Разработка урока русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация. Обобщение изученного" 5 класс.
методическая разработка (русский язык, 5 класс) на тему
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация. Обобщение" позволяет систематизировать знания учащихся и подготовить в усвоению материала в 8-9 классах по данному разделу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rus.yaz_po_teme_sintaksis_i_punktuaciya_5_klass.docx | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ.
На уроках в 5 классе по теме «Синтаксис и пунктуация» даются основные понятия : «словосочетание», «тип словосочетания», «члены предложения», «простое и сложное предложения» и др. От того, как глубоко будут изучены эти синтаксические понятия в 5 классе, зависит, насколько качественно будет проходить процесс усвоения материала в дальнейшем. Особенно это касается 8-9 классов, программа которых полностью посвящена изучению синтаксиса и пунктуации.
Предлагаемый вам урок предполагает реализацию следующих целей:
- Закрепить изученный материал по теме.
- Проверить качество знаний, умений и навыков.
- Развивать навыки работы в группе и паре
- Воспитывать любовь к родному языку, чувство ответственности при работе в коллективе
Урок построен по принципу «от общего к частному» и содержит разные виды работ: фронтальный опрос, коллективный анализ словосочетаний и предложений, работа в бригадах и парах.
Подбор заданий учитывает уровень обученности учащихся и позволяет определить степень усвоения данной темы в количественном и качественном разрезе.
ТЕМА : Закрепление изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»
ЦЕЛИ:
- Закрепить изученный материал по теме;
- Проверить качество знаний;
- Развивать навыки работы в группе;
- Воспитывать любовь к родному языку, чувство ответственности при работе в коллективе.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник «Русский язык. 5 класс», контрольные листы с заданиями – 5 шт; конверты с заданиями – по 2 на каждую группу (8 шт.),схемы предложений.
ХОД УРОКА:
- Орг. момент
- Вступительное слово учителя
Мы закончили изучение темы «Синтаксис и пунктуация». Сегодня нам с вами предстоит проверить, насколько хорошо усвоен этот раздел. Нам предстоит провести исследование понятий этого раздела русского языка. Но сначала давайте вспомним о них.
- Закрепление темы «Синтаксис и пунктуация»
А) Беседа по вопросам:
- Как называется наука, изучающая строение словосочетания и предложения? (синтаксис)
- Что изучает пунктуация? (правила постановки знаков препинания)
- Какой знак препинания служит для разделения однородных членов? (запятая)
- Когда между однородными членами запятая не ставится? (когда союз «и» соединяет два однородных члена)
- Когда в предложении ставится тире? (когда подлежащее и сказуемое выражены сущ. в им.п.)
- Какие члены предложения составляют грамматическую основу? (подлежащее и сказуемое)
- Какие члены предложения распространяют основу? (дополнение, определение, обстоятельство)
- Что такое словосочетание? (это два слова, связанные по смыслу и грамматически, одно – главное, другое – зависимое).
Б) Упражнения на закрепление
«Найди ошибку в словосочетании»
- Ребята, на доске записаны предложения и словосочетания из них. Найдите ошибки в выписанных словосочетаниях.
- Роса блестела на траве крупными каплями.
- Роса блестела
- Блестела на траве
- На траве
- Блестела каплями
- Крупными каплями
- Иней выпал на рассвете и долго не таял на траве.
- Выпал на рассвете
- Выпал и не таял
- Долго не таял
- Иней не таял
- Не таял на траве
«Синтаксический разбор предложений, данных в предыдущем задании»
- Разберите эти предложения по вариантам, от каждого варианта по 1 человеку будет работать у доски
«Работа с контрольными листами»
- А сейчас вам предстоит работа с контрольными листами. Работать вы будете в бригадах. Каждая бригада получит бланк с заданиями. Вам необходимо внимательно читать задания и выполнять их на этом бланке. Заполняйте аккуратно. Успех будет зависеть от всех членов бригады. Совещаться можно только внутри бригады. Переговоры с другими бригадами недопустимы.
( После выполнения проверка заданий в бригадах по цепочке)
- Итоги работы с контрольными листами мы проведем на следующем уроке.
«Индивидуальная работа в парах»
- Я подготовила конверты с заданиями. Эти задания вы будете выполнять в паре с тем, с кем сидите за партой. Прошу подойти по одному представителю от каждой пары и выбрать конверт. В конверте ,кроме задания, вы найдете чистый лист. Здесь вы напишите ответ на задание. Не забудьте подписать свои листочки.( после выполнения проверка)
«Работа со схемами»
- Прочитайте схемы. Составьте и запишите предложения по схемам. Подчеркните грамматическую основу, укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое
___
___________
__________
====
===
1) И 2) , И
____
____
____
3 ) : , ,
1
__ ===
__ ==
2
4) , И 5)
ЧТО
- Подведение итогов урока.
- Какие разделы русского языка мы сегодня повторяли?
- Посмотрите на схемы. Почему на схеме 1 нет запятой, а на схеме 4 – есть?
5. Домашнее задание: с 96, упр 231. Оценки за урок.
ПРИЛОЖЕНИЕ
КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ
№ группы________________________________________________
Фамилии:_________________________________________________
1. Ответьте на вопросы.
1.Какие бывают члены предложения(подчеркни):
а)главные и неглавные,
б)основные и вспомогательные,
в)главные и второстепенные,
г)общие и необщие.
2.На какие вопросы отвечает дополнение?_________________
3.На какие вопросы отвечает определение?________________
4.На какие вопросы отвечает обстоятельство?_____________
5.Как подчеркиваются:
Подлежащее______________________
Сказуемое________________________
Дополнение_______________________
Определение______________________
Обстоятельство___________________
2.Допишите предложения, подчеркните второстепенные члены предложения.
1.Ученики отправились(куда?)______________________________
2.В лесу можно услышать(что?)_____________________________
3.Небо затянуло(чем?)______________________________________
4.Поезд прибыл(когда?)____________________________________
5.Мы любовались(каким? чем?)_____________________________
6.Брат читает(какую?)_____________________________ книгу.
7.(Когда? где?)_______________________ можно встретить(кого?)
8.(Какие?)______________ каникулы мы провели(где?)_________
9.Мальчик сидит(на чем?)__________________________________
10.Мы живем (в каком?) __________________________ доме.
8.(Какие?)______________ каникулы мы провели(где?)_________
9.Мальчик сидит(на чем?)__________________________________
10.Мы живем(в каком?)__________________________ доме.
3.Надпишите над стрелками подходящие вопросы Подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
что?
Образец: Зажгло грозою дерево.
чем?
1.Издалека слышится стук дятла.
2.Ночь принесла прохладу.
3.Дедушка рассказал интересную сказку.
4.Всегда надо говорить правду.
5.Ребята сидели у костра и пели задорные песни.
4.Выпишите каждый по три предложения. Сделайте их разбор ( части речи, члены предложения, вид предложения по наличию второстепенных членов)
нар. глаг. прил. сущ.
Образец: Тихо догорал осенний день.(распр.)
1.Тихо,темно.
2.Веет теплый ветер.
3.Воробей купается в луже.
4.Все вокруг постепенно покрывается густым туманом.
5.Грамоте учиться- всегда пригодиться.
6.Лес стоит большой и крепкий.
7.Небо окутано облаками.
8.Восходит солнце.
9.Высоко в горах раскинулось небольшое озеро.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Имя прилагательное. Повторение и обобщение" 6 класс
В общей системе уроков по разделу данный урок представляет урок-повторение и обобщение. В структуре урока можно проследить такие этапы: мотивация, акту...
Методическая разработка урока русского языка по теме "Речевой этикет" для 5 класса (в соответствии с ФГОС)
Методическая разработка урока русского языка по теме "Речевой этикет" для 5 класса (в соответствии с ФГОС)...
Методическая разработка урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС. 5 класс. Правописание глаголов изъявительного и повелительного наклонения.
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Разработка урока русского языка по теме "Морфемы. Значение морфем" 5 класс
Разработка урока русского языка по теме "Морфемы. Значение морфем". 5 класс. Учебник под редакцией Т.А. Ладыженской. Урок составлен с применением блочно-модульной технологии....
Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе
Урок по теме «Собирательные числительные» относится к типу уроков объяснения нового материала. В его структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент, повторен...
Методическая разработка урока русского языка: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».
Тема урока: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».Модуль: практикум «Часть речи – имя существительное. Повторение и обобщение изученного».Тип урока: повторение и системати...
Разработка урока русского языка "Обособленные обстоятельства. Закрепление и обобщение темы."
Урок русского языка по теме "Обособленные обстоятельства. Закрепление и обобщение темы." для учащихся 8 класса предполагает работу в группах. Предлагаются задания разного уровня сложности. П...