− Содержание учебно-тематического плана – 1 год обучения – ознакомительный уровень - День знаний.
1 сентября – День знаний. Практическая работа: «Расскажи, как ты провёл лето». Форма контроля: Опрос. - Введение.
Роль языка в жизни общества. Практическая работа: Чтение стихов отечественных классиков. Форма контроля: Опрос. - Вэлловские чтения.
Чтение произведений ненецкого поэта Ю.Вэллы. Экскурсия в Дом-музей Ю.Вэллы. (по согласованию) Форма контроля: Опрос. - Стихосложение и стиховедение.
Теория: Стихосложение и стиховедение. Понятие: Стих - это 1.Единица ритмически организованной художественной речи, строка стихотворения. 2.Художественное произведение, написанное такими строками (стихотворение, поэма…). 3.Произведение старинной устной народной поэзии на библейскую, религиозную тему (духовные стихи). Практическая работа: Чтение стихов отечественных классиков. Форма контроля: Анализ произведений. - Основные разделы стиховедения. Строфика.
Теория: Основные разделы стиховедения. Строфика - раздел стиховедения, изучающий формы объединения стихов в композиционно законченное целое; учение об упорядоченном сочетании закономерно повторяющихся в тексте стихотворных строк. Понятие о строфе. Виды строф. Практическая работа: Определение разновидности строф. Форма контроля: Анализ произведений. - Системы стихосложения.
Теория: Понятие о системе стихосложения. Системы стихосложения: 1.Метрическая (количественная). 2.Силлабическая – «слоговая». 3.Тоническая – «тонос» - «ударение». 4.Силлабо-тоническая. Практическая работа: Тренировочные упражнения на определение системы стихосложения. Форма контроля: Анализ произведений. 11-12. Правила стихосложения. Стопы. Теория: Правила стихосложения. Деление слова на слоги, чередование ударных и безударных слогов. Практическая работа: Учимся считать слоги в строке. Форма контроля: Анализ произведений. Теория: О стопе. Сочетание стоп: равностопные, разностопные. Практическая работа: Анализ стихотворений А.С.Пушкина и других поэтов: стопы равностопные, разностопные. Форма контроля: Анализ произведений. 13-14. Фоника (эвфония). Теория: Фоника (эвфония) - область стихосложения, изучающая звуковую организацию стихотворной речи. Поэзия А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, К.Д.Бальмонта, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, Н.А.Некрасова - достойный образец для подражания: сила слова и богатство чувств. Практическая работа: Чтение стихотворений классиков. Форма контроля: Анализ произведений. 15-19. Рифма. Теория: Понятие о рифме. Способы рифмовки. Рифма мужская и женская. Рифма полная, неполная. Точная, приблизительная. Смежная или парная, параллельная, перекрестная, опоясывающая, смешанная (вольная). Практическая работа: Анализ классических стихотворений по определению рифмы. Форма контроля: Анализ произведений. 20. Пишем стихи! Теория: Талант - наблюдательность и... техника слова. Архитектоника стиха. Как подобрать рифму к стихотворению? Как удержать и подчинить своенравную «подругу» стиха? Практическая работа: Творческая работа. Форма контроля: Анализ практической работы. 21-28. Стихотворные размеры. Теория: Стихотворные размеры: дактиль, ямб, хорей, анапест, пиррихий, амфибрахий и др. Есть ли у стиха размер? Есть! Двусложные размеры - «дробный» ямб и плавный хорей. Трёхсложные размеры. Дактиль, амфибрахий, анапест. Что такое трёхсложная стопа? Трудно, но интересно. Некрасов и Фет - учимся постигать тайны поэзии на примере великих. Эта неуловимая дактилическая рифма! Спондей и пиррихий. Что делать, если слоги «смешались» в стопе? Наводим порядок! Практическая работа: Развитие навыков и умений определять стихотворный размер. Учимся составлять схемы и читать их. Форма контроля: Анализ произведений. 29-30. Ритм стиха. Теория: Ритм стиха. Учимся у музыкантов. Отбиваем ритм. Нам помогает слух! Практическая работа: Сочиняем стихи! Что я вижу за окном? Что я чувствую? Плавные строчки. Стихотворные «стыки». Ступени или гладкая дорожка? Форма контроля: Анализ практической работы. 31. Литературная гостиная «В гостях у Зимушки-зимы». Чтение стихов отечественных классиков. Форма контроля: Викторина. 32. Чаепитие с любимыми литературными героями «Все герои в гости к нам». Чтение любимых стихотворений. Форма контроля: Викторина. 33-41. Средства художественной выразительности. Тропы и стилистические фигуры. Теория: Средства художественной выразительности. Тропы и стилистические фигуры. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, оксюморон. Поэтические фигуры. Инверсия, сравнительный оборот, риторический вопрос, восклицание. Практическая работа: Анализ стихотворений (определение средств художественной выразительности). Форма контроля: Анализ произведений. Теория: Эпитет - благородный союзник поэзии. Группы эпитетов. Что такое цветовой, слуховой, обонятельный и осязательный эпитет. Психологический эпитет. Внимательно читаем есенинскую «Берёзу». Метафора - царица поэзии. Учимся у великих. Всмотримся в лермонтовский «Парус». Насыщаем «каркас» стиха «метафорической плотью». Вся природа - как живая! Разновидность метафоры - олицетворение. Ищем этот приём у Тютчева, Фета, Есенина, Ахматовой, Цветаевой. Практическая работа: анализ стихотворений. Форма контроля: Анализ практической работы. 42. Техника написания стихов. Теория: Техника написания стихов. Как найти свою тему? Как подобрать название для стихотворения? Практическая работа: Турнир стихотворцев. Конкурс. Форма контроля: Анализ практической работы. 43-56. Жанры лирических произведений. Теория: Жанры лирических произведений: поэма, баллада, ода, басня, послание, эпиграмма, эпитафия, элегия, стансы, песня, сонет, рубаи. Практическая работа: Определение жанров лирических произведений разных авторов. Творческая работа: сочинить стихотворное произведение, определить жанр. Форма контроля: Анализ творческой работы. 57-58. Эксперименты в поэзии. Теория: Эксперименты в поэзии: буриме, шарада, алфавитный стих… Практическая работа: сочинить алфавитный стих, буриме, шараду (по выбору учащихся). Форма контроля: Анализ практической работы. 59-62. Кратко мыслить - это искусство! Теория: Кратко мыслить - это искусство! Краткость – сестра таланта. Малая проза. Эпистолярный жанр. Учимся у Пушкина. Письма поэта к П.Вяземскому и И.Пущину. Умеем ли мы описывать? Портрет. Внешний и внутренний портрет - что важнее? Учимся у классиков. Психологические портреты у Лермонтова и Толстого. Лаконичные портреты в прозе Пушкина и Чехова. Ах, деталь... «Говорящие» фамилии Н.В. Гоголя. Учимся у живописцев: Кипренский, Крамской, Репин. Всё познаётся в сравнении! Сравнительная характеристика героев. Учимся у великих. Трудно ли сравнивать людей? А предметы? Игра «Что на что похоже?» Цитаты. Зачем нужны цитаты? Следить за мыслями умных людей. Крылатые выражения. Я подтверждаю собственную мысль! Литературные заготовки к сочинению. Практическая работа: Творческая работа. Пишем конспект. Пишем тезисы. Зачем нужны блокноты и записные книжки? Записываем цитаты. Пишем письмо другу - самое основное и интересное! Форма контроля: Анализ практической работы. 63-65. Исследовательская работа по творчеству Югорских поэтов. Теория: Исследовательская работа. Определение стиля поэта, раскрытие жанрового своеобразия, своеобразия языка (по выбору учащихся). Практическая работа: Исследовательская работа. Форма контроля: Анализ практической работы. Теория: Редактирование. Редактировать написанное - увлекательное занятие. Как редактировал свои произведения Т.Н.Толстой. Практическая работа: Составляем памятку. Форма контроля: Анализ практической работы. Теория: Доклад. Жанр серьёзный, трудный или ... интересный? Учимся находить яркий пример для доклада. Цифры? Непременно! Рисунки, схемы, иллюстрации - совсем не лишние. Практическая работа: Пишем доклады (по выбору учащихся) «Творчество Андрея Тарханова», «Произведения Маргариты Анисимковой для детей», «Загадки Юрия Вэллы». Форма контроля: Анализ практической работы. 66. Читательская конференция. Практическая работа: Презентация своих работ. Читательская конференция. Форма контроля: Анализ практической работы. 67. Библиографическая работа. Теория: Библиографическая работа. Практическая работа: Идём в библиотеку и работаем с каталогами. Составляем аннотацию к сказкам Пушкина. Составляем библиографический список «Моя книжная полка». Форма контроля: Анализ практической работы. 68. Едем в путешествие! Путевые записки. Теория: Едем в путешествие! Дорожные записки. С чего начать? Звуки - краски - ароматы дороги. На чём путешествовать? Кого позвать в попутчики? Практическая работа: Вспоминаем о забытых блокнотах! Форма контроля: Анализ практической работы. 69. Много ли в жизни смешного? Юмор и сатира. Теория: Юмор - добрый смех! Учимся видеть смешное в жизни. «Лечебное» свойство юмора. Комическая ситуация? Смешное недоразумение? Учимся у великих. Н.Носов. Народные пословицы и поговорки - кладезь юмора. Практическая работа: Сочиняем рассказ с необычной композицией. Пишем рассказ с «обрамлением». Сочиняем юмористический рассказ. Напишем о лодырях, хвастунах, прогульщиках, болтушках. Форма контроля: анализ работы. 70. «Сочиняем» обложку для ... неизданной книги». Теория: Шрифт заголовка, рисунок, цвет и фон. Практическая работа: «Сочиняем» обложку для ... неизданной книги». Форма контроля: анализ работы. 71. Литературная гостиная. «Наше творчество». Проект. Презентация собственного творчества. 72. Чаепитие и подведение итогов года. Творческий отчет «Проба пера» - подведение итогов работы. 2 год обучения - основной 1. День знаний. Теория: 1 сентября – исторические факты, события. Практическая работа: «Расскажи, как ты провёл лето». Форма контроля: Опрос. 2. Введение. Теория: Место и значение поэзии в литературе и культуре народа. Практическая работа: Чтение стихов отечественных классиков. Чтение произведений ненецкого поэта Ю.Вэллы. Форма контроля: Опрос. 3. Вэлловские чтения. Экскурсия в Дом-музей Ю.Вэллы. (по согласованию) Вэлловские чтения. Форма контроля: Опрос. 4. Стихосложение и стиховедение. Теория :Стихосложение и стиховедение. Вспомним понятие: Стих - это 1.Единица ритмически организованной художественной речи, строка стихотворения. 2.Художественное произведение, написанное такими строками (стихотворение, поэма…). 3.Произведение старинной устной народной поэзии на библейскую, религиозную тему (духовные стихи). Практическая работа: Чтение стихов отечественных классиков. Форма контроля: Анализ произведений. 5. Основные разделы стиховедения. Строфика. Теория: Основные разделы стиховедения. Строфика - раздел стиховедения, изучающий формы объединения стихов в композиционно законченное целое; учение об упорядоченном сочетании закономерно повторяющихся в тексте стихотворных строк. Понятие о строфе. Виды строф. Онегинская строфа. Практическая работа: Определение разновидности строф. Форма контроля: Анализ произведений. - Системы стихосложения.
Теория: Понятие о системе стихосложения. Системы стихосложения: 1.Метрическая (количественная). 2.Силлабическая – «слоговая». 3.Тоническая – «тонос» - «ударение». 4.Силлабо-тоническая. Практическая работа: Тренировочные упражнения на определение системы стихосложения. Форма контроля: Анализ произведений. 11-12. Правила стихосложения. Стопы. Теория: Правила стихосложения. Деление слова на слоги, чередование ударных и безударных слогов. Практическая работа: Учимся считать слоги в строке. Форма контроля: Анализ произведений. Теория: О стопе. Сочетание стоп: равностопные, разностопные. Практическая работа: Анализ стихотворений А.С.Пушкина и других поэтов: стопы равностопные, разностопные. Форма контроля: Анализ произведений. 13-14. Фоника (эвфония). Теория: Фоника (эвфония) - область стихосложения, изучающая звуковую организацию стихотворной речи. Поэзия А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, К.Д.Бальмонта, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, Н.А.Некрасова - достойный образец для подражания: сила слова и богатство чувств. Практическая работа: Чтение стихотворений классиков. Форма контроля: Анализ произведений. 15-19. Рифма. Теория: Понятие о рифме. Способы рифмовки. Рифма мужская и женская. Рифма полная, неполная. Точная, приблизительная. Смежная или парная, параллельная, перекрестная, опоясывающая, смешанная (вольная). Практическая работа: Анализ классических стихотворений по определению рифмы. Форма контроля: Анализ произведений. 20. Пишем стихи! Теория: Талант - наблюдательность и... техника слова. Архитектоника стиха. Как подобрать рифму к стихотворению? Как удержать и подчинить своенравную «подругу» стиха? Практическая работа: Творческая работа. Форма контроля: Анализ практической работы. 21-28. Стихотворные размеры. Теория: Стихотворные размеры: дактиль, ямб, хорей, анапест, пиррихий, амфибрахий и др. Есть ли у стиха размер? Есть! Двусложные размеры - «дробный» ямб и плавный хорей. Трёхсложные размеры. Дактиль, амфибрахий, анапест. Что такое трёхсложная стопа? Трудно, но интересно. Некрасов и Фет - учимся постигать тайны поэзии на примере великих. Эта неуловимая дактилическая рифма! Спондей и пиррихий. Что делать, если слоги «смешались» в стопе? Наводим порядок! Практическая работа: Развитие навыков и умений определять стихотворный размер. Учимся составлять схемы и читать их. Форма контроля: Анализ произведений. 29-30. Ритм стиха. Теория: Ритм стиха. Учимся у музыкантов. Отбиваем ритм. Нам помогает слух! Практическая работа: Сочиняем стихи! Что я вижу за окном? Что я чувствую? Плавные строчки. Стихотворные «стыки». Ступени или гладкая дорожка? Форма контроля: Анализ практической работы. 31. Литературная гостиная «В гостях у Зимушки-зимы». Чтение стихов отечественных классиков. Форма контроля: Викторина. 32. Чаепитие с любимыми литературными героями «Все герои в гости к нам». Чтение любимых стихотворений. Форма контроля: Викторина. 33-41. Средства художественной выразительности. Тропы и стилистические фигуры. Теория: Средства художественной выразительности. Тропы и стилистические фигуры. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, оксюморон. Поэтические фигуры. Инверсия, сравнительный оборот, риторический вопрос, восклицание. Практическая работа: Анализ стихотворений (определение средств художественной выразительности). Форма контроля: Анализ произведений. Теория: Эпитет - благородный союзник поэзии. Группы эпитетов. Что такое цветовой, слуховой, обонятельный и осязательный эпитет. Психологический эпитет. Метафора - царица поэзии. Вся природа - как живая! Разновидность метафоры - олицетворение. Ищем этот приём у Тютчева, Фета, Есенина, Ахматовой, Цветаевой. Практическая работа: Ученикам Царскосельского Лицея учитель словесности как-то предложил написать короткое стихотворение на тему ...розы. Лучше всех справился с заданием Пушкин. Попробуем и мы сочинить стихотворение о розе. Размер стиха - ямб или хорей. Больше красок, тонов, полутонов! А главное - чувств. Форма контроля: Анализ практической работы. 42. Техника написания стихов. Теория: Техника написания стихов. Как найти свою тему? Как подобрать название для стихотворения? Практическая работа: Турнир стихотворцев. Конкурс. Форма контроля: Анализ практической работы. 43-56. Жанры лирических произведений. Теория: Жанры лирических произведений: поэма, баллада, ода, басня, послание, эпиграмма, эпитафия, элегия, стансы, песня, сонет, рубаи. Практическая работа: Определение жанров лирических произведений разных авторов. Творческая работа: сочинить поэму, балладу, басню, элегию, оду, ноктюрн, стансы, песню, эпитафию, эпиграмму, рубаи, сонет (по выбору учащихся). Форма контроля: Анализ творческой работы. 57-58. Эксперименты в поэзии. Теория: Эксперименты в поэзии: буриме, шарада, алфавитный стих… Практическая работа: сочинить алфавитный стих, буриме, шараду (по выбору учащихся). Форма контроля: Анализ практической работы. 59-62. Кратко мыслить - это искусство! Теория: Кратко мыслить - это искусство! Краткость – сестра таланта. Малая проза. Эпистолярный жанр. Учимся у Пушкина. Письма поэта к П.Вяземскому и И.Пущину. Умеем ли мы описывать? Портрет. Внешний и внутренний портрет - что важнее? Учимся у классиков. Психологические портреты у Лермонтова и Толстого. Лаконичные портреты в прозе Пушкина и Чехова. Ах, деталь... «Говорящие» фамилии Н.В. Гоголя. Учимся у живописцев: Кипренский, Крамской, Репин. Всё познаётся в сравнении! Сравнительная характеристика героев. Учимся у великих. Любочка и Катенька из повести Л.Н.Толстого «Детство». Трудно ли сравнивать людей? А предметы? Игра «Что на что похоже?» Цитаты. Зачем нужны цитаты? Следить за мыслями умных людей. Крылатые выражения. Я подтверждаю собственную мысль! Литературные заготовки к сочинению. Практическая работа: Творческая работа. Пишем конспект. Пишем тезисы. Зачем нужны блокноты и записные книжки? Записываем цитаты. Пишем письмо другу - самое основное и интересное! Форма контроля: Анализ практической работы. 63-65. Исследовательская работа по творчеству Югорских поэтов. Теория: Исследовательская работа. Определение стиля поэта, раскрытие жанрового своеобразия, своеобразия языка (по выбору учащихся). Практическая работа: Исследовательская работа. Форма контроля: Анализ практической работы. Теория: Редактирование. Редактировать написанное - увлекательное занятие. Как редактировал свои произведения Т.Н.Толстой. Практическая работа: Составляем памятку. Форма контроля: Анализ практической работы. Теория: Доклад. Жанр серьёзный, трудный или ... интересный? Учимся находить яркий пример для доклада. Цифры? Непременно! Рисунки, схемы, иллюстрации - совсем не лишние. Практическая работа: Пишем доклады «Творчество Андрея Тарханова», «Произведения Маргариты Анисимковой для детей», «Загадки Юрия Вэллы». Форма контроля: Анализ практической работы. 66. Читательская конференция. Практическая работа: Презентация своих работ. Читательская конференция. Форма контроля: Анализ практической работы. 67. Библиографическая работа. Теория: Библиографическая работа. Практическая работа: Идём в библиотеку и работаем с каталогами. Пишем отзыв на книгу Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном». Впечатление - чувства - мысль. Рецензия на любимую книгу. Не пренебрегаем «умными» терминами! Учимся у великих. Как писал свои статьи В.Г.Белинский. Форма контроля: Анализ практической работы. 68. Едем в путешествие! Путевые записки. Теория: Едем в путешествие! Дорожные записки, сентиментальное путешествие или экскурсия в Мару к Баратынскому? С чего начать? Звуки - краски - ароматы дороги. На чём путешествовать? Кого позвать в попутчики? Практическая работа: Вспоминаем о забытых блокнотах! Форма контроля: Анализ практической работы. 69-70. Много ли в жизни смешного? Юмор и сатира. Теория: Юмор - добрый смех! Учимся видеть смешное в жизни. «Лечебное» свойство юмора. Комическая ситуация? Смешное недоразумение? Учимся у великих. М.Зощенко. Народные пословицы и поговорки - кладезь юмора. Фельетон. Что высмеивать? За что? Живая речь – помощь фельетонисту. Учимся у карикатуристов. Херлуф Бидструпп. Практическая работа: Сочиняем рассказ с необычной композицией. Пишем рассказ с «обрамлением». Сочиняем юмористический рассказ. Напишем о лодырях, хвастунах, прогульщиках, болтушках. Форма контроля: анализ работы. 71. Литературная гостиная. «Наше творчество». Проект. Презентация собственного творчества. 72. Чаепитие и подведение итогов года. Творческий отчет «Проба пера» - подведение итогов работы.
|