Методическая разработка урока русского языка в 7 классе "Повторение и обобщение изученного по теме "Причастие"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Урок - экскурсия в музей Русского языка проводится с целью обобщения, систематизации знаний, умений и навыков по теме "Причастие"
Задачи:
1. систематизировать знания о причастии как о самостоятельной части речи;
2. закрепить навыки правописания причастий и постановки запятой при причастном обороте;
3. развивать зрительную, слуховую память, логическое мышление, наблюдать языковые факты, сравнивать и делать соответствующие выводы;
4. обучаться правильному употреблению в речи причастий и причастных оборотов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 30.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе
Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие»
Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся о причастии как о части речи.
Задачи:
1. систематизировать знания о причастии как о самостоятельной части речи;
2. закрепить навыки правописания причастий и постановки запятой при причастном обороте;
3. развивать зрительную, слуховую память, логическое мышление, наблюдать языковые факты, сравнивать и делать соответствующие выводы;
4. обучаться правильному употреблению в речи причастий и причастных оборотов.
Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.
Форма урока: урок – экскурсия
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выставочный столик, карточки со словосочетаниями, толковый словарь С. И. Ожегова, конверт с «письмами»-заданиями, репродукция картины К .Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
Ход урока.
- Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
Вступительное слово учителя.
- Ребята, на протяжении нескольких уроков мы изучали причастия. Сегодня у нас урок - обобщение по теме «Причастие» (слайд № 1), и я вас приглашаю совершить экскурсию в музей Русского языка (слайд № 2).
Цель нашей экскурсии: обобщить все полученные знания о причастии как о части речи. А задачи наши следующие: принимая участие в самых разных видах работы, правильно определять в текстах причастия, отличать их от других частей речи. Кроме того, мы будем продолжать развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, закрепляя навыки правописания причастий и постановки запятой при причастном обороте. Предложенные задания помогут вам не только закрепить полученные знания, но и развивать зрительную, слуховую память, логическое мышление, внимание, а также наблюдать языковые факты, сравнивать и делать соответствующие выводы. И, конечно же, мы будем на уроке вести работу по развитию речи, обучаться правильному употреблению в речи причастий и причастных оборотов. Словом, нам предстоит большая, серьёзная работа в музее, и я каждому из вас желаю успехов.
- У музея ребят встречает директор (реализация опережающего задания).
Директор музея:
- Здравствуйте, ребята! Я директор музея Русского языка. Рад вас видеть! Добро пожаловать! В нашем музее много разных залов, в каждом из которых представлены своеобразные экспонаты: части речи, морфемы, фонемы, знаки препинания. Я вас приглашаю в зал «Причастие».
Директор пытается открыть дверь, но у него не получается. Ребята не могут войти в зал. К ручке двери прикреплена записка. В записке: «Отгадайте загадку, и дверь откроется»
Учитель:
-Ребята, справимся с заданием?
Директор читает загадку:
- Вот свойство моё обязательное.
Склоняюсь я, как прилагательное,
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю.
Учитель:
- Ребята, о чём эта загадка?
А что обозначает причастие?
Какие морфологические признаки глагола заключает в себе причастие?
А какие морфологические признаки прилагательного?
Дверь в зал открывается.
- Работа с эпиграфом к уроку
Учитель:
- Молодцы, ребята! Подводя итоги всем вашим рассуждениям в поиске отгадки, обратимся к словам В.И. Даля «Причастие – это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного» (слайд №3)
- Как вы понимаете смысл этого высказывания?
- А что вам известно о В. И. Дале? Чем он знаменит в области языкознания?
- Итак, правильный ответ на загадку дал нам право войти в зал «Причастие»
Ребята, вы будете не просто пассивными зрителями, а активными участниками всего происходящего в музее. Я выступлю в роли экскурсовода. И разрешите представить моих помощников, соэкскурсоводов (представление обучающихся). Эти ребята помогут вам в работе с экспонатами музея. Пожалуйста, внимательно отнеситесь к их заданиям.
- Выставка «Морфологические признаки причастия» Выборочный диктант.
Учитель:
-С целью повторения морфологических признаков причастия, я вас приглашаю к выставке «Морфологические признаки» (слайд № 4). Первым этапом для достижения этой цели будет выборочный диктант.
Из диктуемых мною словосочетаний запишите только те, которые включают причастия. Будьте внимательны, запоминайте словосочетания, потому что повторять я не буду.
Шумный поток, вспаханное поле, четвёртый этаж, поющие птицы, золотое кольцо, об оттаявшей земле, другой человек, стелющийся туман, белый снег, белеющий цветок, седой старик, видимый сад.
Учитель: Ребята, назовите одно из записанных вами словосочетаний и докажите, что оно включает причастие.
Объясните орфограммы в причастиях стелющийся, видимый.
С данными словосочетаниями мы ещё будем работать. А какой темой они объединены? (тема природы)
Ребята, в нашем музее мы будем работать именно с такими словосочетаниями и предложениями, потому что это самое главное в нашей жизни.
- Работа в паре у выставочного столика «Действительные и страдательные причастия»
Учитель:
- Итак, ребята, вы правильно определили грамматическое значение причастий, указали морфологические признаки, сумели отличить их от других частей речи. И вот теперь я вас приглашаю к выставочному столику. Его экспонаты рассказывают о двух видах причастий. А знаете ли вы, что обозначает слово «экспонат»? Пользуясь каким словарём, мы узнаём о лексическом значении слова? (реализация индивидуального задания: работа с толковым словарём)
Какие два вида причастий вы знаете? (на выставочном столике разворачиваю «экспонаты»- карточки с надписью «Действительные причастия» и «Страдательные причастия»)
Чем отличаются действительные причастия от страдательных?
На выставочном столике вы видите карточки, на которых записаны словосочетания из выборочного диктанта. Задание следующее: разделить карточки на две группы
1) карточки со словосочетаниями, в которые входят действительные причастия;
2) карточки со словосочетаниями, в которые входят страдательные причастия.
Я приглашаю к столику двоих учащихся.
- Выставка «Словообразование причастий». Работа у доски.
Учитель:
-Пока ребята работают с карточками, мы переходим к следующей выставке «Словообразование причастий» (слайд №5) Здесь нас встречает соэкскурсовод (имя обучающегося).
Соэкскурсовод:
-Знакомя вас с экспонатами моей выставки, я предлагаю задание, которое поможет закрепить знания о словообразовании причастий. Обратите внимание на доску. Перед вами два глагола. Обучающиеся 1 варианта образуют всевозможные формы полных причастий от глагола видеть, а обучающиеся 2 варианта – от глагола сделать.
(двое обучающихся выполняют работу у доски)
Проверка работы.
- Проверка работы по распределению действительных и страдательных причастий (работа в паре у выставочного столика)
Учитель:
-А сейчас мы возвращаемся к выставочному столику. Справились ребята с заданием? Давайте проверим. Будьте внимательны, исправляйте ошибки.
Выберите из словосочетаний то, которое вам больше понравилось и составьте с данным словосочетанием предложение о природе. У кого получится предложение самым красивым?
(Лучшее предложение записывается на доске, выписывается причастие для морфологического разбора)
- Физкультминутка.
Учитель:
-Ребята, с экспонатами каких выставок мы познакомились? Но в музее есть и другая комната. Прочтите вывеску. Комната для отдыхающих гостей (слайд № 6)
А есть ли здесь слово, интересующее нас?
Какое это причастие?
Нас встречает заведующий (Имя обучающегося, выполнявшего опережающее задание)
Заведующий:
- Ребята, прервём нашу экскурсию для физминутки,
Мышцы будем развивать,
Чтобы сильным быть, умелым и в учении успевать.
Но наша зарядка будет не только для мышц, но и для ума, памяти, внимания. Встаньте, пожалуйста, слушайте внимательно и постарайтесь в моей речи отметить причастия и их формы.
Голова приподнята, спина выпрямлена, руки на поясе.
Наклоны головы вправо, влево, вперёд, назад.
Руки разведены в стороны. Повороты туловища вправо, влево.
Поверните голову к окну. Взгляд устремлён вдаль.
Посмотрите на меня. Тихонько присядьте на свое рабочее место.
Учитель:
- Кто самый внимательный? Назовите причастия, прозвучавшие в речи (имя обучающегося). Что это за формы причастий? О таких мы ещё не говорили в нашем музее. А чем краткие причастия отличаются от полных? А какие причастия чаще употребляются в устной речи? А в письменной речи где чаще мы встречаемся с причастиями? И в этом вы ещё раз убедитесь, прослушав задание, выполненное (имена обучающихся)
- Лингвистический эксперимент ( реализация индивидуального домашнего задания).
Учитель:
- (имена обучающихся) дома работали над отрывком из текста К. Г. Паустовского. В тексте, который прочитает (имя обучающегося), причастия и причастные обороты опущены, а (имя обучающегося) прочитает текст, созданный мастером слова. Ребята, постарайтесь сравнить и ответить на вопрос: Как причастия меняют текст?
Есть дожди (моросящие), слепые, обложные, грибные, спорые, полосовые, (идущие полосами), косые, сильные, окатные дожди и, наконец, ливни (проливни). Спорый дождь льётся отвесно, сильно. Он всегда приближается с (надвигающимся) шумом. Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает на воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, ещё видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.
О слепом дожде (идущем при солнце) в народе говорят: «Царевна плачет». (Сверкающие на солнце) капли этого дождя похожи на крупные слёзы. А кому же и плакать такими (сияющими) слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне? (К. Г. Паустовский)
Учитель:
- Ребята, как причастия меняют текст?
Действительно, употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи. Их часто используют поэты и писатели, так как они придают речи образность, выразительность. О значимости причастий в речи говорил гениальный русский поэт А.С. Пушкин: «Причастие обыкновенно избегают в разговоре…Мы говорим, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом» (слайд №7)
Таким образом, мы убеждаемся ещё раз, что причастия в речи играют большую роль. Но всегда ли мы их правильно употребляем? На этот вопрос вы найдёте ответ на выставке «Употребление причастий в речи» (слайд № 8)
- Работа по редактированию предложений.
Соэкскурсовод:
-Ребята, в нашем музее есть примеры неправильного употребления причастий и причастных оборотов. Надеюсь, что скоро они станут только музейными экспонатами.
Прочтите внимательно предложения, найдите ошибки и запишите в тетради в исправленном виде.
1)Туристы, увидящие красоты реки Волги, надолго запомнят их.
2)Тишину нарушали временами сорвавшиеся с высоты сосен комья снега.
3)Озеро, замыкавшее поясом непроходимых зарослей, поблёскивало внизу.4.
Проверка работы.
Учитель:
-Молодцы, ребята, я надеюсь, что после сегодняшнего урока вы будете правильно употреблять в своей речи причастия и причастные обороты. А что обозначает цифра «4»?
(Обучающиеся выполняют синтаксический разбор предложения у доски и в тетрадях).
Учитель:
-Ребята, а всегда ли причастный оборот выделяется запятыми? Покажите графически, когда причастный оборот запятыми не выделяется.
- Работа с орфограммами и пунктограммами по теме «Причастие» с самопроверкой.
-В нашем музее есть очень много писем. Это один из самых распространённых экспонатов. Вот письмо, автор которого просит помочь в записи текста.
Учитель
-С целью предупреждения орфографических и пунктуационных ошибок, каждый из вас, ребята, поработает с «письмом», вставит пропущенные буквы, раскроет скобки и расставит пропущенные знаки препинания.
Однажды, возвр…щаясь из Петровского, я заблудился в лесных оврагах. Б…рмотали под к…рнями ручьи, на дне оврага бл…стели маленькие озёра. (Не)подвижный воздух был красноват и горяч… .
Глухие, грохоч…щие (не)ослабева…щие звуки долетали (из)далека, и ветер вдруг прошумевший на поляне донёс брызги дождя.
Приглядевшись, я узнал (не)скоше(н,нн)ый луг над Соротью, песча(н,нн)ый косогор, тропинку ведущую в парк.
Это было Михайловское.
(Обучающиеся проводят самопроверку, сверяя с текстом, воспроизведённым на интерактивной доске) (слайд №9)
Соэкскурсовод:
-Пока ребята работают с письмами, я хотела бы пригласить двоих желающих в картинную галерею.
- Творческая работа по картине К. Г. Маковского «Дети, бегущие от грозы» в картинной галерее.
Соэкскурсовод:
-Я предложила ребятам написать сочинение по картине К.Г.Маковского «Дети, бегущие от грозы» с использованием причастий и причастных оборотов.
Учитель:
-Ребята, давайте послушаем сочинение. Может быть, вы внесёте какие-то изменения, поправки.
(Обучающиеся вносят в сочинение дополнения, поправки)
Учитель:
-Ребята, работая над сочинением, вы ещё раз убедились, насколько велика роль причастий, сколько дополнительных сообщений вносит эта часть речи. Насколько ярче становятся сочинения, в которых употребляются причастия и причастные обороты.
13. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель:
-Ребята, наша экскурсия завершилась, и мы возвращаемся в класс.
Понравилась ли вам экскурсия? А что особенно понравилось?
Подводя итоги нашему уроку, давайте ещё раз вспомним, что мы повторили о причастии, побывав в музее Русского языка.
Вы активно работали? А кто был самым активным?
Вашу работу я оцениваю отметками (выставление отметок)
14. Домашнее задание.
Учитель:
-И продолжением нашего урока- экскурсии будет ваше домашнее задание. Я вам предлагаю написать сочинение на грамматическую тему «Что я знаю о причастии» , опираясь на высказывание В. И. Даля, которое стало эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку. Не забывайте, что систематизация материала поможет вам справиться с заданиями в контрольной работе. Спасибо за урок.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ.
- М. Ф. Фёдорова.. Уроки русского языка в 7 классе. Книга для учителя. Москва «Просвещение», 2008г.
- Т. А. Костяева. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. 7 класс. Пособие для учителя. Москва. «Просвещение», 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний о предлоге».
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний о предлоге». Тип урока: обобщение и проверка знаний о предлогах.Цели: 1)...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Обобщение по теме "Имя числительное"
Данный урок представляет собой заочную экскурсию по Санкт-Петербургу. Путешествуя по городу, учащиеся повторяют основные правила, связанные с темой "Имя числительное"....
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"
Предлагается методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"...
Методическая разработка урока русского языка: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».
Тема урока: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».Модуль: практикум «Часть речи – имя существительное. Повторение и обобщение изученного».Тип урока: повторение и системати...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ «Повторение и обобщение изученного материала о служебных частях речи»
laquo;Повторение и обобщение изученного материала о служебных частях речи»...
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе Повторение и обобщение по теме Имя числительное
Урок русского языка с использованием краеведческого материала...