Урок русского языка в 6 классе по теме: Обобщение изученного по теме "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Апанасова Татьяна Григорьевна

Урок  систематизации и обобщения изученного по теме "Имя прилагательное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Тема урока: Обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»

Цель урока: систематизация, закрепление и углубление знаний учащихся по теме: «Имя прилагательное».

   Задачи урока:

образовательные:

  - проверить прочность усвоения темы;

  - закрепить орфографические навыки правописания имен прилагательных, умения находить прилагательные в предложении и словосочетании, определять их грамматические признаки, разряд по значению;

развивающие:

- продолжить развитие аналитико-синтетической деятельности учащихся;

- операций сравнения, сопоставления;

- коммуникативных  способностей учащихся;

воспитательные:

 - вырабатывать ответственность за выполненную работу;

- продолжить формирование толерантности, культуры учебного труда.

Оборудование: карточки с морфологическими признаками частей речи, сигнальные карточки, слайды, таблицы с изученными орфограммами, мелодия поэтической миниатюры П. И. Чайковского «Февраль».

Определяю я предметы.

Они со мной приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

(Слайд № 1)

Ход урока.

I. Организация класса.

     II. Вступительное слово учителя.

- Ребята, наверное, каждый из вас любит посещать музеи. Посещая их, человек узнает много нового, открывает для себя что-то неизведанное. На свете очень много разных музеев, и у нас с вами тоже будет свой музей – музей русского языка. В нем много разных залов, в каждом из которых представлены своеобразные экспонаты: части речи, морфемы, фонемы, знаки препинания и многое другое. Мы  с вами сегодня будем сотрудниками музея, работающими в зале «Имя прилагательное».

Очень занимательное-

Имя прилагательное.

Трудно будет без него,

Если пропадет оно.

Ну, представь-ка себе это:

Как без признаков предмета

Будем спорить, говорить,

Веселиться и шутить?

Что тогда получится?

Стоит разве мучиться?

Не скажем мы «прекрасное»,

Не скажем «безобразное»,

Не скажем маме «милая,

Красивая, любимая»,

Отцу, и брату, и сестре

Не сможем говорить нигде

Эти замечательные

При-ла-га-тель-ные.

Чтобы все отличным стало,

Разных признаков немало

Будем всюду замечать

И к месту в речи

Их вставлять.

-Итак, нам нужно подготовиться к открытию и быть готовыми рассказать посетителям музея об употреблении и правописании имен прилагательных. А для этого понадобятся все те знания, которые вы приобрели.

III Основная часть урока.

1. - Наш музей «Имен прилагательных» состоит из множества залов, экскурсоводами в которых будете вы, ребята. Итак, открывается первый зал.

1зал «Морфологические признаки имени прилагательного»

(Слайд № 2)

 1) Один «экскурсовод» у доски отбирает карточки с морфологическими признаками имени прилагательного.

( карточки с надписями: вид, число, время, склонение, спряжение, род предмет, разряд, признак, падеж, действие, форма(краткая, полная), степень сравнения).

2)Класс работает с текстом художественной литературы.

(Слайд № 3)

Взбесилась ведьма злая,

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя.

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

  - Определите название стихотворения и его автора.

  - Выпишите словосочетания «прил.+сущ.», обозначьте грамматические признаки имен прилагательных. Обратите внимание на форму прилагательного РУМЯНЕЙ.

 (Коллективная проверка работы «экскурсовода»)

3). - А сейчас мы проведем блиц-опрос. Ответьте на вопросы, проецированные на слайде.

(Слайд №4)

   1. На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

    а) Что делать? Что сделать?

    б) Какой? Чей?

    в) Когда? Где?

   2. Что обозначает прилагательное?

    а) Предмет.

    б) Признак предмета.

    в) Действие предмета.

   3. Чем, как, правило, является прилагательное в предложении?

    а) Подлежащим.

    б) Сказуемым.

    в) Определением.

  - Молодцы, вы правильно ответили на вопросы. А теперь сформулируйте определение имени прилагательного.

 – Мы должны быть готовы к разным вопросам со стороны посетителей.

   А  что вы можете рассказать об употреблении имен прилагательных в речи?

- Итак, употребление прилагательных характерно для устной и письменной речи. Их часто используют поэты и писатели, так как они придают речи образность и выразительность: «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя» (А.С. Пушкин).

 2. - Переходим в следующий зал, зал «Разрядов имен прилагательных».

          ( Слайд №5. 2 зал «Разряды имен прилагательных»).

- Наши «экскурсоводы» подготовили интересные исторические шутки- загадки о разрядах прилагательных. Вам необходимо определить, о каких разрядах имен прилагательных идет речь.

(Учащиеся инсценируют.)

Грамматическая шутка об относительных прилагательных

1.Мой знакомый старый дед знатный был языковед.

Самых разных слов немало дед в копилочке хранил.

Прилагательных – навалом! Очень их старик любил.

Раз коробочки упали- мы ужасно растерялись,

Потому что увидали, как слова перемешались.

В прилагательные влез я. Одно слово пробурчало:

«Отнеси меня на место, раньше я не здесь лежало».

Куча слов зашевелилась, зафырчала, закричала:

«Я вот к месту относилась!»

«Ну, а я – к материалу!»-

«Я ко времени имело отношение прямое!» -

 «А теперь все вперемешку мы лежим между собою!»-

«К действию мы отношенье имеем!

Спрячьте в коробку нас! Мы заболеем!»

Грамматическая шутка о качественных прилагательных

Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи.

Кто в подъезде всех сильней: и знакомых и друзей?

Дядьки во дворе пыхтят, силой мериться хотят.

Каждый так гордиться им, этим качеством своим.

Дядя Костя очень сильный, льется пот с него обильный:

Он легко одной рукой поднял штангу над собой.

Дядя Витя, тот сильнее, его штанга тяжелее.

Самый, самый – наш Антон. Он дворовый чемпион.

Он сильнейший. Он силен, сильный-сильный дядька он!

Грамматическая шутка о притяжательных прилагательных

Что кому принадлежит, тот за тем вослед бежит!

За своей старушкой бегает избушка.

С бабкой бабкина избушка так играет в притягушки.

Шапка папина была. С папой в офис побрела:

Притянулась она к папе, прямо к уху приросла.

Зато мамино пальто и пушистое манто

Притянулись к маме. Посмотрите сами!

Песья будка – вот дела! – с псом и ела, и спала.

А сегодня притянулась: с ним на улицу ушла.

Зайчик бедный так устал: от норы своей бежал.

Притянулась вдруг с утра к зайцу заячья нора.

-Переведем грамматические шутки на язык науки. Какие прилагательные называются качественными, относительными и притяжательными?

-Какого разряда прилагательных нет в данном стихотворении?  

(слайд №6)

Лежат в коробке пуговки

Различных образцов.

Есть белые, есть черные,

Есть пестрые, цветные,

Стеклянные, чеканные,

Резные, костяные.

                                        (О. Дриз.)

  - А сейчас проведем  игру «Аукцион», кто больше подберет фразеологических оборотов, в состав которых входят притяжательные прилагательные.

(Учащиеся записывают в тетради фразеологические обороты с притяжательными прилагательными.Затем зачитывают вслух.)

 -   Реклама.

Каких только прилагательных ты не найдешь здесь. Маленькие и большие, Взрослые и подрастающие, хорошие и плохие, красивые и не очень, холодные и горячие. Каждый стремится победить соперника, поэтому они постоянно сравнивают свои качества: у кого больше? У кого меньше? Мир этих прилагательных, таких непохожих и ярких, безбрежен, он постоянно расширяется. Их количество растет. Растет и переходит в качество. И это понятно – кому же не хочется стать лучше, качественней?

 - Какому разряду прилагательных посвящена эта реклама?

- Выпишите 5 прилагательных, используемых в рекламе. Укажите их разряд.

  (Дети называют записанные прилагательные и указывают их разряд.)

  - Докажите, что это качественные прилагательные.

  - Подберите 3 относительных и 3 притяжательных прилагательных. Запишите их с подходящими по смыслу существительными.

  1. – А вот и распахнулись двери 3 зала нашего музея.

(Слайд № 7: 3 зал «Степени имен прилагательных»)

- Как вы уже догадались, мы с вами поведем беседу о степенях сравнения прилагательных.

-Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения?

- На какие две группы делятся степени сравнения?

- А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Стоп».

Буду называть прилагательные и формы их превосходной степени, если вы заметите ошибку в употреблении неправильной  формы, то должны хлопнуть в ладоши и исправить ошибку.

Строгий – строгайший

Добрый – добрейший

Тихий – тихайший

Храбрый – храбрейший

Глубокий – глубокайший

Богатый – богатейший

Высокий – высочайший

Редкий – редкайший

Вечерний – вечернейший

Верблюжий – верблюжайший.

-Спасибо за работу, и сейчас мы с вами перейдем в залы музея, в которых вспомним правописание имен прилагательных.

- Назовите орфограммы, изученные в разделе «Имя прилагательное».

4.-Итак, мы оказались в зале правописания «Не с именами прилагательными».

(«Слайд №8»)

-Вспомним правило написания НЕ с именами ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ.

   (Рассказывает ученик «экскурсовод».)

-Имена прилагательные часто употребляются в народных изречениях пословицах и поговорках, именно они способны делать нашу речь живописной. Без них наша речь бедна и невыразительна.

  - Запишите пословицы, раскрывая скобки и объясняя их правописание.

(Слайд №9)

  1. (Не)верный друг – опасный враг.
  2. (Не)доброе слово больнее огня жжет.
  3. Совсем (не)веселое настроение бывает у тиранов.
  4. В (не)дружной семье добра не бывает.
  5. (Не)вежественный человек не понимает пользу ученья.
  6.  (Не)разумного учить, что в бездонную кадку воды лить.
  7. Живи (не)прошлым, а настоящим.
  8. (Не)красна изба углами, красна пирогами.

(Коллективная проверка)

5. –Переходим в следующий зал «-Н- и –НН- в прилагательных»

(Слайд№10)

-«Экскурсовод» приготовил схему правописания суффиксов имен прилагательных. Нам с вами необходимо проверить, все ли отражено в данной схеме?

(Слайд №11)

Одна буква н пишется:

  1. в суффиксе –ин;
  2. в суффиксах –ан, -ян прилагательных, образованных от существительных.

Две буквы н пишутся:

  1. в прилагательных, образованных при помощи суффикса –н- от существительных с основой на – н;
  2. в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов –онн-, -енн-.

- Вы правильно догадались, здесь не указаны слова-исключения из правила.

- Группа учащихся представляют сценку о словах исключениях: «Загадка помогла».

Надя учится в шестом классе, а ее сестра Нина – в пятом. Из школы они часто идут вместе.

- Сегодня мы писали диктант,- рассказывает Надя.

- Трудный?

- Нет! Правда, встретились прилагательные с суффиксами –АН-, -ЯН-, -ИН-, и некоторые девочки написали одну букву Н, а я не ошиблась, написала два Н.

  Нина даже остановилась от удивления.

-Да ты что? Прилагательные с суффиксами –АН-, -ЯН-, -ИН- пишутся с одним Н!

- Не волнуйся, Нина. В диктанте были слова-исключения: деревянный, оловянный, стеклянный. А они пишутся с двумя Н.

- Как же? – спросила Нина.

- Очень просто. Есть загадка об оконной раме:

Поля стеклянные,

Межи деревянные,

Ручки оловянные.

- Вот здорово! – воскликнула Нина. – Я постараюсь запомнить эту загадку, ведь в ней все три прилагательных - исключения.

- Ребята, а вам эта сценка помогла лучше запомнить прилагательные - исключения

- Для того, чтобы запомнить правило правописания одной и двух букв Н  в прилагательных, предлагаю провести игру «Цепочка» по вариантам.

(Дается лист, и каждый ученик записывает одно прилагательное с Н или НН.Записав слово, ученик загибает листок и передает следующему в варианте, и так до конца).

   Когда заканчивается работа, «экскурсоводы» проверяют и рецензируют по вариантам, если есть ошибки, предлагается дать толкование орфограммы.

6. Физкультминутка «Релаксация».

(Звучит поэтическая миниатюра П. И. Чайковского)

7. -В этом маленьком зале мы повторим  правописание суффиксов прилагательных –К – и –СК- .

(Слайд №12)

   «Экскурсовод» рассказывает правило и проводит работу с сигнальными карточками –к- и –ск-

-Замените словосочетания «существительное + существительное» словосочетанием «прилагательное + существительное

(Слайд №13)

Коллекция любителя

Профессия актера

Дача соседа

Состязание рыцарей

Занятия по практике

Лодка рыбака

Берег Турции

-Проверяем выполненную работу с помощью сигнальных карточек –К- и –СК-

8. –И, наконец, мы оказались в последнем зале нашего музея, в зале «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»

(слайд №14 )

- Ребята, как вы знаете, прилагательные образуются не только приставочными, но и суффиксальными способами. Они могут быть образованы путем сложения основ. В этом случае получается сложное слово.

- Вспомним правило, когда сложные прилагательные пишутся слитно, а когда через дефис?

(Учащиеся рассказывают правило.)

  -Обратите внимание на сложные прилагательные и объясните их правописание:

(Слайд №15)

серебристый, прозрачно-чистый снег, ослепительно блестящий на солнце, густо-синий в тени, темно-зеленые ветви.

- Используя данные прилагательные, напишите сочинение-миниатюру на тему «Февральский денек». Февраль – лучший зимний месяц, по мнению П. И. Чайковского. Русский пейзаж имел для него ни с чем не сравнимую прелесть. Может быть, музыка Петра Ильича Чайковского поможет вам.

(Звучит мелодия поэтической миниатюры «Февраль» П. И. Чайковского.).

         Работа над миниатюрами.

IV. Подведение итогов.

- Наша работа в музее русского языка на сегодня закончена, но она будет продолжаться при изучении других разделов курса.

(Слайд №16)

Для всех, кто любит свой язык,

Кто с русской речью дружен,

Быть равнодушным не привык,

Кому покой не нужен,

Откроет двери наш музей,

Мы с нетерпеньем ждем гостей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и предметов регионального компонента. Обобщение изученного по теме «Имя числительное». 6 класс.

Идея данного урока возникла во время участия во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок» - 2009.  Учитель русского языка и литературы из. г. Тимашевска Краснодарского края Чепуркова Ирина Эдуардо...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Обобщение изученного об имени прилагательном"

Разработка урока и презентация. Материал к уроку подобран на основе информации о декоративно-прикладных промыслах....

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....

Методическая разработка урока русского языка: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».

Тема урока: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».Модуль: практикум «Часть речи – имя существительное. Повторение и обобщение изученного».Тип урока: повторение и системати...

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме "Обобщение изученного об имени прилагательном"

В материалах содержится конспект урока, мультимедийная презентация, раздаточный материал...

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация изученного в 5 классе.

Предложен материал к самостоятельному осмыслению пройденного пятиклассниками в условиях дистанционного обучения....