РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Проба пера"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (9 класс) на тему
Программа разработана для обеспечения профильной подготовки школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proba_pera_9_klass.docx | 26.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Центр образования № 1858» (ГБОУ ЦО № 1858) 109649, г. Москва, ул. 5-й квартал Капотни, д. 29 | |
т/факс 8(495) 355-00-00, e-mail: 1858@edu.mos.ru ОГРН 1037700077403 | ИНН/КПП 7723138571/772301001 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Проба пера"
ДЛЯ 9 КЛАССА СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2016/2017 учебный год
Учитель: Мартынова В.В.
Пояснительная записка.
Образованность, интеллект, знание своего дела – эти качества всегда ценились. Но достаточно ли их для того, чтобы быть востребованным, занять достойное место в коллективе, добиться успеха в карьере? Сегодня всё большее значение приобретают личностные качества человека, его культурный уровень, духовное развитие, воспитанность. Вот почему среднее и высшее образование в последнее время ориентировано на гуманитаризацию обучения, обеспечивающую формирование личности, в которой сочетаются профессиональные знания и умения с высокой общей культурой.
Сейчас в стране повышается уровень требований, предъявляемых к представителям различных профессий. Необходимым компонентом общей культуры специалистов любого профиля, в значительной степени определяющим успех профессиональной деятельности, является свободное владение русским литературным языком, умение использовать его как инструмент эффективного профессионального и межличностного общения. Содержательная, логичная, правильная речь (устная и письменная) должна стать характеризующим признаком хорошего работника.
Элективный курс “Проба пера” направлен на решение этой актуальной и важной задачи.
Предлагаемая программа элективного курса развивает содержание базисного курса русского языка, изучение которого в школе осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, и позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, для сдачи ОГЭ, тестирования по этому предмету на повышенном и высоком уровне. В отдельных разделах она ориентирована на расширение Федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку на профильном уровне, направленного в первую очередь на формирование языковой и духовной культуры школьников, на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.
Программа позволяет более последовательно использовать сознательно-коммуникативный принцип обучения родному языку, способствует эффективному и творческому развитию речевой культуры учащихся.
В новых учебных пособиях для школы I и II ступени не предусмотрена полноценная системная работа по предупреждению стилистических и речевых ошибок. В учебниках II ступени полностью отсутствуют сведения о возможных лексических ошибках и их источниках, грамматические нормы лишь слабо обозначены, дело усугубляет и их разброс по учебникам в соответствии с годом обучения.
Учебники III ступени систематизируют в основном знания по структурной функциональной стилистике и дают сведения о стилистике текста, осуществляя в значительной мере принцип преемственности между школой II и III ступени. На устранение всех этих пробелов и направлена данная программа.
Настоящая программа разработана для обеспечения профильной подготовки школьников.
Актуальность программы заключается в том, что культура речи – это культура языка, это конкретная реализация языковых свойств и возможностей в условиях повседневного общения, устного и письменного, культура речи – это самостоятельная лингвистическая дисциплина.
Изучение элективного курса в полном объёме предполагается за 68 часа (при нагрузке 2 ч. в неделю) Каждый тематический раздел курса состоит из 2-х частей: “Основные сведения” и “Практическая деятельность учащихся”. В I части даются основные научные понятия курса. Во II части содержится перечень примерных упражнений и различных видов творческих работ, которые рекомендуется проводить при изучении данных тем. Этот перечень учитель может изменить по своему усмотрению, учитывая уровень подготовки и интересы учащихся своей группы. Основные организационные формы проведения занятий: семинары-практикумы, интерактивные лекции, лабораторные занятия, творческие практикумы, деловая игра: “Экзамен для редактора”; деловая игра: “Заседание редакторской коллегии”; дискуссия, проектная деятельность, урок-кроссворд, игра – общение, викторина, урок – тест.
Формы контроля: доклады, презентация, проекты, редактирование литературного текста, написание рецензии на литературный текст, контрольные тесты.
К программе элективного курса прилагается пособие “Сборник упражнений по культуре речи”, словарь – минимум по культуре речи, тест – контроль. Тестовые задания способствуют подготовке учащихся к сдаче итоговой аттестации в форме ОГЭ.
Цель курса:
-познакомить учащихся с коммуникативными качествами речи и тенденциями развития языка;
-пробудить интерес и уважение к языку как национальному государственному достоянию;
-помочь учащимся овладеть нормами литературного языка в его устной и письменной форме совершенствовать речевую практику;
-развитие творческих способностей учащихся;
-способствовать овладению учащимися исследовательско - экспериментальными способами в познавательном процессе.
Задачи курса:
-составить целостное представление о проблемах культуры речи русского языка;
-расширить знания по основным вопросам культуры речи;
-помочь учащимся осознанно овладеть нормами русского литературного языка;
-выработать навыки правильного употребления литературных норм русского языка;
-дополнить и расширить стандартные знания по культуре речи;
-подвести учащихся к осознанию, что владение нормами литературного языка – это проявление высокого уровня культуры речи, охрана литературного языка.
Принципы программы:
-Актуальность.
Культура речи – умение правильно и выразительно передать свои мысли средствами языка.
-Научность.
Культура речи – лингвистическая дисциплина. Культура речи – умение найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. выразительное) и, следовательно, стилистически оправданное.
-Доступность.
Курс культуры речи связан с современным русским языком, являющимся базой для изучения норм литературного языка на всех его уровнях.
-Системность.
Курс строится от частных вопросов (особенности образования определённых форм слов) к общим (качество идеальной речи).
-Практическая направленность.
Содержание курса направлено на освоение норм литературного языка, знание которых учащийся сможет применить при сдаче ОГЭ.
-Обеспечение мотивации.
Во-первых, развитие культуры речи, во-вторых, успешная сдача ОГЭ.
-Инвариативность.
Программа применима для учащихся 9 классов.
Предполагаемые результаты.
Предлагаемый элективный курс должен помочь учащимся усвоить основные базовые знания по культуре речи, ключевые понятия (литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические), расширить знания о качествах идеальной речи.
Учащиеся должны усвоить знания норм языка, сформировать умения правильной, точной, логичной, уместной и выразительной речи.
Усвоение знаний должно способствовать улучшению качества письменной и устной речи учащихся, успешной сдаче ОГЭ.
Данный курс поможет учащимся овладеть способами исследовательской деятельности.
Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство с нормами русского литературного языка, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам культуры речи, расширяет кругозор, углубляет знания в области культуры речи, знакомит с работой корректора – работника издательства, редакции или типографии, читающего и исправляющего корректуру.
Материально – техническое оснащение программы
- энциклопедические словари;
- интернетпрограммы;
- раздаточный материал;
- схемы и таблицы.
Методическое оснащение программы:
- Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Книга о хорошей речи.
- Ладыженская Т. А. Живое слово.
Содержание программы.
Введение. Происхождение языка.(3 часа)
Древнейшие представления о происхождении языка как дара Богов. Первые сомнения в божественном происхождении языка. Язык жестов. Ребёнок и человечество.
Язык и общество.(4 часов)
Социолингвистика – особое направление в языкознании. Правила вежливого обращения к собеседнику. Молодёжный жаргон. Речевой этикет. Антиэтикетное речевое поведение.
Язык и власть(5 часов).
В чём сила слова. Повлиять – это не то же самое, что заставить. Человек манипулируемый.
Языковые «отмычки». Идея «дрейфа языков» по Э.Сепиру и Б. Л. Уорфу. Знаменитые лингвистические преступления. В погоне за идеалом.
Язык и свобода (2 часа).
Неощутимое орудие – язык. На всякое речевое нападение есть языковой щит.
Национальный русский язык(2 часа)
Русский язык, его составляющие (территориальные диалекты, жаргоны, арго, литературный язык как высшая форма национального русского языка)
Язык и речь. Признаки, характеризующие язык и речь. Особенности устной и письменной речи.
Практическая деятельность учащихся
Коллективное составление схемы “Структура языка”. Работа с толковыми словарями русского языка. Выполнение упражнений по культуре речи.
Понятие культуры речи.(2 часа)
Характеристика понятия “культура речи”. Три составляющих компонента культура речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативные качества речи. Качества хорошей речи: правильность, богатство, точность, логичность, чистота, уместность, выразительность.
Практическая деятельность учащихся.
Диагностирующий тест по нормам русского языка.
Языковая норма, её динамика и вариативность.(3 часа)
Наличие норм – важнейший признак литературного языка. Языковая норма – явление историческое.
Виды норм: орфоэпическая, орфографическая, словообразовательная, лексическая, морфологическая, синтаксическая, интонационная, пунктуационная, стилистическая.
Формирование норм литературного языка. Три степени нормативности.
Практическая деятельность учащихся.
Выступления учащихся с докладами: “Историческая смена норм литературного языка”, “Источники установления языковой нормы”
Выполнение упражнений по культуре речи.
Орфоэпические нормы языка.
Акцентологические нормы. (3 часа)
Орфоэпия. Нормы произношения. Ударение в русском языке.
Практическая деятельность учащихся.
Типы акцентологических ошибок (трудные случаи постановки ударения, ударение в кратких прилагательных и причастиях; ударение в глаголах прошедшего времени)
Выполнение упражнений по культуре речи.(2 часа)
Звуковой уровень речи. Орфоэпические трудности. Фонетические средства языковой выразительности. Звук в поэтической речи. Звукопись как художественный приём. Звукоподражание, аллитерация и ассонанс.
Практическая деятельность учащихся
Работа с орфоэпическими словарями. Типы орфоэпических ошибок (твёрдое\ мягкое произношение согласных в заимствованных словах, произношение сочетания чн и т.д.)
Лексика. Фразеология. Лексические нормы. (5 часов)
Слово, его назначение в речи. Слово как выразительное средство речи (использование в устной и письменной речи метафор, метонимии, синекдохи, антитезы, оксюморона, контекстуальных и общеязыковых синонимов и антонимов, омонимов, устаревших слов и неологизмов)
Особенности заимствованных слов в русском языке. Признаки иноязычного происхождения слов.
Фразеологизмы, их использование в речи. Пословицы и поговорки в речи. Крылатые слова и выражения.
Лексические нормы. Нарушение лексических норм как речевая ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении, нарушение лексической сочетаемости, лишние слова в речи, тавтология и неуместное повторение слов, смешение паронимов, плеоназм)
Практическая деятельность учащихся.
Лексический анализ текстов. Работа со словарями и справочниками. Выполнение упражнений по устранению лексических ошибок.
Морфемика: словообразовательные нормы. (3 часов)
Грамматические трудности, связанные с образованием слов. Уместность употребления слов различных словообразовательных типов. Словотворчество. Словообразовательные модели.
Практическая деятельность учащихся.
Работа с этимологическими и словообразовательными словарями. Выполнение упражнений по культуре речи.
Морфология. Морфологические нормы.
Синтаксис. Синтаксические нормы. (8 часов)
Понятие о синтаксисе. Синтаксические нормы. Ошибки в согласовании и управлении слов. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. Ошибки в употреблении деепричастных и причастных оборотов. Нарушение границ предложения (парцелляция) как грамматическая ошибка. Парцелляция как средство выразительности. Фигура умолчания. Использование риторических вопросов, восклицаний и обращений. Нарушение порядка слов. Инверсия как средство выразительности. Выразительные возможности односоставных и неполных предложений. Ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения. Ошибки в построении сложного предложения. Ошибки в использовании прямой и косвенной речи Синтаксическая бедность языка. Параллелизм как выразительное средство.
Практическая деятельность учащихся.
Синтаксический анализ текстов, их коррекция. Выполнение упражнений по устранению синтаксических ошибок (согласование подлежащего и сказуемого; употребление деепричастного оборота; ошибки в построении словосочетаний; ошибки в структуре сложных предложений)
Морфология. Морфологические нормы. (10 часов)
Понятие морфологии. Способы выражения грамматических значений в современном русском языке.
Морфологические нормы.
Имя существительное: ошибки в формах числа, ошибки в падежных формах, склонение имён собственных, трудности в определении рода имён существительных.
Имя прилагательное: употребление степеней сравнения.
Имя числительное: ошибки в образовании форм.
Местоимение: трудности в формообразовании личных и притяжательных местоимений, трудности в употреблении, местоимения и вежливость.
Глагол и его форма: трудность в образовании глагола и его форм, нарушение видо-временных отношений глаголов.
Наречие: трудности в образовании и употреблении.
Служебная часть речи: трудности в употреблении предлогов и союзов.
Практическая деятельность учащихся.
Нахождение морфологических ошибок (род заимствованных существительных и аббревиатур; формы мн. ч. именительного и родительного падежей; склонение числительных)
Коррекция текстов.
Синтаксис. Синтаксические нормы. (10 часов)
Понятие о синтаксисе. Синтаксические нормы. Ошибки в согласовании и управлении слов. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. Ошибки в употреблении деепричастных и причастных оборотов. Нарушение границ предложения (парцелляция) как грамматическая ошибка. Парцелляция как средство выразительности. Фигура умолчания. Использование риторических вопросов, восклицаний и обращений. Нарушение порядка слов. Инверсия как средство выразительности. Выразительные возможности односоставных и неполных предложений. Ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения. Ошибки в построении сложного предложения. Ошибки в использовании прямой и косвенной речи Синтаксическая бедность языка. Параллелизм как выразительное средство.
Практическая деятельность учащихся.
Синтаксический анализ текстов, их коррекция. Выполнение упражнений по устранению синтаксических ошибок (согласование подлежащего и сказуемого; употребление деепричастного оборота; ошибки в построении словосочетаний; ошибки в структуре сложных предложений)
Функциональные стили литературного языка. Стилистические нормы.
(5 часов)
Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль. Стилистическая уместность употребления слов. Основные качества идеальных текстов (точность речи в различных стилях, логичность речи, выразительность речи, благозвучие речи)
Практическая деятельность учащихся.
Составление таблицы “Характерные особенности функциональных стилей литературного языка”
Анализ текстов, относящихся к разным стилям речи.
Контроль знаний учащихся. (1 час)
Контрольный тест по курсу “Русский язык и культура речи”
Литература для учителя:
- Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1980.
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., Международные отношения, 1993.
- Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М., Просвещение, 1988.
- Плунгян В.А. Почему языки такие разные? – М., Русские словари, 1996.
- Фолсом Ф. Книга о языке. М., Прогресс, 1997.
- Бахтин М.Эстетика словесного творчества.М., 1986 г.
- Виноградов В.Проблемы русской стилистики. М., 1980г.
- Голуб И.Б. Стилистика русского языка. В 2-х т. М., 1997 г.
- Горшков Л.И.Русская словесность М., 2000 г.
- Гальперин И. Общие проблемы стилистики. М., 1969 г.
Литература для учащихся.
- Головин Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи. – М., 1988.
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи, - М., 1997.
- Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. – М., 1986.
- Успенский Л.В. Слово о словах. – М., 1997.
- Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык, - М., 2001.
- Введенская Л.А. и др. Риторика и культура речи: Учебное пособие. – Ростов, 2003.
- Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. 4-е изд., – Ростов, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по проф...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...