Авторская программа факультатива по литературе «Проба пера»
методическая разработка (литература, 5 класс) по теме

Трофимова Любовь Николаевна

 

Данная авторская программа факультатива «Проба пера» разработана с целью дополнения к урокам литературы, не позволяющим в рамках урока заниматься творческой поэтической деятельностью учащихся.

В проекте «Примерные программы по учебным программам. Литература 5- 9 классы» выделены главные цели изучения предмета  «Литература», среди них и «развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации.

В современных условиях гуманитаризации образования, поиска личностно-ориентированных подходов в обучении растет интерес учащихся к поэтическому творчеству, теоретическим знаниям литературоведческих понятий, что ведет к раскрытию внутреннего «я» ребенка, самопознанию личности.

Учащиеся 5 класса наделены эмоциональной активностью, силой переживания. Свое отношение  как к  жизни, так и к искусству детям легче  передать в образе.  Не случайно учащиеся этой возрастной категории начинают пробовать свои силы в стихосложении, но у них нет еще опыта в данном виде творчества. Поэтому возникла идея введения факультатива «Проба пера». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon avtorskaya_programma.zip18.15 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

факультатива «Проба пера»

Кто испытал наслаждение творчества, 

для того все другие наслаждения уже не  

существуют.

А.П.Чехов.

Пояснительная записка

Данная авторская программа факультатива «Проба пера» разработана с целью дополнения к урокам литературы, не позволяющим в рамках урока заниматься творческой поэтической деятельностью учащихся.

В проекте «Примерные программы по учебным программам. Литература 5- 9 классы» выделены главные цели изучения предмета  «Литература», среди них и «развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации.

В современных условиях гуманитаризации образования, поиска личностно-ориентированных подходов в обучении растет интерес учащихся к поэтическому творчеству, теоретическим знаниям литературоведческих понятий, что ведет к раскрытию внутреннего «я» ребенка, самопознанию личности.

Учащиеся 5 класса наделены эмоциональной активностью, силой переживания. Свое отношение  как к  жизни, так и к искусству детям легче  передать в образе.  Не случайно учащиеся этой возрастной категории начинают пробовать свои силы в стихосложении, но у них нет еще опыта в данном виде творчества. Поэтому возникла идея введения факультатива «Проба пера».

Цель: создание системы творческого развития учащихся.

Задачи:

обучающие

- подготовить учащихся к реализации своих словотворческих возможностей;

- развить поэтический слух и умение излагать свои мысли в стихотворной форме;

- сформировать словарный запас слов школьников;

- совершенствовать выразительность, образность речи;

- приобщить учащихся к лучшим образцам лирики русских и зарубежных поэтов;

- развить навыки и приемы анализа лирического произведения;

- показать особенности стихосложения: рифмы, размера, смысла; 

- учить строить стихи  согласно законам стихосложения;

- воспитывать  чувства стиха, слова;

- прививать интерес к предметам: русский язык, литература;  

- развивать умение логически мыслить, сопоставлять, обобщать, делать  выводы.

воспитательные

- формирование общественной активности личности, культуры общения и поведения в социуме;

- воспитывать чувство  товарищества, умение работать в  группе;

-способствовать достижению успеха в деятельности каждого ученика.

развивающие

- расширить представления о мире, приобщить к чувствам прекрасного, доброго;

- актуализация личностных качеств  учащихся, помогающих раскрытию их творческих способностей;

- формировать у школьников положительную мотивацию к обучению.

- знакомить с  творчеством воскресенских поэтов.

Знать:

- основные сведения о жизни и творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, К.Д.Бальмонта, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, Н.А.Некрасова, а также местных поэтов.

Уметь:

- анализировать поэтические художественные произведения;

- создавать самостоятельно стихотворные тексты;

- развивать в себе потребность к самопознанию и самосовершенствованию.

Итогом занятий  предполагается выпуск учащимися рукописного альманаха

«Проба пера», участие в различных конкурсах чтецов, встречи с местным литературным  объединением «Радуга» , презентация собственного творчества,

выступления перед учащимися начальных классов.

                                               

Содержание программы

                                                             1 час

Введение. Стихосложение и стиховедение

                                                1 час

Поэзия А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, К.Д.Бальмонта, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, Н.А.Некрасов - достойный образец для подражания: сила слова и богатство чувств.  

                                                6 часов

Системы стихосложения, понятие о системе стихосложения:

  1. Метрическая (количественная).
  2. Силлабическая – «слоговая».
  3. Тоническая – «тонос» - «ударение».
  4. Силлабо-тоническая.

4 часа

Правила стихосложения.  Стихотворный размер: условно пять «твердых» гласных: у, о, а, э, ы и пять соответствующих им «мягких»: ю, ё, я, е, и.

Деление слова на слоги, чередование ударных и безударных слогов.

Стопы. Сочетание стоп: равностопные, разностопные.

 

3 часа

Стихотворные размеры: дактиль, ямб, хорей, анапест, гекзаметр, амфибрахий.

7 часов

Понятие о рифме. Рифма мужская и женская, полная, неполная. Рифма парная, перекрестная,

Понятие о строфе. Виды строф.

                                                

4 часа

Средства художественной выразительности. Понятие о тропах и стилистических фигурах. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, оксюморон.

Стилистические фигуры: сравнительный оборот, инверсия, риторические вопрос и восклицание.

8 часов

      Жанры лирических произведений: поэма, баллада, ода, басня, послание, эпиграмма, эпитафия, элегия, стансы, песня, сонет, рубаи.

                                

Календарно-тематическое планирование

пп

Тема

Дата

1

Введение. Стихосложение и стиховедение 

Стих:

1.Единица ритмически организованной художественной речи, строка стихотворения.

2.Художественное произведение, написанное такими строками (стихотворение, поэма…).
3.Произведение старинной устной народной поэзии на библейскую, религиозную тему (духовные стихи).

2

Поэзия А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, К.Д.Бальмонта, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, Н.А.Некрасов - достойный образец для подражания: сила слова и богатство чувств.

3

Основные разделы  стиховедения, понятие о системе стихосложения.

4

Понятие. Метрическая (количественная) система стихосложения

5

Понятие. Силлабическая система стихосложения – «слоговая».

6

Понятие. Тоническая система стихосложения – «тонос» - «ударение».

7

Понятие. Фоника (эвфония) - область стихосложения, изучающая звуковую организацию стихотворной речи.

8

Понятие. Строфика - раздел стиховедения, изучающий формы объединения стихов в композиционно законченное целое; учение об упорядоченном сочетании закономерно повторяющихся в тексте стихотворных строк.

9

Правила стихосложения.  Деление слова на слоги, чередование ударных и безударных слогов..

10

Практикум: деление слова на слоги, чередование ударных и безударных слогов.

11

Стопы. Сочетание стоп: равностопные, разностопные.

12

Тренировочные упражнения. Анализ стихотворений А.С.Пушкина и других поэтов: стопы равностопные, разностопные

13

Стихотворный  размер. Понятие о ямбе, хорее, гекзаметре, амфибрахии, анапесте.

14

Практикум. Развитие навыков и умений определять стихотворный размер.

15

В творческой лаборатории воскресенской поэтессы Новиковой О.А.

16

Понятие о рифме. СПОСОБЫ РИФМОВКИ Рифма мужская и женская. Рифма. Смежная или парная, перекрестная, опоясывающая, Смешанная (вольная) Как подобрать рифму к стихотворению?

17

Практическая работа. Анализ классических стихотворений по определению рифмы.

18

Встреча за круглым столом с воскресенским  поэтом Леонидом Дудиным.

19

Понятие о строфе. Виды строф.

21

Развитие навыков и умений определять разновидности строф

20

ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ПОЭЗИИ: ономастика, буриме, шарада, алфавитный стих

21

Творческая работа: сочинить алфавитный стих, ономастику, буриме, шараду (по выбору учащихся).

22

Средства художественной выразительности. Тропы. Эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, оксюморон.

23

Поэтические фигуры. Инверсия, сравнительный оборот, риторический вопрос, восклицание.

24

Практическая работа. Анализ стихотворения по определению средств художественной выразительности.

25

Творческая встреча с журналистом  А.Сусловым

26

Жанры лирических произведений. Поэма,  баллада, басня, элегия, ода, ноктюрн, стансы, песня, эпитафия, эпиграмма, рубаи, сонет.

27

Практикум. Определение жанров лирических произведений разных авторов.

28

Исследовательская работа. Определение стиля поэта, жанровое своеобразие, своеобразие языка (по выбору учащихся)

29

Техника написания стихов. Как найти свою тему? Как подобрать название для стихотворения?

30-31

Творческая работа: сочинить поэму,  балладу, басню, элегию, оду, ноктюрн, стансы, песню, эпитафию, эпиграмму, рубаи, сонет (по выбору учащихся).

32

Презентация своих работ

33

В творческой лаборатории воскресенской поэтессы Курбацкой Т.М.

34

Творческий отчет «Проба пера» - подведение итогов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа факультатива "Выжигание по шёлку"

Данная программа направлена на развитие творческой и познавательной активности, на ознакомление обучающихся с технологией различных приёмов гильоширования, ориентирована на применение полученных умени...

Рабочая программа курса по выбору "Проба пера", 9 класс.

Рабочая программа ориентационного курса по выбору "Проба пера", преподаваемого в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов....

Программа факультатива по литературе «Зарубежная литература: от античности к романтизму»

Рабочая программа факультативного курса по литературе. 8 класс...

Программа литературно-творческой студии "Проба пера"

Программа рассчитана на детей, проявляющих интерес к литературному творчеству: проза, стихи, публицистика....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проба пера"

Рабочая программа для обучающихся 7 класса общеобразовательной школы....