Авторская программа факультатива по литературе «Проба пера»
методическая разработка (литература, 5 класс) по теме
Данная авторская программа факультатива «Проба пера» разработана с целью дополнения к урокам литературы, не позволяющим в рамках урока заниматься творческой поэтической деятельностью учащихся.
В проекте «Примерные программы по учебным программам. Литература 5- 9 классы» выделены главные цели изучения предмета «Литература», среди них и «развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации.
В современных условиях гуманитаризации образования, поиска личностно-ориентированных подходов в обучении растет интерес учащихся к поэтическому творчеству, теоретическим знаниям литературоведческих понятий, что ведет к раскрытию внутреннего «я» ребенка, самопознанию личности.
Учащиеся 5 класса наделены эмоциональной активностью, силой переживания. Свое отношение как к жизни, так и к искусству детям легче передать в образе. Не случайно учащиеся этой возрастной категории начинают пробовать свои силы в стихосложении, но у них нет еще опыта в данном виде творчества. Поэтому возникла идея введения факультатива «Проба пера».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma.zip | 18.15 КБ |
Предварительный просмотр:
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
факультатива «Проба пера»
Кто испытал наслаждение творчества,
для того все другие наслаждения уже не
существуют.
А.П.Чехов.
Пояснительная записка
Данная авторская программа факультатива «Проба пера» разработана с целью дополнения к урокам литературы, не позволяющим в рамках урока заниматься творческой поэтической деятельностью учащихся.
В проекте «Примерные программы по учебным программам. Литература 5- 9 классы» выделены главные цели изучения предмета «Литература», среди них и «развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации.
В современных условиях гуманитаризации образования, поиска личностно-ориентированных подходов в обучении растет интерес учащихся к поэтическому творчеству, теоретическим знаниям литературоведческих понятий, что ведет к раскрытию внутреннего «я» ребенка, самопознанию личности.
Учащиеся 5 класса наделены эмоциональной активностью, силой переживания. Свое отношение как к жизни, так и к искусству детям легче передать в образе. Не случайно учащиеся этой возрастной категории начинают пробовать свои силы в стихосложении, но у них нет еще опыта в данном виде творчества. Поэтому возникла идея введения факультатива «Проба пера».
Цель: создание системы творческого развития учащихся.
Задачи:
обучающие
- подготовить учащихся к реализации своих словотворческих возможностей;
- развить поэтический слух и умение излагать свои мысли в стихотворной форме;
- сформировать словарный запас слов школьников;
- совершенствовать выразительность, образность речи;
- приобщить учащихся к лучшим образцам лирики русских и зарубежных поэтов;
- развить навыки и приемы анализа лирического произведения;
- показать особенности стихосложения: рифмы, размера, смысла;
- учить строить стихи согласно законам стихосложения;
- воспитывать чувства стиха, слова;
- прививать интерес к предметам: русский язык, литература;
- развивать умение логически мыслить, сопоставлять, обобщать, делать выводы.
воспитательные
- формирование общественной активности личности, культуры общения и поведения в социуме;
- воспитывать чувство товарищества, умение работать в группе;
-способствовать достижению успеха в деятельности каждого ученика.
развивающие
- расширить представления о мире, приобщить к чувствам прекрасного, доброго;
- актуализация личностных качеств учащихся, помогающих раскрытию их творческих способностей;
- формировать у школьников положительную мотивацию к обучению.
- знакомить с творчеством воскресенских поэтов.
Знать:
- основные сведения о жизни и творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, К.Д.Бальмонта, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, Н.А.Некрасова, а также местных поэтов.
Уметь:
- анализировать поэтические художественные произведения;
- создавать самостоятельно стихотворные тексты;
- развивать в себе потребность к самопознанию и самосовершенствованию.
Итогом занятий предполагается выпуск учащимися рукописного альманаха
«Проба пера», участие в различных конкурсах чтецов, встречи с местным литературным объединением «Радуга» , презентация собственного творчества,
выступления перед учащимися начальных классов.
Содержание программы
1 час
Введение. Стихосложение и стиховедение
1 час
Поэзия А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, К.Д.Бальмонта, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, Н.А.Некрасов - достойный образец для подражания: сила слова и богатство чувств.
6 часов
Системы стихосложения, понятие о системе стихосложения:
- Метрическая (количественная).
- Силлабическая – «слоговая».
- Тоническая – «тонос» - «ударение».
- Силлабо-тоническая.
4 часа
Правила стихосложения. Стихотворный размер: условно пять «твердых» гласных: у, о, а, э, ы и пять соответствующих им «мягких»: ю, ё, я, е, и.
Деление слова на слоги, чередование ударных и безударных слогов.
Стопы. Сочетание стоп: равностопные, разностопные.
3 часа
Стихотворные размеры: дактиль, ямб, хорей, анапест, гекзаметр, амфибрахий.
7 часов
Понятие о рифме. Рифма мужская и женская, полная, неполная. Рифма парная, перекрестная,
Понятие о строфе. Виды строф.
4 часа
Средства художественной выразительности. Понятие о тропах и стилистических фигурах. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, оксюморон.
Стилистические фигуры: сравнительный оборот, инверсия, риторические вопрос и восклицание.
8 часов
Жанры лирических произведений: поэма, баллада, ода, басня, послание, эпиграмма, эпитафия, элегия, стансы, песня, сонет, рубаи.
Календарно-тематическое планирование
№ пп | Тема | Дата |
1 | Введение. Стихосложение и стиховедение Стих: 1.Единица ритмически организованной художественной речи, строка стихотворения. 2.Художественное произведение, написанное такими строками (стихотворение, поэма…). | |
2 | Поэзия А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, К.Д.Бальмонта, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, Н.А.Некрасов - достойный образец для подражания: сила слова и богатство чувств. | |
3 | Основные разделы стиховедения, понятие о системе стихосложения. | |
4 | Понятие. Метрическая (количественная) система стихосложения | |
5 | Понятие. Силлабическая система стихосложения – «слоговая». | |
6 | Понятие. Тоническая система стихосложения – «тонос» - «ударение». | |
7 | Понятие. Фоника (эвфония) - область стихосложения, изучающая звуковую организацию стихотворной речи. | |
8 | Понятие. Строфика - раздел стиховедения, изучающий формы объединения стихов в композиционно законченное целое; учение об упорядоченном сочетании закономерно повторяющихся в тексте стихотворных строк. | |
9 | Правила стихосложения. Деление слова на слоги, чередование ударных и безударных слогов.. | |
10 | Практикум: деление слова на слоги, чередование ударных и безударных слогов. | |
11 | Стопы. Сочетание стоп: равностопные, разностопные. | |
12 | Тренировочные упражнения. Анализ стихотворений А.С.Пушкина и других поэтов: стопы равностопные, разностопные | |
13 | Стихотворный размер. Понятие о ямбе, хорее, гекзаметре, амфибрахии, анапесте. | |
14 | Практикум. Развитие навыков и умений определять стихотворный размер. | |
15 | В творческой лаборатории воскресенской поэтессы Новиковой О.А. | |
16 | Понятие о рифме. СПОСОБЫ РИФМОВКИ Рифма мужская и женская. Рифма. Смежная или парная, перекрестная, опоясывающая, Смешанная (вольная) Как подобрать рифму к стихотворению? | |
17 | Практическая работа. Анализ классических стихотворений по определению рифмы. | |
18 | Встреча за круглым столом с воскресенским поэтом Леонидом Дудиным. | |
19 | Понятие о строфе. Виды строф. | |
21 | Развитие навыков и умений определять разновидности строф | |
20 | ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ПОЭЗИИ: ономастика, буриме, шарада, алфавитный стих | |
21 | Творческая работа: сочинить алфавитный стих, ономастику, буриме, шараду (по выбору учащихся). | |
22 | Средства художественной выразительности. Тропы. Эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, оксюморон. | |
23 | Поэтические фигуры. Инверсия, сравнительный оборот, риторический вопрос, восклицание. | |
24 | Практическая работа. Анализ стихотворения по определению средств художественной выразительности. | |
25 | Творческая встреча с журналистом А.Сусловым | |
26 | Жанры лирических произведений. Поэма, баллада, басня, элегия, ода, ноктюрн, стансы, песня, эпитафия, эпиграмма, рубаи, сонет. | |
27 | Практикум. Определение жанров лирических произведений разных авторов. | |
28 | Исследовательская работа. Определение стиля поэта, жанровое своеобразие, своеобразие языка (по выбору учащихся) | |
29 | Техника написания стихов. Как найти свою тему? Как подобрать название для стихотворения? | |
30-31 | Творческая работа: сочинить поэму, балладу, басню, элегию, оду, ноктюрн, стансы, песню, эпитафию, эпиграмму, рубаи, сонет (по выбору учащихся). | |
32 | Презентация своих работ | |
33 | В творческой лаборатории воскресенской поэтессы Курбацкой Т.М. | |
34 | Творческий отчет «Проба пера» - подведение итогов работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа факультатива "Выжигание по шёлку"
Данная программа направлена на развитие творческой и познавательной активности, на ознакомление обучающихся с технологией различных приёмов гильоширования, ориентирована на применение полученных умени...
Рабочая программа курса по выбору "Проба пера", 9 класс.
Рабочая программа ориентационного курса по выбору "Проба пера", преподаваемого в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов....
Программа факультатива по литературе «Зарубежная литература: от античности к романтизму»
Рабочая программа факультативного курса по литературе. 8 класс...
Программа литературно-творческой студии "Проба пера"
Программа рассчитана на детей, проявляющих интерес к литературному творчеству: проза, стихи, публицистика....
Программа работы школьного объединения «Проба пера» (основы журналистики)
программа занятий, тематическое планирование...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проба пера"
Рабочая программа для обучающихся 7 класса общеобразовательной школы....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проба пера»
общекультурного направления 5 класс...