Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8)
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Цели:
1) повторить изобразительно-выразительные средства языка (термины, употребление);
2) тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к выполнению задания В8 ЕГЭ;
3) осуществлять эстетическое воспитание, потребность говорить правильно и красиво.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvenno-vyrazit.sredstva_russ.yaz_11_klass.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка на тему «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8)
Цели:
- повторить изобразительно-выразительные средства языка (термины, употребление);
- тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к выполнению задания В8 ЕГЭ;
- осуществлять эстетическое воспитание, потребность говорить правильно и красиво.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: групповая, фронтальная.
Методы урока: частично- поисковый, исследовательский.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийные презентации, тексты произведений для анализа, карточки
Этапы урока:
- Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
- Проверка домашнего задания. Фронтальная работа: повторение общих вопросов: тропы и фигуры речи, их назначение, работа на соотнесенность средств художественной -выразительности с их определениями
- Первичная проверка понимания: выполнение упражнений, презентация-тест.
- Закрепление: групповая работа (анализ текстов в мини-группах)
- Подведение первых итогов
- Контроль: выполнение задания в формате ЕГЭ
- Выводы, оценивание, домашнее задание
Ход урока:
Сообщение темы и целей урока. Повторение. На дом было задано повторить тропы и стилистические фигуры по таблице и словарю терминов.
Вопросы:
- На какие группы делятся изобразительно-выразительные средства языка? ( тропы и стилистические фигуры).
- Я предлагаю вам вспомнить, какие средства относятся к тропам, а какие – к фигурам речи. На доске прикреплены 2 таблички: тропы и фигуры речи. На учительском столе таблички с названиями средств языка. (Выходят 2 ученика, кто быстрее и правильнее соотнесет эти названия с основной группой, прикреплять можно на двусторонний скотч. Можно выходить по цепочке.. В результате получается такая конструкция на доске).
- Что такое тропы?
«Троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-либо отношении» (Розенталь Д.Э., с. 198).
- Для чего используются тропы?
Тропы помогают ярко и образно изобразить предметы и явления действительности, они связаны ассоциативно с теми ощущениями, которые мы получаем с помощью органов чувств. Эти средства можно назвать изобразительными.
Задание. Соотнесите тропы и их определения. (Фронтальная работа).
1) метафора | а) перенос значения с одного явления на другое по смежности |
2) метонимия | б) сильное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета |
3) парафраза | в) употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений |
4) ирония | г) замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты |
5) литота | д) употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки |
Ответы: 1-в, 2-а, 3-г, 4-д, 5-б.
Вопрос: Какова роль стилистических фигур? («Усиливают выразительность высказывания особой организацией языкового материала, в первую очередь специальным синтаксисом» (Розенталь Д.Э. стр107). Эти средства можно назвать выразительными.
Задание. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.
1) эпифора | а) расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости |
2) антитеза | б) пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации |
3) эллипсис | в) повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда |
4) градация | г) одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи |
5) параллелизм | д) усиление выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов |
Ответы: 1-в, 2-д, 3-б, 4-а, 5-г.
II.Развитие умения находить изобразительные и выразительные средства в текстах.
Тренировочные упражнения из презентации «Тропы. Словарь. Упражнения» (задания выполняются по 2-3 примерам)
Первичная проверка: задание-тесты – в презентации «Тренажер»
- Работа с текстами (в группах). Тексты распечатаны из работы Путилиной И.К. «Тексты для подготовки к ЕГЭ (В-8)» Какова тема и основная мысль текста? Какие тропы и стилистические фигуры использовал автор для её выражения?
Используем поэтические и прозаические тексты (тексты даются заранее по группам, чтобы сэкономить время на уроке и выполнить больше упражений)
Представители группы выходят к экрану, на который выведен текст, выразительно читают, сообщают результаты работы.
Выводы: Задать наводящие вопросы: Изобразительно-выразительные средства языка выступают одним из средств создания картин …… в художественных текстах, передают одухотворенность окружающего мира и человеческой души, помогают почувствовать единение автора или героя с природой и т. д…
А сейчас я предлагаю выполнить задание в формате ЕГЭ, так как оно будет выглядеть на экзамене (материал из работы «Тексты произведений Солженицына на уроках русского языка»)
Утенок
1) Маленький жёлтый утёнок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит: «Где моя мама? Где мои все?»
2) А у него не мама вовсе, а курица: ей подложили утиных яиц, она их высидела между своими, грела равно всех. 3) Сейчас перед непогодой их домик - перевернутую корзину без дна, отнесли под навес, накрыли мешковиной. 4) Все там, а этот затерялся. 5) А ну-ка, маленький, иди ко мне в ладони.
6) И в чём тут держится душа? 7) Не весит нисколько, глазки чёрные - как бусинки, ножки - воробьиные, чуть-чуть его сжать - и нет. 8) А между тем - тёпленький. 9) И клювик его бледно-розовый, как наманикюренный, уже разлапист. 10) И лапки уже перепончатые, и жёлт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают. 11) И вот даже от братьев отличился характером.
12) А мы - мы на Венеру скоро полетим. 13) Мы теперь, если все дружно возьмёмся,- за двадцать минут целый мир перепашем.
14) Но никогда! - никогда, со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать - не смонтируем вот этого невесомого жалкенького жёлтенького утёнка...
(по А.И.Солженицыну)
А28. В каком предложении выражена ирония автора над стремлением современников подчинить себе мир космоса?
- 4
- 6
- 12
- 14
А29. Какой тип речи представлен предложениях 6-11 текста?
- все типы речи
- описание и повествование
- описание
- рассуждение
А30. В каком предложении используются авторские неологизмы?
- 14
- 9
- 1
- 7
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в ответе запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.
В8. «В миниатюре «Утенок» красоте, гармонии и неповторимости природы, воплощенной в маленьком утенке, Солженицын противопоставляет мир современной техники, которую воспринимает как что-то уродливое и бездушное, деформирующее в человеке чувство прекрасного. Для подтверждения этой основной идеи текста автор прибегает к _____. Создавая образ утенка, автор использует ___ («тепленький», «брюшко», «бусинки», «клювик» и др.), ____ («невесомого жалкенького жёлтенького утёнка», «глазки чёрные», «ножки воробьиные» и др.). Неприязнь Солженицына к современной технике передается и через ____ (предложение 13)».
Список терминов:
- противопоставление
- архаизмы
- лексический повтор
- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами
- анафора
- эпитеты
- гипербола
- риторический вопрос
- неологизмы
- метафора
ОТВЕТ: 1,4,6,7
Итоги урока.
Вывод: Работая над сегодняшней темой, мы ещё раз убедились в богатстве и разнообразии ресурсов русского языка, его образных средств. Нужно учиться у великих художников слова пользоваться этим достоянием разумно и экономно, делая свою речь образной и красивой.
Домашнее задание: С начала урока остались неиспользованные карточки их развесить на доске и спросить, как можно объединить эти понятия, что общего между ними – это будут лексические средства: антонимы, синонимы, фразеологизмы, книжная, просторечная лексика и т.д.)
Повторить лексические средства выразительности, перечитать известные стихи Н.Рубцова и найти в них художественно-изобразительные средства языка. Написать рецензию на одно из стихотворений в формате ЕГЭ с пропуском терминов и т.д.
Аллегория
Гипербола
Эпитет
Ирония
Литота
Тропы
Метафора
Сравнение
Перифраза
Метонимия
Олицетворение
Синекдоха
Оксюморон
Стилистические фигуры
Антитеза
Плеоназм
Многосоюзие и бессоюзие
Риторический вопрос
Синтаксический параллелизм
Инверсия
Парцелляция
Градация
Риторическое обращение
Риторическое восклицание
Повтор
Анафора
Эпифора
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация. Обобщение изученного" 5 класс.
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация. Обобщение" позволяет систематизировать знания учащихся и подготовить в усвоению материала в 8-9 классах по данному разделу....
Урок русского языка в 7 классе по теме "Обобщение изученного о наречии".
Урок закрепления знаний...
Урок русского языка в 7 классе. Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие».
Разработка конспекта урока русского языка в 7 классе по теме «Причастие» с учётом требований ФГОС основного общего образования ...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе "Повторение и обобщение изученного по теме "Причастие"
Урок - экскурсия в музей Русского языка проводится с целью обобщения, систематизации знаний, умений и навыков по теме "Причастие"Задачи:1. систематизировать знания о причастии как о самостоятельной ча...
Урок русского языка в 6 классе по теме: Обобщение изученного по теме "Имя прилагательное"
Урок систематизации и обобщения изученного по теме "Имя прилагательное"...
Урок по литературе в 5 классе на тему: "М.Ю. Лермонтов "Бородино". Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения".
Сочетание «Модели работы читателя с текстом» (методика Г.Граник) и социоигровых приёмов обучения (методика Букатова и Ершовой) даёт учащимся 5 класса возможность приступить к овладению анализом поэтич...
Урок русского языка в 5 классе «Систематизация и обобщение изученного о правописании корней с чередованием»
Цели урока:1. Проверить знания учащихся по теме.2. Активизировать познавательную деятельность учащихся на всех этапах урока.3. В...