного курса- оказание учащимся помощи в выборе профиля обучения на старшей ступени школы, овладение типичными для профиля видами деятельности.
Исходя из этого, задачами курса являются:
-дополнить знания, полученные на уроках татарского языка и литературы;
-воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать им необходимые для этого навыки;
-развивать творческие способности школьников – осуществлять выпуск стенгазет, газет, брошюр, оформлять стенды.
-воспитывать трудолюбие, коллективизм, культуру поведения, желание принимать участие в городских, районных конкурсах;
-воспитывать патриотизм, гражданственность, уважительное отношение к старшим и друг другу.
Формы обучения: лекции, экскурсии, практикумы, работа в группах.
Способы мотивации учащихся:
- необычность названия и содержания элективного курса;
- обоснование перспективности работы журналиста в газете и телевидении;
- предоставление учащимся проявить свои творческие способности в выполнении итоговой работы – газеты;
- развитие основ профессиональных знаний.
Ожидаемые результаты
-выбор гуманитарного профиля и определение обучающихся в будущей профессии;
-формирование представлений об основных видах деятельности, связанной с обучением на гуманитарном профиле;
-выполнение творческих работ;
-определять стиль и тип речи;
-давать характеристику текста публицистического стиля;
-в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и пользоваться им в устных и письменных высказываний;
-совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;
-пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;
-находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.
Видами контроля для оценивания занятий могут быть подготовка рефератов, участие в научных конференциях и тд.
Данный курс рассчитан на 12 часов, занятия проходят с учащимися 9-х классов один
раз в неделю по 1 часу. Он может быть рекомендован для учащихся гуманитарного профиля.
Учебно-тематический план
1. | Введение. Журналистика – профессия и призвание. | 1 ч. | Лекция с элементами беседы |
2. | Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника. | 1 ч. | Экскурсия в центральную библиотеку |
3. | Из истории татарской журналистики. | 1 ч. | Урок-хронологическое наблюдение |
4. | Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи. | 1 ч. | Лекция. Практикум |
5. | Интервью. Образцы из разных газет и журналов. | 1 ч. | Урок-наблюдение. Практикум |
6. | Беседа «Роль газеты в жизни моей семьи». | 1 ч. | Творческая дискуссия |
7. | Конкурс творческих работ | 1 ч. | Заслушивание и обсуждение работ |
8. | Газетная журналистика «Как делать газету?» | 1 ч. | Лекция. Приглашение редактора городской газеты |
9. | Экскурсия в редакцию газеты «Чистопольские известия» | 1 ч. | Урок-экскурсия |
10. | Тележурналистика. Экскурсия на местное телевидение. | 1 ч. | Лекция. Экскурсия. |
11. | Профессия рекламист. Технология создания рекламного текста. | 1 ч. | Лекция. Практикум. |
12. | Выпуск газеты | 1 ч. | Практикум. |
Программное содержание
Тема 1. Журналистика – профессия и призвание Информирование населения о важнейших событиях- главная задача журналистики. Функции журналистики. Журналистские профессии. Базовые навыки журналиста: способность добыть информацию, умение ее зафиксировать, понимание того, как изложить полученные сведения. Роль журналистики в жизни общества. Где и как получить профессию журналиста? Тема 2. Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника |
Тема 3. Из истории татарской журналистики История создания литературного журнала »Сөембикә». 27.10.13 год- выпуск первого номера журнала. Якуб Халилов- редактор журнала с 27.10.13- 27.01.18 года. Организаторы, члены редколлегии: Ф.Сулейманова, М.Акчурина, Н. Думави., Ш. Ахмадиев и тд. История создания местной газеты «Чистопольские известия». Организаторы,редакторы, члены редколлегии. |
Тема 4. Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи Публицистический стиль речи. Общая характеристика. Сфера применения, стилевые особенности, языковые средства. Основные жанры публицистического стиля в устной речи Основные жанры публицистического стиля в письменной форме речи. Лексические, фразеологические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля. Морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. |
Тема 5. Интервью Образцы из разных газет и журналов. Интервью-монолог. Интервью-диалог. Коллективное интервью. Интервью-зарисовка. Анкетирование. Практические работы. Подготовка интервью. Анализ работ. |
Тема 6. Беседа «Роль газеты в жизни моей семьи» Какими местными и республиканскими газетами пользуются . |
Тема 7. Конкурс творческих работ |
Тема 8. Газетная журналистика «Как делать газету» Разнообразие изданий по тематике, стилю, языку, оформлению. Современная структура редакции газеты. Как делается газета? Жанры газетной журналистики.
|
Тема 9. Экскурсия в редакцию газеты «Чистопольские известия» |
Тема 10.Тележурналистика Из истории развития телевидения. Журналистские профессии на ТВ: репортер, редактор, корреспондент, телеоператор, телережиссер, продюсер. Как снять видеофильм? Экскурсия на местное телевидение |
Тема 11. Профессия рекламист Технология создание рекламного текста. Виды рекламы: коммерческая, политическая, социальная, самореклама. Качества необходимые для рекламиста: знание психологии, общекультурный кругозор, свободное владение письменной речью. Креатив- технология создания рекламного текста. Умение использовать возможности языка- залог успешной рекламы. Создание рекламы. |
Тема 12. Выпуск газеты Сбор информации на выбранную тему. Подготовка материалов. Редактирование материалов. |
Методические рекомендации
Элективные курсы предполагают высокую активность самих учащихся во время занятий. Они самостоятельно выбирают эти курсы, понимают их значение и хотят практический эффект. Занятия по данному курсу направлены на активизацию познавательной деятельности учащихся. Они предполагают большое количество заданий творческого характера. На теоретических занятиях преобладают лекции с элементами беседы, практических упражнений. Начать курс следует с написания сочинения «Журналистика- профессия и призвание». Это даст возможность выяснить, какой представляют себе учащиеся работу журналиста.
На первом занятии обязательно нужно рассказать о том, чем будут заниматься ученики на протяжении курса (создавать собственные творческие работы, защитить проекты). Далее проводятся лекции, практические занятия, экскурсии. В ходе этих занятий намечаются проблемы, предлагаемые для работы над проектом. Темы проектов выбирают учащиеся, учитель их направляет. Следующим этапом является самостоятельная деятельность учащихся. В ее ходе обсуждаются способы сбора, систематизации и анализа полученных данных, оформления конечных результатов. Заключительный этап работы - выпуск школьной газеты. На страницах печати должны выступать все учащиеся. Желательно чтобы они публиковались и в районных газетах.
Список литературы для учителя
1. Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. – Лениздат,1971.
2. Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах (4-8 классы). – М., 1977
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2002.
4. О профессии журналиста: Учебно-методическое пособие. Серия «Сельской молодежи о профессиях». / Под ред. Э.А. Лазаревич. – М.: ИСПС РАО, 2004.
5. Попов В.В, Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. – М., 1977.
6. Развивайте дар слова. Составители Т.А. Ладыженская и Т.С. Зепалова. – М., 1977.
7. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988.
8. Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования. – М., 1971.
9. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для общеобразовательных учреждений. – М. АРКТИ, 2003.
10. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М. 1994.
11. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М. 1982.
Литература для учащихся
Развивайте дар слова. Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров»: Пособие для учащихся/ Сост. Т.А.Ладыженская , Т.С. Зепалова. – М.: Просвещение,1990
Предварительный просмотр:
Чистай муниципаль районы
муниципаль бюджет гомуми белем бирү учреждениесе “3 нче гимназия”
Театр сәнгате
(6-8 нче сыйныф укучылары өчен түгәрәк эше буенча авторлык программасы)
Ситдикова Гөлия Нургаяз кызы, югары квалификацион
категорияле татар теле һәм
әдәбияты укытучысы.
Чистай – 2017
Аңлатма язуы.
Барлык фәннәрне дә русча гына укучы балаларны атнага икешәр яки өчәр сәгать укытып кына аларның татар телен тиешенчә үзләштерүенә ирешеп булмый. Моның өчен татар телендә күбрәк аралашуга этәргеч бирә торган чараларны куллану зур әһәмияткә ия. Шуларның берсе булып, татар телендә түгәрәк алып баруны отышлы дип саныйбыз һәм шул чараны уңышлы файдаланабыз. Чөнки татар теле буенча оештырыла торган түгәрәкләр– бөтен укыту-тәрбия процессының аерылгысыз өлеше. Мондый эшчәнлек укучыларга сөйләм культурасын, иҗади мөмкинлекләрен үстерергә, татар теле предметына кызыксыну уятырга ярдәм итә.
Бу түгәрәк укучыларның артистлык сәләтен, сәнгатьле сөйләм күнекмәләрен, логик фикерләүләрен үстерү максатыннан чыгып оештырыла.” Театр сәнгате” түгәрәге, исеменнән үк күренгәнчә, театр, сәнгать, җыр-бию яратучы укучылар өчен оештырыла. Бу түгәрәк шулай ук сәхнә серләренә төшенү, тамашачылар алдында үз-үзеңне тотарга өйрәнү бурычларын үз эченә ала.
Түгәрәктә йөрүче укучыларны театрлар, драматурглар, артистлар белән тирәнрәк тыныштыру максатлары күздә тотылды.
” Театр сәнгате” түгәрәге 13-15 яшьлек укучылар өчен оештырыла. Дәресләр атнага 1 сәгать хисабыннан. (Барлыгы 34 сәгать)
Программаның максатлары:
- укучыларда Татарстан Республикасында театр сәнгате үсеше турында күзаллау формалаштыру;
- балаларның сәнгати һәм эстетик культурасын үстерү,аларга тормышта яхшылык һәм матурлыкны күрергә өйрәтү;
- Татарстандагы барлык күпмилләтле театр коллективлары иҗатындагы милли мәдәният кыйммәтләренә карата горурлык һәм хөрмәт хисләре тәрбияләү.
Бурычлар:
-татар театрның үткәне һәм бүгенгесе белән таныштыру;
-театрга нигез салучыларның иҗади эшчәнлеге белән таныштыру;
-драма әсәрләрен өйрәнүгә теләк уяту;
- әсәрләрне сәхнәгә кую аша укучыларның табигатьтән бирелгән сәләтләрен үстерү;
- сәхнәдә үзеңне тоту осталыгын, сәнгатьле сөйләм күнекмәләрен камилләштерү;
- мәктәп һәм район күләмендә оештырылган бәйрәм,тамашаларда актив катнашу.
Программаның актуальлеге
Федераль дәүләт стандартларын гамәлгә ашыру шартларында мәгариф алдына һәр яктан камил,мөстәкыйль һәм иҗади шәхес тәрбияләү максаты куелды.Укучыларга дәресләрдән тыш өстәмә белем бирү дә заман куйган таләпләрнең берсе. Авторлык программасы әлеге максатка ярашлы , шәхесне үстерүгә юнәлдерелгән технология нигезендә эшләнде.
Түгәрәк эше буенча көтелгән нәтиҗәләр :
-укучы үзен иркен тотарга өйрәнә, психологик яктан ачыла;
-үзенең мавыгуына туры килгән эш белән шөгыльләнә;
-түгәрәктәге башка укучылар, укытучы белән аралашу вакытында укучының эчке дөньясы ачыла, ул аралашу әдәбенә өйрәнә;
-укучы фикерләргә, үз фикерен дәлилләргә өйрәнә;
-сөйләм телен камилләштерә ;
-әхлак һәм зәвык тәрбиясе ала;
-шәхес булып тәрбияләнә, үз урынын таба;
-татар театры буенча белемен тирәнәйтә, кызыксыну уята.
Сәгатьләр бүленеше.
№ | Дәресләрнең темасы | Үткәрү формасы | Сәгать саны | |
теория | практика | |||
1. | Кереш дәрес. Укучыларны түгәрәккә туплау, максат һәм бурычлар, планнар белән таныштыру, инструктажлар үткәрү. | Дәрес-лекция. | 1 | - |
2. | Татар театры тарихы. Беренче театр бинасы. (“Нур”, “Сәйяр труппалары”) Театр сәнгате, үзенчәлекләре. | Дәрес-лекция. | 1 | - |
3. | Беренче татар артистлары. Габдулла Кариев һәм татар театры. | Дәрес-лекция. | 1 | - |
4. | Театр сәнгатенә нигез салучылар (драматурглар, режиссерлар, артистлар һәм артисткалар ) | Анализга нигезләнгән дәрес-практикумнар. | 1 | 2 |
5. | Татар профессиональ театры оешу. Ильяс Кудашев- Ашказарский белән танышу. | Дәрес-лекция. | 1 | - |
6. | Беренче татар хатын-кыз артисты Сәхипҗамал Гыйззәтуллина-Волжская белән танышу. | Дәрес-лекция. | 1 | - |
7. | Театр сәнгатендә Г. Тукай эзләре. | Дәрес-лекция. | 1 | - |
8. | Г.Камал исемендәге Татар дәүләт академия театры тарихы . | Дәрес-лекция. | 1 | 1 |
9. | Галиәсгар Камал театрында Г.Тукай премиясе алган күренекле артистлар. | Семинар-дәресләр. | 1 | 1 |
10. | Хәзерге Казан театрлары. Сәхнә йолдызлары. | Семинар-дәресләр. Әңгәмә. | 2 | 2 |
11. | Сәхнә әсәрләренең үзенчәлеге. | Дәрес-лекция | 1 | - |
12. | Сөйләм культурасы. Сәхнә теле логикасы: а) сәхнә теле; б) сәхнә хәрәкәте; | Дәрес-практикум. | 1 | 1 |
13. | Мимика, жест, хәрәкәт. Аларның үзенчәлеге. | Дәрес-практикум. | - | 1 |
14. | Сәнгатьле сөйләм күнекмәләрен үстерү. Сәхнә серләренә өйрәнү. Видеоязмалар карау. | Дәрес-практикум. | - | 2 |
15. | Текст өстендә эш; а) сәхнә әсәрен укырга өйрәнү. Анализ бирү. | Әсәрне уку, анализлау. | 1 | |
16. | Г.Камал театрына бару, спектакль карау. | Дәрес-сәяхәт. | 2 | |
17. | Г.Камалның “Беренче театр” драмасыннан өзекне сәхнәләштерү. Әсәрне сәхнәгә кую буенча репетицияләр. Текстны өйрәнү: рольләргә бүлеп уку, парлап әзерләү, күренешләп әзерләү. Сәхнәдә репетиция ясау. | Дәрес-практикумнар. | - | 8 |
Программаның кыскача эчтәлеге
- Кереш дәрес. Укучыларны түгәрәккә туплау, максат һәм бурычлар, планнар белән таныштыру, инструктажлар үткәрү.
- Татар театры тарихы (“Нур”, “Сәйяр”,”Әстерхан труппалары”). Татар театры тарихы һәм “Сәйяр”, “Нур”,Әстерхан труппаларында, Татар академия театрында эшләгән талантлы режиссерлар белән таныштыру.
- Беренче татар артистлары. Габдулла Кариев һәм татар театры.
- Театр сәнгатенә нигез салучылар (драматурглар, режиссерлар, артистлар һәм артисткалар )
- Татар профессиональ театры оешу. Ильяс Кудашев- Ашказарский белән танышу.
6. Беренче татар хатын-кыз артисты Сәхипҗамал Гыйззәтуллина-Волжская белән танышу.
7. Театр сәнгатендә Г. Тукай эзләре.
8. Г.Камал исемендәге Татар дәүләт академия театры тарихы .
9. Галиәсгар Камал театрында Г.Тукай премиясе алган күренекле артистлар.
10.Хәзерге Казан театрлары.Г.Камал исемендәге татар дәүләт академия театры. К.Тинчурин исемендәге Татар дәүләт драма һәм комедия театры. М.Җәлил исемендәге Татар Дәүләт Опера һәм Балет театры. Г.Кариев исемендәге Казан татар дәүләт яшь тамашачы театры. ”Әкият” татар дәүләт курчак театры. Казанның яшь тамашачы театры. Сәхнә йолдызлары.
11.Сәхнә әсәрләренең үзенчәлеге.
12. Сөйләм культурасы. Сәхнәт теле логикасы:
а) сәхнә теле;
б) сәхнә хәрәкәте;
13. Мимика, жест, хәрәкәт. Аларның үзенчәлеге.
14. Сәнгатьле сөйләм күнекмәләрен үстерү. Сәхнә серләренә өйрәнү.
Видеоязмалар карау.
15. Текст өстендә эш;
а) сәхнә әсәрен укырга өйрәнү. Анализ бирү.
16. Г.Камал театрына бару, спектакль карау.
17. Г.Камалның “Беренче театр” драмасыннан өзекне сәхнәләштерү. Әсәрне сәхнәгә кую буенча репетицияләр. Текстны өйрәнү: рольләргә бүлеп уку, парлап әзерләү, күренешләп әзерләү. Сәхнәдә репетиция ясау.
Мәгълумат һәм белем бирү чыганаклары
Укытучы өчен методик әдәбият | Укучылар өчен әдәбият |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по ангнлийскому языку для 11 класса профильной школы
Предлагаемый элективный курс предназначен для обучающихся 11 класса гуманитарного профиля. Глубокие изменения в общественной, политической и экономической жизни оказываю...
Программа элективного курса "Глобальная география"для обучающхся 10-11 класса профильной школы
Данная программа разработана для учащихся 10-11 класса социально-экономического и географического профиля. Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является возмож...
Разработка учебной программы элективного курса по математике для профильного обучения в старшей школе.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. предусматривает создание “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ...
Рабочая программа элективного курса для 10 класса (профильный уровень) В мире закономерных случайностей
Рабочая программа элективного курсадля 10 класса (профильный уровень) В мире закономерных случайностей...
Рабочая программа элективного курса для 10 класса (профильный уровень) Задачи с параметрами
Рабочая программа элективного курсадля 10 класса (профильный уровень) Задачи с параметрами...
Рабочая программа элективного курса 10-11 класс профильный уровень
Рабочая программа по курсу «Избранные вопросы математики» для обучающихся 10-11 классов составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уро...