Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8)
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Огородникова Людмила Николаевна

 

Цели:

1)  повторить изобразительно-выразительные средства языка  (термины, употребление);

2)  тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к выполнению задания В8 ЕГЭ;

3)  осуществлять эстетическое воспитание, потребность говорить правильно и красиво.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hudozhestvenno-vyrazit.sredstva_russ.yaz_11_klass.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка на тему «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8)

Цели:

  1. повторить изобразительно-выразительные средства языка  (термины, употребление);
  2. тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к выполнению задания В8 ЕГЭ;
  3. осуществлять эстетическое воспитание, потребность говорить правильно и красиво.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: групповая, фронтальная.

Методы урока: частично- поисковый, исследовательский.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийные презентации, тексты произведений для анализа, карточки

Этапы урока:

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  2. Проверка домашнего задания. Фронтальная работа: повторение общих вопросов: тропы и фигуры речи, их назначение, работа на соотнесенность средств художественной -выразительности с их определениями
  3. Первичная проверка понимания: выполнение упражнений, презентация-тест.
  4. Закрепление: групповая работа (анализ текстов в мини-группах)
  5. Подведение первых итогов
  6. Контроль: выполнение задания в формате ЕГЭ
  7. Выводы, оценивание, домашнее задание

Ход урока:

Сообщение темы и целей урока. Повторение.  На дом было задано повторить тропы и стилистические фигуры по таблице и словарю терминов.

Вопросы: 

- На какие группы делятся изобразительно-выразительные средства языка? ( тропы и стилистические фигуры).

-  Я предлагаю вам вспомнить, какие средства относятся к тропам, а какие – к фигурам речи. На доске прикреплены 2 таблички: тропы и фигуры речи. На учительском столе таблички с названиями средств языка. (Выходят  2 ученика, кто быстрее и правильнее соотнесет эти названия с основной группой, прикреплять можно на двусторонний скотч. Можно выходить  по цепочке.. В результате получается  такая конструкция на доске).

- Что такое тропы? 

«Троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-либо отношении» (Розенталь Д.Э., с. 198).

- Для чего используются тропы?

 Тропы помогают ярко и образно изобразить предметы и явления действительности, они связаны ассоциативно с теми ощущениями, которые мы получаем с помощью органов чувств. Эти средства можно назвать изобразительными.

Задание. Соотнесите тропы и их определения.  (Фронтальная работа).

1) метафора

а) перенос значения с одного явления на другое по смежности

2) метонимия

б)  сильное преуменьшение размера, силы, значения и

т.д. какого-либо предмета

3) парафраза

в)  употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений

4) ирония

г)  замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием

на их характерные черты

5) литота

д)  употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки

Ответы: 1-в, 2-а, 3-г, 4-д, 5-б.

Вопрос: Какова роль стилистических фигур? («Усиливают выразительность высказывания особой организацией языкового материала, в первую очередь специальным синтаксисом» (Розенталь Д.Э. стр107). Эти средства можно назвать выразительными.

       

Задание.  Соотнесите стилистические фигуры и их определения.

1)  эпифора

а)  расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости

 2) антитеза

б)  пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации

3) эллипсис

в)  повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда

4) градация

г)  одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи

5) параллелизм

д)  усиление выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов

Ответы: 1-в, 2-д, 3-б, 4-а, 5-г.  

II.Развитие умения находить изобразительные и выразительные  средства в текстах.

Тренировочные упражнения из  презентации «Тропы. Словарь. Упражнения» (задания выполняются по 2-3 примерам)

     Первичная проверка: задание-тесты – в  презентации «Тренажер»

  1. Работа с текстами (в группах).  Тексты   распечатаны  из работы Путилиной И.К. «Тексты для подготовки к ЕГЭ (В-8)» Какова тема и основная мысль текста? Какие тропы и стилистические фигуры использовал автор для её выражения?

      Используем поэтические и прозаические тексты (тексты даются заранее по группам, чтобы сэкономить время на уроке и выполнить больше упражений)

Представители группы выходят к экрану, на который выведен текст, выразительно читают, сообщают результаты работы.

Выводы: Задать наводящие вопросы: Изобразительно-выразительные средства языка выступают одним из средств создания картин …… в художественных текстах, передают одухотворенность окружающего мира и человеческой души, помогают почувствовать единение автора или героя с природой и т. д…

           А сейчас я предлагаю выполнить задание в формате ЕГЭ, так как оно будет выглядеть на экзамене (материал из работы «Тексты произведений Солженицына на уроках русского языка»)  

Утенок

1) Маленький жёлтый утёнок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит: «Где моя мама? Где мои все?»

2) А у него не мама вовсе, а курица: ей подложили утиных яиц, она их высидела между своими, грела равно всех. 3) Сейчас перед непогодой их домик - перевернутую корзину без дна, отнесли под навес, накрыли мешковиной. 4) Все там, а этот затерялся. 5) А ну-ка, маленький, иди ко мне в ладони.

6) И в чём тут держится душа? 7) Не весит нисколько, глазки чёрные - как бусинки, ножки - воробьиные, чуть-чуть его сжать - и нет. 8) А между тем - тёпленький. 9) И клювик его бледно-розовый, как наманикюренный, уже разлапист. 10) И лапки уже перепончатые, и жёлт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают. 11)  И вот даже от братьев отличился характером.

12) А мы - мы на Венеру скоро полетим. 13) Мы теперь, если все дружно возьмёмся,- за двадцать минут целый мир перепашем.

14) Но никогда! - никогда, со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать -  не смонтируем вот этого невесомого жалкенького жёлтенького утёнка...                                

                                                                                            (по А.И.Солженицыну)

А28. В каком предложении  выражена ирония автора над стремлением современников подчинить себе мир космоса?

  1. 4
  2. 6
  3. 12
  4. 14

А29.  Какой тип речи представлен  предложениях 6-11 текста?

  1. все типы речи
  2. описание и повествование
  3. описание
  4. рассуждение

А30. В каком предложении используются авторские неологизмы?

  1. 14
  2. 9
  3. 1
  4. 7

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в ответе запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

В8. «В миниатюре «Утенок» красоте, гармонии и неповторимости природы, воплощенной в маленьком утенке, Солженицын противопоставляет мир современной техники, которую воспринимает как что-то уродливое и бездушное, деформирующее в человеке чувство прекрасного. Для подтверждения этой основной идеи текста автор прибегает к _____. Создавая образ утенка, автор использует ___ («тепленький», «брюшко», «бусинки», «клювик» и др.), ____ («невесомого жалкенького жёлтенького утёнка», «глазки чёрные», «ножки воробьиные» и др.).  Неприязнь Солженицына к современной технике передается и через ____ (предложение 13)».

Список терминов:

  1. противопоставление
  2.  архаизмы
  3.   лексический повтор
  4. слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами
  5.  анафора
  6. эпитеты
  7.  гипербола
  8.  риторический вопрос
  9.   неологизмы
  10.   метафора

ОТВЕТ: 1,4,6,7

Итоги урока.

Вывод: Работая над сегодняшней темой, мы ещё раз убедились в богатстве и разнообразии ресурсов русского языка, его образных средств. Нужно учиться у великих художников слова пользоваться этим достоянием разумно и экономно, делая свою речь образной и красивой.

     Домашнее задание: С начала урока остались неиспользованные карточки их  развесить на доске и спросить, как можно объединить эти понятия, что общего между ними – это будут лексические средства: антонимы, синонимы, фразеологизмы, книжная, просторечная лексика и т.д.)

Повторить лексические средства выразительности, перечитать известные стихи Н.Рубцова и найти в них художественно-изобразительные средства языка. Написать рецензию на одно из стихотворений в формате ЕГЭ с пропуском терминов и т.д.

Аллегория

Гипербола

Эпитет

Ирония

Литота

Тропы

Метафора

Сравнение

Перифраза

Метонимия

Олицетворение

Синекдоха

Оксюморон

Стилистические фигуры

Антитеза

Плеоназм

Многосоюзие и бессоюзие

Риторический  вопрос

Синтаксический параллелизм

Инверсия

Парцелляция

Градация

Риторическое обращение

Риторическое восклицание

 Повтор

Анафора

Эпифора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация. Обобщение изученного" 5 класс.

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация. Обобщение" позволяет систематизировать знания учащихся и подготовить в усвоению материала в 8-9 классах по данному разделу....

Урок русского языка в 7 классе. Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие».

Разработка конспекта урока русского языка в 7 классе по теме «Причастие» с  учётом требований ФГОС основного общего образования ...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе "Повторение и обобщение изученного по теме "Причастие"

Урок - экскурсия в музей Русского языка проводится с целью обобщения, систематизации знаний, умений и навыков по теме "Причастие"Задачи:1. систематизировать знания о причастии как о самостоятельной ча...

Урок русского языка в 6 классе по теме: Обобщение изученного по теме "Имя прилагательное"

Урок  систематизации и обобщения изученного по теме "Имя прилагательное"...

Урок по литературе в 5 классе на тему: "М.Ю. Лермонтов "Бородино". Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения".

Сочетание «Модели работы читателя с текстом» (методика Г.Граник) и социоигровых приёмов обучения (методика Букатова и Ершовой) даёт учащимся 5 класса возможность приступить к овладению анализом поэтич...

Урок русского языка в 5 классе «Систематизация и обобщение изученного о правописании корней с чередованием»

Цели урока:1.     Проверить знания учащихся по теме.2.     Активизировать познавательную деятельность учащихся на всех этапах урока.3.     В...